БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 Театр, отделы были созданы в Москве в Гос. академии художеств, наук (ГАХН) и в Российском ин-те истории иск-в в Петрограде. В театр, музеях, б-ках, архивах также велось изучение иск-ва театра. Само понятие "Т." рождалось именно в это время, поскольку только после Окт. революции исследование театр, иск-ва выделилось в самостоят, науч. дисциплину.

Сов. наука о театре прошла большой и сложный путь, связанный с преодолением формалистич. и вульгарно-социологич. тенденций, проявлений догматизма и ревизионистских влияний. Она развивалась на основе принципов марксистсколенинской эстетики, наследуя достижения передовой эстетич. мысли прошлого, в первую очередь принципы рус. революц.-демократич. критиков - Белинского, Чернышевского, Добролюбова, идеи великих рус. писателей - Пушкина, Гоголя, Островского и др.

Важное значение для формирования Т. как особой науч. дисциплины имела деятельность учёных, сосредоточенных в основном в отделе театра Ленингр. ин-та истории иск-в (в дальнейшем Гос. академия искусствознания - ГАИС - организована в Москве в 1931, с 1933 переведена в Ленинград, с 1962 - Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии). В их работах 20-х гг. сказывались вулъгарно-социологич. и отчасти формалистич. влияния, изжитые в дальнейшем. Положительным было утверждение о театре как о специфич. явлении художеств, культуры. Заслуга сов. театроведов также в широком развёртывании исследоват. работ, охватывающих различные этапы развития рус. театра (В. H. Всеволодский-Гернгросс, С. С. Данилов), западноевропейского (А. А. Гвоздев, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский), восточного (H. И. Конрад), включая проблемы муз. театра (И. И. Соллертинский), эстрады и цирка (Е. М. Кузнецов). В Москве в 1921 начала работать Гос. академия художеств, иск-в, где имелась секция театра. К сер. 20-х гг. появились работы П. А. Маркова, П. И. Новицкого, Ю. В. Соболева, Д. Л. Тальникова, Эфроса, В. А. Филиппова, поев, отдельным театрам; в этих работах были предприняты первые попытки осмысления опыта сов. театра как театра нового типа, театра социалистического. Основополагающими для становления сов. Т. стали работы Луначарского, к-рый выступал с многочисл. статьями, охватывавшими как проблемы теории социалистич. реализма в театре, так и вопросы истории отечеств, и зарубежного театра, а также актуальные вопросы совр. ему состояния театра. Сов. Т. тесно связано с практикой театра; как правило, с исследованиями, имеющими важное значение в развитии науки о театре, выступали и выступают виднейшие деятели сцены. Ценным вкладом в Т. стали труды К. С. Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, H. М. Горчакова, H. В. Петрова, А. Д. Попова, Б. Е. Захавы и мн. др.

Преодоление вульгарно-социологич. тенденций в Т. 30-х гг. плодотворно сказалось как в углублении подхода к изучаемому предмету, так и в расширении тематики. В 1933 предпринимается первая попытка создания "Истории советского театра" (подготовлена ГАИС).

В 30-40-х гг. в исследовательскую работу по вопросам театра включились мн. литературоведы и критики (И. Л. Альтман, Б. H. Асеев, С. С. Игнатов, А. К. Дживелегов, Г. H. Бояджиев, Ю. А. Головащенко, Ю. А. Дмитриев, H. Г. Зограф, Ю. С. Калашников, Б. И. Ростоцкий, H. H. Чущкин и др.). Пополнение кадров сов. науки о театре продолжалось в 50-60-х гг., когда с работами научно-исследоват. характера начали выступать H. А. Абалкин, О. H. Кайдалова, К. Л. Рудницкий, Т. М. Родина, А. Я. Альтшулер и др.

Серьёзное значение для развития сов. Т. имело интенсивно развернувшееся в 50-х гг. изучение наследия Станиславского и Немировича-Данченко, основной центр к-рого - Научно-исследоват. комиссия при МХАТе им. М. Горького (рук. В. H. Прокофьев). Кроме того, в кон. 60 - нач. 70-х гг. были осуществлены издания, поев, наследию и др. крупнейших сов. деятелей театра (Е. Б. Вахтангова, Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.). Изучение истории рус. театра сосредоточено в Гос. ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского (ГИТИС), в Ленингр. научно-исследоват. ин-те театра, музыки и кинематографии и в секторе театра Ин-та истории иск-в Мин-ва культуры СССР (в Москве). Работу по изучению театров нац. республик СССР ведёт кафедра театра народов СССР в ГИТИСе и сектор театра народов СССР Ин-та истории иск-в. Принципиально важным направлением изучения сов. театр, культуры, характерным для кон. 60 - нач. 70-х гг., стало изучение её как культуры многонациональной; в 1961-71 Ин-том истории иск-в в содружестве с учёными различных республик было осуществлено издание "Истории советского драматического театра" (т. 1-6, 1966-71). Работы об отдельных нац. театрах, об их деятелях созданы во мн. республиках (книги В. И. Нефеда в Белоруссии, Б. Б. Арутюняна в Армении, Э. H. Гугушвили в Грузии, М. К. Йосипенко на Украине, H. X. Нурджанова в Таджикистане и др.).

Всё более широкий круг явлений охватывает и область изучения зарубежного театра. Кафедра истории зарубежного театра ГИТИСа в сотрудничестве с учёными Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии и Ин-та истории иск-в подготовила труд - "Историю западноевропейского театра" (т. 1-6, 1956-1974), впервые исследующий ист. период развития театра от античности до рубежа 19 и 20 вв. Проблематика, связанная с разработкой крупнейших явлений зарубежного театра, отражена во многих монографических книгах (А. А. Аникста о Шекспире, Г. H. Бояджиева о Мольере, Е. Л. Финкелыптейн о Ф. Леметре, А. Г. Образцовой о Б. Шоу, и др.).

Важнейшее значение для подъёма сов. Т. имело постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972). В нём подчёркивается необходимость глубже использовать принцип научности сов. художеств, критики, развивать сов. Т., ориентируясь на разностороннее изучение проблем теории и методологии, противостоящих немарксистским взглядам, ревизионистским эстетич. концепциям, активизируя усилия учёных в исследовании совр. художеств, процесса. Важнейшим направлением в осуществлении этих задач становится рассмотрение социалистич. театра как явления мирового иск-ва. Особое значение в свете этих проблем приобретает развивающаяся наука о театре социалистич. стран (исследуется в секторе иск-ва европ. социалистич. стран Ин-та истории иск-в, в Ин-те славяноведения и балканистики АН СССР, на кафедрах других институтов). И. Б. Ростоцкий.

В странах социализма наука о театре получила особое развитие после победы над фашизмом и установления народной власти. Несмотря на неравномерность уровня развития Т. и теоретич. работ исследователей этой области, их объединяет общность в определении единой идеологич. платформы, в подходе к различным явлениям нац. театр, культуры и создании капитальных коллективных исследований, поев, важнейшим процессам отечеств, и зарубежного театра. Для изучения театр, иск-ва почти во всех социалистич. странах были созданы науч. центры. Новые принципы Т. исходят из классич. наследия каждого народа, отечеств, революционных традиций и опыта сов. театра. Б.Брехт (ГДР), Л. Шиллер (ПНР), Б. Гавелла (СФРЮ), Э. Ф. Буриан (ЧССР) - мастера сцены, практич. деятельность к-рых, как и их теоретич. труды, заложили фундамент теории социалистич. театра. Наряду с фундаментальными работами отдельных авторов, поев, театру, создаются капитальные исследования по вопросам отечеств, театр, иск-ва, написанные коллективами авторов европ. социалистич. стран: "Столетие болгарского театра. 1856 - 1956", 1964; "Национальный театр", 1965; "История словацкого театра", 1966; История чешского театра, т. 1-2, 1968-69: "Национальный театр", 1965; "Хорватский национальный театр", 1969; "История румынского театра", т. 1-3, 1964-70; "История театра и драмы ГДР", т. 1-2, 1972.

Одной из новых черт социалистич. Т. стали совм. исследования по различным вопросам искусствознания. Таковы труды: "Дискуссия о традициях" (1974) и "Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства" (1971), "Советско-венгерские связи в художественной культуре" (1975) и др.

Лит. см. при ст. Театр Л. П. Солнцева.

ТЕАТР-СТУДИЯ КИНОАКТЁРА. История создания театра восходит к 1940, когда в Москве при киностудии "Мосфильм" была создана постоянная труппа (худ. руководитель Г. Л. Рошаль); с 1945 - Т.-с. к. (открыт в 1946 спектаклем "Бранденбургские ворота" Светлова, реж. Б. А. Бабочкин). Единственное в мире постоянно действующее театр, объединение киноактёров. Театр работает над сценич. вариантами будущих фильмов ("Молодая гвардия", "Несущий в себе" и др.). Труппа участвует в дубляже кинокартин. Среди лучших спектаклей: <3а тех, кто в море!" Лавренёва (1947), "Бедность не порок" (1952) и "Бесприданница" (1953) Островского, "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Попрыгунья" по Чехову (оба в 1954), "Иван Васильевич" Булгакова (1966), "Варвары" Горького (1969), "Русские люди" Симонова, "Дурочка" Л one де Вега (оба в 1970), "Гроза" Островского (1973), "Горе от ума" Грибоедова (1975). Театром руководили Г. В. Александров, С. А. Герасимов, М. И. Ромм. Ставили спектакли А. Д. Дикий, Р. H. Симонов, А. Л. Грипич, Э. П. Гарин и др. В труппе (1976): нар. арт. СССР - Б. Ф. Андреев, H. А. Крючков, М. А. Ладынина, Е. С. Матвеев, H. В. Мордюкова, И. Ф. Переверзев, В. В. Санаев, Л. H. Смирнова, нар. арт. РСФСР-И. К. Бондарчук-Скобцева, М. В. Володина, В. В. Дружников, Е. А. Кузьмина, И. Г. Лапиков, К. С. Лучко, И. В. Макарова, С. А. Мартинсон, К. H. Сорокин, А. Л. Хвыля, засл. арт. РСФСР-О. Б. Видов, М. А. Глузский, Л. М. Гурченко, 3. М. Кириенко, Л. А. Лужина, Г. А. Польских, Т. Е. Самойлова, Т.П.Сёмина и др. Гл. реж. (с 1964)-засл. деят. иск-в Л. С. Рудник. Е. H. Гращенкова.

ТЕАТРЫ БРОДВЕЯ, бродвейские театры (от общего назв. театров, расположенных на Бродвее и в его р-не в Нью-Йорке), тип амер. театра, сформировавшийся на рубеже 19-20 вв. на основе частной антрепризы. Для этих театров характерны чисто коммерч. цели, пренебрежение художеств, и общественными задачами, система "звёзд", отсутствие постоянной труппы, меняющегося репертуара, серийная постановка одной пьесы. Утверждение Т. Б. сопровождалось упразднением традиц. театр, системы как в Нью-Йорке, так и в провинции (см. Соединённые Штаты Америки, раздел Драматический театр). В противовес развлекательным коммерч. Т. Б., в 10-30-е гг. 20 в. возникло движение "малых театров", ставивших художеств, и обществ, задачи, представлявших сцену для начинающих авторов, режиссёров, актёров. После 2-й мировой войны 1939-45 "малые театры" стали паз. внебродвейскими. В них продолжалась тенденция создания постоянной труппы, меняющегося репертуара, постановки пьес начинающих драматургов (в их числе первые произв. Э. Олби). Постепенно эти театр, коллективы также оказались во власти коммерсантов, что в 60-е гг. вызвало к жизни вневнебродвейское движение театров. Нек-рые вневнебродвейские театры связаны с движением "новых левых". Мн. деятели этого направления отказываются от психологич. театра, обращаясь к опыту нар. кукольного, к театру масок, приёмам "театра жестокости". Их новаторские искания часто связаны с крайними экспериментами, эпатирующими зрителей, но в основе этого движения -стремление включить театр в общественную борьбу. Ведущие вневнебродвейские театры -"Ливинг-тиэтр" (руководители Дж. Бэка и Дж. Малина), "Хлеб и куклы" (руководитель П. Шуман), "Перформанс труп" (руководитель Р. Шехтер, теоретик этого движения). К. А. Гладышева.

"ТЕАТРЫ БУЛЬВАРОВ" ("Theatres des Boulevards"), театры в Париже, расположенные на т. н. Больших бульварах, разбитых во 2-й пол. 17-18 вв. Преемственно связаны с ярмарочными театрами. Возникновение первых "Т. б." относится к сер. 18 в. Среди наиболее известных: "Амбигю комик", "Варьете амюзант", "Гете", "Порт-Сен-Мартен", "Фюнамбюль", "Ренессанс". В 18 в. здесь ставились пантомимы, "парады", арлекинады, комедии-водевили, комич. оперы, в к-рых осмеивались нравы высших сословий, сочувственно изображались люди из народа. Во время Великой франц. революции на сцене "Т. б." сформировались жанры мелодрамы и водевиля, в 1-й пол. 19 в. в их деятельности проявилось влияние оппозиционных правящим кругам обществ, настроений. С "Т. б." связано творчество выдающихся актёров демократич. театр, иск-ва - Ж. Б. Г. Дебюро, Фредерика-Леметра, М. Дорваль, П. Бокажа и др. В 20 в. "Т. б." стали обычными коммерч. театрами.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 2 - 3, М., 1957 - 63.

ТЕАТРЫ ДЕТСКИЕ, самодеятельные детские театр, коллективы, одна из форм детского творчества. Создаются в школах, внешкольных и культурно-просветит. учреждениях с целью формирования и удовлетворения художеств.-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания и художественного образования.

Основу репертуара Т. д. составляют произведения детской литературы, отвечающие возрастным возможностям и психологич. особенностям юных исполнителей. В работе Т. д. используются принципы проф. иск-ва, в т. ч. системы К. С. Станиславского. Спектакли часто носят синтетич. характер, сочетая сценич. действие и слово с музыкой, танцами, пантомимой. Истоки Т. д. - в т. н. школьном театре, возникшем в духовных школах Зап. Европы в 13-15 вв. Зарождение театра, сочетавшего образоват. функции с задачами идеологич. воспитания детей, в школах России в 17 -нач. 18 вв. связано с именами С. Полоцкого и Ф. Прокоповича; попытки определить специфику Т. д. сделаны во 2-й пол. 18 в. А. Т. Болотов (1738-1833), по-видимому, был автором первых русских пьес для детского исполнения. Пьесы для детей впервые в России начал печатать в своих журналах и сборниках H. И. Новиков. Важнейшие проблемы Т. д. (его связь с проф. иск-вом, роль педагога, требования к репертуару и т. д.) затрагивали мн. педагоги 19 - нач. 20 вв.- H. И. Пирогов, В. П. Острогорский, А. Ф. Бунаков, С. Т. Шацкий, H. H. Бахтин и др. В СССР проблемы Т. д. разрабатывает НИИ художеств, воспитания АПН СССР; Т. д. наибольшее развитие получили во дворцах и домах пионеров и школьников.

ТЕАТРЫ ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА, советские театры, созданные для молодёжи и юношества в 30-е гг. на основе театров рабочей молодёжи (ТРАМ). См. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, Московский театр имени Ленинского комсомола.

ТЕАТРЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, совет ские профессиональные театры, находящиеся в системе Министерства обороны СССР (до 1946 наз. театрами Красной Армии). Создавались обычно на базе красноармейской и краснофлотской самодеятельности, постепенно укреплялись проф. актёрами и режиссёрами. В 1930-1950-х гг. работали: Театр Сев.-Кавказского воен. округа, Театр Особого Белорус, воен. округа, Южно-Сахалинский театр, Театр Туркестанского воен. округа, Театр Сев. группы войск, Театр группы Сов. войск в Германии, 2-й Театр Сов. войск в Германии (расформирован в 1974). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 мн. воен. театры были разделены на отдельные фронтовые концертные бригады. Только театрами Северного и Черноморского флотов на фронтах было дано свыше 42 тыс. спектаклей и концертов.

Среди действующих (1975): театры Краснознамённого Прикарпатского воен. округа, Краснознамённого Дальневосточного военного округа, Дважды Краснознамённого Балтийского флота (с 1970 им. Вс. Вишневского), Краснознамённого Северного флота, Краснознамённого Черноморского флота, Краснознамённого Тихоокеанского флота. Крупнейший театр Вооружённых Сил СССР - Центральный театр Советской Армии (ЦТСА, орг. в 1929 в Москве). В их репертуаре пьесы Вс. В. Вишневского, Вс. В. Иванова, А. Е. Корнейчука, К. А. Тренёва, Б. А. Лавренёва, К. М. Симонова, Л. М. Леонова, произв. рус. и зарубежной классики, совр. драматургов. Систематически, планомерно театры работают с местными авторами (так появились спектакли: "Лейтенанты" и "Майор как майор" Пинчука, "Однополчане" Семененко, "Поэма о солдате" Шаврина, "Море должно быть справа" Чупрьшина, "Торопись успеть" Крейна и др.). Сосредоточивая осн. внимание на героико-романтич. и военно-патриотич. тематике, воен. театры стремятся также к охвату самого широкого круга совр. проблем.

ТЕБАЛЬДИ (Tebaldi) Рената (р. 1.2. 1922, Пезаро), итальянская певица (лирическое сопрано). Ученица К. Мелис. Дебютировала в 1944 в Ровиго. С 1946 солистка т-ра "Ла Скала", с 1950 поёт на сценах театров мн. стран мира, в т. ч. "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера". Артистку отличает прежде всего высокое вокальное мастерство. В обширном репертуаре Т. выделяются партии в операх Дж. Верди, Дж. Пуччини -Виолетта, Леонора, Аида, Дездемона, Алиса ("Травиата", "Сила судьбы", К ст. Театр. 1. Театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930-35. Архитекторы В. А. Шуко, В. Г. Гельфрейх (восстановлен и частично перестроен в 1962-63). 2. Академический театр оперы и балета Литовской ССР в Вильнюсе. 1974. Архитектор H. Бучюте, архитектор-художник Ю. Маркеев, инженер Ц. Стримайтис. 3. Центральный театр Советской Армии в Москве. 1934-40. Архитекторы К. С. Алабян, В. H. Симбирцев. 4. Городской театр в Ульме (ФРГ). 1969. Архитектор Ф. Шефер. 5. "Маммерс-тиэтр" в Оклахома-Сити (США). 1970. Архитектор Дж. Джохансен. Зрительный зал. 6. Театр "Арена-стейдж" в Вашингтоне. 1961. Архитектор Г. Уиз. Зрительный зал и сцена. 7. Областной театр драмы им. А. В. Луначарского во Владимире. 1971. Архитекторы Г. П. Горлышков, В. П. Давиденко, H. А. Шебалина, И. H. Былинкин, инженеры М. А. Глебова и др. 8. Театр штата Нью-Йорк в Нью-Йорке. 1964. Архитектор Ф. Джонсон. Зрительный зал. 9. Драматический театр, им. М. Горького в Туле. 1970. Архитекторы С. X. Галаджева, В. Д. Красильников, А. А. Попов, В. А. Шульрихтер, инженеры Л. Ф. Паршин, И. H. Клюзнер. Зрительный зал.Иранское нефтяной компании. Середина 20 в."Аида", "Отёлло", "Фальстаф" Верди), Мими, Тоска, Чио-Чио-сан ("Богема", "Тоска", "Чио-Чио-сан" Пуччини), а также Норма ("Норма" Беллини), Татьяна ("Евгений Онегин" Чайковского). Гастролировала в СССР (1975).

Лит.: Т и м о x и н В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962, с. 152 - 61

К ст. Театрально-декорационное искусство. Русское и советское театрально-декорационное искусство. 1. А. Роллер. Эскиз декорации к опере А. H. Верстовского "Аскольдова могила". Начало 1840-х гг. 2. А. Я. Головин. Эскиз декорации к опере А. С. Даргомыжского "Каменный гость". Мариинский театр. Петроград. 1917. 3. К. А. Коровин. Эскиз декорации к опере H. А. Римского-Корсакова -"Садко". Большой театр. 1906. 4. H. H. Сапунов. Эскиз декорации к пасторали М. А. Кузмина "Голландка Лиза". "Дом интермедий". Петербург. 1910. 5. М. В. Д о б у ж и нс к и и. Эскиз декорации к пасторали А. дела Аля "Игра о Робене и Марион". "Старинный театр". Петербург. 1910. 6. И. Г а м р е к е л и. Эскиз декорации к пьесе С. Шаншиашвили "Анзор". Грузинский театр им. Ш. Руставели. Тбилиси. 1928. 7. Сцена из спектакля по пьесе "Разлом" Б. А. Лавренёва, оформленного H. П. Акимовым. Театр им. Е. Б. Вахтангова. 1927. 8. Д.Л.Боровский. Эскиз оформления спектакля по пьесе М. Горького "Мать", Театр на Таганке. 1969. 9. И. Сумбаташвили. Эскиз декорации к трагедии А. H. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Театр Советской Армии. 1967. (3, 7-9 - Москва.)

К ст. Театрально-декорационное искусство. Зарубежное театрально-декорационное искусство. 1. Д ж. Галл и-Б и 6б и е н а. Декорация оперного спектакля. Придворный театр в Мюнхене. 1722. 2. П. Гонзаго. Эскиз декорации "Колоннада"-. 1-я четв. 19 в. 3. Декорация теларийной сцены ("парка") по И. Фуртенбаху. 1640. 4. Сцена из спектакля "Земля" по Э. Золя. Свободный театр А. Антуана. Париж. 1902. 5. Г. К р э г. Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира "Макбет". 1906. 6. Ф. Л е ж е. Эскиз декорации к балету Д. Мийо "Сотворение мира". "Шведские балеты" Р. де Маре. 1923. 7. К. фон А п пен. Декорации к пьесе Б. Брехта "Кавказский меловой круг>. Театр "Берлинер ансамбль". 1954. 8. П. Пикассо. Эскиз декорации к балету М. де Фальи "Треуголка". Русский балет С. П. Дягилева. 1919. 9. К а н б э и

Хасэгава. Декорация к спектаклю театра Кабуки. Токио. 1952.

К ст. Ташкент. 1. Жилые дома на проспекте А. Навои. 1966-70. Архитекторы С. С. Райтман, В. В. Бордуков. 2. Жилые дома на ул. 1-го Мая. 1966-70. Архитекторы А. Г. Рогачёв и др. 3. Большой театр оперы и балета им. А. Навои. 1938-47. Архитектор А. В. Щусев. 4. Жилой дом на набережной Лахор. 1948. Архитекторы М. С. Булатов, Л. Г. Караш. 5. Центральный парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола. 1951. Архитекторы М. С. Булатов, Л. Г. Караш. 6. Памятник четырнадцати туркестанским комиссарам. Гранит. 1962. Скульптор Д. Б. Рябичев, архитекторы H. H. Миловвдов, С. С. Ожегов. 7. Бульвар им. В. И. Ленина. 1970. Архитекторы Л. Т. Адамов, Ю. А. Халдеев и др. 8. Главный корпус университета. 1970. Архитекторы Е. Е. Калашникова и др., инженеры H. А. Горбунов и др. Фрагмент. 9. Площадь им. В. И. Ленина (слева - административное здание, в центре, на заднем плане-здание филиала Центрального музея В. И. Ленина, справа - здание Совета Министров Узбекской ССР). 1966-72. Авторы планировки и застройки архитекторы Б. С. Мезенцев, Б. А. Зарицкий, Е. Г. Розанов, В. H. Шестопалов, А. В. Якушев, Л. Т. Адамов и др. Памятник В. И. Ленину (гранит, 1974, скульптор H. В. Томский, архитектор С. Р. Адылов). 10. Гостиница "Узбекистан". 1974. Архитекторы И. А. Мерпорт, Л. И. Ершова, В. С. Ращупкин. 11. Дворец искусств. 1962-64. Архитекторы В. В. Березин и др.

К ст. Тбилиси. 1. Верхняя станция фуникулёра на горе Мтацминда. 1938. Архитекторы 3. и H. Курдиани, соавтор А. В. Валобуев. 2. Общий вид. 3. Вид на Старый город и цитадель Нарикала (4 в., 16-17 вв.). 4. Улица в Старом городе.5. Жилые дома на берегу реки Куры. 1-я пол. 19 в. 6. Парк Победы. 7. Площадь Героев. Справа-здание цирка (1940, архитекторы H. М. Непринцев, С. Сатунц, В. Урушадзе).

К ст. Тбилиси. 1. Набережная реки Куры. Слева-храм Метехи (1278-93) и памятник Вахтаягу Горгасалу. Бронза, гранит. 1967. Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Морбедадзе. 2. Верхний корпус Дома правительства Грузинской ССР. 1938. Архитекторы В. Д. Кокорин, при учЛЬтии Г. Лежавы. 3. Жилой район Саоуртало. На переднем плане-новый корпус Тбилисского университета. 1968. Архитекторы С. М. Бежанов, Ш. Качкачишвили, М. Шавишвили, М. Шубладзе, конструктор В. И. Ломидзе. 4. Церковь Анчисхати. 6 в. (перестроена в 16-19 вв.). 5. Жилые дома на улице Кекелидзе. 1960-70-е гг. 6. Набережная реки Куры. 7. Новые дома в жилом районе Дигоми. 1974-76. 8. Тбилисский автовокзал. 1973. Архитекторы Ш. Кавлашвили, Р. Кикнадзе, В. Куртишвили, декоративное панно 3. Церетели. 9. Концертный зал филармонии. 1971. Архитектор И. Чхенкели, конструктор Ш. Газашвили.

К ст. Тегеран, 1. Авеню Захеди. 2. Общий вид. 3. Археологический музей. 1930-е гг. Архитектор А. Годар. 4. Площадь Фирдоуси. 5. Мемориал в память 2500-летия Иранского государства. 1971. Архитектор X. Аманат, б. Здание правления

ТЕБЕНЁВКА (от тюрк, тебин - зимнее пастбище под снегом, от тебу - ударить ногой), пастьба с.-х. животных на пастбищах, покрытых снегом. Применяют в районах отгонного животноводства, где практикуется круглогодовое пастбищное содержание животных. Хорошо приспособлены к Т. олени, лошади, овцы, хуже - кр. рог. скот. Животные откапывают корм из-под снега (лошади из-под снежного покрова глубиной до 50 см, овцы - до 25 см, кр. рог. скот до 10 см). Т. лучше переносят животные местных выносливых пород и их помеси. Лучшие пастбища для зимней пастьбы - степные, имеющие в травостое многолетние плотнокустовые злаки (ковыли, типчаки), полыни, солянки. В нек-рых районах с ограниченными естеств.