БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321п. "Театральная энциклопедия сценического искусства" ("El teatro. Enciclopedia del arte escenico", Barcelona, 1958), япон. издания-"Энциклопедия театрального искусства" ("Энгэки хякка дайдзитэн", т. 1-6, Токио, 1960-61),

"Словарь оперы и балета" Акиямы ("Опэра бирэ дзитэн", Токио, 1961), "Шведский маленький иллюстрированный театральный словарь" М. Холлертса (Hollertz М., "Litet teaterlexikon". [Nyare och aldre fackuttryck. Dramatiker. Skadcspelare. Regissiorer. Dekoratorer. Opera -, Operett och balletartister], Stockh., 1959), "Словацкий театральный словарь" В. Смолея (Smoley V., "Slovenski dramski leksikon", Ljubljana, t. 1-2, 1961-62), чеш. "Театральный словарь" И. И. Станковского (Stankovsky J. J., "Divadelni Slovnic", Praha, 1876), "Хорватский национальный театр. 1894-1969" ("Hrvatsko narodno kazuliste. 1894-1969. Enciklopedijsko izdanje", Zagreb, 1969).

Отдельным отраслям театр, иск-ва посвящены: "Словарь по истории, теории, практике и библиографии танца от истоков до наших дней" Дера (Desrat G., "Dictionnaire de la danse historique, theorique, pratique et bibliographique, depuis 1'origine de la danse jusqu'a nos jours", P., 1895), "Словарь современного балета" Ф. Азана (Hazan F., "Dictionnaire du ballet moderne", P., 1957), "Словарь танца" Ж. Бариля (Baril J., "Dictionnaire de danse", P., 1964), "Балетный словарь" Ф. Рейна (Reyna F., "Dictionnaire des ballets", P., 1967), "Полный путеводитель по балетам" С. Бомонта (Beaumont S., "Complete book of ballets", N. Y., 1938), "Энциклопедия танца" Чаджоя и Манчестера (Chujoy A., Manchester P. W., "The dance encyclopedia", N. Y., 1949, 2 изд., 1967), "Балетный словарь" Г. Уилсона (Wilson G., "A Dictionary of Ballet", N. Y., 1961), "Словарь танца" У. Раффа (Raffe W. G., "Dictionary of the dance...", N. Y.-L., 1964), "Словарь-справочник по технике классического балета" Г. Гранта (Grant G., "Technical manuel and dictionary of classical ballet", N. Y., 1967), "Балет от А до Z" Э. Реблинга (Rebling E., "Ballet von A bis Z", В., 1966), "Музыкальный и исторический словарь опер, шедших во Франции и за границей с древнейших времён до современности..." Ф. Клемана и П. Ларусса (Clement F., Larousse P., "Dictionnaire lyrique ou historic des operas, contenant 1'analyse et la nomenclature de tpus les operas et pperas-comiques represantes en France et a 1'etranger...", P., 1867-69), "Оперный справочник" X. Римана (Riemann H., "Opern-Handbuch", Lpz., 1887), "Опера от A до Z" Э. Краузе (Krause E., "Oper von A-Z", Lpz., 1964), "Книга оперетт" О. Шнейдерейта (Schneidereit О., "Opcrettenbuch", В., 1964), "Классические оперы, их сюжеты и музыка" Дж. Аптона (Upton G., "Standard operas. Their plots and their musik", Chi., 1916), "Энциклопедия оперы" Д. Ивена (Even D., "Encyclopedia of the Opera", L., 1956), "Справочник по мировому оперному репертуару" Ф. Л. Мура (Moore F. L., "Crowell's handbook of World opera", N. Y., 1961), "Оксфордский оперный словарь" Г. Розенталя и Дж. Уоррака (Rosenthal H., Warrack J., "Concise Oxford dictionary of operas", L., 1964), "Путеводитель по операм" И. Балашша и Ш. Галя (Ваlassa 1., Gal G. S., "Putevoditel'po operam. (Operak konyve)", Bdpst, 1965), "Словарь по искусству кукольного театра" А. Филпотта (Philpott A.. "Dictionary of puppetry", Boston, 1969), "Словарь театральных терминов..." У. Гренвилла (Granville W., "A dictionary of theatrical terms", L., 1952), "Международный словарь терминов по технике танца на восьми языках" ("International vocabulary of technical theatre terms in eight languages", L., 1959), "Язык театра. Словарь театральных терминов по-английски со средних веков до современности" У. П. Боумена и Р. X. Болла (Bowman W. P., Ball R. H., "Theatre language. A dictionary of terms in English of the drama and stage from medieval to modern times", N. Y., 1961), "Словарь балетных терминов" Л. Керсли и Дж. Синклера (Kersley L., Sinclair J., "A dictionary of ballet terms", L., 1964), терминологический "Словарь-справочник по театру на англ., франц., итал., нем. яз." ("Glossary of the theatre in English, French, Italian and German", Amst.- L.-N. Y.,1969), "Словарь зрелищных искусств" (Giteau C., "Dictionary des arts du spectacle, francais-anglais-allemend", P.,1970), "Азбука театральной техники" В. Унру (Unrah W., "ABC der Theatrtechnik", Halle, 1950, 2 изд., 1959).А. Я,. Шнеер.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕИ ИМЕНИ А. А. БАХРУШИНА Центральный, театральный музей СССР. Осн. в 1894 А. А. Бахрушиным, передавшим его в 1913 в ведение Академии наук. После Окт. революции 1917 включён в сеть гос. учреждений (Бахрушин был назначен пожизненным директором музея). В музее насчитывается ок. полумиллиона экспонатов по истории рус., сов. и зарубежного драматического и музыкального театра. Располагает архивами и рукописями крупнейших деятелей театра (М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, П. С. Мочалова, М. H. Ермоловой, семьи Садовских, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского, В. А. Теляковского и мн. др.), эскизами декораций и костюмов (П. Гонзаго, А. Я. Головина, М. А. Врубеля, А. H. Бенуа, Л. С. Бакста, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева и др.), собраниями граммофонных и магнитофонных записей. Ведётся большая лекционная работа, устраиваются тематич. выставки в СССР и за рубежом. При музее работает библиотека (св. 60 тыс. томов).

Лит.: Филиппов В., М е д в ед е в Б., Театральный музей им. А. А. Бахрушина, М., 1955; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Альбом. [Авторы-составители А. H. Шифрина и H. Ю. Суслович], М., 1971.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, смотр, конкурс, олимпиада, показ, смотр достижений театр, искусства. Фестивали ведут начало от Олимпийских игр в Др. Греции, от состязаний средневековых трубадуров, миннезингеров и др. В Европе получили распространение с кон. 18 в. (Швейцария). Первоначально носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, связанными с определёнными событиями. Среди Т. ф.- Байрёйтские фестивали, поев, операм Р. Вагнера (с 1882 ежегодно устраиваются в г. Байрёйт, Бавария, см. Байрёйтский театр), фестивали шекспировских спектаклей на родине великого драматурга (г. Стратфорд-он-Эйвон; регулярно с 1886). Театр, иск-во представляется на фестивалях "Пражская весна" (осн. в 1946), Эдинбургском фестивале театра и музыки (с 1947), Авиньонском фестивале (г. Авиньен, Франция; осн. в 1947 Ж. Виларом), "Дубровницких летних играх" (г. Дубровник, Югославия; с 1950),"Флорентийском мае" (с 1951). С 1960 регулярно организуются фестивали детских театров в ГДР (с 1966), Болгарии (1968, 1972), Югославии (1971); кукольных театров - в Румынии (1958, 1960, 1965), Польше (1962), Чехословакии (1964), Венгрии (1971), Франции (1972). Прошли Международные фестивали артистов мюзик-холла в Париже (1957), циркового искусства в Варшаве (1957), клоунов в Милане и циркового юмора в Софии (оба в 1965), артистов пантомимы в Берлине (1970) и Праге (1971).

В СССР много конкурсов (гл. обр. на пьесы) проводилось уже в годы Гражд. войны 1918-20: конкурс ЦК Пролеткульта (1918), отдела театров и зрелищ Наркомпроса на мелодраму (1919, среди членов жюри - А. В. Луначарский, М. Горький, Ф. И. Шаляпин и др.), конкурс моек. ТЕО (Театр, отдела) Наркомпроса на пьесу для детских театров (1921) и др. В последующие годы проходил Всесоюзный конкурс на лучшие пьесы на совр. темы (1933-34), конкурсы на одноактные пьесы (1939-40, 1943, 1947-48, 1957, 1964-65), на лучшую пьесу для детей (1964-65) и др.

В 1930 в Москве состоялась Всесоюзная олимпиада театров и иск-ва народов СССР (участвовало 16 театров, было показано 30 спектаклей). С 1936 начали проводиться Декады иск-ва и лит-ры, в к-рых одно из осн. мест занимали показы муз. и драматич. спектаклей проф. и самодеятельных коллективов (см. Декады и дни искусства и литературы народов СССР, Смотр художественной самодеятельности).

С сер. 30-х гг. стали организовываться фестивали, поев, только театр. иск-ву.Среди них: Междунар. Т. ф. в Москве (1933, 1934, 1935, 1936, 1937), Т. ф. детских и кукольных театров (1935, 1937-38, 1940), Всероссийский (1935) и Всесоюзный (1939) смотры совхозно-колхозных театров, смотры спектаклей русской классики (1945-46), на совр. темы (1951), по пьесам М. Горького (1968, в связи со 100-летием со дня рождения писателя), смотры актёрской и режиссёрской молодёжи (1938, 1940, 1943-44, 1951, 1958-59), фестивали-смотры кукольных театров (1940, 1945, 1952, 1962). Ряд Всесоюзных фестивалей связан со знаменательными датами в истории Сов. гос-ва -40-летием Сов. власти (1957), 50-летием Окт. революции (1967), 50-летием Ленинского комсомола (1968), 100-летием со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летием образования СССР (1972) и др. В знак дружбы народов СССР с народами др. социалистич. стран прошли фестивали, поев, постановкам на сов. сцене классич. и совр. драматургии Польши (1965, 1969), Болгарии (1969), Венгрии (1971), Чехословакии и Румынии (1973), ГДР (1975). С сер. 60-х гг. организуются фестивали "Московские звёзды", "Русская зима", ленингр. "Белые ночи", "Днепровские зори", "Киевские вёсны" и др., в к-рых выступают артисты драматич. и муз. театров, эстрады, цирка. В СССР систематически устраиваются конкурсы-смотры по цирковому и эстрадному иск-ву: смотры новых произв. циркового иск-ва (1944, 1945, 1946, 1952, 1955, 1956, 1957, 1964, 1968, 1970), артистов эстрады (1939, 1941, 1946, 1958, 1968, 1974). В 1976 в Минске проведён первый Всесоюзный фестиваль молодых артистов оперы и балета.

Лит.: В и л а р Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956; "Театр", 1958, № 1, с. 46-108; В творческом соревновании, сб. под ред. А. H. Анастасьева, М., 1958; Завадский Ю. А., Разговор о судьбах театра, "Культура и жизнь", 1963, № 12; И р д К., Постараемся поймать чудо, пер. с эстон., Л., 1967. А. Я. Шнеер.

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ, наука, изучающая теорию и историю сценич. иск-ва. Как самостоят, наука сформировалась в 20 в. в связи с общим подъёмом театр, иск-ва. Т.- одна из общественных наук, связанная с историей культуры и быта, философией, социологией, эстетикой, психологией и др.

Предмет Т.- все компоненты театра: драматургия, актёрское, режиссёрское и декорационное иск-ва, театр, архитектура, театр, образование, организация театр, дела, зритель. До кон. 19 в. оно носило преим. "филологич." характер, гл. предметом исследования была драматургия и иск-во актёра. На рубеже 19 и 20 вв., когда театр переживал революц. ломку, предмет Т. резко расширился, исследованию подверглись режиссура, техника сцены.

Зарождение науки о театре относится к эпохе Др. Греции и Рима. Осн. теоретич. труд, обобщающий творчество антич. поэтов и драматургов, принадлежит Аристотелю. Его "Поэтика", в к-рой сформулированы осн. положения теории драмы и сценич. иск-ва, оказала большое влияние на формирование эстетич. мысли. Возникновение и развитие теории и истории театра в странах Зап. Европы связано с высоким уровнем театр, иск-ва эпохи Возрождения. Первые историч. и теоретич. работы о сценич. иск-ве появились в конце 16 в. во Франции, Англии и Германии.

Систематич. изучение истории и теории театра началось в 17 в., когда появились первые театроведч. исследования: Р. Флекно, создавшего первый очерк истории англ, театра (1664), неизвестного автора, написавшего в форме диалога историю актёрского иск-ва тех времён (1699). Первым опытом истории франц. театра была книга С. Шапюзо (1674). Итал. театру посвящены труды Л. Риккобони, работавшего во Франции и впервые исследовавшего (1736) комедии Мольера с позиций просветит, эстетики, его же критич. размышления о различных европ. театрах (1738) и др. Т. приобрело развитие в связи с тем важным общественно-воспитат. значением, какое придавали театру идеологи Просвещения, считавшие необходимым освободить человека от религиозных догматов и предрассудков феодализма. В Великобритании в 18 в. появились книги по истории лондонских театров Б. Виктора (1761), О. Уолтона (1796) и др. Отдельные исследования были суммированы Ч. Дибдином в его "Полной истории английской сцены" (т. 1-5, 1797-1800). Мемуарная и биографич. лит-pa об отдельных актёрах послужила основой для "Театральной биографии" Д. Э. Бейкера (т. 1-2, 1782). Обширный материал собран в "Истории французского театра от истоков до современности" К. и Ф. Парфе (т. 1 -15, 1735-49), а также в "Хронологии немецкого театра" К. Шмидта (1775). 18 в.- пора подъёма развития теории театра и сценич. иск-ва; эстетика просветительского реализма в театре получила глубокую разработку в соч. Д. Дидро,Г. Э. Лессинга, Л. С. Мерсье, Я. Ленца, И. Г. Гердера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. В годы Франц. бурж. революции кон. 18 в. меняется роль театра, к нему предъявляются требования как к мощному орудию идеологич. воздействия, гражданского воспитания масс. Теоретики театра не отделяли театр, иск-ва от обществ, жизни. Продолжая традиции просветительской эстетики, они на первый план выдвигали социально-политич. критерий оценки театр, иск-ва, к-рый в дальнейшем стал основой при изучении театра. Новый период возник с утверждением романтизма. Если раньше Т. собирало преим. факты, то романтики внесли в изучение театра историзм, дали определение своеобразия идейного содержания и эстетики театра отдельных эпох. Новый подход к истории театра был утверждён "Чтениями о драматическом искусстве и литературе" А. В. Шлегеля (ч. 1-2, 1809-11), давшего чёткие идейно-эстетич. характеристики театра античности, ср. веков, Возрождения, периода 14-18 вв. с позиций романтизма. В нач. 19 в. особенно остро стоял вопрос о принципах классицизма в театре, к-рому романтики противопоставили вольную поэтику драмы У. Шекспира, что получило отражение в теоретич. декларациях ["Расин и Шекспир" Стендаля (т. 1-2, 1823-25) и "Предисловие к „Кромвелю"" В. Гюго (1827)]. Во 2-й пол. 19 в. в театр, иск-ве обострилась борьба реалистич. и антиреалистич. направлений. Важнейшее значение для развития прогрессивного Т. имела марксистская философия. К. Маркс и Ф. Энгельс, определив обусловленность иск-ва общественными отношениями, его классовую природу, открыли объективные закономерности развития иск-ва, в полной мере относящиеся к иск-ву театра. Актуальные споры о совр. театре стимулировали изучение античного, ср.-век. и ренессансного театров. Развитие историко-культурного метода в кон. 19 в., в частности"Философия искусства" И. Тэна (1865), повлияли на Т. последних десятилетий 19 и нач. 20 вв. Развитие романтич. и историко-культурного методов в Т. 19 в. способствовало появлению во всех странах Европы общих работ по истории театра и монографий об отдельных эпохах и направлениях, биографий отдельных театр, деятелей. Наиболее значительны: "Всеобщая история театра" А. Руайе (т. 1-4, 1869-70), "Эпохи французского театра" Ф. Брюнетьера (1892), "Опыт истории театра. Постановка, декорации, костюм, архитектура, освещение, гигиена" Ж. Бапста (1893), "История английской драматической литературы до смерти королевы Анны" А. У. Уорда (т. 1-2, 1875, 2 изд., т. 1-3, 1899), "Хроника лондонской сцены. 1559-1642" Ф. Г. Флея (1892), "История немецкого театра" Э. Девриента (т. 1-5, 1874) и др. С кон. 19 в. Т. начало более решительно отделяться от литературоведения. В 1890-е гг. в нем. ун-тах возникли спец. курсы по изучению Т., в Кёльне и Киле организовывались н.-и. ин-ты. В 1902 в Берлине было создано Об-во по изучению истории театра. В 1-й трети 20 в. известность получил капитальный труд нем. учёного М. Германа "Исследования по истории немецкого театра средних веков и Возрождения" (1914), в к-ром заложены основы методики совр. историко-театрального исследования, продемонстрированы приёмы реконструкции спектакля прошлых эпох даже при отсутствии прямых описаний (исследовал текст пьес, сценич. площадку, помещение для зрителей, иконографич. материал и др.). Это давало возможность восстановить внеш. облик спектаклей, костюмов, мизансцен и т. д. В это же время с попытками теоретич. обоснования декадентского направления в театре (символизм, конструктивизм и др.) выступили немецкий писатель и режиссёр Г. Фукс, английский реж. Г. Крэг, бельгийский писатель М. Метерлинк и др.

Научная лит-pa, созданная Т. 20 в., обширна и охватывает все стороны театра разных стран и эпох. Итоги науч. разработок суммированы в таких трудах, как "История европейского театра" X. Киндермана (т. 1-10, 1957-74), "Оксфордский спутник по театру" Ф. Хартнолл (3 изд., 1967). Фундаментальные работы в 20 в. создали во Франции - Э. Линтилак, Л. Муссинак, Ж. Жако, П. ван Тигем, Г. Коэн и др.; в Дании - К. Манциус; в Великобритании - Э. К. Чеймоерс, А. Николл, Ф. Кернодл, Дж. Р. Браун и др.; в Германии - М. Герман, О. Эберле, Г. Кнудсен, В. Штамлер, Р. Вайман и др.; в Австрии - И. Грегор, X. Киндерман; в США - Дж. Оделл, Дж. Фридли, Б. Кларк, А. Г. Куин, Дж. Гаснер, А. Хорнблоу, А. Даунер, А. Бекерман и др.; в Италии - С. Д'Амико и др. А- Л. Лникст.

Театрально-эстетич. мысль в России начала развиваться в 18 в. в связи с ростом передовой обществ, мысли и возрастающим значением театра. Наиболее значит, теоретиком рус. школьного театра был идеолог и пропагандист петровских реформ Феофан Прокопович. Крупнейший теоретик классицизма в России -А. П. Сумароков. Передовые деятели рус. культуры отстаивали высокое гражданское назначение театра как трибуны высоких прогрессивных идей. .Большое значение для рус. театр, культуры имела деятельность H. И. Новикова. Ориентируясь на демократич. круги, в своих изданиях он касался и вопросов сцены, оказывая значит, влияние на совр. ему театр. В 1772 он опубликовал "Опыт исторического словаря о российских писателях", куда вошли статьи о крупнейших деятелях рус. театра: Сумарокове, В. К. Тредиаковском, М. М. Хераскове и др. Новиков был также первым биографом выдающихся актёров Ф. Г. Волкова и И. А. Дмитревского. В статьях Новикова утверждались воспитат. роль театра, значение сатиры для рус. сцены. К последней трети 18 в. относятся и др. попытки создания истории рус. театра ("Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года" Я. Штелина, изд. в 1779).

Теории театра и театр, критике большое внимание уделял баснописец и драматург И. А. Крылов, к-рый в журн. "Почта духов" отстаивал самобытность и народность рус. сценич. иск-ва, выступал против подражательности дворянского классицизма и придворно-аристократич. театра. Эстетич. принципы Крылова наиболее полно выражены в его рецензиях на пьесы "Смех и горе" и "Марфа Посадница, или Покорение Новаграда" Погодина. О силе театра, его значении, об иск-ве актёра, проблеме художеств, целостности спектакля писал А. H. Радищев в филос. трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (опубл. в 1809).

Теоретиком эстетики рус. сентиментализма в театре был H. М. Карамзин, выступавший с критикой классицизма и пропагандой творчества У. Шекспира. В "Московском журнале" (издатель Карамзин) постоянно публиковались рецензии на спектакли, особое внимание уделялось иск-ву актёра. Театр, отдел этого журнала оказывал большое влияние на развитие рус. театр, критики. В нач. 19 в. усилился интерес к театру со стороны рус. общества. Декабристы оказали большое влияние на развитие рус. романтич. драмы, по-новому раскрывая проблемы классицистской и романтич. эстетики. В течение 19 в. появились первые большие журналы, поев, театр, иск-ву: "Репертуар русского театра" (1839-41), "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-41), "Репертуар и Пантеон" (1844-45), "Репертуар и Пантеон театров" (1847), "Пантеон" (1852-56) и др.

Большой вклад в историю и теорию театра 19 в., в становление Т. внесли рус. писатели и драматурги, тесно связанные с жизнью совр. им театра, утверждавшие его высокую обществ, роль и значение: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, H. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, H. А. Некрасов, И. А. Гончаров, А. К. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. H. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. Особое значение в развитии рус. театр, мысли, в формировании реалистич. эстетики 19 в. имели статьи и высказывания о театре революционеров-демократов, и прежде всего В. Г. Белинского. Его статьи о творчестве крупнейших актёров, анализ положения рус. театра в целом, разработка проблем теории драмы и актёрского творчества стали основополагающими в изучении истории театра 19 в. Во 2-й пол. 19 в. сложились два осн. направления в театр, критике, связанные с идейными, обществ.-политич. течениями того времени. Большое значение для утверждения правды на рус. сцене, для дальнейшего развития рус. реалистич. иск-ва имели теоретич. работы и статьи H. Г. Чернышевского, H. А. Добролюбова, Герцена, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Выразители др. направления, относящегося к славянофильскому течению,-А. А. Григорьев, Д. В. Аверкиев, Л. H. Антропов и др. Появлялись новые работы по истории рус. театра: "Драматический альбом", изданный П. H. Араповым и А. Раппольтом (1850), "Летопись русского театра" Арапова (1861), "Русский театр, его судьбы и его истоки" Ф. А. Кони (1864), "Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года" (ч. 1-3, 1877-84) и др. Публиковались исследования о зап.-европ. театр, иск-ве, о творчестве Шекспира, Мольера, В. Гюго. В последние десятилетия 19 в. проблемы театра разрабатывали гл. обр. учёныелитературоведы, филологи. Однако их работы большей частью посвящены истории драматургии. В 1888 выходят "Очерки из истории русской драмы XVII - XVIII столетий" П. О. Морозова и ряд серьёзных науч. трудов H. С. Тихонравова, П. А. Кулиша, В. И. Шенрока о творчестве Гоголя; Е. H. Сверчевского и А. М. Скабичевского о Грибоедове; Ал. H. Веселовского о Д. И. Фонвизине, а также исследования о рус. актёрах Я. Е. Шушерине, П. С. Мочалове и др. Для большинства работ в целом характерны нек-рая эмпиричность, отсутствие широких обобщений и выводов.

В кон. 19 - нач. 20 вв. появляется марксистская критика. Крупнейшие представители этого направления, писавшие no вопросам иск-ва и театра,- Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский и В. В. Боровский. С развитием театр, иск-ва возрастал интерес к театру, режиссёрскому мастерству, к-рые постепенно становятся предметом глубокого изучения, публикуются труды, исследующие его историю в связи с обществ, условиями той или иной эпохи. Выходят книги по истории театра-"История русского театра" Б. В. Варнеке, "История русского театра", под ред. В. В. Каллаща и H. Е. Эфроса (обе в 1914). Большой вклад в развитие Т. внесли книги и статьи режиссёров: В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Ф. Ф. Комиссаржевского, H. H. Евреинова, В. Г. Сахновского. Работы о театре первых десятилетий 20 в. связаны с различного рода тенденциями, проявлявшимися в иск-ве этого времени, отражают общий кризис театра предреволюц. эпохи ("Театр как таковой" Евреинова, "Отрицание театра" Ю. И. Айхенвальда, обе в 1912, и др.).

После победы Великой Окт. социалистич. революции наука о театре вступила в новую фазу развития. Она была связана с постепенным и всё более последовательным и глубоким изучением историками, теоретиками, критиками театра марксистско-ленинской методологии, с созданием благоприятных организац. условий, определявшихся тем почётным местом, к-рое в Сов. гос-ве было отведено сценич. иск-ву как неотъемлемой части строящейся социалистич. художеств, культуры. В возникшем в 1918 Театр, отделе Наркомпроса (ТЕО) была организована особая историко-театр. секция. Науч. работа по проблемам театра развёртывалась в гос. масштабе.