БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 Шостакович ("Гамлет" Шекспира).

Лит.: Глумов А., Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Settle R., Music in the theatre, L., 1957.

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИНСТИТУТ государственный им. А. В. Луначарского (ГИТИС), один из крупнейших в СССР театр, вузов, методич. центр театр, образования. Осн. в 1878 как Музыкальнодраматич. ин-т, с 1935 (после ряда реорганизаций) носит совр. название. В ин-те работали крупнейшие мастера театр, иск-ва - Л. В. Баратов, И. H. Берсенев, H. М. Горчаков, Л. М. Лавровский, Л. М. Леонидов, А. М. Лобанов, В. А. Орлов, H. П. Охлопков, H. В. Петров, А. Д. Попов, О. И. Пыжова, И. М. Раевский, В. Г. Сахновский, И. Я. Судаков, H. И. Тарасов, театроведы -Г. H. Бояджиев, А. К. Дживелегов, С. С. Игнатов, С. С. Мокульский, Ю. В. Соболев, В. А. Филиппов и др.

В составе ин-та (1975): ф-ты - актёрский с нац. студиями (с 1930 - 42 выпуска нац. студий), режиссёрский (режиссёры драмы, муз. театра, эстрады и цирка), театроведческий (отделения экономистов и организаторов театр, дела), актёров муз. театра (отделения балетмейстерское и педагогов хореографии); аспирантура, 18 кафедр, театр, б-ка (св. 170 тыс. тт.). На очном и заочном отделениях в 1974/75 уч. г. обучалось св. 1 тыс. студентов (в т. ч. из 22 зарубежных стран), работало более 150 преподавателей, в т. ч. 27 профессоров и докторов наук, 52 доцента и кандидата наук. Среди профессоров ин-та - А. А. Гончаров, Б. В. Бибиков, Ю. А. Завадский, Р. В. Захаров, М. О. Кнебель, С.В.Образцов, Б. А. Покровский, И. М. Туманов, Б. H. Асеев, Г. Г. Гоян, П. А. Марков, Б. И. Ростоцкий и др. Ин-т имеет право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Издаются (с 1975) "Учёные записки". За годы Сов. власти подготовлено св. 5 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971). А. А. Рапохин, Т. А. Прозорова.

ТЕАТРАЛЬНО - ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО, искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие Т.-д. и. тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразит, иск-ва.

Элементы Т.-д. и. (костюмы, маски и пр.) рождались в древнейших нар. обрядах и играх. В др.-греч. театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, существовали объёмные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными. Принципы древнегреческого Т.-д. и. были усвоены в театре Др. Рима, где часто применялся занавес.

Существовавший уже в античности принцип симулътанной декорации (рассчитанной на одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европ. ср.-век. театра, где первоначально роль фона при исполнении мистерий выполнял интерьер, а затем - наружная стена церкви. Для ср.-век. представлений было создано неск. типов сценич. площадок, статичных или передвижных; наряду с объёмными декорациями (напр., "раем" в виде беседки или "адом" в виде пасти дракона) использовались и живописные декорации (напр., изображения звёздного неба). Во мн. странах ср.-век. Азии (в т. ч. гос-вах Индокитая, в Китае и Японии) господствовали методы условно-символич. оформления сцены, согласно к-рым отд. детали лаконично обозначали место действия.

В 15 - нач. 16 вв. в Италии, где к Т.-д. и. обращались Брунеллески, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др., складывается тип перспективной декорации (Браманте, Б. Перуцци), изображающей уходящую вдаль улицу и написанной на холстах, натянутых на рамы (отд. части выполнялись из дерева); такие декорации воспроизводили одно неизменное место действия для спектаклей определённых жанров (к сер. 16 в. С. Серлио разработал 3 типа оформления - для трагедии, комедии и пасторали). Феерически-зрелищный характер придворного оперно-балетного спектакля к кон. 16 - нач. 17 вв. потребовал замены неподвижной декорации сменяющейся. В 17 в. всё шире использовались театр, механизмы; применение телариев (3-гранных вращающихся призм, обтянутых холстом и расписанных) позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянец H. Саббатини, немец И. Фуртенбах). Усовершенствование систем Т.-д. и. привело к созданию кулис (итальянец Дж. Алеотти) и сценыкоробки , сохраняющей господствующее положение и в 20 в. С сер. 17 в. итал. система кулисно-арочной декорации (Л. О. Бурначини, Дж. Торелли) распространилась по всем странам Европы. В гор. театрах Лондона в эпоху Возрождения складывается особый тип сценич. площадки с членением на нижнюю, верхнюю, заднюю сцены и выдающимся в зрит, зал просцениумом (перспективные декорации итал. типа в Англии ввёл И. Джонс в 1-й четв. 17 в.). В России кулисные "рамы перспективного письма" были применены впервые в 1672.

Декорация комедии по С. Серлио. 1545.

Постановка мистерии в Валансьенне. 1547 (миниатюра Г. Кайо).

Г. Д ю м о н. Эскиз декорации к трагедии "Филоктет". 18 в.

Набросок декорации В. Гюго к его драме "Бургграфы".

В эпоху классицизма драматургич. канон единства места и времени действия способствовал господству несменяемой декорации (тронный зал, вестибюль дворца в трагедии, гор. площадь, комната - в комедии), поэтому всё богатство декорационно-постановочных эффектов сосредоточилось в оперно-балетном жанре. Итал. мастера (А. Поццо, художники из семейства Галли-Биббиена) нарушили симметрию декораций 17 в., ввели угловую перспективу, усилив средствами живописи иллюзию глубины; добиваясь большей масштабности путём изображения отд. архит. частей вместо целого здания, они форсировали контрасты света и тени. В эпоху Просвещения мастера Т.-д. и. обращались к героизированным образам античности (работавшие во Франции Дж. H. Сервандони, Г. Дюмон, П. А. Брюнетти). В кон. 18 в., в связи с развитием бурж. драмы, появились декорационные павильоны. В Т.-д. и. России 18 в. к оформлению спектаклей привлекались иностр. мастера - Дж. Валериани и П. ди Г. Гонзаго и др. Во 2-й пол. 18 в. выдвинулись талантливые рус. декораторы, большинство из к-рых были крепостными,- бр. Бельские, И. Я. Вишняков, И. Фирсов и др.

В 17-18 вв. в странах Азии кризис феод, идеологии привёл и к нововведениям в Т.-д. и. В Японии в 18 в. сооружались здания для театров Кабуки, сцена к-рых имела просцениум, горизонтально раздвигающийся занавес, идущие через зал помосты-"ханамити" ("дороги цветов"); в 1758 здесь была введена вращающаяся сцена. Ср.-век. традиции вплоть до 20 в. сохранились во многих театрах Индии, Индонезии, стран Индокитая, где оформление ограничивается гл. обр. костюмами, масками и гримами. Великая французская революция оказала значит, воздействие на Т.-д. и. На сценах парижских "театров бульваров" высокое иск-во театр, машинистов позволяло воспроизводить сцены кораблекрушений, пожаров и т. д.; распространились т. н. пратикабли (объёмные детали оформления, изображавшие скалы, мосты и т. д.). В 1-й четв. 19 в. Л. Ж. М. Дагер во Франции, Ч. Баркер в Великобритании демонстрировали панорамы и диорамы в сочетании с новшествами газового освещения (вводится в 1820-е гг.). Представители романтизма выдвинули требование исторически конкретной характеристики места действия (этому отвечали театр, работы французов Э. Делакруа, П. Делароша, Ж. Б. Изабе и др.). Декораторы и режиссёры П. Сисерн, III. Сешан и Э. Деплешен во Франции, Ф. фон

Дингельштедт в Германии создавали спектакли со сложными многокартинными декорациями и пышными костюмами, сочетая ист. точность с эффектной красивостью. Усложнение постановочной техники заставило применять занавес в перерывах между актами (впервые -в 1829 на сцене парижской "ГрандОпера", а в 1849 здесь же - электрическое освещение). В России с 1830-х гг. главой школы "официального романтизма" был А. А. Роллер. Разработанная им техника постановочных эффектов развивалась К. Ф. Вальцем, А. Ф. Гельцером и др. Борьба со штампами роллеровской школы за нац. своеобразие рус. Т.-д. и. была начата М. А. Шишковым и М. И, Бочаровым, но тормозилась условиями "казённой сцены", узкой специализацией театр, художников, делившихся на "пейзажных", "архитектурных" и т. д., а также повсеместным применением сборных и типовых декораций.

Л. С. Бакст. Эскиз декорации к драме Г. Д'Аннунцио "Пизанелла" (поставлена в Театре Шатле в Париже в 1913).

В. Ф. Рындин. Эскиз декорации к инсценировке H. П. Охлопкова по роману "Молодая гвардия" А. А. Фадеева1947. Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. Москва.

Огромное воздействие на Т.-д. и. 1870-80-х гг. оказала деятельность Мейнингенского театра, режиссёры к-рого, стремясь преодолеть традиции итал. кулисно-арочной системы, придавали сценич. рельефу многообразие, в изобилии применяя пратикабли и различные архит, формы. В изобразит, решениях мейнингенцев сказалось влияние нем. ист. живописи 19 в. (П. фон Корнелиуса, В. Каульбаха и др.).

В кон. 1870-х гг. с критикой идеализированных, самоцельно-феерич. декораций выступил Э. Золя, призвавший к "точному воспроизведению социальной среды" (его последователями в сценич. натурализме были режиссёры А. Антуан во Франции и О. Брам в Германии). Борьбу с натурализмом возглавил театр франц. символизма (художники М. Дени, П. Серюзье, А. де Тулуз-Лотрек, Э. Вюйяр, объединившиеся вокруг режиссёров П. Фора и О. М. Люнье-По и создававшие упрощённые, изысканно-стилизованные декорации, по образному строю близкие иск-ву "модерна").

Последняя четверть 19 в.- эпоха расцвета рус. Т.-д. и. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель утверждали в Т.-д. и. принципы целостной поэтич. трактовки спектакля, используя композиц. приёмы станковой живописи. Огромное влияние на мировое Т.-д. и. оказала реалистич. реформа Московского Художественного академического театра (индивидуализированное оформление каждой постановки, психологич. "жизненность" обстановки, расширение планировочных возможностей и органич. их связь с игрой актёра). Высокая живописная культура, тончайшее умение передать стиль и характер иск-ва различных эпох были свойственны мастерам Т.-д. и., принадлежавшим к группировке "Мир искусства" (А. H. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, H. К. Рерих и др.); участвуя в организованных С. П. Дягилевым гастролях рус. оперы и балета в Париже (т. н. Русские сезоны, за границей, с 1907), эти мастера вывели рус. Т.-д. и. на мировую арену. Большое значение для рус. Т.-д. и. имело также творчество А. Я. Головина, добивавшегося особой, парадной декоративности образных решений.

М. А. Шишков. Эскиз декорации к трагедии "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого. 1867.

Режиссёры А. Аппиа в Швейцарии и Г. Крэг в Великобритании выдвинули в нач. 20 в. идею "философского театра" с абстрагированными вневременными декорациями, в к-рых видоизменение монументальных стереометрич. форм (кубы, площадки, ступени) достигалось бы светом (принципами "философского театра" руководствовались польск. писатель, художник и декоратор С. Выспяньский, немецкий режиссёр Г. Фукс). Нем. режиссёр М. Рейнхардт совместно с художниками (Э. Мунк, Э. Орлик, Э. Стерн и др.) разработал разнообразные приёмы оформления: от почти иллюзионистических объёмных декораций, трансформируемых с помощью вращающегося сценич. круга (введён в 1896), до обобщённых неподвижных установок, от оформления "в сукнах" до грандиозных массовых зрелищ на арене цирка. В России В. Э. Мейерхольд, разрабатывая принципы "условного театра", ввёл (совм. с художниками Головиным и H. H. Сапуновым) приёмы художеств, стилизации, повлиявшие на становление сценич. конструктивизма.

В 1910-х гг. в Т.-д. и. проникли приёмы кубизма и футуризма (А. А. Экстер, А. А. Веснин в России, работы П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Брака для Русских сезонов за границей), утверждавшие самоценную "театральность", "диктаторскую" роль художника в театре, ограничивавшие свободу актёрской игры. В 1920-х гг. в Т.-д. и. (особенно в Германии) активно проявились тенденции экспрессионизма; сдвиги и скосы плоскостей, кричащие контрасты светотени, деформации изображаемых предметов создавали мир болезненных видений. Пытаясь воспроизвести на сцене "динамизм" современного города, многие мастера станковой живописи, обращавшиеся к Т.-д. и. (Дж. Северини, Э. Прамполини в Италии, Ф. Леже во Франции), нередко замыкались в кругу самодовлеющих формальных экспериментов.

В целом в Т.-д. и. 20 в. необычайно обогатилась сценич. техника: используются синтетич. материалы, люминесцентные краски, коллажи, фото- и кинопроекции, системы зеркал, сложнейшие световые партитуры и т. д. В 1960-е гг. большое внимание почти повсеместно уделялось "внесценной" декорации, сцене-арене (в СССР разрабатывавшейся ещё с кон. 1920-х гг. Мейерхольдом и H. П. Охлопковым). 1970-е гг. характеризуются всё более интенсивным применением мотивов, навеянных нар. иск-вом (обрядовых масок-гримов, костюмов марионеток, кукол, иногда достигающих гигантских размеров и становящихся органич. частью декорации). Однако стремление создать на драматургич. канве независимое сценич. произв., во многом являющееся свободной фантазией режиссёра или художника-декоратора, приводит многих мастеров Т.-д. и. к разрушению целостного театрального образа. Этим тенденциям, усугубляемым влиянием сюрреализма, абстрактного искусства, "попарта" и др. модернистских течений, противостоит практика прогрессивных режиссёров и мастеров Т.-д. и., стремящихся хранить и развивать традиции социально заострённого реалистич. иск-ва. Среди крупнейших мастеров западноевроп. Т.-д. и. 20 в.- Л. Дамиани, Дж. Де Кирико, В. Колоссанти, Э. Лудзатти в Италии; Р. Аллио, К. Берар, Э. Бертен, М. Детома, М. Кассандр, П. Колен, Ж. Д. Малькле, Т. Ноэль, М. Рафаэлли во Франции; С. Битон, Э. Годвин, О. Массель, Могли (группа художниц -О. и М. Харрнс и Э. Монтгомери) в Великобритании; Б. Аронсон, М. Горелик, Дж. Милцинер, Д. Онслагер, С. Федорович в США; Кисаку Ито, Такада Исиро, Канамори Каору в Японии.

Октябрьская революция 1917 создала предпосылки для расцвета многонац. сов. Т.-д. и., в ходе развития к-рого утвердились функции художника-постановщика как одного из соавторов спектакля и понимание Т.-д. и. как изобразительной режиссуры. В 1920-е гг. эти принципы развивались в борьбе различных направлений. В работах Бенуа, Головина, Б. М. Кустодиева, H. П. Крымова, В. А. Симова, Ф. Ф. Федоровского воплощались традиции живописной декорации, в произв. Веснина, Л. М. Лисицкого, Л. С. Поповой, А. М. Родченко, бр. Стенберг, В. Ф. Степановой - методы конструктивизма. В ряде работ 1920-х гг. (напр., у И. М. Рабиновича) самодовлеющий техницизм конструктивистских декораций успешно преодолевался. В 1930-е гг., когда в Т.-д. и. окончательно утвердился метод социалистического реализма, объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи, и зрительный образ спектакля обрёл поэтич. и психологич. насыщенность (H. П. Акимов, H. И. Альтман, М. П. Бобышов, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, В. Ф. Рындин, А. Г. Тышлер, H. А. Шифрин). Ценный вклад внесли в сов. Т.-д. и. и мастера станковой живописи (П. В. Вильяме, П. П. Кончаловский, Ю. И. Пименов, К. Ф. Юон). С 1950-х гг. поиски яркой сценич. формы (обобщённой, но не отвлечённой, органически сочетающей конструктивное и живописное начала) отличало и лучшие работы А. Ф. Босулаева, А. П. Васильева, С. Б. Вирсаладзе, H. H. Золотарёва, М. И. Курилко-Рюмина, А. Ф. Лушина, Э. Г. Стенберга, И. Г. Сумбаташвили, В. Г. Шапорина, С. М. Юнович. Увлечения стилизованными формами нар. иск-ва, примитивом, внешней нарядной театральностью, проявившиеся в сов. Т.-д. и. 1960-х гг., сменились поисками оформительских решений, структура к-рых подчинена внутр. логике сценич. действия, раскрывает свою образную сущность в самом процессе игры актёров. Наряду с мастерами старших поколений успешно выступают молодые художники (Д. Л. Боровский-Бродский, Э. С. Кочергин, В. Я. Левенталь в РСФСР, О. Кочакидзе, А. H. Словинский, Ю. Чикваидзе в Груз. ССР, В. Мазурас, Я. Малинаускайте в Литов. ССР, Г. Земгал в Латв. ССР и др.). В Т.-д. и. сов. республик ведущую роль сыграли Ф. Ф. Нирод, А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине, П. В. Масленников, Е. Д. Николаев в Белоруссии, И. Гамрекели, С. Кобуладзе, П. Лапиашвили в Грузии, М. Арутчян, М. Сарьян в Армении, Р. Мустафаев, H. Фатуллаев в Азербайджане, М. Мусаев в Узбекистане, И. Бальхозин в Казахстане, X. Алабердыев в Туркмении, А. В. Арефьев в Киргизии, И. Суркявичюс, Л. Труйкис в Литве, М. Ф. Китаев, А. Лапинь, О. Скулме в Латвии, М.-Л. Кюла, Э. Рентер, В. Хаас в Эстонии.

А. Г. Т ы ш л е р. Макет декорации к спектаклю "Ричард III" В. Шекспира (Большой драматический театр им. А. М. Горького в Ленинграде). 1935.

Плодотворно развивается Т.-д. и. других социалистич. стран (особенно сценография Чехословакии - Л. Виходил, В. Гофман, И. Свобода, Ф. Троёстер). Известность завоевали А. Ахрянов,И. Милев, М. Михайлов, С. Савов, А. Стойчев в Болгарии, О. Аксер, В. Дашевский, Я. Косиньский, А. Стопка, К. Фрыч, Ю. Шайна в Польше, П. Бортновский, А. Брэтэшану, Д. Немтяну в Румынии, И. Коос, Б. И. Копеши в Венгрии, К. фон Аппен, X. Загерт, Г. Кильгер, К. Неер, Т. Отто, П. Пиловски в ГДР, Л. Бабич, М. Денич, В. Маренич, Д. Ристич, М. Сербан, Д. Соколич в Югославии.

Илл. см. на вклейках, табл. XXVI, XXVII (стр. 352-353).

Лит.: Сырки на Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956; Пожарская М. H., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века, М., 1970; Всесоюзная выставка работ художников театра, кино, телевидения, Москва, 1967. [Каталог], М., 1972; Давыдова М. В., Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX в., М., 1974; Z и с k е r P., Die Theaterdekoration des Klassizismus, В., 1925; его же, Die Theaterdekoration des Barock, В., 1925; Hainaux P. Y.-B., Le decor de theatre dans le monde depuis 1935, Brux.- P., 1956; его же, Le decor de theatre dans le monde depuis 1950, Brux.- P., 1964j Le lieu theatral^a la Renaissance, P., 196д; Le decor de theatre dans le monde depuis 1960, Brux. -P., 1973; Buhnenformen, Buhnenraume, Buhnendekorationen, В., 1974; В a b 1 e t D., Les revolutions sceniques du XX siecle, P., 1975. М. H. Пожарская.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки артистов, режиссёров, художников, театроведов и др. работников в области театр, иск-ва. Т. о. зародилось в театре Др. Рима (школа Росция, 1 в. до н. э.). В 8 в. н. э. первое театр, уч. заведение появилось в Китае. В странах Европы в эпоху Возрождения актёрскому мастерству обучали в театрах актёры и драматурги, стоящие во главе трупп. Стройную пед. систему подготовки актёров выработали деятели школьного театра, получившего распространение с 15-16 вв. в уч. заведениях стран Европы, с 17 в.-в России. В 18 - нач. 19 вв. появились спец. театральные уч. заведения в Париже, в Вене, Варшаве, Флоренции и др. Большую роль в развитии Т. о. в 19 в. сыграла театрально-педагогич. деятельность Превиля и Ф. Ж. Тальма во Франции, Ч. Маклина и Д. Гаррика в Великобритании, Ф. Л. Шредера, И. В. Гёте в Германии, В. Богуславского в Польше. Кризис бурж. театра (со 2-й пол. 19 в.) отразился и на Т. о., которое в основном сводилось к обучению традиционным, во многом условным приёмам актёрского мастерства. Обновлению методов обучения актёров способствовали Э. Золя и А. Антуан, которые подвергли критике традиционные приёмы Т. о.

В Р о с с и и первая театр, школа была осн. в Москве в 1673. Школа для обучения актёров существовала при театре, созданном Петром I в 1702 в Москве. Важную роль в истории Т. о. сыграл Петерб. шляхетский корпус (где, в частности, под рук. А. П. Сумарокова получил проф. подготовку И. А. Дмитревский, один из первых театр, педагогов). Возникновение публичных театров в сер. 18 в. вызвало необходимость организации постоянной театр, школы. Поэтому в 1738 в Петербурге была учреждена придворная танцевальная школа, на основе к-рой в 1779 создана театр, школа. В 1773 открылись классы изящных иск-в (драматич., балетный, вокальный, инструментальной музыки) при Моск. воспитательном доме, в 1784 они перешли в ведение Петровского театра, в 1809 преобразованы в Моск. театральное училище (ныне Театральное училище имени М. С. Щепкина), где были хореографич., драматич. и инструментально-вокальный классы. Развитие реалистич. тенденций в Т. о. связано с деятельностью М. С. Щепкина. В 50-60-е гг. прогрессивные деятели театра активно выступали за специализацию обучения будущих актёров в театральных школах, за изучение ими истории и теории театрального и смежных видов искусств, за совершенствование методики преподавания. В 1867 режиссёр Александрийского театра и педагог Е. И. Воронов в своём проекте подготовки драматич. актёра в театральном училище отстаивал необходимость последовательного развития внутренних и внешних данных актёра. В 80-е гг. борьбу за реорганизацию Т. о. возглавил драматург А. H. Островский. В записках "О театральных школах" (1882) он требовал от актёров всесторонней проф. подготовки и эстетического вкуса. В 1888 по его проекту открылись драматич. курсы при Московском театральном уч-ще, где преподавали И. В. Самарин, А. П. Ленский, Г. H. Федотова и др. В эти же годы появились театр, школы, созданные обществ, орг-циями и частными лицами; в них имелись балетные, драматич., режиссёрские и оперные отделения. Среди этих школ выделялось Музыкально-драматич. уч-ще Моск. филармоннч. об-ва (1883), в нём драматич. класс вёл В.И. Немирович-Данченко, обратившийся к воспитанию артистич. молодёжи, на к-рую возлагал надежды, связанные с обновлением театра. С тех же позиций подходил к работе с актёрами К. С. Станиславский, разработавший первую науч. систему воспитания актёра, к-рая нашла применение в ряде театр, студий н во многом способствовала развитию Т. о. (см. Станиславского система).

В СССР становление п развитие Т. о. связано с именами таких мастеров театра, как Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, В. Г. Сахновский, А. Я. Ваганова, И. H. Берсенев, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, H. М. Горчаков, В. О. Топорков, а также М. М. Габович, Е. П. Гердт, В. Д. Тихомиров и др. Много сделали для подготовки театр, кадров в союзных республиках В. М. Аджемян, В. М. Балюна, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, М. М. Крушельницкий, С. А. Ишантураева, В. М. Скляренко, Г. П. Юра ц др. деятели нац. театров страны. За годы Сов. власти создана сеть высших и ср. спец. театральных учебных заведений, организованы театр, факультеты в ряде консерваторий, вузов иск-в и др. Система Т. о. включает специальности: актёр драматич. театра и кино, актёр муз. комедии, режиссура драмы (а также балета, муз. театра), театроведение (о подготовке театроведов см. в ст. Искусствоведческое образование), театр, техника и оформление спектакля, живопись (специализация - театрально-декорационная живопись). В 60-е гг. началась подготовка актёров, художников-скульпторов, режиссёров для театров кукол, режиссёров цирка, эстрады и массовых представлений, экономистов-организаторов театрального дела. В ин-тах культуры (см. Культуры институты) готовятся руководители самодеятельных художественных коллективов и нар. театров, режиссёры клубных массовых представлений. Специально для нар. театров выпускает режиссёров Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова (Москва). В Гос. ин-те театр, иск-ва им. А. В. Луначарского (ГИТИС, Москва), Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛИТМиК), уч-ще им. Б. В. Щукина есть нац. актёрские студии; во Всесоюзном