БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321лбов, балок и лёгких перегородок (гл. здание монастыря Энгакудзи в Камакуре, 1285). Подчёркнуто простым и рациональным становится и стиль жилого зодчества.

Скульптура периода Камакура тяготела к достоверности и монументальной значительности образов. Бурно развивалось иск-во скульпт. портрета (мастерские скульпторов Кокэя и Ункэя); широко изображались и канонизировались легендарные проповедники буддизма (Мутяку, Сэсин, Куйя и др.), синтоистские святые (Хатимон и др.), а также военачальники.

Портреты воинов и монахов распространились и в живописи 12-14 вв. В иллюстративных свитках эмакимоно нарастало стремление к подробной повествовательности. В декоративно-прикладном иск-ве высокого уровня достигла отделка мечей и кинжалов, в т. ч. цуб, сёдел, сбруи и т. д.

В кон. 14-16 вв. под влиянием учения дзэн особого расцвета достигло садово-парковое иск-во (сады загородных вилл сегунов Асикага в Киото, превращённых в храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи, 14 - кон. 15 вв.). Архит. стиль синдэн-дзукури сменился стилем сёин; исчезли длинные галереи, увеличилось кол-во комнат, разделяемых скользящими перегородками, появилась ниша (токонома) для живописных свитков и полка (тана) для священных книг; полы покрываются матами (татами), к-рые стали стандартной единицей измерения дома. Раздвижные стены всё более сближали интерьер с садом. Сады выполнялись в самых различных манерах; возникли и т. н. сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней.

14-16 вв.- эпоха упадка скульптуры и интенсивного развития живописи тушью (суйбоку). Расцвет монохромных пейзажей на свитках (среди ведущих мастеров - Дзёсецу, Сюбун, Сэссю и др.) подготавливался под воздействием кит. живописи. В кон. 15 в. традиции школы Ямато-э нашли продолжение и развитие в живописи школ Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др., создававшие яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев) и Тоса (Мицунобу Тоса и др., обращавшиеся к темам лит. произв. из жизни знати и буддийского духовенства). Высочайшего расцвета достигло иск-во керамики, претворявшее в художеств, образы естественную красоту природных форм (мастерские Сэто, Тамба, Сигараки, Ига, Бизэн и др.).

В кон. 16 - нач. 17 вв. стиль япон. зодчества утратил своё единство. Под воздействием португ. архитектуры в оборонит, целях был возведён ряд грандиозных замков, сочетающих циклопич. кладку цоколя с традиц. деревянным верхом (Адзутидзё, 1576; Осакадзё, 1583; Химэдзидзё, 1601-1609). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота [Замок Нидзё, дворец Фусими (ныне монастырь Нисихонгандзи) - оба нач. 17 в.]. Стремление к пышяости выразилось и в создании торжеств, храмов-усыпальниц, обильно украшенных резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сегунов Токугава в Никко, нач. 17 в.).

Благодаря распространению культа "чая (с 15 в.) сложилась архитектура иного типа; в глубине садов возникали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний - полухрамы-полухижины, утверждающие красоту и ценность обыденных вещей, естеств. природы. Взаимодействие дома и сада здесь стало особенно интимным. В эстетич. принцип была возведена "патина вещей", ощущение их давности. Эстетика чайного павильона с его лёгкостью, органич. приобщённостью к миру природы, открытостью конструкций оказала существенное воздействие на стиль всего последующего жилого зодчества Я. (наиболее совершенное воплощение она нашла в ансамбле имп. загородной виллы Кацура близ Киото, 1625).

Чайные церемонии стимулировали и дальнейшее развитие керамики. Расцвело произ-во фарфора с центрами в Кутани, Арита и др.

С жизнью новой столицы Эдо (Токио) было связано творчество живописца и мастера художеств, лаков Корин Огата, а также целой плеяды мастеров демократич. гравюры на дереве (Укийё-э; Моронобу Хасикава, Масанобу Окумура и др.), обратившихся к показу труда и быта горожан. Ранняя техника монохромной, подкрашенной от руки гравюры сменилась более сложными приёмами, многоцветной печатью с неск. досок и т. д. Усложнилось и само отношение художников-гравёров к миру, отмеченное нежным лиризмом (женские образы Харунобу Судзуки, Утамаро Китагава, Сюнсё Кацукава) или интересом к напряжённо-психологич. решениям (театр, образы Дзюробэя Сяраку и Тоёкуни Утагава). Новую страницу в япон. гравюре открыло творчество Кацусика Хокусай и Хиросигэ Андо, обращавшихся преим. к жанровым и возвышенно-эпич. пейзажным композициям.

В живописи 18 - нач. 19 вв., отмеченной чертами упадка, заметно стремление сблизить европ. и нац. манеры (школа Маруяма - Сидзё). Жанр пейзажа возродился в творчестве художников направления нанга или бундзинга (Тайга Икэ, Бусон Ёса, писавшие прозрачные, полные воздуха пейзажи тушью и красками).

Япон. гор. архитектура после вступления страны на путь капиталистич. развития в кон. 19 - нач. 20 вв. характеризуется эклектич. смешением нац. и старых европ. стилей, однако с нач. 1920-х гг. значит, распространение получили и идеи европ. рационализма (арх. Мамору Ямада и др.).

В живописи рубежа 19-20 вв. сложилось два направления - традиционное "нихонга" и европ. "era". Ряд мастеров традиц. стиля (Тэссай Томиока, Тайкан Ёкояма и др.) продолжали развивать принципы ср.-век. декоративной пейзажной живописи. Творчество обучавшихся за границей мастеров масляной живописи Сотаро Ясуи, Рюйдзабуро Умэхара, Сэйки Курода и др. формировалось под влиянием импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма. С 1920-30-х гг. всё большее влияние на изобразит, иск-во Я. оказывали кубизм, сюрреализм и др. модернистские течения.

Воздействие Великой Октябрьской социалистич. революции проявилось в Я., в частности, и в зарождении нового социально-заострённого по своей проблематике и реалистич. по форме иск-ва. В 1925 образовалась Лига деятелей пролет, иск-ва и лит-ры, а в 1929 - Япон. союз пролет, художников. Большим духовным подъёмом проникнуто творчество живописцев Томоэ, Ябэ, Гэндзи, Оцуки, Токи Окамото и графиков Масаму Янасэ, Кэндзи Судзуки, героями произв. к-рых стали рабочие. В 1930-х гг. все прогрессивные художеств, организации были запрещены; в иск-ве получили распространение черты шовинизма или пассивного следования ср.-век. традициям.

После поражения во 2-й мировой войне 1939-45 и крушения милитаристского режима в Я. интенсивно развиваются архитектура, графика и декоративные иск-ва. В архитектуре на новой основе возродился интерес к традициям нац. зодчества. Лёгкие каркасные конструкции, архит. формы, активно взаимодействующие с окружающим пространством, совмещаются с использованием новейших материалов и строит, приёмов (арх. Кунио Маёкава, Кэндзо Тангэ и др.). С кон. 1950-х гг. усиливаются поиски синтеза архит., скульпт. и живописных форм, интенсивнее используются пластич. и декоративные возможности бетона, дерева, шире применяются мозаика и росписи. Однако несмотря на высокий технич. и эстетич. уровень совр. стр-ва в япон. совр. архитектуре отсутствует единая градостроит. программа; нехватка земли, особые сейсмич. условия, массовая застройка 1-этажными частными домами затрудняют реконструкцию городов.

Для совр. живописи характерно обилие разнородных направлений и школ. В ней противоречиво сочетаются демократич. тенденции, тяга к архаизации (Сери Аран) и следование авангардистским зап.-европ. и амер. течениям (Ивами Фурудзава, Сэйдзи Того, Таро Окамато и др.). Ряд мастеров (Сэйсон Маэда, Хигасияма Кайи и др.) умело совмещают традиц. декоративность, поэтич. сказочность с совр. мироощущением. Гражданств, пафос, высокое реалистич. мастерство свойственны монументальным панно Тосико Акамацу и Йри Маруки, а также работам Мита Гэндзиро и Макото Сакураи.

Скульптура является наименее связанным с традицией видом совр. япон. иск-ва. Большинство совр. скульпторов, получивших образование в Европе, следует различным зарубежным течениям (Сигэру Узки, Томонори Тойофуку и др.). К произведениям, отражающим подъём послевоен. демократии, движения, принадлежат работы Сэйбо Китамура, Кадзуо Кикути и др.

Графика, наиболее демократич. и массовый вид совр. япон. иск-ва, от полного разрыва с традицией (в 1920-е гг.) пришла к органич. соединению нац. специфики с совр. видением мира. В отличие от прошлых эпох, в япон. графике 20 в. работу художника, резчика и печатника выполняет один мастер. Произв. Тадасигэ Оно, Макото Уэно, Дзюньитиро Сэкино, Такидайра Дзиро, Хирохару Нии объединены интересом к судьбам простого человека, природе Я. Работающие в разных манерах Сэмпан Маэкава, Харацка Уньити, Онти Косиро, Сико Мунаката стремятся органически сочетать в своих произв. европ. и нац. традиции.

Илл. см. на вклейках-к стр. 561 и табл. XXXIV-XXXVII (стр. 544-545).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1, 2 (кн. 2), 6(кн. 1), М., 1956 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 1, 9, 11, М., 1970-73; Японская гравюра, М., 1963; Николаева Н. С., Современное искусство Японии. Краткий очерк, М., 1968; е ё ж е, Декоративное искусство Японии, М., 1972; Федоренко Н. Т., Краски времени. Черты японского искусства, М., 1972; Коломиец А. С., Современная гравюра Японии и её мастера, М., 1974; Kultermann U., Neues Bauen in Japan, В., 1960; Paine R. Т., S о р е г A., The art and architecture of Japan, 2 ed., Edinburgh - L., 1974; N e w m a n A. R., R yerson E., Japanese art, L., 1966.

Н. А. Виноградова.
XV. Музыка

Музыка Я.- древнее самобытное иск-во; в процессе развития оно испытывало влияния корейской и особенно кит. муз. культур, подверглось воздействию муз. иск-ва Индии и стран Юго-Вост. Азии, с 19 в.- стран Европы и США.

8 первые века н. э. музыка входила в религ. действа (т. н. мистерии кагура, отражавшие мифологию синтоизма). Светская вокальная и инструм. музыка в 7 в. была связана с танц. драмой г иг а к у (в ней музыка сопровождала специфич. движения актёров в масках) и с театр, жанрами дэнгаку и с ар у г а к у (на их основе сформировался позднее придворный театр woo). В 7 - 9 вв. под влиянием придворной кит. музыки сложилось придворное иск-во г аг а к у (изящная музыка), в к-ром после реформы по упорядочению многообразных форм и приёмов исполнения (9-12 вв.) стали развиваться чисто япон. традиции. Они легли в основу классич. музыки Я. По времени возникновения в гагаку различались стили к о г а к у (старая музыка) и сингаку (новая музыка); по жанрам гагаку делилась на к а нг э н (чисто инструм. музыка) и б уг а к у (аккомпанирующая танцу). Нац. особенности музыки Я. проявились в своеобразии ладовой структуры - наряду с бесполутоновыми пентатонич. ладами, сохраняющимися в нар. музыке, получили распространение 5-ступенные лады с чередованием полутоновых, целотоновых и 2-тоновых интервалов (в гор. музыке лад миякобуси, в сельской- лад и н а к о б у с и). В 14 в. сформировалась лирич. драма ноо, в к-рой декламация сочеталась со специфич. пением (восходит к буддийской храмовой музыке), танцем и инструм. сопровождением (флейта н о к к а н и ударные инструменты). Для записи музыки ноо применялась сложная система нотации, обозначались специфич. мелодич. формулы и ритмич. рисунок. Среди япон. инструментов - струнные (щипковые): кото (13-струнная цитра; её 2-струнная разновидность - н и г э н к и н), сямисэн (род лютни) и б и в а (заимствованная из Китая 4-струнная лютня); духовые: кагура-буэ и ёко-буэ, рютэк и, или фуэ, комабуэисякухат и и др. виды бамбуковых флейт, х ит и р и к и (род гобоя), с ё (губная гармоника); ударные: тайко, какко, сима, или цури, дай-к о, до-наг адайко, сан-но-цудзуми, коцудзуми и о-цудзуми (различные виды барабанов), с ё к о (бронзовый гонг), к а н э (тарелочки), с у д з у (храмовая колотушка с колокольчиками). Наибольшее распространение получили произв. для кото, т. н. с о к и о к у; их выдающимся исполнителем был Ясудзи Кэндзё (сер. 17 в.). Крупнейшие исполнители (создатели исполнительских школ ) - Кэндзё Икута (17 в.), Косаку Ямада (кон. 18- нач. 19 вв.) и Кэндзё Яэдзаки (19 в.), писавший т. н. музыку с а н к ё к у (трио для кото, сямисэна и сякухати). В практике традиционной и классической музыки Я. сохранилось много инструментов кит. происхождения. В 17 - нач. 19 вв. муз. иск-во Я. демократизировалось. В противовес придворному иск-ву гагаку и ноо возникло более демократич. иск-во театра кабуки и кукольного театра д з ё р у р и (с кон. 16 в.). Музыка кабуки осн. на т. н. н а г а у т а ("длинной песне"), в которой куплеты певца чередуются с инструм. интерлюдиями. Во 2-й пол. 19 в., после незавершённой бурж. революции 1867-68, в муз. культуру Я. стали проникать европ. и амер. влияния. В 1879 япон. педагог Сюдзи Идзава (совм. с амер. муз. педагогом Л. У. Мейсоном) ввёл в Я. систему всеобщего обучения хор. пению в начальной школе, он же основал в Токио Ин-т муз. исследований (с 1886 Токийская муз. школа). В кон. 19 в. Я. стали посещать гастролёры из др. стран, позднее из России. В 1881 состоялся 1-й концерт европ. музыки, в 1897 - 1-е выступление япон. симф. оркестра. Возник интерес к европ. музыке; композиторы Я. стали получать муз. образование в Европе, среди первых - Косаку Ямада, Киёси Нобутоки, позднее - Ясудзи Киёсэ и Ёрицунэ Мацудайра. Они основали новую федерацию композиторов (с 1930 - Япон. ассоциация совр. музыки); представители этой группы использовали в своих соч. элементы нац. музыки, однако определяющим было влияние гл. обр. нем. и франц. муз. иск-ва.

Широкое использование нац. муз. фольклора и традиций классич. музыки Я. началось в кон. 40-х - 50-е гг. (соч. Митио Мамия, Ясуси Акутагава). Муз.-просвет. работу ведёт "Об-во трудящихся - любителей музыки" (с 1949) с филиалами во мн. городах. Для др. группы их современников характерно заимствование новейших приёмов письма европ. и амер. школ (Ёсиро Ирино, Садао Бэкку, Акира Миёси, Икума Дан, Кан Исии и др.). В кон. 50-х гг. в Я. проникли влияния авангардистов, стали культивироваться различные виды экспериментальной музыки (в 1949 осн. Экспериментальная студия). Среди композиторов кон. 50-60-х гг. - Тору Такэмицу, Кадзуо Фукусима, Тосиро Маюдзуми ("Симфония Нирваны", 1958). Центром экспериментальной музыки стал г. Каруидзава (группа "Онгаку" - Тосиро Маюдзуми, Макото Морои, Юдзи Такахаси и др. представители совр. авангардизма, развивающие идеи Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, П. Булеза). В нач. 50-х гг. возникло массовое самодеят. хоровое движение, носящее антимилитаристский характер; один из первых коллективов - Центр, токийский хор "Поющие голоса Японии" (с 1952, руководитель А. Сэки; в 1964 гастролировал в СССР). В 1960-70-х гг. Тэруяки Нода, Ёсио Хатимура, Синитиро Икэбэ продолжают экспериментировать в области электронной музыки и сонористики. Среди исполнителей: дирижёры Комэи Абэ, Масаси Уэда, Акэо Ватанабэ, Хироюки Иваки, Такаси Моро, Юдзи Таяма; пианист Кэйко Танака; скрипачка Ёко Кубо; музыковед Сабуро Сонобэ. Центр муз. жизни - Токио. В 1920 здесь выступала оперная труппа "Асакуси". В Я. 15 симф. оркестров (из них 6 - в Токио, 2 - в Осаке), камерно-инструм., хор. коллективы, группы традиц. классич. музыки "Ниппония", "Сигенкам" и др. Осн. уч. заведения - Ун-т иск-в, муз. ун-т Тохо. Существуют муз. изд-ва, фирмы грампластинок. Проводятся муз. фестивали в Токио, Осаке, Каруидзаве. Распространились различные виды эстрадной музыки, позднее джаз и попмузыка.

Лит.: Иофан Н., Из истории японской музыки 7-9 вв., в сб.; Искусство Японии, М., 1965; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Rutland - Tokyo, 1959; Танабэ Х., Нихон онгаку гайрон (Японская музыка), Токио, 1961; Н аr i с h-S chneider E., A History of Japanese music, L., 1973. Дж. К. Михайлов.

XVI. Балет

Хореографич. иск-во Японии представлено традиц. классич. танцем буе и европ. балетом. Основа танца буе - хореография аристократич. театра ноо (сложившегося в кон. 14 - нач. 15 вв.), впитавшая элементы религ. и нар. танцев предшествующих поколений. В 17 в. начало формироваться более свободное и подвижное танц. иск-во, ставшее составной частью театра кабуки. Танец буе получил распространение и вне этих театров. Существует неск. школ, возглавляемых мастерами япон. хореографии Дзюраку Ханаяги, Токубэй Ханаяги, Канъэмон Фудзима, Утаэмон Накамура, Томидзюро Накамура и др. Танцы буе сопровождаются музыкой с текстом. В япон. классич. танце движения корпуса не фиксируются. Осн. внимание сосредоточено на гармонич. слиянии цвета костюмов и театр, аксессуаров; изящество танцу придают колышущиеся рукава и подол кимоно, искусно обыгрывается реквизит (веер, барабанчик, полотенце, цветущая ветка и т. д.).

В нач. 20 в. в Я. возник интерес к европ. классич. балету: стимулирующее значение имели гастроли А. П. Павловой (1922). Первые деятели балета Японии

Масахидэ Комаки, Микико Мацуяма, Яоко Каитани, Момоко Тани и др. получили образование за границей и стали в дальнейшем организаторами и руководителями балетных трупп, в репертуаре к-рых произв. рус. и зап.-европ. балетной классики. Создаются оригинальные балеты на нац. материале. В 1958 была основана Японская балетная ассоциация, осуществляющая постановки спектаклей. В 1964 на базе Токийской балетной школы им. П. И. Чайковского, руководимой сов. хореографами, была создана труппа "Токио балет", к-рая регулярно показывает спектакли в столице п др. городах, выезжает на гастроли в др. страны (в 1966 и 1970 гастролировала в СССР).

Лит.: Cunji Masakatsu, Buyo. The classical dance, N. Y.- Tokyo - Kyoto, 1970. Л. Д. Гришелёва.

XVII. Театр

Историч. корни япон. театра восходят к древним обрядовым действам земледельч. празднеств. В 7-8 вв. вместе с буддизмом в Я. проникают театр, формы из стран Вост. Азии. Эти муз.-танц. представления (гигаку и бугаку) способствовали формированию классич. япон. театра. К кон. 14 - нач. 15 вв. из разнообразных заимствованных и исконно япон. представлений возник театр ноо, включающий музыку, танец и драматич. действие. Гл. персонажи этого театра носят маски. Выдающиеся теоретики, актёры и драматурги Киёцугу Канъами (1333-84) и Мотокиё Дзэами (1363-1443) разработали эстетич. основу иск-ва ноо как рафинированного театра воинов и аристократов. В строгой канонич. форме жанр сохраняется и в 20 в. С 17 в. в связи с ростом городов получили развитие и др. театр, жанры, отражавшие запросы третьего сословия. Это театр кукол дзёрури и театр кабуки, ставшие ведущими традиц. жанрами япон. театр, иск-ва. Основу дзёрури составляют муз.-песенный сказ, исполняемый певцом-сказителем гидаю, и представление кукол. Репертуар состоит из классич. пьес япон. драматургов, написанных в специфич. форме дзёрури. Ведущий драматург, писавший также и для кабуки, - Мондзазмон Тикамацу (1653-1724). Театр кабуки (действуют актёры) соединяет муз., танц. и драматич. элементы. Он развивался параллельно с театром дзёрури, и оба они оказывали друг на друга влияние. К кон. 18 в. театр кабуки сформировался окончательно. Представления кабуки рассчитаны на массового зрителя и отличаются яркой зрелищностью. Женские роли в этом театре по традиции исполняются мужчинами (оннагата).

В последней трети 19 в. Япония вступила на путь капиталистич. развития. Связанные с этим социальные и политич. преобразования оказали заметное влияние и на театр. В нач. 20 в. появились новые жанры, созданные в результате обновления традиц. театра (симпа, синкокугэки) и заимствования европ. форм (совр. драма- сингэки, опера, балет). Театр, иск-во совр. Я. чётко делится на традиц. театр (бугаку, ноо, кабуки, дзёрури) и европ. театр (драма, опера, балет). Своеобразная прослойка между ними- симпа, япон. мещанская мелодрама, и синкокугэки, популярная драма, основа к-рой - сцены сражений на мечах. Каждый из этих жанров включает разработанную эстетику, репертуар, свой путь развития, ведущих деятелей. Традиц. театры имеют свой репертуар, состоящий из пьес япон. классиков, а также произв. совр. отечеств, драматургов, использующих преим. историч., героич. и романтич. сюжеты. Режиссёры в япон. традиц. театре отсутствуют. Среди наиболее известных актёров 70-х гг.: в театре ноо - Минору Кита, Мотомаса Курс Хосё; в театре кабуки - Кандзабуро Накамура, Утаэмон Накамура, Косиро Мацумото, Байко Оноэ, молодые актёры - Энноскэ Итикава, Кикугоро Оноэ, Китиэмон Накамура, Цумасабуро Бандо; в симпа - Яэко Мидзутани; в синкокугэки - Сего Симада, Рютаро Тацуми.

В 1966 в Токио создан нац. театр, центр чКокурицу гэкидзё" - единственный в Я. гос. театр, призванный содействовать сохранению и развитию традиц. жанров. При центре организована первая япон. театр, школа для подготовки актёров театра кабуки и театра кукол дзёрури (в традиц. театре воспитание велось в актёрских семьях).

Репертуар театров сингэки составляют переводы классич. и совр. пьес европ. и амер. драматургов, а также новые произв. япон. авторов. Значит, место в нём занимают произв. рус. и сов. драматургов. В Я. насчитывается ок. 100 трупп сингэки. Наиболее крупные из них: "Хайюдза", "Минтай", "Бунгакуд-за". Ведущие деятели этого театра: режиссёры - Корэя Сэнда, Дзюкити Уно; актёры и актрисы - Осаму Такидзава, Эйтаро Одзава, Исудзу Ямада, Харуко Сугимура, Тиэко Хигасияма, Ясуэ Ямамото. Подготовкой актёров сингэки занимается созданная в 1949 школа-студия при театре "Хайюдза".

Среди периодич. изданий: ежегодники - театральный "Энгэки нэнкан" (с 1966), балетный " Барэ нэнкан" (с 1972); журналы - теоретический по сингэки чТэаторо" (с 1946); критический иллюстрированный по традиц. театру "Энгэкикай" (с 1943) и др.

Лит.: Японский театр. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; Конрад Н. И., Театр Кабуки, М.- Л., 1928; Театр и драматургия Японии. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1965; О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960; Г у н д з и М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; С а т о К., Современный драматический театр Японии, М., 1973; Гришелёва Л. Д., Театр современной Японии, М., 1977. Л. Д. Гришелёва.

XVIII. Кино

Первые игровые фильмы были сняты в Я. в 1899. Нац. кинематография развивалась в двух направлениях: г э н д а йг э к и - ленты на совр. сюжеты (центр в Токио) и дзидайгэки - на историч. и легендарные сюжеты (центр в Киото). Как и в япон. театре, женские роли исполняли мужчины - оннагата, фильмы сопровождались комментарием - б е н с и. Во 2-й пол. 1910-х гг. начался поиск собственно кинематографич. средств выразительности. В 1923 центр кинематографии сосредоточился в Киото, что дало толчок расцвету дзидайгэки ("Странствия Тюдзи", 1927, реж. Дайсукэ Ито, "Ребенок-фехтовальщик", 1927, реж. Тэйноскэ Кинугаса, "Судья Оока", 1928,реж. Хироси Инагаки, и др.). Гэндайгэки получил развитие в творчестве Хэйноскэ Госё, Киьхико Усихара, Кэндзи Мидзогути.

В 1929 был основан Союз япон. пролет, кино ("Прокино"), выпустивший ряд фильмов о рабочем движении. В кон. 20-х гг. стали выходить фильмы, критиковавшие социальное устройство общества,- "Холоп" (1927, реж. Ито), "Живая кукла" (1929, реж. Тому Утида), "Перед рассветом" (1937, реж. Кинугаса) и др. В связи с фашизацией страны в 1934 "Прокино" прекратил существование.

Утверждение звукового кино связано с фильмом "Соседка и жена" (1931, реж. Госё). Ленты Мидзогути "Элегия Нанива" и "Гионские сестры" (обе - в 1936) стали вершиной реализма в до-воен. кино. Др. наиболее значит, фильмы 30-х гг.: "Необыкновенный патриот" (1932, реж. Мансаку Итами), "Зонтик Ятаро" (1932, реж. Инагаки), "Единственный