БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321утончённым психологизмом. Особняком в этой группе стоял Такэо Арисима (1878-1923), автор романа "История одной женщины" (1911-19) - одного из лучших произв. япон. критич. реализма. В ст. "Одно признание" (1923) он утверждал необходимость социального переустройства. К "школе нового мастерства" примыкал Рюноскэ Акутагава (1892-1927), произв. к-рого свойственны социальная тематика, глубокий психологизм и сатирич. заострённость (повесть "В стране водяных", 1927). Большую роль в развитии реализма сыграла Юрико Миямото (1899-1951), вначале находившаяся под влиянием об-ва "Сиракаба" (автобиографич. роман "Нобуко", 1924- 1926). С кон. 20-х гг. писательница стала активным участником пролет, лит. движения.

В 20-х гг. под влиянием западного "левого" иск-ва в лит-ре Я. возникли авангардистские течения, для к-рых наряду с неприятием капиталистич. действительности характерны отрицание всех моральных норм, призыв ко всеобщему разрушению, а также формалистич. экспериментаторство: сб-ки "Стихи дадаиста Синкити" (1923) Синкити Такахаси (р. 1901) и "Смертный приговор" (1925) Кёдзиро Хагивара (1899-1938). Под влиянием символизма находился Сакутаро Хагивара (1888-1942; сб-ки "Синяя кошка", 1922, "Ледяной остров", 1936). Ведущими поэтами-сюрреалистами были Фуюхико Китагава (р. 1900), Юкио Харуяма (р. 1902), Тацудзи Миёси (1900-64).

Яркое выражение принципы модернистской эстетики получили в творчестве писателей-"неосенсуалистов", считавших подлинно ценным только субъективное восприятие мира. Теоретик этой группы- Риити Ёкомицу (1898-1947) - автор рассказов "Мухи" (1923), "Наполеон и лишай" (1926) и романа "Шанхай" (1931).

В 30-40-х гг. в условиях фашизации страны в лит-ре господствовала апологетич. тенденция прославления "священной войны": трилогия Асихэй Хино (1907- 1960) "Хлеб и солдаты", "Земля и солдаты", "Цветы и солдаты" (1938-39). В июле 1942 было учреждено Япон. лит. об-во служения отечеству, ставшее оплотом пропаганды шовинистич. "японизма".

После разгрома япон. милитаризма во 2-й мировой войне 1939-45 начался новый этап в развитии лит-ры Я., для к-рого характерно сложное взаимодействие традиционного, демократического и с э н г о х а ("послевоенная группа") течений. Писатели старшего поколения, представляющие первое течение, в поисках "устойчивых ценностей", не подвластных закону времени, обращались к традициям многовековой нац. лит-ры: роман Дзюнъитиро Танидзаки "Мелкий снег" (1943-48), повести лауреата Ноб. пр. (1968) Ясунари Кавабата (1899- 1972) "Тысяча журавлей" (1951), "Старая столица" (1961-62), отличающиеся внутр. лиризмом, классич. представлением о прекрасном.

В связи с пересмотром традиций нац. культуры развёртывались острые идейные схватки. За восстановление воинств, традиций, якобы искони присущих япон. культуре, выступил Юкио Мисима (1925-70) в трилогии "Патриот", "Хризантема", "Голос павшего героя" (1967), перешедший позднее в лагерь реакции.

Движение за развитие демократич. лит-ры в послевоен. Я. возглавили писатели Корэхито Курахара, Юрико Миямото, Сигэхару Накано, Сунао Токунага. В дек. 1945 было учреждено Об-во новой япон. лит-ры ("Синнихон бунгакукай"). Автобиографич. романы Юрико Миямото "Два дома" (1947) и "Вехи" (1947-50) отмечены япон. прогрессивной критикой как достижение лит-ры социалистич. реализма. Томодзи Абэ (1903-73) в романе "Белый обелиск" (1959) ставит вопрос об ответственности людей за судьбы мира. Реалистич. роман-эпопея Яэко Ногами (р. 1885) "Лабиринт" (1948-56) повествует об идейно-нравств. исканиях япон. интеллигенции в 30-40-х гг. В романе "Плывущее облако" (1951) Фумико Хаяси (1903-51) показаны скитания женщины, не находящей жизненной опоры в условиях послевоен. Я. В кон. 50-х гг. внутри Об-ва новой япон. лит-ры возродились авангардистские тенденции, проявившиеся в попытке синтеза реализма и модернизма.

Течение сэнгоха представляли писатели разных идейно-эстетич. направлений. Их объединяло отрицание милитаризма и традиционализма во имя утверждения человеческой личности. В творчестве видных его представителей преобладали реалистич. тенденции: повесть Сёхзй Оока (р. 1909) "Огни в поле" (1951), романы Хироси Нома (р. 1915) "Зона пустоты" (1952) и Сюсаку Эндо (р. 1923) "Море и яд" (1957), поев, теме 2-й мировой войны. Роман Есиэ Хотта (р. 1918) "Одиночество площади" (1951) повествует о послевоен. япон. интеллигенции, её тревогах перед лицом наступающей реакции. Противопоставив себя традиционной литературе, часть писателей сэнгоха обратилась к творч. приёмам зап. модернизма. В поисках художеств, средств для изображения "человека современности" Синъитиро Накамура (р. 1918) прибегает к психоаналитич. методу, заимствованному у М. Пруста: повести "Дочери Сиона" (1948), "Родник любви" (1962). Воздействие экзистенциализма испытал Риндзо Сиина (1911-73; романы "Вечное предисловие", 1948, "Прекрасная дама", 1955). Сильное влияние Дж. Джойса и Пруста сказалось в романах Сэй Ито (1905-59) "Наруми Сэнкити" (1950), "Огненная птица" (1949- 1953). Настроением отчаяния, неприятием обществ, идеалов пронизаны повести Осаму Дадзай (1909-48) "Заходящее солнце" (1947) и "Утрата человека" (1948). Широкое распространение в 50- 60-е гг. получила "литература плоти", открыто проповедующая культ жестокости и секса: повесть "Солнечный сезон" (1955) Синтаро Исихара (р. 1932), роман "Скорпион" (1963) Юмико Курахаси (р. 1935), а также "роман нравов", смыкающийся с "массовой литературой" (Фу-мио Нива, р. 1904; Сэйити Фунабаси, р. 1904, и др.).

Декадентским и модернистским течениям противостояли писатели демократич. направления и критич. реализма. Острые социальные проблемы совр. Японии нашли отражение в реалистич. романах "Условие человеческого существования" (1958) Дзюмпэй Гомикава (р. 1916) и "Стена человеческая" (1958) Тацудзо Исикава (р. 1905). Хиросимской трагедии поев. сб. "Стихи об атомной бомбе" (1951) Санкити Тогэ (1917-53), повесть "Человеческие лохмотья" (1951) Ёко Ота (1906-63), романы "Чёрный дождь" (1960) Масудзи Ибусэ (р. 1898), "Комья земли" (1963) Мицухару Иноуэ (р. 1926), "Суд" (1963) Ёсиэ Хотта. В лит-ре 60- 70-х гг. реализм и модернизм нередко взаимодействуют в творчестве одного писателя, напр, в романах Кобо Абэ (р. 1924) "Женщина в песках" (1963), "Чужое лицо" (1964), "Человек-ящик" (1973) и др. В центре большинства романов Кэндзабуро Оэ (р. 1935; "Опоздавшая молодёжь", 1962, "Личный опыт", 1964, и др.) - жизнь молодого человека в послевоен. Японии, его нравств. искания; в "Записках спасителя" (1976) писатель выразил тревогу за судьбы человечества перед угрозой ядерной катастрофы. Тема отчуждения совр. молодёжи в собственнич. мире зан-имает осн. место в творчестве Такэси Кайко (р. 1930; роман "Потомки Робинзона", 1960).

Большое развитие в 60-70-е гг. получили жанр науч. фантастики и детективные романы, содержащие элементы социальной критики: романы "Подводное течение" (1961) Сэйтё Мацумото (р. 1909), "Гибель Японии" (1973) Саке Комацу (р. 1931) и др.

Демократич. поэзия кон. 40-50-х гг. представлена сб-ками Сигэдзи Цубои (1898-1975) "Плоды" (1946), Мицухару Канэко (1895-1975) "Человеческая трагедия" (1953), Дзюн Окамото (р. 1901) "Мост" (1955). Традиции пролет, лит-ры продолжали поэты лит. объединения "Архипелаг" (1952): Цугуо Андо (р. 1919), Хироси Сэкинэ (р. 1920), Рюсэй Хасэгава (р. 1928). В 1962 был создан "Конгресс поэтов Японии" во главе с Сигэдзи Цубои; ведущее положение в нём заняли поэты-коммунисты, в т. ч. Дайскэ Дои (р. 1927), автор сб. "Личное послание" (1970). Модернистская поэзия представлена творчеством Кацуэ Китасоно (р. 1902), Дзюндзабуро Нисиваки (р. 1894), Сиро Мурано (р. 1901). Поэтов-футуристов возглавил Фуюхико Китагава (р. 1900). Возникшее в нач. 50-х гг. общество "Пустыня" объединило поэтов-экзистенциалистов (Нобуо Аюкава, р. 1919, Macao Накагири, р. 1919, Рюити Тамура, р. 1923, и др.).

Наиболее известные совр. драматурги: Дзюндзи Киносита (р. 1914), пьесы к-рого отличаются реалистичностью и органич. связью с традициями нар. театра ("Журавлиные перья", 1949, "Между богом и человеком", 1970); Кобо Абэ, создавший драмы, характеризующиеся своеобразием восприятия бурж. действительности, сатирич. стилем ("Мужчина, превратившийся в палку", 1969); Юси Кояма (р. 1906) - автор бытовых драм "Бал для двоих" (1956), "Жёлтые волны" (1961). Трагедия Хиросимы, проблема рабочего движения лежа г в основе пьес Кэн Миямото (р. 1926), стремящегося к анализу социальной структуры совр. япон. общества ("Пилот", 1964, "Легенда о красоте", 1971).

В развитии социалистич. направления совр. япон. лит-ры важную роль играют писатели, объединившиеся вокруг созданного в 1965 Союза демократич. лит-ры Японии ("Нихонминсюсюги бунгаку домэй"). Революц. борьба рабочего класса, протест нар. масс против милитаризма и монополий, социальное самоутверждение человека - осн. круг тем демократич. лит-ры на совр. этапе: повести "Море и подъёмный кран" (1961) Сэй Кубота (р. 1921), "Японский солдат" (1970) Сэйдзи Симода (р. 1913); романы "Недолгий сон" (1969) Кисе Накадзато (р. 1936), "Река без моста" (1970) Суэ Сумии (р. 1902), "Глубокое течение" (1974) Кадзуо Ойкава (р. 1933) и др.

К. Рехо.

Литература Я. на китайском языке возникла в 8 в. (поэтич. сб. "Кайфусо", 751); её характер определялся континентальной культурой. Первый расцвет лит-ры на кит. яз. относится к 9 в. (поэтич. сб. "Рёунсю"; сб. буддийских новелл с э ц у в а "Ни-хон рейки"; "Путевые заметки о паломничестве в страну Тан" Эннина). Дневники, эссе, стих, сантайси создавались по нормам кит. поэтики и под влиянием конфуцианства. Наивысший подъём лит-ры Я. на кит. яз. приходится на 14- 15 вв. Ещё в 13 в. в Я. эмигрировало много кит. образованных монахов секты дзэн (чань), к-рые расселились в гл. монастырях этой секты в г. Камакура. Отсюда начала распространяться религ. и филос. лит-pa на кит. яз.- г о д з а н бунгаку ("литература пяти монастырей"), в т. ч. стихи г а т х и (гэ). Осн. содержание - проповедь дзэн, "знания вне учения", описание внутр. состояния человека в моменты "озарения" (с а т о р и). В сер. 14 в. её центр переместился в Киото, где произошёл поворот "от религии к искусству". Наиболее известные поэты - Сосэки Мусо (1275-1351) и Юбай Сэссон (1290- 1346). Авторами годзан бунгаку была начата разработка эстетич. категорий югэн, ваби и саби. В 17 в. наследниками "учёной прозы" годзан бунгаку стали представители школы к а нг а к у ("китайские науки"), к-рые исследовали, комментировали и переводили памятники кит. классики. Покровительство конфуцианской учёности в Я. со стороны офиц. властей привело в 17 - нач. 19 вв. не только к оживлению переводч. деятельности, но и к новому подъёму япон. лит-ры на кит. яз., особенно поэзии: Дзюнъан Киносита (1621-98), Санъё Рай (1780-1832), Сёдзан Сакума (1811-64) и др. Учёными-китаеведами (кангакуся) были опубл. многочисл. сб-ки стихов си и прозаич. произведения. В. Н. Горегляд.

Литературоведение. Термин "бунгэйгаку" (калька, от нем. Litcraturwissenschaft) как назв. науки о лит-ре возник в Я. в сер. 20-х гг. 20 в. Но истоки литературоведения восходят к раннему средневековью (предисл. и комментарии к поэтич. памятникам и т. п.). Становление науки о лит-ре Я. проходило под влиянием различных течений зап. лит-ведения; одним из зачинателей был Яити Хага (1867-1927; "Очерки истории японской литературы", 1900), получивший образование в Германии. Литературоведение Я. развивалось во взаимодействии направлений: библиографического, соединяющего биографич. метод с источниковедением (Нобуцуна Сасаки, 1872- 1963, "Проблемы поэтики", 1908; Сэнъити Хисамацу, р. 1894, "Очерки национальной литературы. Объект и метод изучения", 1944); культурно-исторического, исходящего из позитивистского метода И. А. Тэна (Сакутаро Фудзиока, 1870- 1910, "История японской литературы периода Хэйан", 1905; Сокити Цуда, 1873 - 1961, "Исследование народной идеологии, отражённой в литературе", 1916-21); академического, связанного с духовно-историч. школой нем. литературоведения (Мацудзо Кайто, 1878- 1952, "Метод изучения национальной литературы", 1930; Ёсиэ Окадзаки, р. 1892, "Новые теории японского литературоведения", 1961); социально-историч. школы, опирающейся на принципы культурно-историч. направления и марксистское учение (Таро Синода, "История японской литературы с точки зрения исторического материализма", 1932; Тадаёси Кондо, р. 1901, "Основы японской литературы", 1937). В 30-е гг. 20 в. марксистское литературоведение представлено работами Корэхито Курахара ("Теория искусства", 1937), Кэй Морияма (р. 1904; "Теория литературы", 1936), Юйити Хомма (1909-59; "Литературоведение", 1937), в 50-70-е гг.- Сэйдзабуро Ямада (р. 1896; "История пролетарской литературы", 1954), Хироси Кавагути (р. 1905), Фусадзи Ямамура (р. 1908), Сидзуо Сато (р. 1919; "Марксистская теория литературы", 1974). На антимарксистской платформе стоят Ёситака Такахаси (р. 1913; "Проблемы изучения литературы", 1958), Такааки Ёсимото (р. 1924; "Конец ложной системы", 1962), Такэо Окуно (р. 1926; "Основы современной литературы", 1967). В области сравнит, изучения лит-р выделяются работы Киндзи Симата (р. 1901; "Современная компаративистика", 1956), Сабуро Ота (р. 1909; "Переводная литература", 1959). Проблемы совр. япон. лит-ры разрабатываются в трудах Хидэо Одагири (р. 1916; "Личность в современной литературе", 1958), Сэйити Ёсида (р. 1908; "Современная литература и классика", 1961), Мицуо Накамура (р. 1911; "Критика и творчество", 1964), Сюго Хонда (р. 1908; "История послевоенной литературы", 1966), Кэнкити Ямамото (р. 1907; "Сто лет японской литературы", 1968). Среди литературоведч. изданий выделяется серия "Литература" (1977), поев. совр. проблемам япон. и мировой лит-р.

К. Рехо.

Литературная периодика. Первый япон. лит. журнал появился в 70-х гг. 19 в. Издававшийся в 1887-99 "Кокумин-но томо" стоял на общедемократич. позициях. В кон. 19 - нач. 20 вв., в годы движения за новую япон. лит-ру, важную роль сыграли журн. "Бунгакукай" (1893-98) и "Мёдзё" (1900-08). Журн. "Васэда бунгаку" (1891-98) уделял внимание писателям и критикам реалистич. направления. Журн. "Сиракаба" (1910-23) был органом одноимённой лит. группы, выступавшей за гуманистич. иск-во. В 20-30-х гг. появились журналы левого революц. направления: "Танэмаку хито" (1921- 1923), "Бунгэй сэнсэн" (1924-32), "Сэн-ки" (1928-31), "НАПФ" (1930-31). В числе модернистских журналов - "Бунгэй дзидай" (1924-27) и "Ака то куро" (1923-24). В кон. 1945 начала возрождаться журнальная пресса, дезорганизованная войной. В 1946 осн. "Син нихон бунгаку", объединивший прогрессивных писателей. С 1965 выходит "Минсю бунгаку" - орган Союза демократич. лит-ры Я. Среди совр. периодич. изд. наиболее известны "Синтё" (с 1900), "Бунгэй сюндзю" (с 1923), "Бунгэй" (с 1933), "Бунгакукай" (с 1933), "Гундзо" (с 1946). Вопросам теории и истории лит-ры посвящают свои страницы " Кокуго то кокубунгаку" (с 1924), "Бунгаку" (с 1933) и др. К. Рехо. Лит.: Астон В. Г., История японской литературы, пер. с англ., Владивосток, 1904; Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; его же, Очерки японской литературы, М., 1973; Г л у с к ин а А. Е., Логунова В. В., Очерки истории современной японской демократической литературы, М.- Л., 1955; К у р а х а р а К., Статьи о современной японской литературе, [пер. с япон.], М., 1959; Японская литература. Исследования и материалы, М., 1959; История современной японской литературы, [пер. с япон.], М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература. Краткий очерк, М., 1964; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Горегляд В. Н., Дневники и эссе в японской литературе X - XIII вв., М., 1975; Рехо К., Современный японский роман, М., 1977; X и р ан о К э н, Гэндай нихон бунгаку нюмон (Введение в современную японскую литераТУРУ), Токио, 1955; Ёсида Сэйити, Сидзэнсюги кэнкю (Исследование японского натурализма), т. 1 - 2, Токио, 1956; Накамура Мицуо, Сакка ронсю (Сборник статей о творчестве японских писателей), т. 1 - 3, Токио, 1957; Хонда Сюго, Моногатари сэнго бунгаку си (История послевоенной японской литературы), Токио, 1966; Keene Donald, Modern Japanese poetry: an essay, Michigan, 1964; J a n e i r a A. M., Japanese and Western literature. A comparative study, Tokyo, 1970.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва Я. относятся к культуре дзёмон. Формы и узоры глиняных сосудов упрощаются, приобретают более утилитарный (чем в культуре дзёмон) характер с появлением в 1 в. до н. э. бронзовых изделий (в т. ч. ритуальных колоколов дотаку и зеркал).

В 3-6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков в Я. начинается стр-во грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, обнесённых рвом с водой. Расположенные по их поверхности полые глиняные фигурки (ханива), изображающие воинов, жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов, отличаются живой непосредственностью мимики и жестов.

Наряду с курганами первыми сооружениями, выделяющимися среди примитивных земляночных построек древней Я., были зернохранилища; возведённые из массивных брёвен, лишённые окон, приподнятые для защиты от наводнений столбами над землёй, они перекрывались 2-скатной соломенной крышей, имели высокие приставные лестницы. Расчищенная вокруг них площадь служила местом первых земледельческих обрядов. По типу этих древних амбаров на обширных засыпанных галькой территориях, обнесённых четырьмя оградами, в первые вв. н. э. были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. Простотой и ясностью своей конструкции они заложили основу традиции япон. зодчества.

Вместе с распространением буддизма в Я. с кон. 6 - нач. 7 вв. (т. н. период Асука; по назв. древних япон. столиц, к-рые переносились из одного места в другое) началось стр-во монастырей, пагод и храмов по кит. и кор. образцам. Небольшие по площади, разнообразные по своей внутр. планировке ансамбли Асукадера (588), Ситеннодзи (593), Хоккидзи (нач. 7 в.) и Хорюдзи (607) включали пагоду, гл. храм Кондо и ряд 1-этажных храмовых помещений, обращённых фасадом на юг, примыкающих стенами и крытыми коридорами к юж. и ср. воротам. Здания возводились по стоечно-балочной системе на белокаменной платформе, имели окрашенные красным лаком колонны и кронштейны, поддерживающие массивную черепичную, изогнутую по краям, 1-ярусную или (в гл. постройках) 2-ярусную крышу, сочетающую 2-скатное и 4-скатное покрытие (иримойя дзукури). Квадратные в плане пагоды отличались чёткостью и рациональностью форм, значит, сей-смоустойчивостью. В отличие от ничем не заполненных внутри синтоистских святилищ, центр, часть буддийских храмов составляли алтари, включающие изображения буддийских божеств, выполненные из золочёной бронзы или раскрашенного дерева. Статуям высших божеств 7 в., генетически восходящим к раннесредневековой пластике Китая и Кореи, присущи суровость и аскетич. отрешённость. Более разнообразны по типу и позам божества милосердия - босацу (бодхисатвы); их лица озарены выражением одухотворённой нежности, головы увенчаны драгоценными коронами.

Времени утверждения единого централизов. феод, гос-ва соответствует создание в 710 первой постоянной япон. столицы Нара (Хэйдзё-кё), выстроенной по образцу кит. регулярных в плане городов. Гл. храмовые ансамбли города (Якуси дзи, Тодайдзи, Тосёдайдзи) выделялись чёткой симметрией планов, небывалой пространств, масштабностью площадей и путей процессий, величием и мощью конструкций.

С укрупнением храмов изменился и характер буддийской пластики - дифференцировались образы божеств, умножилось кол-во статуй. Среди материалов нарской скульптуры - бронза, дерево, сухой лак, глина. Развитие япон. государственности отразилось в монументальных, полных внутр. силы, нац. по типу лиц, героизированных скульпт. образах. Их движения приобрели большую свободу, тела - округлость и пластичность; композиции утратили былую замкнутость. Особой экспрессией отличались позы и жесты полубогов - защитников буддизма, изображаемых в доспехах воинов. В 8 в. возникли и первые скульпт. портреты знаменитых проповедников буддизма. Большое распространение получили гротескные ритуальные маски. Исполненные гибкими линиями с лёгкой подкраской настенные росписи храма Хорюдзи (8 в.), близкие инд. и кит. образцам, свидетельствуют о высоком уровне япон. живописи того периода.

Перемещение в 794 столицы в Хэйан (совр. Киото) положило начало т. н. периоду Хэйан (9-12 вв.). Это время, связанное с дальнейшим развитием феодализма, ознаменовалось углублением интереса к миру человеческих чувств, к добуддийским анимистич. представлениям, тягой к созданию более самобытных в нац. отношении художеств, ценностей. В связи с расцветом эзотерич. сект тэндай и сингон, отождествляющих Будду с самой природой, началось стр-во монастырей не только в пределах столицы, но и в её горных окрестностях. Храмы Энрякудзи (782), Конгобудзи (816) и Муродзи (кон. 8 - нач. 9 вв.) отличаются скромными размерами, интимным сочетанием зданий с природой, отсутствием регулярного плана. Сложнее и разветвлённее по тематике стали алтарные композиции. Пытаясь воспроизвести щедрость и бесконечное многообразие сил Вселенной, мастера включили в них ряд изображений многоликих и многоруких божеств - охранителей стран света, целителей от недугов. Раскрашенные в яркие цвета, эти деревянные статуи утратили былую величавую красоту и приобрели устрашающий демонич. облик. Для буддийской живописи особенно характерными стали символич. схемы мироздания - иконы-ман далы.

Рост гор. цивилизации в 10-12 вв. обусловил значит, развитие светской архитектуры. Новый тип жилого ансамбля приобретает черты т. н. стиля синдэндзукури, продолжающего традиции нац. зодчества, соединённые с опытом континентальной архитектуры. К просторному однозальному павильону из некрашенного дерева (синдэн), приподнятому на столбах, примыкали с 2 сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасад синдэна открывался на песчаную площадь, завершавшуюся в юж. части просторным пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусств, озером (имп. дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789). В отделке храмовых интерьеров всё более значит, место наряду со скульптурой занимали орнамент и настенная живопись.

Значит, расцвета в период Хэйан достигла и нац. живопись школы Ямато-э, внутри к-рой сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих лит. произв. Эти иллюстрации (в т. ч. к роману "Гэндзи-моногатари") отмечены элегичностью образов и изысканностью чётких красочных силуэтов, соответствующих не столько действию, сколько душевному состоянию героев. Иллюстрации 12 в. к буддийским повестям и ист. легендам (Сигисанэнги-эмаки, Бан-дай нагон-эмаки) выполнены в др. манере, они весьма экспрессивно показывают безликие толпы бегущих людей, пожары, чудесные превращения, зверей, подражающих людям в их пороках; здесь преобладает уже не силуэт, а линия. Печать изысканной красоты несут декоративные виды иск-ва этого периода [художеств, лаки - макиэ (с присыпкой золотой пудрой), веера и т. д.].

С переходом власти в 12-14 вв. к воен.-феод. сословию (т. н. период Камакура, по назв. столицы сегунов Минамото) иск-во Я. становится достоянием более широких кругов; в нём наблюдается тяга к простоте, слиянию религ. и светского начал. Характерны для этой эпохи восходящие к кит. образцам монастыри секты дзэн с величеств, крышами, доминирующими над зданием, состоящим из сто