БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ии экономического роста в буржуазной политэкономии Японии, М., 1976; Каваками X а д з и м э, Сихонсюги кэйдзайгаку-но ситэки хаттэн (Историческое развитие политэкономии капитализма), Киото, 1923; А д з ум а С и н т а р о, Кинсэй Нихон-но кэйдзай ринри (Экономическая этика Японии нового времени), Токио, 1962; Када Тэцуо, Нихон сякай кэйдзай сисо си (История общественно-экономической мысли в Японии), Токио, 1962; Хондзё Эйдзиро, Нихон кэйдзай сисо си кэнкю (Изучение истории политико-экономической мысли в Японии), т. 1 - 2, Токио, 1966; Ц уда С о к ит и, Сина сисо то Нихон (Идеологическая мысль Китая и Япония), Токио, 1970; Киндай Нихон кэйдзай сисо си (Новейшая история японской экономической мысли), Токио, 1971; У э д э М и т и а р и, Нихон кии дай сисо-но кэйсэй (Формирование новейшей идеологии в Японии), Токио, 1975; Конрад Н. И., Синтаксис японского национального литературного языка, М., 1937; К и э д а М а с у и т и, Грамматика японского языка. Морфология, М., 1958; Синтаксис, М., 1959; Ямада Ее и о, Нихон бумпо рон (Грамматика японского языка), Токио, 1908; его же, Кокугогакуси (История японского языкознания), Токио, 1943; К и ндаити Кёсукэ, Кокуго онинрон (Японская фонология), Токио, 1938; Т о к и э д а М о т о к и, Кокугогаку гэнрон (Основные принципы японского языкознания), Токио, 1941; Оно Сусуму, Нихон бумпо кэнкю (Исследования по японской грамматике), Токио, 1974; Власов В. А., Научно-техническая революция в Японии, М., 1975; Прохожев А. А., Организация управления экономикой и государством в Японии, М., 1977; Кагаку гидзюцу хакусё (Белая книга по науке и технике), Токио, 1976; Нихон дзёхо сангё нэнка (Ежегодник по японской индустрии информации), Токио, 1974.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В Японии издаётся 172 ежедневные газеты общим тиражом свыше 55 млн. экз., 800 неежедневных и свыше 5700 периодич. изданий (1975). Господствующее положение в япон. прессе занимают концерны "Асахи симбунся", "Майнити симбунся" и"Иомиури симбунся". Крупнейшие ежедневные газеты: "Асахи" - в Токио (с 1888), Осаке, Саппоро, Китакюсю и Нагое, общий тираж ок. 10 млн. экз. (здесь и ниже данные на 1977); "Иомиури"-в Токио (с 1874), Осаке, Китакю-сю, Саппоро и Такаоке, общий тираж ок. 10 млн. экз.; "Майнити"- в Токио (с 1872), Осаке, Саппоро, Китакюсю и Нагое, общий тираж 7,5 млн. экз. Центр, орган КПЯ - газ. "Акахата", выходит в Токио с 1928 (до 1946 называлась "Сэкки"), тираж 600 тыс. экз.

Еженедельные издания: "Дзию минею" (в Токио, с 1955), орган Либерально-демократич. партии, тираж 550 тыс. экз.; "Минея симбун" (в Токио), орган Партии демократич. социализма, тираж 120 тыс. экз.; "Сохе симбун" (в Токио), орган Генерального совета профсоюзов Японии (Сохе), тираж 35 тыс. экз.; "Сякай симпо" (в Токио, с 1959), выходит 2 раза в неделю, центр, орган Социалистич. партии Японии, тираж 156 тыс. экз.

Информац. агентства: Киодо цусин, осн. в 1945, кооперативное объединение ведущих япон. газет и радиовещат. корпорации Эн-Эйч-Кей; Дзидзи цусин, осн. в 1945, акционерное общество. Радиовещание и телевидение находятся частично под контролем пр-ва (через корпорацию Эн-Эйч-Кей), а в основном в частных руках. Радиопередачи ведутся с 1925, иностранные радиопередачи на 21 языке, телепередачи с 1953.

И. Н. Лобашева.

XIII. Литература

В древний период (до сер. 7 в.) в Я. были широко развиты устное песенно-поэтич. творчество и мифология. К сер. 1-го тыс. Я. стала входить в кит.-буддийский ареал культурных связей. На рубеже 4-5 вв. в офиц. документах и религ.-филос. соч. использовалась кит. иероглифич. письменность.

К началу периода раннего средневековья (сер. 7 - кон. 12 вв.) относится первый из сохранившихся памятников на япон. яз. (с употреблением иероглифов) - летопись "Кодзики" (712, составил Ясумаро Оно), к-рая содержит мифы, легенды, ист. предания, сказки, песни, хроникальные записи. В 759 появилась первая япон. поэтич. антология "Манъёсю", включившая 4516 фольклорных и авторских (ок. 500 авторов) стихотворений, б. ч. в жанре танка.

Зарождение повествоват. лит-ры относится к сер. 9 в., когда появилась повесть "Такэтори-моногатари" (термин моногатари возник в нач. 9 в.), состоящая из ряда новелл, вставленных в обрамляющую. В ней использованы фольклорные и лит. сюжеты, герои наделены и чудесными и реально-бытовыми чертами. В 10-11 вв. под совокупным воздействием культовых традиций синтоизма и учений нек-рых сект буддизма складывается эстетич. категория м о н о - н о а в а р э ("печальное очарование вещей"), наложившая отпечаток на всё последующее развитие культуры и лит-ры Я. В художеств, описании была важна, в первую очередь, эмоциональная реакция лирич. героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетич. сигнала. Б. ч. произв. создавалась придворной аристократией. В 10 в. из сочетания стихотворного экспромта и прозаич. введения к нему возник особый вид насыщенной стихами прозы (первым образцом к-рой является "Исэ-моногатари"), а затем дневниково-мемуарная лит-pa (н и кк и). Со 2-й пол. 10 в. в лит-ре выделился т. н. женский поток, хронологически охватывавший ок. полутора столетий. Особое место в нём занимали никки: "Дневник путешествия из Тоса", написанные поэтом Цураюки Кино (882-946) от имени женщины; дневники писательниц Митицуна-но хаха (935?-995), Ид-зуми Сикибу (974-1036), Мурасаки Си-кибу (978?-1016) и др. Вершина клас-сич. лит-ры Я.- "Гзндзи-моногатари" (конец 10 - нач. 11 вв.) Мурасаки Сикибу. На рубеже 10-11 вв. было создано первое произв. в жанре д з у и х ицу (эссе)-"Записки у изголовья" писательницы Сэй Сёнагон (ок. 966-?). Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотворного элемента; помимо дневниковых записей, содержат описания природы, рассуждения автора, небольшие новеллы и т. п.

Новое оживление в И в. политич. и культурных контактов с континентом сопровождалось широким хождением кит. и инд. сюжетов (сб. "Кондзяку-моногатари"). Зарождался жанр ист. соч. в лит. изложении ("Эйга-моногатари"); события в них описывались в хронологич. порядке, однако концепция ист. процесса отсутствовала, а достоверность часто была сомнительной.

В поэзии 9 - кон. 12 вв. прослеживаются две тенденции: составление многочисл. сб-ков и канонизация формы. В 951 при дворе было создано Ведомство япон. поэзии ("Вакадокоро"), цель к-рого - сводить в антологии лучшие стихи. По схеме Цураюки Кино, редактировавшего "Собрание старых и новых японских песен" ("Кокинвакасю", 922), стихи классифицировались по тематпч. признаку; самый распространённый жанр - танка.

Для лит-ры периода развитого феодализма (кон. 12-16 вв.) характерно возникновение военно-феод. эпопеи гунки (13-14 вв.), расцвет драматургии и поэзии рэнга ("нанизанные строфы"; 14- 15 вв.) и зарождение гор. лит-ры (16 в.).

Сохранилось пять гунки. Четыре из них относятся к 13 в. и посвящены перипетиям борьбы за центр, власть между феод, домами Тайра и Минамото: "Сказание о годах Хогэн", "Сказание о годах Хэйдзи", "Повесть о расцвете и падении домов Минамото и Тайра", "Сказание о доме Тайра". Пятое произв. этого жанра - "Повесть о великом мире" - относится к кон. 14 в. и описывает войну между сторонниками императора и воен.-феод, (сёгунского) правления (эпоха Намбокутё). Гунки базировались на ист. событиях, но насыщены рассказами о чудесах, япон., кит. и инд. легендами; в них возросла роль конфуцианской морали, гл. обр. в плане отношений господина и слуги, идеи служения долгу. В этот период продолжал развиваться и жанр дзуйхицу. В произв. Тёмэй Камо (1153-12i6; "Записки из кельи", 1212) и Кэнко-хоси (1283-1350; "Записки от скуки", 1331), завершавших культурную традицию придворной аристократии, выражена буддийская идея непостоянства сущего, содержатся отшельнич. мотивы. Дневниковая лит-pa в это время по художеств, уровню уступала раннесредневековой, но интересна в историко-культурном и жанровом отношениях. Часть дневников по форме близка к повестям или стихотворным собраниям с развёрнутыми прозаич. вступлениями к стихам. Наиболее известен "Дневник полнолуния" (1280) Абуцу-ни, последней представительницы "женского потока" в япон. прозе. Создавались также сб-ки с э ц у в а- популярных рассказов религ., ист. и бытового характера, преданий, сказок, анекдотов, частично продолжавших линию "Кондзяку-моногатари", и подражат. "исторические повествования" (т. н. "Четыре зерцала"). Проза 13-14 вв. (особенно т. н. катаримоно - произв. эпич. плана, долго бытовавшие в устной традиции) в последующие эпохи послужила источником сюжетов для фольклора и авторской лит-ры (рассказов, пьес). С 13 в. появились произв. буддийской житийной лит-ры на разг. языке. Они насыщены рассказами о путешествиях в иные миры, встречах с мифич. существами, о чудесных деяниях.

В поэзии наряду с танка распространился жанр и м а ё у г а ("песни на современный лад"). Свободные от сложной ассоциативной образности танка, имаё ута были особенно популярны в малообразованной самурайской среде. В 13- 14 вв. появилось множество антологий ("Син-Кокинсю", составлена в 1205 поэтом и филологом Садаиэ Фудзивара, 1162-1241, и др.), сб-ков отд. поэтов, записей поэтич. турниров (у т а а в а с э), собраний лучших образцов поэзии прошлого. Традиц. поэзия становилась всё более формальной и эстетствующей.

В лит-ре 14-15 вв. наряду с общими буддийскими мотивами иллюзорности земных благ отразилась специфическая дзэнбуддийская концепция с а т о р и (мгновенного постижения истины, озарения), к-рая оказала влияние на композицию одноактных лирич. драм и о к ё к у (пьесы театра масок ноо), положивших начало япон. драматургии. Сюжеты драм заимствованы из синтоистских мифов, преданий, нар. сказаний и буддийских сутр. Крупнейший драматург - Дзэами (1363-1443). Популярным был жанр к ё г э н (фарс) - весёлые миниатюры, зачастую сатирич. направленности.

Распространённой формой устного рассказа были отогидзоси ("занимательные записки"; сохранились лишь в записи 17-18 вв.). Они изобилуют сказочными элементами и по содержанию делятся на шесть групп рассказов: из жизни придворной аристократии, на буддийские темы, о воинах, простонародные переложения инд. и кит. легенд, о животных.

В 14-15 вв. в поэзии достиг расцвета жанр ранга, появившийся ещё в 12 в.

Крупнейшие авторы и теоретики рэнга - составители антологий Ёсимото Нидзё (1320-88; "Цукубасю", 1356) и Соги (1421-1502; "Новая Цукубасю", 1495).

К 16 в. относится зарождение гор. лит-ры. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтич. мастерстве и составляли сб-ки стихов победителей. Широко распространились короткие стихотворения со свободным размером - к о у т а ("малая песня"), в к-рых заметную роль играла трудовая тематика. Самый известный поэтич. сб.- "Кангинсю" (1518).

С началом европ.-япон. контактов (1542) на япон. яз. стали переводиться отрывки из соч. античных авторов; особое значение имел перевод басен Эзопа (1593).

В лит-ре периода позднего феодализма (17 в.- 60-е гг. 19 в.) преобладали демократич. тенденции. Традиции отогидзоси в 17 в. продолжил новый жанр - к а н а-д з о с и (популярные рассказы развлекат. и нравоучит характера); их авторы- чиновники из разорившихся самураев, буддийские монахи, читатели-горожане. В кон. 17 в. эти рассказы дали начало жанру - укиёдзоси ("записки о бренном мире"), т. е. рассказам, новеллам и повестям бытового, зачастую эротич. содержания. Поведение героев определялось моралью развивающейся буржуазии. Расцвет укиёдзоси относится к годам правления Гэнроку (1688-1703) - "золотому веку" культуры позднего средневековья - и связан с именем Сайкаку Ихара (1642-93), зачинателя трёх направлений в этом жанре: косёкумон о (новеллы о чувств, любви и любовных похождениях), букэмоно (новеллы из жизни самураев) и тёнинмоно (новеллы из жизни горожан).

Драматургия 17-18 вв. ориентировалась на театр кукол дзёрури и театр кабуки. Крупнейший драматург эпохи - Мондзаэмон Тикамацу (1653-1724), автор дзидаймоно (многоактные ист. драмы) на сюжеты из воен.-феод, эпоса, япон. и кит. истории, старинных легенд и преданий ("Битвы Коксинги", 1715, и др.). В 1703 Мондзаэмон Тикамацу создал первую сэвамоно (бытовая драма) - "Двойное самоубийство в Сонэдзаки". Его пьесы включают стихотворные вставки и лит. реминисценции, но осн. ткань составляет разг. речь (особенно в бытовых драмах).

В поэзии 17 в. господствующее положение занял жанр хокку. Существовало 3 школы хокку: Тэймон (осн. Тэйтоку Мацунага, 1571 -1653), Данрин (осн. Соин Нисияма, 1605-86) и Сёфу (во главе с Басе Мацуо, 1644-94). Басе Мацуо, самый известный поэт хокку, ввёл в этот жанр цезуру после 2-го стиха, выдвинул три осн. эстетич. принципа: с а б и (изящная простота), с и о р и (ассоциативное сознание гармонии прекрасного) и х о с о м и (глубина проникновения). В 18 в. последователи Басе Мацуо разделились на неск. школ; наиболее популярной была Тэммэй хайкай (её основатель- поэт и художник Бусон Танигути, 1716- 1783). Новый этап в развитии хокку открыл Исса Кобаяси (1763-1827), к-рый ввёл в них просторечную и диалектную лексику, демократизировал тематику.

В последней четв. 18 в. сёгунское пр-во установило строгий контроль за культурной жизнью страны и тематикой лит-ры. В 1791 были запрещены как безнравственные произв. нек-рых писателей (Сайкаку Ихара, Кисэки Эдзима) и целые лит. жанры (юмористич. бытописательпая повесть сярэбон). Писатели искали новые темы, литературные формы, идеи.

На рубеже 18-19 вв. наступил новый расцвет повествоват. лит-ры. Сб. рассказов Гёдзя Кинро "Цветочный венчик" (1749) положил начало жанру ё м и х о н ("книга для чтения" - рассказы и повести на сюжеты ист. преданий, легенд, устных рассказов). Бытописательское направление уступило фантастико-приключенческому, с изображением призраков, духов, воспеванием самурайской морали. Самый известный сборник-"Луна в тумане" (1768) Акинари Уэда (1734- 1809). В нач. 19 в. Бакин Такидзава (1767-1848) создал новый вид ёмихон - дидактич. роман, целью к-рого было "приобщать к добру и отвращать от зла" читателей. Из 300 романов Бакин Такидзава самый популярный - "История восьми псов" (1814). Его герои - полулюди-полупсы - символизируют 8 конфуцианских добродетелей: гуманность, долг, вежливость, мудрость, преданность, честность, почитание родителей и служение старшим.

Одновременно с ёмихон распространились кусадзоси, или г о к а н (иллюстрир. рассказы, издававшиеся ксилографич. способом). Их авторы черпали сюжеты героич., авантюрного, любовного и благочестивого характера из лит-ры прежних эпох. Самое известное произв. кусадзоси - ""Деревенский Гэндзи" Псевдо-Мурасаки" (1829-42; 152 выпуска по 10 стр.) Танэхико Рютэй (1783- 1842). Реалистич. традиции фарсов кёгэн и повестей укиёдзоси были унаследованы и развиты вт. н. коккэйбон ("забавные книжки") - юмористич. повестях нач. 19 в., описывающих нравы и быт горожан. Начало этому жанру положил Икку Дзиппэнся (1765-1831) повестью "На своих двоих по Токайдоскому тракту" (1802-22), сюжет к-рой осн. на дорожных приключениях. Самба Сикитэй (1776-1822) в произв. того же жанра "Общественная баня" (1809-12), "Общественная цирюльня" (1812-14) и др. вывел живописные образы горожан, смело использовал разг. речь. В 30- 40-е гг. 19 в. распространился сентиментальный роман ниндзёбон ("книги о человеческих чувствах"), родоначальником к-рого был Сюнсуй Тамэнага (1789- 1843). Попытки психологич. анализа в романах ниндзёбон определили их успех у читателей.

Драматурги 18 - нач. 19 вв., писавшие для театра дзёрури (Хандзи Тикамацу, 1725-83; Гэннай Хирага, 1728-79) и кабуки (Намбоку Цуруя IV, 1755-1829; Гохэй Намики, 1747-1808, и др.), в своей тематике и драматургич. приёмах следовали традициям Мондзаэмон Тикамацу.

В средних и низших слоях гор. населения распространилась не связанная с классич. канонами шуточная и сатирич. поэзия. Золотым веком к ё к а ("сумасшедшие песни") считаются 80-е гг. 18 в., когда вышли сб-ки "Собрание кёка за 10 000 лет" (1783; назв. условно), его продолжение (1785) и "Сокровищница талантов кёка" (1787), в к-рые вошли стихи Канко Акэра (1740-1800), Акара Ёмо-но (1749-1823), Масамоти Исикава (1753-1830) и др. популярных поэтов. Кёка свободна в выборе темы и образов, однако использует метрику танка. В близком к эпиграмме жанре с э н р ю (назв. по имени поэта Сэнрю Карай, 1718-90), популярном в кон. 18 - нач. 19 вв., использована метрика хокку.

Покровительство конфуцианской учёности со стороны офиц. властей способствовало оживлению в 17 - нач. 19 вв. переводч. деятельности (на япон. яз. были переведены "Речные заводи", "Цзин, Пин, Мэй" и др. кит. романы). С сер. 19 в. появились переводы и европ. авторов сголл. языка (в основном историкогеогр. соч., в т. ч. записки В. М. Головкина О Я.). В. Н. Горегляд.

Незавершённая бурж. революция 1867-68 явилась рубежом между старой и новой лит-рой Я. Значительно возросло в это время количество переводов европ. лит-ры, в т. ч. русской. Начало движению за создание новой лит-ры положил Сёё Цубоути (1859-1935). В трактате •"Сущность романа" (1885), отрицая старые эстетич. каноны, требующие от личности самоотречения в пользу феод, моральных догм, он выдвинул на первый план чувственность и индивидуальную жизнь. Однако Сёё Цубоути призывал лишь к внешнему копированию явлений. В ст. "Общая теория романа" (1886) Симэй Фтабатэй (1864-1909) указывал, что художник должен не только изображать явления жизни, но и раскрывать их идейную сущность. Его роман "Плывущее облако" (1887-88), написанный, по свидетельству самого писателя, под влиянием Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова, положил начало развитию критич. реализма в япон. лит-ре. В то же время пользовались популярностью и произв. писателей группы "Кэнъюся" ("Друзья тушечницы" - от слова "тушь"), связанной со старой традицией [роман Кое Одзаки (1867-1903) "Любовная исповедь двух монахинь", 1889, и др.]. Поиски идеала в прошлом характерны также для повести Рохан Кода (1867-1947) "Пятиярусная пагода" (1891). После японско-кит. войны 1894- 1895, в условиях обострившихся внутр. противоречий, зародилась т. н. с я к а и с ё с э ц у (социальная проза), сыгравшая важную роль в развитии реализма: повесть Роан Утида (1868-1929) "Двадцать восьмое декабря" (1898), романы Рока Токутоми (1868-1927) "Лучше не жить" (1899) и Наоэ Киносита (1869- 1937) "Огненный столб" (1904).

В 80-х гг. 19 в. возникло "движение за стих нового стиля", во главе к-рого стояли Тацудзиро Иноуэ (1855-1944), Рёкити Ятабэ (1851-99), Масакадзу Тояма (1848-1900). Изданный ими"Сбор-ник стихов новой формы" (1882), в к-ром предприняты попытки опереться на принципы европ. стихосложения, явился первым опытом новой поэзии. Для поэзии кон. 19 - нач. 20 вв. характерны преим. романтич. тенденции. Пафосом борьбы против феод, устоев, препятствующих свободному развитию личности, отличается творчество Тококу Китамура (1868- 1894), Тосон Симадзаки (1872-1943),. Акико Ёсано (1878-1942). Поэты Сайсю Оноэ (1876-1957), Кунъэн Канэко (1876-1951) утвердили д з и ю с и - свободный стих на разг. языке, ставший осн. формой япон. поэзии 20 в. Зачинателем дзиюси был Рюко Кавадзи (1888- 1959).

Проблемы развития нац. культуры, её связей с Западом затронуты Огай Мори (1862-1922) в трилогии "Юноша", "Дикий гусь", "Пепел" (1910-13).

В нач. 20 в. в Я. развернулось т. н. сидзэнсюги ундо (движение за натурализм), на к-рое оказало воздействие творчество Э. Золя: повести Кафу Нагаи (1879-1959) "Цветы ада" (1902), Тэнгай Косуги (1865-1952) "Модная песенка" (1902) и др. Ведущее положение в этом движении заняли писатели-реалисты, для произв. к-рых характерна острая социальная критика: роман "Нарушенный завет" (1906) Тосон Симадзаки, рассказ "Судьба" (1906) Доппо Куникида (1871-1908), повесть "Сельский учитель" (1908) Катай Таяма (1871- 1930), трилогия "Сансиро" (1908), "Затем" (1909), "Врата" (1910) Сосэки Нацумэ (1867-1916). Термин "сидзэнсюги" стал обозначать и натурализм и реализм.

На творчество Такубоку Исикава (1885-1912) оказало влияние антиимпериалистич. движение нач. 20 в. Демократич. и социалистич. тенденции его поэзии, отразившей рост самосознания нар. масс (сб. стихов "Свист и свисток", 1911), открыли новый путь развитию лит-ры. В то же время в эти годы широко распространился ватакуси с ё с эц у (эгобеллетристика) - вид прозы, наложивший отпечаток на развитие япон. лит-ры 1-й пол. 20 в. Для него характерна намеренная изоляция авторского "я" от обществ, проблем, уход в интимные переживания.

В 20-е гг. в обстановке подъёма рабочего движения в Я. под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России зарождалась япон. пролет, лит-ра. Первый орган пролет, писателей - журн. "Танэмаку хито" (1921-23) - объединил литераторов, для к-рых характерны антиимпериалистич. настроения. С сер. 20-х гг. пролет, лит-pa стала развиваться на чёткой идейной платформе: "рабочие романы" Вакидзо Хосои (1897-1925) "Фабрика" (1925), Ёсики Хаяма (1894- 1945) "Люди, живущие на море" (1926); антивоен. рассказы Дэндзи Куросима (1898-1944) "Стая ворон" (1927), "Сани" (1928). К пролет, направлению примкнули лучшие представители бурж. интеллигенции, последовательные в своём гума-нистич. протесте против эксплуататорского строя: Сю Эма (1889-1975), Сэйкити Фудзимори (р. 1892), Тэру Такакура (р. 1891). В 1928 пролет, лит-ра вступила в новую фазу развития. Была создана Всеяпон. федерация пролет, иск-ва (НАПФ; Nippon Artista Proleta Federatio - на эсперанто), объединившая разрозненные лит. группы. Важную роль в утверждении эстетич. основ революц. лит-ры сыграл критик Корэхито Курахара (р. 1902), выступивший против догматизма и вульгаризации в лит-ре. Видные представители пролет, лит-ры - Сунао Токунага (1899-1958; романы "Улица без солнца", 1929, "Токио, город безработных", 1930) и Такидзи Кобаяси (1903-33), творчеству к-рого присущи черты социалистич. реализма (повести "15-е марта", 1928, "Краболов", 1929, "Жизнь для партии", 1933). Большое место в пролет, лит-ре занимала поэзия: Сигэхару Накано (р. 1902) создал образы революционеров; Хидэо Огума (1901- 1940; сб. "Летящие сани", 1935) и Мицухару Канэко (1895-1975; сб. "Акулы", 1937) воспели интернац. солидарность народов в борьбе против фаш. чумы.

В 20-х гг. формированию реалистич. драматургии способствовали пьесы "Профессор Цумура" (1919) Юдзо Ямамото (1887-1974), "Текстильная фабрика

Миура" (1919) Macao Кумэ (1891-1952), "Сын" (1922) Каору Осанаи (1881-1928). Пьесы Томоёсн Мураяма (р. 1901; "Записки о шайке разбойников", 1929, поев, борьбе рабочего класса против милитаризма), Сакаэ Кубо (1901-58; "Вулканическое плато", 1938, о борьбе япон. крестьянства за свои права) отличаются социальной заострённостью и политич. актуальностью.

В 20-30-е гг. возникли неоромантизм, неогуманизм, "школа нового мастерства". Неоромантики искали выход из кризиса в утончённом эстетизме, уживающемся с эротикой (роман Дзюнъитиро Танидзаки, 1886-1965, "Любовь глупца", 1925). Писатели-неогуманисты, группировавшиеся вокруг об-ва "Сиракаба" (1910- 1923), не имели единой платформы; называя своим учителем Л. Н. Толстого и приняв его социальную утопию, они сходились на склонности к внутр. самоанализу "кающегося дворянина". Повесть "Дружба" (1919) и драма "Да здравствует человек!" (1922) Санэацу Мусяно-кодзи (1885-1975), роман "Путь в ночном мраке" (1921-22) Наоя Сига (1883- 1971) отличаются абстрактным гуманизмом и