БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321т (против 4 млн. m в 1950-х гг.). В составе рыболовного флота (1975) ок. 400 тыс. судов общим тоннажем св. 2,5 млн. т. Осн. объектами лова являются: сельдь, тунец, треска, лососёвые, камбала и др. В прибрежных водах добывают водоросли и моллюски. Прибрежный лов даёт 1/4 стоимости всех морепродуктов. Океанич. рыболовство в Тихом ок., в водах Антарктики (включая китобойный промысел), в Индийском и Атлантическом ок. даёт большую часть улова Я.

Транспорт. Внутр. грузооборот за 1955-75 увеличился с 85 млрд. т • км до 343 млрд. т-км. За этот период жел. дороги резко снизили свою долю в общем грузообороте (с 51% до 18%) и резко возросла роль автомоб. транспорта (с 11% до 44%); сохраняет своё значение каботажный флот (38% в 1955, 38% в 1975).

На конец 1977 дл. жел. дорог составляла 27 тыс. км, из которых 16 тыс. км электрифицировано (против 1,5 тыс. км в 1950). Из-за гористого рельефа местности преобладают однопутные узкоколейные дороги. Многочисленны туннели и мосты. Магистральные ж.-д. пути проходят преим. вдоль мор. побережья о. Хонсю, опоясывая его кольцом. В 1942 вошёл в эксплуатацию подводный туннель Кам-мон (3614 м) через прол. Симоносеки между о-вами Хонсю и Кюсю. В 1970-75 построен второй подводный туннель Син-

Каммон между гг. Симоносеки и Кокура. Строится (1978) самый большой в мире подводный туннель Сейкан (36,4 км) у прол. Цугару, между о-вами Хонсю и Хоккайдо. Новым направлением в реконструкции ж.-д. транспорта является сооружение путей для сверхскоростных поездов (св. 200 км/ч); первая линия

Токайдо (515 км) открылась в 1964 и связала Токио с Осакой; в 1975 эта магистраль протянулась на Ю., до г. Фукуока (1090 км). Дл. автодорог с твёрдым покрытием ок. 260 тыс. км. Автострадами связаны почти все крупнейшие центры востока Я. В автопарке (1977) 19,7 млн. легковых машин, 11,3 млн. грузовых, 0,2 млн. автобусов. В Токио, Йокохаме, Осаке, Кобе, Нагое и Саппоро имеется метрополитен; строится (1978) в гг. Киото и Хиросима. В Токио функционирует монорельсовая дорога.

Мор. торг, флот, обслуживающий в основном внеш. торговлю, почти непрерывно увеличивался: в 1950 общий его тоннаж исчислялся 1,7 млн. брутто per. m, в 1977 - 40,0 млн. брутто per. т, что составило 12% мирового. По тоннажу мор. торг, флот Я. занял 2-е место среди стран капиталистич. мира (после Либерии). Рост япон. морского флота в значительной мере обусловлен огромными масштабами перевозок грузов. Ежегодно Я. ввозит от 500 до 620 млн. т грузов. В мор. судоходстве господствуют 6 компаний: "Ниппон юсэн кайся" (осн. в 1885), "Осака сёсэн кайся" (1883; с 1942 под назв. "Осака сёсэн Мицуи сэмпаку"), "Ямасита-Син-Нихон кисэн" и др.

Воздушное сообщение заметно расширилось в послевоенное время, особенно в связи с большим ростом иностранного туризма. Главная япон. авиакомпания - "Ниппон коку". Международные рейсы обслуживают новый аэропорт Нарита, к С.-В. от Токио, а также аэропорты международного значения близ гг. Осака и Ниигата. Внутр. возд. линии связывают почти все крупные города страны.

Внешние экономические связи. На внеш. рынке реализуется значит, часть продукции обрабат. пром-сти Я. Доля готовых пром. изделий превышает 80% стоимостиэкспорта. В 1975 на экспорт пошло 86% судов, 47% телевизоров, 70% фотоаппаратов и кинокамер, 59% часов, 41% легковых автомобилей, 56% стальных труб. В то же время япон. экономика в очень сильной степени зависит от импорта топлива и сырья, которые составляют ок. 70% импорта Я. Размеры внешнеторгового оборота Я. быстро растут (см. табл. 8).

В течение первого послевоен. двадцатилетия характерным для внеш. торговли был пассивный баланс. Однако с 1965 баланс внеш. торговли всё чаще становится положительным. О товарной структуре экспорта и импорта и географии внешней торговли см. табл. 9 и 10.

Табл. 8. -Динамика внешней торговли, млрд. долл.



Экспорт

Импорт

Сальдо
19.55

2,0

2,5

-0,5
1960

4,1

4,5

-0.4
1965

8,4

8,2

+0,2
1970

19,3

18,9

+0,4
1975

55,7

57,9

-2,2
1976

67,2

64,8

+2,4
1977

80,5

70,9

+9,6

Ден. единица - иена.

Внутренние различия. В офиц. япон. литературе принято разделение страны на 8 крупных экономич. районов: о. Хоккайдо; Тохоку (Оу), Канто, Тюбу, Кансай (Кинки), Тюгоку (на о. Хонсю); о. Сикоку, о. Кюсю. О х-ве префектур и экономич. р-нов см. соответствующие статьи в томах БСЭ. К. М. Попов.

Лит.: Треварта Г. Т., Япония. Физическая и экономическая география, пер. с англ., М., 1949; Попов К. М., Минеральные ресурсы Японии, М., 1949; М о и-

Табл. 9.-Товарная структура экспорта и импорта, в % от стоимости

Машины и оборудование . .

Экспорт

Импорт
1955

1965

1970

1955

1965

1970

1977



13,1

35,2

46,1

5,4

9,3

12,2

6,9



Металлы и металлоизделия

19,2

20,3

17,5

*

*

*







4,7 37,2

* * 6,8 18,9

6,5 18,7

* *

4.1 15,2

5,3 5,8

. . .

. . .

1,1

8,5

4,6

* 48,2 11,7 25,2

4,9

5,0

* 39,5 19,9 18,0

8,3

5,3

*

35,4 20,7 13,5 12,9

4,2

. . . 19,9 44,0 14,3

10,7



Текстиль ..........



Пром. сырьё .........



Минеральное топливо ....



Продовольствие .......



Прочее ............




* Включено в "прочее".

Т а'б л. 10. - Некоторые направления географии внешней торговли, млн. долл.

США ..........

1960

1965

1977
экспорт

импорт

экспорт

импорт

импорт





1083
3
100
102
110
156
87
16


36



1545
21
19
64
70
23
14
105


25



2479
245
180
218
205
288
124
48


58



2366
225
41
157
149
35
33
231


247



12396
1547
2113
1285
4997
348
687
8505


4243



КНР ..........



Юж. Корея ......



Тайвань ........



Индонезия ......



Сянган (Гонконг) . . .



Сингапур .......



Саудовская Аравия



Иран ..........



Кувейт .........

22

205

41

935

2488




Осн. торг, связи у Я. с США (23,3% экспорта и 18,2% импорта) и странами Юго-Вост. Азии (20,9% экспорта и 20,7% импорта); на страны Зап. Европы приходится соответственно 16,1% и7,6%, Бл. и Ср. Востока-28,9% импорта, Австралийский Союз-8,3% импорта; ок. 6% внешнеторг. оборота - с социалистич. странами (1976). Общий товарооборот СССР с Японией в 1977 составил 2,3 млрд. руб. (экспорт - 853,4 млн. руб., импорт - 1444,4 млн. руб.).

Внешнеэкономич. связи Я. и СССР осуществляются по линии торговли (торговый договор и соглашение 1957), рыболовства, организации сухопутных, возд. и мор. перевозок, совместного участия в проектах разработки природных ресурсов Сибири и Д. Востока и др. Из Советского Союза Я. получает лес (круглый лес, балансы, технологич. щепу и пиломатериалы), уголь, нефть, калийные соли, цветные металлы, хлопок и др.; Я. закупает также некоторые виды сов. оборудования. Я. вывозит в Сов. Союз машины и комплектное пром. оборудование, транспортные средства (в т. ч. судовое оборудование), прокат чёрных металлов (особенно стальные трубы), потребит, товары. Новой формой торг, отношений между Я. и СССР стала прибрежная торговля между р-нами сов. Д. Востока и зап. р-нами Я.

В 1976 Я. посетило 795,2 тыс. иностр. туристов. сеевП. А., Рыболовство Японии, М., 1967; Воспроизводство общественного продукта в Японии, М., 1970; Динкевич А. И., Очерки _ экономики современной Японии, М., 1972; Я н о С., Японская экономика на пороге двадцать первого века, пер. с япон., М., 1972; Современная Япония, под ред. И. А. Латышева, 2 изд., М., 1973; Петров Д. В., Япония в мировой политике, М., 1973; Власов В. А., Научно-техническая революция в Японии, М., 1975; Р а м з е с В. Б., Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии, М., 1975; Добровинский Б. Н., Япония: проблемы эффективности экономики, М., 1975; Н а в л и ц к а я Г. Б., Бамбуковый город, М., 1975; Баскакова М. В., Япония: государство и накопление основного капитала, М., 1976; Браги н а Н. М., Современная японская деревня, М., 1975; В оробьев М. В., Соколова Г. А., Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии, М., 1976; Певзнер Я. А., Государство в экономике Японии. М., 1976; Япония. Ежегодник (изд. с 1972), М., 1972-77; Япония в системе мировых хозяйственных связей, М., 1977; ПрохожевА. А., Организация управления экономикой и государством в Японии, М., 1977; Монополистический капитал Японии на рубеже 60-70-х годов, М., 1 977; Куцовина Н. К., Рыбное хозяйство Японии, М., 1978; X л ын о в В. Н., Рабочий класс Япошш в условиях научно-технической революции, М., 1978; Статистический материал по экономике Японии (1960 - 1977), М., 1978.

VIII. Вооружённые силы

Вооруж. силы (т. н. силы самообороны) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верх. главнокомандующий - премьер-министр; непосредственное руководство осуществляют Управление обороны (на правах мин-ва) через объединённый комитет нач. штабов и штабы сухопутных войск, ВВС и ВМС. Комплектуются вооруж. силы по найму, их общая численность (1977) ок. 265 тыс. чел. Сухопутные войска насчитывают ок. 180 тыс. чел. и имеют: 5 штабов армий, 1 танк, дивизию, 12 пех. дивизий, 1 возд.-десант. бригаду, неск. отдельных арт., инж. и др. частей спец. войск, 7 групп зенитных управляемых реактивных снарядов. Вооружение собственного и иностр. произ-ва. ВВС (ок. 45 тыс. чел.) имеют 450 боевых самолётов, всего 17 эскадрилий, в т. ч. истребителей-бомбардировщиков - 5, истребителей-перехватчиков - 10, транспортных - 1. Кроме того, имеется ок. 360 учебно-тренировочных самолётов. В состав ВВС входят также 5 дивизионов зенитных управляемых реактивных снарядов. ВМС (ок. 42 тыс. чел.) насчитывают 16 подводных лодок, 30 эскадренных миноносцев, 17 фрегатов, 20 противолодочных кораблей, 37 минно-тральных кораблей, 28 базовых и 6 рейдовых тральщиков, 5 торпедных катеров, 9 сторожевых катеров и 4 десантных корабля. Самолётный парк авиации ВМС насчитывает ок. 200 боевых самолётов.

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1976 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 16,4, смертность - 6.4; детская смертность - 9,3 на 1 тыс. живорожденных. Ср. продолжительность жизни у мужчин 72, у женщин 77 лет. Осн. причины смертности - сердечно-сосудистые заболевания, злокачеств. новообразования, болезни органов дыхания. Относительно высока заболеваемость трахомой, дизентерией, венерич. болезнями, туберкулёзом. Растёт заболеваемость бронхиальной астмой, эмфиземой лёгких, хронич. бронхитом, что связано с интенсивным загрязнением окружающей среды. Растёт также число психич. заболеваний. Острые социальные проблемы - наркомании и алкоголизм. Важное место среди осн. причин смертности занимают самоубийства, а также травматизм: очень велико количество несчастных случаев на производстве (в 1972 - 1,4 млн. случаев, из них 5,6 тыс. со смертельным исходом).

Система организации здравоохранения смешанная, сочетающая элементы частнокапиталистич. и страховой медицины. Почти вся внебольничная помощь сосредоточена в руках частнопрактикующих врачей. Большая часть больниц принадлежит частным компаниям, организациям или отд. лицам. Мед. обслуживание платное, лишь незначит. часть населения пользуется правом на бесплатную мед. помощь в соответствии с законами о помощи бедным, о борьбе с туберкулёзом и др. В Я. неск. гос. систем социального страхования. Действующее законодательство предусматривает назначение пенсий по старости мужчинам в возрасте 60 лет, женщинам - 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет. Гос. орган, ответственный за здравоохранение,- Мин-во здравоохранения и социального обеспечения. В каждой префектуре или крупном муниципальном центре есть собств. отделы здравоохранения, к-рые осуществляют свои программы в соответствии с нац. политикой и программами Мин-ва здравоохранения.

В 1975 было 8294 больницы на 1 млн. 163,7 тыс. коек (св. 10 коек на 1 тыс. жит.); в ведении государства (1973) -2453 больницы на 377,2 тыс. коек. В 1973 было 30 032 центра здравоохранения на 258,9 тыс. коек (947 из них на 9,2 тыс. коек в ведении государства). В функции центров здравоохранения входит оказание первой мед. помощи, помощи матерям и детям, массовые рентгенологии, обследования, профилактика и лечение туберкулёза и др. инфекц. болезней, визиты на дом и др.

В 1974 работали 126,8 тыс. врачей (1 врач на 860 жит.), из них на гос. службе (1973) только 2,1 тыс. Сельское население обслуживают лишь 14% врачей: 1 врач приходится на 1,8 тыс. жит. Работали также 40,6 тыс. стоматологов, 74,4 тыс. фармацевтов, 26,8 тыс. акушерок, 176,0 тыс. медсестёр и 170,7 тыс. помощников медсестёр. Мед. кадры готовят 68 мед. школ, из к-рых 30 гос., 8 муниципальных, 30 частных; гос. мед. школы выпускают 46% врачей. Зубных врачей готовят в 15 школах, фармацевтов - в 34 уч. заведениях; имеются 37 школ для подготовки акушерок. Существует геть мед. школ для подготовки медсестёр различной категории.

В 1973 функционировали 9 н.-и. ин-тов, подведомственных Мин-ву здравоохранения и социального обеспечения: Нац. ин-т гигиены, Нац. ин-т здоровья, ин-ты питания, обществ. здравоохранения, больничного администрирования, проблем народонаселения, психич. здоровья, исследования проказы и Нац. противораковый центр.

Популярны приморские климатич. курорты Кимакура, Тигасаки, Оисо; горноклиматические - Никко, Каруидзава, Хуцими; бальнеологические - Беппу, Атами, Насу, Юмото и др. Расходы на здравоохранение в 1973 составили 1,8% гос. бюджета. А. А. Розов.

Ветеринарное дело. Благодаря хорошо развитым вет. и карантинной службам в Я. ликвидированы такие опасные инфекц. болезни, как ящур, чума и перипневмония кр. рог. скота, сап, чума птиц, бешенство, трипаносомоз, геморрагич. септицемия, чесотка. В 1977 на терр. Я. зарегистрированы: неблагополучные пункты по сиб. язве - 4, туберкулёзу кр. рог. скота - 88, инфекц. анемии лошадей - 28, эмфизематозному карбункулу - 62, пироплазмозу - 64, пуллорозу - 644, гнильцу пчёл - 2448, болезни Ньюкасла - 41 851, роже свиней - 1117. Регистрируются также грипп кр. рог. скота, ринотрахеит кр. рог. скота, инфекц. маститы, инфекц. атрофический ринит свиней, фасциолёз, филяриоз птиц, микоплазмоз, энзоотич. энцефаломиелит, болезнь Марека, кокцидиоз, оспа, вирусная диарея, блутанг, листериоз, лептоспироз, токсоплазмоз, сальмонеллёзы, вибриоз, актиномикоз, лейкоз, бабезиоз, мыт, инфекционный бронхит кур, фурункулёз и инфекц. некроз поджелудочной железы лососёвых и др. Руководство вет. службой осуществляют бюро животноводч. индустрии Мин-ва с. х-ва и лесоводства (ответственно за здоровье животных) и Мин-во здравоохранения и благосостояния (ответственно за гигиену мяса, молока, благополучие окружающей среды и борьбу с бешенством). В стране действует законодательство по вопросам ветеринарии. В префектурах имеются сан. отделы, в их состав входят в среднем 5 вет. врачей, к-рым подчиняются вет. станции, являющиеся осн. организаторами вет. мероприятий и осуществляющие контроль за вет. делом в х-вах. В морских и авиац. портах имеются спец. карантинные станции. В Я. 23 233 вет. врача. Подготовка ветврачей осуществляется в 16 вет. уч. заведениях (ф-ты гос., частных и префектурального ун-тов, гос. и частные вет. колледжи). Н.-и. работа по ветеринарии сосредоточена в ряде гос. и частных н.-и. ин-тов (крупнейший из них - Нац. ин-т здоровья животных), в Гос. контрольной вет. лаборатории, Токийском ун-те и др. учреждениях.

С. И. Картуишн.

X. Просвещение

Первые школы в Я. появились в 6 в. при буддийских монастырях. В нач. 8 в. был принят первый законодательный акт по нар. образованию, согласно к-рому была сделана попытка создать систему гос. школ (столичных и провинциальных). В них юноши из высших сословий изучали кит. классику, философию, законы, историю, математику. Эти школы просуществовали недолго и в период усиления феод, раздробленности пришли к упадку. Вместо них крупные феодалы при своих дворах создали клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали воен. дело, классич. лит-ру, математику и этикет. Образование простого народа сводилось к передаче трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи буддийских молитв. Бурный рост городов, развитие торговли и ремёсел привели к созданию в сер. 17 в. школ для детей купцов, ремесленников и бедных самураев (тера-коя), где обучали грамоте, счёту, ручному труду. К сер. 19 в. таких школ в Я. было довольно много. Централизов. система образования стала складываться в Я. после незавершённой бурж. революции 1867-68. Быстрое развитие капитализма потребовало повышения образоват. уровня в стране. Бурж. реформы 70-х гг. в области просвещения создали единую централизованную систему образования, ввели обязат. начальное обучение, открыли сеть гос. школ вместо храмовых и частных. Особенно быстро начала развиваться сеть начальных школ. Для ср. школы этого периода характерно многообразие типов школ: мужские и женские, общеобразоват. и проф., тупиковые и готовящие к продолжению образования. Вступление япон. капитализма в империалистич. стадию определяло и содержание образования. В 1890 был опубликован "Имперский эдикт о воспитании и образовании" ("Кёику тёкуго"), проникнутый духом милитаризма, шовинизма и монархизма. На основе этого эдикта мн. годы в школах осуществлялось воспитание уч-ся в духе милитаризма и национализма. После разгрома Я. во 2-й мировой войне 1939-45 существенной перестройке подверглась и система образования. В 1947 был принят "Основной закон об образовании", к-рый провозгласил: равенство доступа к образованию, 9-летнее всеобщее, бесплатное и обязательное обучение, совместное обучение мальчиков и девочек. Была создана однотипная структура школ. Однако провозглашённые демократич. принципы не были полностью реализованы. Наличие частных школ и школ, принадлежащих религ. об-вам, плата за обучение в старшей ср. и высшей школе говорят о непоследовательности бурж. законодательства в области образования. Управление системой нар. образования осуществляют Мин-во просвещения и местные к-ты (префектурные и муниципальные). Непосредственно контролирует работу школ Ин-т школьных инспекторов (префектурных и министерских). Дошкольное воспитание детей от 3 до 6 лет в значит, мере осуществляется сетью детских садов. В 1975 в Японии было ок. 13,1 тыс. детских садов, в к-рых воспитывалось ок. 2,2 млн. детей (62% детей данного возраста). Половина детских садов частные, с высокой платой за воспитание. Значит, часть детей поступает в детский сад в возрасте 5 лет за год до поступления в школу. Первая ступень обязат. обучения - 6-летняя начальная школа для детей от 6 до 12 лет. В 1975/76 уч. г. в 22,7 тыс. школ обучалось 10,2 млн. уч-ся. Вторая ступень - 3-летняя младшая ср. школа для детей от 13 до 15 лет. В 1975/76 уч. г. в 9,9 тыс. младших ср. школ обучалось ок. 4,5 млн. уч-ся; уч. план включает обязат. предметы и предметы по выбору. Старшая ср. школа с 3-летним сроком обучения для детей от 16 до 18 лет охватывает ок. 90% выпускников обязат. школы. В 1975/76 уч. г. в 4,6 тыс. старших ср. школ обучалось св. 2,6 млн. уч-ся. Переход из младшей ср. школы в старшую осуществляется на основе вступит, экзаменов и тестовых испытаний." Обучение в старшей ср. школе платное и строго дифференцированное, с выделением 2 отделений: общеобразоват. и профессионального. Общеобразоват. отделение в свою очередь имеет потоки: академический и общий с выделением в первом гуманитарного и естественно-математич. циклов. В проф. отделении - с.-х., рыболовный, пром., коммерческий, домоводческий и др. потоки, в к-рых могут быть более узкие курсы - энергетич., садоводческий, агрономический и др. В 1975 63% всех учеников старшей ср. школы занималось на общеобразоват. отделении и 37% - на профессиональном. Формальное право поступления в высшую школу имеют все выпускники старшей ср. школы, но фактически подготовка выпускников проф. потоков не даёт возможности воспользоваться этим правом, дифференцированность обучения в ср. школе служит серьёзным препятствием к получению широкими массами молодёжи полноценного образования. В 1975/76 уч. г. в 3,3 тыс. школ обучалось 2,7 млн. уч-ся. Существуют вечерние старшие ср. школы с 4-летним сроком обучения и сокращённой уч. неделей. В 1975/76 уч. г. в 1,4 тыс. вечерних школ обучалось св. 230 тыс. уч-ся. Гос. система проф.-технич. образования развита слабо. Подготовка квалифицир. рабочих осуществляется в уч. центрах на предприятиях, на краткосрочных курсах и в частных проф.-технич. школах. В 1975/76 уч. г. в 7952 проф.-технич. школах и на курсах обучалось ок. 1,2 млн. уч-ся.

Высшее образование осуществляется сетью ун-тов, младших колледжей и технич. колледжей. В 1975 было 420 ун-тов, где обучалось св. 1,7 млн. студентов. Срок обучения 4 года, на мед. ф-гах 6 лет. 77% ун-тов частные, с высокой платой за обучение. Дети рабочих составляют 9% всех студентов. Крупнейшие гос. ун-ты: Токийский университет (18,5 тыс. студентов в 1975/76 уч. г.), Тохоку ун-т в г. Сендай (осн. в 1907, 10,5 тыс. студентов), Киото ун-т (осн. в 1897, ок. 14,7 тыс. студентов) и др. Из частных наиболее популярны: Нихон ун-т (осн. в 1903, 102 тыс. студентов), Васэда ун-т (осн. в 1882, 41,6 тыс. студентов), Мэй-дзи ун-т (осн. в 1881, 33,5 тыс. студентов), Хосэй ун-т (осн. в 1880, 29 тыс. студентов), Токай ун-т (осн. в 1942, 26,6 тыс. студентов) - все в Токио. На экономич. и юридич. ф-тах обучается 41% студентов, на инж. и естеств.-науч.- 24%, на литературных - 12%, на пед.- 7%, мед.-4,5% и с.-х.-3%. Наряду с крупными ун-тами существуют карликовые с 200-300 студентами и однимдвумя ф-тами. Обучение осуществляется на базе старшей ср. школы. В 1975 в 513 младших колледжах обучалось ок. 354 тыс. студентов. Выпускают специалистов со с