БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321тановочно-драматургич. задач, взаимосвязью с др. видами иск-ва (графикой, нар. игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Т. к.- в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценич. культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Т. к. в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Др. Египте (16 в. до н. э.) - этв мистерия об Осирисе и Исиде, в Др. Индии и Китае - культовые представления. Упоминание о театр, куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С H в. в церквах и монастырях устраивались представления, в к-рых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, гл. персонажем их стала дева Мария. Назв. Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-герм. языках как обозначение вообще театр, куклы, в слав, языка.-;-куклы на нитках. Представления Т. к. всё более насыщались злободневным, "земным" содержанием, что вызывало преследования со стороны ср.-век. церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Т. к. обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерк., антифеод, элемент. К кон. 16 в. в Италии окончательно сформировался нар.сатирич. Т. к. с гл. героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии делъ арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Т. к. утвердился во Франции (гл. герой - Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии - Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Бл. Востока Т. к. развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиц. нац: формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классич. инд. театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В инд. Т. к. куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Т. к. в Китае относится к 1 в. до н. э. В япон. Т. к. (известен с H в.) используют большие куклы в 2/з человеческого роста, к-рыми управляют одновременно видимые зрителям 4-5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска -чулок). Он, как и кит. Т. к., связан с классич. театром.

Вплоть до 19 в. в европ. Т. к. разыгрывались традиционные, часто сатирич., пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты - о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать проф. Т. к. Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театр, деятели обращались к созданию Т. к. как самого совершенного вида театр, зрелища (реж. Г. Крэг в статье "Актёр и сверхмарионетка" пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четв. 20 в. создавались проф. Т. к. для детей и для взрослых.

Рус. проф. Т. к. начал формироваться после Окт. революции 1917. Е. С. Деммени, худ. H. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Т. к. для детей, к-рый ставил бы широкие общественно-педагогич. задачи, пропагандировал новые социалистич. формы отношений между людьми. Сов. Т. к. отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под рук. С. В. Образцова - выразитель этих идей. Его спектакли "По щучьему велению" Тараховской (1936), "Волшебная лампа Аладина" Гернет (1940), "Король-Олень" Сперанского по Гоцци (1943), "Необыкновенный концерт" (1946) и мн. др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценич. образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценич. образа.

Театры кукол обращаются к языку сценич. пантомимы ("Рука с пятью пальцами"- рум. театр "Цэндэрикэ"), ставят муз. произв. ("Петя и Волк" Прокофьева - Центр. Т. к. Болгарии; "Петрушка" Стравинского, "Деревянный принц" Бартока - Центр. Т. к. Венгрии; "История солдата" Стравинского -Центр. Т. к. Болгарии и Рижский Т. к.; "Жарптица" Стравинского, "Ученик чародея" Дюка - Минский Т. к.). Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этич. проблем, к иск-ву яркой и броской театральности формирует новый тип Т. к. ("Часовщик", "Крали Марко" Теофилова в Центр. Т. к. Болгарии, "Дон Кристобаль" Гарсиа Лорки и "Маленький принц" Септ-Экзюпери в Т. к. "Цэндэрикэ", "Похождения бравого солдата Швейка" по Чапеку в Ленингр. Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, осн. в 1929) регулярно устраиваются междунар. фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Т. к. В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов).

В СССР в 1975 работало св. 100 Т. к., ставивших спектакли на 25 яз. народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на спец. отделении Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, в Гос. ин-те театр, иск-ва им. Луначарского (режиссёры и художники), Уч-ще им. Гнесиных и в студиях при Т. к. Материал по истории Т. к. собирает и систематизирует Музей театр, куклы при Центр, театре кукол (осн. в 1937).

В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Т. к. пользуется большой популярностью.

Лит.: П е р е т ц В. H., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895; Франко I., До iicTopii украшського вертепа XVIII в., "Записки Наукового товариства 1м. Шевченко", 1906, т. 71, кн. 3, т. 72, кн. 4; Вин оградов H., Белорусский вертеп, СПБ, 1906; Симонович-Ефимова H. Я., Записки петрушечника, М.- Л., 1925; Т a врилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928; Образцов С., Актёр с куклой, М.- Л., 1938; его же, Моя профессия, кн. 1, М., 1950; Д е м м ени Е. С., Куклы на сцене, М.- Л., 1949; Малик Я., Чехословацкий кукольный театр, Прага, 1948; Театр кукол зарубежных стран. [Переводы пьес], М. -Л., 1959; Смирно" в а H., Советский театр кукол, 1918 - 1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова, М., 1971. H. И. Смирнова.

ТЕАТР МИНИАТЮР, театр, в репертуаре к-poro гл. обр. небольшие одноактные пьесы и др. виды т. н. малых форм иск-ва (монолог, куплет, эстрадный танец, цирковой номер и др.). Т. м. тяготеет преим. к комедийному и сатирич. репертуару, гротеску, пародии и миниатюре. Предшественник Т. м.- кабаре. В дореволюц. России наиболее известны Т. м. "Летучая мышь" и "Кривое зеркало". Первым сов. Т. м. можно считать витебский Теревсат (Театр революционной сатиры, 1919). Среди лучших сов. Т. м.-Ленингр. гос. театр миниатюр под рук. А. И. Райкина. Своеобразной разновидностью Т. м. является эстрадный дуэт мастеров Моск. эстрады М. В. Мироновой и А. С. Менакера.

ТЕАТР НА ЛЬДУ, представления (балетные, цирковые, эстрадные), демонстрируемые на площадках с искусств, льдом - на стадионах, цирковых манежах и т. д. Наибольшую известность получили проф. коллективы: Венский балет на льду "Айс ревю" (Eis Revue, Австрия), "Холидей он айс" (Holiday on Ice, США), "Художеств, ансамбль фигурного катания на коньках Пражской эстрады" (ЧССР), "Балет на льду" и "Цирк на льду" (СССР).

"ТЕАТР ПОЛЬСКИ" (Teatr Polski), польский драматич. театр. Открыт 29 янв. 1913 в Варшаве по инициативе А. Шифмана (директор и худ. рук. в 1913-15, 1918-39, 1946-49, 1955-57). Первый спектакль -"Иридион" Красиньского. В труппе работали крупнейшие актёры и режиссёры: С. Бронишувна, С. Высоцкая, М. Пшибылко-Потоцкая, Ю. Венгжин, А. Зельверович, Е. Лещиньский, Ю. Остэрва, Л. Сельский, М. Цвиклиньская, В. Брыдзиньский, Л. Шиллер (руководил в 1949-50) и др. Деятельность "Т. П." была направлена на борьбу с рутиной, на пропаганду польск. классич. драматургии, зарубежной классики; большое внимание уделялось совр. драме, много ставилось пьес У. Шекспира, Б. Шоу. После образования ПНР (1944) театр в 1946 возобновил работу, прерванную войной и оккупацией. В репертуаре попрежнему классика, пьесы романтич. направления, произв. совр. польск. драматургов (Л. Кручковский, Я. Ивашкевич, Э. Брылль и др.), рус. и сов. драматургия. В числе наиболее значит, спектаклей: "Фантазий" Словацкого (1948), "На дне" Горького (1949), "Иридион" Красиньского (1966) и др. "Т. П." имеет филиал ("Сцена Камеральна"). В 1954 и 1975 был на гастролях в СССР.
Б. И. Ростоцкий.

Лит.: Lorentowicz Y., Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz., 1938; S z yfman A., Labirynt teatru, Warsz., 1964.

ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ТРАМ). Возник в СССР как самодеятельный или полупрофессиональный театр в сер. 20-х гг. Т. р. м. существовали во многих крупных рабочих центрах -Москве, Ленинграде, Баку, Иванове, Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Перми и др. Эти театры, отражавшие тягу молодёжи в зрелищной форме откликаться на актуальные вопросы, были тесно связаны с комсомолом. Стремление молодёжи активно вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков, давать бой лодырям, пьяницам, бюрократам, помогать делу строительства социализма составляло сильную сторону трамовского движения, основу его интенсивного развития. В 1928 насчитывалось 11, к 1930 - ок. 70 Т. р. м. Зачинателем трамовского движения считается ленингр. Театр рабочей молодёжи, открывшийся в 1925 пьесой "Сашка Чумовой" Горбенко. Руководителем и теоретиком Т. р. м. был М. В. Соколовский, видевший в нём средство политической агитации. Трамовское движение было, однако, внутренне противоречивым. Спектакли строились на сценариях, к-рые во многом носили полуимпровизационный характер. Отход от полноценной драматургии, от классич. наследия подчас приводил к схеме, примитиву, не мог не сказаться отрицательно на культуре актёрского исполнения. После опубликования пост. ЦК партии от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" остро встал вопрос о целесообразности самого существования этого движения. Московский, ленинградский, свердловский, куйбышевский Т. р. м., определившиеся как проф. театры, преобразовывались в театры им. Ленинского комсомола. Основой их репертуара стала реалистич. драматургия. Началась углублённая проф. учёба этих коллективов под рук. крупных мастеров сцены (в Москве - И. Я. Судакова, затем И. H. Берсенева, в Ленинграде -В. П. Кожича, Б. H. Зона, H. С. Рашевской). Самодеят. коллективы были переданы в ведение профсоюзов. Режиссёры и актёры Т. р. м.- Б. И. Равенских, Р. Р. Суслович, Л. В. Варпаховский, Ф. Е. Шишигин, В. Р. Соловьёв, В. Д. Доронин и др. в дальнейшем пересмотрели свои взгляды, овладели основами проф. реалистич. иск-ва, системой Станиславского и стали большими сов. художниками.

Лит.: Рабияянц H., Театр юности, [Л., 1959]. Ю. Л. Зубков.

ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ, один из первых советских драматич. театров. Открыт в Москве 29 окт. 1922. Создан на базе Теревсата (Театр революционной сатиры) и ряда др. театров. В 1922-24 театр возглавлял В. Э. Мейерхольд, поставивший спектакли: "Разрушители машин" и "Человек-масса" Толлера, "Доходное место" А. Островского, "Озеро Люль" Файко. Среди гл. реж. последующих лет - В. М. Бебутов, А. Л. Грипич, А. Д. Попов (1930-35), сыгравший значит, роль в творческой жизни театра, H. В. Петров. Отдельные спектакли ставили Ю. А. Завадский, А. М. Лобанов, А. Д. Дикий и др. Среди ведущих актёров -М. И. Бабанова, М. Ф. Астангов, Ю. С. Глизер, М. М. Штраух, Д. H. Орлов, С. А. Мартинсон. Лучшие спектакли: "Человек с портфелем" Файко (1928), "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932), "После бала" (1934) Погодина, "Ромео и Джульетта" Шекспира (1935), "Таня" Арбузова (1939), "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1938). В 1937 в спектакле "Правда" Корнейчука (реж. H. В. Петров) в театре впервые воссоздан М. М. Штраухом образ В. И. Ленина. В 1941-43 большая часть труппы театра играла в Ташкенте. В 1943, возвратившись в Москву, она слилась с театром, работавшим в годы войны на базе Т. р. и носившим назв. Моск. театр драмы. До 1954 объединённый коллектив наз. также Моск. театром драмы, затем Московским театром имени Вл. Маяковского. В 1943-66 театр возглавлял H. П. Охлопков.

ТЕАТР СОВЕТСКОЙ АРМИИ, см. Центральный театр Советской Армии.

ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища, в к-ром сюжет раскрывается с помощью динамич. кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикреплённых к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей). Куклы освещаются сзади, контражуром - на экране появляется чёрно-белое или цветное изображение. Т. т. распространён гл. обр. у народов Азии и Бл. Востока. Для Т. т. характерно обращение к эпосу, фольклору, традиц. сохранение сюжетов. Образы инд. классич. эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата" остаются в представлениях бродячих кукольников Индии и Индонезии и во 2-й пол. 20 в. Один из старейших Т. т.- индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране. В сов. Т. т. наибольшую известность получили работы худ. И. С. и H. Я. Ефимовых (20-е гг.). В 1937 создан Моск. Т. т. H. И. Смирнова.

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ, см. Детский театр.

ТЕАТРА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ (Institut international du theatre) (МИТ), международная театральная организация при ЮНЕСКО. Учреждён в 1948 (Прага). В странах - членах МИТ создаются нац. центры, представители к-рых собираются каждые 2 года на конгресс, являющийся верх, органом ин-та. Ин-т способствует установлению контакта между театрами разных стран, обмену информацией, объединяет (1975) 54 нац. центра. По инициативе МИТ ежегодно 27 марта отмечается Междунар. день театра под девизом "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами". Междунар. центр МИТ - в Париже. Сов. Нац. центр МИТ создан в 1959 в Москве на базе Всероссийского театр, об-ва. Президент сов. Нац. центра МИТ -нар. арт. СССР М. И. Царёв.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ, в С С С Р массовые театрализованные зрелища, состоящие из многих тематически объединённых художеств, программ. Ставятся режиссёром на основе сценария. Связанные обычно со значит, обществ, событиями или знаменательными датами, Т. п. проводятся, как правило, на открытых сценах, стадионах, площадях, аренах, в аллеях и на прудах парков и т. п. Истоки Т. п.- массовые празднества Великой французской революции, обогащённые опытом подобных праздников в первые годы Окт. революции 1917. Характерные черты Т. п.-сочетание всех видов иск-в, активное участие масс в их подготовке и проведении.

Т. п. организуются в различных городах СССР с первых лет Окт. революции. В 1920 в Петрограде были поставлены массовые инсценировки - "К мировой коммуне" (реж. К. А. Марджанов, H. В. Петров, С. Э. Радлов, участвовали 4 тыс. рабочих и красноармейцев, до 45 тыс. зрителей), "Взятие Зимнего дворца" (реж. H. H. Евреинов, 8 тыс. участников, зрителей ок. 100 тыс.). Т. п. проводились в 20-х гг. в Москве, Киеве, Иванове, Тбилиси, Самарканде и др. городах. 10-летие революции отмечалось инсценировками в Ленинграде, Москве, Воронеже, Курске, Николаеве и др. Большое Т. п. было проведено в 1930 в Москве в Центр, парке культуры и отдыха в дни 16-го съезда ВКП(б). В 1934 в Москве и Ленинграде состоялись Т. п. "Славим подвиг" - в честь возвращения челюскинцев и спасавших их сов. лётчиков (см. "Челюскин").

Развитию жанра Т. п. способствовало развернувшееся в годы первых пятилеток стр-во масштабных культурных сооружений - парков культуры и отдыха, открытых театров, стадионов. Много театрализованных митингов-концертов и представлений было организовано в Зелёном театре Центр, парка культуры и отдыха в Москве (до 20 тыс. зрителей). В послевоенные годы в этом парке устраивались Т. п., поев. 800-летию Москвы (1947) и др. В прибалтийских республиках с 1950 каждые 5 лет проходят театрализованные Праздники песни и танца с участием многотысячных хоров, оркестров, танцевальных ансамблей. В Москве в 1957 в дни 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов было проведено 17 Т. п.- открытие и закрытие фестиваля на стадионе в Лужниках, водный карнавал на Москве-реке, праздник девушек и др. Т. п. прошли в честь 250-летия Ленинграда (1957), 950-летия Ярославля (1960), 1100-летия Смоленска (1963) и мн. др. юбилейных дат. Т. п. и торжественные ритуалы широко проводились в 1975 в связи с 30-летием победы сов. народа в Великрй Отечественной войне 1941-45.

Значит, роль в распространении Т. п. сыграли также Всесоюзные фестивали 60-х и 70-х гг., поев, выдающимся датам в истории Сов. гос-ва: "Навстречу Великому Октябрю" (1964), 50-летию Октябрьской революции (1967), 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1969-70), 50-летию образования СССР (1971 - 73).

Особое место среди массовых форм театр, иск-ва приобрёл театрализованный концерт, состоящий из отдельных тематически связанных номеров. Возникнув ещё в 30-е гг. при проведении торжественных вечеров, декад искусства и литературы и др., он стал особенно популярен в послевоенные годы. Являясь часто центр, частью программы или кульминацией массового праздника, театрализованные концерты завоевали в 60-70-е гг. прочнее место и как самостоятельная форма концерта-представления.

Т. п. проводятся и за рубежом. Часто они бывают приурочены к знаменательным датам, например: образования республики в социалистич. странах, во Франции ("День взятия Бастилии"), США, Италии, Канаде и др.; освобождения от колониальной зависимости ("День независимости" встранах,освободившихся от колон, гнёта) и др. Во Франции, Италии, Бельгии и др. проходят массовые Праздники коммунистической печати, пропагандирующие коммунистич. газеты и журналы (участвуют десятки тысяч чел.). Устраиваются Т. п., поев, людям определённых профессий - шахтёрам и судостроителям (Польша), виноградарям (Швейцария, Италия, Франция, Венгрия), рыбакам (во мн. приморских городах) и др. Особый вид Т. п. представляют Праздники на воде (особенно популярны в Юго-Вост. Азии - Бирме, Шри-Ланке), во время к-рых показываются сказочные феерии, балеты, спортивные выступления. В социалистических странах систематически проводятся Праздники труда, поев, успехам в развитии пром-сти и с. х-ва, Праздники дружбы народов (с обменом лучшими спектаклями, коллективами, артистич. силами). Лит.: Луначарский А. В., О народных празднествах, "Вестник театра", 1920, №62; Цехновицер О., Празднества революции, 2 изд., Л., 1931; Массовые праздники и зрелища, М., 1961; Режиссура массовых зрелищ. [Сб.], М., 1963. Б. H. Глан.

"ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", советский двухнедельный иллюстрированный журнал. Выходит в Москве с авг. 1958. Орган Министерства культуры РСФСР, Всероссийского театр, об-ва, Союза писателей РСФСР. Гл. редактор - Ю. А. Зубков. Тираж (1976) 50 000 экз.

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА, в широком смысле музыка в любых театр, спектаклях, т. е. как в постановках театра музыкального (опера, балет, оперетта, музыкальная драма, музыкальная комедия), так и драматического. Обычно под Т. м. понимают только музыку в спектаклях драматич. театра (в трагедии, драме, комедии). В муз. театре музыка -важнейшее средство характеристики образов и сценич. положений, неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте - ведущий проводник художеств, идеи. В драматич. театре она способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с прочими средствами воссоздаёт исторический, нац. и локальный колорит, углубляет характеристики персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматич. кульминации. Велика её роль в лирич. сценах, в обрисовке сказочных, фантастич. образов. Часто она выполняет и важную драматургич. роль.

Издавна известны формы драматич. иск-ва, в к-рых музыка занимала большое место,- антич. трагедия и комедия, итал. комедия дель арте, англ, маски, кит. театр, театр, жанры народов Востока и др. В зап.-европ. драматич. иск-ве 19-20 вв. такими формами стали операводевиль, пролог как самостоят, пьеса, дивертисмент.

В ряде пьес включение определённых муз. номеров предусмотрено самим драматургом; эти номера составляют органич. часть такой пьесы и должны исполняться во всех её постановках. В др. случаях Т. м. представляет один из элементов постановки пьесы, вводимый режиссёром в соответствии с его сценич. замыслом. Иногда режиссёр привлекает композитора, к-рый создаёт муз. оформление пьесы для данной постановки. Режиссёр может также отбирать представляющиеся ему подходящими муз. пьесы и фрагменты из различных соч., не связанных с постановкой.

Т. м., включение к-рой в спектакль предопределено драматургом, это б. ч. муз. пьесы, исполняющиеся непосредственно на сцене (сольное и хоровое пение, игра на муз. инструментах, бальный или воен. оркестр и др.). При этом обычно музыка звучит за сценой, актёр же только имитирует игру на муз. инструменте и даже пение. Часто реальному или имитируемому пению на сцене аккомпанирует оркестр, не предусмотренный сценич. действием; иногда так же ставятся и танц. сцены. Т. м., относящаяся к сценич. оформлению данной постановки, звучит гл. обр. во время немых, мимич. сцен, иногда же составляет фон для монологов, диалогов и др. Наряду с привлечением артистов-музыкантов, хора, оркестра в 20 в. для муз. оформления спектакля часто используется звукозапись.

Помимо муз. номеров, вплетающихся в сценич. действие, применяются и относительно крупные инструментальные пьесы, предваряющие всю постановку или отдельные акты спектакля,- увертюра и антракты. Такие муз. сочинения, по характеру образов и их развитию тесно связанные с данной пьесой, представляют разновидность программной музыки.

Мн. номера Т. м., написанные выдающимися композиторами, живут и самостоят, жизнью, исполняются в концертах в первоначальном виде (гл. обр. увертюры, напр. Л. Бетховена к драме "Эгмонт" Гёте, Ф. Мендельсона-Бартольди к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира) или в осуществлённых автором обработках, обычно в виде сюит (напр., сюиты Э. Грига из музыки к драме Ибсена "Пер Гюнт", сюита Ж. Визе из музыки к драме "Арлезианка" Доде и др.). Для драматич. театра писали многие композиторы, в т. ч. Ж. Б. Люлли ("Мещанин во дворянстве", "Господин де Пурсоньяк" Мольера), Р. Шуман ("Манфред" Байрона), О. А. Козловский ("Фингал" Озерова), А. H. Верстовский ("Параша Сибирячка" Полевого), М. И. Глинка ("Князь Холмский" Кукольника), М. А. Балакирев ("Король Лир" Шекспира), П. И. Чайковский ("Снегурочка" Островского), А. С. Аренский ("Буря" Шекспира), А. К. Глазунов ("Маскарад" Лермонтова). Яркие страницы Т. м. создали сов. композиторы: Д. Б. Кабалевский ("Гибель эскадры" Корнейчука, "Школа злословия" Шеридана), А. А. Крейн ("Много шума из ничего" Шекспира), А. И. Хачатурян ("Маскарад" по Лермонтову), Т. H. Хренников ("Много шума из ничего" Шекспира, "Давным-давно" Гладкова), Д. Д.