БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 Бётлинга (1815-1904). Письменная якут, лит-ра зародилась в годы Революции 1905-07 и, опираясь на богатые традиции фольклора и на опыт рус. классич. лит-ры, начала с освоения реализма. У её истоков стояли поэт, фольклорист и языковед А. Е. Кулаковский (1877-1926), драматург, поэт и прозаик А. И. Софронов (1886-1935) и первый комедиограф Н. Д. Неустроев (1895-1929), выступавшие за просвещение народа, за приобщение его к рус. культуре. Преодолевая нац. и историч. ограниченность своих взглядов, они критиковали нравы царско-тойонской знати Я., зарождавшиеся в крае бурж. отношения.

Творчеству зачинателя якут. сов. литературы П. А. Ойунского (1893-1939) присуща тесная связь с жизнью и борьбой народа; для его произведений характерны героико-романтич. патетика, обращение к монументально-условным образам. В 20-е гг. в якут, лит-ре начинается становление таких жанров, каш лирика, массовая песня, басня, фельетон. Появляются первые поэмы а повести на совр. темы, развиваются жанры расскаьа (Ойунский, Неустроев, А. А. Иванов-Кюндэ, 1898-1934, Н. Е. Мординов, р. 1906, и др.), очерка (Г. Д. Бястинов, 1903-34, Н. М. Тюпонюров, 1905-28), социально-бытовой драмы и комедии (Неустроев). В стихах и драматич. поэме Ойунского "Красный шаман" (1925) звучал пафос обновления мира и утверждения человекз-борца и преобразователя. Впервые в поэзии и драме создаётся образ коммуниста (стих. "Не всё ль равно?!", 1919, драма "Большевик", изд. 1928, Ойунского). Якут, поэзия обновляла лексику и образную систему. Ойунский в 20-30-е гг. теоретически обосновал и ввёл в чкут. стихосложение силлабич. стих и рифму.

Значит, расширение тематики и углубление идейно-эстетич. проблем характерны для лит-ры Я. 30-х гг., утверждавшей победу социалистич. отношений. Тема нар. подвига, совершаемого во имя революц. идеи, содержится в поэме С. Р. Ку-лачикова-Элляя (1904-76) "В годы бурь и битв" (1930), в драме С. П. Ефремова (р. 1904) "Братья" (1934), в повести Эрилика Эристина(С. С. Яковлева, 1892-1942) "Исполнение завещания" (1939); тема обновления мира якут, крестьянина - в поэмах "Артель Романа" (1929) и "Стая журавлей" (1935) С. С. Васильева-Борогонского (р. 1907), "Коммунист Семён" (1932) Кюннюка Урастырова (В. М. Новикова, р. 1907). Нравств. возрождение ранее униженной человеческой личности показано в повестях Ойунского "Выход из тины" (1936), Мординова "Обида" (1939). Обстановку улуса в годы коллективизации воссоздают драмы Д. К. Сивцева (Суорун Омоллона, р. 1906) "Кузнец Кюкюр" (1932), Мординова "Разрыв паутины" (1937), Н. Д. Слепцова-Туобулахова (1912-64) "Селькор Семён" (1939). Широко освещена тема интернационализма и Сов. родины, создаются произв. о жизни братских народов. Главным в якут, лит-ре в 30-е гг. было утверждение социалистич. реализма.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 созданы романы Эрилика Эристи-на "Молодёжь Марыкчана" (1942), Мординова "Весенняя пора" (1944) о судьбе народа и личности в революции; написаны книги патриотич. очерков и публицистики Суорун Омоллона, Н. Г. Золотарёва-Якутского (р. 1908), Д. С. Фёдорова-Тааса (1914-51) и др. В поэзии успешно выступали Элляй, Васильев-Борогонский, Кюннюк Урастыров, выделяется лирика поэтов-фронтовиков Т. Е. Сметанина (1919-47), А. Г. Абагинского (1907-60), Джуона Джангылы (Г. И. Макарова, 1914-56) и др.

В первые послевоен. годы продолжается разработка темы минувшей войны: повести "Егор Чэрин" (1947) Сметанина, "Солдаты" (1951) И. П. Никифорова (р. 1915), поэма "Жизнь, ставшая песней" (1948) Л. А. Попова (р. 1919). Ведущими становятся темы борьбы за мир и созидательного труда: стихи и поэмы Элляя, Абагинского, Баал Хабырыыса (Г. Г. Вешникова, 1918-69), Сем. П. Данилова (р. 1917), М. Ефимова (р. 1929), И. М. Гоголева (р. 1930), повести "Твои друзья" (1948-49) Софр. П. Данилова (р. 1922), "Огни Кырсады" (1947) Тааса, чНовая Лонкуда" (1952) М. Ф. Догордурова (1906-61). Однако на развитии лит-ры тех лет отрицательно сказывались проявления риторики, иллюстративности и схематизма. В 50-е гг. лит-pa Я. увереннее выходит к общесоюзному читателю в рус. переводах. Обогащаются её жанры и формы, развиваются различные стилевые направления реализма. Кон. 50 - нач. 60-х гг. отмечены подъёмом эпич. поэзии, пишутся романы и повести в стихах: "В тот день" (1959) Болот Боотура (В. С. Соловьёва, р. 1915), ч Младший сын"- (1960) Васильева-Борогонского, -"Солнечная гора" (1962) Гоголева. Лирика глубже проникает ъ духовный мир современника в стихах Семёна Данилова, Ефимова, Попова, Гоголева, П. Н. Тобурокова (р. 1917), С. И. Тарасова (р. 1934), С. Т. Руфова (р. 1927) и др. В прозе 60-70-х гг. появляются трилогия -"Судьба" (кн. 1-3, 1960-64) Золотарёва-Якутского, социально-историч. романы "Девушка с характером" (1965) А. Сыромятниковой (р. 1915), "Чёрный журавль" (1971) Гоголева, "Тогой Сэле" (1976) Попова. Социально-психологич. романы "Пока бьётся сердце" (1967) Софрона Данилова, "На водоразделе рек" (1967) В. В. Яковлева (р. 1934) поев, современности. Документальные жанры представлены повестями И. К. Данилова (р. 1916), П. И. Филиппова (р. 1915), очерками С. П. Федотова (р. 1935), И. Е. Федосеева-Доосо (р. 1929) и др. В драматургии созданы драмы: "От имени якутов" (1963) Софрона Данилова, "Перед восходом солнца" (1970) Суорун Омоллона, комедии и пьесы-сказки Гоголева.

Для совр. якут, лит-ры характерны расширение связей с братскими лит-рами, развитие переводч. дела. На якут. яз. переведены мн. произв. рус. классич. и многонац. сов. лит-ры, а также произв. мировой классики. На рус. и др. языки народов СССР переведены произв. Элляя, Эрилика Эристина, Мординова, Семёна Данилова, Ефимова и др. Нек-рые книги якут, писателей изданы в Венгрии, Польше, Чехословакии и др. странах. Художеств. лит-pa в республике создаётся на пяти языках: якутском, русском (поэты П. Н. Черных-Якутский, 1882-1933; С. Д. Шевков, р. 1931, прозаик Ю. И. Шамшурин, 1921-73), эвенском (Н. С. Тарабукин, 1910-50; П. А. Ламутский, р. 1920; В. Д. Лебедев, р. 1934), эвенкийском, юкагирском.

Мн. якут, писатели активно работают в области детской лит-ры.

Якут, литературоведение и критика достигли серьёзных успехов с нач. 60-х гг. Создан "Очерк истории якутской советской литературы" (1970). С исследованиями и статьями выступали и выступают Г. П. Башарин (р. 1912), Г. К. Боескоров (р. 1915), Н. П. Канаев (р. 1908), Г. Г. Окороков (р. 1925), Ю. Н. Прокопьев (р. 1932), И. В. Пухов (р. 1904), Г. С. Сыромятников (р. 1926), Г. У. Гермогенов (Г. Эргис, 1908-68) и др.

В 1935 создан СП Якут. АССР. 1-й съезд сов. писателей Я. состоялся в 1939, 2-й - в 1948, 3-й - в 1953, 4-й - в 1959, 5-й - в 1963, 6-й - в 1965, 7-й - в 1968, 8-й - в 1973. Г. Окороков.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. К эпохам неолита, бронзы и раннему железному веку восходят обнаруженные на терр. Я. керамика с сетчатым, шашечным и др. узорами, украшения из рога с нарезным геом. орнаментом, писаницы (Суруктаах-Хая на р. Мархе, у сёл Тойон- Арыы, Чуран, Синское и др.). Традиция создания писаниц жила в Я. вплоть до 19 в.

Старинным жилищем якутов была прямоугольная в плане деревянная юрта, или балаган "буорджие", со слегка наклонёнными внутрь стенами. Конструктивная основа юрты - вбитые в землю столбы и лежащая на них горизонтальная рама из брёвен. На раму опирались крыша и стены из пластин и жердей с наружной толстой саманной обмазкой. С сев. стороны к балагану обычно пристраивался "хотон" (хлев для скота). Поселения были маленькие, из 1-3 усадеб. Летним жилищем до кон. 19 в. служила "ураса" - конич. постройка из жердей, крытая берёстой. С 19 в. распространилась срубная изба, перенятая у рус. поселенцев. С 17 в. возникали остроги, выраставшие затем в города (Якутск, Вилюйск и др.), где господствовала деревянная застройка; с нач. 18 в. строились и кирпичные здания.

В нар. творчестве якутов сочетаются элементы юж. тюрко-монгольской и автохтонной таёжной культуры. Деревянные изделия (резные коновязи-"сергё", мебель, высокие сосуды для кумыса- "чороны", ложки, черпаки, коробки) орнаментировались узкими поясками шнуровидного, решётчатого, зубчатого узора. Благородная, изысканная по цвету вышивка гладью и тамбуром украшала седельные покрышки, конские чепраки, детали жен. и муж. нац. костюма. В этих вышивках и ювелирных изделиях (в технике гравировки и чеканки) преобладали растит, узоры (часто встречаются также рогообразньш, лировидный и сердцевидный узоры). Берестяные коробки, укладки, туеса, табакерки украшались накладной берёстой, тиснением, оплёткой из конского волоса. С 18 в. распространилось изготовление шкатулок, гребней из мамонтовой и моржовой кости с ажурной резьбой; развивалась мелкая пластика. Для якутов, эвенов, юкагиров, чукчей характерно изготовление меховых одежды, обуви ("торбаза"), перемётных сум, ковров, орнаментированных меховой мозаикой, аппликацией и вышивкой бисером.

В Сов. Я. обновляются старые и возникают новые города (Алдан, Ленек, Мирный) и посёлки (Чернышевский и др.); стр-во ведётся по утверждённым генпланам и проектам застройки. В условиях вечной мерзлоты здания (многоэтажные, кирпичные или каменные) в основном возводят на столбчатых или свайных фундаментах с проветриваемым подпольным пространством. Большое внимание уделяется проблеме озеленения городов и населённых пунктов. В разработке проектов принимают активное участие якут, архитекторы С. В. Данилов, В. С. Петров, И. Г. Смольков, Н. В. Суханов и др. В 1964 создано Якут, отделение Союза архитекторов СССР.

После Великой Окт. социалистич. революции успешно развивается изобразит, иск-во Я., в становлении к-рого важная роль принадлежит М. М. Носову и И. В. Попову, авторам картин, посвящённых старому и новому быту якутов. В 1930-е гг. выступили живописец В. А. Кандинский, живописец и график П. П. Романов, скульптор П. И. Добрынин, театр, художник Г. М. Туралысов, в первые послевоен. и в 1950-60-е годы - живописцы С. Л. Александров, Л. А. Ким, М. В. Лукин, А. Н. Осипов, А. П. Собакин (композиции на историко-революц. и бытовые темы, портреты), Л. М. Габышев, Е. М. Крылов, Ф. Г. Павлов (пейзаж) и др., графики В. Р. Васильев, А. П. Мунхалов, Л. М. Неофитов, Э. С. Сивцев и др., скульпторы-портретисты С. А. Егоров, К. Н. Пшенников. Для возрождения косторезного иск-ва много сделали И. Ф. Мамаев, Л. М. Никифоров и др. Традиции нар. пластики нашли новое воплощение в жанровых группах К. Ф. Герасимова, С. П. Заболоцкого, Д. И. Ильина, В. П. Попова, анималистич. миниатюрной скульптуре из кости С. Н. Петрова, С. Н. Пестерева, орнаментальной резьбе Т. В. Аммосова. Возрождаются также образы и приёмы нар. декоративно-прикладного иск-ва (изготовляются деревянные чороны, меховая обувь, сумки с вышивкой бисером и т. д.).

Илл. см. также на вклейке, табл. XXX (стр. 544-545).

Музыка. Нар. песенное творчество якутов включает 2 типа песен: протяжные - дьиэрэтии ырыа и размеренно подвижные - дэгэрэн ырыа. К первому типу относятся осн. эпизоды героич. эпоса - олонхо, основанного на устойчивой системе лейтмотивов, а также развёрнутые эпич. импровизации - тойуки. Дьиэрэтии ырыа свободны по форме, имеют переменный метр. Часто мелодия, начинаясь в узком диапазоне, постепенно расширяется; используются различные звукоряды, в т. ч. целотонный. Характерны гортанные призвуки-украшения (кылысахи). Мелодии дэгэрэн ырыа имеют определённый лад и чёткий ритм, к этому типу относятся лирич., танц. песни (хороводный танец осуохай), особые виды песен, в т. ч. нёбные, исполняемые с придыханием и прищёлкиванием языка (тангалай ырыата), и др. Среди нар. инструментов - кырыымпа (якут, скрипка), хомус (металлич. варган), кюпсюр (барабан), дюнгюр (шаманский бубен) и заимствованные от русских балалайка и баян.

До Окт. революции 1917 якут. нар. песни записывались только эпизодически (впервые в 1843 А. Ф. Миддендорфом). После революции якут. муз. фольклор собирали А. В. Скрябин ("Ноты якутских песен", М., 1927), Ф. Г. Корнилов

("Сборник якутских песен", М., 1936), позднее М. Н. Жирков. Рус. композиторы, в т. ч. Г. И. Литинский, Н. И. Пейко, Г. С. Гамбург, Д. Ф. Салиман-Владимиров, А. Н. Мазаев написали ряд произв. на якут. темы. В 1917 Скрябин организовал якут, любительский хор. В 1921 в Якутске была создана муз. студия, в 1925 - якутская труппа, в 1926 преобразованная в Якут. нац. театр (с 1934 - им. П. А. Ойунского), при к-ром с 1936 работали под рук. М. Н. Жиркова Гос. нац. хор и инструментальный ансамбль. В 194S театр был преобразован в муз.-драматический. В 1971 из него выделен муз. театр.

Основоположником якут. проф. муз. иск-ва явился Жирков. Он написал первую нац. муз. драму "Дюлуруйар Нюргун Боотур" (пост. 1940), совм. с Г. И. Литинским создал первые нац. оперы "Нюргун Боотур" (пост. 1947), "Сыгый Кырынаастыыр" (1947) и балеты "Полевой цветок" (1947), "Алый платочек" (1949). Плодотворной в Якутии была деятельность Г. А. Григоряна, создавшего соч. новых для якут, музыки жанров - концерт для скрипки с оркестром (1955), ораторию "Якутская праздничная", оперетту "Цветок Севера" (1961), а также оперу "Лоокуут и Нюргусун" (пост. 1959), балет "Камень счастья" (1961), симф., камерные произв., хоры, песни. С 60-х гг. в Якутске работают композиторы Л. В. Вишкарёв, Г. Н. Комраков (опера "Песнь о Манчары", совм. с Э. Е. Алексеевым, пост. 1967; симфония, 1967; балеты "Орлы летят на север", пост. 1970, и "Подвиг", 1976; камерные, фп. соч., песни), В. Г. Кац (балет "Кюн-Куо", пост. 1969; опера "Золотая стрела", 1976), Н. С. Берестов (опера "Неугасимое пламя", пост. 1974), 3. К. Степанов. Широкую популярность приобрело творчество якутских композиторов-мелодистов (в их числе 3. П. Винокуров, X. Т. Максимов, С. Ф. Павлов, Д. Т. Михайлов, О. П. Иванова, А. М. Алексеев). В развитии якут. муз. культуры приняли участие рус. музыканты: дирижёры М. 3. Бенедиктов, засл. арт. РСФСР А. С. Кулешов, засл. деят. иск-в РСФСР Г. М. Кривошапко; хоровой дирижёр засл. деят. иск-в РСФСР Г. Ф. Таныгин. Среди якут, исполнителей: засл. арт. РСФСР певцы М. М. Лобанов, А. П. Лыткина, Н. С. Шепелева, А. Е. Ильина, В. Н. Яковлева, хоровой дирижёр Ф. А. Баишева, балерина Е. А. Степанова; режиссёр оперы нар. арт. РСФСР А. И. Егорова.

В Якут. АССР работают (1978): муз. театр (1971), симф. оркестр радио и телевидения (1948), дом нар. творчества (1933), муз. уч-ще (1949), 73 муз. школы. Г. М. Кривошапко.

Драматический театр. Активное развитие театр, самодеятельности в Я. относится к периоду Революции 1905-07. Это были гл. обр. спектакли на сюжеты нар. героич. эпоса - олонхо. Первый профессиональный рус. Нар. театр в Якутске (ныне Рус. драматич. театр Якут. АССР) открыт в 1920. При нём в 1925 начала работать якут, труппа, к-рая в 1926 была реорганизована в Якут. нац. театр (с 1934 Якутский нац. театр им. П. А. Ойунского, с 1948 муз.-драматич.), с 1930 обе труппы стали самостоят, театрами. В 20- 30-х гг. утверждается нац. драматургия. Ставятся пьесы первых якут, писателей: А. И. Софронова -"Игра жизни", "Манчары", "Тина жизни", "Бедный

Яков", "Любовь>, Н. Д. Неустроева - чЗлой дух", Ойунского-"Большевик", "Красный шаман", "Захотел ребёнка", "Указ царя", "Туярыма Куо", Д. К. Сивцева (С. Омоллона) - "Лентяй", "Кузнец Кюкюр", Н. Е. Мординова (Амма Аччыгыйа) - "Разрыв паутины", "От колонии к коммуне", "Да здравствует человек!", С. П. Ефремова-"Братья", "Шаги" и др. Из рус. и сов. классики ставились произв. А. Н. Островского, А. С. Пушкина, А. П. Чехова, М. Горького, Вс. Иванова и др. Важное значение в культурном росте республики имели колхозно-совхозные театры. В Я. работали: 1-й колхозный театр (в селе Майя, 1936-41), 2-й колхозный театр (в пос. Нюрба, 1940-48). Впервые образ В. И. Ленина был воссоздан в спектакле Якутского нац. театра им. П. А. Ойунского "Человек с ружьём" (1947) актёрами П. М. Решетниковым и А. Е. Ефремовым. В репертуаре 50- 70-х гг.: пьесы нац. драматургов - "Сайсары" и "Айаал" Сивцева, "Семья Кирика" и "Долг" Ефремова, "Партизан Морозов" и "Золотое зерно" В. А. Протодьяконова, "Лоокут и Нюргусун" Т. Сметанина, "От имени якутов" Соф. П. Данилова, "Утро Лены" И. М. Гоголева и др.; произв. драматургов братских республик - "Фронт" А. Е. Корнейчука, "Материнское поле" Ч. Айтматова, "Салават" и "В ночь лунного затмения" М. Карима, "Весёлый гость" Г. Мухтарова, "Хитрый Будамшу" Ц. Г. Шагжина; русская и зарубежная классика. В республике работают (1977): Якутский драматич. театр им. П. А. Ойунского (в 1971 выделен из муз.-драматич.), передвижной драматич. театр в Нюрбе (с 1966), Рус. драматич. театр (с 1920). Труппы якут, театров пополняются выпускниками нац. студий ГИТИСа, Уч-ща им. Щепкина и др.

Крупнейшие деятели драматич. театров Я., внёсшие значит, вклад в развитие театра, - нар. артисты СССР В. В. Местников, Д. Ф. Ходулов, нар. артисты РСФСР С. А. Григорьев, Н. М. Решетников, Д. Д. Слепцова, М. Д. Слепцов, А. П. Петров, засл. артисты РСФСР В. А. Саввин, А. Д. Иванова, М. Н. Гоголев, нар. артисты Якут. АССР А. Е. Ефремов, Г. Г. Колесов и др. П. П. Никитин.

Лит.: Вопросы географии Якутии, в. 6, Л., 1973; Караваев М. Н., Скрябин С. 3., Растительный мир Якутии, Якутск, 1971; Природные ресурсы Якутии, их использование и охрана, Якутск, 1976; Сивцева А. И., Мостахов С. Е., География Якутии, Якутск, 1968; Соломонов Н. Г., Животный мир Якутии, Якутск, 1975; Якутия, М., 1965 (АН СССР. Природные условия и естественные ресурсы СССР); Белый В. Ф. [и др.], Тектоническая карта Северо-Востока СССР (м-б 1 : 2500000), в кн.: Тектоника и глубинное строение Северо-Востока СССР, Магадан, 1964; Геология Сибирской платформы, М., 1966; Тектоника Якутии, Новосиб., 1975; Геоморфология Восточной Якутии, Якутск, 1967; История Якутской АССР, т. 1 - 3, М.- Л., 1955 - 63; История Сибири с древнейших времен до наших дней, т. 1-5, Л., 1968-69; Окладников А. П., Запорожская В. Д., Петроглифы Средней Лены, Л., 1972; Токарев С. А., Очерк истории якутского народа, М., 1940; его же, Общественный строй якутов^ХУП -XVIII вв., Якутск, 1945; Сафронов Ф. Г.. Русские крестьяне в Якутии (XVII- нач. XX в.), Якутск, 1961; Иванов В. Н., Социально-экономические отношения у якутов. XVII в., Якутск, 1966; Башарин Г. П., История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX в.), М., 1956; Романов И. М., Н. Г. Чернышевский в Вилюйском заточении, Якутск, 1957; Но" городов А. И., Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Якутии, Новосиб., 1969; Д о к т оров П. И., Социалистическая индустрия" лизация Якутской АССР и её некоторые особенности, Якутск, 1971; Гоголев 3. В., Социально-экономическое развитие Якутии (1917 - июнь 1941 гг.), Новосиб., 1972; А в. деев И. П., Комплексное развитие промышленности и сельского хозяйства на Севере. (Социально-экономич. проблемы), Якутск, 1975; Морозова Т. Г., Экономическая география Сибири, М., 1975; Проблемы развития производительных сил Якутской АССР, в. 1-2, Якутск, 1969; Российская Федерация, Восточная Сибирь, М., 1969 (серия "Советский Союз"); Народное хозяйство Якутской АССР в девятой пятилетке. Статистич. сб., Якутск, 1976; Сыромятников Г. С., Становление социалистического реализма в якутской прозе, Якутск, 1967; П р о к о п ьев Ю. Н., От рассказа к роману, Якутск, 1968; Новые горизонты якутской литературы, Сб. ст., Якутск, 1976; Иванов С. В., Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала XX века, М.- Л., 1954; Потапов И. А., Изобразительное искусство Советской Якутии, Л., 1960; Материалы научно-творческой конференции по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства, Якутск, 1966; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 331 - 50; К о н д р ат ь е в С. А., Якутская народная песня, М., 1963; Якутский театр. 1925 - 1975, Якутск, 1975.

ЯКУТСКАЯ ССЫЛКА, место принудит, поселения политич. и уголовных ссыльных в царской России на терр. Якутской обл. Зародилась в сер. 17 в., до сер. 19 в. была не только наказанием, но и средством принудит, заселения края. Гл. центры: Якутск, Верхоянск, Вилюйск, Среднеколымск, Олёкминск и др. В Я. с. направлялись участники крест, и гор. восстаний, раскольники. Ссыльнопоселенцы способствовали распространению в Якутии хлебопашества. В 19 в. в Якутию были сосланы нек-рые декабристы, участники Польского восстания 1863-64 (140 чед.), деятели революц. народничества (313 чел.), члены "Народной воли". В 1872-83 в Вилюйском остроге содержался Н. Г. Чернышевский, в 1881-84 в слободе Амга отбывал ссылку В. Г. Короленко. В 90-х гг. 19 в. в Я. с. были отправлены участники первых марксистских кружков (М. И. Бруснев и др.), члены Петерб., Моск., Киевского, Уральского "Союзов борьбы за освобождение рабочего класса", организаторы 1-го съезда РСДРП С. В. Померанец и Б. Л. Эйдельман. Всего в 1890-х гг. Я. с. отбывали 53 с.-д. На 1 янв. 1901 общее число ссыльных в Якутской обл. (включая сектантов и уголовных) составляло 3540 чел. В 1901-04 в Я. с. находилось 300 революционеров, в т. ч. агенты "Искры" И. В. Бабушкин, И. И. Радченко, Г. И. Окулова и др. Невыносимые условия ссылки и произвол администрации вызывали протесты ссыльных (см. Якутская трагедия 1889, Якутский протест 1904), за 1870-1900 погибло 49 ссыльных. После амнистии 1905 Я. с. опустела, но уже в 1906 в Якутию были сосланы мн. участники Революции 1905-07. Общее число ссыльных к 1910 составило 3 тыс. чел. Несмотря на крайне суровый режим, политич. ссыльные вели большую науч. и просветит, работу среди местного населения, занимались самообразованием, издавали на гектографе журн. "Вестник ссылки" и газ. "Летучий листок". Труды отбывавших Я. с. И. А. Худякова, В. Г. Богораза и др. содержат ценный материал по этнографии якутов. В февр. 1914

В. П. Ногин и Е. М. Ярославский основали Якутскую орг-цию РСДРП. Февр. революция 1917 освободила из Я. с. св. 500 революционеров, к лету 1917 осн. масса политич. ссыльных выехала из Якутии.

Лит.: Кротов М. А., Якутская ссылка 70-80-х гг., М., 1925; В якутской неволе (Сб. материалов и воспоминаний), М., 1927; 100 лет якутской ссылки, [М., 1934]; Петров П. У., Из истории революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии, Якутск, 1952; Мещерский А. П., Первые марксисты в Сибирской ссылке, [Иркутск], 1966; М е щ е р с к и и А. П., Щ е рб а к о в Н. Н., В. И. Ленин и политическая ссылка в Сибири (конец XIX в.- 1917 г.), Иркутск, 1973. А. П. Мещерский.

ЯКУТСКАЯ ТРАГЕДИЯ 1889, кровавое подавление выступления политич. ссыльных в Якутске. Протестуя против ухудшения условий отправки в Вилюйск и Среднеколымск, 33 ссыльных собрались 22 марта в доме якута Монастырёва и оказали вооруж. сопротивление отряду солдат. В ходе столкновения 6 ссыльных (С. Я. Гуревич, П. А. Муханов, Я. Ш. Ноткин, С. А. Пик, П. П. Подбельский и Г. Е. Шур) были убиты, 7 ранены. По приговору Якутского воен. суда 7 авг. 1889 повешены А. Л. Гаусман, Н. Л. Зотов и Л. М. Коган-Бернштейн, 4 приговорены к бессрочной, остальные - к различным срокам каторги. Прежние .правила отправки ссыльных были восстановлены. Я. т. вызвала возмущение общественности в России и Зап. Европе.

Лит.: Якутская трагедия. Сб. воспоминаний и материалов, М., 1925.

ЯКУТСКИЙ ПРОТЕСТ 1904, вооружённое выступление политич. ссыльных в Якутске. Поводом к Я. п. послужили циркуляры иркутского ген.-губернатора П. И. Кутайсова о наказании ссыльных за "самовольные отлучки" из города и о запрещении им общаться со ссыльными, следующими по этапу. 18 февр. 56 вооруж. ссыльных собрались в доме якута Романова и обратились с открытым п