БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 - самого языка.

Система языковедческих дисциплин. Соответственно особенности объекта совр. Я. разделяется на две области - общее Я., имеющее предметом человеческий язык как таковой, и частные отрасли Я., изучающие отд. языки и их группы, напр. рус. Я., или русистика, романское Я., или романистика, и т. д. Нередко оба аспекта соединяются в одном и том же исследовании. О б щ е е Я. исследует универсальные свойства языка - прежде всего наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации (см. Структура, Знак языковой), семантики и синтаксиса естеств. и машинного языков, а в естеств. языке (в отличие от машинного) также фонетики. Универсальность структурно-системных и знаковых свойств языка определяется тем, что язык - знаковая система особого рода. Универсальность семантики обусловлена единством объективного мира, его отражения в сознании и преобразования в общественной практике людей; универсальность синтаксиса - назначением языка служить целям общения, что определяет общие черты в построении высказывания на любом языке. Универсальность фонетики обусловлена гл. обр. одинаковым устройством и функционированием, речевого аппарата людей (антропофоникой). Общие закономерности знаковой организации, структуры, семантики, синтаксиса и фонетики исследуются преимущественно различными разновидностями гипотетико-дедуктивного метода (логич., психологич., моделированием) и обычно становятся объектами особых дисциплин: теоретич. (или общей) семантики, теоретич. (или общего) синтаксиса, теоретич. (или общей) фонетики, теории языковых систем и структур, теории порождающих грамматик и т. д. Частные, или специальные, отрасли Я. исследуют конкретные языки и их речевые проявления. Нац. и ист. различия языков связаны гл. обр. с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса и с различной "техникой" оформления общих закономерностей последних, т. е. с фонологией, морфологией, лексикой и стилистикой в каждом отд. языке или группе родств. языков. Фонология, морфология, лексика и стилистика подчиняются также более частным, конкретно-историч. закономерностям (в сравнении с универсальными закономерностями семантики, синтаксиса и фонетики) и прежде всего составляют предмет спец. Я.

В совр. Я. сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин. 1) Дисциплины о внутр. устройстве языка, или "внутренняя лингвистика": фонетика и фонология (с выделением просодии)', грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология. 2) Дисциплины об ист. развитии языка: история языка; ист. грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историч. грамматика; история лит. языков; этимология. 3) Дисциплины о функционировании языка в обществе, или "внешняя лингвистик а": диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика. 4) Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инж. лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистич. дисциплины: экспериментальная фонетика; лексикография; лингвоста-тистика; палеография; история письменностей (см. Письмо); лингвистич. дешифровка неизвестных письменностей и др. (см. Прикладная лингвистика).

Соответственно объекту изучения (язык как универсальная принадлежность человека и языки в их многообразных конкретно-историч. формах) Я. 2-й пол. 20 в. располагает двумя типами методов. Во-первых, это методы дедуктивно-логич. типа, используемые при изучении любых систем, и в частности систем, служащих передаче информации, в т. ч. языка вообще: различные структурные методы; генеративный, или конструктивный; методы логич. исчисления; алгоритмич. методы; моделирование и др. Во-вторых, это ист. методы и методы наблюдения и эксперимента: сравнительно-историч.; полевое наблюдение; опрос информантов и т. д., применяемые при изучении конкретно-историч. языков. Оба типа методов закономерно соотносятся, соответствуя эмпирич. и теоретич. уровням познания. Промежуточное место занимают психолингвистич. методы, к-рые используются при изучении свойств языка вообще, а также конкретно-историч. языков, Часть методов Я. заимствует у др. наук (напр., логич. исчисления, психологич. эксперимента), часть заимствуется у Я. др. науками, напр, структурные методы - дистрибутивный, оппозитивный - используются в этнографии, литературоведении, на основе их обобщения создаются нек-рые спец. разделы математики (см. Семиотика). Благодаря особенностям своего объекта и метода, гл. обр. их универсальным чертам, Я. оказывает влияние на литературоведение, этнографию, психологию, математику, кибернетику, философию.

Особенности общенаучных понятийвЯ. Специфика объекта Я. и его методов, перекрещивание в Я. черт общественных, дедуктивных и естеств. наук, создают большое своеобразие в нём таких понятий, как закон, закономерность, тип, эволюция, детерминизм, доказательство и др. Различаются два рода понятий закона (закономерности) в зависимости от того, формулируются ли они применительно к языку вообще или к различным языкам (см. Лингвистический закон). В первом случае они констатируют общие, панхронические принципы знаковых систем, общие принципы семантики, синтаксиса, фонетики, называемые обычно универсалиями (см. Универсалии лингвистические). Они используются как исходные данные, аксиомы, при построении различных теорий и моделей, в частности формализованных, с помощью к-рых изучается язык. Закон, т. о.,- какая-либо универсалия, чаще всего динамич., историческая (напр., законы становления фонем и преобразования фонологич. систем, передвижения ударения, преобразований смыслов и т. д.). Общие законы (в т. ч. изложенные в формализов. виде) допускают проверку и опровержение опытными данными наблюдений над конкретными языками. Однако для доказательства общего положения недостаточно эмпирич. подбора примеров, а необходима соответствующая хорошо построенная теория.

Во втором случае законы относятся к тем или иным конкретным языкам. Поскольку каждый язык изменяется во времени, эти законы формулируются как исторические, действующие на определ. терр. в определ. эпоху (напр., условия исчезновения носовых звуков в слав, языках и появления их во франц. языке; правила глагольного или предложного управления в рус. языке и т. п.). Индуктивное обобщение этих закономерностей приводит не к законам первого рода, а к вероятностным формулировкам. Каждый язык характеризуется нек-рой совокупностью своих ист. законов. На основании сходства последних языки могут быть сгруппированы в типы , независимые от генетич. родства, напр, "активный" тип (нек-рые языки амер. индейцев; см. Активная конструкция), эргативный тип (нек-рые др. языки амер. индейцев, аохазско-адыгские и др.; см. Эргативная конструкция), номинативный тип (индоевропейские языки; см. Номинативная конструкция) и более частные группировки (напр., языки с тенденцией к открытым слогам). Вместе с тем в совр. Я. ист. закон иногда формулируется как частный случай панхронич. закона. В связи с существованием законов двух типов в Я. своеобразно выявляется принцип д етерминизма: к.-л. общая закономерность языка детерминирует закономерность конкретного языка, но не однозначно; в другом конкретном языке в зависимости от его частной системы та же общая закономерность может вызвать иное следствие.

Указанное разделение законов стало возможным после осознания двойственности предмета Я. (язык вообще и конкретные языки). До этого в истории Я. законы понимались различно и противоречиво, напр, представители младограм-матизма первоначально определили звуковые законы как ист., всеобщие (для данного диалекта) и императивные, т. е. подобные законам природы. Затем, признав единств, реальностью лишь язык индивида, они стали рассматривать как звуковой закон только закон изменения отд. слов в индивидуальной речи, а распространение законов на весь данный язык - как распространение привычек, норм.

Исторический очерк.

Древний этап Я. (Др. Греция и Индия) характеризуется господством логического направления. Анализ языка - лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Диалог Платона (5-4 вв. дон. э.)"Кратил"- первое спец. сочинение по Я. в европ. науке, содержащее нек-рую систему представлений ("модель") о преобразовании идеи в текст. Платон утверждал, что сущности вещей ("объективные идеи") отражаются в субъективном человеческом сознании различными сторонами и соответственно различными именами. В высказывании каждое имя ещё более уточняется и становится доступно сообщению др. человеку. Значение Платона для Я., однако, заключается не столько в его спец. рассуждениях, сколько в т. н. конструктивном способе построения его филос. системы, связанном с лингвистич. моделированием (диалоги "Софист" и "Парменид").

Аристотель (4 в. до н. э.), как и Платон, считал исследование языка лишь вспомогат. частью логики, однако придавал ему большее значение. В работах "Категории", "Об истолковании", "Топика" изложена цельная логико-языковая концепция. Исходной точкой этой концепции является система понятий-слов, "логосов", разбитых на категории, а конечной - анализ разнообразных типов высказываний-суждений и их связей. В филос. систему Аристотель ввёл 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение и др.), представляющих собой, по его мнению, высшие роды объективного бытия. Эти категории - построенный в строгой иерархии список всех форм сказуемого (от именных форм к глагольным и от более независимых к более зависимым), к-рые могут встретиться в простом предложении др.-греч. языка. Аристотель первый из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматич. формы, развивал учение о частях речи как грамматически различающихся классах слов. Осн. типом суждения он считал высказывание: "Существительное-субъект - существительное-предикат" (напр., "Лошадь - животное"); др. типы суждений-высказываний он рассматривал как преобразования (трансформации) основного типа. Концепция Аристотеля развивалась в европ. логике и грамматике средневековья (см. Реализм; Номинализм; Концептуализм). Его логич. грамматика не потеряла значения до 20 в., особенно в школьной практике. Нек-рые грамматич. термины в рус. грамматике - кальки введённых Аристотелем терминов.

Др.-инд. грамматик Панины (5-4 вв. до н. э.), в отличие от Платона и Аристотеля, построивших общефилос. системы взглядов, рассматривает язык в самом себе и для себя, притом гл. обр. в формальном отношении, без системы семантики. Его нормативная грамматика "Аштадхьяи" ("Восьмикнижие") исчерпывающе описывает фонетику, морфологию,"словообразование и элементы синтаксиса др.-инд. языка. Паниии впервые и лингвистически вполне точно ввёл понятия корня, аффикса, основы слова и понятие порождения словоформ; он первым стал пользоваться условным символич. языком описания. Будучи образцом системного описания языка, грамматика Панини превосходит античные грамматики, напр, александрийской школы, к-рые ещё не содержат идеи разложения слов, и находится во многом на уровне языковедч. работ 20 в., предвосхищая, как и система Платона, конструктивный подход к языку (см. ниже). Система Панини возникла в русле традиций предшествующих школ - Айндры, Шакатаяны, Апишали и мн. др., от к-рых до наших дней дошли лишь немногие сочинения, напр. "Нирукта" грамматиста Яски. В свою очередь влияние Панини в Индии было огромно, и инд. грамматич. традиция после Панини достигла огромного развития: Чандрагомин, Нагеша Бхатта, Каунда Бхатта, Катьяяна, Патанджали, Бхартрихари и др. В традиции Панини была выработана теория "спхота" - идеальных прообразов конкретных языковых форм-и создано представление о языке как системе возможностей более богатой, чем совокупность осуществившихся реализаций.

Одной из наиболее законченных логико-лингвистич. концепций за пределами европ. культуры является инд. школа н авья-ньяя (с 13 в.). Она близка к концепции Аристотеля ("подход от категорий"). Однако, в отличие от Аристотеля, учёные этой школы считали исходными категориями не роды и виды, а свойства; сущностям языка, смыслам имён они приписывали реальное, объективное существование. Помимо чисто лингвистич. анализа, проводился анализ отношений между самими вещами, поэтому высказывания почти не рассматривались. Учёные оперировали "знаниями"," джнанани", к-рые, в случае если они истинны, представляли, с их точки зрения, как бы предметные факты. Как и система Аристотеля, филос. система навья-ньяя обнаруживает прямую зависимость от языка (санскрита).

Стоики (начиная с Др. Стой 3-2 вв. до н. э.- Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.) последовательно осуществляли "подход от высказывания". Они впервые открыли, что у высказывания два предмета - во-первых, вещь, объект реального мира ("тело"; в терминологии логики и Я. 20 в.- "предмет обозначения", "денотат", "значение", "экстенсионал"); во-вторых, некая специфич., мыслительная сущность ("лектон"; в терминологии логики и Я. 20 в.- "смысл", "сигнификат", "интенсионал") (см. Сигнификат, Семантика). В отличие от Платона и Аристотеля, стоики начали последовательно рассматривать содержание высказывания не как сочетание абстрактных понятий, родовых и видовых сущностей, а как нечто единое, как слияние понятий, чувственных представлений и эмоций человека. "Лектон" - особая форма знания, более общая, чем отрицание и утверждение, до нек-рой степени аналог др.-инд. "знания", "джнанани". Стоики, т. о., являются основоположниками учения о семантич. синтаксисе. Они завершили классификацию частей речи. Грамматич. учение стоиков было продолжено, хотя и не полностью, в александрийской школе (см. Эллинистическая культура). На скрещении греч. и инд. традиций развивалось древнее араб. Я., достигшее расцвета в 7-12 вв. - грамматика араб, языка Сибавейхи "Аль-Китаб" ("Книга"), словари аль-Фирузабади и др. Высокого уровня достигла лексикография, а также разработка нек-рых особенностей араб, и др. семитских языков. Были определены трёхсогласные корни, специфичные для араб, и др. семитских языков, исследованы способы образования звуков, впервые в араб. Я. стали различать буквы и звуки. Определения корней и аффиксов, предложенные араб, учёными, оказали влияние на учёных 19 в., в частности на Ф. Боппа. В отличие от греч. и инд. учёных, араб, языковеды исследовали не только родной язык, но и турецкий, монгольский, персидский.

Логич. направление в Я. поддерживалось (хотя и с забвением мн. идей стоиков, нек-рых идей Аристотеля) до кон. 17-1-й пол. 18 вв. Оно получило завершение в логике и грамматике Пор-Рояля во Франции. Учёные древности исходили из форм родного языка (др.-греч. или др.-инд.). Учёные Пор-Рояля стали считать логич. формы языка, установленные ещё на греко-лат. материале,- понятие, суждение и 9 частей речи - универсальными формами всех языков.

В рамках логич. направления в целом был сделан важный шаг к исследованию языка как универсальной принадлежности человека, к созданию универсальной грамматики, к выработке общего метода таких исследований. Однако при этом игнорировались конкретные ист. различия языков мира. Логич. направление в Я. существовало в отд. проявлениях до кон. 19 в., когда на его основе ещё создавались науч. грамматики различных языков. В 20 в. это направление находит отражение в школьных грамматиках.

Следующий этап в развитии Я. (с кон. 18 в.) характеризуется появлением сравните л ьно-истори ч. направления, или сравнительно-историч. Я. Оно начало оформляться как вполне самостоят, наука и характеризовалось след. осн. принципами: 1) каждый язык имеет свои особенности, отличающие его от др. языков; 2) эти особенности познаются в сравнении; 3) сравнение языков обнаруживает у нек-рых из них родство - происхождение из общего источника, к.-л. живого языка или мёртвого, "праязыка"; родств. языки группируются в языковые семьи - герм., слав, и др., далее - в индоевропейскую; аналогично - в финно-угорскую; семитскую и т. д. (см. Генеалогическая классификация языков); 4) различие родств. языков может быть объяснено только их непрерывным ист. изменением, что признаётся важнейшим свойством всякого языка; 5) при ист. изменении звуки изменяются быстрее др. элементов, их преобразования в пределах одной семьи языков строго закономерны и могут быть чётко сформулированы (см. Звуковые законы). Осн. элементы языка (корни слов, аффиксы и грамматич. окончания - флексии) сохраняют устойчивость на протяжений тысячелетий; 6) на их основе можно реконструировать в общих чертах схему предшествующего общего языка (как полагали ранее, весь праязык); понятия реконструкции и праязыка послужили мощным стимулом и инструментом исследования языка вообще и конкретных языков. Позднее устойчивость осн. элементов языка приведёт учёных к идее языка как самостоят, системы особого рода, но в 19 в. господствующей была идея существования не целостной системы языка, а его изменяющихся и неизменяющихся элементов - объектов сравнительно-историч. грамматики, к-рая создавалась с помощью сравнительно-исторического метода.

Сравнительно-историч. идеи как основа нового направления в Я. были первоначально сформулированы Ф. Боппом и Р. К. Раском. Их выразили также Ф. Шлегелъ, Я. Гримм, А. X. Востоков и др. "Сравнительная грамматика..." Ф. Боппа (1833) явилась первым обобщающим исследованием. 2-я пол. 19 в. характеризуется составлением сравнительно-историч. грамматик различных индоевропейских языков: германских (Я. Гримм), романских (Ф. Диц), славянских (Ф. Миклошич). По образцу индоевропейских создаются грамматики др. групп и семей, напр, семитских языков. (Э. Ренан) и др. Новое обобщающее исследование, исходящее уже из понятия общего индоевропейского праязыка, - "Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков" А. Шлейхера (1861-62). Под влиянием биологических теорий (см. Дарвинизм) Шлейхер рассматривал язык как некое подобие развивающегося организма. Эти идеи ознаменовали на короткое время т. н. "биологич. натурализм" в Я.

Одновременно - и в" разрез - с господствующим ист. направлением формировались взгляды немецкого учёного В. Гумбольдта, к-рый рассматривал каждый язык как самодовлеющую систему, не готовую, а вечно и непрерывно создаваемую, как "деятельность", выражающую "глубинный дух народа". Его идеи оказали большое влияние в 20 в., гл. обр. на т. н. неогумбольдтгшнство и структурализм.

В рамках сравнительно-историч. Я. начинает формироваться психологическое направление (работы нем. учёного X. Штейнталя и др.). К.-л. существенные связи с логикой отрицаются; единство человеческого языка объясняется единством психологич. законов, а разнообразие языков - особенностями психологии различных народов. К психологич. направлению примыкал создатель одной из крупнейших школ в Я. 19 в. укр. и рус. учёный А. А. Потебня. Согласно его концепции, исследование языка открывает единые принципы осознания человеком объективного мира в самом языке, психике, мышлении и художеств, творчестве. Мышление эволюционирует в тесной связи с языком по определённым семантич. закономерностям. Важнейшая из них - знаковые замещения, проявляющиеся как в слове ("внутр. форма слова"), так и в семантико-синтаксич. трансформациях предложения ("заменах частей речи"). В русле сравнительно-историч. психологич. Я. приёмы исследования (в особенности реконструкции, изучение форм языка) доводятся до большого совершенства.

Рус. учёный Ф. Ф. Фортунатов особое внимание обратил на изучение структурной стороны языка. Работы в данной области имели большое значение на этом этапе развития Я.

В кон. 19 в. на основе мн. идей психологич. направления сформировалось новое направление Я.- младограмматизм. Его теоретич. принципы были обобщены в работах нем. учёных Г. Остхофа и К. Бругмана ("Морфологические исследования в области индоевропейских языков", ч. 1-6, 1878-1910 - манифест младограмматизма), Г. Пауля ("Принципы истории языка", 1880). Младограмматики провозгласили основой изучения любого языка, и в особенности реконструкции его морфологии, единство психологич. законов и непреложность "звуковых законов" речи.

Осн. достижениями сравнительно-историч. Я. 19 в. явились: выработка строгого метода сопоставления языков и реконструкции их исчезнувших форм и закономерностей; исследование на этой Основе истории обширных языковых семей (прежде всего индоевропейской); установление осн. фонетич. и семантич. закономерностей изменения живых языков. Огромный фактич. материал, собранный и систематизированный в этот период, особенно младограмматиками, составил осн. фонд Я. Первостепенное значение сохраняют самые значит, исследования - "Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков" К. Бругмана и Б. Дельбрюка, труды Я. Ваккернагеля, Г. Хирта, А. Мейе, Ф. Ф. Фортунатова и др.

Однако постоянное удвоение предмета исследования: с одной стороны, язык, с другой - психика (звук и "психич. представление звука", значение и "психич. представление значения" и т. д.); раздробление системы языка на море "атомарных" фактов - звуков, словоформ и т. д.; преувеличение роли индивидуальной психологии и индивидуальной речи, в силу чего единств, подлинной реальностью стала признаваться речь индивида,- всё это привело к кризису младограмматизма и появлению нового направления - структурализма.

Новое направление - лингвистический структурализм (см. также Структурная лингвистика) возникло в нач. 20 в. с появлением "Курса общей лингвистики" (посмертное, неавторизов. изд. 1916) Ф. де Соссюра. Это направление начало складываться в общем русле структурализма, развивавшегося аналогично и почти одновременно в разных областях - в общем изучении систем (см. Система), в психологии (см. Гештальтпсихология), в теории лит-ры и искусства (см. "Формальный метод" в литературоведении) и др. В Я. оно было подготовлено деятельностью казанской школы в России, гл. обр. трудами Н. В. Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, к-рый вместе с де Соссюром считается основоположником структурной лингвистики. Осн. принципы нового направления: 1) подлинной и осн. реальностью является не отд. факт к.-л. языка, а язык как система; каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к др. элементам в составе системы; система не суммируется из элементов, а, напротив, определяет их; 2) костяк, структуру системы создают вневрем. отношения; отношения в рамках системы доминируют над элементами; 3) поэтому возможно вневрем. "алгебраическое" изучение системы языка, осн. на отношениях, а не на индивидуальности элементов или их материальности; возможно применение строгих, математич. методов в Я.; 4) язык есть система особого рода - знаковая система, существующая, с одной стороны, объективно, вне психики человека, в межличностном общении людей, с др. стороны - эта система существует и в психике людей; 5) подобно языку организованы нек-рые др. системы, действующие в человеческих обществах,- фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; все они могут изучаться, подобно языку, лингвистически, в частности формализоваться "алгебраически" или иными способами (см. Семиотика). Структурное направление в Я. развивалось различными путями в разных нац. школах, единство Я. было временно утрачено, что свидетельствует о его известной теоретич. слабости в этот период. Однако разные школы дополняли друг друга в теоретич. смысле.

Ш в е и ц. и бл