БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

219703182355219854932100- 1700 мм в год, преим. летом. Ю.-К. г.- важный климатораздел, к С. от к-рого преобладают субтропич., к Ю.- тропич. ландшафты. На сев. склонах - широколиств. леса из дуба, вяза, граба, бука, на южных - леса с преобладанием вечнозелёных видов - лавра, магнолий, камелий и др. пород.

ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ, полузамкнутое море на 3. Тихого ок., у берегов Вост. и Юго-Вост. Азии, между п-овами Индокитай и Малакка, о-вами Калимантан, Палаван, Лусон и Тайвань. На С. Тайваньским прол. соединяется с Восточно-Китайским м., на С.-В. прол. Ваши и Лусон - с Тихим ок., на Ю.-З. Сингапурским прол.- с Индийским ок., на Ю.- прол. Геласа и Каримата - с Яванским м. Пл. 3537 тыс. км2, ср. глуб. 1024 м, объём воды 3622 тыс. км3. Береговая линия изрезана сравнительно слабо. Крупные заливы - Бакбо (Тонкинский), Сиамский. Берега преим. низкие. Крупный остров - Хайнань. Мн. мелких островов: Наньшацюньдао, Сиша, Бунгуран (Натуна) и др., преим. коралловых. В Ю.-К. м. впадают крупные реки: Сицзян, Хонгха, Меконг, Менам-Чао-Прая.

Зап. и юж. части моря заняты широкой материковой отмелью (Зондский шельф) с глуб. 30-80 м, у края - более 150 м. На С.-В.- глубокая котловина с глубинами в отд. впадинах до 4000 м; наибольшая глуб. моря 5560 м. Характерны подводные землетрясения и вулканич. извержения. Грунт на больших глубинах - ил, на мелководьях - песчанистый ил, местами камень, галька.

Климат тропический, на Ю. экваториальный муссонный. Преобладающие ветры: зимой сев.-восточные, летом южные и юго-западные. Ср. темп-pa февраля от 15 "С на С. до 25 "С на Ю., августа 27-28 °С. Осадков 2000-2500 мм в год. Летом и осенью часты тайфуны. В зап. части моря зимой ярко выражено южное течение, летом - северное; в вост. части моря течения слабые и неустойчивые. Скорость течений ок. 1 км/ч. Ср. темп-ра воды на поверхности в феврале от 20 "С на С. до 27 °С на Ю., в Сиамском зал. более 28 °С, в августе 28-29 °С. Солёность от 31,0-33,0°/оо летом до 31,5- 34,0°/оо зимой. Глубже 2000 м темп-ра и солёность практически постоянны и равны 2,3 "С и 34,63°/оо соответственно. Приливы суточные и смешанные, величиной до 5,9 м.

Ю.-К. м. богато рыбой (тунцы, юж. сельдь, сардины, скумбрия, горбыли, мор. угорь и др.); лов мор. черепах, трепангов. Крупные порты: Бангкок (Таиланд), Сянган (Сянган), Гуанчжоу (Кантон) и Шаньтоу (КНР), Хошимин и Хайфон (Вьетнам), Манила (Филиппины).

А. М. Муромцев.

ЮЖНО-КОСПАШСКИЙ, посёлок гор. типа в Пермской обл. РСФСР, подчинён Кизеловскому горсовету. Расположен на Ср. Урале, в 18 км к Ю.-В. от ж.-д. ст. Кизел (на линии Соликамск - Пермь). Филиал Кизеловской швейной ф-ки. Добыча угля.

ЮЖНО-КУРИЛЬСК, посёлок гор. типа, центр Южно-Курильского р-на Сахалинской обл. РСФСР. Расположен на о. Кунашир (Курильские о-ва), на берегу Южно-Курильского пролива, в 548 км от Южно-Сахалинска. 2 рыбокомбината; овощеводческо-животноводч. совхоз.

ЮЖНО-МАНЬЧЖУРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, см. в ст. Китайская Чанчунъская железная дорога.

ЮЖНО-МОРАВСКАЯ ОБЛАСТЬ (jihomoravsky kraj), адм.-терр. единица в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике. Пл. 15 тыс. км2. Нас. 2005 тыс. чел. (1976). Адм. ц.- г. Брно. В рельефе преобладают холмистые равнины, местами низкогорья (вые. до 837 м). На С.- Моравский Крас - карстовая область с известной пропастью Мацоха. Гл. река - Морава. Ю.-М. о.- важный индустриально-агр. р-н, на него приходится 11,5% пром. и ок. 17% с.-х. произ-ва страны. Небольшая добыча природного газа и нефти, кам. угля (Росице-Ославани) и лигнита. Развиты машиностроение (тяжёлое, общее и точное) и металлообработка; наиболее крупный центр - г. Брно (пром. оборудование, котлы, турбины, тракторы, подшипники, электротехнические изделия), а также гг. Куржим, Адамов, Бланско, Готвальдов, Йиглава, Ждяр. Большое значение для страны в целом имеет текст, (крупное произ-вошерст. тканей в Брно), швейная, трикот. (Простеёв, Йиглава), кож.-обув. (ок. '/2 произ-ва обуви в стране, г. Готвальдов - з-д"Свит") пром-сть. Деревообр., мебельная, хим. (пластич. материалы), резиновая (шины), пищ. пром-сть. В с. х-ве преобладают посевы зерновых (пшеница, ячмень для пивоварения и др.), сах. свёклы, кормовых. Виноградарство, плодоводство и овощеводство. Повсеместно развиты молочно-мясное животноводство, пром. птицеводство. Л. А. Авдеичев.

ЮЖНО-МУЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Забайкалье, в Бурят. АССР. Дл. ок. 400 км. Вытянут от истоков р. Баргузин до верховьев р. Чара: пересекается р. Витим. Вые. до 2721 м. Сложен гранитами, кристаллич. сланцами, метаморфизованными известняками и доломитами. На склонах лиственничная тайга, выше 1400 м - заросли кедрового стланика и тундра.

"ЮЖНОРОССИЙСКИЙ СОЮЗ РАБОЧИХ", первая рабочая революц. по-литич. орг-ция в России. Возник в Одессе в 1875. Образованию "Союза" способствовало быстрое развитие Одессы как торг.-пром. и портового города, в к-ром сосредоточивались рабочие из разных р-нов России. В Одессу проникала лит-ра рус. революц. эмиграции. Создание "Ю. с. р." было подготовлено деятельностью одесского кружка чайковцев (рук. Ф. В. Волховский), кружка бр. Жебунёвых и кружка И. М. Ковальского, к-рые в 1872-74 вели пропаганду в рабочих кружках самообразования. В нач. 1875 рабочие кружки з-дов Беллино-Фендерих, Гулье-Бланшарда и др. основали под рук. Е. О. Заславского ссудо-сберегат. кассу (позднее-"Братская касса одесских рабочих"), к-рая стала ядром "Союза". В июле 1875 на собрании членов кассы было окончат, оформлено образование "Союза", приняты название и устав, составленный Заславским под влиянием устава 1-го Интернационала. В нём утверждалось, что рабочие могут добиться признания своих прав "только посредством насильств. переворота, к-рый уничтожит всякие привилегии и преимущества и поставит труд основой личного и обществ, благосостояния". Цели "Союза" - пропаганда идеи освобождения рабочих из-под гнёта капитала, их объединение для борьбы с экономич. и политич. порядком. Постановка вопроса о необходимости политич. борьбы резко отличала устав "Союза" от др. народнич. программ 1-й пол. 1870-х гг. В. И. Ленин писал, что первые рабочие орг-ции в России "...требовали политических прав народу, хотели вести борьбу за эти права, а русские социалисты ошибочно считали тогда политическую борьбу отступлением от социализма" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 245). Однако устав "Союза" не давал чёткого представления о классовой борьбе пролетариата и в целом не выходил за рамки народнич. мировоззрения. "Союз" установил связи с рабочими Ростова и Кишинёва. Одесское отделение состояло из 6 групп: рабочих з-дов Беллино-Фендерих, 'Бланшарда, группы наборщиков, мастеров золотых дел, рабочих ж.-д. мастерских и Слободки-Романовки. "Ю. с. р." насчитывал до 60 членов, вокруг к-рых группировались 150-200 сочувствующих рабочих. Наиболее активные - Ф. И. Кравченко, Н. Б. Наддачин, С. С. Наумов, М. П. Сквери, И. О. Рыбицкий, М. Я. Ляхович и др. вели пропаганду, знакомили рабочих с нелегальной лит-рой, вовлекали в "Союз" новых членов, участвовали в организации 2 стачек. Члены "Союза" откликнулись на борьбу слав, народов Балканского п-ова сбором денег в пользу восставших герцеговинцев, установили связи с эмиграцией, получали нелегальные издания из Лондона. В кон. 1875 - нач. 1876 "Ю. с. р." был разгромлен в результате предательства. 15 чел. преданы суду Особого присутствия Правительствующего сената. 23-27 мая 1877 состоялся первый политич. процесс по делу рабочих-революционеров. Заславский, Рыбицкий и Кравченко были приговорены к каторге, остальные - к разным срокам тюремного заключения и ссылке.

Лит.: Южнороссийский союз рабочих. Сб. ст. и материалов, [Николаев], 1924; Ю,жно-русские рабочие союзы, М., 1924; Рабочее движение в России в XIX в., Сб. документов и материалов, т. 2, ч. 2, М., 1950; G щ е н к о Ф. О., Швденнорос1йський союз роб1тник!в, XapKie, 1971; И т е нб е р г Б. С., "Южнороссийский союз рабочих". Возникновение и деятельность, М., 1974; Першина 3. В., Очерки истории революционного движения на юге Украины, К.- Од., 1975. Б. С. Итенберг.

ЮЖНОРУССКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "НАРОДНОЙ ВОЛИ", революционная народнич. орг-ция 1885-86. Возникновению её предшествовала деятельность Б. Д. Оржиха по объединению народовольч. групп Харькова, Одессы, Ростова-на-Дону, Екатеринослава и др. городов Юга России. Орг-ция оформилась на съезде представителей народовольч. кружков в Екатеринославе (сент. 1885), в работе к-рого, кроме Оржиха, участвовали В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, А. Н. Шехтер, Ф. И. Ясевичи др. На съезде было решено объединить местные народовольч. группы в единую орг-цию, возобновить террористич. деятельность и издание газ. ^Народная воля", установить связи с заграничным центром "Народной воли" (см. Эмиграция революционная). В состав руководящего центра орг-ции вошли Оржих, Богораз, Штернберг, А. Л. Гаусман, М. А. Кроль и др. Были созданы подпольные типографии в Таганроге и Новочеркасске, в к-рых отпечатан 11-12-й (последний) номер "Народной воли". Программа орг-ции изложена в брошюре Богораза "Борьба общественных сил в России" (1886). В дек. 1885 Оржих установил связи с народовольч. кружками Петербурга, Москвы и др. городов Сев. России. Окончат, объединению помешали начавшиеся в янв. 1886 аресты, однако Богоразу удалось организовать нелег. типографию в Туле и выпустить 3-й (последний) номер "Листка „Народной воли"". Арест Богораза 9 дек. 1886 завершил разгром орг ции. 7 членов Ю. о. были приговорены судом Особого присутствия Правительствующего сената (т. н. "Донской процесс" 8-9 дек. 1887) к различным срокам каторги. Большинство остальных сосланы в адм. порядке в Вост. Сибирь. Ю. о. была последней попыткой восстановить всероссийскую орг-цию "Народной воли".

Лит.: Народовольцы после 1 марта 1881 г., М., 1928; О р ж и х Б. Д., В рядах "Народной воли", в сб.: Народовольцы, М., 1931; Троицкий Н. А., "Народная воля" перед царским судом. 1880 - 1891 гг., [Саратов], 1971; Сенченко И. А., Революционеры России на Сахалинской каторге, Южно-Сахалинск, 1963. О. А. Сайкин.

"ЮЖНОРУССКИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ", революц. рабочая орг-ция в Киеве 1880-81. Основан чернопередельцами Е. Н. Ковальской и Н. П. Щедриным весной 1880. Ядро "Союза" - кружок (10 чел.), к-рый установил связи с рабочими з-да "Арсенал", ж.-д. мастерских, типографий и др. В дальнейшем "Союз" объединял неск. сотен рабочих - украинцев, русских, поляков, евреев и др. Первая программа "Союза", составленная Ковальской и Щедриным весной 1880, в основном повторяла положения программы "Чёрного передела". В ней отмечалось, что положение рус. рабочих по "своей тяжести превосходит положение рабочих всех стран Европы". Единств, выход - "возможно скорая, самим народом произведенная революция", гл. цель к-рой -"экономический переворот" (передача земли, фабрик, з-дов в собственность всего народа, перестройка обществ, производства на основе ассоциаций). Следствием переворота будет введение демократич. свобод, замена армии местными нар. ополчениями и т. п. Гл. силы революции - рабочие, крестьянство и "те фракции социально-революционной партии, деятельность которых направлена к экономическому перевороту". Одним из гл. средств революц. борьбы программа выдвигала "фабричный террор" (порча оборудования, избиение и убийство мастеров, фабрикантов), посредством к-рого организаторы "Союза" надеялись добиться от предпринимателей уменьшения рабочего дня, увеличения зарплаты, права стачек и т. п. Под влиянием деятельности "Народной воли" программа признавала индивидуальный террор как средство, возбуждающее революц. активность масс. "Союз" имел нелегальную типографию, выпускал прокламации, устраивал многолюдные сходки за городом, пытался наладить связи с революционерами Ростова-на-Дону, Одессы, Кременчуга. После ареста в окт. 1880 Щедрина и Ковальской во главе "Союза" встали И. Н. Кашинцев, С. Н. Богомолец, П. О. Иванов и А. И. Преображенский. Выработанная ими вторая программа уделяла больше внимания пропаганде и агитации среди рабочих, выражала отрицат. отношение к индивидуальному террору. После казни народовольцами имп. Александра II "Союз" выпустил 2 марта 1881 прокламацию, в к-рой говорилось, что и "десяток убитых царей не поможет народному горю, если этот самый народ не поднимется дружно, как один человек, и не выскажет свою волю". В нач. 1881 "Союз" был разгромлен, однако типография под рук. П. О. Иванова продолжала действовать до 28 апр. 1881. Процесс над 10 руководителями "Союза" состоялся в Киеве 26-29 мая 1881. Воен.-окружной суд приговорил Щедрина, Ковальскую, Иванова, Кашинцева, Богомолец и Преображенского к различным срокам каторги, остальных - к ссылке в Сибирь.

Лит.: Ковальская Е. Н., Южнорусский рабочий союз. 1880 - 1881, М., 1926; Южно-русские рабочие союзы, М., 1924; Рабочее движение в России в XIX в., т. 2, ч. 2, М., 1950. Б. С. Итенберг.

ЮЖНО-САНДВИЧЕВ ЖЁЛОБ, глубо ководный жёлоб в южной части Атлантич. ок. Протягивается с внеш. стороны Южно-Сандвичевой островной дуги примерно на 1200 км. Макс. глуб. 8428 м. Имеет V-образную форму: ширина в пределах изобаты 6 тыс. м - до 100 км, на дне - неск. км.

ЮЖНО-САХАЛИНСК (с 1905 до 1946- Тоёхара), город, центр Сахалинской обл. РСФСР. Расположен в юго-вост. части о. Сахалин, на р. Сусуя. Узел ж.-д. линий на Корсаков, Холмск, Поронайск. 134 тыс. жит. (1977).

3-ды: ремонтно-механич., тепловозова-гоноремонтный, механич., экспериментальный ремонтно-механич., авторемонтный, "Сахалинжелезобетон", "Стройдеталь", "Сахалиннеруд", рыбообрабатывающий; комбинаты: домостроит., мебельный. Лёгкая, пищ. пром-сть. ВЮ.-С.- Сахалинский комплексный н.-и. ин-т Дальневосточного науч. центра АН СССР, Сахалинский филиал Тихоокеанского н.-и. ин-та рыбного х-ва и океанографии; пед. ин-т; техникумы: лесотехнич. и сов. торговли; пед. и муз. уч-ща. Краеведческий музей. Драматический театр им. А. П. Чехова.

ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1945, наступат. операция сов. войск 11-25 авг. по освобождению Юж. Сахалина во время 2-й мировой войны 1939-45. Проведена войсками 56-го стрелк. корпуса 16-й армии 2-го Дальневост. фронта (команд.- ген. армии М. А. Пуркаев) во взаимодействии с кораблями и частями мор. пехоты Сев.-Тихоокеанской флотилии (СТОФ) Тихоокеанского флота (команд, адм. И. С. Юмашев). На Юж. Сахалине оборонялись войска 88-й япон. пех. дивизии, части погран. жандармерии и отряды резервистов. На острове были построены долговрем. оборонит, сооружения. Центром обороны являлся Котонский укреплённый р-н. Наступление началось 11 авг. и поддерживалось двумя авиац. дивизиями. К исходу 18 авг. сов. войска овладели всеми сильно укреплёнными опорными пунктами в приграничной полосе. 16 авг. на зап. побережье в р-не Торо (ныне Шахтёрск) были высажены мор. десанты. В период 19-25 авг. в портах Маока (ныне Холмск) и Отомари (ныне Корсаков) были высажены мор. (в Отомари, кроме того и возд.) десанты. 25 авг. был занят адм. ц. Юж. Сахалина - г. Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск). 18 320 япон. солдат и офицеров сдались в плен. Юж. часть Сахалина, отторгнутая от России в результате рус.-япон. войны 1904-1905, была возвращена СССР.

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 5, М., 1963; Финал, 2 изд., М., 1969; Багров В. Н., Южно-Сахалинская и Курильская операции (Август 1945), М., 1959.

ЮЖНОСИБИРСКАЯ РАСА, одна из переходных между монголоидами и европеоидами рас, сложившаяся в процессе их смешения на Ю. Сибири, в Казахстане и Ср. Азии. Наиболее типична для казахов, но встречается и у др. народов Азиат, части СССР, МНР и Сев.-Зап. Китая. Характеризуется уплощенным, широким и высоким лицом, средневысту-пающим носом, ослабленным ростом бороды, тёмной окраской волос и глаз, брахикефалией, средним ростом.

ЮЖНО-СУХОКУМСК, посёлок гор. типа в Даг. АССР, подчинён Кизлярскому горсовету. Расположен в 95 км к С.-З. от ж.-д. станции Кочубей (на линии Гудермес - Астрахань). Добыча нефти и газа.

ЮЖНО-ТИХООКЕАНСКИЙ АНТИЦИКЛОН, область повышенного атм. давления над юж. р-нами Тихого океана. Проявляется на многолетних ср. картах распределения давления в течение всего года, но особенно зимой. Один из центров действия атмосферы субтропич. и, отчасти, тропич. поясов Юж. полушария.

ЮЖНО-ТИХООКЕАНСКОЕ ПОДНЯТИЕ, Южно-Тихоокеанский хребет, срединно океанический хребет в юж. части Тихого ок. Дл. ок. 5000 км.

Отличается от др. срединных хребтов большей шириной (до 1500 м), меньшей расчленённостью и меньшей выраженностью рифтовой зоны. Преобладающие глубины над гребнем 2500-3000 м. В морфологии и структуре Ю.-Т. п. большую роль играют зоны сквозных секущих разломов; связанные с ними грабены (ущелья) рассекают хребет на отд. сегменты и обеспечивают свободное проникновение с Ю. холодных донных вод в котловины, лежащие севернее Ю.-Т. п.

ЮЖНО-УРАЛЬСК, город областного подчинения в Челябинской обл. РСФСР. Расположен на р. Увелька, в 90 км к Ю.-З. от Челябинска и в 7 км от ж.-д. ст. Нижнеувельская (на линии Челябинск - Троицк). 37 тыс. чел. (1974). Возник (1963) в связи со стр-вом Южно-Уральской ГРЭС. 3-ды: арматурно-изоляторный, фарфоровый, рем.-механич., металлоконструкций. Предприятия стройиндустрии, пищ. пром-сти. Энергетич. техникум.

ЮЖНО - УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРСГА, объединяет сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской обл. РСФСР и отд. участки в пределах Куйбышевской обл. РСФСР, Башк. АССР и Сев.-Казахстанской обл. Казах. ССР. Эксплуатац. длина (1976) 4751 км, или 3,4% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление - в Челябинске. В совр. границах организована в 1961. Первыми были построены линии Капель - Оренбург (1877), Кропачёво - Челябинск - Исиль-Куль (1890-96), Свердловск [Екатеринбург (Полевской)] - Челябинск (1896), Оренбург - Илецк (1905), Полетаеве - Троицк (1912), Михайловский Завод - Бердяуш (1916). За годы Сов. власти построены линии: Оренбург - Орск (1918), Орск - Золотая Сопка (1930), Карталы - Магнитогорск (1930), Челябинск - Еманже-линская - Золотая Сопка (1934), Синарская - Чурилово (1940) и др. В 1977 сдана в эксплуатацию линия Белорецк - Карламан протяжённостью 203 км, к-рая обеспечила кратчайший выход грузам из Магнитогорского пром. р-на и транзитным грузам из Кузбасса и Казахстана в р-ны Поволжья и Центра.

В составе Ю.-У. ж. д. 7 отделений: Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское, Златоустовское. Граничит по станциям: с Куйбышевской ж. д.- Кропачёво и Кинель; с Казахской ж. д.- Илецк, Никель-Тау, Тобол, Золотая Сопка, Пресногорьковская, Петропавловск; с Западно-Сибирской ж. д.- Исиль-Куль; со Свердловской ж. д.- Колчедан, Нижняя, Полевской, Михайловский Завод.

Гл. магистраль дороги Кропачёво - Челябинск - Исиль-Куль - связующее звено р-нов Поволжья, Центра и Юга с Уралом, Казахстаном, Сибирью и Д. Востоком; магистраль Кинель - Оренбург - Илецк связывает р-ны Европ. части СССР с юж. Казахстаном и республиками Ср. Азии; линии Курган - Колчедан, Челябинск - Полевской, Челябинск - Нижняя и Бердяуш - Михайловский Завод соединяют р-ны Юж. и Сев. Урала.

Ю.-У. ж. д. обслуживает предприятия чёрной и цветной металлургии, горнорудной, хим., маш.-строит, пром-сти, угольные бассейны, нефтеперерабат. з-ды, развитые с.-х. р-ны. Грузооборот Ю.-У. ж. д. (1976) составил 239 млрд. т -км, или 7,3% от общесетевого (3-е место среди жел. дорог СССР). В отправлении грузов наибольший удельный вес имеют ми-нерально-строит. материалы (37%), руда (17%), чёрные металлы (12%), уголь (9% ), а в грузообороте - уголь (22% ), чёрные металлы (12%), нефт. (10%) и строит, грузы (9% ). Ср. грузонапряжённость дороги (1976) составила 50,4 млн. т -км/км, что в 2,1 раза превышало среднесетевую; пассажирооборот - 11,3 млрд. пасс, км или 3,6% общесетевого.

Ю.-У. ж. д. имеет высокую технич. оснащённость: осн. магистрали - двухпутные, развитые сортировочные и грузовые станции, автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Грузооборот и пассажирооборот обеспечиваются прогрессивными видами тяги, в т. ч. электрической (80%). Ю.-У. ж. д. награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

Г. С. Райхер.

ЮЖНО-ХАНГАЙСКОЕ ПЛАТО, юж. часть нагорья Хангай, в МНР. Вые. до 3012 м (г. Богдо-Ула). Ограничено на С. крутым юж. склоном осевого хребта Хангая, а на Ю. уступом, обрывающимся к Долине озёр. Сухие степи, используемые как пастбища.

ЮЖНО-ЧЕШСКАЯ ОБЛАСТЬ (jihocesky kraj), адм.-терр. единица в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике. Пл. 11,3 тыс. км2. Нас. 676 тыс. чел. (1976). Адм. ц.- г. Ческе-Будеёвице. Ю.-Ч. о. расположена в юж. части Чешского массива. Преобладают холмистые равнины вые. 300-600 м. На Ю.-З. и Ю. горы Шумава и Новоградские. Осн. река - Влтава. Значит, терр. под лесом. Ю.-Ч. о.- индустр.-агр. р-н, на к-рый приходится 3,3% пром. и 8% с.-х. продукции страны. Ведущие и традиц. отрасли пром-сти - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, произ-во мебели, карандашей (известная ф-ка Кох-и-нор), концентрирующиеся в Ческе-Будеёвице и его р-не. Развито машиностроение: произ-во мотоциклов и станков (Страконице), точное станкостроение (Сезимово-Усти), произ-во слаботочной техники (Табор), воздухотехнич. оборудования (Милевско), швейных машин (Собеслав). Разнообразная лёгкая пром-сть: текст. (Страконице, Йиндржихув-Градец), швейная (Тршебонь), трикот. (Писек), а также пищ. пром-сть; произ-во искусств, волокна (Плана). На гл. пром. центр Ческе-Будеёвице приходится св. 1/5 занятых в пром-сти области. В с. х-ве преобладает зерново-картофельное и кормовое полеводство. Св. 1/2 посевной площади - под зерновыми (гл. обр. рожь, овёс). Значит, площадь горных лугов и пастбищ. Молочное животноводство. Прудовое рыбоводство. ГЭС на р. Влтава.

Л. А. Авдеичев.

ЮЖНО-ЧУЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет Центр. Алтая, на водоразделе pp. Чуй и Аргута. Дл. 120 км. Вые. до 3960 м (г. Ирбисту) Рельеф гл. обр. альпийский, в верховьях рек - долинные ледники. В ниж. части склонов - степные ландшафты, в высокогорном поясе - тундры, луга и кам. россыпи. Леса встречаются б. ч. на сев. склоне и в речных долинах.

ЮЖНО-ШОТЛАНДСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, на о. Великобритания, между Средяешотландской низменностью на С. и Пеннинскими горами на Ю. Дл. с Ю.-З. на С.-В. ок. 180 км. Образует отдельные массивы вые. 300-600 м (наибольшая - 842 м, г. Меррик). Сложена гл. обр. гранитами и кристаллич. сланцами. Следы древнего оледенения (кары, морены, валунные поля и др.). Торфяники, верещатники, луга. Овцеводство, молочное животноводство.

ЮЖНО-ЯКУТСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН, расположен на Ю. Якут. АССР, в пределах Алданского нагорья. Вытянут в широтном направлении вдоль сев. склонов Станового хребта на 750 км (от р. Олёкмы на 3. до р. У чур на В.). Общая пл. басе. 25 тыс. км2. Включает 5 угленосных р-нов: Алдано-Чульманский, Усмунский, Ытымджинский, Гонамский и Токийский. Общие геол. запасы углей - 22,9 млрд. т (1968), в т. ч. ок. половины в Алдано-Чульманском р-не; разведанные запасы - 2,8 млрд. т (1975). Наличие углей в верховьях р. Алдана установлено в сер. 19 в. В 1951-56 открыто 6 угольных месторождений.

Угленосные отложения юрского и частично мелового возраста залегают на породах кембрия - архея. На большей части площади басе, мезозойские отложения залегают почти горизонтально. Угленосная толща включает 1-5 рабочих пластов мощностью 0,7-2,0 м невыдержанного строения. Особо выделяется Нерюнгринское месторождение, представляющее му