БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ебе, Горице, Триесте.

Переломный момент в развитии просвещения у югосл. народов - кон. 18 -1-я пол. 19 вв., период зарождения капиталистич. отношений. Школы Словении, Хорватии и Воеводины, входивших в состав Австрийской империи, развивались в соответствии с императорскими школьными законами 1774 и 1777, к-рыми устанавливались обязательная школьная повинность для всех детей в течение 6 лет и три параллельных типа начальных школ: двухклассные сельские, трёх-, четырёхклассные главные в городах и четырёхклассные нормальные в административных центрах. На базе главных и нормальных школ строились средние (латинские) гимназии. Законом 1869 в нек-рых областях Словении было введено обязат. 8-летнее образование, в других - 6-летнее при дополнительном обучении (2 года). В Хорватии по закону 1888 начальное обязательное образование осуществлялось в 4-летних нач. школах, в 2-летних дополнительных и 3-летних гражданских школах. На их базе устанавливались два типа ср. школы - 8-летние гимназии и 6-летние реальные уч-ща. Почти аналогичной была школьная система в Воеводине. В последней четв. 19 в. в Словении, Хорватии и Воеводине реальные уч-ща превратились в 8-классные реальные гимназии. Сеть реальных и классич. гимназий была расширена. В 1874 открыт Загребский ун-т.

В Сербии в нач. 19 в. возникают малые 3-летние школы, в 1835 в Белграде создаётся первая в стране 4-летняя гимназия. В 1833 издан офиц. "Устав об организации начальных школ". В 40- 60-е гг. 1у в. организация системы начальных и ср. школ трижды регулируется спец. законодательными актами. В 1838 в Крагуеваце создан лицей (перенесён позже в Белград, преобразован в 1863 в Великую школу, в 1905 - в ун-т), в 1846 - инж. школа, в 1853 - с.-х. школа, в 1871 - спец. школа по подготовке учителей и т. д.

В Черногории длит, время существовали только монастырские школы. В 1833 в Цетине была открыта первая начальная школа, в 1834 с помощью России - школа повышенного типа, в 1863 - первая ср. школа (семинария) и высшая женская школа. Закон 1878 оформил черногорскую школьную систему, установив 4-летнее обязат. и бесплатное обучение; в 1880 издан закон о гимназиях.

С большим опозданием развивалось просвещение в Боснии и Герцеговине, к-рые до 1878 оставались провинцией Осман, империи. Помимо конфессиональных и неск. частных школ, на основе закона 1869 начали организовываться общие школы (с обязат. обучением на тур. яз.), находящиеся на содержании гос-ва. Почти таким же был уровень развития просвещения в Македонии, где первые начальные школы возникают в 30-40-е гг. 19 в. Число их значительно возросло во 2-й пол. 19 в., когда наряду с ними возникли воскресные школы и вечерние курсы для взрослых. В 1868 в Штипе открылось пед. уч-ще.

К 1918 на терр. Ю. существовали различные школьные системы с присущими им различными типами школ. Законами 1929-30 была сделана попытка унифицировать школьную систему и ввести по всей стране начальное обязательное бесплатное образование. Но законы не были проведены в жизнь. В 1939/40 уч. г. низшими и высшими народными школами (без городских школ и низших гимназий) было охвачено 50,1% детей школьного возраста. Региональные различия оставались. Школьная система носила чётко выраженный классовый характер, в ней отсутствовала преемственность между нач. и ср. школой, сохранялась высокая плата за обучение в ср. и высших школах.

После 2-й мировой войны 1939-45 пр-во нар. Ю. и компартия Ю. приступили к решению неотложных задач в области народного просвещения. Была создана единая школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Совр. система нар. образования построена на основе "Общего закона о школьном образовании в ФНРЮ" (1958). Законом введена трёхступенчатая система образования. Первая ступень - детские сады (с 3 до 7 лет), единая основная обязат. 8-летняя общеобразоват. школа (7-14 лет). Вторая ступень (на базе основной школы) - 4-летняя общеобразоват. ср. школа (гимназия) и 4-5-летние ср. проф. школы (техникумы), низшие 2-3-летние проф. школы и школы фабрично-заводского ученичества. Третья (на базе ср. образования) - 2-летние полувысшие уч. заведения и высшие уч. заведения - ун-ты и ин-ты (4-5 лет обучения). Составная часть системы просвещения - учреждения по образованию взрослых. В 1975/76 уч. г. в св. 13,4 тыс. основных школ обучалось ок. 2,9 млн. уч-ся, в 459 гимназиях - 211,9 тыс. уч-ся, в 710 техникумах - св. 245,3 тыс. уч-ся, в 792 школах фабрично-заводского ученичества - 247,3 тыс. уч-ся. в 319 вузах - 404,3 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Белградский университет, Загребский университет, Люблянский университет, Сараевский университет, Скопье университет, ун-ты в Титограде, Нише, Нови-Саде, Приштине, Риеке, Сплите и др. В 1974 в СФРЮ работали 1426 науч. и спец. библиотек, 1826 нар. библиотек, 371 музей.

См. также статьи Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория.

И. П. Стецяк, Д. П.Мансфелъд.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ II ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ.

Естественные и технические науки до 19 в. В средневековье естественнонауч. представления у слав, народов, живших на терр. совр. Ю., испытали значит, влияние науки Византии. Элементы геогр. и мед. знаний отражались в лит. памятниках 12-13 вв. Важнейший культурный и науч. центр на Балканах в 12-16 вв.- Дубровницкая республика. Науч. традиции Дубровника оказали воздействие на деятельность учёных сер. 16-17 вв. Среди ранних коперниканцев были Франьо Петрич(Ф. Патрици) и И. Даннчич. М. А. Доминис из Сплита одним из первых высказывал идеи о связи мор. приливов с действием Луны. В 1595 был осн. Люблянский ун-т. В 17-18 вв. в условиях господства в югославян. землях осман, завоевателей многие учёные были вынуждены работать за границей, гл. обр. в Италии. Среди них М. Геталдич, математик, астроном и физик, сконструировавший телескоп со сферич. зеркалом, автор трактата о решении алгебраич. уравнений (изд. в 1630), врач С. Санторио. В кон. 17 в. И. В. Валвасор в капитальном труде о Словении привёл обширные данные о географии, природе, недрах этой страны. В Загребе в 1669 осн. иезуитская академия (позже ун-т), в 1769- школа камеральных наук. М. А. Пленчич в 1762 высказал идею о микробной природе инфекц. заболеваний. Европ. известность получила деятельность Р. И. Бошковича (иностр. почётный чл. Петерб. АН с 1760), создателя оригинальной теории строения вещества. Он впервые высказал идею о сжатии и, расширении Вселенной, развил учение об относительности измерения пространства и времени. В Риеке (1774) была организована навигац. школа. Выходцы из югославян. земель получали образование в высших уч. заведениях Вены, Будапешта, Праги, Петербурга и др.; часто они оставались работать за границей.

Естественные и технические науки в 19 - нач. 20 вв. (до 1918). В 1-й пол. 19 в. начали складываться предпосылки для формирования самостоят, науч.-образоват. центров и развития науч. деятельности в югославян. землях.

В Сербии развитие естественнонауч. исследований связано с организацией в Белграде лицея (переведён из Крагуеваца в 1838; в 1863 на его базе создана Великая школа; с 1905 - ун-т). Проф. лицея с 1853 был первый сербский естествоиспытатель И. Панчич, опубликовавший в 1862-76 и 1884 крупные оригинальные труды о флоре Сербии. Он же создал в Белграде в 70-х гг. гербарий и ботанич. сад, а в 1887 стал первым президентом Сербской академии наук и иск-в. Ботанич. исследования Панчича продолжили Г. Бек, Л. Адамович, Н. Кошанин (среди его трудов - кн. "О вегетации", 1914). Л. фокич, первый проф. зоологии (с 1878) в Великой школе, издал в 1883 обзор фауны Сеобни в 3 тт. На кафедре Панчича И. М. Жуйович развернул работы по географич. и геологич. обследованию Сербии и др. югсславян. земель Он основал при Великой школе геологкч. ин-т, стал инициатором создания Сербского геологнч. об-ва. Основы совр. науч. геологии в Сербии заложил И. Цвинич. автор фундамент, трудов по карсту и четвертичному оледенению Балканского п-ова. Он организовал геогр. ин-т при ун-те и Сербское геогр. об-во. Появились руды С. Урошевича (минералогия и петрография), С. Радовановича (стратиграфия) и др. Многочисл. картографич. работы (в т. ч. для книг Цвийича) выполнил Р. Дединац. В. Якшич начал систематич. метеонаблюдения и выступил организатором метеорологич. службы в Сербии. Становление совр. химии в Сербии связано с деятельностью С. Лозанича, труды к-рого охватывали минералогию, аналитич., органич. (первый учебник совм. с М. Иовичичем, 1890) и теоретич. химию. С. Маркович начал в Великой школе читать курсы лекций по теоретической физике (1897-1907), термодинамике и др.

Основы совр. преподавания математики в Сербии были заложены трудами белградских учёных Д. Нешича (тригонометрия, комбинаторика), М. Петровича, автора кн. ч Элементы математической феноменологии" (1911), и Б. Гавриловича (геометрия, алгебра, теория функций). Работы по астрономии, проводившиеся до нач. 70-х гг. Ю. Чокором и др. любителями, активизировались после создания в 1891 постоянной обсерватории в Белграде.

В Воен. академии в Белграде (в 1850- 1880 - Артиллерийская школа) работали Иовичич, а также С. Здравкович, автор курса "Основы механики" (т. 1-б, 1875-80), и Ж. Димитриевич, воен. инженер и автор трудов по теории паровых машин и котлов, один из основоположников серб, технич. лит-ры. Развернувшееся на рубеже 19-20 вв. интенсивное дорожное стр-во стимулировало прикладные исследования по мостостроению, прокладке тоннелей и др. (К. Живкович, С. Елич и др.). На становление исследований по медицине значит, влияние оказал воен. врач В. Джорджевич (труды по санитарии, гигиене, нар. медицине и др.), по инициативе к-рого был издан первый сан. закон в Сербии (1881), основано об-во врачей (1872). В гос. больнице в Белграде работал В. Суботич, основоположник крупной школы хирургов. Появились труды Н. Хаджи-Николича (гинекология), И. Ивановича (оториноларингология) и др.

Исследовательскими центрами в Хорватии были Загребский ун-т и Музей природоведения. В 1867 учреждена Юго-славянская академия наук и искусств. Одним из основоположников науки в Хорватии стал Л. Вукотинович, издавший совм. с И. К. Шлоссером фундамент, труд о местной флоре (1869). С музеем связаны региональные ботанич. исследования Л. Росси, Д. Хирца, труды С. Брусины (по ряду отраслей зоологии), А. Лайтхофера и Н. Далеина (энтомология), К. Бабича (фауна Адриатики). В ун-те, благодаря деятельности Дж. Пилара и Д. Горьяновича-Крамберера (открыл остатки крапинского пещерного человека), сформировалась школа геологов и палеонтологов: Ф. Кох (известен, в частности, работами по геологии Славонии), Ф. Шукле, И. Поляк. Проф. ун-та А. Мохоровичич открыл поверхность раздела между земной корой и мантией, внёс значит, вклад в организацию сейсмич. и метеорологич. служб. Усилиями П. Матковича начаты исследования по физич. географии. В ун-те начались исследования и по физиологии (В. Воук). Здесь же работали математики В. Варичак (труды по неевклидовой геометрии и др., изучению теоретич. наследия Бошковича), И. Майцен (проективная и аналитич. геометрия) и др. Астрономич. наблюдения вели И. Стожир (обсерватория при музее), С. Гопчевич (обсерватория в Мали-Лошине).

Для становления науки в Словении важное значение имела деятельность Музея природоведения (1831). Были проведены региональные географич. исследования (С. Рутар, Я. Есенко и др.) и картографич. работы (П. Козлер, X. Фрейер). В 1852 учреждено Геологич. об-во в Любляне. Геологич. изыскания вели М. В. Липольд, М. Циленшек и др. Ф. Сейдл вёл исследования по климатологии. А. Паулин в кон. 19 - нач. 20 вв. впервые организовал издание эксиккат местной флоры. Распространению естественнонауч. знаний способствовал Ф. Эръявец. В Боснии и Герцеговине важную роль сыграло создание Музея природоведения в Сараеве (1888), ведущим отделом к-рого был геологический. Здесь работал Ф. Катцер, автор многих трудов по региональной геологии, проблемам карста и др. Вокруг него сложился коллектив геологов-рудников: С. Турина, Т. Якшич и др. Ф. Балиф организовал в 70-80-х гг. метеослужбу. Вместе с тем условия развития науки часто были неблагоприятными. Многие учёные и изобретатели, уроженцы югославян. земель, - среди них изобретатель в области электротехники и радиотехники Н. Тесла - оказались вынужденными работать заграницей.

Естественные и технические науки в 1918-45. Создание в 1918 объединённого югославянского гос-ва способствовало оживлению науч. деятельности. Был реорганизован (1919) ун-т в Любляне (введено преподавание на словен. яз.), основано несколько новых н.-и. учреждений, в т. ч. государственных (напр., геологич. ин-т в Белграде, 1930), ряд НИИ при ун-тах, словен. Науч. об-во гуманитарных исследований (1921; с созданием в 1938 отделения естеств. наук реорганизовано в Словенскую академию наук и искусств). Однако на формировании нац. науки Ю. ещё долгое время сказывались различия в науч. развитии отд. земель, малое число специализированных науч. учреждений, недостаточное их финансирование и слабое оснащение. Науч. работа велась гл. обр. в рамках сложившихся школ.

В Сербии продолжали свои исследования представители науч. школ Белградского ун-та: математики М. Петрович (теория функций), И. Карамата (матем. анализ), М. Миланкович (прикладная математика; был известен также крупными трудами по солнечной радиации и её влиянию на геофизические процессы); геологи Цвийич (автор курса геоморфoлoгии в 2 тт., 1924-26) и его ученики . Петкович (тектоника), Б. Ж. Милоевич, В. Радованович. В. Ласкарев вёл исследования по стратиграфии и палеонтологии. В контакте с ун-том работали сотрудники геологического ин-та, сейсмологич. ин-та (И. Михайлович и др.), С. Бошкович (Воен. геогр. ин-т) стал инициатором междунар. триангуляц. измерений на Балканах и создания ряда топографич. карт. По инициативе Р. Буриана при ун-те был организован ин-т физиологии. И. Джайя выпустил первый в Ю. университетский учебник физиологии человека и животных (1923). Исследования по химии вели М. Леко, В. Мичович (органич. химия), Н. Пущин (термич. анализ), П. Тутунджич (электрохимия). В 1919 при ун-те организован химич. ин-т. С деятельностью в ун-те М. Стоильковича и Д. Йовановича связано начало работ по физич. химии. Здесь же начинал свои исследования П. Савич, работавший в 30-е гг. в Париже и открывший (совм. с И. Жолио-Кюри) явление распада ядер урана при облучении их нейтронами. В организации работ в области технич. наук видную роль сыграл Миланкович.

В Загребском ун-те активизировались исследования по математике: С. Бохничек (неевклидова геометрия), Д. Сеген (дифференциальная геометрия) и др., физике: С. Хондл, основатель кафедры эксперимент, физики (1911) и физич. ин-та при ун-те (1937), И. Плотников. В 1935-41 здесь вёл исследования по органич. химии и биохимии В. Прелог. Развитие геологии было связано с работами сотрудников геологического ин-та (создан в 1922 Ф. Кохом). И. Певалек и С. Хорватии продолжили исследования по флористике. Активизировались работы по биологии и медицине в ун-те (Д. Перович, анатомия) и леч. учреждениях: Б. Зарник (гистология), Ф. Бубанович (фармакология). В Люблянском ун-те по инициативе М. Салопека был основан Геолого-палеонтологич. Ин-т (1928), начала формироваться школа географов: В. Бохинец, Ф. Баш и др. Усилиями И. Племеля (труды по математич. анализу, алгебре, теории функций) и Р. Зупанчича (труды по геометрии) значит, поднят уровень преподавания математики. Исследования по филогенетике, зоогеографии вёл И. Хаджич, по коллоидной химии - М. Самец. В годы оккупации Ю. фаш. войсками (1941-45) науч. учреждения и большинство высших уч. заведений были закрыты, научная деятельность была практически парализована.

Естественные и технические науки после 1945. С окончанием Нар.-освободит, войны 1941-45 были приняты меры по расширению базы науч. исследований. Возникли новые ин-ты: растениеводства (1945), механизации с. х-ва (1947) и др. в Белграде, геологич. ин-ты в Скопье (1944-45) и Любляне (1946), Адриатический ин-т (1945) в Загребе, ин-т электроники и автоматики в Любляне (1947) и др. В 1955 осн. Югославская комиссия по ядерной энергии (координирует работу осн. в 1947-50 ин-тов им. Б. Кидрича в Белграде, им. Р. Бошковича в Загребе и им. И. Стефана при Люблянском ун-те). Активизировали науч. работу традиц. центры науки - ун-ты в Белграде, Загребе, Любляне. Были созданы новые ун-ты в Сараеве, Скопье, Риеке, Сплите, Мариборе и др. Впервые получили свои вузы Черногория (в т. ч. ун-т в Титограде), Воеводина (в т. ч. ун-т в Нови-Саде) и Косово (в т. ч. ун-т в Приштине). Осн. академии наук и нск-в в Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории. В 1960 создан Совет академий наук и пск-в Ю. Значительно выросло число науч. об-в.

Характерной особенностью стало расширение фундамент, исследований. В математике ведутся работы по дифференциальным ур-ниям (И. Видав, Т. Анджелич, Д. Карапанджич, Б. Рашайский и др.), функциональному анализу (Б. Станкович, М. Атанацкович, Б. Попов и др.), теории чисел (В. Авакумович и др.), геометрии (С. Билинский, Р. Цесарец и др.). Получили развитие новые для югосл. математики отрасли, в т. ч. теория вероятностей и математич. статистика (В. Вранич, Р. Кашанин), теория конечных автоматов (М. Стойкович), линейное программирование (А. Вадналь), спец. функции (3. Янкович).

В физике ведущее место заняли исследования по ядерной энергии. В их организацию значит, вклад внёс П. Савич (иностр. чл. АН СССР с 1958). В этой области получили известность также труды И. Супека. В 1959 вступил в строй первый в Ю. исследовательский реактор, построенный с помощью сов. специалистов. Изучаются проблемы физики твёрдого тела, спектроскопии (А. Хаджи и др.), нейтронной физики (И. Поп-Йорданов), электрофизики (А. Петерлин) и др. Проведены циклы работ по органич. химии (Дж. Димитриевич, М. Михайлович, М. Тишлер, Д. Вшорович и др.), химии природных соединений (М. Стефанович и др.) и биохимии (Дж. Стефанович), по неорганич. химии (С. Радосавлевич, Д. Грденич и др.), теоретич. химии (Д. Хаджи), по химии металлов и полярографии (И. Филипович). Развиваются исследования по химич. технологии (Ф. Кочевар, Р. Подорский и др.).

Крупные работы по геогр. изучению терр. Ю. осуществлены С. Илешичем. Региональные географические и геологические исследования провели К. Петкович, М. Павлович, М. Лутовац, А. Урошевич и др. В области геологии выделяются труды И. Раковца (тектоника, палеонтология), Н. Пантича (палеонтология), И. Роглича (геоморфология), А. Такшича (геология угля), Ф. Ожеговича (геология нефти и др.). Успехи геологии связаны также с изучением карста. Междунар. центром в этой области стал Ин-т изучения карста в Поотойне (осн. в 1947, Р. Савник и др.). Проблемам карста посвящены труды Л. Марича, М. Петрика; гидрологии карста - труды В. Евдевича, С. Милоевича. Важное хоз. значение приобрели исследования по гидрологии рек (Илешич, А. Лазич, Д. Дукич, М. Печинар, И. Ридянович, Т. Ракичевич и др.). Проводятся океанологич. исследования в Адриатич. м. (н.-и. судно "Хвар" и др.), работы по сейсмологии (И. Мокрович и др.), метеорологии (О. Рея и др.).

В биологич. науках широкой известностью пользуются труды по фауне озёр, биогеографии и экологии животных С. Станковича (иностр. чл. АН СССР с 1966). В 1967 биологи Словении опубликовали первый "Каталог фауны Югославии". Становление совр. биологич. исследований в Македонии связано с трудами зоологов С. Карамана и А. Димовского. И. Хорват завершил систематич. геоботаническое обследование Ю. В 1970-75 впервые выпущено полное издание "Флоры Сербии" (т. 1-8). Большое внимание уделяется охране природы. Разрабатываются вопросы микробиологии и вирусологии (М. Джуришич, А. Терзин и др.), физиологии (3. Буяс и др.), биологические проблемы трансплантации органов и тканей (П. Мартинович) и др.

Значит, успехов достигла медицина. Широкую известность приобрела деятельность А. Штампара, основоположника крупной школы гигиенистов. Признание завоевали труды Д. Икича (иностр. чл. АМН СССР с 1975) по иммунологии, Б. Брецеля (иностр. чл. АМН СССР с 1963) по ортопедии, С. Подвинеца по оториноларингологии. Развёрнуты рабо-

ты по аллергологии (В. Спужич и др.), кардиологии (В. Арновлевич, И. Джорджевич и др.), по борьбе с инфекц. заболеваниями (К. Тодорович и др.), эндокринологии (И. Таджер). В хирургии видное место занимают труды И. Папо, С. Петковича, В. Стояновича. В области с.-х. наук ведутся исследования по фитопатологии и с.-х. энтомологии (М. Йосипович, Л. Василевич), селекции с.-х. культур (С. Бороевич, Р. Савич, иностр. члены ВАСХНИЛ с 1970; Т. Вребалов и др.), животноводству и ветеринарии, почвоведению, а также по развитию с. х-ва горных районов.

В области технич. наук разрабатываются вопросы электротехники (П. Милянич), энергетики (Д. Величкович, Д. Савич и др.), механики грунтов и плотин (П. Серафимов и др.), судостроения. В 50-70-х гг. в Ю. осуществлено неск. крупных технич. проектов в области энергетики, транспорта, с. х-ва и т. д., имеющих важное хоз. значение.

Б. А. Старостин.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Возникновение филос. мысли народов Ю. относится к раннему средневековью. В 12-15 вв. в Сербии, переживавшей расцвет культуры, появляется богословско-филос. мысль. Важнейшим культурным центром с нач. 15 в. был г. Дубровник (см. Дубровницкая республика), где творили мн. югосл. мыслители. В 16 в. Франьо Петрич (Франческо Патрици), проф. философии во Флоренции и Риме, создал учение, сочетающее неоплатонизм с новым толкованием природы. В 18 в. Руджер Бошкович, проф. ряда европ. ун-тов, развил натурфилос. концепцию динамич. атомизма. Европ. известность приобрели и др. югосл. мыслители: Матия Влачич-Иллирик - один из идеологов протестантизма в Германии, Марко Доминис - создатель утопич. учения, критиковавший доктрину католич. церкви, Юрий Крижанич - сторонник единения славян под покровительством России.

В Сербии идеи просвещения и рационализма распространял Досифей Обрадович, в Черногории поэт и мыслитель Пётр Петрович Негош развивал гуманистич. мировоззрение.

Первый учебник по логике, физике и метафизике издал в 1752 аббат Андрия Качич-Миошич. Во 2-й пол. 19 в. появляются учебники по философии, логике, эстетике и психологии, написанные под влиянием нем. классич. философии и позитивизма. Их авторы (в Сербии - Константин Бранкович, Димитрие Матич, Алимпие Василевич; в Хорватии - Франьо Маркович, Дж. Арнольд) изучали и преподавали философию в Великой школе в Белграде и в Загребском университете.

В кон. 19 в. и первой трети 20 в. определённым влиянием пользовались идеалистич. концепции и школы. Идеалистич. теорию познания (эмпириорационализм) разрабатывал Бранислав Петрониевич. В теории эволюции Божидара Кнежевича материалистич. тенденции сочетались с телеологизмом. Драгиша Джурич пытался соединить позитивизм с некоторыми положениями исторического материализма.

В кон. 19 в. началось проникновение идей марксизма, однако распространение они получили лишь после образования в 1919 Коммунистич. партии Ю. (КПЮ). Родоначальником социалистич. направления в обществ, мысли был Светозар Маркович, материалистич. учение к-рого имело много последователей. В 1871 переведены "Манифест Коммунистической партии" и ряд др. произв. К. Маркса и Ф. Энгельса, в 1904 - нек-рые произв. В. И. Ленина (фрагмент из "Что делать?" и др.).

В период между 1