БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 о магическом сопричастии человека и природы.

После 1-й мировой войны 1914-18 под влиянием франц. Э. сложилась англ. функциональная школа (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), рассматривавшая культуру как систему институтов, выполнявших необходимые общественные функции. Функционалисты изучали синхронный механизм культуры, исследование истории считалось несущественным. Их выводы использовала брит, колон, администрация при создании "косвенного управления" подвластным населением.

Наиболее реакц. направлением в бурж. Э. 30 - нач. 40-х гг. 20 в. был расизм - офиц. идеология гитлеровской Германии; учение о "высшей расе" призвано было обосновать империалистич. устремления фашистов.

Методы фрейдизма, оказавшие влияние на Э. ещё в нач. 20 в., послужили основой для этнопсихологической школы в Э. США (А. Кардинер, Р. Бенедикт и др.), ставившей развитие отд. культуры в прямую зависимость от "среднего" психич. типа людей - носителей этой культуры. После критики этих построений в 1950-х гг. новыми течениями в Э. США стали "культурный релятивизм" М. Херсковица и неоэволюционизм (Дж. Стьюард, Л. Уайт).

В большинстве зап.-европ. стран после 2-й мировой войны 1939-45 Э. развивалась по двум направлениям: изучение своего народа и его соседей (С. Эриксон и др.) и изучение неевроп. народов, осн. направлением к-рого стал структурализм. Исследование структуры, гл. обр. архаич. "традиционных" обществ, ведётся последователями Радклифф-Брауна. Сами культурные традиции (мифы, обряды и т. п.) рассматриваются как знаковые системы и исследуются методами структурной лингвистики и теории информации (К. Леви-Строс).

Особой областью знания в 20 в. стала слав. Э. (обобщающие работы Л. Нидерле, К. Мошинъского, И. Цвийича).

Вторая пол. 20 в. отмечена значит, ростом числа и науч. уровня этнографов в странах Азии (Япония, Индия, Турция и др.). Гл. предмет исследования здесь - происхождение, этнич. история и культура осн. народа своей страны; изучаются также малые народы.

В странах Африки этнографы уделяют большое внимание истории афр. культур, их историч. единству, связям с культурами др. континентов, традиц. социальным институтам, нар. творчеству (Сенегал, Нигер, Гана, Уганда и др.).

В исследованиях мн. зарубежных учёных всё более сказывается влияние марксизма: проводятся спец. семинары, читаются лекции, издаются книги о методе историч. материализма в Э. (в Великобритании - Р. Ферт, во Франции - М. Годелье, Ж. Сюре-Каналь, Р. Макариус и др.; в США - У. Освоят; в Японии - Э. Исида и др.). На 9-м междунар. конгрессе антропологич. и этногр. наук (Чикаго, 1973) был организован спец. симпозиум по проблемам марксистской Э.

Марксизм - господствующая методология в Э. социалистич. стран, где ведётся изучение материальной культуры, её картографирование, изучение рабочего и гор. быта, этносоциологич. исследования, изучение Э. внеевроп. стран. В системе социалистич. стран координируются планы этногр. исследований и др. формы сотрудничества.

Развитие Э. в дореволюционной России и в СССР. Этногр. сведения о народах Вост. и Зап. Европы, об их языках и обычаях содержались в др.-рус. летописях. "Слове о полку Игоревен и др. памятниках. "Хождения" рус. паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили со странами Бл. Востока. Во 2-й пол. 15 в. Афанасий Никитин побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны ("Хожение за три моря").

Возникновение многонац. Рус. гос-ва в 15-16 вв. привело к расширению этногр. знаний. В 17 в. рус. землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и др. источники содержат сведения о сиб. народах. Особенно важны труды С. У. Ремезова, составившего первый сиб. атлас ("Чертёжная книга Сибири"), где на картах нанесены назв. народов, и "Описание о сибирских народах..." (сохранилось в отрывках). В 1675 глава рус. посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны.

К нач. 18 в. относится одна из первых в мире спец. этногр. работ - книга Г. И. Новицкого о хантах ("Краткое описание о народе остяцком..."). В 18 в. было организовано неск. больших науч. экспедиций, в т. ч. Великая Северная экспедиция 1733-43, в задачи к-рой входило изучение народов Сибири. Программа собирания сведений о сиб. народах была основана на анкете, составленной В. Н. Татищевым, к-рый первым предложил группировать народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и совр. классификации). Г. Ф. Миллер - глава сухопутного отряда экспедиции - написал труд "История Сибири"; участник экспедиции С. П. Крашенинников оставил ценное "Описание земли Камчатки" (1775). Многочисл. материалы по Э. России дали Академические экспедиции 1768-74: среди трудов их участников -"Дневные записки" И. И. Лепёхина, описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева, историко-этногр. сведения о монг. народах П. С. Далласа. Накопленные данные позволили И. И. Георги подготовить 4-томный сводный труд "Описание всех в Российском государстве обитающих народов..." (1776-80). В кон. 18 в. усилился интерес к Э. русских; появились первые публикации рус. фольклора (М. Д. Чулков, М. В. Попов и др.).

В нач. 19 в. крупным событием в истории рус. Э. стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский и др.), во время к-рых были исследованы архипелаги Тихого ок. и быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этногр. кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских о-вах и Аляске. В России по распоряжению ген.-губернатора Вост. Сибири М. М. Сперанского собирались сведения о нар. обычаях (1819-21).

Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух гл. направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф. Н. Глинка, Н. А. Бестужев), выступавшего за улучшение нар. быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт, православие (И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко, ими был собран большой этногр. материал).

К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформлении Э. как самостоят, науки; в журналах появился термин "Э.". В 1845 по почину передовых рус. интеллигентов было осн. Рус. геогр. об-во (РГО) и при нём - Отделение Э. (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин). Рус. Э. стала развиваться в системе геогр. наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этногр. описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (ок. 2 тыс.) стал публиковаться "Этнографический сборник" (1853-64), позлее -"Записки РГО по Отделению Э.".

В 1840-60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отд. учёных по разным областям страны: М. А. Кастрен собрал материал по Э. и языкам народов Севера и Сибири', А. Ф. Миддендорф исследовал Вост. Сибирь. Участники "Литературной экспедиции" (1856)- писатели и этнографы (А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, С. В. Максимов)- публиковали материалы поездок по Европ. России. В. В. Радлов изучал (1860-70) тюрк, народы Юж. Сибири и Ср. Азии.

Продуктивной была деятельность собирателей рус. фольклора - В. И. Даля, П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гилъфердинга, А. Н. Афанасьева и др. Материалы по крест, быту собирали П. С. Ефименко, П. И. Якушкин, И. Г. Пыжов и др.

С сер. 19 в. началась разработка теоретич. основ Э. Представители либерально-бурж. направления (Надеждин, К. Д. Кавелин) ограничивали задачи Э. историко-познават. целями; Кавелин сравнивал нар. верования с геол. пластами. Революц. демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов) видели в Э. средство познания совр. жизни народа. Н. Г. Чернышевский среди др. историч. дисциплин первое место отводил Э., к-рая давала понятие о"первонач. виде" совр. учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и др. эволюционистов, он писал, что "каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена" (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 618).

Эти правильные мысли, однако, не получили широкого признания. В рус. Э. распространилось влияние мифологич. школы (Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Миллер и др.).

После крестьянской реформы 1861 стала издаваться краеведч. лит-pa, возникли местные науч. и краеведч. об-ва. Новыми центрами Э. стали Об-во любителей естествознания, антропологии и Э. при Моск. ун-те (ОЛЕАЭ, осн. в 1864) и Об-во археологии, истории и Э. при Казанском ун-те (ОАИЭ, осн. в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всеросс. этногр. выставка (1867), материалы к-рой были переданы в Римянцевский музей.

Гл. направлением Э. в пореформенную эпоху стало изучение обществ, и семейного быта, сел. общины, юридич. обычаев - проблем, вставших после отмены крепостного права. Плодотворно изучалось также нар. творчество (С. В. Максимов, П. В. Шейи, Е. Р. Романов, В. Н. Добровольский, П. П. Чубинский и др.). В Сибири большую науч.-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров, Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры (И. А. Худяков, В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, В. И. Иохелъсон и др.).

С 1870-х гг. расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н.М. Пржевальского, Г. Н. Потанина и др. по Центральной Азии, И. П. Минаева - в Индию, В. Юнкера - в Африку). Особое место в истории Э. занимают исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, посвятившего всю жизнь антропологич. и этногр. изучению населения Океании.

Гл. течением в Э. стал эволюционизм: видные его представители - М. М. Ковалевский, семья Харузиных, Штернберг и Д. Н. Анучин, использовавший комплексный метод в историч. исследованиях (данные археологии, Э. и антропологии). Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнул Энгельс). Н. И. Зибер в "Очерках первобытной экономической культуры" (1883) проанализировал первобытно-коллективистские производств, отношения.

С кон. 19 в., помимо фольклора и обществ.-семейного быта, серьёзно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этногр. музеев. Усилили науч. деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии АН, Румянцевский музей (хранитель этногр. коллекций - Вс. Миллер). В 1902 основан этногр. отдел Русского музея (во главе с Д. А. Клеменцем). Появилась этногр. периодика:"Этнографическое обозрение" (с 1889), "Живая старина" (с 1890) и др. Много материала было собрано частным "Этногр. бюро" кн. В. Н. Тенишева (1898-1901). Разрабатывались науч. принципы изучения фольклора (Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Н. Веселовский, Миллер), нар. музыки (Е. Э. Линёва соединила запись мелодии и текста). В работе Муз. этногр. комиссии, основанной в 1901, приняли участие Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев и др.

С нач. 20 в. значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярные серии: "Народы земли" (т. 1- 4, 1903-11), -"Народы России" (1905) и др., многотомное геогр. изд. "Россия" (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).

Накануне Окт. революции 1917 общая картина состояния Э. в теоретич. отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н. Максимов).

Окт. революция 1917 создала новые благоприятные условия для развития зтногр. науки, опиравшейся на гуманистич. и демократич. наследие дореволюц. Э. Определяющую роль в послереволюц. этногр. исследованиях сыграла тесная их связь с практич. задачами сов. многонац. гос-ва. Создание нац. областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 на её базе - Ин-т по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность К-та содействия народностям сев. окраин при Президиуме ВЦИК (1924-35), одним из руководителей к-рого был Богораз. В 1926 был создан журн. "Этнография" (с 1931-"Советская этнография"). Для координации работ в области Э. и смежных дисциплин в 1933 был организован Ин-т антропологии, археологии и Э. в Ленинграде, в 1937 на его основе - Институт этнографии АН СССР.

В послереволюц. Э. наметилась тенденция формирования историко-материалистич. подхода к исследованию первобытного общества и культуры (П. И. Кущнер, В. К. Никольский). В кон. 20- нач. 30-х гг. в сов. Э. и большинстве др. гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретич. разногласия и утвердить марксистские принципы (этногр. совещание 1929 и археол.-этногр. совещание 1932). Теоретич. базу науч. исследований сов. этнографов составили ленинские работы по нац. вопросу, об обществ, укладах и некапиталистич. пути развития отсталых народов, о нац. культуре и её классовом содержании.

Этногр. работы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Внимание этнографов концентрировалось на вопросах обществ, строя, различных формах патриархальных и патриархально-феод. отношений. Расширилось сравнит.-историч. изучение первобытнообщинного строя, матриархата, воен. демократии и т. д. (Е. Г. Кагаров, Е. Ю. Кричевский, А. М. Золотарёв, С. П. Толстое и др.). По инициативе Штернберга и Богораза широкие масштабы приняла собирательская деятельность на Крайнем С.

(Е. Ю. Крейнович, А. А. Попов, Г. М. Василевич и др.). Сложилась сов. школа в Э.

В 50-70-е гг. 20 в. этногр. исследования развёртываются как в Ин-те Э. АН СССР, так и в многочисл. науч. учреждениях, высших уч. заведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились два осн. направления исследований: проблемы первобытной истории и историко-этногр. изучение народов мира.

Важное мировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества, проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён в науч. оборот обширный материал, свидетельствующий об исторической универсальности первобытнообщинного строя, доказано повсеместное распространение дуальной организации (Золотарёв). Существенно продвинулось изучение поздних форм первобытнообщинного строя: установлена сложная структура патриархального рода, начата разработка историч. типов большой и малой семьи. В свете данных совр. Э. уточнена схема развития семейно-брачных отношений первобытности, из к-рой исключены гипотетически реконструированные Морганом стадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа (Д. А. Ольдерогге и др.). Были углублены представления по вопросам периодизации истории первобытного общества, соотношения рода и общины, характера ранних форм брачных отношений и др. (Толстов, Н. А. Бутинов, М. О. Косвен, Ю. П. Петрова-Аверкиева, А. И. Першиц, Ю. И. Семёнов и др.).

Важное место заняла разработка проблем этнич. истории, к-рая ведётся сов. этнографами совместно с археологами и антропологами. Такой комплексный подход позволил существенно продвинуть изучение конкретных вопросов происхождения народов СССР. Исследуются проблемы происхождения народов Зап. Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании. Исследования проблем этнич. истории показали, что все совр. народы сложились из разных этнич. компонентов, имеют смешанный состав; тем самым опровергаются измышления о "расовой чистоте", "национальной исключительности" отд. народов.

Большое внимание уделяется исследованию материальной культуры - истории с.-х. техники, поселений, жилища, одежды народов СССР (Е. Э. Бломквист, М. В. Битов, Н. И. Лебедева, Е. Н. Студенецкая, Г. С. Маслова, Г. С. Читая и др.), а также зарубежных стран. Для обобщения всех накопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР создаются спец. историко-этногр. региональные атласы: опубликованы атласы по народам Сибири (1961) и "Русские" (ч. 1-2, 1967-70).

Значительно расширилось исследование нар. творчества: изобразит. иск-ва (С. В. Иванов, В. Н. Чернецов, С. И. Вайнштейн и др.), фольклора (П. Г. Богатырёв, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, её происхождения и ранних форм (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская и др.).

Одним из важнейших методов историко-этногр. исследования является комплексное изучение народов с использованием данных смежных наук. Таким методом исследована история многих в прошлом бесписьменных народов Сибири

(Василевич, Л. П. Потапов, И. С. Гурвич и др.). Значит, работа проделана по этногр. изучению вост.-слав, народов - русского (В. В. Богданов, Д. К. Зеленин, В. Ю. Крупянская, Б. А. Куфтин, Л. М. Сабурова, К. В. Чистов и др.), украинского (К. Г. Гуслистый, Г. Е. Стельмах, В. Ф. Горленко и др.), белорусского (В. К. Бондарчик, М. Я. Гринблат, Л. А. Молчанова и др.), народов Закавказья (В. В. Бардавелидзе, Д. С. Вардумян, Ш. Д. Инал-Ипа, С. Д. Лисициан, А. И. Робакидзе, Р. Л. Харадзе, Читая и др.), Северного Кавказа (В. К. Гарданов, Г. А. Кокиев, Л. И. Лавров и др.), Средней Азии (М. С. Андреев, Н. А. Кисляков, С. М. Абрамзон, Т. А. Жданко, О. А. Сухарева и др.), Прибалтики (В. С. Жиленас, М. К. Степерманис, Г. Н. Строд, Л. Н. Терентьева и др.), Поволжья (В. Н. Белицер.Н. И. Воробьёв, К. И. Козлова, Т. А. Крюкова, Р. Г. Кузеев и др.).

Одно из центр, мест в деятельности сов. этнографов занимает изучение совр. этнич. и культурно-бытовых процессов в СССР. Развёртываются этносоциологич. исследования нац. процессов (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. В. Пименов и др.). Начато этногр. изучение процессов межнац. сближения, формирования общесоюзных черт культуры новой историч. общности - советского народа.

Ряд историко-этногр. исследований посвящён народам зарубежных стран. Положено начало сравнительно-типологич. изучению их культуры (Токарев, О. А. Ганцкая, И. Н. Гроздова и др.); ведётся исследование их этнич. истории (С. Р. Смирнов, Ольдерогге, С. А. Арутюнов, Р. Ф. Итс и др.). Исследуются совр. этнич. и культурно-бытовые процессы в Азии и Океании (Н. Н. Чебоксаров, П. И. Пучков, М. В. Крюков), Африке (Ольдерогге, И. И. Потехин, С. Р. Смирнов, Р. Н. Исмагилова и др.). Начато исследование совр. этнич. процессов в США, Канаде, странах Лат. Америки (С. А. Гонионский, М. Я. Берзина, Ш. А. Богина и др.), в Зап. Европе (В. И. Козлов и др.).

Значит, развитие получили в СССР этнодемографич. и этногеогр. исследования. Было создано неск. способов сочетания на картах этнич. и демографич. показателей (П. И. Кушнер, С. И. Брук, П. Е. Терлецкий). Изданы обобщающая карта "Народы мира" и сводный труд "Атлас народов мира" (1964). Наиболее значит, результат этнодемографич. исследований - труд "Численность и расселение народов мира" (1962), где дана подробная характеристика нац. состава населения всех стран, численность отд. народов и территория их расселения.

Для понимания общих закономерностей развития культуры в целом и складывания её специфич. свойств у отд. народов большое значение имеет разработанное сов. этнографами (М. Г. Левин, Чебоксаров) учение о хозяйственно-культурных типах. Сов. учёные исследуют также проблемы взаимовлияния культур, роль преемственности и обновления в развитии культуры (С. Н. Артановский, Арутюнов, Пименов и др.). Ведётся теоретич. работа по установлению сущности таких понятий, как "этнос", "этнич. общность", "этнич. процессы", по их типологии (Ю. В. Бромлей, Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).

Продолжается изучение истории отечественной и критич. анализ зарубежной

Э. Большое науч. и политич. значение имеют работы сов. этнографов и антропологов, разоблачающих расизм, неоколониализм, национализм (И. Р. Григулевич, Г. Ф. Дебец, М. Ф. Нестурх, Э. Л. Нитобург, Я. Я. Рогинский и др.).

Одним из важнейших итогов работы сов. этнографов явилось издание 13-томной (18 кн.) серии "Народы мира" (общая ред. С. П. Толстова, 1954-66), "Очерков общей этнографии" (т. 1-5, 1957-68). Вырос междунар. престиж сов. этногр. науки: сов. этнографы участвуют в междунар. конгрессах и симпозиумах; в СССР постоянно приезжают иностр. учёные для консультаций и стажировки. Мн. труды сов. этнографов переведены на иностр. языки.

Выполняя не только познават., но и идеологич. функции, сов. Э., базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решение актуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующих сближению народов СССР.

Науч. работа в области Э. проводится спец. науч. учреждениями -- н.-и. этнографическими ин-тами (в СССР - в системе АН - этнографии институт им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), ун-тами, музеями (в т. ч. этнографическими музеями), существующими в большинстве стран этнографич. об-вами. Публикация собранных материалов и исследований осуществляется этнографич. журналами и др. спец. изданиями. В 1948 был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Междунар. союз антропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934) междунар. конгрессы.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 9, М., 1941; его же, К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Маркс К. и Э нгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Марка, там же, т. 19; его же, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; е г о ж е, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его ж е, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; его же, О национальной гордости великороссов, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О государстве, там же, т. 39.

Основы этнографии, [М., 1968]; Расы и народы, в. 1 - 7, М., 1971-77; Боас Ф., Ум первобытного человека, пер. с англ., М.-Л., 1926; Богатырёв П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969; Концепции зарубежной этнологии, М., 1976; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953; Кушнер П. И., Этнические территории и этнические границы, в сб.: Тр. ин-та этнографии, т. 15, М., 1951; Л е в иБрюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., I960;/! евин М. Г., Ч е б о к с а р о в Н. Н., Хозяйственно-культурные типы и историкоэтнографические области, "Советская этнография", 1955, № 4; Л и п с Ю., Происхождение вещей, пер. с нем., М., 1954; М о рг а н Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Национальные процессы в США, М., 1973; Осуществление ленинской национальной политики у народов Севера, М., 1971; Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии, в. 1-6, М., 1956-74 (Тр. ин-та этнографии, т. 30, 85, 91, 94, 95, 102); Первобытное общество. Основные проблемы развития, М., 1975; П е р ш и ц А. И., М о н г а и т А.