БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321. Ин-т этнологии и фольклора (Institute de Etnologia у Folklore) в Гаване. Мексика. Мексиканский центр антропологич. исследований (Centro de Investigaciones Antropologicas de Mexico); Нац. индейский ин-т (Institute Nacional Indigenista) в г. Мехико, осн. 1948. Нигерия. Ин-т африканистики (Institute of African Studies) в Ибадане. Нидерланды. Отделение антропологии Королевского тропич. ин-та (Koninklijk Instituut voor de Tropen, Afdeling Anthropologie), осн. 1910, и Ин-т географии и этнографии (Geografisch en Volkenkundig Instituut) в Амстердаме и др. Норвегия. Ин-т сравнит, изучения культур (Instituttet for Sammenlignende Kulturforsknig) в Осло, осн. 1922. Перу. Ин-т перуанских исследований (Institute de Estudios Peruanos) в Лиме. Польша. Ин-т истории материальной культуры Польской АН (Instytut Historii Kultury Materialnej Polskiej Akademii Nauk) в Варшаве и Кракове, осн. 1953. Португалия. Центр исследований по культурной антропологии (Centro de Estudios de Antropologia Cultural) в Лисабоне. Румыния. Ин-т этнологии и диалектологии (Institutul de etnologie si dialectologie)B Бухаресте, осн. 1949. Сенегал. Головной ин-т Чёрной Африки (Institut Fondamental d'Afrique Noire) в Дакаре, осн. 1936. Соединённые Штаты Америки. Центр по исследованиям в области антропологии, фольклористики и лингвистики при Индианском ун-те (Indiana University, Research Center in Anthropology, Folklore and Linguistics) в Блумингтоне (шт. Индиана); Исследовательский ин-т по изучению человека (Research Institute for the Study of Man) в Нью-Йорке; Школа амер. исследований (The School of American Research) в Санта-Фе (шт. Нью-Мексико), осн. 1907; Ин-т по изучению амер. индейцев при Ун-те Бригема Лига (Brigham Young University, Institute of American Indian Studies) в Прово (шт. Юта); кафедры антропологии (или социологии и антропологии) Колумбийского (г. Нью-Йорк), Корнеллского (Итака, шт. Нью-Йорк), Гарвардского (Кембридж, шт. Массачусетс) и др. ун-тов. Федеративная Республика Германии. Ин-т им. Фробениуса при Франкфуртском ун-те им. Иоганна Вольфганга Гёте (Frobenius-Institut an der Johann-Wolfgang-Goethe-Universitat Frankfurt am Main): ин-ты этнографии при Мюнхенском, Тюбингенском и др. ун-тах. Филиппины. Ин-т филиппинской культуры Манильского ун-та (Atenco de Manila, Institute of Philippine Culture) осн. 1960. Финляндия. Ин-ты этнологии Хельсинкского, Туркуского и Ювяскюльского ун-тов. Франция. Лаборатория этнологии совр. и ископаемого человека в Музее человека (Musee de 1'Homme, Laboratoire d'Ethnologic des Hommes Actuels et des Hommes Fossiles) в Париже; Лаборатория франц. этнографии Нац. музея нар. искусства и традиций (Musee National des Arts et Traditions Populaires, Laboratoire d'Ethnographic Francaise) в Париже; Центр анализа и изучения источников по Чёрной Африке (Centre d'Analyse et de Recherche Documentaires pour 1'Afrique Noire) и др. Чехословакия. Ин-т этнографии и ^фольклористики Чехословацкой АН (Ustav pro etnografii a folksloristiku Ceskoslovenske akademie ved) в Праге; Ин-т этнографии Словацкой АН (Narodopisny ustav Slovenskej akademie vied) в Братиславе. Швейцария. Музей и Ин-т этнографии (Musee et Institut d'Ethnographic) в Женеве. Швеция. Ин-т по изучению нар. быта в Гёте-борге (Instituted for Folklivsforskning i Goteborg); Ин-ты этнографии и народоведения при Упсальском, Лундском, Гётебрргском ун-тах; Северный музей (Nordiska Museet), осн. 1873, и музей Скансен (Skansen) осн. 1891, в Стокгольме. Эфиопия. Ин-т эфиопских исследований при ун-те (University, Institute of Ethiopian Studies) в Аддис-Абебе, осн. 1963. Югославия. Этногр. ин-т Сербской академии наук и иск-в (Етнографски институт) в Белграде; Этнрлогич. ин-т при Загребском ун-те (Sveuciliste u Zag-rebu, Etnoloski zavod); Ин-т словенской этнографии при Словенской академии наук и иск-в (Institut za slovensko narodopisje pri Slovenski akademiji znanosti in umetnosti) в Любляне. Япония. Ин-т сравнит, исследования обучения и культуры при Кюсюском ун-те в Фукуоке, осн. 1953; кафедры Токийского гор. ун-та, Токийского педагогич. ун-та.

С. И. Брук.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ, карты, показывающие географическое размещение и пространственные взаимоотношения явлений и объектов, изучаемых этнографией. Осн. виды Э. к.: этнич. и историкоэтпич. карты, характеризующие расселение народов в настоящем и прошлом; историко-этнографич. карты, отражающие на опред. период различные стороны жизни народов, характерные черты их традиц. материальной и духовной культуры. Широко известны Э. к. П. И. Кеппена, А. Ф. Риттиха, составленные в России во 2 и пол. 19 в., карты Л. С. Берга, И. И. Зарубина и др., опубликованные после Окт. революции 1917. Созданная в 1917 при Академии наук Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран (КИПС) составила Э. к. мн. областей страны. Они оказали существ, помощь в ходе нац. стр-ва в СССР, в частности нац. размежевания. После Великой Отечеств, войны 1941-45 в Ин-те этнографии АН СССР начались широкие работы по составлению Э. к. В 1951 была опубликована первая учебная карта народов СССР, затем последовательно (начиная с 1956)- карты народов Индостана; Китая, МНР и Кореи; Африки, а также обобщающая карта мира. Из историко-этнографич. атласов крупнейшие - атлас Сибири (1961) и атлас "Русские" (1967-70). С. //. Брук.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, науч. учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и обществ, строй различных народов.

Этнографические музеи в дореволюционной России и в СССР. На базе петерб. Кунсткамеры выросли самостоят, академич. музеи: Азиатский (1818), получивший коллекции по культуре и быту народов Передней и Ср. Азии, Д. Востока, Сибири и Поволжья; Египетский (1825)- по народам Египта; Этнографический (1836)- по народам Европ. части России и Зап. Европы. Б. ч. этих коллекций в 1879 была передана в фонд Музея антропологии и этнографии (МАЭ), вскоре превратившегося в крупнейший отечеств, этнографич. музей. Его экспозиция характеризовала антропологич. типы народов мира, их древнейшую и совр. материальную культуру и верования. В 1831 в Петербурге открылся Румянцевский музей, экспонировавший коллекции по культуре и быту народов Океании и Д. Востока; в 1861 он был переведён в Москву и пополнен коллекциями по народам Европы, России и Кавказа. В 1867 в Москве открылась Всеросс. этногр. выставка, экспонаты к-рой послужили ядром т. н. Дашковского музея, специализировавшегося на этнографии народов России. В 1900 был основан Этногр. музей Харьковского историко-филологич. оо-ва, собиравший материалы по украинцам; в 1895- Русский музей (Петербург) с отделом этнографии Росс, империи, славян и народов сопредельных стран, фонды к-рого формировались по спец. программам. Большие этногр. коллекции были собраны филиалами и музеями Рус. геогр. об-ва (РГО), а также губернскими и городскими музеями: Иркутским (осн. в 1872), Минусинским (1877), Тюменским (1879), Владивостокским (1890), Якутским (1891), Хабаровским (1894), Читинским (1895)- по народам Сибири и Д. Востока; Саратовским (1877), Казанским (1891)- по народам Поволжья; Смоленским (1888), Рязанским (1884), Архангельским (1895), Ростовским-на-Дону (1898)- по быту русских; Львовским (1895)- по культуре украинского народа; Вильнюсским (1856), Рижским (1896), Тартуским (1909)-по народам Прибалтики; Кавказским (Тбилиси, 1852)- по народам Кавказа; Ташкентским (1876)- по народам Ср. Азии и Казахстана.

В сов. время в Москве на базе Румянцевското и Дашковского собраний был создан Центр, музей народоведения (1924), а затем Музей народов СССР; в Ленинграде приобрёл самостоятельность Этногр. отдел Русского музея (с 1934 Гос. музей этнографии народов СССР), фонды к-рого систематически пополняются из экспедиций. В 1948 в них влились коллекции из свёрнутого в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Музея народов СССР. Его экспозиция характеризует культуру и быт народов СССР 19 -нач. 20 вв.: русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики, Поволжья, Сибири, Д. Востока, Ср. Азии и Кавказа, а также совр. культуру и быт народов социалистич. стран. Экспозиция Музея антропологии и этнографии строится по историкогеогр. принципу и носит комплексный характер. Она освещает древнейшие этапы развития человека и человеческого общества, а также культуру и быт народов мира. В сов. время интенсивно развилось краеведение. Возникли новые музеи, в к-рых широко экспонируются этногр. материалы: Центр, музей Казахстана (Алма-Ата, осн. 1924), Гос. историч. музей Киргизии (Фрунзе, 1926), Гос. музей истории народов Узбекистана (Ташкент, 1918), историко-этногр. музеи Абхазии (Сухуми, 1917), Армении (Ереван, 1921), Грузии (Тбилиси, 1926), Азербайджана (Баку, 1921), Тувы (Кызыл, 1928), Удмуртии (Ижевск, 1921), Марийской АССР (Йошкар-Ола, 1924), Таджикистана (Душанбе, 1933) и др. Созданы музеизаповедники на открытом воздухе: музей нар. быта Латв. ССР - Бривдабас музей (Рига, 1928), Эстонский музей-парк нар. зодчества и быта (Рокк-ал-Маре, 195/), Музей истории нар. рыболовства в Вентспилсе (1954), Музей нар. быта Литов. ССР (1965); Музей быта в Тбилиси (1962); историко-архитектурные и художеств, музеи-заповедники: Костромской (1963), Ростово-Ярославский (1959), Коломенский (1934), Малые Корелы (под Архангельском, 1968); музеи архитектуры и быта в Киеве (1972), Львове (1973) и др.

В сов. этногр. музеях ярко раскрывается принцип равноправия культур. Большое внимание уделяется показу не только старого быта, но и становления быта нового социалистич. общества.

Зарубежные этнографические музеи.

В социалистич. странах Европы значит, этногр. собрания имеются в Венгрии - в Музее нар. иск-ва и этнографии (Будапешт, 1872); в ГДР - в Лейпцигском этногр. музее (1869) и Гос. этногр. музее в Дрездене (1875); в Румынии - в музее Трансильвании (Клуж-Напока, 1922) и в Музее села на открытом воздухе (Бухарест, 1936); в Нац. этногр. музее Болгарии (София, 1893), в Нац. музее Праги (Чехословакия, 1818), Нац. этногр. музее Словакии (Мартин, 1893), а также в музеях Польши (Варшава, 1888; Краков, 1905), Югославии (Белград, 1901; Загреб, 1919) и др. Этногр. коллекции имеются также в различных музеях Китая, Монголии, КНДР, СРВ.

Музеи ряда капиталистич. стран располагают богатыми этногр. коллекциями: музей Ашмола (Оксфорд, 1683), Британский музей (Лондон, 1753), амер. музеи естеств. истории (Нью-Йорк, 1869; Чикаго, 1893). Их экспозиции носят многоотраслевой характер. Часть зарубежных музеев имеет преим. этногр. профиль: Берлинский музей народоведения (Зап. Берлин, 1886), Нац. музей нар. иск-ва и обычаев (Париж, 1937), Роттердамский музей страны и народа (1883), Антверпенский (1890-е гг.) и Стокгольмский этногр. музеи, этнопарки Скансен (Стокгольм, 1891), Лиллехаммер (1904), Копенгагенский (1901), Нидерландский музей на открытом воздухе в Арнеме (1912), музей в Осло (Норвегия, 1894), Музей пуэбло в Аризоне (США, 1924). Др. музеи сочетают в своей экспозиции этнографию и археологию: Гамбургский музей народоведения (ФРГ, 1879), Нац. музей народоведения в Мюнхене (ФРГ, 1868), в Вене (Австрия, 1876), Лейдене (Нидерланды, 1837), музеи археологии и этнографии Кембриджского (Великобритания, 1883), Гарвардского (США, 1901) ун-тов, Оксфордский музей Питт-Риверса (Великобритания, 1883) и др. Крупнейшими музеями, объединяющими коллекции по антропологии, археологии и этнографии, являются Музей человека в Париже (1937), созданный на базе музея Трокадеро (1878), и Нац. музей в Оттаве (Канада, 1957). Обширные коллекции по быту народов, находившихся в колон, зависимости, собраны в Голл. колон, музее в Харлеме (1865), Музее Центр. Африки в Бельгии (Брюссель, Тервюрен, 1897), этногр. отделе Брит, музея. Этнографические отделы в национальных музеях или специализированные этнографические музеи имеются почти во всех странах мира.

Лит.: [М ихайловская А. И., Р а в и к о в и ч Д. А. (сост.)], Этнографические коллекции в музеях СССР, М., 1964; Разгон А. М., Этнографические музеи в России (1861 - 1917 гг.), в сб.: Очерки истории музейного дела в России, в. 3, М., 1961; Потапов Л. П., Основные вопросы этнографической экспозиции в советских музеях, "Советская этнография", 1951, № 2; Маковецкий И. В., Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи, "Советская этнография", 1963, № 2; По зарубежным музеям. М., 1965 (Тр. н.-и. ин-та музееведения, в. 15); Станюкович Т. В., Музей антропологии и этнографии, М. -Л., 1964; Schmeltz J. D. Е., Ethnographische Musea in Midden-Europa, Leiden, 1896; W i e s с h h о f f H. A., Etnographic museums in Germany, "Museum News", 1953, [v. 23], May 15; Col em an L. V., The Museum in America. A critical study, v.1-3, Wash., 1939; К a i U 1 d a 1 1, Les musees de Plein Air, "Museum", 1957, v. 10, N° 1. Т. В. Станюкович.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА. науч. обществ, организации, ведущие исследовательскую работу в области этнографии.

Э. о. в дореволюционной России и в СССР. В 1845 в Петербурге было организовано Рус. геогр. об-во с Отделением этнографии; в 1864 при Моск. ун-те было создано Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии; в 1878 при Казанском ун-те - Об-во археологии, истории и этнографии.

После Окт. революции 1917 исследования по этнографии ведутся в основном в рамках науч. учреждений.

Важнейшие зарубежные Э. о. Австралия. Австралийский филиал Ассоциации социальных антропологов брит. Содружества (Association of Social Anthropologists of the British Commonwealth, Australian Branch) в Канберре. Австрия. Этногр. об-во (Verein fur Volkskunde) в Вене, осн. 1894; Австрийское этнологич. об-во (Oesterreichische Ethnolgische Gesellschaft) в Вене, осн. 1957. Аргентина. Аргентинское антропологич. об-во (Sociedad Argentina de Antropologia) в Буэнос-Айресе, осн. 1936. Бельгия. Бельгийское королевское об-во антропологии и первобытной истории (Societe Roy ale Beige d'Anthropologie et de Prehistoric) в Брюсселе, осн. 1882. Бразилия. Бразильская антропологич. ассоциация (Associacao Brasileira de Antropologia) в Сан-Паулу. Великобритания. Королевский антропологич. ин-т Великобритании и Ирландии (Royal Antropolo-gical Institute of Great Britain and Ireland) в Лондоне, осн. 1843. Венгрия. Венгерское этногр. об-во (Magyar Neprajzi Tarsasag) в Будапеште, осн. 1889. Греция. Историч. и этнологич. об-во в Афинах, осн. 1883. Дания. Датское этногр. об-во (Dansk Etnografisk Forening) в Копенгагене. Испания. Испанское об-во антропологии, этнографии и первгбытной истории (Sociedad Espanola de Antropologia, Etnografia у Prehistoria) в Мадриде, осн. 1921. Италия. Об во итальянской этнографии (Societa di Etnografia Italiana) в Риме, осн. 1911. Канада. Канадская ассоциация социологии и антропологии (Canadian Sociology and Anthropology Association) с центром в Монреале. Мексика. Мексиканское об-во антропологии (Sociedad Mexicana de Antropologia) в Мехико, осн. 1937. Новая Зеландия. Полинейзийское об-во (The Polynesian Society) в Уэллингтоне, осн. 1892. Польша. Польское этногр. об-во (Polskie Towarzystwo Ludoznawcze) во Вроцлаве, осн. 1895. Португалия. Португальское об-во антропологии и этнографии (Sociedade Portuguesa de Antropologia e Etnologia) в Порту, осн. 1918. Соединённые Штаты Америки. Амер. антропологич. ассоциация (American Anthropological Association) с центром в Вашингтоне, осн. 1902, и др. Федеративная Республика Германии. Немецкое об-во этнографии (Deutsche Gesellcshaft fur Volkerkunde) в Кёльне; Об-во географии и этнографии в Бонне (Gesellschaft fur Erd- und Volkerkunde zu Bonn), осн. 1910. Финляндия. Финское литературное об-во (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura) в Хельсинки, осн. 1831. Франция. Парижское антропологич. об-во (Societe d'Anthropologie de Paris), осн. 1859. Чехословакия. Чехословацкое этногр. об-во при Чехословацкой АН (Narodopisna spolecnost ceskoslovenska pfi Ceskoslovenske Akademii ved) с центром в Праге, осн. 1893; Словацкое этногр. об-во при Словацкой АН (Slovenska narodopisna spolocnost' pri Slovenskej akademii vied) с центром в Братиславе. Швейцария. Швейцарское этногр. об-во (Schweizerische Gesellschaft fur Volkskunde) в Базеле, осн. 1896. Югославия. Этнологич. союз Югославии (Етнолошко друштво 7угославще) с центром в Белграде и отделениями в республиках. Япония. Японское этногр. об-во, осн. 1942; Японское антропологич. об-во в Токио, осн. 1884.

Объединяющие центры для этногр. учреждений и обществ, созывающие междунар. конгрессы и конференции: Междунар. союз антропологич. и этнологич. наук; Междунар. об-во этнологии и фольклора Европы (Румыния); Постоянная междунар. комиссия по этнологич. атласу Европы и сопредельных стран (координац. центры в Загребе и Бонне). С. И. Брук.

"ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ", первый рус. этногр. журнал, орган этногр. отделения моек. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Издавался в Москве в 1889-1916, выходил 4 раза в год.

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos - племя, народ и ...графин), обществ, наука, изучающая народы-этносы и др. этнич. общности, их этногенез, быт, культурноисторич. отношения. Осн. предмет Э. составляют черты традиц. повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнич. облик. Гл. источник Э.- данные, полученные методом непосредств. наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиц. исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с др. науками (археология, история) Э. воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у совр. народов). С искусствоведением и фольклористикой Э. связывает проблематика народного творчества, С экономич. науками, социологией - исследование хоз. деятельности и социальной структуры, с языкознанием - проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез - с антропологией. Э. ставит и решает как познават., так и практич. проблемы этнич. аспектов перестройки быта, совр. этнич. процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

История зарубежной Э. Накопление этногр. знаний происходило уже в глубокой древности с возникновением интереса к соседним и отдалённым народам. В надписях др.-вост. царей, в Библии и др. источниках упомянуты мн. племена и народы, изображения их представителей сохранили памятники иск-ва. Последоват. описания др. народов, их быта составлены антич. авторами (Геродот, Ксенофонт, Плиний Старший, Тацит и др.), геогр. кругозор к-рых расширился благодаря греч. колонизации и грекорим. завоеваниям. В "Географии" Страбона (кон. 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.) упоминается более 800 народов, населявших земли от Брит, о-вов до Индии и от Сев. Африки до Балтийского м. Сведения о народах Вост. Азии содержатся в "Исторических записках" Сыма Цяня (1 в. до н. э.) и др.

В ср. века описания народов Европы и. Средиземноморья оставили визант. и араб, авторы, зап.-европ. хронисты. Путешествия Плане Карпини, Виллема Рубрука и особенно Марко Поло расширили ср.-век. познания европейцев о народах Вост. и Юж. Азии.

Резкое увеличение этногр. знаний произошло в эпоху Великих геогр. открытий (с сер. 15 в.). В Америке и Африке европейцы столкнулись с племенами неизвестного происхождения, иной культуры и облика. Для Э. важны описания амер. земель испанцами (X. Колумб, Б. де Лас Касас, Д. де Ланда и др.), поскольку значит, часть индейского населения и его культура в ходе европ. завоевания были уничтожены (майя, инки и др.).

В ходе колон, захватов и геогр. открытий голландцы, англичане и французы (17-18 вв.) столкнулись с сев.-амер. индейцами (сведения о них оставлены гл. обр. франц. миссионерами - Ф. Лафито и др.), аборигенами Океании (описания Ж. Ф. Лаперуза, Дж. Кука и др.), Австралии, Африки. Накопление этногр. материала в кон. 18 в. привело к попыткам его науч. осмысления: идеализация первобытности как счастливого детства человечества (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро); мысль о зависимости обычаев и нравов от геогр. среды (III. Монтескье); идея культурного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон) и самостоят, ценности культуры каждого народа (И. Г. Гердер).

С нач. 19 в. возрос интерес к Э. европ. народов (появился термин Volkskunde - народоведение). Были изданы нем. нар. сказки и песни (Л. И. Арним, бр. Гримм); труды Я. Гримма, В. Манхардта и др. по нар. верованиям и герм, мифологии послужили основой для мифологической школы (1830-70-е гг.), выводившей фольклор и народные обычаи из древнейшей мифологии, обожествлявшей явления природы.

К сер. 19 в. Э. сложилась как самостоят, наука. Появились этнологические (этногр.) об-ва: в Париже (1839), Нью-Йорке (1842), Лондоне (1843). Осн. направление в Э. 2-й пол. 19 в.- эволюционная школа (Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган и др.)- сформировалось под влиянием эволюц. учения. Гл. идеи школы: культурное единство человечества, эволюция культуры от низших форм к высшим (от дикости к цивилизации, от группового брака к парному и т. п.), различия в культуре - следствие разных ступеней развития. Прогрессивная для 19 в. эволюц. школа рассматривала, однако, историю как сумму независимых эволюции отд. элементов культуры, общие закономерности развития выводила из "психич. единства" человечества (А. Бастиан). К материалистич. объяснению истории приблизился Морган, связывавший общественный прогресс с развитием средств существования.

Работы Моргана и труды др. эволюционистов были использованы основоположниками марксизма при создании своей концепции первобытной истории. Осн. положения марксистской концепции первобытности и возникновения классового общества, содержащиеся в кн. Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), в произв. К. Маркса и Энгельса "Немецкая идеология", "Капитал", "Марка", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" и др. имеют принципиальное методологич. значение для Э. Они оказали влияние на этногр. науку уже в 19 в.

С кон. 19 в. этногр. наблюдения велись преим. специалистами-этнографами: значит, экспедиции работали на о-вах пролива Торреса (1898), в сев. части Тихого ок. (1899-1902) и в др. р-нах. Материал собирался по предварительно разработанным программам. В эпоху империализма в Э. появились реакц. тенденции, отвергающие идеи единства и прогрессивности историч. процесса. К. Старке, Э. Вестермарк, Г. Кунов пытались опровергнуть концепцию группового брака, доказать изначальность индивидуальной семьи. Патер В. Шмидт выдвинул прамонотеизма теорию, призванную согласовать данные Э. о первобытных верованиях с христ. догмой. Влиятельным направлением стал диффузионизм, представители к-рого (Ф. Греонер, У. Риверс и др.; см. также Культурно-историческая школа) подменяли идею развития культуры тезисом о геогр. её распространении из развитых центров (напр., Др. Египта) и заимствованием. В США этногр. школа Ф. Боаса (А. Крёбер, П. Радин и др.) много сделала для конкретного этногр. изучения индейцев Сев. Америки, выявила "культурные ареалы" и связи между ними, но точная фиксация фактов не вела у них к историч. обобщениям.

Значительным было влияние на Э. нач. 20 в. франц. социологической школы Э. Дюркгейма (М. Мосс и др.), представители к-рой опирались на разработанное Дюркгеймом понятие о "коллективных представлениях"; Л. Леви-Брюль создал теорию первобытного "дологического мышления", основанного на представлении