БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ей: "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1955), "Совесть" Раннета (1956), "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1958), "Банкрот" Таммсааре (1964), "Вдова полковника" Смуула (1966), "Розовый сад" Ветемаа, "Протокол одного заседания" Гельмана (оба в 1976) и др. В труппе театра (1977): нар. арт. СССР А. Тальви, К. Карм, Ю. Ярвет, нар. арт. Эст. ССР Э. Коппель, Э. Лийгер,

В. Отсус, С. Реэк, И. Эвер, засл. арт. Эст. ССР Т. Аав, А. Иыги, М. Клоорен, А. Орав, А. Меринг, М. Сёэт и др. Гл. режиссёр (с 1976)-засл. арт. Эст. ССР М. Микивер. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). К. Хаан.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР "ВАНЕМУЙНЕ" (по имени бога песни в эст. мифологии) академический Эст. ССР, старейший эст. театр. Создан в 1870 в Тарту по инициативе эст. поэтессы и драматурга Л. Койдулы. Объединяет все жанры сценического искусства - оперу, драму, оперетту, балет. В 1878 - 1903 театр возглавлял дирижёр и режиссёр А. Вийра, в 1906-14 - К. Меннинг (при нём была сформирована проф. труппа). В 1935 создана балетная труппа. С 1940 театр возглавляет К. Ирд, под его руководством осуществлены мн. значит, постановки. В 1966 театру присвоено звание академического. Большое внимание уделяется произв. совр. эст. авторов. Среди лучших пост.: драматич. спектакли-"Любовь Яровая" Тренёва (1957), "Кориолан" Шекспира (1964), "Дикий капитан" Смуула (1965), "Салемские колдуньи" Миллера (1969), "Трагедия человека" Мадача (1971), "Деревенские песни" Вайгура (1972), "Новый Нечистый на Пекла" Таммсааре (1976); оперы -"Б_")ег бурь" Эрнесакса (1949), чТак поступ.-от все" Моцарта (1959), "Орфей и Евридика" Глюка (I960), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1966), " Королю холодно" Оякяэра (1967 ), "Джонни из Гвианы" Буша (1969), "Игрок" Прокофьева (1970), "Миндия" Тактакишвили (1973); оперетты -"Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Трембита" Милютина (1953), "Румму Юри" Арро и Нормета (1954), "Только мечта" Кырвера (1955), "Энрико 100" Рашеля (1972); балеты - "Калевипоэг" Э. Каппа (1950), "Медный всадник" Глиэра (1952), "Тийна" Аустер (1958), "Кратть" ("Домовой") Тубина (1961), "Паганини" на музыку Рахманинова (1963), "Морская дева" Пыльдмяэ (1974). В труппе театра (1978): драматич. актёры и певцы: нар. арт. Эст. ССР Э. Ани, X. Пеэп, X. Эльвисте, засл. арт. Эст. ССР Р. Адлас, Э. Кивило, М. Койду, И. Кууск, Р. Лоо, Б. Миккаль, Э. Тамуль, Я. Тооминг, Э. Хермакюла, Л. Ээльмяэ, засл. деят. иск-в Эст. ССР Э. Херманн; солисты балета - засл. арт. Эст. ССР Е. Позняк, А. Удовенко; гл. режиссёр - нар. арт. СССР К. Ирд, гл. дирижёр - засл. деят. иск-в Эст. ССР Э. Кылар, гл. балетмейстер - засл. арт. Эст. ССР Ю. Вилимаа, гл. художник - засл. художник Эст. ССР М. Сярэ. В 1967 построено новое театр, здание, в к-ром в 1970 открыт концертный зал.

Театр гастролировал за рубежом (ГДР, Финляндия, Венгрия). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).

Лит.: Гос. оодена Трудового Красного Знамени театр чВанемуйне" Эстонской ССР, Тарту, 1957; "Vanemuine" tana ja eile, Tartu, 1970; "Vanemuine". 1870 - 1970, Tallinn, 1970. Э. Кампус.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический Эст. ССР, "Э стони я". Осн. в Таллине в 1906 на базе любительского драматич. кружка при певч. об-ве "Эстония" (создано в 1865). Ставились муз. и драматич. спектакли. В 1949 драматич. труппа отделилась и театр получил совр. назв., с 1950 академический. В 1928 была поставлена первая эст. нац. опера "Викерцы" ("Викинги") Аава, в 1944 - первый нац. балет "Кратть" ("Домовой") Тубина; в 40-е гг. ставились первые сов. эст. муз.-сценич. произведения: опера "Огни мщения" (1945) и балет "Калевипоэг" ("Сын Калева"; 1948) Э. Каппа, оперетта "Румму Юри" Арро и Нормета (1955). Среди лучших постановок театра: оперы - "Тихий Дон" Дзержинского (1939), "Берег бурь" Эрнесакса (1949), "Евгений Онегин" Чайковского (1949), "Волшебная флейта" Моцарта (1964), "Железный дом" Тамберга (1965), "Кола Брюньон" Кабалевского (1970), "Травиата" Верди (1974); балеты-"Лебединое озеро" Чайковского (1954), "Тийна" Аустер (1955), "Иоанна тентата" Тамберга (1971), "Блудный сын" Прокофьева (1973). В театре в разное время работали: певцы - И. Аав-Лоо, В. Гурьев, О. Лунд, Э. Маазик, Г. Отс, К. Отс, О. Раукас, М. Тарас, Б. Ханзен; солисты балета - Б. Блинов, А. Койт, X. Пуур и др.; дирижёры -Р. Кулль, Н. Ярви; режиссёры - А. Винер, П. Мяги, П. Пинна, Э. Уули; балетмейстеры - Р. Ольбрей, А. Экстон. В труппе театра (1978): певцы - нар. арт. СССР Т. Куузик, нар. арт. Эст. ССР М. Войтес, А. Кааль, X. Крумм, Т. Майсте, У. Таутс; солисты балета - нар. арт. СССР Т. Рандвийр, нар. арт. Эст. ССР Т. Хярм; гл. дирижёр - нар. арт. Эст. ССР Э. Клас, дирижёр - нар. арт. Эст. ССР К. Раудсепп; гл. режиссёр - А. Микк, режиссёр - нар. арт. Эст. ССР У. Вяльяотс; гл. балетмейстер - засл. деят. иск-в Эст. ССР М. Мурдмаа; гл. хормейстер - нар. арт. Эст. ССР У. Ярвела; гл. художник - нар. арт. Эст. ССР Л. Рооза. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).

Лит.: Вайтмаа М. [сост.], Театр "Эстония", Тал., 1974; П а а л м а В. [сост.], Театр "Эстония", Тал., 1978; "Estonia", teater, Tallinn, 1969. М. Вайтмаа.

ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК, язык эстонцев, живущих в Эст. ССР, Ленингр., Псковской, Омской и др. обл. РСФСР, Латв. ССР, Укр. ССР, Абх. АССР, а также в Швеции, США и Канаде. Общее число говорящих в СССР 1007,4 тыс. чел. (1970, перепись). Относится к прибалт,-фин. группе финно-угорских (угро-финских) языков. Включает 3 осн. диалекта - сев.-вост. прибрежный, сев.-эст. и юж.-эст. С 16 в. существовали два литературных языка на основе сев.-эст. и юле.-эст. диалектов. Э. я. был унифицирован в 1-й пол. 20 в. В Э. я. 9 гласных и 15 согласных звуков, обилие дифтонгов. Характерны три ступени долготы у гласных и согласных. Главное ударение падает на первый слог слова. По морфологической структуре Э. я. - флективно-агглютинативный. Имена изменяются по числам и падежам, грамматический род отсутствует. Глагсл имеет спрягаемые и неспрягаемые формы. Синтаксич. связи слов выражаются гл. обр. грамматич. формами отд. слов и служебными словами. Кол-во предлогов невелико, развиты послелоги. Порядок слов в предложении относительно свободный. Лексика Э. я. включает древние финно-угорские, прибалт.-фин. и собственно эст. слова, а также мн. древних балт., герм, и слав, заимствований (более поздние заимствования - из нем., рус. и др. языков). Письменность на ослове лат. алфавита.

Лит.: К а с к А. X., Эстонский язык, п кн.: Языки народов СССР, т. 3, М., 1966 (лит.); Основы финно-угорского языкознания. Ртшбалтийско-финские, саамский и мордовские языки, М., 1975; Ariste P., Eestikeele foneetika, 2 triikk, Tartu, 1966; Т a m m J., Eesti-vene sonaraamat, Tallinn, 1961.

P. А. Агеева.

ЭСТОНЦЫ, нация, осн. население Эст. ССР. Общая числ. в СССР 1007,4 тыс. чел. (1970, перепись), в т. ч. в Эстонии 925,2 тыс. чел. Э. живут также в РСФСР (Ленинград, Ленингр., Псковская, Омская обл. и др.), в Латв. ССР, Укр. ССР, Абх. АССР. Более 100 тыс. Э. живут за рубежом (гл. обр. в США, Швеции, Канаде). Говорят на эстонском языке. Предки Э.- финноязычные племена появились на терр. Эстонии, вероятно, уже в 3-м тыс. до н. э. В течение последующих тысячелетий в их состав влились отд. балт., частично сев.-герм, (сканд.), а с кон. 1-го тыс. н. э. вост.-слав, элементы, что нашло заметное отражение в языке, антропологич. типе и материальной культуре Э. В нач. 2-го тыс. н. э. древние плем. группировки Э. постепенно заменились территориальными. Примерно тогда же начала формироваться эстонская народность. Видимо, в это время среди Э. укоренилось самоназв. maarahvas - "народ (нашей) земли", в то время как в рус. летописях они наз. вместе с др. прибалт.-фин. племенами чудью, а в зап,-европ. источниках - эстами. Связанное с последним назв. eestlased-"эстонцы" с 17 в. постепенно заменило старое самоназвание. Формирование эст. народности ускорилось в нач. 13 в. в ходе борьбы против нем. захватчиков. В результате покорения страны нем. феодалами социально-экономич. развитие затормозилось, и вплоть до 19 в. Э., преобладающую часть к-рых составляли крестьяне, находились в бесправном положении. В феод, эпоху в эст. крест, культуре сохранялось много древних самобытных черт, резко отличавших её от культуры прибалт.-нем. правящей верхушки. В 13 в. Э. были обращены в католичество, к-рое в период Реформации в 16 в. сменилось лютеранством. В 1710, в ходе Сев. войны, Эстония была присоединена к России. В сер. 19 в. ок. 10-12% сел. населения перешло в православие; небольшая группа Э., т. н. сету (на Ю.-В. Эстонии и терр. совр. Псковской обл.), исповедовала православие издавна. Гл. занятиями Э. вплоть до 20 в. были земледелие и животноводство, а на побережье и рыболовство. Традиц. сел. жилищем была жилая рига, в к-рой гл. жилое помещение (рэхэтуба) служило и снопосушилкой. Начиная с сер, !9 в. жилая рига постепенно заменялась жилищем, близким к гор. типу; мн, элементы нар. культуры стали вытесняться новыми, общеевроп. характера. Во 2-й пол. 19 в. в связи с развитием капитализма формируются эст. пролетариат и буржуазия, складывается эст. бурж. нация.

В кон. октября - нач. ноября 1917 в Эстонии была установлена Сов. власть, просуществовавшая 3,5 месяца до нем. оккупации. В ноябре 1918 была создана Сов. республика. В результате Гражд. войны и поражения эст. пролетариата в 1919 Эстония стала буржуазной республикой. Новый этап для Э. наступил после восстановления Сов. власти в 1940. В ходе социалистич. строительства, в тесном политич., экономич. и культурном сотрудничестве с др. народами СССР эст. нация преобразовалась в социалистическую. В эст. социалистич. культуре, достигшей замечат. успехов, сохраняются и творчески развиваются мн. пар. традиции: нар. одежда, используемая в качестве праздничного костюма, особенно на певч. праздниках, нар. танцы, песни и т. д. Об истории, экономике и культуре Э. см. в ст. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Лит.: Вопросы этнической истории эстонского народа, Тал., 1956; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (лит.); История Эстонской ССР, т. 1 - 2, Тал., 1961 - 66; Eesti noukogude etnograafia bibliograafia, [t. 1 - 2]. 1945 - 1970, Tallinn, 1967 - 74; Abriss der estnischen Volkskunde, Tallinn, 1964; Etnograafiamuuseumi Aastaraamat, [t.] 16 - 29, Tallinn, 1959 - 76.

А. О. Buupec.

ЭСТРАГОН, тархун (Artemisia dracunculus), многолетнее растение рода полынь сем. сложноцветных. Стебель травянистый, вые. 60-125 см. Листья ланцетно-лннейные. Цветки белые, собраны в округлые корзинки. Происходит из Монголии и Юж. Сибири. Распространён в Малой и Ср. Азии, Монголии, Сев. Китае, Сев. Америке. Культивируют в Иране, Индии, США, Бразилии, Шри-Ланке, Великобритании, ФРГ, Венгрии, Болгарии; в СССР - в Закавказье. В пищу используют ароматные листья для салатов, в качестве специи или приправ к различным блюдам, а также при засолке овощей. Для возделывания Э. пригодны плодородные почвы. Рассаду высаживают в открытый грунт (на расстоянии ок. 25 см). На Ю. хорошо перезимовывает в открытом грунте, в сев. р-нах его укрывают перегноем. На одном участке Э. можно выращивать 10-15 лет.

Лит.: Капелев И. Г., Машанов В. И., Пряноароматические растения, Симферополь, 1973.

ЭСТРАДА, вид сценич. искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или неск. артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрит, залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это гл. обр. тут же на эстраде, в нек-рых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологич. разработки образа, стремятся создать определённую маску. В иск-ве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преим. строится на совр., более того, злободневном материале, использует свои специфич. жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатич. тагец, манипуляцию и др.

Истоки Э.- в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) гл. обр. на нар. гуляньях, а с сер. 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом'в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й пол. 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

Другим источником Э. стали дивертисменты - концерты после основного оперно-балетного или драматич. спектакля, в к-рых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, нар. песни и танцы. С сер. 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.

Иск-во Э. развивалось и в мюзик-холлах, к-рые выросли из нар. таверн (особенно распространённых в Англии). Для привлечения посетителей туда приглашались оркестры, хоры, артисты. Исполнялись злободневные куплеты, бытовые танцы, песни улицы. Первые мюзик-холлы были созданы в Лондоне в сер. 19 в. В кабаре-кафе, где собирались артисты, художники и др., на импровизированной эстраде выступали поэты, актёры. Здесь впервые появился конферансье. Из кабаре, организованного артистами МХТ, вырос, напр., один из первых в России театров миниатюр -"Летучая мышь" (1908).

В нач. 20 в. иск-во Э. обогатилось за счёт джазовой музыки (см. Джаз). Выдвинулся ряд муз. коллективов: джазоркестры под рук. Б. Гудмена, Л. Армстронга, Дюка Эллингтона (США). Позже распространились вокально-инструмент. ансамбли, соединяющие нар. песни с совр. ритмами. Популярность завоевала публицистич., антибурж., прежде всего антимилитаристская, песня: Э. Буш (Германия, позже ГДР), П. Робсон, Д. Рид

(США) и др. Получили известность эстрадные певцы: Ж. Беккер, Э. Пиаф, М. Шевалье, Ж. Брель (Франция), X. Белафонте, Э. Фицджералд и др. (США), Л. Сигеру, Р. Лоретти (Италия); эксцентрики Грок, Димитрий (Швейцария); пантомимист М. Марсо (Франция). В эстрадном танце стали использоваться совр. ритмы, акробатич. трюки, достижения бытового танца. Утвердились новые формы эстрадной хореографии: степ, салонно-бытовой и акробатич. групповой ритмический танец "гёрлс". Особое место заняли представления "Балета на .льду". В рабочих и студенч. эстрадных театрах и коллективах, руководимых прогрессивными орг-циями, получили распространение сатирич. произв. различных жанров, направленные против бурж. образа жизни.

С первых дней Сов. власти в России передовые артисты отдавали своё иск-во победившему народу, они выступали на фронтах Гражд. войны 1918-20, в рабочих клубах, в деревнях. На эстрадных подмостках звучали публицистич. злободневные монологи, куплеты, сатирич. сцены, выдающиеся произв. классики и сов. писателей.

В 1919 был создан Театр революц. сатиры (Теревсат) в Витебске, в 1920 - в Москве, Петрограде, Томске, Баку, Киеве и др. городах. Теревсаты, объединившие артистов разных жанров, ставили совр. революц. произведения. Эта традиция была продолжена "Синей блузой". Открытые в различные годы театры миниатюр (Ленинградский под рук. А. И. Райкина, Московский, Саратовский "Микро" и др.) постоянно обращались и обращаются к совр. произведениям. Идейность, политич. устремлённость утверждались в борьбе с бурж. идеологией, пошлостью, низкопробным иск-вом- наследием дореволюц. прошлого. Свой путь сов. Э. нашла в сближении с революц. действительностью, в овладении коммунистич. партийностью. Ныне Э. в СССР стала одним из самых массовых иск-в.

Большое распространение на Э. получила песня - рус. и др. народов СССР, бытовая, публицистич. и лирическая, исполняемая ансамблями и отд. певцами. Не менее популярны танцы - народные, бытовые, акробатич., эксцентрич. и др. Широко представлены эстрадные оркестры, вокально-инструмент. ансамбли, музыканты-солисты. Ведущее место занимают артисты, обращающиеся к злободневному публицистич. и сатирич. репертуару,- конферансье, исполнители куплетов, фельетонов, юмористич. рассказов, кукольных представлений. Всенародное признание получили: певцы - Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, М. И. Бернес, М. М. Магомаев; артисты сатирич. жанров - В. Я. Хенкин, Н. П. Смирнов-Сокольский, А. И. Райкин, Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, М. В. Миронова и А. С. Менакер, Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин, Гос. эстрадный оркестр под рук. Л. О. Утёсова и мн. др. В Москве и Ленинграде имеются стационарные эстрадные театры. Мюзикхоллы работают в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте. Имеются Московский, Ленинградский и Украинский балеты на льду (см. раздел Эстрада в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и в 24-м томе, книга II - "СССР").

Значит, развитие получила Э. и в др. социалистич. странах. В столице ГДР Берлине работают самый большой в Европе эстрадный театр "Фридрихштадт-паласт", театр сатирических миниатюр "Дистль"; в Чехословакии - театр"Панто-мима на Забрадли" во главе с Л. Фиалкой, театр-аттракцион "Латерна магика"; неск. театров миниатюр имеется в Польше. Много талантливых эстрадных артистов различных жанров работают в Венгрии, Болгарии, Румынии, Монголии, Югославии. Ю. А. Дмитриев.
30-21.htm
ЭСТРУП (Estrup) Якоб Брённум Скаве-ниус (16.4.1825, Соре,-24.12.1913, близ Кунгсдаля), датский политич. и гос. деятель. Крупный помещик. В 1854-55 деп. фолькетинга, с 1864 (с перерывом) деп. ландстинга. В 1865-69 мин. внутренних дел, в 1875-94 премьер-мин, и мин. финансов. ЛиДео правых консервативных сил (партии Хойре), Э. получил прозвание "дат. Бисмарк". Правление Э. ознаменовалось резким столкновением правящей Хойре с оппозиц. партией Венстре. В ответ на неоднократные отклонения представителями Венстре правительств, бюджетов Э. прибег (впервые в 1877) к практике врем, финанс. законов, формально не требовавших утверждения парламентом, что привело к росту налогов и вызвало в 80-х - нач. 90-х гг. обострение политич. обстановки и крест, волнения. Компромисс между умеренной частью Хойре и правым крылом Венстре привёл к отставке Э.

ЭСТРУС (новолат. oestrus) (биол.), то же, что течка.

ЭСТУАРИЙ (от лат. aestuarium - затопляемое устье реки), однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые потоком наносы удаляются мор. течениями или приливными движениями и прилегающая часть моря имеет большие глубины; в таких случаях даже при большом выносе наносов отложения их на устьевом участке не происходит. Устья в виде Э. имеют pp. Енисей, Темза и мн. др.

ЭСТЫ, см. Эстонцы.

ЭСХАР, посёлок гор. типа в Чугуевском р-не Харьковской обл. УССР. Расположен на р. Северский Донец, в 2 км от ж.-д. ст. Эсхар (на линии Харьков - Купянск-Узловой). 3-д железобетонных изделий и конструкций; ГРЭС. Овощеводч. совхоз.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos - последний, конечный и ...логия), религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. В становлении индивидуальной Э. особая роль принадлежит Др. Египту, а в становлении всемирной Э.- иудаизму, сосредоточенному на мистич. осмыслении истории как разумного процесса, направляемого волей личного бога: руководимая богом история должна преодолеть себя самоё в приходе "нового неба и новой земли". Индивидуальная Э. становится частью всемирной Э., ибо наступление "будущего века" окажется сроком для воскресения умерших праведников. Э. христианства выросла на основе Э. иудейского сектантства, освобождённой от нац. чаяний и дополненной мотивами антич., егип. и зороастрийской Э. Она исходила из того, что эсхатологич. время уже началось с выступлением Иисуса "Христа" ("Мессии"). При этом в первом его пришествии история оказывается снятой лишь "незримо" и продолжает длиться, хотя под знаком конца; второе пришествие (в качестве судьи живых и мёртвых, см. "Страшный суд") должно выявить эту незримую реальность. Э. Нового завета (см. Библия) выражает себя в многозначных символах и притчах, избегая наглядности; однако ср.-век. сознание в бесчисл. апокрифах и "видениях" создаёт детализированную картину потустороннего мира. На уровне чугственно-наглядного мифа Э. часто содержит мотивы, общие для различных религий (ислама, католицизма и т. д.). С наступлением эпохи капитализма функции, мотивы и темы Э. отчасти перенимаются идеологией утопии.

Лит.: D i е t е г i с h A., Nekyia, Lpz., 1893; Bultmann R., History and eschatology, Edin., 1957. С. С. Аверинцев.

ЭСХЕЛЬ Аркадий Александрович [р. 28.1 (10.2).1914, дер. Янзакасы, ныне Цивильского р-на Чуваш. АССР], чувашский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Печатается с 1929. Книги Э. (рассказы, повести, очерки) поев, трудовым свершениям его современников: "Родной дом", "Отец и сын" (обе - 1959), "Солнечный дождь" (1965), "Ночная буря" (1970) я др. Автор стихов, поэм, пьес, выступает также как сатирик, юморист, лит. критик, переводчик. Произв. Э. переведены на языки народов СССР. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Юрьев М., Писатели Советской Чувашии, Чебоксары, 1975.

ЭСХИЛ (Aischylos) (ок. 525, Элевсин,- 456 до н. э., Сицилия), древнегреч. драматург. Происходил из старинного аристократия, рода. Участвовал в греко-персидских войнах. В 484 одержал первую победу в драматич. состязаниях; впоследствии ещё 12 раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно ок. 80 драматич. произв. Э., сохранилось только 7: "Персы" (472), "Семеро против Фив" (467), трилогия "Орестея" (458; "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды"); о времени создания трагедий "Просительницы, или Молящие" и "Прикованный Прометей" единого мнения нет. Из остальных трагедий Э. дошли отрывки, редко превышающие 5-10 стихов; относительно крупные фрагменты из сатировских драм "Тянущие невод" и "Послы, или Истмийцы" опубл. в изданиях егип. папирусов в 1933 и 1941. Творчество Э. относится к периоду окончат, утверждения афинской демократии (1-я пол. 5 в. до н. э.) и отражает переоценку мировоззренч. принципов родового строя. Героем его трагедий является самостоятельный в своём поведении и ответственный за свои поступки человек. Сущность трагического у Э. раскрывается с наибольшей отчётливостью в "Орестее": тяготеющее над домом Агамемнона проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского ареопага, чьё решение освящается богиней Афиной и символизирует победу демократич. государственности над архаич. законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражд. равноправия над "варварским" деспотизмом составляет осн. содержание "Персов" и находит также отражение в "Семерых против Фив" и "Просительницах". Гуманистич. содержание творчества Э. с исключит, яркостью раскрывается в трагедии о Прометее - "самом благородном святом и мученике в философском календаре" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений