БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321, Р. Валгре.

После освобождения Э. от фаш. захватчиков в 1944 муз. жизнь стала быстро восстанавливаться. Возобновили работу симф. оркестр радио (с 1975 Гос. симф. оркестр Эст. ССР), муз. театры и уч. заведения. Были созданы: муж. хор (1944, с 1952 Академич. муж. хор Эст. ССР), смешанный хор, эстрадный оркестр (ныне при Эст. телевидении и радио). Певческие праздники получили новое социалистич. содержание. В муз. творчество вошла социалистич. тематика (кантаты "Бессмертие" Л. Таутса, 1948, посвящённая В. И. Ленину, и "Власть народа" Э. Каппа, 1951). Популярные массовые песни создали Эд. Арро, Р. Валгре, Б. Кырвер, В. Оякяэр, Л. Таутс; состоялись премьеры опер "Огни мщения" (1945) и "Певец свободы" (1950) Э. Каппа, "Берег бурь" Эрнесакса (1949), балетов "Калевипоэг" Э. Каппа (1948) и "Тийна" Л. Аустер (1955), оперетт "Румму Юри" Эд. Арро и Л. Нормета (1954) и "Только мечта" Б. Кырвера (1955). Крупные симф. произв. написали А. Капп (2-5-я симфонии, 1944-51), Эллер (симф. поэмы "Полёт орла", 1949, и "Звенящие поля", 1951), А. Лемба (3-5-й фп. концерты, 1944-51), Л. Аустер (фп. концерт, 1952), Г. Эрнесакс (хоровая сюита "Как живут рыбаки", 1953), Э. Капп (2-я симфония, 1954), В. Капп (2-я симфония, 1955). В камерную музыку внесли вклад Эллер, А. Гаршнек, Э. Капп, М. Саар, В. Капп.

С кон. 50-х гг. с появлением нового композиторского поколения начался период активных поисков выразит, средств в области инструментальной музыки - симф. и камерной. В этот период написаны "Кончерто гроссо" Э. Тамберга (1956), "Три эстонские танца" X. Юрисалу (1956), 1-4-я симфонии Я. Ряэтса (1957-59), концерт для фп. с оркестром Я. Коха (1958), увертюра № 2 В. Тормиса (1959). Создаются вокально-симфонические произв. на ист. и совр. темы, в т. ч. кантата "Балтийское море - море мира" Э. Каппа (1959).

Творчество 60-х - 1-й пол. 70-хгг. стало ещё более многообразным по содержанию, жанрам и стилям. Были написаны: Концерт для камерного оркестра (1961), декламаторий "Карл Маркс" (1963), Школьная кантата (1968) Я. Ряэтса, сценич. "Лунная оратория" (1962) и "Балетсимфония" (1959) Э. Тамберга, "Коллаж В-А-С-Н" А. Пярта (1964), трилогия кантат Я. Коха "Песня о партии" (1960), "Песня о Ленине" (1967), "Песня о Родине" (1969). Среди ведущих композиторов в области хоровой музыки - В. Капп, В. Тормис. Популярность получили оперы "Лембиту" В. Каппа (1961), "Железный дом" Э. Тамберга (1965), "Лебединый полёт" В. Тормиса (1965), "Королю холодно" В. Оякяэра (1967), "Соль" Б. Парсаданяна (1973), "Необыкновенная история" Р. Кангро (1974), "Рембрандт" Э. Каппа (1975), оперетты и мюзиклы Кырвера, Ю. Раудмяэ, Ю. Винтера, А. Ойта. В симф. жанр внесли вклад Эллер, Э. Капп, Ряэтс, Парсаданян, Юрисалу, Э. Мяги, Коха, Пярт, А. Маргусте, X. Розенвальд, Л. Сумера; в камерный - Э. Капп, Ряэтс, Э. Арро, К. Синк, X. Карева, Кангро: в лёгкую музыку - У. Найссоо, Ойт, Г. Подельский, В. Оякяэр, X. Хиндпере. Значительны достижения эст. композиторов в киномузыке. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. Эст. ССР Н. Ярви, Э. Клас, Р. Матсов, К. Раудсепп, засл. деят. иск-в Эст. ССР В. Ярви, Р. Меркулов, П. Сауль, Э. Кылар; хоровые дирижёры - нар. арт. СССР Г. Эрнесакс, нар. арт. Эст. ССР Ю. Симм, К. Лейнус, Ю. Варисте, А. Ратассепп, К. Аренг, О. Оя, X. Кальюсте; певцы -нар. арт. СССР Т. Куузик, Г. Отс, нар. арт. Эст. ССР А. Ардер, К. Отс, Э. Маазик, М. Тарас, О. Лунд, В. Гурьев, М. Вой-тес, У. Таутс, X. Крумм; пианисты - дуэт засл. арт. Эст. ССР А. Клас и Б. Лукк, засл. арт. Эст. ССР X. Сепп; скрипачи-нар. арт. Эст. ССР В. Алумяэ, засл. арт. Эст. ССР И. Раннап; органист нар. арт. Эст. ССР X. Лепнурм. Среди музыковедов: X. Тампере, У Кольк, И. Рюйтель (фольклористы), И. Юриссон, А. Вахтер, К. Лейхтер, X. Кырвитс, X. Тынсон, О. Туйск (история музыки), А. Семпер, М. Топманн, А. Хирвесоо (критика). В Эст. ССР регулярно проводятся дни лит-ры и иск-в братских республик и зарубежных стран, с 1972 - всесоюзные фестивали хоров в Таллине, с 1967 - республиканские конкурсы исполнителей (инструменталисты и вокалисты).

В Эст. ССР функционируют (1978): театр оперы и балета "Эстония" (Таллин), театр оперы, балета и драмы "Ванемуfine" (Тарту), Гос. симф. оркестр Эст. ССР (Таллин), филармония, Академич. муж. хор Эст. ССР, смешанный хор Эст. телевидения и радио, Таллинский камерный хор (1962), Квинтет духовых инструментов им. Я. Тамма, струнный квартет Эст. филармонии (1974), эстрадный оркестр телевидения и радио, эстрадный ансамбль "Лайне" (1965), Музей театра и музыки (1941, Таллин), Таллинская консерватория, Таллинская муз. ср. школа, 2 муз. уч-ща (Таллин и Тарту), 36 детских муз. школ; Союз композиторов Эст. ССР (1941).

Лит.: Вахтер А., Эстонская ССР, [пер. с эст.], 2 изд., М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); История музыки народов СССР, тт. 1 - 5, М., 1970-74; А г г о Е., Geschichte der estnischen Musik, Bdl, Tartu, 1933; Kasemets A., Eesti muusika arenemislugu, Tallinn, 1937; Kakskummend aastat eesti muusikat, red. K. Leichter, Tallinn, 1938; Vahter A.. Noemet L., Noukogud Eesti muusikast, Tallinn, 1965; Lauluga labi aegade koost A. Tamarkin, Tallinn, 1965; Eesti muusika, t. 1, Tallinn, 1968; Muusikaelust vanas Tallinnas, Tallinn, 1972; О 1 t H., Modern Estonian composers, Tallinn, 1972; Eesti muusika, t. 2, Tallinn, 1975. А. Хирвесоо, И. Рюйтель.

XVII. Танец. Балет

Истоки эст. нар. танца - в различных обрядах, праздничных обычаях. Первые упоминания о нём относятся к 13 в. Со временем танец обрёл чёткую форму, для к-рой характерны блггородство манеры исполнения, отсутствие высоких прыжков, перепляса. Эст. танец, как правило, массовый, строится по кругу (парный характерен для 2-й пол. 19 в.). Танцы принято делить на обрядовые, подражательные (имитирующие различные повадки и движения животных и др.), акробатические и бытовые. Элементы обрядовых сохранились в "Кихну ратае", "Муху каннанеэр", "Тарга рехеалуне" и др.; среди подражательных -"Харакатантс" ("Танец сороки"), "Карутантс" ("Танец медведя"), а также "Кингсепа полька" ("Полька сапожника") и др.; акробатических почти не осталось ("Пулгатантс", "Кандали"). С 18 в. эст. танец вобрал элементы нар. танцев соседних стран. Ок. 1820 популярным становится вальс, к-рый преобразовался в народный "Лабаялавальс", с особой манерой исполнения поворота на всей ступне. Во 2-й пол. 19 в. часто танцевали польку (разновидности - "в три шага", "через ножку", с подскоком и др.). Контрдансы представлены танцами типа "Инглиски" и близкими к ним "Ойге я ваземба", "Каламиес", "Куппаримуори". На кадрили основаны и "Пикк инглиска" и своеобразный танец "Каэра Яан".

В нач. 20 в. бальные танцы стали вытеснять народные. В 1913 по инициативе А. Раудкатс началась работа по собиранию, записи и популяризации нар. таицев. В 40-х гг. 20 в. в Э. зародилась традиция вечеров нар. творчества, выросшая в респ. праздники нар. танца (с 1963), в к-рых принимает участие до 10 тыс. исполнителей (1970).

В республике много танц. коллективов, имеются самодеят. ансамбли, к-рые создают сценич. варианты танцев ("Кулыос", "Туйсулине", "Сыпрус", "Куллакетраяд" и др.). Над ними работают хореографы У. Тооми, X. Миккель, С. и О. Валгемяэ, К. Леэте и др. Нек-рые ансамбли сохраняют этнографич. танцы ("Лейггрид" и др.). Руководителей ансамблей нар. танцев готовят на курсах при Доме нар. творчества, в Вильяндиском уч-ще культуры и Таллинском пед. ин-те.

X. Я. Аассалу.

Развитие проф. балета началось под влиянием танц. иск-ва рус. артистов и отдельных гастролёров из др. стран. Одна из первых проф. танцовщиц - Э. Ильбак, последовательница А. Дункан. В 1924 Г. Негго организовала в Таллине студию ритмопластики, к-рая готовила исполнителей и балетмейстеров, ставила спектакли. Классич. танец успешно преподавался в студии, созданной Е. Литвиновой (быв. артистка Мариинского театра), её воспитанники Л. Лооринг, Э. Хольц, Р. Ольбрей, Р. Роод были в составе первой балетной труппы театра "Эстония". Первое хореографич. представление было показано в 1914. В 1925 балетмейстером театра стала Р. Ольбрей, к-рая пост.: "Щелкунчик" (1936) и "Лебединое озеро" (1940) П. И. Чайковского, "Красный мак" Р. М. Глиэра (1939), "Кратт" Э. Тубина (1944). В 1935 при театре "Ванемуйне" (Тарту) была создана балетная труппа под рук. балетм. И. Урбель. После освобождения Э. от фаш. оккупации хореографич. иск-во получило все возможности для дальнейшего развития. В репертуар вошли произв. классич. наследия и лучшие балеты сов. и заруб, композиторов; среди балетов эст. композиторов: "Калевипоэг" Э. Каппа (1948, "Эстония"; 1950, "Ванемуйне"), "Тийна" Л. Аустер (1955, "Эстония"; 1958, "Ванемуйне"), "Балет-симфония" Э. Тамберга (1960, "Ванемуйне"; 1963, "Эстония"). В 60-е - сер. 70-х гг. ведущие балетм. М. Мурдмаа, Ю. Вилимаа, Э. Суве, в творчестве к-рых нац. традиции своеобразно сочетаются со школой классич. танца. Созданы новые балеты, напр. "Иоанна тентата" Тамберга (1971, "Эстония") и др. Среди ведущих артистов балета - Т. Рандвийр, А. Лейс, Ю. Лехисте, Е. А. Позняк, Т. Сооне, Э. Керге, Ю. Ласе, Т. Хярм, В. И. Маймусов, Я. Гаранцис, Э. Эркина, И. Арро, С. Краниг; педагогов-репетиторов - А. Экстон, X. Пуур, Л. Леэтмаа. В Э. ставили балетмейстеры из др. республик - Б. А. Фенстер, В. П. Бурмейстер, В. Гривицкас и др. С 1946 работает Таллинское хореографич. уч-ще. Материалы о балете печатаются в еженедельнике "Сирп я вазар" ("Серп и молот"), в сб. "Театральные заметки". Лит.: Тог mis L., Eesti balletist, Tallinn, 1967; Toopunalipu ordeniga autasustatud Eesti NSV Riiklik Akadeemiline Ooperi - ja Balletiteater "Estonia" (1906 - 1966), Tallinn, 1969; "Vanemuine" tana ja eile, Tartu, 1970.

Л. Тормис.

XVIII. Драматический театр

Обряды и фольклор Э. содержат элементы театральности и драматич. действия. Вторжение в нач. 13 в. нем. и дат. захватчиков, многовековой социальный и нац. гнёт надолго задержали развитие эст. культуры. Театр, иск-во коренному населению Э. не было доступно. В 1529 в Таллинской ратуше была сыграна на лат. языке комедия Теренция "Андриянка". В кон. 16 в. ставились первые спектакли в Тарту. Развивалась школьная драма. В нач. 17 в. выступали бродячие нем. труппы. В 1665 возник первый частный театр. В 1784 в Таллине местная интеллигенция открыла любительский театр. В поставленную им пьесу Коцебу "Отцовское ожидание" были включены сцены на эст. яз. В 1809 в Таллине открылся проф. нем. театр, где шли отдельные драматич. спектакли на эст. яз. Зарождение эст. театра связано с общим подъёмом нац. движения во 2-й пол. 19 в. В 1870 в Тарту в помещении певческого об-ва "Еаиемуйне" ставились пьесы эст. писательницы Л. Койдула ("Двоюродный братец из Сааремаа" и др.), заложившие основу нац. драматургии, определившие её демократич. направленность, просветит, тенденции. Начинание об-ва "Ванемуйне" способствовало тому, что спектакли стали ставиться в Таллине, Нарве, Вильянди, Пярну и др. городах. В создании нац. сценич. иск-ва значительна роль первого проф. эст. режиссёра и театр, деятеля А. Вийра. В полупроф. театре "Ванемуйне" он проложил (1878-1903) дорогу муз. спектаклям и воплощению на ^ст. сцене мировой классич. драматургии (Мольер, У. Шекспир). К созданию совр. репертуара и реалистич. традиций стремился реж. К. Юнгхольц, руководивший театр, труппой "Таара" в Тарту (1901-05). В 1906 сложились проф. труппы в театрах "Ванемуйне" (Тарту) и "Эстония" (Таллин). Театр "Ванемуйне" в 1906-14 возглавлял основоположник нац. режиссуры К. Меынинг. Он достиг в постановках слаженности исполнит, ансамбля, утверждал реалистич. принципы эст. театра. Этому способствовали вошедшие в репертуар театра произв. нац. драматургов А. Кицберга, Э. Вильде, О. Лутса. Театр "Эстония" славился отд. талантливыми актёрами, в расчёте на к-рых и ставились спектакли. Здесь получили известность Т. Альтерманн, Э. Вильмер, А. Лаутер, П. Пинна. С 1908 театр стал включать в репертуар оперы и оперетты. В годы Революции 1905-07 во мн. городах Э. получили распространение пролет, театр, кружки. Такой кружок, созданный при Нар. доме Лютера и с 1915 работавший при об-ве "Валвая", после Окт. революции 1917 стал первым сов. театром таллинских рабочих. Такой же театр был основан и в Нарве. В годы бурж. республики развитие эст. театра продолжалось в условиях обострившейся борьбы двух культур. В 20-30-е гг. работали театры: в Таллине - "Эстония", Драматический театр, "Драмстудио" (с 1937 - Эст. драматич. театр, с 1952 - Театр драмы им. В. Кингисеппа), "Утренний театр", Таллинский рабочий театр; в Тарту - "Ванемуйне"; в Пярну - театр "Эндла"; в Вильянди - театр "Угала"; в Нарве - Нарвский театр. В 20-е гг. появились значит, работы эст. драматургов - М. Метсанурка, X. Раудсеппа, А. X. Таммсааре. Демократически настроенные деятели театра поддерживали связи с сов. сценич. иск-вом. Ставились пьесы М. Горького, В. П. Катаева, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина и др. Значит, роль в развитии театр, иск-ва Э. сыграло изучение системы Станиславского. Творческие успехи театра связаны в те годы с именами режиссёров - Л. Калмета, А. Лаутера, П. Пыльдрооса, П. Сеппа, А. Сярева и ряда актёров.

Новый период в развитии эст. театра наступил с восстановлением в республике Сов. власти (1940). Национализация театров упрочила их экономич. положение. В репертуаре значит, место заняли пьесы сов. драматургов, были открыты театр в Раквере (1940) и Музей театра и музыки в Таллине (1941). В годы Великой Отечеств, войны часть деятелей эст. театра работала в эст. художеств, ансамблях. Многие из этих деятелей (К. Ирд, Э. Кайду, А. Лаутер, П. Пыльдроос, И. Таммур и др.) сыграли большую роль в утверждении ссциалистич. реализма в послевоен. эст. театре. Продолжала развиваться нац. драматургия. Произведения М. Рауда, И. Семпера, А. Хинта, А. Якобсона были направлены в значит, степени на разоблачение бурж. идеологии. Среди лучших спектаклей 40-х- нач. 50-х гг.: "Жизнь в цитадели" (1946) и "Борьба без линии фронта" (1947) Якобсона, "Кремлёвские куранты" Погодина (1947, в роли В. И. Ленина - П. Пыльдроос), "Неуловимое чудо" Вильде (1952), "Железный дом" Таммлаана (1954), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1955). В 50-е гг. на эст. сцене новое освещение получили темы ценности человеческой личности, поисков героем своего места в совр. жизни, преодоления внутр. конфликтов. Философской трактовкой, тонкостью психологич. рисунка отличаются режиссёрские работы В. Пансо. Углублённое отражение современности свойственно пьесам А. Лийвеса, Э. Раннета, Ю. Смуула и др. Творческими достижениями стали спектакли: "Атлантический океан" Смуула (1956), "Совесть" (1956) и "Блудный сын" (1958) Раннета, "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1958) и <Трёхгрошовая опера" (1965) Брехта, "Человек и бог" Таммсааре (1962), "Кориолан" Шекспира (1964), "Кихну Йынн" ("Дикий капитан") Смуула (1964 и 1965), "Иосиф и его братья" Райниса (1966), "Мать" Горького (1967).

Во 2-й пол. 60-х гг. в эст. режиссуру пришло новое пополнение: Я. Тооминг, Э. Хермакюла, М. Микивер, К. Райд и др. Театр 70-х гг. отражает стремление к глубокому осмыслению сложности жизненных явлений, многообразию и яркости выразит, средств. Наиболее интересные спектакли этих лет - "Трагедия человека" Мадача (1971), "На задворках" Лутса (1974), "Новый Нечистый из Пекла" Таммсааре (1976).

Большое влияние на эст. театр оказывают творческое содружество с театрами др. республик, участие во Всесоюзных смотрах и фестивалях. Эст. театры неоднократно гастролировали в столицах др. республик, а также за рубежом (Финляндия, ГДР, Польша, Венгрия). В театрах братских республик широко ставятся пьесы эст. драматургов - Э. Ветемаа, Б. Кабура, Р. Каугвера, Лийвеса, Раннета, Смуула, Якобсона и др. Кадры актёров и режиссёров готовят (с 1957) кафедра сценич. иск-ва Таллинской гос. консерватории, а также студии Театр, об-ва Эст. ССР (создано в 1945). В Эст. ССР работают (1978): в Таллине - Театр драмы им. В. Кингисеппа, ТЮЗ (осн. в 1965), Рус. драматич. театр, Театр кукол; в Тарту - театр "Ванемуйне"; в Вильянди - театр "Угала"; в Пярну - Драматический театр им. Л. Койдула (до 1953-"Эндла"), Раквереский театр. Среди крупнейших деятелей советского эст. театра: нар. арт. ОССР К. Ирд, К. Карм, А. Тальви, А. Эскола, Ю.Ярвет; нар. арт. Эст. ССР-режиссёры А. Сатс, И. Таммур; актёры Э. Коппель, Э. Лийгер, Л. Линдау, В. Отсус, X. Пеэп, А. Ребане, Л. Руммо, С. Реэк, И. Эвер, X. Эльвисте; художники В. Хаас, В. Пейль, М.-Л. Кюла и др.

Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966 - 71; К ас к К., Тормис Л., Паалма В., Эстонский театр, М., 1978; К ask К., Teatritegijad, alustajad, Tallinn, 1970; е ё ж е, Esimene hoo-aeg, 1940/41, Tallinn, 1970; Tormis L., Teatrisuhted iile idapiiri, Tallinn, 1973.

К. Каск.

XIX. Кино

Первые киносъёмки на терр. Э. были осуществлены франц. фирмами "Пате" и "Гомон", снятый материал включался в киножурналы этих фирм (1908-14). Первым снимал хронику в Тарту в 1912- 1914 фотограф И. Пяэзуке. В 1914 он же поставил первый эстонский художественный фильм "Охота на медведя в Пярнумаа". После установления буржуазной республики в 1919 в Э. стали возникать мелкие кинофирмы, из к-рых выделялась "Эстония-фильм" (1920-32, операторы - братья И. и П. Парикас и К. и Т. Мярска), выпускавшая киножурналы, документ, и короткометражные игровые ленты. Лучшие среди картин 20-х гг.: "Тени прошлого" (1924), "Румму Юри" (1929, реж. И. Лооп и Б. Яаникоск), "Невесты-калеки" (1929, реж. К. Мярска, по рассказу Э. Вильде). В 1930 был создан первый эст. звуковой фильм "Золотой паук" (реж. К. Мярска). В 30-е гг. кинопроизводство было сосредоточено в студии "Ээсти култуур-фильм", к-рая выпускала хронику, документ, и видовые фильмы.

После восстановления Сов. власти в Э. (1940) "Ээсти култуурфильм" был национализирован, а в 1941 преобразован в Эстонскую студию кинохроники. Начавшееся преобразование студии было прервано Великой Отечеств, войной. С 1944 Эстонская студия кинохроники, продолжавшая работу как Таллинская киностудия, выпускала хронику (с 1944 стал выходить журнал ч Сов. Эстония"), осуществляла дубляж фильмов на эст. язык. Первые художеств, картины с участием эст. актёров были поставлены совм. с "Ленфильмом": чЖизнь в цитадели" (1948, по пьесе А. Якобсона), "Свет в Коорди" (1951, по Г. Леберехту), "Счастье Андруса" (1955, по Леберехту, реж. всех трёх фильмов Г. Раппапорт). С 1955 Таллинская студия (с 1963 - "Таллинфильм") начала регулярный выпуск художеств, картин. В 1961 создан панорамный художеств, фильм "Опасные повороты" (реж. Ю. Кун и К. Кийск).

В 60-х - нач. 70-х гг. в кино добились успеха: Ю. Мюйр (чПарни одной деревни", 1962), Л. Лайус (чС вечера до утра", 1963), Кийск ("Ледоход", 1963; "Оглянись в пути", 1964), В. Кяспер ("Де-вушка в чёрном", 1968), К. Комиссаров ("Заблудшие", 1970), В. Аруоя и Я. Тооминг ("Цветные сны", 1974) и др. Важное место в творчестве студии занимают экранизации произв. эст. лит-ры: ч Новый нечистый из преисподней" (1965, реж. Г. Кроманов и Мюйр), "Молочник из Мяэкюла" (1965, реж. Лайус), "Что случилось с Андресом Лапетеусом?" (1967, реж. Кроманов), "Весна" (1969, реж. А. Крууземент), "Индрек" (1975, реж. М. Микивер). Кинематографич. мастерством отмечены также фильмы: политич. памфлет "Безумие" (1968) и поев. эст. коммунистам-подпольщикам 20-х гг. фильм "Цену смерти спроси у мёртвых" (1978) - оба Кийска, романтико-иронич. "Последняя реликвия" Кроманова (1969), психологич. драма "Родник в лесу" Лайус (1973).

Возникновение эст. кукольной мультипликации, занимающей значит, место в эст. киноискусстве, связано с именем реж. Э. Туганова, поставившего в 1958 первый кукольный фильм "Сон маленького Пеэтера". Он же создал фильмы "Осёл, селёдка и метла" (1969), "Кровавый Джон" (1974) и др. Дебютировавший в 1963 реж. X. Парс вывел действующих лиц своих фильмов - кукол - на натуру (напр., в серии фильмов о приключениях оператора Кыпса). В 1972 под рук. реж. Р. Раамата были выпущены первые эст. рисованные фильмы; особенностью этого вида стало использование средств совр. изобразит, иск-ва.

Наибольших успехов в документ, кино 60-70-х гг. достигли С. Школьников ("Там, где жил Хемингуэй", 1964; чЯ готов, я иду", 1967), Ю. Тамбек ("Эдуард Вийральт", 1968; "Эльдорадо", 1971), П. Пуке ("А. X. Таммсааре", 1-3 ч 1971-74; "Юхан Лийв", 1975), А. Сёэт ("511 лучших фотографий с Марса", 1968; ч Белая земля Эндерби", 1969, совм. с М. Каск), В. Андерсон ("Виллу", 1970; "Прядильщицы", 1976).

В жанре науч. кино наиболее интересны работы Л. Мери ("За северным ветром", 1970; "Ветры Млечного пути", 1977) и Р. Марана ("Хвойное городище", 1971). Среди лент студии "Эстонский телефильм" (осн. в 1965): "Женщина с острова Кихну" (1974, реж. М. Соосаар), "Дирижёры" (1975, реж. А. Сёэт), "Навеки Ваш" (1976, реж. М. Пыльдроос), чВ тиши болот" (1976, реж. Р. Маран), ч Земные радости "(1977, реж. М.Соосаар). Работает также бюро "Эстонский реклам-фильм" (с 1967).

Союз кинематографистов Э. осн. в 1962 (Оргбюро в 1958). В 1977 насчитывалось 605 киноустановок.

В Таллине проводятся кинофестивали, недели союзных республик, социалистич. и капиталистич. стран.

В эст. художеств, кино работают режиссёры: В. Аруоя, К. Кийск, Г. Кроманов, А. Крууземент, В. Кяспер, Л. Лайус, Ю. Мюйр, Я. Тооминг и др.; операторы: Ю. Гаршнек, М. Дороватовский, А. Ихо, X. Рехе, Ю- Силларт и др.; актёры: Э. Киви, Э. Кулль, X. Мандри, Л. Мерзин, М. Микивер, Л. Ульфсак, А. и О. Эскола, Ю. Ярвет и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 272-273).

Лит.: Козенкраниус И., Т о бр о В., Киноискусство Советской Эстонии, М., 1966; Kosenkranius I., Film ja aeg, Tallinn, 1974. Я. Руцс.

ЭСТОНСКАЯ ТЕМНОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных овец мясо-шёрстного направления продуктивности. Выведена в Эстонии в 1930-60 скрещиванием местных грубошёрстных овец с баранами англ, короткошёрстных пород, гл. обр. со шропширами. Бараны весят 70-90 кг, матки 40-85 кг. Шерсть в основном 56-60-го качества, дл. 7- 8 см; однородная, белая, кроющий волос на голове тёмный. Настриг шерсти с баранов 3,6 кг, с маток 3,2 кг. Выход мытой шерсти ок. 60%. Плодовитость 120- 137 ягнят на 100 маток. Разводят породу в Эст. ССР и нек-рых р-нах РСФСР.

Лит.: Овцеводство, под ред, Г. Р. Литовченко и П. А. Есаулова, т. 1, М., 1972. ЭСТОНСКАЯ ЧЕРНО-ПЁСТРАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода молочного направления продуктивности. Выведена в Эстонии в кон. 19 - нач. 20 вв. скрещиванием местного скота с голландским черно-пёстрым. Быки весят 900-1000 кг, коровы 550-600 кг. Удои 3800-4500 кг молока в год, рекордный - 10 321 кг. Жирность молока 3,8-3,9%. Мясные качества удовлетворительные. Бычки, выращиваемые на мясо, в возрасте 18 мес. весят 420- 450 кг. Убойный выход 56-57 %. Районирована порода в сев. и зап. р-нах Эст. ССР. Плем. скот вывозился во мн. обл. РСФСР, БССР, УССР, Казах. ССР для улучшения местного черно-пёстрого скота.

Лит.: Скотоводство. Крупный рогатый скот, т. 1, М., 1961; К u 11 i V., Р и n g A., Vaher L.. Eesti mustakirju veisetoug, Tallinn, 1965.

ЭСТОНСКИЙ ТАЛЛИНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР драмы им. В. Кингисеппа. Основан в 1916. Инициаторы создания - актёры театра "Ванемуйне" А. и О. Теэтсов, А. Маркус, А. Сунне, Э. Тюрк и др. Как драматич. театр с 1918 работал под различными назв. С 1949 Таллинский драматич. театр, в 1952 ему присвоено имя В. Кингисеппа, в 1957 - звание академического. Среди спектакл