БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ура Таллина. В 13-16 вв. в Таллине сооружались церкви: Домская, Пюхавайму, Олевисте, Нигулисте; готич. гражд. здания: ратуша (1404), гильдия Олевисте (15 в.) и Большая гильдия (15 в.), ансамбли монастырей: Катарийна (доминиканский монастырь св. Екатерины, 13-16 вв.), Михкли (св. Михаила, 13-16 вв.) и Пирита (св. Бригитты, 15-16 вв.), дома горожан с жилой комнатой высотой в 2 этажа ("diele") и главным фасадом, украшенным резным порталом с предпорожьем. В 14 в. таллинские мастера строили на всей терр. Сев. Э. (церкви Кейла и Козе в у. Харью, Люганузе и Йыхви в у. Виру). В 15 в. в Сев.-Зап. Э. преобладали одно-двухнефные церкви, на С.-В.- трёхнефные зальные церкви с башней (Хальяла, Виру-Яагупи, Вяйке-Маарья и др.). В период готики в Э. было построено более 50 каменных замков различных типов: нерегулярные, связанные с рельефом (Отепя, Лихула), жилые донжоны (Пайде, Пёйде, Вастселийна), регулярные кастеллы (Таллин, Хаапсалу, Пылтсамаа). С последней чет. верти 13 в. строились характерные для нем. ордена коиоентские дома (в 13- 14 вв. в Вильянди, Пярну, во 2-й пол. 14 в. в Таллине, Раквере, Нарве, Курессааре, в 15 в. в Пылтсамаа). С развитием огнестрельного оружия часть замков была превращена в обширные лагерные кастеллы (Пайде, Вастселийна, Хаапсалу). В сел. местности монастыри (Кяркна, Падизе), а также часть церквей(Вальяла, Кихельконна, Ныо, Лайузе, Йыхви, Марьямаа, Пюха и др.) имели крепостной характер. 6 городов были защищены кам. стенами и укреплёнными воротами (Таллин, Тарту, Нарва, Пярну, Вильянди, Хаапсалу).

В 1-й четв. 16 в. наряду с готикой появились ренессансные тенденции (гл. обр. в орнаментике и архит. декоре): важня (1554), дом братства Черноголовых (илл. см. т. 19, стр. 265), шпиль ратуши (арх. А. Графф, 1627) - в Таллине, жилые дома в Нарве.

Ок. 1640 в Э. проникает барокко: ратуша, 1668-71, арх. Г. Тейфель, в Нарве, Таллинские ворота в Пярну, 1690, и др. В облике городов важными композиц. акцентами стали бастионы (Таллин, Нарва, Тарту, Пярну). После присоединения к России в 18 в. архитектура Э. развивается в тесной взаимосвязи с русской. В Таллине были построены дворец и парк Кадриорг (1718-25, арх. Н. Микетти), здание губернского управления (1767-73, арх. И. Шульц); помещичьи усадебные дома (Палмсе, Сагади,

Хийу-Сууремыйза), перестроен в дворцовом духе замок Пылтсамаа (1772-74, интерьеры - И. М. Графф). В церк. зодчестве распространились зальный и крестово-купольный типы (церковь Елизаветы, 1744-47, арх. И. X. Гютербок, и православная церковь Екатерины, 1764- 1768, арх. П. Егоров, в Пярну).

В кон. 18 в. утвердился ранний классицизм, сохранивший отд. черты барокко: ратуша в Тарту, 1782-89, арх. Ю. Г. Б. Вальтер (илл. см. т. 25, стр. 281). В 19 в. под воздействием петерб. зодчества распространились "образцовые" проекты фасадов, в особенности для жилых и обществ, зданий в Тарту (гостиный двор, 1816-21, разрушен). Здесь же было построено здание ун-та (арх. И. В. Краузе, илл. см. т. 25, с. 282). В Сев. Э. в нач. 19 в. строились усадебные дома дворцового типа (Хыреда, Колга, Рийзипере) с пейзажными парками.

Во 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. в городах сложились крупные пром. комплексы с рабочими посёлками (Кренгольмская мануфактура в Нарве и др.), в архитектуре жилых и обществ, зданий распространился эклектизм (церковь Каарли в Таллине, 1862-70, арх. Р. Бернхардт, О. Хиппиус, и др.).

С развитием стиля "лодерн" связано нац.-романтич. направление в архитектуре Э.: стр-во театр, зданий, клубов (Эст. студенческое об-во в Тарту, 1902, арх. Г. Хеллат), школ, доходных домов и особняков (жилой дом в Таллине на ул. Виру, 1913, арх. К. Бурман, А. Перна). В 1920-30-е гг. архитектура во многом определяется чертами функционализма (в стр-ве обществ, и жилых зданий - Э. Хаберманн, X. Йохансон, А. Маттеус, Э. Куузик, О. Сийнмаа, А. Соанс: в стр-ве сел. школ и хуторов - А. Вольберг, Э. Ныва).

В крест, хуторах сохранялся сложившийся в 11-12 вв. своеобразный тип дома "жилая рига" - сруб, объединявший жилую комнату ("rehetuba") и гумно ("rehealune"); приземистый монументальный удлинённый объём венчала высокая соломенная или камышовая крыша.

После восстановления Сов. власти в 1940 и изгнания фаш. оккупантов в 1944 начались разработка ген. планов, восстановление и дальнейшая быстро растущая застройка городов; крупные реставрац. работы проводились в Таллине, Нарве, Кингисеппе, началась целостная застройка г. Кохтла-Ярве.

С сер. 1950-х гг. утверждаются совр. принципы градостроительства (ген. план Таллина), ведётся массовое стр-во обществ, и жилых домов по типовым проектам с применением сборных конструкций, создаются крупные жилые комплексы с развитой сетью культурно-бытового обслуживания, в к-рых сочетаются свободная и регулярная планировка (Мустамяэ, с 1961, арх. В. Типпель, Т. Каллас и др., Вяйке-Ыйсмяэ, с 1972, арх. М. Порт, М. Меэлак, Ласнамяэ, с 1977, арх. М. Порт, М. Меэлак, В. Херкель и др. в Таллине, Анне в Тарту, Паала в Вильянди и др.). В 1970-е гг. формируется новый облик села, к-рый определяется рациональной планировкой жилой застройки из благоустроенных домов, сооружением обществ., а также крупных производств, зданий (пос. Винни, Саку, Куртна, арх. В. Херкель, Б. Миров, В. Пормейстер и др.). Начало новаторским принципам проектирования положил ансамбль Певческого поля в Таллине (1960, арх. А. Котли, X. Сепманн, X. Сепп, У. Тэльпус, инж. Э. Паальманн, акустик X. Орувез). В 1960-70-х гг. построен ряд обществ, зданий, отличающихся оригинальностью архит. решений и отделки (Таллинский политехнич. ин-т, 1962-69, арх. X. Сепманн, У. Тэльпус и др., со спорт, залом, 1975, Р. Карп; гостиница "Виру" в Таллине, 1972, арх. М. Порт, X. Сепманн, интерьеры В. Ази, В. Тамм и др.; театр "Ванемуйне" в Тарту, 1967, арх. А. Вольберг, П. Тарвас и др.; дом культуры в Хаапсалу, 1975, арх. А. Эйги; строится центр парусного спорта для Олимпийских игр 1980 в Пирите под Таллином, арх. X. и К. Лоовеэр, X. Сепманн, П. Янес и др.). Обществ, здания на селе отличаются богатой пластикой объёмно-пространств. композиции, сочетающейся с природным окружением (адм. здание птицеводческой станции в Куртна, 1966, здание совхозатехникума в Янеда, 1974, оба - арх. В. Пормейстер; межколхозные строит, конторы в Пярну, 1974, арх. Ю. Яама, инж. А. Ринго, и в Рапле, 1976, арх. Т. Рейн; адм. здание колхоза "Линда" Выру-ского р-на, 1972, арх. Т. Рейн; адм. здание рыболовецкого колхоза им. С. М. Кирова, 1974, арх. Р. Хансберг и др.).

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр. Э. относятся к 3-2-му тыс. до н. э. (небольшие фигурки, глиняная посуда, украшенная орнаментом гребенчатая керамика, изделия из кости). В 1-м тыс. до н. э. широко распространились металлич. украшения: в качестве элементов орнамента встречаются круг, треугольник, крест, полумесяц и др., новыми типами украшений были подковообразные фибулы, нагрудные цепи.

К 1-й пол. 13 в. относится позднероманский растит, декор капителей в церкви замка Хаапсалу, купели в Вальяле, к сер. 13 в.- готич. мотивы декора в орденском замке Вильянди, хоре Домской церкви в Таллине, церквах Карья и Пёйде. Особое место в готич. скульптуре Э. занимает богатый декор церкви Яана (14 в.) в Тарту (крупные терракотовые фигуры псевдотрифория, зап. стены интерьера, триумфальной арки, фризы с изображением человеческих голов), связанный с архит. композицией церкви и созданный под отдалённым влиянием франц. высокой готики.

Позднеготич. кам. резьба характерна в основном для Таллина (рельефы портала церкви монастыря Катарийна, кон. 14 в., капители дома Большой гильдии, 1410). Дерев, скульптура связана в основном с работами мастеров из Любека и Нидерландов: Мадонна из Каармы (ок. 1280), гл. алтарь церкви Нигулисте (скульптура И. Стенрат, живопись X. Роде, 1481), гл. алтарь церкви Пюхавайму (Б. Нотке, 1483), боковые стенки скамьи магистрата в Таллинской ратуше (ок. 1370) и др. Развивается ювелирное иск-во (X. Риссенберг Старший, 15 в.), литейное дело.

В скульптуре 16-17 вв. преобладала мемориальная пластика: надгробие Понтуса де ла Гарди в Домской церкви в Таллине (1589-95, скульптор А. Пассер). В 16-18 вв. резьба по дереву и дерев, скульптура (в основном создававшаяся местными мастерами) нашли применение в мебели, алтарях, кафедрах (мастера - Кр. Аккерман, Б. Гейстман, И. Зарудный, Э. Тиле, Л. Хейссман, Т. Хейнце в Таллине и Б. Рашки на о. Сааремаа); важнейшие анонимные произведения: кафедры церкви Ранну (сер. 16 в.), кафедра церкви Пюхавайму в Таллине (1597), эпитафии Буксхевденов в церкви Кярла (1591). Широкое распространение получила художеств, обработка металла, развилось произ-во художеств, стекла, а также фаянса.

Ранними образцами живописи являются фрагменты настенных росписей в церквах Вальяла, Муху, Каарма, Ридала и Карья (13-14 вв.). Наиболее выдающиеся произв. 15 в. - живопись створок алтарей церкви Нигулисте и церкви Пюхавайму, большой фрагмент "Пляски смерти" Б. Нотке (кон. 15 в., Художеств, музей Эст. ССР, Таллин). В 1-й четв. 16 в. в Таллине работал Михель Зиттов (ок. 1469-1525), в 1561 была создана живописная эпитафия Черноголовых Л. Гландорфом. Широкое развитие изобразит, искусства относится к нач. 19 в., когда была основана под рук. графика К. А. Зенфа рисовальная школа при Тартуском ун-те (1803), давшая толчок развитию пейзажа и портрета преим. в духе классицизма, к-рый в 1820-30-е гг. приобретает романтич. окраску (серии гор. видов Г. Ф. Шлатера, сцены из нар. жизни Т. Гельхаара, жанровые портреты крестьян А. Пецольда, пейзажи К. Кюгельгена). По проекту В. И. Демут-Малиновского в 1823 было создано надгробие М. Б. Барклая-де-Толли в Йыгевесте.

Зачинателями нац. художеств, реалистич. школы во 2-й пол. 19 в. были И. Келер, проф. петерб. АХ, П. Рауд (в живописи), А. Вейценберг, А. Адамсон (в скульптуре). Дальнейшее развитие реалистич. традиция получила в нач. 20 в. в творчестве художников А. Лайкмаа, К. Мяги, Н. Трийка, скульптора Я. Коорта, графика К. Рауда.

В первые десятилетия 20 в. художеств, жизнь Э., складывавшаяся под влиянием России и Зап. Европы, была отмечена стремлением к созданию самостоят, системы художеств, образования, к организации нац. художеств, объединений и выставок, интересом к нар. иск-ву. Во время Революции 1905-07 развивалась политич. сатирич. графика. Большую роль в развитии иск-ва Э. в 1920-е гг. сыграла художеств, школа "Паллас" в Тарту, творчество мн. художников перекликалось с зап.-европ. течениями: футуризмом. (А. Ваббе), экспрессионизмом (П. Арен, К. Мяги в живописи, Э. Вийральт в графике, А. Старкопф в скульптуре) и конструктивизмом (А. Акберг, Я. Вахтра, М. Лаарман). В 1930-е гг. ведущая роль принадлежала реалистич. направлению, раскрывшемуся в живописи А. Йохани, Н. Куммитса, К. Лийманда, Э. Хаамера, скульптуре Я. Коорта, графике А. Бах-Лийманд, X. Мугасто. В живописи Адамсон-Эрика, П. Бурмана, А. Варди проявляется близость импрессионизму. С восстановлением в Э. Сов. власти в 1940 начался новый этап развития иск-ва на основе принципов социалистич. реализма. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 группа эст. мастеров изобразит, иск-ва основала в Ярославле Союз эст. художников (1943); в их творчестве отразился патриотич. подъём воен. лет. После освобождения Э. от фаш. оккупации (1944) происходит объединение творческих сил и перестройка художеств, жизни. В живописи 2-й пол. 1940 - нач. 1950-х гг. - в тематич. работах В. Карруса, И. Кимма, В. Дойка, Э. Окаса, в произв. И. Выэрахансу, Р. Сагритса, Р. Уутмаа, А. Янзена и др.- утверждается метод социалистич. реализма. Больших успехов достигла графика; на рубеже 1940-50-х гг. были развиты преим. портретный (Э. Эйнманн), жанровый (Э. Окас, А. Хойдре) и пейзажный (Г. Рейндорф) рисунок; в 1960-70-е гг. выдвигается целый ряд художников, работающих в различных, видах и жанрах графики, среди к-рых первое место занимает эстамп (А. Бах-Лийманд, Р. Кальо, А. Кеэренд, А. Кютт, X. Ларетей, В. Толли, П. Улас, X. Ээльма, И. Торн и др.), в области книжного оформления (X. Керсна, П. Лухтейн, В. Тоотс), сатирич. графики (X. Валк, Э. Вальтер, Я. Ензен).

В станковой и монумент, живописи Э. 1960-70-х гг. раскрывается многообразие творческих манер и жанров (А. Варди, Э. Ките, Н. Кормашов, Л. Микко, В. Охакас, Э. Пыльдроос, О. Субби и др.). В скульптуре создаются портреты, жанрово-ист. композиции, монументальные произв. (Э. Роос, Ф. Саннамеэс, А. Старкопф, Я. Соанс и др.), мемориальные ансамбли (арх. А. Мурдмаа, скульптор М. Варик).

В декоративно-прикладном иск-ве плодотворно развиваются традиции нар, творчества: в художеств, обработке кожи (Адамсон-Эрик, А. Рейндорф), в художественном текстиле и ковроткачестве (М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм), в изделиях из металла (Э. Куррель, X. Раадик, С. Раунам, М. Ряэк), из стекла (М. Роосма, С. Раудвеэ). в керамике (X. Кума, Э. Пийпуу, С. Сымер, Л. Кормашова и др.). Высокого уровня достигло оформление интерьеров обществ, зданий (Б. Томберг, М. Сумматавет, Т. Ганс и др.).

Илл. см. на вгслейках - к стр. 193 и табл. XII-XV (стр. 272-273).

Лит.: Л я т и X., Мяги Э., Реалистическое искусство г. Эстонии, Таллин, 1956; Бернштейн Б., Гене Л., Изобразительное искусство Эстонской ССР, М.. 1957; Вага В., Пооблема пространственной формы в сро~""вековой архитектуре Латвии и Эстонии, ". '.рту, 1960; Кума X., Прикладное искусство Советской Эстонии и его мастера, Ji.- М., 1962; Бернштейн Б., Эстонская графика, М., 1970; Раам В., Архитектурные памятники Эстонии, Л., 1974; Karling S., Hoizschnitzerei und Tischlerkunst der Renaissance und des Barocks in Estland, Dorpat, 1943; [Kuma H.], Eesti NSV tarbekunst, Tallinn, 1955 (на эст. и pvc. яз.); L a t i H., Eesti graafika, Tallinn, 1963 (на эст., рус., нем., англ, яз.); А г m a n H., Eesti arhitektuuri ajalugu, Tallinn. 1965; S oo n p a a L., Eesti skulptuur, Tallinn, 1967; L о о d u s R., Eesti raamatugraafika, Tallinn, 1968; Solomokova I. (jt.), Eesti kunsti ajalugu, т. 1 (ч. 1-2)-2, Tallinn, 1970 - 77; V a g a V., Kunst Tartus. XIX sajandil, Tallinn, 1971; Solomokova I., Eesti NSV Kunst, Leningrad, 1972 (на эст., рус., англ, яз.); К i rm e К., Eesti nahkehistoo, Tallinn, 1973; L о о d u s R., Noukogude Eesti raamatugraafika, Tallinn, 1976; R a a m V., Gooti puuskulptuur Eestis, Tallinn,

1976 (на эст., рус., англ., нем. яз.); V а 8 а V., Kunst TallinnasXIX sajandil, Tallinn, 1976; Nurk Т., Korgem Kunstikool "Pallas", 1919 - 1940, Tallinn, 1977. Б. М. Бернштейн, Л. Ю. Гене, В. В. Роом.

XVI. Музыка

Древнейшие эст. нар. напевы относятся к рунич. песенной форме (см. Руны). Наряду с трудовыми, календарно-обрядовыми, свадебными, колыбельными и др. песнями развита необрядовая лирика и меньше распространены лирико-эпич. песни. Несмотря на то, что напевы в своём большинстве не связаны с определ. текстом, можно обнаружить их жанровые особенности, а также локальные отличия. В песнях Юж. Э. наблюдается нек-рое сходство с латыш, и литовской музыкой. В Сев. Э. многие песни отличаются удлинёнными звуками в конце фраз или полуфраз. Рунич. песни обычно исполняются запевалой и хором. Доминирует одноголосие, в Юж. Э. встречается бурдонное двухголосие. В районе Сету (Юго-Вост. Э.) образовалось своеобразное многоголосие: осн. ниж. голос (torre), исполняемый хором, сопровождается верхним ("звонким") голосом (kille) солиста. Позднейшие нар. напевы связаны с новой рифмовой и строфич. песенной формой. Они возникли в основном в 19 в. под влиянием инструм. нар.музыки и песен соседних народов (немцев, латышей, а также русских, финнов и шведов) и нем. и эст. проф. музыки. Эти песни (необрядовая лирика и лирико-эпич. песни социального протеста, революц., солдатские, юмористич., хороводные, танц., баллады) имеют, как правило, квадратную куплетную форму и широкий диапазон. В их основе мажоро-минорная ладовая система. Вместе с этими песнями распространилось аккордово-гармонич. двухголосие и пение под аккомпанемент народных инструментов. Среди нар. муз. инструментов: варган (язычковый), сопель, свирель, дуда, жалейка, пастушеская труба, рожок, волынка (духовые), каннель (щипковый, типа гусель), било (ударный). В 18 в. появилась скрипка, завоевавшая в 19 в. большую популярность, в кон. 19 в. популярной становится гармошка. Среди знатоков рунических песен - Эпп Вазар, Май Кравцов, Лийс Алас, Мико Оде, Хилана Таарка, Анне Вабарна и др., инструменталистов - Юхан Маакер (волынка), Эрни Казесалу (каннель), Карл Кикас (гармошка) и др. В 1732 Ф. Мениусом были впервые опубликованы эст. нар. мелодии. Возникновение эст. фольклористики (19 в.) связано с деятельностью просветителей-демократов (Ф. Р. Фельман, Фр. Р. Крейцвальд) и с первыми "праздниками песни". Собирание фольклора, в т. ч. музыкального, явилось частью нац. движения, направленного против нем. феодалов. Среди первых эст. композиторов, записывавших фольклор, -К. А. Херманн, М. Хярма. Систематич. запись нар. музыки была начата под рук. О. Калласа в 1904 об-вом студентов Тартуского ун-та. Среди первых пропагандистов эст. муз. фольклора - певица А. Тамм. Собиранием и пропагандой фольклора занимались также И. Аавик, А. О. Вяйсянен, А. Кийсс, К. Креэк, П. Пенна, М. Саар, П. Сюда и др. В 1927 в Тарту был создан Центр, архив эст. фольклора (Eesti Rahvaluule Arhiiv). Здесь были осуществлены первые публикации и исследования эст. учёных (Ю. Цейгер, X. Тампере) в области эст. нар. музыки. После Великой Отечеств, войны 1941- 1945 Архив эстонского фольклора был преобразован в отделение фольклора Лит. музея им. Фр. Р. Крейцвальда АН Эст. ССР - ныне гл. архивный центр эст. фольклора; в 1969 при музее организован сектор нар. музыки.

Проф. музыка развивалась вначале в русле церковной. После вторжения в 13 в. на терр. Э. нем. крестоносцев в церквах и монастырях было введено в обиход католич. пение, а с 14 в.- органы (позднее органы встречались в домах богатых горожан). Появились бродячие музыканты (ряндмуузикуд), к-рые в 15 в. стали объединяться в гор. цехи. В 18 в. создавались крепостные оркестры в имениях помещиков (в т. ч. в Пылтсамаа, Колга, Матсалу). С 1784 в Таллинском любительском театре ставились пьесы на эст. языке с песнями и танцами (в т. ч. оперетта "Отцовская надежда" В. Гёршельмана, 1788). В городах Куресааре, Пярну, Хаапсалу (под рук. И. Г. Видемана) начались любительские открытые концерты камерной и оркестровой музыки. Известность получили изготовлявшиеся местными мастерами (И. Таль из Антсла и др.) рояли, органы (позитивы), скрипки. В нач. 19 в. стало развиваться многоголосное хоровое пение (первые хоры в Лайузе, Торма, Пылтсамаа, Канепи). Появились любительские деревенские духовые оркестры (Торма, 1848; Вяэгвере, 1860). В нач. 19 в. были созданы первые 4-голосные хоровые песни на эст. яз. (Э. Гёршельман, И. В. Яннсен, М. Кёрбер).

В сер. 19 в. активизировалось нац.-освободит, движение против нем. помещиков и духовенства, дав толчок к развитию нац. музыки. Основанные в 1865 певческотеатр. об-ва ("Ванемуйне", "Эстония") стимулировали развитие хорового исполнительства. Знаменат. событием стал 1-й всеэстонский певческий праздник в Тарту (1869; ему предшествовали местные праздники песни в Ансекюла - 1863, Иыхви - 1865, Симуна - 1866, Уулу- 1867). Появились песни первых проф. композиторов (А. Кунилейд, Ф. А. Зебельман, Э. А, Томсон).

На рубеже 20 в. выдвинулась плеяда эст. музыкантов, воспитанников Петерб. и Моск. консерваторий - композиторы Р. Тобиас, А. Капп, М. Саар, М. Людиг, А. Лемба, Ю. Аавик, П. Сюда, К. Креэк, X. Эллер, инструменталисты Я. Тамм, Р. Кулль, Т. Лемба, А. Топман, И. Паулсен, П. Рамуль и др. В 1900 был создан любительский симф. оркестр в Тарту (организатор и дирижёр композитор А. Л яте). С 1908 начались систематич. популярные симф. концерты в Тарту (в Таллине - с 1913) под упр. дирижёров Ю. Аавика, Р. Кулля, Ю. Симма. В 1906 был основан проф. театр "Эстония", члены труппы к-рого: певцы О. Микк-Крулль, А. Сяллик, Б. Хансен, X. Эйнер, дирижёр Р. Кулль, стали основоположниками нац. оперного иск-ва. Концертную деятельность вели певцы П. Брем-Юргенсон, М. Людиг-Синкель, Л. Хеллат-Лемба, пианисты А. и Т. Лемба и др. Появились первые нац. произв. крупных форм (А. Капп, А. Лемба, X. Эллер). В период рус. Революции 1905-07 зародились рабочие хоры и оркестры (в Таллине при об-вах "Валвая" и "Пандорин"). При посредничестве пролет, печати распространялись революц. и рабочие песни, композиторы (в т. ч. Симм) перекладывали их для хоров.

После Окт. революции 1917 деятельность рабочих хоров активизировалась. На фронтах Гражд. войны выступали скрипач Э. Сырмус и пианист А. Лемба. Революц. события получили отражение в творчестве композиторов X. Эллера и А. Каппа. Однако деятельность Эст. трудовой коммуны (в т. ч. и в области муз. иск-ва) была прервана вторжением в Э. войск интервентов и установлением бурж. диктатуры.

В период бурж. диктатуры муз. иск-во развивалось только благодаря усилиям прогрессивных деятелей. В 1919 были основаны высшие муз. уч-ща в Таллине (с 1923 консерватория) и в Тарту (в 1925-28 консерватория). Значит, роль играли рабочие муз. кружки в Таллине (1927), Пярну (1930), Тапа (1930) и Тартуский рабочий театр (1927). Муз. спектакли шли на сценах театров "Эстония", (Таллин), "Ванемуйне" (Тарту), "Энд-ла" (Пярну), "Угала" (Вильянди), в театре г. Нарвы. Был создан симф. оркестр Эст. радиовещания (1926). Среди симф. и хоровых дирижёров - Р. Кулль, Ю. Аавик, О. Роотс, Ю. Симм, Т. Веттик, Э. Аав, А. Топман, К. Лейнус, Р. Пяте, Г. Эрнесакс, Э. Тубин, А. Каринди; скрипачей - В. Алумяэ, X. Аумерг, X. Лаан; пианистов - А. Лемба, . Франц; органистов - X. Лепнурм, П. Индра; виолончелистов - А. Карьюс; контрабасистов - Л. Юхт; певцов - И. Аав-Лоо, Б. Хансен, А. Ардер, К. Отс, М. Тарас, Т. Куузик. В области музыковедения и критики работали Эл. Арро, А. Каземетс, К. Лейхтер, П. Рамуль, Э. Виснапуу, Р. Пяте, А. и Т. Лемба. Состоялось 4 певческих праздника (1923 - 1938), имевших, однако, узко националистич. направленность. Ведущим композитором и педагогом в Таллине был А. Капп, в Тарту - X. Эллер. В симф. творчество внесли значит, вклад их ученики Э. Тубин, Э. Капп, Э. Аав. Хоровые песни создали А. Капп, М. Людиг, Т. Веттик, Р. Пяте, А. Каринди, Э. Аав, Г. Эрнесакс. Первые шаги в области эст. оперы относятся к нач. 20 в. (К. А. Херманн, М. Хярма, О. Херманн), первой репертуарной оперой стали "Викерцы" Э. Аава (1928). Оперы создали также А. Лемба, А. Ведро, И. Хиоб, Э. Оя. Эст. оперетта зародилась в творчестве П. Ардна и X. Ватселя.

После восстановления Сов. власти в 1940 началась новая эра в развитии эст. музыки. Были реорганизованы муз. театры, коллективы и муз. уч. заведения, созданы филармония, Дом нар. творчества, союз композиторов. Велась подготовка к декаде эст. лит-ры и иск-ва в Москве. Расширился творч. диапазон композиторов и исполнителей. Был написан первый эст. балет ("Домовой" Э. Тубина, 1941). Нападение немецких фашистов временно приостановило развитие муз. жизни. Эвакуировавшиеся в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 композиторы и музыканты объединились в эст. художеств, ансамбли (1942, Ярославль) - муж. и смешанный хоры, симф. и эстрадный оркестры, квинтет духовых инструментов (последний с 1975 имени Я. Тамма). Эст. композиторы написали ряд произв., среди к-рых 1-я симфония ("Патриотическая") Э. Каппа (1942), его же первая эст. сов. опера "Огни мщения" (1944), кантата "Огни Юрьевой ночи" X. Лепнурма (1943), песня "Моя отчизна - моя любовь" Г. Эрнесакса (1944), массовые песни Эд. Арро