БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321525, и катехизис С. Ванрадта и И. Коэла, 1535). Первые типографии на терр. Э. основаны в Тарту (1631) и Таллине (1633); в них печатали богослужебные книги преим. на латыни и нем. яз. Сохранилось 40 с лишним названий книг на эст. яз., изданных в 17 в. В 18 в. с распространением грамотности среди населения большую популярность приобрели справочные издания - календари. К концу века возникла также светская художеств. лит-pa на эст. яз. В 19 в. развернулась деятельность эст. учёных-просветителей, создавших эст. науч.-популярную лит-ру. Значит, событием было издание нац. эпоса "Калевипоэг" (1857-61). Из 7 тыс. названий книг и брошюр, выпущенных в 19 в., ок. 90% относится ко 2-й пол. века. В 70-80-е гг. 19 в. произошли существ, изменения в содержании книг, преобладающей стала светская лит-pa на эст. яз.- учебники, календари, науч.-популярные книги, беллетристика. Выходило большое число научных изданий на русском и других языках.

Первая в Э. газ. "Ревалыпе постцайтунг" ("Ревельский почтовый листок") выходила на нем. яз. в 1689-1710. Периодич. печать на эст. яз. возникла в 1766, когда в г. Пылтсамаа начал издаваться еженедельный журн. "Люххике ыппетус..." ("Краткое наставление...", за год вышел 41 номер). Непродолжит. время выходили эст. газеты в 1806, 1821-25. Начало регулярного издания газет на эст. яз. относится к 1857, когда стала выпускаться газ. "Перно постимеэс" ("Перноский почтальон"). Рупором антифеод, борьбы была газ. "Сакала", выходившая в 1878-82 под редакцией лидера радикального крыла нац. движения К. Р. Якобсона. Первой ежедневно выходившей эст. газетой стала "Постимеэс" ("Почтальон" Тарту, с 1891).

Революц. рабочая эст. печать, зародившаяся в первые годы 20 в. в виде листовок и прокламаций, получила широкое развитие в ходе Революции 1905-07. В Петербурге выходили газеты "Эдази" ("Вперёд", 1905) и"Тёэлине" ("Рабочий", 1907), в Таллине "Социал-демократ" (1906-07). Выпускались журналы, альманахи марксистской направленности. В 1906 в Петербурге был издан на эст. яз. "Наёмный труд и капитал" К. Маркса. В годы реакции легально выходил профсоюзный журн. "Тёэ" ("Труд", 1908-09), нек-рые эст. рабочие издания стали выходить за рубежом, ср^еди них газета "Уус ильм" в Нью-Йорке ("Новый мир", с 1909, выпускается до наст, времени). Видным издателем революц. лит-ры был эст. писатель Ю. Лилиенбах; его изд-во"Мыте" ("Мысль") приступило в 1910 к выпуску "Капитала" К. Маркса отдельными тетрадями.

Ведущим органом большевистской печати в Э. была газета "Кийр" ("Луч"), выходившая под разными названиями с июня 1912 до июля 1914 в Нарве; в ней помещены перепечатанные из "Правды" неск. статей В. И. Ленина. К моменту Окт. революции 1917 в Э. насчитывалось 5 большевистских газет, после победы социалистич. революции их число продолжало расти. В 1918 был создан первый сов. эст. издат. орган - издат. отдел Эстляндекой трудовой коммуны, к-рый в 1919 развернул свою деятельность в Петрограде. В 1918 было организовано Телеграфное агентство Эстляндской трудовой коммуны ЭсТА (с 1920 - ЭТА).

В период, бурж. власти в Э. эст. революц. печать продолжала своё развитие в Сов. России, где за 1918-40 было издано ок. 1100 книг и брошюр, в разное время выходило ок. 40 газет и журналов на эст. яз. Книги на эст. яз. выпускали Эст. издательское товарищество (1922- 1926), изд-во "Кюльвая" ("Сеятель", 1922-34) в Ленинграде и др.; издавались газ. "Эдази" ("Вперёд", 1917-37), журн. "Классивыйтлус" ("Классовая борьба", 1919-36) и др. периодич. издания. Часть выпущенной лит-ры нелегально распространялась в бурж. Э.

Большевистские издания, в т. ч. орган Коммунистич. партии Э. "Коммунист" (1918-41), печатались в бурж. Э. нелегально, в подпольных типографиях. Легальная рабочая печать подвергалась непрерывным репрессиям. В бурж. Э. для книгоиздат. дела было характерно обилие конкурирующих между собой мелких предприятий (к 1940 св. 70 изд-в и ок. 100 типографий), небольшие тиражи, высокие цены на книги. Наряду с переводами классиков мировой лит-ры, учебниками, научными и справочными изданиями (в 1932-37 была издана "Эстонская энциклопедия") выпускалось множество низкопробных коммерч. изданий. Всего за годы бурж. власти (1919- 1940) вышло ок. 24 тыс. назв. книг и брошюр. Среди бурж. газет наибольшее распространение имели "Пяэвалехт" ("Ежедневная газета", 1905-40), "Ваба маа" ("Свободная земля", 1918-38), после фаш. переворота 1934 официазом стала газ. "Уус Ээсти" ("Новая Эстония", 1935-40).

После восстановления Сов. власти в Э. (1940) были созданы Гос. издательское объединение с 5 специализиров. изд-вами и Гл. управление полиграфии. В 1940-41 издано 850 назв. книг тиражом более 6 млн. экз. Наряду с газ. "Коммунист" стали выходить новые респ. газеты "Рахва хяэль" ("Голос народа"), "Советская Эстония" (на рус. яз.), "Талурахва хяэль" ("Голос крестьянства") и др. Выпускались 20 газет, 36 журналов и др. периодич. издания. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 газета "Рахва хяэль" выходила в сов. тылу; её номера и спец. выпуски, а также партиз. газ. "Тазуя" ("Мститель", 1944) распространялись в оккупированной нем.-фаш. захватчиками Э. Политотделами 7-й и 249-й эст. стрелк. дивизий издавались фронтовые газеты. В Москве, Ленинграде и др. городах за 1942-44 было выпущено ок. 250 названий книг и брошюр на эст. яз.

В послевоен. годы полиграфич. база республики была восстановлена и модернизирована, типографии укрупнены. В 1977 работали 5 книжных типографий; в 1971 вступила в строй типография Газетно-журнального изд-ва ЦК КП Эст. ССР. Резко возрос выпуск книг и периодич. изданий, причём повысилось качество выпускаемой печатной продукции (50% печатается офсетным способом).

В 1976 респ. изд-вами "Ээсти раамат" ("Эстонская книга"), "Валгус" ("Свет"), "Кунст" ("Искусство"), "Периоодика" ("Периодика") и др. выпущено 2236 назв. книг и брошюр (в т. ч. ок. 1,6 тыс. на эст. яз.) общим тиражом 17,8 млн. экз. (в т. ч. св. 13,8 млн. экз. на эст. яз.). В 1976 закончено издание 8-томной "Эстонской советской энциклопедии". В 1976 издавалось 38 газет разовым тиражом 1166 тыс. экз. (годовой тираж 255,9 млн. экз.). Респ. газеты: на эст. яз.- "Рахва хяэль" ("Голос народа", с 1940), "Ноорте хяэль" ("Голос молодёжи", с 1940), "Сяде" ("Искра", с 1946), "Сирп я вазар" ("Серп и молот", с 1940), "Ныукогуде ыпетая" ("Советский учитель", с 1940), "Спордилехт" ("Спортивная газета", с 1958), "Кодумаа" ("Родина", с 1958) и др.; на рус. яз.- "Советская Эстония" (с 1940), "Молодёжь Эстонии" (с 1950). В 1976 выходили 108 журнальных изданий годовым тиражом св. 26,5 млн. экз. Издаются парт., обшеств.-политич., лит.-художеств., науч., науч.-популярные, молодёжные, женские, детские и др. журналы: "Ээсти коммунист" ("Коммунист Эстонии", с 1945, на рус. яз.- с 1951), "Кеэль я кирьяндус" ("Язык и литература", с 1958), "Лооминг" ("Творчество", с 1923), "Сстсиалистлик пыллумаяндус" ("Социалистическое сельское хозяйство", с 1946), "Техника я тоотмине" ("Техника и производство", с 1957), "Ныукогуде найне" ("Советская женщина", с 1945), "Ноорус" ("Молодость", с 1946), "Тяхеке" ("Звёздочка", с 1960), "Хоризонт" ("Горизонт", с 1967) и др.

Регулярное радиовещание в Э. началось в 1926. С 1970 радиопередачи ведутся по 3 программам 32,5 час в сут (в т. ч. 5 час стереопередач) на эст. и рус. языках (для слушателей за рубежом - на эст., фин. и швед, языках). Телевиз. передачи ведутся из Таллина с 1955 на эст. и рус. языках, с 1968 по 3 программам. Объем респ. телепередач -

8 час в сут; транслируются также телепередачи из Москвы, Ленинграда; принимаются программы Интервидения и Евровидения.

Лит.: Статистика печати Эстонской ССР 1976, Тал., 1977 (на эст. и рус. яз.); Р е еgel J., Eesti ajakirjanduse algus, Tallinn, 1966; L a u 1 E., Eesti toolisajakirjanduse aja-loost, Tallinn, 1962; Miller V., Minevi-kust tuleyikku, Tallinn, 1972; Т r i k k e 1 I., Ringhaaling eile ja tana, Tallinn, 1977.

Л. Ю. Каик.

XIV. Литература

Порабощение эст. земель в 13 в. нем., а затем и дат. феодалами на долгое время задержало формирование лит. языка, лит-ры и нац. интеллигенции. До 19 в. духовная жизнь эст. народа отображалась в богатом фольклоре (нар. песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки). В 1-й пол. 16 в. в связи с Реформацией лютеранское духовенство начало выпуск церк. книг на языках прибалт. народов; первая подобная книга была издана в 1525 на эст., латыш, и ливонском языках. Религ. лит-pa, к канонич. изданиям к-рой прибавились пиетистские повествоват. книги, доминировала на эст. землях вплоть до сер. 19 в. Первый календарь на эст. яз. опубликован в 1731; с конца 18 в. берёт начало дидактическая светская лит-pa на эст. яз.

Включение эст. земель в состав России (нач. 18 в.) обеспечило эст. народу перспективу мирного развития. Художеств, эст. лит-pa возникает в сер. 19 в., накануне и в период подъёма эст. нац. движения. Её зачинателем был демократпросветитель Ф. Р. Фельман (1798- 1850), к-рый ориентировался на эст. фольклор. Продолжателем дела Фельмана и центр, фигурой лит-ры и эпохи в целом стал Ф. Р. Крейцвальд (1803- 1882), к-рый составил на фольклорной основе эпос "Калевипоэг" (1857-61). Большую роль в организации собирания фольклора сыграл Я. Хурт (1839-1905).

Основанная К. Р. Якобсоном (1841- 1882) газ. "Сакала" (1878-82) была провозвестником активной обществ, борьбы. Руководимое им в 1881-82 Об-во эст. литераторов стало центром лит., лингви-стич. и фольклористич. деятельности. Выдающуюся роль в развитии художественно зрелой, патриотич. и антифеод, поэзии сыграла Л. Койдула (1843-86; сб. стихов "Соловей Эмайыги", 1867), к-рая была также зачинателем эст. драматургии и театра. Возникла антифеод, историч. повесть: "Мститель" (1880) Э. Борнхёэ (1862-1923).

В 1890-е гг. эст. лит-pa развивается в направлении критич. реализма. Для лит-ры этого периода, условно называемого постромантизмом, характерно переплетение элементов романтики и реализма (творчество Я. Тамма, 1861-1907; ранняя поэзия К. Э. Сёэта, 1862-1950, и А. Хаавы, 1864-1957, проза Ю. Лий-ва, 1864-1913). Усиление социальных противоречий в кон. 19 в., оживление контактов с нем., рус., франц. и скандинавскими реалистич. лит-рами, предреволюц. ситуация и Революция 1905-07 были осн. факторами, к-рые ускорили развитие эст. лит-ры. Романы Э. Вильде (1865-1933) "В суровый край" (1896) и "Железные руки" (1898) заложили основы эст. критич. реализма и жанра романа; его ист. трилогия о борьбе эст. крестьянства против помещиков ("Война в Махтра", 1902; "Ходоки из Ании", 1903; "Пророк Мальтсвет", 1905-08) знаменовала тесную связь между лит-рой и революц. борьбой нар. масс. Э. Петерсон-Сяргава (1868-1958) опубл. острокритич. рассказы "Язвы" (т. 1-3, 1899- 1901).

Во время Революции 1905-07 появляется эст. пролет, лит-pa: поэзия и публицистика X. Пегельмана (1875-1938) и др. Взлёт революц. романтики проявился в поэзии Г. Суйтса (1883-1956) и в творчестве Ф. Тугласа (1886-1971). Они были основателями лит. группы "Ноор-Ээсти"(" Молодая Эстония", 1905- 1915), стремившейся к подъёму эстетич. культуры и развитию междунар. лит. связей.

Эст. лит-pa периода, последовавшего за подавлением Революции 1905-07, характеризуется, с одной стороны, тяготением к неоромантизму и импрессионизму, а с другой - укреплением позиций критич. реализма во всех жанрах. В новеллистике выступил Туглас (сб. "Песочные часы", 1913), в драматургии - А. Кицберг (1855-1927) с остроконфликтными драмами ("Оборотень", 1912, и др.), Вильде с драматич. повестью "Непостижимое чудо" (1912), комедией "Домовой" (1913). Реалистич. поэзию глубоких чувств создаёт Ю. Лийв ("Стихотворения", 1909-10).

Свержение царизма в февр. 1917 приветствовали все эст. писатели. Окт. революция и установление Сов. власти в Э. вызвали резкое размежевание среди литераторов. Последовательно революц. позиции заняли пролет, писатели и публицисты Ээссааре Ааду (Я. Анвельт, 1884- 1937), В. Кингисепп (1888-1922), Пе-гельман. Нек-рые известные писатели (Вильде, Суйте) находились под влиянием мелкобурж. партий.

Гражд. война в Э. завершилась приходом к власти буржуазии (1919). Последовательно революц. произв. появлялись в первые годы бурж. власти лишь на страницах рабочей печати, позже они могли быть опубликованы лишь в СССР. Эст. революц. писатели объединились в Ленинграде вокруг мн. эст. журналов и изд-ва "Кюлвая" ("Сеятель", осн. в 1923). В Ленинграде был издан написанный в тюрьме бурж. Э. роман "Ниспровергатели" (1929) Ю. Мадарика (И. Лауристин, 1899-1941).

В лит-ре бурж. Э. с самого начала возникла оппозяц. направленность. В эстетич. отношении значит, влияние на эст. лит-ру оказывал нем. экспрессионизм. В поэзии возникают т. н. песни времени: сб-ки стихов Я. Кярнера (1891-1958), М. Ундер, А. Алле (1890-1952), И. Барбаруса (И. Варес, 1890-1946), Суйтса, И. Семпера (1892-1970), X. Виснапуу (1890-1951). В прозе неоромантич., импрессионистские и символистские формы всё более уступали место реалистической манере. Это проявилось в первую очередь в произведениях А. X. Таммсааре (1878- 1940) и М. Метсанурка (1870-1957). В 1922 в Э. создан Союз эст. писателей. С 1923 выходит орган этого союза - журн. "Лооминг" ("Творчество").

В поэзии сер. 20-х гг. тема социального неравноправия звучит в сб-ках стихов Барбаруса, Алле, Семпера, Ундер и др.

В прозе появляются реалистич. зарисовки тяжёлой судьбы обитателей гор. окраины (повести О. Лутса, 1887-1953); с гротескными новеллами о жизни "маленьких людей" вступает в лит-ру П, Валлак (1893-1959). На центр, место в эст. прозе 2-й пол. 20-х гг. выдвигается роман, отличающийся социальной проблемностью и психология, глубиной: 5-томная эпопея Таммсааре "Правда и справедливость" (1926-33), роман Метсанурка "Красный ветер" (1928). Романы пришедших в те годы в лит-ру А. Якобсона (1904-63) "Посёлок бедных грешников" (1927) и Р. Сирге (1904-70) "Мира! Хлеба! Земли!" (1929) изображают рабочую среду. Популярны были пьесы X. Раудсеппа (1883-1952). Видным представителем юношеской лит-ры стал Ю. Парийыги (1892-1941). Страдания нар. масс обусловили мотивы социального протеста в эст. лит-ре: романы Таммсааре, Якобсона, сб-ки стихов Кярнера, Барбаруса, Ю. Сютисте (1899- 1945). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. против фашизма и его местной агентуры выступают в публицистике Барбарус, Вильде, Семпер, Суйте, Сютисте, Таммсааре, Н. Андрезен (р. 1899).

В результате переворота 1934 и установления фаш. режима в Э. буржуазия, прячась под сенью "нац." лозунгов, стремилась использовать лит-ру в своих классовых интересах, однако лишь небольшая группа - Кивикас, Виснапуу, Гайлит и др.- стала выполнять классовый заказ буржуазии.

В прозе 30-х гг. преобладающим жанром остаётся роман. С реалистич. романами выступили Якобсон, Сирге, А. Хинт (р. 1910), М. Рауд (р. 1903), К. Ристикиви (1912-77) и др. Облик эстонской поэзии этого времени определяют поэты-реалисты Барбарус, Кярнер, Семпер, Сютисте, Алле; из молодых поэтов выделялись мастерством реалистического стиха Б. Альвер (р. 1906) и К. Мерилаас (р. 1914). К кон. 30-х гг. относятся произв. нового типа - роман Таммсааре "Новый Нечистый из Пекла" (1939), психологич. драма Э. Таммлаана (1904-45) "Железный дом" (1938).

После восстановления в Э. Сов. власти (1940) начался новый этап развития эст. лит-ры. Писатели демократич. направления - Барбарус, Семпер, Кярнер, Сютисте, Алле, Э. Хийр (р. 1900) и др. - перешли на социалистич. позиции. В Сов. Э. продолжали поэтич. деятельность X. Ангервакс (Э. Пялль, р. 1903) и Ф. Котт (1910-63). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 писатели участвовали в борьбе против немецкого фашизма, многие эвакуировались в советский тыл, где продолжали творческую деятельность. Антифашистская патриотическая лирика была, в годы войны ведущим жанром эст. сов. лит-ры: стихи Барбаруса, Семпера, Кярнера, Рауда, Хийра, Алле, П. Руммо (р. 1909), А. Кааля (р. 1911) и вступивших в те годы в лит-ру Д. Вааранди (р. 1916), Р. Парве (р. 1919), Ю. Смуула (1922-71). Оставшиеся в оккупированной Э. честные литераторы подвергались преследованию, жертвами захватчиков пали Таммлаан и И. Рувен (1902-42). Переживания человека, задыхающегося под игом оккупантов, но не сломленного духовно, выразил Сютисте в стихотв. цикле "Душные дни" (опубл. 1945). Писатели, служившие фашистской диктатуре в буржуазной Э., поддерживали в годы войны немецких оккупантов и в конце её бежали за границу.

Послевоен. период стал временем сплочения творч. сил на основе метода социалистич. реализма, освоения новых тем эст. сов. лит-рой. Во 2-й пол. 40-х гг. на передний план выдвигается драматургия: драматургия, повести Якобсона "Жизнь в цитадели", "Борьба без линии фронта" (обе - 1946), пьесы Семпера, Хинта. В прозе рассматривается идейное и нравств. мужание человека на войне (Э. Мянник, 1906-66), пробуждение антифаш. протеста в условиях оккупации (О. Тооминг, р. 1914). Послевоенные преобразования в эстонской деревне изображены в повести Г. Леберехта (1910-60) "Свет в Коорди" (1948), повестях и рассказах Сирге, Э. Крустена (р. 1900), очерково-публицистической прозе Смуула, Э. Раннета (р. 1911), А. Саара (р. 1920) и др. В поэзии развиваются жанры гражданской лирики и эпич. поэмы (Вааранди, Рауд, Смуул). Тенденции, предвещавшие начало нового этапа в развитии эст. сов. лит-ры, обозначились в нач. 50-х гг. в лирико-публицистич. "Письмах из деревни Сыгедате" (1955) Смуула. На ведущее место выдвигается историко-революц. роман. Тетралогия Хинта "Берег ветров" (1951-66), дилогия Крустена "Сердца молодых" (1954- 1956), романы "Земля и народ" (1956) Сирге, "Красные гвоздики" (1955) Семпера, "Дворцы Вассаров" (1960) Леберехта воссоздают широкую панораму движения эст. народа от классовых боёв нач. 20 в. через революции 1905-07 и 1917 к победе социалистической революции в Э.

С конца 50-х - нач. 60-х гг. расширяется тематич. и жанровый диапазон эст. лит-ры. Всесоюзный успех получила лирико-публицистич. "Ледовая книга" (1959) Смуула. Развиваются психологич. и публицистич. роман, краткий роман, ист.-биографич. роман, различные формы малой прозы. Событиям Великой Отечеств, войны поев, романы П. Куусберга (р. 1916) "Второе „я" Энна Кальма" (1960), "В разгаре лета" (1966), "Одна ночь" (1972), "Капли дождя" (1976), Л. Промет (р. 1922) "Деревня без мужчин" (1962), Л. Вахер (р. 1912) "Рассказ Эмайыги" (I960), Юло Туулика (р. 1940) "В военное лихолетье" (1974), В. Беэкмана (р. 1929) "И сто смертей" (1978). Тема послевоенной классовой борьбы разрабатывается В. Гроссом (р. 1922), В. Илусом (р. 1929); жизни эст. села в 50-е гг. поев, роман Раннета "Камни и хлеб" (1972). Вступившее в 60-х гг. в эст. лит-ру новое поколение прозаиков - М. Унт (р. 1944), Э. Ветемаа (р. 1936), М. Траат (р. 1936), Э. Беэкман (р. 1933) и др.- принесло с собой совр. нравств. проблематику, искания в области художеств, формы. Я. Кросс (р. 1920) выступил как автор ист.-биографич. романа "Между тремя поветриями" (1970-75) и ист. повестей о деятелях культуры прошлого. Совр. эст. прозу обогащают и лучшие произв. художеств.-очеркового жанра - книги Л. Мери (р. 1929), "малая проза" Куусберга, Промет, А. Валтона (р. 1935) и др.

Расширяет свой диапазон поэзия. Ярко проявляется лирическое дарование Вааранди, Семпера, А. Санга (1914-69), Альвер, В. Беэкмана, Кросса, А. Каалепа (р. 1926), Э. Нийт (р. 1928), сатирический талант У. Лахта (р. 1924). Пришедшее в 60 - 70-х гг. новое поколение поэтов - П.-Э. Руммо (р. 1942), Траат, А. Сийг (р. 1938), Р. Риммель (р. 1937), В. Луйк (1946), Я. Каплинский (р. 1941) и др. - внесло в лит-ру совр. филос.-нравств. проблематику.

В драматургии выдвигается современная по теме социально-психологич. драма с нравств.-этич. проблематикой: "Старый дуб" (1954) Якобсона, "Совесть" (1956), "Блудный сын" (1958) и "Криминальное танго" (1968) Раннета, "Леа" (1959), "иВдова полковника..." (1966) и "Кихну Йыннь" (1964) Смуула, пьесы А. Лийвеса (р. 1929), Ветемаа, Унта, Юри Туулнка (р. 1940) и др. Успешно развивают дет. лит-ру В. Беэкман, Парве, Б. Кабур (р. 1917), С. Раннамаа (р. 1918), X. Пукк (р. 1920), Э. Рауд (р. 1928), Э. Нийт и др.

В эст. литературоведении ведётся работа над созданием 5-томной "Истории эстонской литературы" (т. 1-3, 1965- 1969-). В сов. время продолжили деятельность видные критики досоветского периода Туглас, А. Аннист (1899-1972), О. Ургарт (1900-53). Свой вклад в эст. сов. литературоведение вносят А. Винкель (р. 1918), В. Алттоа (1898^1975), Р. Пыльдмяэ (р. 1908), Э. Сыгель (р. 1922), X. Пухвель (р. 1926), Э. Нирк (р. 1925), X. Пеэп (р. 1931), Э. Сийрак (р. 1911), О. Йыги (р. 1919), X. Сиймискер (р. 1924) и др.

Сов. период в истории эст. лит-ры характеризуется интенсивным развитием лит. взаимосвязей. На эст. яз. переведены произв. рус. классич. и сов. лит-ры (ок. 1300 книг), мн. произв. (св. 500 назв.) лит-р др. народов СССР. На рус. яз. переведено св. 550 произв. эст. писателей.

Оргкомитет Союза сов. писателей Э. был создан в 1940. 1-й съезд СП Эст. ССР состоялся в 1943, 2-й - в 1946, 3-й - в 1954, 4-й - в 1958, 5-й - в 1966, 6-й - в 1971, 7-й - в 1976.

Лит.: Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971; Eestikirjandusebiograafiline leksikon, Tallinn, 1975.

Э. Сыгель, Н. Басселъ.

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. Древнейшие сооружения ("pustkoda") на терр. Э. относятся к 3-му и 2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э. появились укреплённые поселения - горс-дища (Асва, Иру, Ридала) и наземные захоронения ("каменные ящики"), а в нач. 1-го тыс. н. э. деревни (в качестве жилища служил сруб). Во 2-й пол. 1-го тыс. сложилась густая сеть городищ, обнесённых рвом, валом и дерев, бревенчатой изгородью. В 11-12 вв. построены обширные городища (Вальяла, Варбола) и первые поселения гор. типа (Таллин, Тарту, Отепя). Из "каменных ящиков" развились могильники с кам. ограждениями.

В 1-й четв. 13 в. вторжение немцев и датчан, создавших мощную сеть крепостей, привело к резкому перелому в развитии архитектуры. Строит, мастера- выходцы из Германии и Скандинавии принесли с собой новые стройматериалы (кирпич, известь, стекло) и методы конструкции, присущие романскому стилю (арка, свод, кладка на известковом растворе). Гл. типом здания стали церкви, использовавшиеся и в оборонных целях. Позднероманские мотивы проявились в церкви в Вальяла (13 в.). С сер. 13 в. они сочетались с раннеготич. формами (стрельчатая арка, кубкообразная капитель). В 13-14 вв. сложились самостоятельные архитектурные школы. В Западной Э. н на островах преобладали однонефные церкви без башни, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством (Вальяла, Муху, Каарма на о. Сааремаа, Хаапсалу и др.)- В Центр. Э. господствовал тип трёхнефной зальной церкви с башней, безнервюрными ч купольными" сводами, круглыми столбами с резными капителями (в Амбла, 3-я четв. 13 в.; в Коэру, Тюри и др. - кон. 13 - 1-я пол.

14 вв.). В Юж. Э. преобладали кирпичные трёхнефные зальные церкви без башни, с ложными нишами щипцов, крестообразными в плане столбами, нервюрными сводами (в Ныо, кон. 13 в., в Пылве, кон. 15 в., и др.). Крупнейшая готич. постройка в Э.- оазиликальный собор Петра и Павла в Тарту (13- 15 вв.) с хором зального типа и двухбашенным фасадом. В 14 в. была возведена базиликальная церковь Яана в Тарту. Образцом позднеготического зодчества Сев. Э. стала архитект