БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321волич. духе (Августин, Фома Аквинский и др.). Только в эпоху Возрождения эстетич. мысль освободилась из теологич. плена и стала светской, гуманистической и реалистически-ориентированной. Но при этом стали ослабевать связи Э. с философией, к-рая непосредственно опиралась теперь на естественнонауч. знание и не испытывала глубокого интереса к эстетико-художеств. проблемам. Такой интерес проявлялся, однако, представителями художеств, практики, поскольку радикальная перестройка творч. метода требовала теоретич. обоснования. Соответственно разработка эстетич. проблематики сосредоточивается в эту эпоху в искусствоведч. трактатах, авторами к-рых были крупнейшие художники (Л. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.) и теоретики различных видов иск-ва.

В 17 - 1-й пол. 18 вв. проблемы сущности красоты и природы иск-ва продолжают обсуждаться в трактатах по теории отд. его видов (Н. Буало, ТТТ. Сорель, М. В. Ломоносов и др.) или в работах художеств.-критич. жанра (И. Бодмер и И. Брейтингер, Д. Дидро и др.). Художеств.-практич. ориентация Э. приводила к выдвижению на первый план вопросов, связанных с теоретич. обоснованием и защитой того или иного метода творчества, стиля, направления - маньеризма, классицизма, барокко, реализма. При этом столкновение различных эстетич. программ (напр., борьба Дидро и Г. Э. Лес-синга за реализм, полемика сторонников классицизма и барокко в Италии и Испании) отчётливо выражало борьбу идеологий. Идеология Просвещения придала особую остроту и размах процессу теоретич. осмысления новых путей развития иск-ва, породив во всех европ. странах сильное, хотя и весьма разнородное по философским и художественным пристрастиям, движение, именуемое "просветительской Э." (Дидро и Ж. Ж. Руссо во Франции, Лессинг и И. И. Винкельман в Германии, А. Шефтсбери и Г. Хом в Великобритании и др.).

Активизация интереса к иск-ву, его возможностям в становлении миросозерцания человека вела к сопоставлению разных видов художеств, творчества (Ж. Б. Дюбо, Дж. Харрис и др.), а затем к формированию представления о единстве всех "изящных искусств" (Ш. Баттё, М. Мендельсон). С этим была связана постановка проблемы вкуса, к-рый рассматривался как специфич. психич. механизм, способный воспринимать и оценивать красоту и плоды художеств, творчества. В этом пункте навстречу искусствоведч. мысли двигалась философия, к-рая стала всё более активно включать эстетич. проблематику в сферу исследования (трактаты Дж. Вико, К. А. Гельвеция, Вольтера, Д. Юма, Э. Бёрка). В сер. 18 в. А. Г. Баумгартен, последователь Г. В. Лейбница, доказал необходимость выделения посвящённого этому кругу вопросов самостоят, раздела философии, наряду с этикой и логикой. Баумгартен назвал его"Э.", т. е. "теория чувственного познания"; разработка её вылилась в создание цельного и связного учения о прекрасном и об искусстве, поскольку красота была определена Баумгартеном как -"совершенство чувственного познания", а искусство - как воплощение красоты.

Так начался второй этап истории Э., характеризовавшийся её превращением в самостоят, раздел философии, необходимый последней для полноты объяснения культуры, человеческой деятельности, социальной истории. По пути, намеченному Баумгартеном, пошли крупнейшие представители нем. философии и художеств. культуры - И. Кант, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Правда, в нач. 19 в. романтич. движение, обогатив Э. открытием мн. закономерностей иск-ва, недоступных рационалистически-метафизич. сознанию просветителей, своей антирационалистич. направленностью подрывало основы Э. как систематич. науч. теории. Однако Гегель, восстановив в правах возможности разума и раскрыв перед ним диалектич. путь познания, преодолел эти опасные для науч. Э. тенденции и построил грандиозную эстетич. концепцию, в к-рой теоретич. анализ был органически соединён с ист. точкой зрения на художеств, деятельность человека, её развитие и её место в культуре. Тем самым Гегель завершил идущий от Баумгартена этап развития Э. как раздела энциклопедически всеобъемлющего филос. знания, покоившегося на идеалистич. мировоззрении.

Начавшийся после этого третий этап истории Э. характеризуется острой борьбой различных методелогич. и идеологич. ориентации. В идеологич. плане эта борьба выразилась в поляризации трёх осн. направлений эстетич. мысли 19-20 вв. Бурж. Э. разнообразными способами обосновывала эстетизм и принципы "чистого иск-ва", "искусства для искусства" (от "парнасцев" и школы К. Фидлера до X. Ортеги-и-Гасета и X. Рида). Демократич. Э. выступала и в форме утопич.-социалистич. теорий (от П. Прудона до Л. Н. Толстого), и в революц.-демокра-тич. концепции рус. мыслителей (В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова), но в обоих случаях защищала принципы реалистич. иск-ва, тесно связанного с реальной жизнью общества и критического по отношению к бурж. действительности. Пролетарская социалистич. Э. была разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, в оазвитие её существенный вклад внесли Ф. Меринг, П. Лафарг, Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, Д. Лукач и мн. др. представители марксизма-ленинизма в разных странах мира. В филос.-методологич. плане разнообразие путей развития эстетич. мысли в 19-20 вв. порождалось её опорой на различные филос. учения - те или иные формы объективного идеализма (Ф. Т. Фишер, В. С. Соловьёв) и субъективного идеализма (А. Бпетон), позитивизма (Г. Спенсер, И. Тэн, Дж. Дьюи) и интуитивизма (Б. Кроче, А. Бергсон), антропологич. материализма (фейербахианская Э. и Э. рус. революц. демократов), феноменологии (Н. Гартман, Р. Ингарден. М. Дюфрен), экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Др. аспект дифференциации эстетич. учений данной эпохи выразился в стремлении связать Э. с той или иной конкретной наукой; так рождались психологич. Э. (Г. Фехнер, Т. Липпс), физиологич. Э. (А. Грант-Аллен, В. В. Велямович), психоаналитич. Э. (3. Фрейд, Ж. Лакан), социологич. Э. (М. Гюйо, Ш. Лало), искусствоведч. Э. (Э. Ганслик, X. Зедльмайр), семиотич. Э. (Ч. Моррис, У. Эко), кибернетич. и информац. Э. (А. Моль, М. Бензе), математич. Э. (Дж. Биркгоф). Наконец, эстетич. учения 19-20 вв. различаются по тому, какое конкретное направление художеств, творчества они теоретически обосновывают - критич. реализм (О. Бальзак, рус. рев. демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. Иванов, А. Белый), абстракционизм (В. Кандинский).

Принципиальное отличие марксистской Э. от всех направлений эстетич. мысли 19-20 вв. обусловлено прежде всего тем, что она вырастает на филос. фундаменте Д'аалектич. и ист. материализма и выступает как теоретич. платформа социалистического реализма, в разработке к-рой приняли активное участие наряду с классиками марксизма-ленинизма и теоретиками иск-ва крупнейшие представители художеств, практики (М. Горький и С. М. Эйзенштейн, Б. Брехт и И. Бехер, Л. Арагон, Р. Фоке и др.).

Совр. марксистско-ленинская Э. завоёвывает всё больший авторитет во всём мире, а в социалистич. странах служит теоретич. основой строительства художеств, культуры и работы по эстетич. воспитанию трудящихся масс. Решая эти задачи, марксистско-ленинская Э. совершенствуется на протяжении всей своей истории, растёт вместе с науч. мыслью, философией, совр. иск-вом, борется против догматич. и ревизионистских извращений, овладевает комплексным и системным подходами, к-рые помогают преодолевать любые односторонности в трактовке эстетич. проблем. И хотя многие из этих проблем ещё не получили однозначного решения и вызывают острые теоретические дискуссии (например, соотношение природного и социального в сфере эстетических ценностей, основные социальные функции искусства, природа реализма и т. п.), основные контуры марксистской эстетич. теории прослеживаются сегодня с достаточной определённостью.

Её исходным положением является признание практич. человеческой деятельности основой эстетич. отношения человека к миру. В обществ, труде формируется неизвестная животным способность человека созидать и " по законам красоты" (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94) ко всему подходить с эстетической мерой. В результате человек начинает находить в мире - в общественной жизни и в природе - разнообразные эстетич. ценности: красоту и величие, гармонию и драматизм, трагизм и комизм. Т. о., сфера действия эстетич. закономерностей, зстетич. принципов и критериев выходит далеко за пределы иск-ва; это означает, что эстетич. активность человека в социалистич. обществе не может ограничиваться: художеств, деятельностью, но должна распространяться на все без исключения области жизни. Соответственно этому и эстетич. воспитание не может сводиться к художеств, воспитанию - воспитанию отношения человека к иск-ву или же к его воспитанию средствами иск-ва, но должно органически включаться во все формы воспитания: трудовое, нравств., политич., физич. и т. п., ибо только при этом условии возможно формирование целостной, гармонической, всесторонне развитой личности.

Марксистско-леппнская Э. показывает, что в решении этой задачи особую роль играет иск-во, поскольку оно объединяет эстетич., нравственное и др. виды воздействия на человека, т. е. формирует человека целостно, а не односторонне. Эстетич. наука приходит к такому выводу, исследуя ист. процесс возникновения и развития художеств, деятельности, её структуру и социальные функции. Художеств, деятельность порождается потребностями наследования культуры, накопления опыта человеческой жизни и его передачи от поколения к поколению и от общества к личности. Дополняя и целенаправленно расширяя реальный опыт индивида, иск-во оказывается мощным средством духовного формирования каждого нового члена общества, его приобщения к ценностям, нормам, идеалам, накопленным культурой и отвечающим потребностям данного обществ. уклада, данного класса, этнич. группы, социальной среды. Тем самым в иск-ве диалектически соединяется общечеловеческое, исторически изменчивое, национальное, классовое, личностное. Эта диалектика фиксируется в выработанной марксистско-ленинской Э. системе социально-эстетич. координат, в к-рых описывается каждое отд. художеств, явление - ист. конкретность, нац. своеобразие, классовость, народность, партийность, уникальность.

Осн. социальная функция иск-ва обусловливает структуру художеств, способа отражения действительности. Он именуется в Э. художеств.-образным. Художественный образ является мельчайшей и неразложимой "клеточкой" художеств, "ткани", в к-рой запечатлеваются все основные особенности иск-ва: художеств, образ есть форма познания действительности и одновременно её оценки, выражающей отношение художника к миру; в художеств, образе сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее; будучи отражением реальности, художеств, образ является и её преображением, т. к. он должен запечатлеть единство объекта и субъекта и потому не может быть простой копией своего жизненного прообраза; наконец, передавая людям то, что художник хочет сказать о мире и о себе, художеств, образ выступает одновременно и как определённое (поэтич., идейно-эстетич.) значение и как несущий это значение специфич. знак. Такая уникальная структура художеств, "ткани" сближает иск-во в одном отношении с наукой, в другом - с моралью, в третьем - с продуктами технич. творчества, в четвёртом - с языком, позволяя иск-ву при всём этом сохранять суверенность, поскольку оно оказывается носителем специфич. информация, недоступной всем остальным формам обществ, сознания. Поэтому взаимоотношения иск-ва и др. способов освоения человеком мира оказываются основанными на диалектике взаимного сближения и взаимного отталкивания, конкретные формы к-рой обусловливаются различными обществ.-ист. и классово-идеологич. потребностями; в одном случае иск-во сближается с религией и отталкивается от науки, в другом, напротив, рассматривается как способ познания, родственный науке и враждебный религии, в третьем - противопоставляется всем остальным видам внеэстетич., утилитарной деятельности и уподобляется игре, и т. д. Марксистско-ленинская Э. ориентирует художеств, творчество в социалистич. обществе на диалектич. разрешение данного противоречия, т. е. на всемерное укрепление его связей с идеологией, наукой, техникой, спортом, различными средствами коммуникации и одновременно на утверждение его специфич. художественных, поэтических, эстетич. качеств.

Поскольку иск-во охватывает множество видов, родов, жанров, общие принципы художеств.-образной структуры преломляются в каждом из них по-своему. Соответственно каждый конкретный способ художеств, деятельности имеет особое содержание и особую форму, что обусловливает его своеобразные возможности воздействия на человека и специфич. место в художеств, культуре. Вот почему в разных историко-кулътурных ситуациях лит-pa, музыка, театр, живопись играли неодинаковую роль в духовной жизни общества, и точно так же различный удельный вес на разных этапах художеств, развития имели эпический, лирич., драматич. роды художеств, творчества, равно как и жанры романа и повести, поэмы и симфонии, ист. картины и натюрморта. Эстетич. теория склонна была всякий раз абсолютизировать современное ей конкретное взаимоотношение иск-в, в результате чего к.-л. один вид, род, жанр иск-ва возвеличивался за счёт других и воспринимался как некая ч идеальная модель" художеств, творчества, способная будто бы наиболее полно и ярко представить самую его сущность. Подобный односторонний подход успешно преодолевается в марксистской эстетич. науке, всё более последовательно проводящей идею принципиального равноправия всех видов, родов и жанров иск-ва и в то же время выявляющей причины, по к-рым каждый из них выдвигается на первый план в ту или иную ист. эпоху. В результате Э. получает возможность выявлять общие законы иск-ва, лежащие в основе всех его конкретных форм, затем морфологич. законы перехода общего в особенное и индивидуальное и, наконец, ист. законы неравномерного развития видов, родов, жанров иск-ва.

Эстетич. наука делает свои теоретич. выводы и обобщения, опираясь на разносторонние исследования иск-ва в искусствоведч. науках, а также в психологии, социологии, семиотике, кибернетике; при этом Э. не растворяется ни в одной из наук и сохраняет свой философский характер, к-рый и позволяет ей строить целостную теоретич. модель художеств, деятельности. Последняя может рассматриваться при этом как специфич. система, состоящая из трёх звеньев - художеств, творчества, художеств, произведений и художеств, восприятия. Их связь является особой формой общения, существенно отличающейся от научной, деловой, технич. коммуникации, т. к. произв. иск-ва ориентировано на его восприятие человеком как личностью со всем её уникальным жизненным опытом, строем сознания и складом чувств, ассоциативным фондом, неповторимым духовным миром и требует поэтому активного сотворчества воспринимающего, его душевного соучастия, глубинного переживания и личностной интерпретации. Поскольку же социологич. подход к художеств, деятельности устанавливает конкретную социальную детерминированность духовного мира всех личностей, участвующих в "художеств, диалоге" - личности художника, личности исполнителя (актёра или музыканта), личности героя художеств, произведения, личности читателя, слушателя, зрителя,- постольку воздействие иск-ва на человеческие души оказывается формой обществ, воспитания личности, инструментом её социализации. Соответственно совр. художеств, жизнь раскрывается эстетич. наукой как специфич. сфера проявления общих социально-ист, коллизий эпохи, борьбы двух противоположных обществ, систем, бурж. и коммунистич. идеологий.

Огромное практич. значение имеет разрабатываемая марксистско-ленинской Э. теория социалистич. реализма. Она призвана направить творч. деятельность по пути, отвечающему интересам формирования человека коммунистич. общества - всесторонне и гармонически развитого, носителя высокой гражданственности и нравств. благородства, политич. сознательности и убеждённости, социальной активности и душевной чуткости. Поскольку важнейший принцип социалистического общества - единство общенар. интересов, идеалов, устремлений и неповторимости каждой личности, постольку в иск-ве социалистич. реализма единые позиции творч. метода служат предпосылкой богатства художественных стилей, а народность и партийность искусства органически связаны со свободой творчества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т.1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1 - 2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 7-8, М., 1967; В о л ь к е нш т е и н В. М., Опыт современной эстетики, М. -Л., 1931; Виноградов И. А., Вопросы марксистской поэтики, Л., 1972; Недошивин Г. А., Очерки теории искусства. М., 1953; Современная книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Павлов Т., Избр. филос. произв., пер. с болг., т.4, М., 1963; Кох Г., Марксизм и эстетика, пер. с нем., М., 1964; Асмус В. Ф., Вопросы теории и истории эстетики. Сб. ст., М., 1968; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов, М., 1972; Марксистско-ленинская эстетика, М., 1973; Еремеев А. Ф.. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1 - 4, Свердловск, 1969 - 75; Во рев Ю. В., Эстетика, 2 изд., М., 1975; Зись А. Я., Искусство и эстетика, 2 изд., М., 1975; Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Lukacs G., Aesthetik, Bd 1, Luchterhand, 1963; J о h n E., Pro-bleme der marxistisch-leninistischen Aesthetik, Halle, 1967.

История эстетики. Илиев А., История на естетиката, 2 изд., София, 1958; Гилберт К., К у н Г., История эстетики, пер. с англ., М., 1960; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1 - 5, М., 1962 - 70; Овсянников М. Ф., Смирнова 3. В., Очерки истории эстетических учений, М., 1963; Лосев А. Ф., Ш е с т а к о в В. П., История эстетических категорий, М., 1965; Идеи эстетического воспитания. Антология, т. 1 - 2, М., 1973; Лекции по истории эстетики, под ред. М. С. Кагана, кн. 1 - 3, Л., 1973-77; Schasler M., Kritische Geschichte der Asthetik, В., 1872; В о s a nq u e t В., A history of aesthetics, 2 ed., L., 1904; Knight W., The philosophy of beautiful..., L., 1891; Utitz E., Geschichte der Asthetik, В., 1932; Bayer R., Histoire de 1'esthetique, P., 1961; Т a t a r k i ewicz W., Historia estetyki, 2 wyd., t. 1 - 3, Wroclaw, 1962 - 67; Munro Th., Oriental aesthetics, Cleveland, 1965; М о r p u r g oTagliabue G., L'esthetique contemporaine. Une enquete, Mil., 1960.

Библиография. Каган М. С.,Библиографический указатель к "Лекциям по марксистско-ленинской эстетике", Л., 1966; Gay lay С. М., Scott F. N., A guide to the literature of aesthetics, Berk., 1890; Hammond W. A., A bibliography of aesthetics and of the philosophy of the fine arts from 1900 to 1932, N. Y., 1934. См. также лит. при статьях Искусство, Прекрасное, Реализм в литературе и искусстве, Социалистический реализм, Художественный образ. М. С. Каган.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, целенаправленный процесс формирования у человека эстетич. отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетич. творчеством человека. В социалистич. обществе Э. в. ведётся в интересах всего народа, строится на единых научно-методологич. основах. В капнталистич. странах эстетич. ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетич. потребности широких слоев народа удовлетворяются гл. обр. "массовой культурой ", направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в "массовой культуре".

В системе коммунистич. воспитания, являясь её составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетич. идеал, понимание прекрасного, развивает эстетич. вкус (см. Вкус эстетический), творч. способности вносить прекрасное в жизнь, строить её, как отмечал К. Маркс, "...также и по законам красоты" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).

Прекрасное в жизни - и средство и результат Э. в. Оно концентрируется в иск-ве, художеств, лит-ре, неразрывно связано с природой, обществ, и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетич. явления действительности. Особое значение при этом придаётся восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью Э. в. является художеств. воспитание, использующее в качестве воспитат. воздействия средства иск-ва, формирующее спец. способности и развивающее дарования в определённых его видах - изобразительном, муз., вокальном, хореографич., театральном, декоративно-прикладном и др.

В беседе с К. Цеткин об иск-ве в социалистич. обществе В. И. Ленин подчёркивал, что "оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими" ("О воспитании и образовании", 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистич. обществ, среде, в к-рой человеческий труд освобождён от рабства и ликвидированы анта-гонистич. противоречия, всё более усиливается эстетич. сторона жизни. Художеств.-творч. начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетич. воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, иск-во, лит-ру, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетич. влияния среды и планомерно оргавизуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистич. общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетич. ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведётся планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием её активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художеств, творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

Подготовка человека к восприятию прекрасного в иск-ве, лит-ре, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка - одна из важнейших задач Э. в. В социалистич. обществе создаются необходимые условия для её решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения иск-ва знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

"Государство, - записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), - заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества". Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творч. интеллигенции - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников иск-в, литераторов, журналистов и др., оказывающи