БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321иями шир. ок. 400-500 м. В 19 в. Э. наз. пространство вокруг крепости, очищавшееся в мирное время или в мобилизационный период от всего (рощи, строения и пр.), мешавшего наблюдению и обстрелу. 2) Площадь перед большим зданием. 3) Широкая улица с аллеями посредине.

ЭСПОС-И-МИНА (Espoz у Mina) Франсиско; см. Мина Старший.

ЭСПРОНСЕДА, Эспронседа-и-Дельгадо (Espronceda у Delgado) Хосе де (25.3.1808, Альмендралехо, пров. Бадахос,- 23.5.1842, Мадрид), испанский писатель. Участвовал в революц. движении, пропагандировал респ. идеи. В 1826-33 в эмиграции. Видный представитель революц. крыла исп. романтизма; лит. деятельность начал как классицист (поэма "Пелайо", неспкончена, 1823-25). Автор ист. романа "Санчо Салданья, или Кастилец из Куэльяра" (1834) и романтич. драмы "Бланка Бурбонская" (изд. 1870). Мятеж личности против бурж. общества - содержание социальной поэзии Э. (сб. "Стихи", 1840; поэма "Саламанкский студент", 1839; стих. -"Нищий", "Палач", "Осуждённый на смерть"). Обличая Европу торгашей (стих. "На упадок Европы"), Э. в элегиях "На смерть Торрихоса и его товарищей" и др. прославлял героев, павших в борьбе за свободу.

Соч.: Obras completas, Madrid, 1954; в рус. пер. - Избранное, [послесл. М. Т. Леон], М., 1958.

Лит.: Неупокоева И. Г., "Саламанкский студент" и "Мир-дьявол" Эспронседы, в её кн.: Революционно-романтич. поэма первой пол. XIX в., М., 1971; С u e v a s J. de Las, Genio e ingenio de don Jose de Espronceda, Sevilla, 1944; P и j a 1 s E., Espronceda у Lord Byron, Madrid, 1951; С a s a 1 d uero J., Espronceda, Madrid, [1961].

3. И. Плавскин.

ЭС-САЛЬТ, город на С.-З. Иордании, адм. центр ливы Эль-Белька. 19 тыс. жит. (1970). Автодорогой связан с Амманом. Торг, центр с.-х. р-на (виноградарство, виноделие). Ремесла.

ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь фйлос., историко-биографич., публицистич., лит.-критич., научно-популярный или чисто беллетристич. характер. Эссеистич. стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разг. интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европ. эссе, складывался, напр., у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Тёмэя (13 в., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввёл в литературу М. Монтень в своих "Опытах" (1580). Столь же непосредственны и прихотливы - с парадоксальным оттенком торжественности - проповеди Дж. Донна. Эссеистич. начало питает йшлос.-теологич. медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым англ, эссеистом был поэт-"метафизик" А. Коули (1618- 1667), автор "Некоторых рассуждений в форме эссе"; лит.-критич. эссе Дж. Драйдена открыли историю англ, критики.

В 18-19 вв. Э.- один из ведущих жанров англ, и франц. журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало осн. формой философско-эстетич. полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в англ, лит-ре: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд - в 19 в.; М. Бирбом, X. Беллок, Г. К. Честертон - в 20 в. Их лучшие образцы-импровизированное, скрыто диалогизов. обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естеств.-науч. и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).

Для рус. и сов. лит-ры жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистич. стиля обнаруживают у А. С. Пушкина ("Путешествие из Москвы в Петербург"), А. И. Герцена ("С того берега"), Ф. М. Достоевского ("Дневник писателя"). В нач. 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из сов. писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский.

В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остаётся опыт лит.-критич. оценки.

Лит.: Walker H., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. В., Essayists, past and present, L., 1967; ChampignyR., Pour une esthetique de 1'essai, P., 1967. В. С. Муравьёв.

ЭССЕКИБО (Essequibo), река в Юж. Америке, в Гайане. Дл. 970 км, пл. басе, ок. 155 тыс. км1. Берёт начало в горах Гвианского плоскогорья, впадает в Атлантич. ок., образуя эстуарии шир. до 25 км. Многоводна, с порогами и водопадами. Ср. расход воды ок. 3 тыс. М3/сек. Судоходна в эстуарии до г. Бартика.

ЭССЕКС (Essex) Роберт Девере (Devereux) (янв. 1591, Лондон, -14.9. 1646, там же), граф, деятель Англ, революции 17 в., один из лидеров пресвитериан. В 20-30-е гг. примыкал к парламентской оппозиции, выступавшей против абсолютистских тенденций в политике Стюартов. В период революции - главнокомандующий парламентской армией (1642-45). Сторонник компромисса с королём, Э., как и граф Манчестер, избегал в гражд. войне решит, действий и потерпел ряд воен. неудач, что вызвало недовольство радикального крыла парламентской армии во главе с О. Кромвелем.

ЭССЕКС (Essex), графство на Ю.-В. Великобритании, у Северного м. Нас. 1,4 млн. чел. (1976). Гл. город - Челмсфорд. Берега сильно изрезаны эстуариями pp. Темзы, Челмер (Блэкуотер), Стаур. Интенсивное с. х-вр; посевы пшеницы, ячменя, сах. свёклы; садоводство, овощеводство и молочное животноводство. Основные пром. центры - гг. Саутенд-он-Си, Шелхейвен, Колчестер, порт Харидж.

В нач. 6 в. в ходе англо-саксонского завоевания Британии саксами осн. королевство Э., к-рое, вероятно, включало, кроме терр. совр. графства Э., также терр. Мидлэссекса и Лондона. Христианизация Э. завершилась в сер. 7 в. В кон. 8 в. Э. попал в зависимость от Мерсии; в 825 покорён королём Уэссекса Эгбертом.

ЭССЕН Мария Моисеевна [21.11(3.12). 1872, Брест-Литовск,-4.2.1956, Москва], участница с.-д. движения в России. Род. в семье железнодорожного служащего. В революц. движении с нач. 90-х гг. (Одесса, Екатеринослав); чл. Киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1899 арестована, выслана в Якутскую обл. В 1902 бежала за границу. В 1903 чл. Петерб. к-та РСДРП, большевик. В 1903 кооптирована в ЦК РСДРП. В 1905 чл. Петерб., в 1906 - Моск. к-тов партии. С 1907 от парт, деятельности отошла. В 1917 чл. Тифлисского совета, примкнула к группе с.-д.-интернационалистов. В 1920 вступила в РКП(б). В 1921-25 на парт, работе в Грузии. С 1925 работала в Москве, чл. СП СССР (1938). Персональный пенсионер с 1955.

Соч.: В эпоху зарождения партии, 2 изд., [М.], 1934; Первый штурм, [М.], 1957; Встречи с Лениным, М., 1972.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 489); Гусева 3., Сокол (М. М. Эссен), в сб.: Женщины русской революции, М., 1968.

ЭССЕН Николай Оттович [11(23).12. 1860, Петербург,-7(20).5.1915, Таллин], русский адмирал (1913). Окончил Мор. корпус (1880) и Мор. академию (1886). С 1902 в 1-й Тихоокеанской эскадре; командовал крейсером "Новик", с марта 1904 - эскадренным броненосцем "Севастополь", участвуя в обороне Порт-Артура. В 1906-08 нач. 1-й минной дивизии Балт. флота. Был последователем адм. С. О. Макарова; превратил минную дивизию в своеобразную школу, через к-рую прошло большинство командиров кораблей и соединений Балт. флота. С 1908 нач. соединённых отрядов Балт. флота, с 1909 нач. Мор. сил Балт. м., с 1911 командующий Балт. флотом. Под рук. Э. был разработан план операций Балт. флота в случае войны (создание системы минно-арт. позиций в Финском зал., взаимодействие с сухопутными войсками), к-рый был осуществлён в начале 1-й мировой войны 1914-18, что нанесло значит, потери герм, флоту и сковало его силы.

ЭССЕН Эдуард Эдуардович (14.1.1879, ст. Марьино Харьковской губ.,-23.4. 1931, Ленинград), участник революц. движения в России. Чл. Коммунистич. партии с 1898. Род. в семье инженерапутейца из дворян. Учился в петерб. Академии художеств, в 1911 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Вёл парт, работу во мн. городах, в 1905 чл. петерб. к-та РСДРП. В годы 1-й мировой войны 1914-18 вёл революц. пропаганду среди солдат Сев. фронта. В 1917 в Петрограде чл. Василеостровского РК РСДРП(б) и пред. Совета. После Окт. революции 1917 зам. наркома Госконтроля. В 1918- 1924 на политич. работе в Красной Армии, затем преподавал в воен. уч. заведениях. В 1925-29 ректор Академии художеств в Ленинграде. С 1929 персональный пенсионер.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 489); СултановаЕ., Э. Э. Эссен, в кн.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.

ЭССЕН (Essen), город в ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия. 677,6 тыс. жит. (1976). Расположен между р. Рур на Ю. и каналом Рейн - Херне на С., в центр, части Рурского кам.-уг. бассейна. Крупный пром., торг, и финанс. центр страны; трансп. узел, включающий развитую сеть жел. и автомоб. дорог; речной порт и гавань на канале Рейн-Херне (грузооборот 1,5 млн. т в 1975). В послевоенные годы сократилась кам.-уг. (с 54 тыс. занятых в 1958 до 10,3 тыс. в 1975) и металлургич. пром-сть; расширилось машиностроение, особенно общее, тяжёлое, энергетич., электротехнич. и транспортное; выросло алюминиевое производство.

В Э. размещаются ряд пром. союзов, научно-исследовательские центры и институты (" Штейнколенбергбау ферайн", Горный ин-т).

ЭС-СИДЕР, город и нефтеэкспортный порт в Ливии, на зал. Сидра Средиземного м. Грузооборот 24 млн. т (1975). Нефть поступает по нефтепроводам с месторождений Хофра и из района Дахра.

"ЭССО ПЕТРОЛЕУМ" (Esso Petroleum), англ. нефт. компания, дочерняя фирма монополии США "Эксон корпорейшен". Осн. в 1888. Занимается транспортировкой и переработкой нефти и распределением нефтепродуктов в Великобритании и Ирландии. В 1975 её оборот составил 1,5 млрд. ф. ст., чистая прибыль - 56 млн. ф. ст., число занятых 9,6 тыс. чел., переработка нефти ок. 35 тыс. т в год.

ЭССОНН (Essonne), департамент во Франции. Часть терр. Э.- в составе Б. Парижа. Пл. 1,8 тыс. км2. Нас. 979 тыс. чел. (1977). Адм. ц.- г. Эври. 27% экономически активного населения занято в пром-сти, 4% - в с. х-ве (1968). Машиностроение, пищ., швейная, полиграфич. пром-сть. С. х-во пригородного типа.

ЭС-СУВЕЙДА, город на Ю. Сирии, в мухафазе Эс-Сувейда. 29,5 тыс. жит. (1970). Узел автодорог. Центр с.-х. р-на (зерновые, овощи, бахчи, сады, виноградники). Пищ. пром-сть.

ЭС-СУВЕЙРА, Э с а у и р а (быв. М огадор), город в Марокко. 30,1 тыс. жит. (1971). Порт на Атлантич. ок. Пищ. (гл. обр. рыбоконсервная), кож. пром-сть. Металлообработка. Ремёсла (ювелирные изделия, медные сосуды). Вывоз рыбопродуктов, оливкового масла, шерсти, зерновых. В р-не - месторождения нефти и природного газа.

ЭСТАДОС (Isla de los Estados), остров в юго-зап. части Атлантич. ок., к В. от Огненной Земли, отделён от неё прол. Ле-Мер. Пл. ок. 540 км2. Вые. до 1120 м. Климат умеренный океанический, с холодным летом, осадков 600-700 мм в год; сильные ветры, туманы. Злаковые океанич. луга. Промысел тюленей.

ЭСТАКАДА (франц. estacade), надземное (надводное) сооружение мостового типа для пропуска транспортных средств, пешеходов, прокладки инж. коммуникаций, обеспечения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Э. состоит из ряда опор и пролётных строений, обычно имеет значительное число пролётов однотипной конструкции. Материалами для стр-ва Э. служат железобетон, сталь или дерево. В зависимости от назначения, материала и местных условий применяют балочные, рамные или др. конструкции Э.

Э. нередко входят в состав мостовых переходов через большие реки и располагаются на поймах (напр., береговые участки построенного в 1971 моста из сборного железобетона с пролётами 42 и 33 л через р. Белую у г. Уфы). Их возводят и на водотоках при невысоких скоростях течения и отсутствии ледохода. Э. используют в качестве путепроводов через станционные ж.-д. пути (напр., в 1975 в Москве построена Э., проходящая над ж.-д. узлом Рижского вокзала; часть этой Э. дл. 340 м в плане криволинейна и имеет пролёты от 25 до 33 м, перекрытые сборными железобетонными конструкциями рамно-неразрезной системы). Э., возводимые в городах на пересечениях улиц, обычно не имеют земляных насыпей, что позволяет использовать пространство под Э. для проезда гор. транспорта или др. целей (напр., Э. на Самотёчной площади в Москве). В крупных городах за рубежом (напр., в Берлине, Нью-Йорке, Токио) имеются надземные внеуличные дороги большой протяжённости, проложенные на Э. Пешеходные Э. наиболее распространены на ж.-д. станциях для перехода через пути.

На пром. предприятиях применяют крановые Э. (по к-рым передвигаются подъёмные краны), разгрузочные Э. для подачи сырья и готовой продукции и Э. для прокладки технологич. трубопроводов. На строит, объектах Э. используют для транспортировки строит, материалов и изделий и перемещения подъёмных и монтажных кранов. На мор. нефтепромыслах Э., сооружаемые на сваях, служат для связи буровых установок с берегом и друг с другом. В Каспийском м., в 40 км от Апшеронского п-ова, на системе Э. построен городок нефтяников Нефтяные Камни.

Лит.: Александер К. А., Д о брер Б. И., Кудрявцев О. К., Пешеходные эстакады и тоннели в городах, М., 1963; Евграфов Г. К., Богданов Н. Н., Проектирование мостов, М., 1966.

ЭСТАКАДНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, участок ж.-д. линии, расположенный на эстакаде. Применяют вместо высоких насыпей при пересечениях жел. дорогами речных пойм, оврагов, для пропуска поездов через территорию населённых пунктов, пром. предприятий и т. д. В ряде стран используют для повышения безопасности движения на скоростных ж.-д. линиях.

ЭСТАМП (франц. estampe, от итал. stampa - печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художеств, графики. Э. называют обычно подписной оттиск с печатной формы, выполненной самим художником (реже - мастеромгравёром или литографом).

ЭСТАМПАЖ (франц. estampage), оттиск с рельефа, полученный путём наложения бумаги или ткани на поверхность скульптуры, покрытой к.-л. красящим веществом (напр., сажей). Э. используются в науч.-познават. целях (там, где фотосъёмка рельефа затруднена) или как декоративные композиции типа эстампа.

ЭСТАФЕТА (франц. estafette, от итал. staffeta, уменьш. от staff a - стремя), срочное донесение, посылаемое с нарочным, обычно конным.

ЭСТАФЕТА, спортивные командные соревнования в скоростном преодолении дистанции, разбитой на этапы. Спортсмены, входящие в команду, после завершения своего этапа передают друг другу (в ряде видов спорта - символически) эстафетную палочку. Различают Э. п р ос т ы е, в к-рых все этапы преодолеваются одинаковым способом (напр., гладкий бег), и комбинированные - из одного (напр., плавание различными стилями) или нескольких (напр., бег. гребля, веломотогонки и т. д.) видов спорта. В совр. программу Олимпийских игр (ОИ) входят Э. легкоатлетические (бег муж. и жен. команд 4 X 100 м и 4 X 400 л), в плавании (вольным стилем 4 X 100 м для жен. и 4 X 200 м для муж. команд; комбинированные - 4 X 100 м для муж. и жен. команд: поочерёдно на спине, брассом, баттерфляем и вольным стилем), в лыжных гонках (4x5 км для женских и 4 X 10 км для муж. команд), биатлоне (4 X 7,5 км).

По принципу комбинированной Э. доставляется в город, проводящий ОИ, олимпийский огонь.

В 1-й пол. 20 в. формы Э. широко использовались при проведении общественно-политических и культурных мероприятий (Э. мира, дружбы, "Звёздные Э." и т. д.).

ЭСТБЕРГ (Ostberg) Рагнар (14.7.1866, Стокгольм,-5.2.1945, там же), шведский архитектор. Представитель нац.-романтич. направления. Учился в Высшей технич. школе и в АХ в Стокгольме (с 1921 проф. АХ). Для важнейшего произв. Э.- ратуши в Стокгольме (илл. см. т. 24, книга I, табл. XXXIX, стр. 512-513; т. 29, табл. XXIII, стр. 336-337), занимающей доминирующее положение в значительной части центра города, характерно обращение к традициям ср.-век. зодчества. В более поздних произведениях (здание Национального морского музея в Стокгольме, 1934, и др.) Э. прибегал к стилизации в духе швед, барокко и классицизма.

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ (от греч. aisthesis - чувство, ощущение и ... логия), раздел анатомии, изучающий строение органов чувств.

ЭСТЕЗИОМЕТР (от греч. aisthesis - чувство, ощущение и ...метр), прибор для определения кожной чувствительности. Позволяет исследовать пороги ощущения давления, прикосновения, вибрации, тепла и холода. С помощью Э. на определённый участок кожи, слизистой оболочки, роговицы наносят дозированное раздражение увеличивающейся или уменьшающейся интенсивности, а также изменяют время действия раздражителя или расстояние между двумя раздражителями. В совр. Э. дозируется также и скорость изменения интенсивности раздражителя.

ЭСТЕРАЗЫ, ферменты класса гидролаз; катализируют реакции расщепления эфирной связи в органич. соединениях. К Э. в широком смысле слова относятся: липазы, фосфатазы, сулъфатазы, собственно Э. К последним принадлежат многочисл. специфич. ферменты: холинэстераза, хлорофиллаза, танназа, пектаза и др. Э. обнаружены у человека, животных, высших растений и микроорганизмов. У человека и животных они присутствуют в соке поджелудочной железы (панкреатическая липаза), молоке, печени, стенках кишечника, крови и др. тканях.

ЭСТЕРГОМ (Esztergom), город на С. Венгрии, в медье Комаром, порт на прав, берегу Дуная. 30 тыс. жит. (1977). Станкостроение, приборостроение, произ-во спортивного инвентаря. В окрестностях - добыча бурого угля; виноградарство и виноделие. Памятники архитектуры: старая крепость и королевский дворец [включает капеллу (12 в., илл. см. т. 4, вклейка к стр. 481) и ренессансный зал (кон. 15 в.)], ренессансная капелла Бакоца (1506-07), классицистические собор (1822-56, арх. П. Кюнель, Я. Пак, И. Хильд) и церковь св. Анны (начата в 1828, арх. Я. Пак).

ЭСТЕРСУНД (Ostersund), город в Сев. Швеции, на берегу оз. Стуршён. Адм. центр лена Емтланд. 54,1 тыс. жит. (1976). Ж.-д. узел. Металлообр. и лесообр. пром-сть. Центр лыжного и конькобежного спорта.

ЭСТЕТ (от греч. aisthetes - чувствующий, воспринимающий), 1) поклонник искусства, ценитель изящного. 2) Человек, оценивающий всё исключительно с эстетич. точки зрения, пренебрегающий нравств. стороной явлений.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), филос. наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфич. проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художеств, деятельности людей. Соотношение этих разделов Э. менялось на протяжении её истории и понимается неодинаково - от попыток сведения Э. к "философии прекрасного" до её трактовки как "философии искусства"; не раз предлагалось расчленить Э. на несколько самостоят, науч. дисциплин - на теорию эстетич. ценностей, теорию эстетич. восприятия, общую теорию иск-ва, однако опыт показывал, что эстетич. ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. Это нередко порождало др. крайность - отождествление художеств, деятельности и эстетич. активности человека, взаимоотношение между к-рыми в действительности достаточно сложно. Т. о., оба осн. раздела Э., будучи органически взаимосвязаны, обладают относит, самостоятельностью. В первом из них рассматриваются такие вопросы, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; закономерности дифференциации эстетич. ценностей, выступающих в множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.); диалектич. связь эстетич. ценности и эстетич. оценки, эстетич. восприятия и эстетически ориентированной практики; значение эстетич. активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных областях культуры; взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления - в практич. деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей. Второй раздел Э. как науки, поев. спец. анализу художеств, деятельности, включает изучение её возникновения в филогенезе и онтогенезе; её структурного и функционального своеобразия в ряду др. форм человеческой деятельности, её места в культуре; связи процесса художеств, творчества, структуры воплощающих его произв. иск-ва и характера их восприятия человеком; законов, порождающих разнообразие конкретных форм художеств, деятельности (видов, родов, жанров иск-ва) и её ист. модификаций (направлений, стилей, методов); особенностей совр. этапа художеств, развития общества и ист. перспектив развития иск-ва. Вместе с тем Э. никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетич. и художеств, освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определённые критерии эстетич. оценки и программы художеств, деятельности. Этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в Э. (ср., напр., нормативную Э. классицизма и антинормативную Э. романтизма), однако так или иначе научно-познават. функции Э. всегда переплетаются с её ценностно-ориентирую-щими, идеологич. функциями.

Длительный ист. процесс становления и развития эстетич. мысли направлялся рядом обусловливавших его факторов: идеологич. и социально-психологич. позициями различных классов и обществ, групп, к-рые Э. выражает и теоретически обосновывает; особенностями изменяющегося предмета изучения - эстетич. культуры и художеств, практики; характером филос. учений, из к-рых вырастали или на к-рые опирались эстетич. теории; позициями смежных наук (искусствоведения и литературоведения, психологии, социологии и др.).

Эстетич. мысль зародилась в глубочайшей древности в мифологич. сознании доклассового общества. Анализ мифов разных народов показывает, как запечатлевались в них первонач. представления людей о происхождении различных иск-в, об их роли в жизни человека, о связи иск-ва и красоты (напр., др.-греч. миф об Аполлоне Мусагете и предводительствуемых им Музах). Однако история Э. в собств. смысле началась лишь с формированием научно-теоретич. мысли. На первом этапе своего развития, к-рый продлился в Европе до сер. 18 в., Э. не была ещё самостоят, науч. дисциплиной и не имела даже собственного названия. В античности, напр., эстетич. проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в филос. сочинениях (пифагорейцами, Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактатах, посвящённых теории разных видов искусства (например, в трактатах Поликлета, Горгия, Витрувия, Горация). Это не помешало, однако, тому, что многие глубокие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европ. эстетической мысли (развитие Э. на Востоке шло специфич. путями, лишь временами соприкасаясь с развитием европ. Э.).

Христ. Э. средневековья обосновывала спиритуалистич. понимание эстетич. явлений и трактовала структуру иск-ва в сим