БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321необходимы бесстрастие и добродетельность.

С сер. 2 в. до н. э начинается процесс сакрализации, сближения философии с религ.-мифологич. традициями Греции и Востока. Философия становится на путь эклектич. объединения различных систем. Центр, фигурой этого процесса является Посидоний, синтезировавший пифагорейско-платонич. и стоич. философию в детально разработанную и обширную систему платонич. стоицизма, оказавшую огромное влияние на антич. философию вплоть до Плотина.

Естественнонаучные взгляды. Крупнейшим науч. центром эллинистического мира была Александрия с Александрийским мусейоном и Александрийской библиотекой, где работали выдающиеся учёные Средиземноморья. Значит, развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными центрами эллинистич. науки были Пергам, Антиохия на Оронте, о. Родос. Большинство учёных, деятельность к-рых протекала в этих центрах, были греками. Греч. яз. стал междунар. науч. языком той эпохи.

Высшие достижения математики и астрономии, особенно расцветших в Александрии в 3-2 вв. до н. э., связаны с именами Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского, Гиппарха из Никеи. В трудах этих учёных эллинистич. наука подошла к ряду проблем: дифференц. и интегральное исчисление, теория конич. сечений, гелиоцентрич. система мира и т. д., нашедших дальнейшее развитие лишь в новое время. Из математиков, работавших в Александрии, известны также Никомед, Диокл, Зенодор (труд "Об изопериметрических фигурах") и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых "Начал" и трактата <О многоугольных числах". Селевк из Селевкии (2 в. до н. э.) выступал как последователь гелиоцентрич. системы Аристарха, установил зависимость мор. приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретич. механики были связаны прежде всего с работами Архимеда; известность приобрёл также псевдоаристотелевский трактат "Механические проблемы". Развитию прикладной механики содействовали многочисл. изобретения Ктеспбия. Достижения прикладной механики были подытожены в трудах Герона Александрийского.

Походы Александра Македонского стимулировали расширение г е о г р аф и ч. знаний. Ученик Аристотеля Дикеарх ок. 300 до н. э. составил карту всей известной тогда ойкумены и попытался определить размеры земного шара; его результаты были уточнены Эратосфеном из Кирены, плодотворно работавшим в самых различных областях знаний. Посидоний с о. Родос написал помимо филос. соч. ряд работ по географии, астрономии, метеорологии и др. Труд Страбона "География" (в 17 кн.) обобщил географич. знания эпохи.

Накопленные знания в области ботаники были систематизированы Теофрастом. Большой интерес был достигнут в области анатомии человека и в медицине. Деятельность Герофила из Халкедона и Эрасистрата была этапом на пути к созданию науч. анатомии. Под влиянием этих; учёных на рубеже 3 и 2 вв. до н. э. возникла школа врачей-эмпириков (Филин Косский, Серапион Александрийский и др.), признававшая опыт в качестве единственного источника мед. знаний.

Историческая наука. Сюжетами ист. сочинений обычно служили события недавнего прошлого и современные авторам. На выбор темы и освещение событий историками, несомненно, влияли политич. борьба, политич. и филос. теории совр. им эпохи. В ист. сочинениях обсуждались вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме гос-ва, возникающей из смешения; демократии, аристократии и монархии, о слиянии истории отд. стран во всемирную историю и т. п. По своей форме произведения мн. историков находились на грани художеств, лит-ры: изложение событий искусно драматизировалось, использовались риторич. приёмы, эмоционально воздействовавшие на широкую аудиторию. В таком стиле писали историю Александра Македонского Каллисфен (кон. 4 в.) и Клитарх Александрийский (не ранее 280-270), историю греков. Зап. Средиземноморья - Тимей из Тавромения (вскоре после 264), историю Греции с 280 по 219 - Филарх Афинский. Другое направление историографии придерживалось более строгого и сухого изложения фактов (не исключавшего тенденциозности), напр.: история походов. Александра, написанная Птолемеем 1 после 301; история периода борьбы диадохов, написанная Иеронимом из Кардшг (не ранее 272), и др. Крупнейшим историком 2 в. был Полибий, автор всемирной истории от 220 до 146. Вслед за Полибием в 1 в. всемирную историю писали Посидоний из Апамеи, Николай Дамасский,. Агатархид Книдский, Диодор Сицилийский. Продолжала разрабатываться история отд. гос-в, изучались хроники и декреты греч. полисов, возрос интерес к истории вост. стран. Уже в нач. 3 в. появились труды на греч. яз. местных жрецов-учёных: Манефона (история фараоневского Египта), Бероса (история Вавилонии), Аполлодора из Артемиты (история парфян); ист. соч. на местных языках (напр., Книги Маккавеев о восстании жителей Иудеи против Селевкидов).

Литература. Важнейшей чертой художеств, лит-ры эпохи эллинизма было сужение её социального горизонта по сравнению с предшеств. (т. н. полисным) периодом греч. истории. Публичный характер сохраняли только театр, представления, но и в театре на смену обществ.-политич. и обличит, комедии Аристофана пришла т. н. новая аттическая комедия (Менандр, Филемон, Дифил - 2-я пол. 4 - нач. 3 вв. до н. э.) с её интересом к частному быту и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистич. периода как в Афинах, так и почти на всей территории эллинистич. мира (вплоть до Армении и Причерноморья).

С нач. 3 в. до н. э. лит-pa получила развитие в новых культурных центрах, гл. обр. в Александрии, где художеств, творчество неразрывно было связано с учёными изысканиями филологов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке. Изучение художеств, лит-ры прошлого заставило эллинистич. поэтов осознать как устойчивость существующих лит. традиций, так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование в области давно сложившихся жанров. Элегия из средства обществ, и морального назидания превращается в повествование с мифологич. содержанием в творчестве Филита с о. Кос (ок. 320-270), Гермесианакта из Ко-лофона (р. ок. 300) и Каллимаха из Кирены. В то же время Каллимах заменил традиц. героич. эпос жанром небольшой поэмы ("эпиллия"), излагавшей в бытовых тонах побочные эпизоды героич. сказания. В т. н. идиллиях Феокрита бытовая ситуация часто разрабатывалась в формах, заимствованных из фольклорного состязания певцов или свойственных драматич. сценке (миму) из жизни гор. семьи. Этот же круг тем составляет содержание "Мимиамбов" Геронда, обнаруженных на папирусе в кон. 19 в. Период эллинизма был также временем расцвета эпиграммы, в к-рой на первое место выступала любовная тематика: возникновение страсти, встреча влюблённых, неудовлетворённое чувство.

Традиц. жанр героич. эпоса нашёл продолжение у Аполлония Родосского, однако он также испытал влияние учёности, обязательной для поэзии Э. к. и требовавшей от авторов вплетения в осн. сюжетную канву всякого рода антикварных справок, редких слов и мифов.

Существ, значение для последующего развития антич. и ср.-век. лит-ры имели прозаич. жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев ("Роман о Нине"), псевдоисторич. описания идеального обществ, устройства (Ямбул, Эв-гемер). Лит-pa Э. к. достигла значит, успеха в изображении внутр. мира человека, его повседневного быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы лит. жанров.

Архитектура и изобразительное искусство. Противоречия политич. и со-циально-экономич. развития общества обусловили противоречивость эллинистич. иск-ва, в к-ром соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художеств, школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к В. от Евфрата первоначально взаимодействие греч. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате к-рого возникли иск-во Парфянского царства, Гандхары, Кушанского царства, начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистич. зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художеств, облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль гл. улиц) и 1-2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании гор. центров - царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистич. городов - величеств, архит. ансамбли, для к-рых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архит. типы обществ., жилых и культовых зданий б. ч. восходили к эпохам греч. архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий - библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инж. сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистич. религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в к-рых сильнее, чем в гражд. постройках, сказалось взаимодействие с иск-вом Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Сев. Афганистане). Эксцентричность эллинистич. зодчества нашла выражение в эффектных пластич. композициях алтарей М. Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистич. ордер отличается свободным отношением к традиц. схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформит. функции за счёт конструктивной. В вост.-эллинистич. иск-ве греч. ордера подверглись местной интерпретации ("псевдо-коринфскиеь капители колонн в Ай-Хануме). В изобразит, иск-ве, наряду с творч. использованием классич. наследия, созданием гармонич. образов (Афродита Мелосская, 2 в. дон. э., илл. см. т. 2, стр. 455), существовала тенденция механич. подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетич. произв. (статуя Аполлона Мусагета, нач. Зв. дон. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданств, идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность ("Лаокоон", илл. см. т. 14, стр. 152).

Характерные для эллинистич. пластики драматизм, экспрессия и патетич. страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутр. напряжённость образов и внеш. эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской (обе илл. см. т. 7, стр. 297). Многоплановость и противоречивость эллинистич. скульптуры проявились в сосуществовании идеализиров. портретов монархов, предельно монументализиров. статуй божеств ("Колосс родосский"), гротескных мифологических (силены, сатиры) или горделиво величеств, (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматич. "портретов философов". Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая. Общие для Э. к. тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художеств, сосудах из стекла.

Илл. см. на вклейках - к стр. 144 и табл. V, VI (стр. 176-177).

Лит.: Ц е л л е р Э., Очерк истории греческой философии, пер. с нем., М., 1913, с. 211- 330; The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy, Camb., 1970.

Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, [пер. с нем.], М.- Л., 1936; Т а р н В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949 (гл. 9 - Наука и искусство); S a r t о n G., A history of science. Hellenistic science and culture in the last three centuries В. С., Camb., 1959; Histoire generale des sciences, publ. R. Taton, t. 1, P., 1957.

Блаватский В. Д., Культура эллинизма, "Советская археология", 1955, т. 22; Бокщанин А., Древнегреческие историки позднеклассического периода и эпохи эллинизма, "Исторический журнал", 1940, № 10; Зелинский Ф. Ф., Религия эллинизма, П., 1922; Kumaniecki К., Historia kultury starozytnej Grecji i Rzymu, 3 wyd., Warsz., 1967; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 2 - Die hellenistische und romische Zeit, 2 Aufl., Munch., 1961.

Тройский И. М., История античной литературы, Зизд., Л., 1957; Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Webster Т. В. L., Hellenistic poetry and art, L., 1964.

Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; С h а г b о пneaux J., Martin R., Villard Fr., Hellenistic art, N. Y., 1973; Fouilles d'Ai Khanoum. I (Campagnes 1965, 1966, 1967, 1968), P., 1973.

А. И. Павловская (религия и мифология, историческая наука), А. Л. Доброхотов (философия), И. Д. Рожанскип (естественнонаучные взгляды), В. Н. Ярхо (литература), Г. И, Соколов (архитектура и изобразит, иск-во), Г. А. Кошеленко (вост.-эллинистич. искусство).

ЭЛЛИНЫ (греч. Hellenes), самоназвание греков. Впервые термин "Э." для обозначения всех греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.). 5ЛЛИПС (от греч. elleipsis - нехватка, опущение, выпадение), пропуск в речи (тексте) подразумеваемой языковой единицы: звука или звукосочетания (обычно в разг. речи: "када" - когда, "можбыть" - может быть), слова (словосочетания), названного в контексте ("У отца был большой письменный стол, а у сына маленький"), составляющего часть фргзеологич. оборота ("Ты в любом случае выйдешь сухим" [из воды]), предсказываемого значением и (или) формой др. слов ("Ты на работу?" [идёшь]; [Я] "сижу за решёткой в темнице сырой..."- Пушкин), ясного из ситуации ("Мне чёрный" [кофе, хлеб...]). Э. синтак-сич. члена, не восстанавливаемого однозначно, носит экспрессивный, эмоциональный характер и используется как фигура стилистическая ("Я за свечку, свечка - в печку", К. Чуковский).

30-11.htm
ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ ПАРАБОЛОИД, один из двух видов параболоидов.

ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ ЦИЛИНДР, линейчатая цилиндрическая поверхность, уравнение к-рой может быть приведено к виду х2/a2 + y2b2 = 1. См. Поверхности второго порядка.

ЭЛЛИС (Ellis) Фред (5. 6. 1886, Чикаго, - 10. 6. 1965, Нью-Йорк), американский график-карикатурист. С 1924 чл. компартии США. Учился в художеств. школе в Чикаго (1905), с 1927 гл. художник "Дейли уоркер", в 1930-36 работал в СССР для газет "Правда" и "Труд". капитализма, призыв к борьбе рабочего класса, гневное осуждение фашизма. Лит.: Д у р у с А., Фред Эллис, М.- Л., 1937; Выгодская Т., Фред Эллис, "Искусство", 1964, № 11.

ЭЛЛИС (Ellice) (с 1975 - Тувалу; Tuvalu), группа атоллов на 3. Тихого ок., в Полинезии. Владение Великобритании. Пл. 24 км2. Нас. 5,8 тыс. чел. (1973). Состоит из 9 низменных коралловых атоллов, вытянутых на 600 км. Плантации кокосовой пальмы, бананов. Экспорт копры. Адм. ц. - г. Фунафути.

ЭЛЛОРА, Э л л у р, Э л у р а, деревня в Индии, в 15 км от Аурангабада (шт. Махараштра), близ к-рой - группа из 34 высеч. в скале буддийских, брахманских и джайнских храмов (все - между 6-13 вв.), в т. ч. монолитный храм Кайласанатха (илл. см. т. 10, вкл. к стр. 225), стилобат одной из трёх частей к-ро-го опоясан изваяниями слонов в натуральную величину.

ЭЛЛЯЙ (лит. имя; наст, имя и фам. Серафим Романович К у л а ч и к о в) [16(29). 11. 1904, Нижнеамгинский наслег Ботурусского улуса, ныне Алексеевского р-на Якут. АССР, - 14. 12. 1976, Якутск], якутский советский поэт. Нар. поэт Якут. АССР (1964). Чл. КПСС с 1946. В 1928 окончил Моск. ин-т журналистики. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Автор сб-ков стихов и поэм "Красные песни" (1925), "Счастливая жизнь" (1938), "Песни победы" (1950), "Негаснущий огонь" (1969), "Сердце друга" (1973) и др. Новизна формы, самобытность, гражд. пафос стихов Э. обусловили влияние его творчества на развитие якут, поэзии. Перевёл произв. А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, В. В. Маяковского и др. Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Талыллыбыт айымньылар, т. 1 - 2, Якутскай, 1964-65; Талыллыбыт айымньылар, т. 1-2, Якутскай, 1974; в рус. пер.- Мой хомус, М., 1974.

Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1970.

ЭЛМАЙРА (Elmira), город на С.-В. США, в шт. Нью-Йорк, на р. Шеманг (приток Саскуэханны). 36 тыс. жит. (1975), с пригородами 100 тыс. жит. Металлообр. и маш.-строит, (произ-во пишущих и счётных машин, конторского и радиоэлектронного оборудования, противопожарной техники), хим. пром-сть. Осн. в 1788.

ЭЛОДЕЯ, водяная зараза, водяная чума (Elodea), род многолетних трав сем. водокрасовых. Стебли погружены в воду. Листья в мутовках. Ок. 10 видов, родом из Америки. Э. к а н а дс к а я (Е. canadensis) как заносное растение встречается во мн. р-нах земного шара, в СССР - в Европ. части и Зап. Сибири, в стоячих и медленно текущих водах. Известны только пестичные (женские) растения, очень быстро размножающиеся вегетативно. Обширные скопления Э. препятствуют судоходству, рыболовству и т. п. (отсюда назв. "водяная зараза" или "водяная чума"). Зелёная масса Э. используется как корм и на удобрение. Несколько видов разводят в аква-риумах.

ЭЛОЙ БЛАНКО (Eloy Blanco) Андрее (6. 8. 1897, Кумана, - 21. 5. 1955, Мехико), венесуэльский поэт, политич. деятель. Окончил юридич. ф-т Центрального ун-та (1920). Участвовал в антидиктаторском движении, за что подвергался репрессиям; много лет провёл в эмиграции. После смерти в 1935 X. В. Гомеса - пред, муниципалитета Каракаса, пред. Нац. собрания и министр иностр. дел в пр-ве Р. Гальегоса. В стихах воспел природу и народ Венесуэлы, любовь и семейную жизнь, выразил мечту о всеобщем братстве народов. Внёс в поэзию Венесуэлы темы и формы лат.-амер. фольклора. Автор сб-ков стихов "Песни моей земли" (1921), "Время стрижки деревьев" (1934), "Каменный корабль" (1937), "Лунацвет" (1955), "Хуанбимбада" (опубл. 1960), сб-ков рассказов "Аэроплан-наседка" (1935) и "Возвращение Мальвина" (1937), драмы "Абигайль" (1937), эссе "Варгас - душеприказчик скорби" (1947).

Соч.: Obras, v. 1 - 10, [Caracas, I960]; в рус. пер.- Зеркало в чёрной раме, М., 1974; [Стихи], в сб.: Поэзия Латинской Америки, М., 1975.

Лит.: Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976 (см. указатель); Homenaje e Andres Eloy Blanco, Caracas, 1958.

ЭЛОНГАЦИЯ ЗВЕЗДЫ (позднелат. elongatio, от elongo - удаляюсь), положение звезды в её видимом суточном движении по небесной сфере, при к-рсм она максимально отклонена по азимуту от точки юга. Элонгация наблюдается только у звёзд, имеющих верх, кульминацию на участке небесного меридиана между полюсом мира и зенитом места наблюдений. Различают западную и восточную Э. з.

ЭЛОНГАЦИЯ ПЛАНЕТЫ, положение нижней планеты (Венеры или Меркурия) в момент, когда её долгота максимально отличается от долготы Солнца. Различают вост. и зап. Э. п. В момент элонгации Венера находится на угловом расстоянии 48° от Солнца. Угловое расстояние Меркурия от Солнца в момент элонгации, вследствие большего эксцентриситета его орбиты, изменяется в пределах от 18 до 28°. Во время элонгации планеты движутся по лучу зрения к Земле или от Земли. См. Конфигурации в астрономии.

ЭЛПИДИН Михаил Константинович (1835, с. Никольское Лаишевского у. Казанской губ., - 1908, Женева, Швейцария), русский революционер-шестидесятник, деятель вольной русской печати. Сын дьякона. Окончил Чистопольское духовное уч-ще, служил в Казанском уездном суде. С 1860 - вольнослушатель Казанского ун-та. Во время Беэдненского выступления 1861 находился в с. Бездна, был арестован и вскоре освобождён за недостатком улик. За участие в студенч. выступлениях 1861 выслан на родину. Чл. казанского революц. кружка (с 1862 - отделение об-ва "Земля и воля"). В 1863 арестован по делу о Казанском заговоре 1863, приговорён к 5 годам каторги, 6 июля 1865 бежал из Казанского тюремного замка, эмигрировал, примкнул к "молодой эмиграции". В 1866 организовал в Женеве рус. типографию, в 1881 - книжную лавку. Вместе с Н. Я. Николадэе издавал журн. "Подпольное слово" (1866, № 1-2); в типографии Э. печатались журн. "Современность" (1868, № 1-7) и "Народное дело" (1868, № 1-2), газ. "Общее дело", одним из издателей к-рой он был. За 40 лет Э. выпустил ок. 200 книг, в т. ч. первое отдельное изд. романа "Что делать?" (1867) и собр. соч. Н. Г. Чернышевского (т. 1-4, 1868-70), запрещённые цензурой произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и др., а также каталоги своего книжного магазина (последний в 1906).

С о ч.: Библиографический каталог. Профили редакторов и сотрудников, [Geneve, 1906].

Лит.: К о з ь м и н Б. П., Казанский заговор 1863 г., М., 1929; его же, Революционное подполье в эпоху "белого террора", [М.], 1929; П и н а е в М., М. К. Элпидин в 80- 90-е гг. (Из истории русской эмиграции), "Русская литература", 1966, № 2; е г о ж е, "Вольные" русские издания М. Элпидина, в кн.: Вопросы русской и зарубежной литературы, Волгоград, 1970; Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX в., ч. 8, М., 1971 (см. указатель).

Ю. Н. Короткое.

ЭЛСМИР (Ellesmere), остров на С.-В. Канадского Арктич. архипелага. Пл. ок. 250 тыс. км2. Вые. до 2604 м. Многочисленные фьорды разделяют остров на несколько обособленных частей - земель (Гранта, Гриннелла, Свердрупа, Элсмир). Ок. 1/3 поверхности покрыто ледниками. Растительность арктич. пустынь и тундр.

ЭЛСУОРТ (Ellsworth) Линкольн (12. 5. 1880, Чикаго, - 26. 5. 1951, Нью-Йорк), американский полярный исследователь, лётчик. В 1925 был штурманом одного из двух самолётов в экспедиции Р. Амундсена к Сев. полюсу. В 1926 участвовал в экспедиции Амундсена на дирижабле "Норвегия" (по маршруту Шпицберген - Сев. полюс - Аляска). В 1931 участник полёта на дирижабле "Граф Цеппелин" на Землю Франца-Иосифа. В ноябре-дек. 1935 вместе с лётчиком Г. Холлик-Кеньоном совершил первый трансантарктич. перелёт (от Антарктич. п-ова до Литл-Америка). В полёте были открыты горная цепь Этерни-ти, хр. Сентинел, Земля и горы Э., названные им в честь своего отца Дж. Элсуорта. В 1938-39 совершил полёты во внутр. области Антарктиды. В честь Э. названы мыс на о. Янг (о-ва Баллени), горная вершина в хр. Куин-Мод и антарктич. станция.

С о ч.: Beyond horizons, N. Y., 1938.

Лит.: Трешников А. Ф., История открытия и исследования Антарктиды, М., 1963.

ЭЛСУОРТ (Ellsworth Mountains), горы в юж. части Земли Элсуорта (Зап. Антарктида). Простираются на 300 км от 77° до 80° ю. ш. Наиболее крупные хребты - Сентинел и Херитидж. Массив Винсон в горах Сентинел (5140 м) - высочайшая вершина Антар