БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321, разрабатывал мн. вопросы иммунонефрологии, организовал первый в СССР центр хронич. гемодиализа на базе терапевтической клиники. Под ред. Т. вышло руководство в 2 тт. "Основы нефрологии" (1972). Впервые в СССР Т. описал прижизненную диагностику узелкового периартериита; он возглавил изучение ревматоидного артрита, красной волчанки, склеродермии и др. системных поражений соединит, ткани, а также лекарственной болезни. Описал варианты злокачеств. течения гипертонич. болезни. Разрабатывал проблемы проф. патологии. За монографию "Клиника малярии" - Гос. пр. СССР (1946), за монографию "Нефриты" - пр. им. С. П. Боткина АМН СССР (1962), за труды по ревматологии - Ленинская пр. (1974). Создал школу терапевтов (В. А. Насонова, А. А. Дёмин, А. В. Сумароков и др.). Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Председатель Всесоюзного об-ва нефрологов (с 1969) и Всеросс. об-ва терапевтов (с 1966). Почётный доктор Карлова ун-та в Праге, почётный чл. об-в интернистов и нефрологов ГДР и гастроэнтерологов НРБ.

Соч.: Анемия брайтиков, М., 1929; Болезни почек, М,-Л., 1936; Гипертоническая болезнь, М., 1948; Внутренние болезни, 3 изд., М., 1957; Коллагенозы, М., 1965 (соавтор); Эпидемический гепатит, М., 1970 (соавтор).

Лит.: Е. М. Тареев. (К 80-летию со дня рождения), "Терапевтический архив", 1975, № 4. О. М. Виноградова.

ТАРЕЛКИ, ударный оркестровый муз. инструмент: два медных диска (диаметр ок. 400 мм), к центрам к-рых с внеш. стороны прикреплены кожаные ремни. При ударе друг о друга Т. издают продолжительный звенящий звук.

ТАРЕНТ, Тарант (лат. Tarentum, греч. Taras, родительный падеж Тагапtos), древнегреческая колония в Италии на берегу Тарентского зал., на месте к-рой расположен совр. г. Таранто. Осн. ок. 700 до н. э. спартанцами, управлялся Т. сначала царями, во 2-й пол. 6 в. в Т. была установлена тирания, с нач. 5 в. до н. э. - рабовладельч. демократия. Достиг расцвета в 1-й пол. 4 в. до н. э., в период правления философа-пифагорейца Архита. Был крупным торг.-ремесл. центром. С 272 до н. э. (после поражения в войне 282-272 с Римом) находился на положении зависимого от Рима союзника. В период 2-й Пунической войны-на стороне Ганнибала, но в 209 вновь покорён римлянами. Ок. 125 до н. э. на терр. Т. была осн. рим. колония Нептуния.

ТАРЗИ Махмуд-бек (1867/68, Газни,-1934/35, Стамбул), гос. и обществ, деятель Афганистана, просветитель, историк, публицист. Один из идеологов младоафганцев. Жил и учился в Дамаске, Стамбуле. Вернулся в Афганистан в 1903. В 1911-19 издатель и редактор газ. "Сирадж уль-ахбар". После прихода к власти Амануллы-хана (1919) министр иностранных дел (1919-22, 1924-27). После падения Амануллы (1929) эмигрировал в Турцию. Т.- зачинатель совр. лит-ры Афганистана, получившей вначале развитие в русле просветительского направления. В своих стихах, эссе и публицистике отстаивал обществ, назначение лит-ры. Тема борьбы афг. народа против иноземных захватчиков нашла отражение в кн. "Сад мудрости" (1913). Творчество Т. способствовало демократизации поэзии и прозы Афганистана. Популярны его переводы из Ж. Верна и А. Дюма. Лит.: Герасимова А., Гире Г., Литература Афганистана, М., 1963; М и р-> з о е в С., Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета "Си-" радж-уль-ахбар" (1911 - 1919), Душ., 1973) Очильдиев Д. Я., Общественно-поли-" тическая мысль Афганистана накануне завоевания независимости, Таш., [1973]; X а" лили X., Махмуд-бек Тарзи, "Проблемы востоковедения", 1959, № 2. Г. Ф. Гире.

"ТАРИБА", Летувос тариба, бурж.-националистич. орган власти в Литве, созданный 18-22 сент. 1917. См. "Литовский совет".

"ТАРИК", "Ат - Тарик" ("Путь"), арабский ежемесячный лит. и общественно-политич. журнал (Ливан, с 1941). Осн. О. Фахурии А. Тибетом первоначально как орган Лиги борьбы с фашизмом Сирии и Ливана; позднее орган Ливан, к-та сторонников мира. Журнал ведёт борьбу против попыток империалистич. держав вовлечь араб, страны в воен. пакты и союзы, поддерживает нац.-освободит, борьбу, пропагандирует культурные связи с социалистич. странами. Наряду с публицистич. и науч. статьями журнал публикует рассказы, повести, стихи арабоязычных писателей, переводы зарубежной лит-ры, в т. ч. советской. Спец. номера "Т." посвящены 50-летию Окт. революции 1917 в России (1967, № 10) и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970, № 4), а также О. Фахури (1971, № 7-8), В. Мейерхольду (1974, № 10); отд. разделы - В. Маяковскому, П. Неруде, Р. Гамзатову. Золотая медаль Мира (1950).

Лит.: Соловьев В., Фильштинс к и и И., Юсупов Д., Арабская литература, М., 1964.

ТАРИМ, река на 3. Китая (часть басе.-в пределах СССР). Дл. 2030 км (самая длинная река в Центр. Азии), пл. басе. 951,5 тыс. км2 (вместе с басе, озёр Лобнор и Карабуранкёль). За гл. составляющую Т. обычно принимают р. Яркенд (в верх, течении - Раскемдарья), берущую начало в горах Каракорума; б. ч. течёт по зап. и сев. окраине Кашгарской равнины, огибая с С. пустыню ТаклаМакан. На этом участке происходит рассеивание стока. В отд. годы воды Т. достигают солончака к В. от оз. Карабуранкёль. Назв. "Т." река получает после слияния Яркенда с др. составляющими -pp. Аксу и Хотан; наиболее многоводна р. Аксу (70-80% общего стока Т.), pp. Яркенд и Хотан в отд. годы пересыхают. В ср. и ниж. течении Т. разбивается на многочисл. протоки, образуя беспорядочный лабиринт русел и небольших озёр, расположенных в полосе шир. до 80 км, где осн. русло часто меняет своё положение. На участке ниж. течения Т. сближается с р. Кончедаръя, с к-рой его соединяют протоки с периодич. стоком. В годы, когда осн. масса вод Т. устремляется в русло Кончедарьи, происходит наполнение оз. Лобнор (в годы с обратным течением наполняется оз. Карабуранкёль, а Лобнор значительно сокращается в размерах или высыхает). В прошлом в Т. впадали pp. Кашгар, Тизнаф, Керия, воды к-рых ныне полностью разбираются .на орошение или теряются в песках. Питание снегово-дождевое, в верховьях также ледниковое; половодье с мая по сент. Макс, расход воды в ср. течении близ Арала - св. 2500 М3/сек. Объём годового стока по выходе из гор ок. 29 км3, в низовьях - от 4 до 8 км3. Зимой замерзает. Богат рыбой (маринка, осман, голец), в низовьях - тростниковые заросли с гнездовьями водоплавающей птицы. Воды рек басе. Т. широко используются на орошение (особенно в Яркендском, Кашгарском, Аксуйском оазисах). Н. Т. Кузнецов.

ТАРИМСКАЯ РАВНИНА, то же, что Кашгарская равнина.

ТАРИРОВАНИЕ (от нем. Tarieren), 1) устар. название градуировки средств измерений, широко употреблявшееся применительно к приборам для измерения неэлектрич. величин. 2) Метод точного взвешивания с использованием тарного груза (дробь, кусочки металла и т. п.).

ТАРИФНАЯ СЕТКА, см. в ст. Тарифная система.

ТАРИФНАЯ СИСТЕМА, важнейший элемент организации оплаты труда в СССР; служит для её планирования по отраслям, внутри отраслей и предприятий, между р-нами, а также для построения поощрительных систем заработной платы рабочих.

Основу Т. с. составляют: для рабочих - тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификац. справочники; для руководящих, инженерно-технич. работников и служащих - схемы должностных окладов и квалификац. справочник должностей служащих. Кроме того, в Т. с. входят различные коэфф. к заработной плате и надбавки за работу на Севере. Тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих устанавливаются пр-вом СССР по согласованию с ВЦСПС.

Тарифные ставки определяют размер оплаты труда рабочих за 1 час или за 1 день. При помощи тарифных ставок Сов. гос-во осуществляет дифференциацию оплаты труда рабочих. В соответствии с требованиями экономич. закона распределения по труду и политикой первоочередного поощрения работников решающих отраслей нар. х-ва установлены более высокие тарифные ставки для рабочих угольной, металлургич., нефтяной, лесозаготовит. пром-сти, машиностроения по сравнению с тарифными ставками для рабочих в др. отраслях. Размер тарифных ставок устанавливается с учётом условий и степени напряжённости труда в той или иной отрасли.

Тарифные ставки устанавливаются дифференцирование, с учётом квалификации рабочих, условий труда и формы оплаты труда. Тарифная ставка 1-го разряда устанавливает размер оплаты простейших работ: чем выше квалификация рабочего, тем выше его разряд и больше тарифная ставка.

На размер тарифных ставок влияют также условия труда: обычные ставки установлены на работах с нормальными условиями труда, более высокие - на горячих, тяжёлых работах и работах с вредными условиями труда, ещё более высокие - на работах с особо тяжёлыми и особо вредными условиями труда.

Для рабочих-сдельщиков и рабочихповременщиков устанавливаются, как правило, различные тарифные ставки. У сдельщиков они несколько выше, что объясняется большей интенсивностью их труда по сравнению с повременщиками. В нек-рых отраслях (угольная, металлургич. пром-сть, строительство, автотранспорт и др.) установлены единые тарифные ставки для сдельщиков и повременщиков.

Тарифная сетка служит для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификацией работы. Она состоит из определ. кол-ва разрядови соответствующих межразрядных коэфф. Тарифный разряд, присвоенный рабочему, или разряд, к к-рому отнесена работа,- показатель квалификации рабочего или квалификац. уровня, необходимого для выполнения данной работы. Каждый разряд имеет свой коэфф. Тарифный коэфф. показывает, насколько уровень оплаты работ данного разряда выше первого. При построении тарифных сеток и установлении межразрядных тарифных коэфф. исходят из следующих факторов: во-первых, из характера произ-ва (разнообразие, сложность работы и квалифякац. состав работающих) и, во-вторых, из необходимости материально стимулировать стремление рабочих повышать свою квалификацию.

В результате введения новых тарифных ставок заработной платы в 1973-75 на большинстве предприятий установлены сетки, состоящие из 6 разрядов, с соотношением между крайними разрядами 1 : 1,7 или 1 : 1,6.

Тарифно - квалификационный справочник (ТКС) содержит перечень работ, выполняемых в отрасли с учётом их сложности, точности и ответственности. В нём содержатся подробные производств, характеристики всех типовых работ, а также предъявляемые к рабочему требования в производств, навыках, знаниях, приёмах, в умении организовать своё рабочее место и т. п. Предназначен для присвоения разрядов рабочим и тарификации работ, т. е. отнесения рабочих и отд. видов работ к различным разрядам тарифной сетки в зависимости от квалификации, к-рая требуется от рабочих для выполнения данной конкретной работы. Каждый из разделов ТКС охватывает произ-во или вид работ (напр., сталеплавильное произ-во, слесарные и слесарно-сборочные работы); по каждой профессии присваивается определённое количество разрядов (в зависимости от сложности работ). Присвоение очередного квалификационного разряда рабочим производится администрацией предприятия по согласованию с фабзавкомом, на основе проверки теоретич. и практич. знаний на квалификац. комиссиях (цеха или предприятия).

В пром-сти СССР наряду с отраслевыми тарифно-квалификац. справочниками с 1968 применяется Единый тарифноквалификац. справочник сквозных профессий (ЕТКС), обязательный для всех отраслей.

Районные коэффициенты к заработной плате (см. ст. Районные коэффициенты) служат средством межрайонного регулирования оплаты труда рабочих, ИТР и служащих и устанавливаются пр-вом СССР в зависимости от местоположения предприятия (или учреждения).

Лит.: Гурьянов С. X., К остин Л. А., Труд и заработная плата на предприятии, 2 изд., М., 1973; Труд и заработная плата в СССР, 2 изд., М., 1974. Е. Л. Маневич.

ТАРИФНАЯ СТАВКА, см. в ст. Тарифная система.

ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК, см. в ст. Тарифная система.

ТАРИФНЫЙ РАЗРЯД, см. в ст. Тарифная система.

ТАРИФЫ СВЯЗИ в С С С Р, разновидность гос. плановых цен, по к-рым предприятия связи реализуют услуги различным потребителям по передаче писем, телеграмм, посылок, осуществлению междугородных телефонных разговоров и т. д. В процессе передачи сообщений, как правило, участвует неск. предприятий связи. Поэтому доходы, получаемые отд. предприятиями связи по установленным, тарифам (тарифные доходы), характеризуют в ден. выражении стоимость продукции всех предприятий, участвующих в передаче сообщений.

Построение и дифференциация Т. с. осуществляются на основе принципов социалистич. ценообразования. Экономич. основа Т. с.- стоимость услуг связи. Независимо от категории потребителей (население, предприятия отраслей материального произ-ва и др.) Т. с. включают два элемента - себестоимость и прибыль. При этом по отношению к населению тарифы выполняют функции розничных цен, а по отношению к потребителям нар.-хоз. сектора - оптовых цен. Действующая система Т. с. по всем отраслям связи (почтовая связь, телеграфная связь и др.) включает более 300 ставок. Тарифы дифференцируются с учётом влияния различных факторов (расстояние, продолжительность, скорость, вес почтовых отправлений и др.) на себестоимость передачи соответствующих видов сообщений. Применяются льготные Т. с., напр. для оплаты междугородных телефонных разговоров в определённые часы суток, поздравит, телеграмм, заблаговременно поданных. Т. с. разрабатываются Мин-вом связи СССР и утверждаются Гос. комитетом цен при Сов. Мин. СССР. При планировании доходов, учитывая значит, дифференциацию Т. с., применяется укрупнённый показатель - средняя доходная такса (доходы, в среднем приходящиеся на одно сообщение).

Лит.: Финансы предприятий и отраслей хозяйства, 2 изд., М., 1973; Экономика связи, 2 изд., М., 1974. О. С. Срапионов.

ТАРИФЫ ТРАНСПОРТНЫЕ, система цен (ставок), по к-рой взимается плата за перевозки. Т. т. подразделяются на r р узовые и пассажирские. В СССР грузовые тарифы - часть общей системы плановых оптовых цен, по к-рым осуществляются взаимные расчёты между государственными предприятиями (удельный вес личных грузов мал). Исходная база для построения Т. т.-себестоимость перевозок (см. Издержки транспортные). Кроме того, в тарифы включается определённая прибыль в большем или меньшем размере в зависимости от гос. политики цен. При этом учитываются: назначение перевозимой продукции для нар. х-ва и населения, фондоёмкость и трудоёмкость тех или иных перевозок и ряд др. факторов. Грузовые Т. т. в целом обеспечивают рентабельность работы трансп. предприятий, но уровень её неодинаков. Напр., Т. т. на перевозки высокоценной продукции обеспечивают значительно большую рентабельность, чем тарифы на перевозки массовых грузов производств, назначения. Грузовые Т. т. различаются по видам транспорта общего пользования. На ж.-д. транспорте грузовые Т. т. устанавливаются едиными для всей сети жел. дорог на базе среднесетевой себестоимости перевозок. По общим тарифам провозная плата взимается, как правило, за кратчайшее расстояние между станциями отправления и назначения груза. Тарифные ставки дифференцированы по видам грузов, расстояниям, скорости перевозки, размерам отправок (повагонные, контейнерные, мелкие) и др. условиям. Кроме того, используются местные тарифы для ветвей, не включённых в общую сеть жел. дорог. С 1 июля 1967 были введены т. н. двуставочные тарифы примерно на половину грузооборота (с 1 янв. 1974 - на весь грузооборот) жел. дорог СССР. В действующих тарифных схемах они установлены: за начально-конечные операции (в копейках за 10 т) и за передвижение (в копейках за 10 т -км). Плата за перевозки массовых грузов взимается по повагонному тарифу из расчёта нормального использования грузоподъёмности вагона независимо от фактической его загрузки грузоотправителем. Минимальное расстояние, за к-рое взимается плата за перевозки грузов по жел. дорогам, - 50 км (только для сахарной свёклы и торфа - 25 км). Это способствует разгрузке жел. дорог от нерациональных короткопробежных перевозок. При перевозке грузов "большой скоростью" плата повышается на 100%. Применяются и пониженные тарифы, в частности стимулирующие развитие смешанных перевозок, использование порожних направлений (см. Рационализация грузовых перевозок).

На водном транспорте Т. т. дифференцированы по бассейнам рек и морей ввиду больших различий в себестоимости перевозок. На речном транспорте Т. т. дифференцированы не только по видам грузов, но и по видам перевозок (напр., тариф на перевозки круглого леса в плотах иной, чем в судах). На морском транспорте различают фрахты и тарифы. В отличие от тарифов, к-рые являются плановыми, заранее объявленными ценами длит, действия, применяемыми гл. обр. на перевозки между портами СССР, фрахт - единовременная цена на перевозку, размер к-рой устанавливается по соглашению между владельцами судна и его нанимателем, в заграничном плавании.

На автомобильном транспорте Т. т. дифференцированы по союзным республикам. В них предусмотрены начисления на стр-во автомоб. дорог. На период бездорожья тарифы могут быть повышены на 20%. Для отд. областей и р-нов установлены поясные коэфф., на к-рые умножается осн. тариф. Они отражают порайонные различия в себестоимости перевозок (напр., для р-нов Заполярья он равен 3, для р-нов Севера - 2). Плата взимается за выполняемый объём перевозок, измеряемый в т'км. В зависимости от степени использования грузоподъёмности автомобиля различают грузы 4 классов. Тарифы 4-го класса вдвое выше 1-го. Наряду с этим применяются и повременные тарифы, т. е. плата взимается за автомобиле-чае, величина её устанавливается с учётом грузоподъёмности и типа автомобиля.

Т. т. на воздушном транспорте делятся на 2 осн. тарифных пояса: первый относится к р-нам, обеспеченным ж.-д. транспортом, второй - к отдалённым р-нам, в к-рых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого. Пассажирские тарифы - часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления. На ж.-д. транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие и т. д.). Наиболее низкими являются абонементные пригородные Т. т., к-рые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. Льготные тарифы ежегодно сберегают трудящимся СССР св. 200 млн. руб. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пасс, перевозок. На мор. транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пасс, тарифов на речном транспорте. На возд. транспорте пасс, тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Тарифы на гор. транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай) подразделяются на единые (одноставочные) Зкоп., 4 коп., 5 коп. за одну поездку, независимо от расстояния перевозки, и поучастковые. На всей терр. СССР, кроме нек-рых отдалённых р-нов, применяется единый тариф за пользование легковыми такси.

В др. социалистич. странах Т. т. по принципам их построения близки к Т. т. СССР. Вкапиталистич. странах применяются разнообразные системы Т. т., в основе к-рых - капиталистич. издержки транспорта и цена произ-ва, включающие прибыль. В совр. условиях ослабление монопольного положения жел. дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень Т. т., что относится в первую очередь к частным трансп. предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании и др.), в к-рых транспорт является гос. собственностью, тарифы на перевозки мн. массовых грузов убыточны. Дефицит жел. дорог покрывается за счёт госбюджета, т. е. практически за счёт трудящихся-налогоплательщиков.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 6; Ч у п р о в А. И., Железнодорожное хозяйство, М., 1878; Система пассажирских тарифов на транспорте СССР и пути ее совершенствования, М., 1969; Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта, М., 1972, гл. 20; А б р ам о в А. П., Затраты железных дорог и цена перевозки, М., 1974. Е. Д. Хануков.

ТАРИХА (Tarija), город на Ю. Боливии, адм. центр деп. Тариха, в верховье р. Тариха. 35,7 тыс. жит. (1970). Торг, центр с.-х. р-на. Сах. з-д, винодельч. и др. предприятия пищ. пром-сти. Ун-т. Осн. в 1574. Вблизи Т.- добыча нефти.

ТАРИЧ Юрий Викторович [12(24).1. 1885, Полоцк,-21.2.1967, Москва], советский кинорежиссёр и сценарист, засл. деятель иск-в РСФСР (1935). Один из основоположников кинематографии Белоруссии. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1903-05). Работал актёром в театре, снимался в кино. С 1923 киносценарист, затем режиссёр. Крупнейшие работы- "Крылья холопа" (1926), "Лесная быль" (1927), "Одиннадцатое июля" (1938). В годы Великой Отечеств, войны участвовал в создании "Боевых киносборников", в 1943-45 возглавлял киностудию "Монголкино", где поставил "Степных витязей". Позже работал на киностудии "Белорусьфильм", с 1954 - на Моск. студии научно-популярных фильмов. Награждён 2 орденами, а также медалями.

ТАРКВА (Tarkwa), город на Ю. Ганы, в Западной обл. 11 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Близ Т.- шинный з-д. В р-не Т - добыча золота, марганцевой руды, алмазов.

ТАРКВИНИИ (лат. Tarquinii, этрусск. Tarchuna), древний этрусский город к С. от Рима (терр. совр. г. Таркуиния) в Италии. Памятники вилланова культуры свидетельствуют о раннем возникновении поселения. Сохранились остатки оборонит, стен 5-4 вв. до н. э., фундамент и терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисл. росписи в подземных усыпальницах (7-1 вв. до н. э.). Согласно легенде, Т., основанные выходцем из Лидии Тархоном, входили в этрусский союз 12 городов, были родиной Тарквиния Приска. После войн 359-351 и 310-308 до н. э. с Римом в нач. 3 в. до н. э. потеряли самостоятельность.

Фрагмент росписи склепа в Тарквиниях. 5 - 4 вв. до н. э.

ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ Луций (Lucius Tarquinius Superbus), согласно рим. преданию, последний (7-й) царь Др. Рима, 534/533-510/509 до н. э. Традиция приписывает Т. Г. характерные черты правителя-тирана, своей жестокостью вызвавшего восстание в Риме, поводом к к-рому послужило насилие, совершённое сыном Т.Г. над Лукрецией - женой Тарквиния Коллатина - родственника Т. Г. После этого Т. Г. был изгнан из Рима. Легенда об изгнании Т. Г. отразила ист. факт освобождения Рима от этрус. владычества.

ТАРКВИНИЙ ПРИСК, Тарквиний Древний Луций (Lucius Tarquinius Priscus), согласно рим. преданию, 5-й царь Др. Рима, 616/615-578/577 до н. э. Ему приписывается обширная строит, деятельность (отведение места для Форума, устройство канализации, возведение храма Юпитеру Капитолийскому, цирка), а также успехи в войнах с сабинами и латинами, введение в Риме многих этрус. обычаев и культов.

ТАРКИ, посёлок гор. типа в Даг. АССР. Подчинён Советскому райсовету г. Махачкала. Расположен в 3 км от ж.-д. ст. Махачкала. Производство швейных изделий. Возник на землях кумыков на торг, пути из Поволжья в Закавказье и Иран. Через Т. в 1396 проходил Тимур. В кон. 15- нач. 19 вв. столица Тарковского шамхальства, неоднократно подвергался воен. нападениям. В 1668 был занят отрядами С. Т. Разина. В 1821 на месте Т. была построена рус. крепость Бурная; ок. Т. в 1844 заложено укрепление Петровское (совр. г. Махачкала).