БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 через оптич. клин, на различных участках к-рого нанесены цифры, соответствующие оптич. плотности этих участков; яркость объекта съёмки оценивается по наименее различимой цифре. Точность измерений с помощью оптич. Э. зависит от свойств человеческого глаза (в частности, от способности глаза к адаптации физиологической). Используются редко. Наиболее совершенны фотоэлектрические экспонометры, действие к-рых основано на измерении яркости объекта съёмки с помощью приёмников света. Такие Э. получили преим. распространение. Мн. совр. фотографич. и киносъёмочные аппараты имеют встроенные фотоэлектрич. Э. или экспонометрич. устройства.

С. В. Кулагин.

ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования фотографических материалов при фото- и киносъёмках различных объектов или при фотокопировании, обеспечивающие наилучшее качество получаемых изображений (по критериям качества, принятым в данной области фотографии). Основой Э. служит известное в оптике соотношение между яркостью В объекта, изображаемого оптич. системой с относительным отверстием 1 : п (где п - положит, число), и освещённостью Е получаемого изображения: Е = gBn-2; здесь g - коэффициент, учитывающий светопотери в камере, распределение освещённости в плоскости изображения, угол, под к-рым наблюдается та или иная точка изображения, и пр. При выдержке t фотоматериал получает экспозицию Н = E*t, а учёт практич. светочувствительности материала S = а/Н даёт осн. ур-ние Э.: B = k*n2/tS. Величина k =a/g наз. экспонометрической постоянной. Это ур-ние связывает лишь интегральные характеристики объекта, фотоматериала и изображающей системы. Из него исходили при разработке всех экспонометров до появления высокочувствит. малогабаритных фотоэлектрич. приёмников света. Последние позволили решать задачу локальной Э., т. е. определять условия экспонирования по яркости сюжетно важной части объекта. Значения k и интервалы их изменения нормируются соответственно области их применения. Для экспонометров, встроенных в фотоаппарат общего назначения, выбирают значение k в интервале от 10 до 17; для экспонометров, не связанных конструктивно с аппаратом, в интервале 10-13,5.

Тип функциональной связи встроенных экспонометрич. систем с механизмами, устанавливающими условия работы аппарата при съёмке, в значит, мере определяет степень автоматизации съёмочного процесса и служит важной характеристикой фото- и киноаппаратуры.

Лит.: Гальцерина. В., Определение фотографической экспозиции. Экспонометрия для кино- и фотолюбителей, М., 1955; Кулагин С. В., Проектирование фото- и кнноприборов, М., 1971; Д а в ы д к и н И. М., Погрешности зкспонометрическпх приборов, "Оптико-механическая промышленность", 1974, № 6. И. М. Давыдкин. ЭКСПОРТ (англ, export, от лат. ехроrto - выношу, вывожу), вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внеш. рынке; противоположен ввозу товаров и услуг - импорту. См. Внешняя торговля.

ЭКСПОРТ КАПИТАЛА, то же, что вывоз капитала.

ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ БАНКИ,банки, содействующие развитию внеш. торговли. В капиталистич. странах осуществляют кредитование тех операций, к-рые частные банки считают для себя рискованными. Начали создаваться в период общего кризиса капитализма, когда усилилась экономич. и валютная неустойчивость и обострилась борьба за рынки сбыта. Это отражало развитие гос. монополистич. капитализма в области кредита и стремление монополий переложить на налогоплательщиков кредитные риски, возросшие в связи с удлинением сроков экспортных кредитов. Спец. Э.-и. б., принадлежащие гос-ву или пользующиеся его поддержкой, существуют в Австрии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, США (см. Экспортно-импортный банк США), Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и ряде др. стран. Деятельность их тесно связана с ин-тами по страхованию экспортных кредитов.

Во Франции в 1919 был учреждён гос. Французский банк для внеш. торговли (носит наст. назв. с 1946). Банк предоставляет долгосрочные (св. 7 лет) и краткосрочные кредиты и гарантии по кредитам, а также переучитывает среднесрочные (до 7 лет) и долгосрочные векселя коммерч. банков. Источники средств банка - бюджетные ассигнования и выпуск облигац. займов на рынке ссудных капиталов. В ФРГ гос. "Кредитанштальт фюр видерауфбау" специализируется на финансировании экспорта оборудования в развивающиеся страны. Кредиты по экспорту в др. страны предоставляются частными банками и К "Аусфур-кредит" (создана в 1952), в число акционеров к-рой входят 50 банков ФРГ. Великобритания при её развитой сети банков не имеет спец. Э.-и. б., её внеш. торговля финансируется исключительно коммерч. банками, в т. ч. Банками Содружества (б. колониальными банками), но средне- и долгосрочные кредиты предоставляются последними на льготных условиях, а разницу между рыночными и льготными ставками, а также часть выданных кредитов возмещает гос. Департамент гарантий по экспортным кредитам, к-рый также страхует экспортные кредиты. В Италии существует неск. спец. ин-тов средне- и долгосрочного кредита, гл. акционером к-рых выступает гос-во; наиболее крупные из них: "Иституто мобильяре итальяно" (ИМИ), "Медиобанк" и "Медиокредито". В Японии в 1950 был создан Экспортный банк (с 1952 называется Экспорта-импорта банк Японии). Источники его средств - гл. обр. кредиты Гос. сберегат. фонда, а также ассигнования из бюджета. Банк осуществляет преим. средне- и долгосрочное кредитование экспорта оборудования. Страхование экспортных кредитов возложено на Мин-во междунар. торговли и пром-сти в пределах лимита, ежегодно устанавливаемого пр-вом Японии. Э.-и. б. играют важную роль в проникновении капитала империалистич. гос-в в экономику др. стран, во внешнеэкономич. экспансии монополий.

В ряде социалистич. стран финансированием внеш. торговли на основе гос. монополии внеш. торговли занимаются спец. банки: в СССР - Внешторгбанк (см. Банк для внешней торговли СССР), в Венгрии - Венгерский внешнеторговый банк, в ГДР - Немецкий внешнеторговый банк, в КНДР - Банк для внешней торговли. Е. Д. Золотаренко.

ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЙ БАНК США, Эксимбанк, гос. банк США. Учреждён в 1934 под назв. "Экспортно-импортный банк Вашингтона " для финансирования пр-вом внеш. торговли. Предоставлял краткосрочные кредиты (сроком до 1 года) для финансирования экспорта с.-х. продуктов и др. товаров и среднесрочные кредиты (от 1 года до 5 лет) на стимулирование экспорта машин и оборудования. После 2-й мировой войны 1939-45 банк был реорганизован: капитал, составлявший при учреждении 175 млн. долл., увеличился до 1 млрд. долл.; полномочия по кредитованию расширились.

С 1968 банк действует под совр. назв. Банк выдаёт кредиты иностр. покупателям и гарантии по экспортным кредитам, осуществляет страхование экспортных кредитов и переучёт экспортных векселей амер. частных банков-кредиторов. Средне- и долгосрочные кредиты предоставляет совместно с амер. коммерч. банками (в размере от 30 до 55% экспортного контракта). По доле контракта, финансируемой частным банком, Э.-и. б. США выдаёт гарантию, при этом величина кредита и гарантии не должна превышать 90% стоимости контракта.

Источники средств банка - долгосрочные кредиты казначейства США и частных лиц. Его капитал (1 млрд. долл.) и резервный фонд (1,7 млрд. долл.) используются в основном для покрытия разрыва в процентных ставках, по к-рым он выдаёт и привлекает ссуды. Процентная ставка по кредитам банка 8,25-9,5% (1976.)

Объём операций ограничивается конгрессом США: с 4 янв. 1975 лимит установлен в 25 млрд. долл. На 30 июня 1976 задолженность по кредитам банка составляла 10,8 млрд. долл., а сумма обязательств по гарантиям и страхованию кредитов (включаются в баланс банка в размере 25%) - 2,5 млрд. долл. С 1934 по 1975 банк выдал кредитов, гарантий и страховых полисов на 82,1 млрд. долл. Е Д. Золотаренко.

ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТЫ, кредиты, предоставляемые фирмами-экспортёрами, банками или пр-вами иностр. предприятиям и гэс-вам в целях закупки последними товаров в стране-кредиторе. При капитализме Э. к. содействуют товарному экспорту, служат орудием борьбы за внеш. рынки сбыта и тем самым за поддержание или ускорение темпов развития нац. экономики.

Междунар. разделение труда и специализация произ-ва, усилившиеся под воздействием совр. научно-технич. революции, способствовали увеличению доли экспорта каниталистич. стран в их валовом нац. продукте. В 1975 эта доля составляла (%): в ФРГ 21,3, в Италии 20,3,в Великобритании 19,4, во Франции 17,6, в Японии 11,4, в США 7,2. Стимулирование экспорта стало одним из осн. направлений гос.-монополистич. регулирования экономики, а размеры и условия предоставления Э. к.- её важнейшим инструментом.

Э. к. выступают в двух осн. формах: "кредит поставщика" (экспортная фирма - покупателю) и "кредит покупателю, или финансовый кредит" (кредитный ин-т страны-экспортёра - иностр. покупателю). Первая форма характерна для краткосрочных Э. к. (с отсрочкой платежа на 2-6, реже 9-12 месяцев), предоставляемых по процентным текущим ставкам ден. рынка в основном в сфере торговли сырьевыми и потребительскими товарами. Краткосрочные Э. к. составляют большую по объёму часть Э. к. В форме "кредита покупателю" выступают гл. обр. средне- (от 5 лет, во Франции - до 7 лет) и долгосрочные Э. к., с помощью к-рых финансируется торговля машинами и оборудованием. При краткосрочных Э. к. гос-во выдаёт гарантии по кредитам, к-рые делают переводные векселя "первоклассными" бумагами, переучитываемыми банками по низким ставкам (см. Учёт векселей). При предоставлении средне- и долгосрочных Э. к. гос-во может участвовать в кредитовании сделки, гарантировании или страховании кредита, а также покрывать разницу между рыночными процентными ставками и более низкими ставками по Э. к. В большинстве стран политич. риски покрываются гос-вом до 90-100%, экономические - до 85-90% размера сделки. В связи с обострением валютного кризиса в 1971-76 во Франции, ФРГ и Японии введено гос. страхование валютных рисков. В Великобритании с окт. 1976 гос-во покрывает убытки экспортёров, страхуемые на срочном валютном рынке. Условия Э. к., регламентируемые гос-вом, превратились в объект "кредитной войны" между ведущими капиталистич. странами, в важный фактор конкурентоспособности нац. товаров на мировом рынке, наряду с ценами, сроками поставок, качеством товаров и др.

Э. к. социалистич. стран др. странам, в частности развивающимся гос-вам, направлены на оказание помощи в развитии нац. экономики, предоставляются преим. гос. сектору и не предусматривают к.-л. политич. условий.

Е. Д. Золотаренко.

ЭКСПОРТНЫЕ ПРЕМИИ, то же, что вывозные премии.

ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ (от англ, express - скорый поезд), быстровыполняе-мый (иногда за 1-2 мин) качеств, и количеств, анализ различных материалов по ходу технологич. процесса в хим. и металлургич. пром-сти. Осуществляется в основном методами эмиссионного спектрального анализа и спектрального анализа рентгеновского.

ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ (в я з ы к о з н а н и и), одна из функций языкового знака (см. Знак языковой), заключающаяся в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обозначаемым предметам и явлениям действительности. Экспрессия может быть выражена разными элементами языка: междометиями ("ax!", "ox!" и др., производными от них словами, напр, "ахать", "охать", "аханье", "оханье"), нек-рыми грамматич. формами (уменьшительно-ласкат. суффиксами -еньк, -ик и др., напр, "свеженький огурчик"; глаголами в повелит, и сослагат. наклонениях, напр, "уходи!", "уходил бы!"; усилит, частицами, напр. "да уходи же!" и др.), особыми экспрессивными словами "высокого" и "низкого" стилей (напр., "очи", "вкушать" наряду с нейтральными "глаза", "есть") и, наконец, интонацией. Изучением Э. ф. языка занимается стилистика.

Лит.: Галкина-федорук Е. М., Об экспрессивности и эмоциональности в языке, в сб.: Сборник статей по языкознанию. Профессору Московского университета академику В. В. Виноградову [в день его 60-летия], М., 1958; Б а л л и Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М., 1961; В и н о к у р Т. Г., О содержании некоторых стилистических понятий, в сб.: Стилистические исследования. На материале современного русского языка, М., 1972; В u h 1 е г К., Sprachtheorie, lena, 1934. А. М. Кузнецов.

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (от лат. expressio - выражение), выраженность фено-типич. проявления генов. Нек-рые гены у животных, растений и микроорганизмов характеризуются относительно постоянной Э., т. е. проявляются примерно одинаково у всех особей соответствующего генотипа. Напр., на всех растениях пшеницы, гомозиготных по гену, обусловливающему отсутствие остей, развиваются безостые колосья. Другие же гены (и их, по-видимому, большинство) отличаются изменяющейся Э. У кроликов и нек-рых др. животных известен рецессивный ген гималайской ("горностаевой") окраски, обусловливающей своеобразную пятнистость меха (на белом или светлом фоне кончики лап, ушей, морды и хвоста имеют чёрную окраску). Однако такая окраска развивается только при выращивании молодняка гималайской породы при умеренных темп-pax. При повышенной темп-ре весь мех у особей того же гималайского генотипа оказывается белым, а при пониженной - чёрным. Этот пример указывает на то, что на Э. влияют факторы внеш. среды, в данном случае темп-ры. При одинаковых условиях внеш. среды Э. гена может варьировать в зависимости от генотипич. среды, т. е. от того, в сочетании с какими др. генами данный ген входит в состав генотипа. На роль генов-модификаторов в вариации Э. указывает возможность в ряде случаев стабилизирующего искусств, отбора на ту или иную степень выраженности наследственных признаков в фенотипе. Э. и пенетрантностъ - основные взаимосвязанные показатели фенотипич. изменчивости проявления генов, широко применяемые в феногенетике, мед. генетике, селекции животных, растений и микроорганизмов.

Лит.: Лобашев М. Е., Генетика, Л., 1967; Тимофеев-Ресовский Н. В., Иванов В. И., Некоторые вопросы феногенетики, в сб.: Актуальные вопросы современной генетики, М., 1966. В. И. Иванов.

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ в СССР, оперативное информац. издание, подготовляемое гл. обр. центр, отраслевыми информац. органами на основе отобранных из текущих поступлений отечеств, и зарубежных источников, содержащих наиболее актуальные сведения. Цель издания - в сжатые сроки предоставить специалистам новую информацию, освободив их от необходимости обращаться к первоисточникам. Период подготовки Э.-и. обычно не более 2 мес со дня получения материалов. В Э.-и. помещаются рефераты публикаций, а также сообщения о передовом производств, опыте. Выпуски Э.-и. имеют закреплённую тематику, относящуюся к отраслям пром-сти, с. х-ва, нек-рым естеств. наукам и др. Периодичность выпусков разнообразна. Справочный аппарат Э.-и. состоит из предисловия, рубрикации, определяющей тематику серий и выпусков, содержания каждого выпуска, списка использованных источников информации. См. также Реферативный журнал. Г. В. Корсунская.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европ. иск-ве и лит-ре примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четв. 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революц. потрясения), стало выражением протеста против уродств совр. бурж. цивилизации. Социально-критич. пафос отличает мн. произв. Э. от иск-ва авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революц. героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистич. ужаса перед хаосом бытия. Кризис совр. цивилизации представал в произв. Э. одним из звеньев апокалиптич. катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин "Э." впервые употребил в печати в 1911 X. Валь-ден - основатель экспрессионистского журн. "Штурм" ("Der Sturm").

Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в Э. над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художеств, образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостр. эмоциональности и фантастич. гротеску, нередко - к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естеств. (или городской) пейзажной средой. Ярче всего принципы Э. выявились в иск-ве Германии и Австрии.

В литературе в преддверии Э. стоят Г. Тракль (Австрия), Г. Хейм, Э. Штадлер (Германия); в их трагич. лирике жизнь была воспринята в аспекте взвихренного движения, рождённого не только стремит, ритмом совр. цивилизации (как у представителей итал. футуризма), но и ощущением близившихся ист. переломов, чувством неодолимой зависимости личности от социального бытия. Аналогичная тема нашла развитие в лирич. поэзии Г. Бенна, И. Бехера, Я. Ван-Годдиса, Ф. Верфеля, Э. Ласкер-Шюлер (риторично-напряжённой до экзальтации, ломающей традиц. нормы стилистики, версификации, синтаксиса), в драме (особенно публицистич.) В. Газенклевера, Г. Кайзера, Л. Рубинера, Э. Толлера, Ф. фон Унру, X. X. Янна, превращавшейся в страстный авторский монолог, в прозе (ранний А. Дёблин, Г. Мейринк, Л. Франк, К. Эдшмид; близко к Э. стоял Ф. Кафка), где господствовало лирич. или гротескно-фантастическое начало.

В центре художеств, вселенной Э.- истерзанное бездушием совр. мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, "цивилизации" и "природы" сердце человека. Преображение действительности, к к-рому страстно призывали мн. экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. Художеств, следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, "ландшафт души" представлялись как потрясения и преобразования действительности. Э. не предполагал изучения сложности жизненных процессов; мн. произв. мыслились как воззвания. Иск-во же левого Э. по самой сути агитационно: не "многоликая", полнокровная, воплощённая в осязат. образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей.

Писатели-экспрессионисты (наряду со мн. художниками) группировались вокруг журналов: "Штурм" (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем; "Акцион" ("Die Aktion", 1911-33) - социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистич. и нередко революц. идеями, и созвучного ему нем. журн. "Вайсен блеттер" ("Die weiBen Blatter", 1913-21), выходившего в Швейцарии. Эволюция отд. мастеров (напр., Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в кон. 20-х гг. привела их в русло социалистич. реализма.

Экспрессионистич. веяния ощутимы в лит-ре Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Хорватии, Румынии, позже - Польши. В рус. лит-ре тенденции Э. проявились в творчестве Л. Андреева.

Э. оставил след в иск-ве новым качеством обострённой образности. Наиболее заметны его традиции в совр. нем. поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария).

В изобразительных искусствах среди предшественников Э. художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Тог, норвежец Э. Мг/нк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и др. мастера, в разной степени близкие к символизму. Наиб, последовательно принципы Э. были воплощены в творчестве художников объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению("экспрессии"), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анар-хич. бунтарства. Более созерцательны по образному строю произв. представителей об-ва "Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), чья эстетич. программа была во многом близка мистич. идеалам нем. романтиков; здесь возникли одни из наиб, ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Барлах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. У ряда художников благодаря росту антивоен. настроений и влиянию массового революц. движения Э. получил антивоен. и антиимпериалистич. окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дике, Л. Мейднер, О. Нагель и др.). Наряду с живописью и скульптурой - чаще всего "яростно"-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям,- важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика Э., достигшая значит, результатов благодаря смелым -сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрир. контрастам света и тени.

Э. получил распространение в художеств, культуре Бельгии (мн. мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазе-рель), стран Скандинавии, Вост. Европы и обнаружил значит, близость франц. фовизму.

В архитектуре (Р. Штейнер, Э. Мендельзон, X. Пёльциг, Б. Таут и др.) Э. во многом продолжал традиции "модерна"; пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм.

В театре Э. утвердил форму т. н. "Stationendrama", где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая Э. от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Коллизия развёртывалась обычно в условно-ист, или фантастич. обстановке и часто обнажалась до схемы. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные "отец", "сын", "девушка" и т. п.) и выступают рупорами идей; язык - напряжённо патетичен.

Постановки пьес Бехера, Верфеля, Газенклевера, Кайзера, Толлера, К. Штернхейма режиссёрами Р. Вейхертом, Г. Хартунгом, Л. Йеснером, К. X. Мартином способствовали выработке специфич. приёмов экспрессионистской режиссуры и игры актёров. Образ персонажа создавался на основе к.-л. одной черты ("функции"), превращаясь в маску. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символич. аксессуарам. В сложном взаимодействии с театр. Э. развивалось творчество молодого Б. Брехта. Экспрессионистские приёмы использовал М. Рейнхардт в постановках У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Влияния театр. Э. проявились за пределами Германии и Австрии, в т. ч. и в СССР (художеств, практика ТРАМов, нек-рые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.).

В к и н о Э. возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Для него характерны мрачные мистич. сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому. Э. создавал образ фантастич. мира, натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптич. эффекты. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения к-рых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, создав