БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321овенная, пролесник многолетний, ясменник душистый и др.), растения чернозёмных степей, тучных лугов, низинных (эвтрофных) болот, почти все культурные растения. Cp. Олиготрофные растения, Мезотрофные растения.

ЭВФАУЗИЕВЫЕ, эуфаузиевые (Euphausiacea), отряд высших ракообразных. Дл. тела от 5 до 96 мм. Внешне похожи на креветок (из отр. десятиногих раков), от к-рых отличаются наличием не

Эвфауэневый рачок (Euphausia pellucida).

прикрытых грудным щитом жабер, расположенных на основаниях грудных ножек. Двуветвистые грудные ножки служат только для плавания. Глаза стебельчатые (на глазных стебельках, так же как на основании неск. пар грудных ножек и на 4 передних брюшных сегментах, имеются органы свечения). Э. раздельнополы. Яйца откладывают в воду. Личинка выходит из яйца на стадии науплиуса, после чего следует ещё неск. стадии развития (цикл развития Э. от яйца до взрослого рачка 3-4 мес). Известно ок. 90 видов Э., широко распространённых в Мировом ок. (особенно в субтропич. и тропич. поясах). Э. массами размножаются в нек-рых морях, где служат пищей различным мор. млекопитающим и рыбам. Так, в антарктич. водах скопления нек-рых видов китов связаны с зонами массового размножения криля, в составе к-рого находятся Э. (Euphausia superba). В Баренцевом м. массовый вид Э.- Thysanoessa raschii служит пищей для сельди, мор. окуня, трески и др. промысловых рыб.

Лит.: Жизнь животных, т. 2, M., 1968; Догель В. А., Зоология беспозвоночных, 6 изд., M., 1975. А.В.Иванов.

ЭВФЕМИЗМ (от греч. euphemia - воздержание от неподобающих слов, смягчённое выражение), замена грубых или резких слов и выражений более мягкими, а также нек-рых собств. имён - условными обозначениями. Э. является следствием лексич. табу (запрета), к-рый благодаря разного рода предубеждениям, суевериям, религ. верованиям налагается на употребление назв. определённых предметов и явлений окружающего мира, в результате чего человек прибегает к иносказат. выражениям. На ранних стадиях обществ, развития у MH. индоевропейских народов в качестве Э. выступали назв. различных животных. Напр., рус. "медведь" является искусственно созданным сложным словом со значением "тот, кто ест мёд", к-рое сменило табуированное на почве мифологич. верований исконное слово. У промысловых охотников слово "медведь" впоследствии подверглось вторичному табуированию и заменилось новым Э. "хозяин", "мохнач", "ломака". Когда источником табуировавия служат суеверия и предрассудки, возникают Э. для наименования смерти, болезней и т. п. Напр., вместо "умер" говорят "отправился к праотцам", "отдал богу душу", "приказал долго жить".

В цивилизованном обществе одной из гл. причин возникновения Э. служит этикет, боязнь грубых или неприличных выражений. Так, вместо "вы врёте" говорят "вы сочиняете", "вы ошибаетесь", "вы не вполне правы". Врачи часто прибегают к лат. назв. болезней или используют особые мед. термины: cancer вместо "рак", tbc вместо "туберкулёз", "летальный исход" вместо "смерть". В совр. обществе причиной возникновения Э. может также служить цензурный запрет на разглашение воен. или гос. тайны. Тогда собств. имена стран, городов, воен. частей заменяются буквами или их назв.: N (эн), N-ский (энский), а также описат. выражениями ("одна соседняя держава").

В нек-рых жаргонах наряду с "украшающими" Э. встречаются и обратные Э., когда приличные выражения заменяются более грубыми, фамильярными, вульгарными (т. н. дисфемизмы), напр, "дать дуба", "сыграть в ящик", "скопытиться" - вместо "умереть". Иногда подобные замены служат целям тайноречия (криптологии).

Лит.: Реформатский А. А., Введение в языковедение, 4 изд., M., 1967; В о n f an t е G.,_Etudes sur Ie tabou dans les langues indoeuropeennes, в сб.: Melanges de linguistique offerts a Charles Bally, Gen., 1939. _ A._ M. Кузнецов.

ЭВФОНИЯ (от греч. euphonia - благозвучие), инструментовка, звуковая организация художеств. речи (преим. стихотворной), основанная на повторяемости звуков; то же, что и фоника. В узком смысле под Э. иногда понимают артикуляц. и акустич. благозвучие речи (так, неблагозвучно сочетание гласных на стыке слов - зияние).

ЭВФОРИОH, см. Евфорион.

ЭВФУИЗМ (англ, euphuism), изысканно-витиеватый слог англ, лит-ры последней трети 16 в., состоявший сплошь из риторич. фигур и образных выражений; его организующим принципом был синтаксич., лексич. и фонетич. параллелизм (романы Дж. Лили, вызвавшие появление термина, и P. Грина; ранние комедии У. Шекспира). Э. способствовал обогащению языка англ, лит-ры, её сближению с др. европ. лит-рами. Параллелью Э. может служить "карамзинизм" в рус. лит-ре 1790-1810-х гг. В широком смысле - высокопарный стиль, перенасыщенный тропами, метафорами, перифразами.

ЭВХЛЕНА, род растений сем. злаков, виды к-poro более известны под назв. теосинте.

ЭГАДСКИЕ ОСТРОВА (Egadi), группа островов в Средиземном м., к 3. от Сицилии. Принадлежат Италии. Пл. ок. 40 км2. Нас. 6,1 тыс. чел. (1968). Холмы и низкогорья вые. до 686 м (на о. Maреттимо). Сложены гл. обр. известняками. Плантации цитрусовых, виноградники. Лов тунца.

ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. egalitarisme, от egalite - равенство), мелкобурж. утопия, проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации обществ, жизни. В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья Э. был связан с требованием уравнительного передела земли. В эпоху раннего капитализма сложились два осн. течения Э. Первое выступало за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности. Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Ж. Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура. Второе течение Э., связанное с первыми коммунистич. утопиями, проповедовало уравнит. распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты; см. Г. Бабеф). Принципы всеобщего аскетизма и грубой уравнительности, характерные для ранней коммунистич. лит-ры, К. Маркс и Ф. Энгельс расценивали как реакц. элемент в её содержании (см. Соч., 2 изд., т. 4, с.455). Особенно рельефное выражение реакц. черты Э. получили в "казарменном коммунизме", нивелирующем способности и потребности людей. В условиях, когда пролетариат ещё не сформировался как класс, выдвижение против эксплуататорских классов принципа Э., как отмечал Энгельс, "...является необходимой переходной ступенью..." от плебейско-мелкобурж. революционности к пролетарской (там же, т. 7, с. 377). В совр. эпоху этот реакц. принцип противостоит революц. идеалам рабочего класса, выдвигаемому им принципу равенства. E. Г. Панфилов.

ЭГБА ВОССТАНИЕ, одно из наиболее крупных выступлений африканцев в Нигерии, направленных против англ, колон, властей и их агентуры; происходило в июне 1918 в небольшом королевстве Эгба (Зап. Нигерия). Непосредств. поводом к восстанию послужило введение колон, властями прямого налогообложения. Африканцы заняли нек-рые адм. здания, разгромили склады, разрушили ж.-д. путь и телеграфную линию, связывавшие города Баро и Минна. Местный правитель (алаке) был вынужден спасаться бегством. Колон, власти бросили на подавление восстания армейские подразделения (ок. 1000 солдат и офицеров). Повстанцы потеряли св. 3,5 тыс. чел.

ЭГБАЛЬ, Эгбаль Аштиани Аббас (1897 - 11.2.1956, Рим), иранский историк и филолог. Окончил Сорбонну (1926). Совместно с M. Казвини основал лит.-ист. журнал "Йадгар" ("Память"). Труды по истории Ирана в ср. века и новое время. Издатель MH. ср.-век. источников и мемуаров европ. путешественников в Иран.

Лит.: Дорошенко E. А., Об исторических взглядах Аббаса Эгбаля, в сб.: Иран, M., 1963.

ЭГБЕРТ (Egbert, Ecgberht, Ecgbryht) (ум. 839), король англо-саксонского королевства Уэссекс с 802. Объединил под своей властью враждовавшие между собой королевства англо-саксов, присоединив к Уэссексу Корнуолл, Кент, Эссекс, Суссекс, Мерсию и Нортумбрию.

ЭГВЕКИНОТ, посёлок гор. типа, центр Иультинского р-на Чукотского авт. округа Магаданской обл. РСФСР. Расположен на берегу зал. Креста Берингова м. Порт. Комбинаты: горно-обогатит., строительный, пищекомбинат.

ЭГГЕРТ (Eggert), Джон Эмиль Макс (1.8.1891, Берлин,-29.9.1973, Цюрих),немецкий физико-химик. Обучался в Берлинском ун-те и берлинской Высшей технической школе (1909-13). Ученик В. Нернста. Преподаватель (с 1913) и проф. (1923-37) Берлинского ун-та, науч. руководитель исследовательской лаборатории фирмы "Агфа" (1928-45); проф. Высшей технич. школы в Цюрихе (1946-61). Осн. работы в области химии фотографич. процессов. Изучал характер светочувствительности галогенидов серебра, определял квантовый выход в кристаллах галогенидов эмульсионных слоев. Показал зависимость степени почернения проявленных эмульсионных светочувствительных слоев от дисперсности серебра в последних.

ЭГЕДЕ-НИССЕН (Egede-Nissen), Адам Яльмар (29.6.1868, ок. Кристиании, ныне Осло,- 4.4.1953, там же), деятель норв. рабочего и коммунистич. движения. Племянник гарибальдийца О. Эгеде-Ниссена. По профессии почтовый служащий. В 1900-12, 1922-24 деп. стортинга, В нач. 1900-х гг. помогал рус. с.-д. в печатании в Вардё и доставке в Россию революц. лит-ры. В 1906-23 чл. Норвежской рабочей партии. В янв. 1918 был в Сов. России, встречался с В. И. Лениным. С 1923 чл. компартии Норвегии (КПН); делегат /-го конгресса (1935) Коминтерна. В 1933-35 пред. Об-ва друзей Сов. Союза. В 1934-40, 1945-46 пред. КПН; с 1946 почётный чл. КПН. Автор воспоминаний "У Ленина 20 лет тому назад" (1937), "Жизнь в борьбе" (1945).

ЭГЕЙ, в др.-греческой мифологии афинский царь. Когда его сын Тесей отправился на о. Крит, чтобы убить Минотавра и таким образом освободить Афины от позорной дани, к-рую они платили царю Миносу, Э. условился с ним, что при благополучном исходе битвы с Минотавром чёрные паруса на корабле Тесея будут заменены белыми. Однако Тесей после победы над Минотавром забыл сменить паруса; Э. при виде корабля под чёрными парусами бросился с прибрежного утёса в море, к-рое с тех пор стало называться Эгейским (так древние греки объясняли назв. моря).

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА, к р и т о-микенская культура, общее назв. цивилизаций бронз, века (3-2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции н M. Азии (Анатолии). Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 и. исследовано неск. сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с кам. стеной вые. 5 м, Филакопи на о. Милос; царские резиденции - Троя, дворцы Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. к. проходило неравномерно, её центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укреплённые стенами с башнями и бастионами, с обществ, зданиями и храмами появились в зап. Анатолии в 3-м тыс. до н. э.; укреплённые поселения в материковой Греции - в кон. 3-го тыс.; на Крите крепости неизвестны и во 2-м тыс. до н. э. Выделяется неск. локальных археол. культур (цивилизаций) (фессалийская, македонская, западноанатолийская, элладская культура, кикладская культура, минойская культура), входящих в Э. к. Хронологически эти культуры принято делить на три осн. периода - ранний, средний и поздний, а каждый период-на 3субпериода (I, II, III): напр., раннеминойский I, среднефессалийский III и т. п. Процесс формирования Э. к. был сложным и длительным: культуры зап. Анатолии и Cp. Греции возникли на основе местного неолита, на островах вост. части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; зап.-анатолийское влияние было сильно и на др. о-вах. Ок. 2300 до н. э. Пелопоннес и сев.-зап. Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индо-европ. происхождения) к нач. 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, нек-рых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура; в нач. 2-го тыс. до н. э. появилась иероглифич. письменность, с 1600 до н. э.- линейное письмо A. Cp. бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) - период наибольшей консолидации Э. к., о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлич. изделий и др. Ок. 1.600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины к-рых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших гос-в т. н. микенского периода вокруг др. центров - Микен, Тиринфа, Орхомена. Ок. 1470 до н. э. нек-рые центры Э. к. (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С кон. 13 в. до н. э. Э. к. переживает глубокий внутр. кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и "народов моря", что приводит Э. к. к гибели. В. С. Титов.

Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с иск-вом Др. Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художеств, культурами Др. Востока эгейское иск-во отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика Киклад, "кикладские идолы",- мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризов., лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой ("скрипкообразные" фигуры, обнажённые женские статуэтки).

Приблизительно с 23 в. до н. э. ведущим центром художеств, культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э.). Иск-во Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в к-рых сочетание обширных горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщ. бесконечной изменчивостью впечатлений художеств, образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразит, и декоративно-прикладном иск-ве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи "камарес") сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растит, и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением мор. существ, произв. мелкой пластики, торевтики, глиптики); к кон. 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески "тронного зала" и раскрашенный рельеф из стука "царь-жрец" из дворца в Кносе, вазопись "дворцового стиля").

17-13 вв. до н. э.- период высокого расцвета иск-ва ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами т. н. циклопической кладки (из кам. глыб весом до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях- нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на кам. цоколях из сырцового кирпича с дерев, связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания - мегарона, прообраз др.-греч. "храма в англах". Лучше др. раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом ("гробница Атрея" близ Микен, 14 или 13 вв. до н. э.). Изобразит, и декоративно-прикладное иск-во ахейской Греции испытало сильное влияние иск-ва Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм [рельефы на надгробных стелах "шахтовых гробниц", погребальные маски, нек-рые сосуды ("кубок Нестора")-из погребений]. Иск-во 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдич. композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах). н. M. Лосева.

Лит.: Полевой В. M-, Искусство Греции. Древний мир, M., 1970; Сидорова H. А., Искусство Эгейского мира, M, 1972; [С о к о л о в Г.], Эгейбкое искусство. [Альбом], M., 1972; M о н г а и т А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, M., 1974; Б л а в а тская T. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, M., 1976; Schachermeyer F., Die altesten Kulturen Griechenlands, Stuttg., [1955]; Demargne P., Naissance de l'art grec, Р., 1974; Matz F., Kreta, Mykene, Troja, [5 Aufl.], Stuttg.- Gotta, [1962]; Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean in the third millennium B. C., [L., 1972]; V e г m e uIe E., Greece in the bronze age, Chi.- L., 1972; History of the Hellenic world. Prehistory and grotohistory, Athens - L., 1974.

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ, полузамкнутое море в басе. Средиземного м., между п-овами Балканским и M. Азией и о. Крит. На С.-В. прол. Дарданеллы соединяется с Мраморным м. и далее с Чёрным м., на Ю· неск. проливами между островами - со Средиземным м. Пл. ок. 179 км2. Образовалось в результате погружения в конце плиоцена и в плейстоцене суши (Эгеиды), остатками к-рой являются многочисл. острова (в связи с этим Э. м. ранее наз. морем Архипелага). Преобладают глуб. от 200 до 1000 м (наибольшая 2529 м на Ю.). Течения в зап. части моря направлены на Ю., в вост.- на С.; их скорость до 0,5-1 км/ч. Темп-pa воды на поверхности зимой 11- 15 0C, летом 22-25 0C. На глуб. более 350 м темп-pa воды не изменяется в течение всего года (12-13 0C). Солёность 37,0-39,0°/оо. Приливы полусуточные, их величина от 30 до 60 см. Рыболовство, добыча губок. Гл. порты: Пирей, Салоники (Греция), Измир (Турция).

ЭГЕР (Eger), город на С. Венгрии, на р. Эгер, у юж. подножия гор Бюкк. Адм. ц. медье Хевеш. 56 тыс. жит. (1976). Машиностроение и металлообработка, табачная, меб., молочная пром-сть. Виноделие. Бальнеологич. курорт. Город, сохранил ср.-век. планировку. Пам. архитектуры - крепость (13 в.) с укреплениями 16 в., дворец епископа (15 в.), тур. минарет (1596-1687), барочные дом обл. совета (1751-55, арх. M. Герль), лицей (1765-85, арх. Я. Фельнер), класси

Эгер. Церковь миноритов. 1758-73. Архитектор М. Герль.

цистич. собор (1831-37, арх. И. Хильд). Музей им. И. Доби (археол. памятники, живопись, преим. венг.).

Лит.: G его L., Eger, : [Bdpst], 1957.

ЭГЗЕКЬЮТИВ-КОММИТТИ ХРЕБЕТ (Executive Committee Range), часть горного массива на Земле Мэри Бэрд (Зап. Антарктида). Простирается между 76° 20' и 77° 20' ю. ш. Сложен базальтами. Отд. горные· вершины возвышаются над ледниковым покровом (толщина которого в этом р-не ок. 1000 м) до 4181 м (г. Сидли). Открыт в 1940 амер. экспедицией P. Бэрда. Назван в честь Исполнит, к-та Антарктич. службы США.

ЭГИДА (от греч. aigis, род. п. aigidos), в др.-греч. мифологии щит Зевса-символ покровительства и гнева богов. "Под эгидой"- под защитой, под покровительством.

ЭГИЛОПС (Aegilops), род однолетних травянистых растений сем. злаков. Соцветие - узкоцилиндрический, дан цетовидный или овальный колос, при созревании опадающий целиком или разламывающийся на членики. Колоски 2-5-цветковые, сидящие на оси колоса по одному. 20-25 видов, распространены от Средиземноморья до Афганистана и Центр. Азии. В СССР ок. 10 видов, на юге Eвроп. части, Кавказе и в Cp. Азии; растут по каменистым и сухим склонам, на песках, у дорог, но чаще как сорняки в посевах различных культур. В степях и полупустынях обычен Э. цилиндрический (Ae. cylindrica), к-рый хорошо поедается на пастбище скотом, иногда используется на сено.

Эгилопс цилиндрический.

ЭГИН-ГОЛ, Эгийн-Гол, река в МНР, левый приток р. Селенга. Дл. 475 км, пл. басе. 49,1 тыс. км2. Берёт начало из оз. Хубсугул; протекает в широкой долине по горно-холмистой местности, образуя многочисл. пороги. Весеннее половодье, летние дождевые паводки. Cp. расход воды в 40 км от устья ок. 100 м31сек. Замерзает на 5-6 мес. Несудоходна. У истока, на берегу оз. Хубсугул - пристань Хатгал.

ЭГИРИН (от имени бога моря Эгира в сканд. мифологии), породообразующий минерал, силикат гр. моноклинных пироксенов; хим. состав NaFe[Si2O6]. Примеси Mn, Zn, Ti, Nb, Zr, V. Вследствие изоморфизма Na+ ± Ca2+, сопровождаемого замещением Fe3+ на (Mg,Fe)2+ или Si4+ на Al3+, наблюдаются переходы к Э.-диопсиду, Э.-геденбергиту и Э.-авгиту. Встречаются в виде удлинённых столбчатых, шестоватых и игольчатых кристаллов; лучистых, спутанно-волокнистых (т. н. "волосы русалки") сростков, иногда сферолитов. Цвет от зелёного до зеленовато-чёрного. Иногда почти бесцветен. Блеск стеклянный. TB. по минералогич. шкале 5,5-6; плотность 3400- 3600 кг/м3. Типичен для щелочных пород и связанных с ними пегматитов, а также зон щелочного метасоматоза, развивающихся по различным интрузивным и осадочно-метаморфич. (гнейсам, сланцам, железистым кварцитам и др.) породам. В агпаитовых нефелиновых сиенитах встречается совм. с нефелином, ортоклазом, эвдиалитом, апатитом и др.; в щелочных гранитах с альбитом, рибекит-арфведсонитом, цирконом; в зонах щелочного метасоматоза с альбитом, гематитом, пирохлором. При изменении переходит в хлорит, гематит, лимонит.

А. И. Гинзбург.

ЭГИТОГНАТИЗМ (от греч. aigithos - коноплянка и gnathos - челюсть), тип строения нёба у птиц, характерный для воробьиных, стрижеобразных; разновидность неогнатизма. При Э. нёбные отростки верхнечелюстных костей не срастаются ни между собой, ни с сошником. Cp. Дромеогнатизм, Шизогнатизм.

ЭГК (Egk) Вернер (р. 17.5.1901, Аухзесхейм, близ Аугсоурга), немецкий композитор и муз. обществ, деятель (ФРГ), действит. чл. Баварской академии изящных иск-в (1951). Муз. образование получил в Аугсбургской консерватории, совершенствовался в Мюнхене у К. Орфа. В 30-х гг. получил известность как дирижёр. С 1954 живет в Мюнхене. В основе творчества Э., сформировавшегося под воздействием P. Штрауса, П. Хиндемита и И. Ф. Стравинского, лежат элементы старонем. фольклора, претворяемые с помощью разнообразных средств совр. композиц. техники. Лучшие произв. Э. написаны, как правило, на либретто самого автора по классич. произв. мировой лит-ры (оперы "Пер Гюнт" по Ибсену, 1938; "Ревизор" по Гоголю, 1957; "Обручение в Санто-Доминго" по мотивам новеллы Клейста, 1963, и др.). Возглавлял Нем. союз композиторов.

ЭГМОНТ, Э г м о н д (Egmont, Egmond) Ламораль (18.11.1522, Ла-Амед,-5.6. 1568, Брюссель), граф, один из лидеров оппозиц. нидерл. знати накануне и в начале Нидерландской буржуазной революции 16 века. Выступал лишь против "крайностей" исп. политики в Нидерландах, а после нар. Иконоборческого восстания 1566 пошёл на примирение с исп. пр-вом. Тем не менее был вместе с Ф. Горном казнён. Идеализированный образ Э. создал И. В. Гёте в драме "Эгмонт" (1788) (музыка к драме - Л. Бетховена, 1810).

ЭГОИЗМ (франц. egoi'sme, от лат. ego - я), принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных интересов в осн. мотив деятельности и гл. критерий оценки в отношении к обществу и окружающим. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с появлением частной собственности и отражает процесс атомизации обществ, объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее классов), для к-рых общественно полезная деятельность является и признаётся лишь средством утверждения и сох