БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321еннослужащие вермахта, студенты. В деятельности организации Шульце-Бойзена - Харнака наиболее полно воплотилась линия компартии Германии на создание единого демократич. антифаш. фронта. Члены орг-ции осуществляли саботаж на воен. предприятиях рейха, помогали узникам, бежавшим Из концлагерей, вели антифаш. пропаганду среди солдат гитлеровской армии. Организация поддерживала связи с др. группами Сопротивления. В авг.- сент. 1942 деятельность орг-ции была раскрыта гестапо. Многие её члены были арестованы; 49 чел. казнены, неск. подпольщиков, не выдержав пыток, покончили с собой. 7 окт. 1969 X. Шульце-Бойзен, А. Харнак, А. Кукхоф, И. Штёбе посмертно награждены орденами Красного Знамени, ряд др. членов орг-ции награждён орденами Отечеств, войны 1-й и 2-й степени.

Лит.: Бланк А. С., В сердце "третьего рейха", M., 1974.

ШУЛЬЦЕ-ГЕВЕРНИЦ (Schulze-Gaevernitz) Герхарт (25.7.1864, Бреслау,-10.7. 1943, Крайнсдорф, близ Нёйроде), немецкий экономист. Проф. политич. экономии Фрейбургского ун-та (1893-1926). В 1891-92 занимался изучением текст, пром-сти и земельных отношений России и преподавал в Моск. ун-те. Примыкал к исторической школе в бурж. политич. экономии. Пытался обосновать возможность установления социального мира в капиталистич. обществе. В монополиетич. капитале, в господстве крупных банков Ш.-Г. видел выражение "организованного капитализма", при к-ром "промышленное государство" якобы осуществляет сознательное регулирование, подменяющее действие "автоматически функционирующих экономических законов". Буржуазно-апологетич. взгляды Ш.-Г. подверглись глубокой критике В. И. Лениным, к-рый, приводя в своём труде "Империализм, как высшая стадия капитализма" ряд высказываний из работы Ш.-Г. "Немецкий кредитный банк" (1915) о нем. банках, указывал, что "задача буржуазного профессора состоит не в раскрытии всей механики, не в разоблачении всех проделок банковых монополистов, а в прикрашивании их" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 335).

Соч.: Die deutsche Kreditbank, Tubingen, 1922; в рус. пер.- Крупное производство, его значение для экономического и социального прогресса, СПБ, 1897; Очерки общественного хозяйства и экономической политики России, СПБ, 1901.

ШУЛЬЦЕ-ДЕЛИЧ (Schulze-Delitzsch) Франц Герман (29.8.1808, Делич,-29.4. 1883, Потсдам), немецкий экономист и политпч. деятель. Во время Революции 1848-49 был депутатом прусского Нац. собрания, примыкал в нём к либеральной группировке-"левому центру". После основания в 1861 партии "прогрессистов" стал одним из её лидеров. Ш.-Д. принадлежал к вульгарным экономистам, повторяя теорию "производительных услуг" Ж. Б. Сея и положения "Экономических гармоний" Ф. Бастиа. С 1849 Ш.-Д. развернул среди нем. рабочих и ремесленников кампанию за создание кооп. товариществ и ссудно-сберегат. касс. Видя в этих мерах единств, путь избавления от нужды, III.-Д. и его сторонники отвлекали рабочих от классовой борьбы и способствовали подчинению рабочего движения влиянию либеральной буржуазии. В своих кооп. планах Ш.-Д. оставался таким же сторонником "гармонии интересов" труда и капитала, как и в области теоретич. экономии. Кооперация, по его мнению, должна иметь внеклассовый характер, объединять представителей всех классов; цель её - осуществление социального мира в рамках капиталистич. общества. Банкротство товариществ, основанных Ш.-Д., и рост самостоят, рабочего движения в Германии обусловили крах ксоп. планов Ш.-Д.

Соч.: Schriften und Reden, Bd 1-5, В., 1909-13.

ШУЛЯТИКОВ Владимир Михайлович [30. 9 (12. 10). 1872, Москва,-26.3 (8.4). 1912, там же], участник росс. с.-д. движения с 90-х гг., большевик, один из марксистских лит. критиков. В 1898 окончил Моск. ун-т. В 1902-05 чл. Моск., Архангельского к-тов РСДРП. В годы Революции 1905-07 чл. лит.-лекторской группы при Моск. к-те РСДРП. В 1908- 1909 чл, Моск. к-та и Обл. бюро Центр, пром.р-нa. Участник Совещания расширенной редакции "Пролетария" (1909). Выступая против эклектич. и идеалистич. течений в иск-ве и лит-ре, часто допускал вульгаризацию марксизма (напр., упрощённо выводил идеологию класса непосредственно из его производственной практики), за что подвергался критике В. И. Лениным.

ШУЛЯЧЕНКО Алексей Романович [17(29).3.1841, Екатеринополь, ныне Звенигородского р-на Черкасской обл.,- 29.5(11.6). 1903, Петербург], русский химик. Окончил Николаевскую инженерную академию в Петербурге (1864). Преподавал в Инженерном училище, затем в Николаевской инженерной академии (с 1880 проф.). Осн. труды поев, теории твердения вяжущих (гидравлич. известь и портландцемент), изучению причин разрушения бетона в портовых сооружениях и изысканию способов его предупреждения. Участвовал в разработке первых в России технич. условий на цемент и науч. номенклатуры вяжущих. Первым предложил и научно обосновал применение смешанных (известково-цементных) строит, растворов для кам. кладки. Активно содействовал созданию отечественной цементной пром-сти.

Лит.: 3начко -Яворский И. Л., Алексей Романович Шуляченко, в кн.: Материалы по истории отечественной химии, M.- Л., 1954 (лит.).

ШУМ, беспорядочные колебания различной физ. природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. В быту под III. понимают разного рода нежелат. акустич. помехи при восприятии речи, музыки, а также любые звуки, мешающие отдыху, работе. Щ. играет существ, роль во MH. областях науки и техники: акустике, радиотехнике, радиолокации, радиоастрономии, теории информации, вычислит, технике, оптике, медицине и др. III., независимо от физ. природы, отличается от периодич. колебаний случайным изменением мгновенных значений величин, характеризующих данный процесс. Часто Ш. представляет собой смесь случайных и периодич. колебаний. Для описания Ш. применяют различные математич. модели в соответствии с их временной, спектральной и пространств, структурой. Для количеств, оценки Ш. пользуются усреднёнными параметрами, определяемыми на основании статистич. законов, учитывающих структуру Ш. в источнике и свойства среды, в к-рой Ш. распространяется.

Ш. подразделяются на статистически стационарные и нестационарные. Наиболее разработаны теория и методы измерения стационарного Ш., классич. моделью к-рого является белый шум. Стационарный Ш. характеризуется постоянством ср. параметров: интенсивности (мощности), распределения интенсивности по спектру (спектральная плотность), автокорреляционной функции (среднее по времени от произведения мгновенных значений двух Ш., сдвинутых на время задержки). Практически наблюдаемый Ш., возникающий в результате действия мн. отд. независимых источников (напр., Ш. толпы людей, моря, производств, станков, Ш. вихревого возд. потока, Ш. на выходе радиоприёмника и др.), является квазистационарным. Ш., длящийся короткие промежутки времени (меньше, чем время усреднения в измерителях), наз. нестационарным. К таким Ш. относят, напр., уличный шум проходящего транспорта, отд. стуки в производств, условиях, редкие импульсные помехи в радиотехнике и т. п.

Исследование Ш. преследует разнообразные цели: изучение источников Ш. для уменьшения их вредного воздействия на человека и на различные системы; изыскание способов и средств наилучшего (оптимального) приёма, обнаружения и измерения параметров разных сигналов в присутствии Ш.; повышение точности измерений в аналоговых и цифровых устройствах обработки информации и др. Для измерения характеристик Ш. применяются шумомеры, частотные анализаторы, коррелометры и др.

Источниками акустич. слышимого и неслышимого Ш. могут служить любые колебания в твёрдых, жидких и газообразных средах; в технике осн. источники Ш.- различные двигатели и механизмы. Повышенная шумность машин и механизмов часто является признаком наличия в них неисправностей или нерациональности конструкций. Точность изготовления деталей, их подгонка и динамич. уравновешивание всех движущихся частей приводят к ослаблению Ш. и, как правило, ведут к уменьшению износа деталей, к увеличению срока их службы и точности работы.

Радиоэлектронные Ш.- случайные колебания токов и напряжений в радиоэлектронных устройствах, возникают в результате неравномерной эмиссии электронов в электровакуумных приборах (дробовой шум, фликкер-шум), неравномерности процессов генерации и рекомбинации носителей заряда (электронов проводимости и дырок) в полупроводниковых приборах, теплового движения носителей тока в проводниках (тепловой шум, см. Флуктуации электрические), теплового излучения Земли и земной атмосферы, а также планет, Солнца, звёзд, межзвёздной среды и т. д. (шумы космоса). Ш. ограничивает чувствительность радиоприёмной аппаратуры (см. Шумы аппаратурные).

В ряде случаев Ш. используется как источник информации. Напр., в военно-морской технике по Ш., создаваемому на ходу подводными лодками и надводными кораблями, их обнаруживают и пеленгуют; в радиоастрономии по Ш. в определённых диапазонах частот исследуется радиоизлучение звёзд и др. космич. образований. Шумоподобные сигналы применяются в технике радио- и акустич. измерений, напр, в архит. акустике. Нек-рые звуки, используемые в музыке, по физическому существу шумовые или обладают шумовыми признаками. Встречающиеся в речи шумные согласные по своим свойствам также являются шумами. Качеств, особенности ощущения при восприятии акустич. III. органами слуха и организма в целом зависят от его интенсивности (см. Громкость звука) и спектрального состава. Вредное действие Ш. на организм человека проявляется в специфич. поражении органа слуха и неспецифич. изменениях др. органов и систем. Имеют значение характер, уровень, частотный состав, продолжительность воздействия Ш и индивидуальная чувствительность к нему. Продолжит, влияние интенсивного III. может вызвать значит, расстройства деятельности центр, нервной системы, сосудистого тонуса, функций органов желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, а также постепенно развивающуюся тугоухостъ, обусловленную невритом преддверноулиткового нерва. Для проф. тугоухости характерно первонач. нарушение восприятия высоких частот (4000- 8000 гц). Неспецифич. действие Ш может проявиться раньше, чем изменения слуха, и выражается в форме невротич. реакций, астении, нарушения функций вегетативной нервной системы. Под влиянием Ш. нарушается точность координации движений, снижается производительность труда. В связи с единой этиологией клинич. нарушений в мед. лит-ре появился термин "шумовая болезнь". Для предотвращения вредного действия акустических Ш. на организм человека принимают ряд организац., технич. и мед. мер. Устраняют или ослабляют причины, порождающие Ш., на месте его образования; предотвращают его распространение от источников III., используя местную звукоизоляцию шумящих узлов машин, амортизацию и звукопоглощение, ослабляющее Ш. за счёт снижения отражений от ограждающих конструкций, облицовываемых звукопоглощающими пористыми материалами; уменьшают аэродинамич. Ш. (выхлоп, Ш. в воздуховодах и т. д.), устраняя причины вихреобразования, звукоизолируя воздуховоды и применяя глушители. Важно рационально чередовать труд и отдых работающих в условиях Ш, ограничивать длительность воздействия Ш. на них, систематически наблюдать за состоянием их здоровья. Борьба с уличным Ш. ведётся путём замены трамвайного транспорта троллейбусным и автобусным, ограничения пользования звуковыми сигналами и т. п. Зоны, где уровень III. достигает 85 дб, обозначают предупредит, знаками, а работающих в этих зонах снабжают индивидуальными звукоизолирующими наушниками. Кроме вредного воздействия на человека, известно благотворное, успокаивающее влияние на него акустич. Ш., напр. Ш. морского прибоя, Ш. леса.

Лит.: Горелик Г. С., Колебания и волны, 2 изд., M., 1959; Левин Б. Р., Теория случайных процессов и её применение в радиотехнике, 2 изд., M., 1960; Борьба с шумом, под ред. E. Я. Юдина, M., 1964; Кириллов H. E., Помехоустойчивая передача сообщений по линейным каналам со случайно изменяющимися параметрами, M., 1971; Акустика океана, под ред. Л. M. Бреховских, M., 1974; Г е р шман С. Г., Тужилкин Ю. И., Об интерференции широкополосных шумовых сигналов, "Акустический журнал", 1965, т. 11, в. 1, с. 42; Бокс Д ж., Д жен-ки не Г., Анализ временных рядов. Прогноз и управление, [в. 1 - 2], M., 1974; Pытов С. M., Введение в статистическую радиофизику, M., 1966; Белл А., Шум. Профессиональная вредность и общественное зло, пер. с англ., 1967; Шум и шумовая болезнь, Л., 1972; Суворов Г. А., Лихницкий A. M., Импульсный шум и его влияние на организм человека, Л., 1975. С. Г. Гершман, Г. А. Суворов.
ШУМАВА (Sumava), горы на границе Чехословакии с ФРГ и Австрией, юго-зап
ШУМАВА (Sumava), горы на границе Чехословакии с ФРГ и Австрией, юго-зап. обрамление Чешского массива. Состоят из двух параллельных хребтов дл. ок. 140 км. Вые. до 1456 м (г. Гросер-Арбер). Сложены преим. гранитами, гнейсами, кристаллич. сланцами. Вершинная поверхность сглаженная, со следами древнего оледенения. На склонах - буково-еловые леса, луга.

ШУМАВЦОВ Алексей Семёнович (27.3. 1925, дер. Ольшаница Дятьковского р-на Брянской обл.,-10.11.1942, г. Людиново Орловской, ныне Калужской обл.), руководитель Людиновской подпольной комсомольской группы в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (12.10.1957, посмертно). Чл. ВЛКСМ с 1940. Род. в семье рабочего. С 1932 учился в ср. школе. В окт. 1941 по решению Людиновских PK ВКП(б) и PK ВЛКСМ один из организаторов комсомольского подполья. Арестован гестаповцами в конце окт. 1942 и после зверских пыток расстрелян вместе с членом группы A. M. Лясоцким в лесу на окраине города. На месте казни установлен памятный камень (1960).

ШУМАН (Schumann) Георг (28.11.1886, Лейпциг,-11.1.1945, Дрезден), деятель герм, рабочего движения. В 1905 вступил в СДПГ, примыкал к левым с.-д. За антивоен. пропаганду в годы 1-й мировой войны 1914-18 подвергался судебным преследованиям. С 1919 чл. компартии Германии (КПГ). В 20-х гг. избирался чл. ЦК КПГ. В 1921-24 деп. прусского ландтага, в 1928-33 деп. рейхстага. После установления фаш. диктатуры (1933) брошен в каторжную тюрьму, затем в концлагерь Заксенхаузен. Выйдя из концлагеря (1939), приступил к созданию подпольной орг-ции КПГ в Лейпциге, ставшей центром антифаш. борьбы в Саксонии. С 1943 чл. подпольного оперативного руководства КПГ. В июле 1944 Ш.

А. С. Шумавцов. Роберт Шуман.

вместе с группой др. руководителей антифаш. подполья арестован гестапо. Казнён.

ШУМАН (Schuman) Робер (29.6.1886, Люксембург,-4.9.1963, Си-Шазель, близ г. Мец), французский политич. деятель. Чл. партии Народно-республиканское движение. Депутат Нац. (1919-40, 1946- 1962) и двух Учредит, собраний (1945- 1946). Мин. финансов в 1946-47, глава пр-ва в 1947-48, мин. иностр. дел в 1948 - янв. 1953, мин. юстиции в 1955 - янв. 1956. Был близок к финанс. группе де Вандель. Создание при его активном участии (см. Шумана план) Eвроп. объединения угля и стали (1951) практически положило начало процессу зап.-европ. интеграции.

ШУМАН (Schumann) Роберт Александер (8.6.1810, Цвиккау,-29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и муз. писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художеств, дарование, в т. ч. музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фп. у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под рук. композитора и дирижёра Г. Дорна (1831-32). Придумал механич. приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал "Новый музыкальный журнал" ("Neue Zeitschrift fur Musik", Лейпциг, был автором и ред. до 1844) - орган прогрессивного направления в нем. музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Ш. назвал "Давидсбундом" (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Ш. нек-рое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фп., композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 - в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симф. оркестром. С кон. 40-х гг. постепенно обострилась психич. болезнь Ш., последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где и скончался.

Ш.- один из ярких представителей романтич. иск-ва 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. бросало вызов духовной нищете мещанской Германии 1820-х - 40-х гг., звало в мир пасокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. M. Вебера, Ш. развивал демократич. и реалистич. тенденции нем. и австр. муз. романтизма. Его произв. тесно связаны с нар.-бытовым иск-вом, с традициями нем. муз. классики. При этом Щ. вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства муз. яз., он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой - жизнь "вовне" - связи и контрасты явлений, образующие "драматургию" жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с лит-рой, поэзией.

Большая часть фп. произв. Ш.- циклы из небольших пьес лирико-драматич., изобразит, и "портретного" жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологич. линию. Один из самых типичных циклов - "Карнавал" (1835), в к-ром пёстрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина - Клара Вик), муз. портреты Паганини, Шопена. Близки к "Карнавалу" циклы "Бабочки" (1831, навеян произв. Жан Поля) и "Давидсбюндлеры" (1837). Цикл пьес "Крейслериана" (1838, названный по имени лит. героя Э. T. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Ш. Мир романтических образов, страстная тоска, героич. порыв отражены в таких произв. Ш. для фп., как "Симфонические этюды" ("Этюды в форме вариаций", 1834), сонаты (1835, 1835-38, 1836), Фантазия (1836-38), концерт для фп. с оркестром (1841-45). Наряду с произв. вариационного и сонатного типов у Ш. имеются фп. циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: "Фантастические отрывки" (1837), "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" (1848) и др.

В вок. творчестве Ш. развивал тип лирич. песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Ш. запечатлел детали настроений, поэтич. подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Ш. роль фп. сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вок. циклов- "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, в т. ч. "Если б цветы угадали", "Слышу ли песни звуки", "Я утром в саду встречаю", "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал", "Вы злые, злые песни". Др. сюжетный вок. цикл -"Любовь и жизнь женщины" на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы "Мирты" на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, P. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), "Круг песен" на стихи И. Эйхендорфа (1840). В вок. балладах и песнях-сценах Ш. затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражд. лирики Ш.- баллада "Два гренадера" (на стихи Г. Гейне). MH. песни Ш.- простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к нем. народной песне ("Народная песенка" на стихи Ф. Рюккерта, и др.).

В оратории "Рай и Пери" (1843, на сюжет одной из частей "восточного романа" "Лаяла Рук" T. Мура), так же как в "Сценах из Фауста" (1844-53, по И. В. Гёте), Ш. близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Ш. "Геновева" (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творч. удачей явилась музыка Ш. к драматич. поэме "Манфред" Дж. Байрона (увертюра и 15 муз. номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. "Весенняя", 1841; 2-я, 1845-46; т. н. "Рейнская", 1850; 4-я, 1841-51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танц., лирико-картинного характера.

Ш.- автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фп. трио (2 - 1847, 1851), фп. квартета (1842) и получившего широкую популярность фп. квинтета (1842), а также сольных камерных произв. для струнных и духовых инструментов, произв. для хора.

Ш внёс большой вклад в муз. критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожеств, явлений современности, он поддерживал новую европ. романтич. школу. Ш. бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к иск-ву, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени к-рых выступал Ш. на страницах печати,- пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.

Идеалы Ш. были близки передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели "Могучей кучки".

Соч.: Gesammelte Schriften iiber Musik und Musiker, 5 Aufl., Bd 1 - 2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz., 1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebiicher, Bd 1, Lpz., 1971; в рус. пер.- Избр. статьи о музыке, M., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, т. 1-2-А; M., 1975-78, Письма, т. 1, [M., 1970].

Лит.: Л а р о ш Г., Шуман как фортепианный композитор, "Современная летопись", 1870, № 28 - 29; Каратыгин В., Роберт Шуман, "Театр и искусство", 1910, № 22; Глебов Игорь [Асафьев Б.] в сб.; P. Шуман, Песни..., M., 1933, с. IT-VI; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, M., 1953; Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, M., 1954; Друскин M., Творческий метод Шумана, в кн.: История и современность, Л., 1960; Житомирский Д., Шопен и Шуман, в кн.: Фридерик Шопен, M., 1960; его ж е, Роберт и Клара Шуман в России, M., 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, M., 1964; J а n s е n F. G., Die Davidsbundler. Aus R. Schumanns Sturmund Drangperiode, Lpz., 1883; Wasie1ewski J. W. v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; A b e r t H., R. Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. W. Boetticher, B., 1942; Worner H., Robert Schumann, [Z., 1949]; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk iiber sein Leben und Schaffen, Bd 1-2, Lpz., 1956. Д. В. Житомирский.

ШУМАНА ПЛАН, план объединения кам.-уг., железорудной и металлургич. пром-сти ряда западноевропейских гос-в, выдвинутый в 1950 мин. иностр. дел Франции P. Шуманом. На основе Ш. п. 18 апр. 1951 в Париже правительствами ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга был заключён договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), одной из крупнейших в капиталистич. мире междунар. гос.-монополистич. орг-ции, контролирующей (1975) ок. 90% выплавки стали, почти 100% добычи угля и 50% добычи жел. руды в Зап. Европе (1 янв.

М. Ю. Шумаускас.

1973 в ЕОУС вступили Великобритания, Ирландия и Дания). Осуществление Ш. п. явилось одним из первых шагов в направлении капиталистич. интеграции в Зап. Европе.

Лит.: Шебанов A. H., Европейское объединение угля и стали,