БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321онность к извращённой эротике проявляются в рассказах и повестях "Татуировка" (1910), "Ноги Фумико" (1919), "Любовь глупца" (1925, рус. пер. 1929). Новые тенденции в творчестве Т. связаны с его обращением к нац. классике; писатель ищет красоту в древности и жертвенной любви: роман "Червяк, гложущий полынь" (1928), повесть "Весенняя лютня" (1933). В романе "Мелкий снег" (1943-48) Т. в приглушённых тонах классич. стиля рисует жизнь и быт патриархальной япон. семьи.

Соч.: Танидзаки Дзюнъитиро дзэнсю, т. 1 - 28, Токио, 1969 - 70; в рус. пер.- Луна и комедианты, в кн.: Японская новелла, М., 1961; Татуировка, "Иностранная литература", 1975, № 1.

Лит.: История современной японской литературы, пер. с япон., М., 1961; H а к ам у р а Мицуо, Танидзаки Дзюнъитиро, Токио, 1952. К. Рехо.

ТАН ИНЬ, Бо-ху, Цзы-вэй (псевд. - Лю-жу цзюй-ши) (1470-1523), китайский живописец, каллиграф, поэт. В пейзаже следовал традиции Ли Тана, в жанрах "люди" и "цветы-птицы" работал в яркой полихромией гамме в манере "тщательной кисти" ("гун-би"). Среди произв.- "Шёлковый веер в струях осеннего ветра" (Гор. музей, Шанхай), "Сельские работы на юге Китая" (Музей Гугун, Пекин).

Тан Инь. "Женщина, играющая на флейте". Шёлк, тушь, водяные краски. 1522.

ТАНИС (греч. Tanis), Джанет (др.егип.), древний город в вост. Дельте, близ совр. оз. Мензала (АРЕ); в 17-13 вв. до н. э. наз. Аварис, в 13-12 вв. до н. э.- Пер-Рамсес (резиденция егип. фараона Рамсеса II). В П в. до н. э. происходивший из Т. основатель XXI династии Несубанебдед (греч. Смендес) сделал Т. столицей Египта, к-рой он оставался до воцарения XXIII династии. В ср. века Т. пришёл в упадок в результате оседания почвы и затопления местности солёными водами оз. Мензала. Ныне на месте Т. находится рыбацкий посёлок Сан-эль-Хагар. В результате раскопок франц. египтолога П. Монте в 1929-51 обнаружены гробницы (почти неповреждённые) царей XXI-XXII династий.

Планировка Т. неизвестна. Гл. ансамбли: храм Рамсеса II (13-12 вв. до н. э., известны 2 двора с 6 обелисками и 3-й двор со статуями царя); храм богини Анаит времени Рамсеса II.

Лит.: М о п t е t P., Tanis. Douze annees de fou.lles dans une capitale oubliee du delta egyptien. P., 1942. „

ТАНИСТРИ (tanistry), древний обычаи в Ирландии, регулировавший наследование власти вождей кланов и королей. По этому обычаю, восходящему к родовому строю, ещё при жизни короля или вождя избирался его преемник - танист (отсюда назв.) из представителей определённой знатной семьи, имевшей право претендовать на наследование. В выборе таниста первоначально имели право участвовать все свободные, с развитием процесса феодализации - фактически только клановая знать. Обычай существовал до нач. 17 в.

ТАНИСТРОФЕЙ (Tanystrophaeus), род ископаемых ящерицеобразных пресмыкающихся подкласса лепидозавров. Жили в ср. триасе. Дл. тела до 5 м.

Танистрофей (скелет).

Наряду с архаич. признаками (наличие теменного отверстия, расположение зубов не только в челюстях, но и на нёбе, двояковогнутые позвонки, пронизанные хордой, наличие брюшных рёбер) характерны и черты своеобразной специализации (необыкновенно длинная и подвижная шея и др.). Известно неск. видов Т. из отложений Зап. Европы. Систематич. положение Т. окончательно не установлено.

ТАНК Максим (псевд.; наст, имя и фам. Евгений Иванович С к у р к о) [р. 4(17).9.1912, дер. Пильковщина, ныне Мядельского р-на Минской обл.], белорусский поэт, нар. поэт БССР (1968), акад. АН БССР (1972), Герой Социалистич. Труда (1974). Чл. КПСС с 1936. Активный участник рсволюц. движения в Зап. Белоруссии. Подвергался арестам. Борьбе трудящихся масс за освобождение родной земли посвящены сб-ки стихов "На этапах" (1936), "Клюквенный цвет" (1937), "Под мачтой" (1938), поэма "Нарочь" (1937). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Т.-сотрудник фронтовой и партиз. печати. Произв. этих лет: поэма "Янук Сялиба" (1942), сб-ки стихов "Острите оружие" и "Через огненный небосклон" (оба -1945). Т. принадлежат книги: "Чтоб ведали" (1948; Гос. пр. СССР, 1948), "На камне, железе и золоте" (1951), "След молнии" (1957), "Мой хлеб насущный" (1962), "Глоток воды" (1964), "Листки календаря . Дневниковые записи" (1970), "Да будет свет" (1972) и др. Характерные черты поэзии Т.- сочетание высокого романтич. пафоса с конкретно-чувственным восприятием мира, широта интеллектуального кругозора. Поэтич. формы стихов Т. весьма разнообразны - от нар. стиха до совр. верлибра, от фольклорной песни и сказки до драматич. монолога.

Деп. Верх. Совета СССР 7-9-го созывов. 1-й секретарь правления СП БССР (с 1966). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями. С о ч.: Збор творау, т. 1 - 4, Мшск, 1966-1967; в рус. пер.- Избр. произв. [Предисл. Я. Хелемского], т. 1-2, М., 1971.

Лит.: К а л е с н i к Ул., Паэз.я змагання. Максiм Танк i заходнебеларуская лiтаратура, Мiнск, 1958; Б у гае У Д., Паэзiя Максiма Танка, Мiнск, 1964; Р а г о и ш а В. П., Паэтыка М. Танка, Мiнск, 1968. Г. С. Березкин.

ТАНК (англ, tank, осн. значение - цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т. способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и спец. защитой от средств поражения и высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.

Первые проекты боевой бронированной машины, назв. впоследствии Т., были предложены в России (1911-15) инж. В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова ("Вездеход") была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали неск. десятков Т. ("Марка-1") и 15 сент. первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во время 1-й мировой войны 1914-18.

Первые англ. Т. представляли собой стальную клёпаную коробку ромбовидной формы (рис. 1) с чугунными, позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемёта (позже 2 пушки и 5 пулемётов), броня защищала от пуль и лёгких осколков снарядов. Экипаж вёл наблюдение через незащищённые щели. Скорость хода Т. вне дорог составляла 1-3 км/ч. Франц. Т. "Шнейдер", "Сен-Шамон", впервые применённые 16 апр. 1917 в боях под Шменде-Дам, отличались от английских гл. обр. формой корпуса, вооружением, расположением гусениц (рис. 2), наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны Франция в основном производила лёгкие Т. "Рено". У немцев первые образцы Т. (A-7-V и A-7-UU) появились в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжёлым англ. Т.). К концу войны в США выпускались англ, тяжёлые Т. "Марка-V" и "Марка-VIII" с амер. двигателями, а также франц. "Рено".

За время войны было выпущено в Великобритании - 2900, Франции - 6200, США - 1000, Германии - 100 Т. (см. табл. 1). После войны ведущими иностр. гос-вами по произ-ву Т. были Великобритания и Франция, а с 30-х гг.- Германия (после прихода к власти фашистов).

Табл. 1. -Основные тактико-технические данные танков периода 1-й мировой войны 1914 - 18

























Великобритания

Франция





"Марка-1"

"Марка-УШ"

"Сен-Шамон"

"Рено"









28

44

24

6,5





Экипаж, чел.

8(7)

12

9

2





Пушки, кол-во; калибр, мм

2-57

2-57

1-75

1-37





Пулемёты, кол-во

4

5

4

1





Толщина брони, мм

5-10

6-16

11

6-16





Макс, скорость, км/ч

4,5

8

8,5

9























Рис. 1. Первый опытный английский танк. 1916.

Рис. 2. Французский танк "Сен-Шамон". 1916.

Рис. 3. Первый советский танк "Борец за свободу тов. Ленин". 1920.

Рис. 4. Советские танки 30-х гг.: 1 -лёгкий Т-26; 2 - лёгкий БТ-7; 3- средний Т-28; 4 - тяжёлый Т-35.

Первый сов. Т. (рис. л) вышел в испытательный пробег 31 авг. 1920. Он получил назв. "Борец за свободу тов. Ленин". С 1928 начался выпуск лёгких танков МС-1 ("малый, сопровождения, образец первый"). Они были тихоходными, с небольшим запасом хода. МС-1 применялись во время сов.-китайского конфликта 1929. В 1931-39 было налажено произ-во малых (Т-37), лёгких (Т-26, БТ), трёхбашенных средних (Т-28) и пятибашенных тяжёлых (Т-35) Т. (рис. 4). Неск. башен ставилось с целью усиления огневой мощи Т. Основными Т. были лёгкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный колёсно-гусеничный БТ. Т-26 и БТ применялись в боевых деиствиях у оз. Хасан, на р. Халхин-Гол, в сов.-финл. войне 1939-40, а также в начале Великой Отечеств, войны 1941-1945. К 1940 были созданы новые образцы Т.: малый Т-40, лёгкий Т-50, среднийТ-34 и тяжёлый KB, к-рые по боевым свойствам значительно превосходили предшествующие им отечественные и однотипные зарубежные Т.

Осн. типами Т. (см. табл. 2) во время 2-й мировой войны 1939-45 (рис. 5, 6 и 7) были средние Т., роль тяжёлых Т. возрастала, а лёгких снижалась, и их произ-во в ряде стран (СССР, Германия) прекратилось. На базе Т. во время войны были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ). В 1939-45 было выпущено Т. и САУ: в СССР (с 1.7.1941 по 30.6.1945) - 95 099, Германии -65 100, США - 103 096, Великобритании - 25 160, Канаде - 5815, Японии - 3648.

Табл. 2. - Основные тактико-технические данные танков периода 2-й мировой войны 1939 - 45








































СССР

Германия

Великобритания

США









Т-34

KB- 1

ИС-2

T-III

T-IV

T-V

T-VI-H

"Черчилль"

"Шерман"





Масса, т

28(32)

47,5

46

23

24,6

45

56

45

32





Экипаж, чел.

4(5)

5

4

5

5

5

5

5

5





Пушка, калибр, мм

76(85)

76

122

37(50)

75

75

88

40(75)

75





Пулемёты, кол-во, калибр, мм

2-7,62

4-7,62

4-7,62

2-7,92

2-7,92

2-7,92

2-7,92

2-7,92

1-7,62





Толщина брони, мм

45-52 (45-90)

75-100

90-120

30-50

30-50

80-100

100

95-152

1 - 12,7 38-76





Макс, скорость, км/ч

55

35

37

55

50

46

38

28

48






































Рис. 5. Советские танки 2-й мировой воины: 1 - Т-31-85; 2 - КВ-1: 3 - ИС-2.

Рис. 6. Немецкие танки 2-й мировой войны: 1 - T-III; 2 - T-IV; 3 - T-VI ("Тигр").

Рис. 7. Танки 2-й мировой войны: 1 -английский танк "Черчилль"; 2 - американский танк "Шерман".

Осн. части совр. Т.: броневой корпус, башня (см. Броневая башня), комплекс вооружения (осн. и вспомогат. оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания и др. устройства, силовая (моторная) установка, силовая передача (трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной защиты и др. Корпус и башня Т. объединяют в единое целое все его составные элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива от боевых поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне монтируется осн. вооружение. Вращение башни производится при помощи ручного и электрич. или электрогидравлич. приводов. Корпус и башня Т. изготавливаются из легированной броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных броневых листов, соединённых при помощи сварки, иногда применяются и цельнолитые корпуса (напр., у амер. танка M60AI). Башни обычно бывают литыми, реже встречаются сварные. Т. имеют противоснарядное бронирование, а лёгкие - противопульное. Внутр. объёмы корпуса у совр. Т. делятся на отделения: управления, в к-ром находится механик-водитель; боевое, где размещаются командир Т., наводчик орудия, заряжающий, а также полный комплекс вооружения Т.; силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как правило, находится в баках, располагающихся во всех отделениях, а иногда и в дополнит, баках снаружи Т. (рис. 8).

Осн. оружие - специальная пушка, вспомогательное - спаренные с пушкой и зенитные пулемёты. На осн. типе Т. устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105-мм калибра и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные, подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластич. взрывчатым веществом (для разрушения сооружений и поражения живой силы). Точность стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приборов для стрельбы днём и ночью. Воздух очищается фильтро-вентиляц. установками. На Т. устанавливаются специальные четырёхтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и возд. охлаждения. Ёмкость внутр. топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке при движении по шоссе св. 500 км.

В качестве механизмов поворота применяются многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т. при движении на высоких скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии - сервоприводы (особенно гидроприводы), облегчающие управление движением. Органы управления поворотом С 60-х гг. в результате сближения осн. боевых свойств средних и тяжёлых Т. стали выпускать один осн. тип Т., предназначенный для решения широкого круга боевых задач. Во мн. странах на вооружении находятся также лёгкие плавающие Т. (см. Танк плавающий), предназначенные гл. обр. для разведки, и Т. усиления с ракетно-пушечным вооружением (напр., танк М60А2 в США).вместо традиц. рычагов в нек-рых конструкциях Т. выполняются в виде штурвалов. Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных гидравлич. демпферов (амортизаторов). Для увеличения срока службы и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллич. шарнирами (общий вид совр. Т. показан на рис. 9). Герметизация позволяет Т. преодолевать с небольшой по времени подготовкой броды глуб. до 2 м. При оснащении оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды. Для ориентирования на местности применяется навнгац. аппаратура, включающая электронно-вычислит. курсоуказатели и автоматич. курсопрокладчики. Т. разрабатываются с учётом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей и придания наиболее ответственным из них (прежде всего лобовым) больших углов наклона к вертикали п дифференцированного распределения толщин брони в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения удельной мощности, внедрения дизелей, обеспечивающих более экономичный расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения ёмкости топливных баков.

Табл. 3. - Основные тактико-технические данные современных зарубежных танков































США

Великобритания

Франция

ФРГ









М60А1

М60А

Шеридан

"Чифтен"

АМХ-30

"Леопард"





Масса, т

46,3

48

15,2

52

36

40





Экипаж, чел.

4

4

4

4

4

4





Пушка, калибр, мм

105

152

152

120

105

105





Пулемёты: спаренный с пушкoй; кол-во, калибр, мм

1-7,62

1-7,62

1 - 7,62

1-7,62

1-7,62

1-7,62





зенитный; кол-во, калибр,

ММ

1 - 12,7

1-12,7

1 - 12,7

1-7,62

1-12,7

1 - 7,62





Мощность двигателя, л . с.

750

750

335

700

720

830





Макс, скорость, км/ч, и запас хода по шоссе, км

48-500

48-450

69-480

41-400

65-500

64-600





























1 л. с, = 0,736 кет.

Рис. 8. Компоновочная схема танка Т-54.

Рис. 9. Современные танки: 1 - советский Т-55; 2 - американский M6OAI; 3 немецкий (ФРГ) "Леопард"; 4 - английский "Чнфтен".

Лит.: Танки и танковые войска, М., 1970; Мостовенко В. Д., Танки, 2 изд., М., 1958; Косырев Е. А., Орехов Е. М., Фомин H. H., Танки, М., 1973; Хейгль Ф., Танки. Справочник, пер. с нем., 2 изд., ч. 1 - 2, М., 1936 - 37; H е рсесян М. Г., Каменцева Ю. В., Бронетанковая техника армии капиталистических государств, М., 1964. Л. В. Сергеев.

ТАНК ПЛАВАЮЩИЙ, боевая гусеничная бронированная машина, способная самостоятельно преодолевать водные преграды вплавь и вести бой на суше и на воде. Плавучесть обеспечивается необходимым внутр. объёмом герметизированного корпуса. Постулат, движение по воде создаётся водоходным движителем, в качестве к-рого применяются гребные винты, гусеничные цепи, водомёты и др. Первые Т. п. Т-37 поступили на вооружение Красной Армии в 1932. К 1940 они были заменены танками Т-38 и Т-40. Во время 2-й мировой войны 1939-45 в вооруж. силах США Т. п. применялись при проведении нек-рых десантных операций для огневой поддержки десантов. После войны Т. п. получили распространение в вооруж. силах мн. гос-в. В СССР был разработан Т. п. ПТ-76, имеющий массу 14 т, экипаж 3 чел., скорость 44 км/час по шоссе и 10 км/час по воде; вооружение - 76-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт. Броневой корпус сварен из отд. листов спец. броневой стали. Башня может с помощью ручного или электрич. привода вращаться, обеспечивая круговой обстрел. Имеется 2 водомётных движителя, расположенных в силовом отделении вдоль бортов корпуса танка. В случае боевых повреждений водомёты могут служить водооткачивающим средством. А. Д. Богданов.

ТАНКА, один из древних жанров японской поэзии. Изящное нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога: 5 + 7 + 5+ 7+ 7; чаще всего пейзажная и любовная лирика, стихи о разлуке, бренности жизни, придворные славословия. Уже в антологии "Маньёсю" Т. занимали количественно первое место, а в дальнейшем, вплоть до 15 в., стали почти единств, жанром поэзии, культивировавшимся в аристократич. кругах. В 15-18 вв. Т. оттеснили новые жанры - рэнга, хокку. С 18 в. интерес к классич. лит-ре 9-П вв. вызвал попытки оживить Т. Поэты кон. 19 - нач. 20 вв. Ёсано Хироси, Ёсано Акико, Масаока Сики, Нагацука Такаси и др. обновили содержание Т., обогатили её новыми образами и разговорной речью. В дальнейшем Исикава Такубоку и др. демократич. поэты насытили Т. социальной тематикой.

И з д. в рус. пер.: Из японской поэзии, М., 1964; Японские пятистишия, М., 1971; Манъёсю, т. 1-3, М., 1971-72.

Лит.: К о н р а д H. И., Японская литература, М., 1974; История современной японской литературы, пер. с япон., М., 1961; Литература Востока в средние века, т. 1, М., 1970. H. Г. Иваненко.

ТАНКЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК, крупнейший (ок. 5 тыс. могил) некрополь периода формирования Болгарии Волжско-Камской (9-10 вв.) у дер. Танкеевка Куйбышевского р-на Тат. АССР. Открыт в 1904, с 1961 изучено св. 1000 трупоположений в прямоугольных могилах с богатым инвентарём: оружием, посудой, украшениями, серебряными масками погребальными, частями скелетов домашних животных (гл. обр. черепами и костями ног коней). Т. м. оставлен болгарами волжско-камскими, древними венграми и представителями др. финно-угорских и тюрк, племён. В кон. 10 в. языч. обряд погребения сменился мусульманским.

Лит.: Халикова Е. А., Погребальный обряд Танкеевского могильника, в сб.: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Казань, 1971; К а з ак о в Е. П., Погребальный инвентарь Танкеевского могильника, там же.

ТАНКЕР (англ, tanker, от tank - цистерна, бак, резервуар), наливное судно, судно для транспортировки жидких грузов наливом. Т. перевозят сырую нефть и продукты её переработки, сжиженные газы, пищ. продукты (растит, масло, молоко, патоку, китовый жир, вино и др.), химикалии (кислоты, спирт и др.), расплавленную серу, асфальт, пресную воду и т. п. Со 2-й пол. 19 в. нефть и нефтепродукты начали перевозить наливом в трюмных ящиках (вкладных цистернах) или непосредственно в корпусе (ранее нефть перевозили на судах в бочках). Впервые перевозка наливом была осуществлена в России в 1873 на Каспийском м. судовладельцами бр. Артемьевыми на деревянной парусной шхуне "Александр"; позднее строились деревянные и металлич. наливные баржи для перевозки нефти по Каспийскому м. и Волге. В 1878 был построен