БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ачальная школа (5 лет), младшая (неполная) ср. школа (4 года) и старшая (полная) ср. школа (2 года). 9 лет обучения (5 - в начальной и 4 - в младшей ср. школе) обязательны для детей от 6 до 14 лет. В 1974/75 уч. г. в 1-5-м классах было 1370 тыс. уч-ся, в 6-11-м классах - 1064 тыс. уч-ся. Обучение в школах бесплатное, осуществляется на сингальском или тамильском языках, в ср. школе изучается английский. Учителей для общеобразоват. школ готовят 2-летние пед. колледжи на базе полной ср. школы. В 1973/74 уч. г. в 28 пед. колледжах обучалось 9,3 тыс. студентов. Учителей для ср. школ готовят ун-ты. Проф.-технич. подготовка осуществляется на базе 9-летней школы в 2-летних школах и 4-летних т. н. технич. ин-тах. Ун-т Ш.-Л. (создан в 1972 в результате слияния ранее существующих ун-тов) имеет отделения в Перадении, в Коломбо, Видьяланкара, Видьодая, Катубедда и Джафна (открыт в 1974). В 1975/76 уч. г. в Ун-те Ш.-Л. обучалось св. 15,6 тыс. студентов.

Крупнейшие библиотеки: Публичная б-ка в Коломбо (св. 132 тыс. тт. в 1975), Б-ка Нац. музея в Коломбо (св. 500 тыс. тт.); Б-ка ун-та в Перадении (400 тыс. тт.) и др. Музеи: Нац. музей Ш.-Л., включающий в себя нац. музеи - в Коломбо, Канди, Ратнапуре, Анурадхапуре.

В. 3. Клепиков.

Научные учреждения. Науч. деятельность координирует Нац. совет науч. исследовании (осн. в 1968) при Мин-ве пром-сти и науч. исследований. Гос-во финансирует работы по проблемам экономич. развития страны. Междунар. банк реконструкции и развития финансирует Ин-т науч. и пром. исследований (1955). Науч. кадры получают подготовку гл. обр. за границей. Ведущий науч. центр - Ун-т Ш.-Л. (исследования по проблемам естествознания, истории, социологии, языкознания). Работы прикладного характера выполняют Центр, ин-т с.-х. исследований (1965) и ин-ты департаментов Мин-ва с. х-ва и земель (НИИ чайного куста в Талавакеле, осн. в 1925, и др.). Ин-т мед. исследований (1900) занимается изучением и профилактикой тропич. болезней. Археологич. и этнографич. исследования сосредоточены в Нац. музее в Коломбо. Важнейшие науч. об-ва - Ассоциация по развитию науки (1944) и отделение (1845) Королевского азиат, об-ва (Великобритания). С помощью СССР развиваются исследования по проблемам гидростроительства, пром-сти и с. х-ва. Совместно с иностр. учёными (в т. ч. и из СССР) издаётся многотомная "Буддийская энциклопедия". Э. Д. Талмуд.

Печать и радиовещание. В 1976 выходило более 30 периодич. изданий (на сингальском, тамильском и англ, языках).

Наиболее распространённые газеты (все выходят в Коломбо): на сингальском яз. - "Ланкадипа", с 1947, тираж 510 тыс. экз.; "Динамина", с 1909, тираж 123 тыс. экз.; "Саваса", с 1963, тираж 17 тыс. экз.; на тамильском яз.- "Виракесари", с 1930, тираж 24 тыс. экз.; на англ. яз.- "Цейлон дейли ньюс" ("Ceylon Daily News"), с 1918, тираж 45 тыс. экз.; "Цейлон обсервер" ("Ceylon Observer"), с 1834, тираж 8 тыс. экз. Компартия Ш.-Л. издаёт газеты "Атта", с 1964, тираж 41 тыс. экз., на сингальском яз.; "Десабхимани", с 1946, тираж 10 тыс. экз., на тамильском яз.; "Форуорд" ("Forward"), с 1950, тираж 10 тыс. экз., на англ. яз. В 1951 осн. нац. кооперативное информац. агентство Пресс траст оф Цейлон.

Радиовещанием руководит гос. служба Радиовещательная корпорация Ш.-Л. (осн. в 1967). Ведётся на 4 яз. (сингальском, тамильском, английском и на хинди). Э. Д. Талмуд.

Литература развивается в основном на сингальском яз., а также на тамильском и англ, языках. Первые лит. произв.- хроники "Дипаванса" (4 в.) и "Махаванса" (5 в.) на яз. пали. В "Махавансе" излагаются, кроме ист. фактов, мифы и сказания. В 4-5 вв. созданы комментарии к осн. положениям буддизма. Ок. 5 в. на пали записаны джатаки, заимствованные из Индии. Лит-pa на пали стала основой для сингальской лит-ры. Распространялись также соч. на санскрите. На сингальском яз. первые произв. появились в 6 в. Сохранились стихотворные и прозаич. отрывки, пещерные и наскальные надписи; в более поздних произв.- ссылки на поэтов этого периода. Cp.-век. сингальская лит-pa заимствовала жанры хроники и поэмы из др.-инд. лит-ры.

Ср.-век. авторы осн. целью творчества считали проповедь религии. Поэма сингальского царя Паракрамабаху II (1236- 1270) "Жемчужина поэзии" включает эпизоды, в известной степени отразившие свою эпоху. С 13 в. заметное место занимает проза, более простой язык к-рой способствовал доступности изложения идей буддизма ("Море нектара", 13 в., Гурулугоми). Значит, прозаич. произв. 13 в.- "Прибежище Будды" Видьячакраварти, а также "История пожертвований" Маюрападатхеро - собрание проповедей, в к-ром впервые в сингальской лит-ре показана тяжёлая крест, жизнь. "Гирлянда драгоценных камней истинной веры" буддийского монаха Дхармасены отражает жизнь крестьян, их язык и обычаи. В "Орнаменте истинной религии" (14 в.) Дхармакирти-махатхеро писал о голоде, обрушившемся на страну, крест, жизни, полной лишений. В 14 в. завершился перевод джатак на сингальский яз. В 15 в. вновь большую роль играет поэзия. В поэмах-посланиях подробно описываются города, деревни и монастыри Ш.-Л. Три Рахула написал "Послание голубя", "Послание майны" и "Диадемапоэзии". В "Поэме о Гуттиле" Веттеветхеро проступает оппозиция царскому двору. Видагама в поэме ч Орнамент добродетелей Будды" выразил недовольство алчностью и несправедливостью власть имущих. Последний крупный представитель ср.-век. поэзии - Алагьяванна Мохоттала (кон. 16 - нач. 17 вв.) в поэме "Великая война" повествует о борьбе сингальского царя Раджасинхи II с португ. колонизаторами.

Колонизация затрудняла развитие сингальской лит-ры, но уже во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. заметны рост нац. самосознания, стремление сохранить самобытность и нац. культуру. Первые сингальские романы опубл. в 1-м десятилетии 20 в. С. де Силва выступал в защиту нац. обычаев и буддизма. П. Сирисена (1875- 1946) поддержал его позицию в романе "Джаятисса и Розалина, или Счастливая женитьба" (1906). В. А. Силва (1892- 1957) в ист. романах ("Сунетра, или Мрачные времена", 1936, и др.) описал борьбу народа против португальцев; в романе "Марионетка-феодал" (1939) объект сатиры - богатые землевладельцы. В его рассказах заметны черты реализма. Утверждение реализма, дальнейшее развитие сингальского лит. языка связаны с именем писателя и литературоведа M. Викрамасинге (1891 - 1976). В трилогии "Изменяющаяся деревня" (1944), "Последний век" (1947) и "Конец века" (1949) показано классовое расслоение в деревне и подъём нового торгового сословия, появление рабочего класса.

В 40-е гг. расцветает жанр короткого рассказа: X. Мунидас (1903-57) и Г. Б. Сенанаяке (р. 1903). Достижение в 1948 политич. независимости, демократич. преобразования, определение сингальского яз. как государственного способствовали оживлению лит-ры. В 50-60-х гг. осн. объектом изображения стала действительность. Гуманизмом, сочувствием простому труженику отмечены произв. Э. Саратчандры (р. 1914), К. Джаятилаки (р. 1926), а также Гунадасы Амарасекары (р. 1929), в романах "Невольники судьбы" (1955), "Безногие" (1961), в рассказах и стихах изобразившего нар. жизнь. Сюжеты нек-рых его рассказов навеяны произв. H. В. Гоголя и А. П. Чехова. Герои романов "Потерпевшие поражение" (1960), "Три характера" (1963) и рассказов К. Джаятилаки оказываются беспомощными при столкновении с жизнью. Тема разочарования и растерянности - в центре романов Саратчандры "Уставший не видит пути" (1962), "День поминовения усопших" (1965). Его кн. "Сингальский роман" (1950) содержит анализ нац. лит-ры с сер. 19 в. до 50-х гг. 20 в. Сравнение гор. и сел. образов жизни - в центре романа "Пять акров" (1959) Мадавала Ратнаяке. Л. Гунасекара в своих повестях показал жизнь деревни.

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. усилилась критика социальных отношений. В повести "Коломбо 7" (1972) Кумара Карунаратна, романах "Дона Камалавати" (1971) и "Я вернусь, мама" (1973) Гунадасы Лиянаге разоблачаются лицемерие и коррупция бурж. политиков. Герой совр. прозы вступает в борьбу за лучшую жизнь: "Хеййаммарува" (1971) А. В. Cyравиры и др. Темы поэзии (С. Махинда, Мунидаса Кумаратунга, Сагара Палансурия, Г. X. Перера, Алвис Перера, Вималаратна Кумарагама, Чандраратна Манавасинхе) - природа страны, тяжёлая жизнь трудящихся, пробуждение гражд. и нац. чувств. Саратчандра по мотивам древних легенд написал пьесы "Манаме" и "Синхабаху". Жизнь народа Ш.-Л., социальные преобразования - тема Амарадаса Самаравира, Генри Джаясена.

В 1969 прогрессивные писатели Ш.-Л. объединились в орг-цию "Фронт народных писателей", к-рая с 1973 издаёт лит. газ. "Джана Ручия". В журналах "Сахитья", "Санскрути", "Кала пуват" печатаются материалы по литературоведению. А. Л. Белъкович.

В течение мн. веков т а м и л о -язычная лит-pa Ш.-Л. развивалась в русле тамильской литературы Индии и была лишена самобытного, нац. характера. С подъёмом нац.-освободит, движения в кон. 19 - нач. 20 вв. и ростом нац. самосознания тамилов Ш.-Л. их лит-ра всё более обретает оригинальные черты. Наибольшее развитие в 20 в. получила поэзия и прозаич. жанры - новелла и одноактная пьеса. Тамильские писатели обращаются к социальной тематике, их герои - трудящиеся города и деревни: мелкие служащие, рабочие, крестьяне, рыбаки, протестующие против эксплуатации и социальной несправедливости. Популярны прозаики и поэты С. П. Амарасингам, Варадар, Дж. Веджатунга, С. В. Веллупиллаи, С. Ганесалингам, К. Даниел, Д. Джива, Илангейаркон, В. А. Ираджараттинам, Канаха-Сендинандан, Нирвани Поннайянай (р. 1930), Саргунар Поннутурам, Премджи, Соккалингам. Формированию тамильской драматургии содействуют организуемые ежегодно Отделением тамильской драмы Совета культуры Ш.-Л. фестивали в Коломбо.

Англоязычная лит-pa возникла в 19 в. и развивалась под влиянием не только европейской, но также сингальской и тамильской лит-р Ш.-Л. С новеллами, поэмами и повестями ("Исчезнувшие следы, или Последний из веддов", 1950; "Там, где бродит белый олень"; "Дикий белый мальчик", 1958, и др.) выступил P. Л. Спиттел. Известностью пользуются также Дж. Виджаятунга (сб-ки рассказов "Трава под ногами", 1935, "Девушка из касты родиев и другие рассказы", 1960), Г. Вирасурия (реалистич. роман "Хариджан в брюках" из жизни мелких служащих), Дж. Гунавардена (новеллы на англ. и сингальском языках), P. Проктор (повесть "Дочь рыбака", рассказы), Анне Ранасингхе (стихи 1971, 1975). Публикуются рассказы и сказки для детей, в к-рых нашёл отражение фольклор сингалов и тамилов Ш.-Л.

Ю. H. Маслов. Архитектура и изобразительное искусство. Древний период иск-ва Ш.-Л. (3 в. до н. э.- 8 в. н. э.), многим обязанного иск-ву Индии, представлен памятниками, связанными с буддизмом и сосредоточенными главным образом в Анурадхапуре. В раннеср.-век. эпоху (8-13 вв.) стр-во велось преим. в новой столице - Полоннаруве, где возводились и индуистские храмы. Монументальность и величие ранних ступ сменились в архитектуре гармония, сдержанностью пропорций при сохранении прежней умеренности (по сравнению с Индией) во внутр. и внешнем скульпт. убранстве. Особенно характерны для ср.-век. пластики Ш.-Л. статуи Будды (в т. ч. гигантские скальные), отличающиеся уравновешенностью и ясностью сильно обобщённых форм.

Ступа Руанвели-дагоба в Анурадхаиуре. 2 в. до н. э.

Шкатулка. Слоновая кость. 18 в.

Ножи в серебряной оправе. 17 - 18 вв.

Сохранились также многочисл. образцы светской кам. скульптуры, металлич. статуэтки божеств, знаменитые наскальные росписи Сигирии. При колон, режиме (с 16 в.) иск-во Ш.-Л., в целом вступившее в полосу упадка, развивалось лишь деревенскими мастерами храмовых росписей и художеств, изделий из металла (утварь, оружие), дерева (резные архит. детали, мебель, орудия труда, ящички и т. д.), слоновой кости (статуэтки, панели, шкатулки, кубки, дверные косяки, гребни), лака, камня, глины; изготовлялись также ювелирные украшения, художеств, ткани, циновки, вышивки, деревянные маски.

Станковое профессиональное иск-во Ш.-Л. зародилось к кон. 19 в. под влиянием офиц. иск-ва англ. AX. Первым художеств, объединением было "Цейлонское об-во иск-ва" (с 1887; А. Амарасекера, Дж. Д. А. Перера, T. Раджапакша и др.). В 1-й пол. 20 в. в связи с развитием освободит, движения сложилась живописная школа, сочетающая нац. традиции с опытом новых европ. течений: члены "Группы 43" (с 1943; Дж. Даранийягала, Дж. Кейт, Г. Пирис и др.) и "Об-ва нац. иск-ва", объединившего гл. обр. непрофессиональных мастеров, работающих в технике гуаши (с 1950; В. Л. А. Мендис и др.).

После получения независимости возникли благоприятные предпосылки для формирования нац. архит. школы: возводятся гор. и сел. комплексы, в архитектуре к-рых сочетаются нац. ср.-век. черты и приёмы совр. европ. зодчества.

Илл. см. на вклейке, табл. XXVIII (стр. 512-513). С. И. Тюляев.

Театр. Истоки театр, иск-ва Ш.-Л.- в нар. играх, обрядах, танцах племён, населявших в древности этот остров. Религ, празднества сопровождались песнями и танцами, в честь божеств и легендарных героев устраивались представления. О древнем происхождении театра свидетельствует поэма-хроника "Махаванса" (5 в.), где имеются упоминания о танц. представлениях, содержатся описания "мандара" - площадок для выступлений танцовщиков и музыкантов. С распространением в стране буддизма в монастырях возникла мистериальная драма, служившая целям пропаганды религ.-филос. доктрин. Существовали и различные формы нар. театра, из к-рых сохранились: колам - представление в масках, основанное на танце и пантомиме (генетически связан с магич. культовым церемониалом; распространён в р-нах Амбалангоды и Бентара); с о к ар и ("театр гумна") - театр, представление комедийного характера и др. На основе нар.-муз. и танц. традиций возник более новый вид театра - н а д аг а м - своеобразный муз. спектакль с пением, танцами и пантомимой, получивший распространение в нач. 19 в. (в 20 в. не ставится, сохранились только песни). Зарождение совр. театра тесно связано с ростом нац. самосознания и нац.-освободит. борьбой народов Ш.-Л. В кон. 19 в. появились пьесы, к-рые имели чёткое деление на акты, был введён занавес, стали участвовать женщины-актрисы. Новые пьесы, т. н. н р и т ь я, сохраняя муз.-танц. основу надагама, включали диалог. Среди пьес: "Ромлин" (1866), "Ролина" (1879) К. Д. Бастиана, адаптация "Ромео и Джульетты" У. Шекспира (1885), а также произведения Д. де Силвы "Шри Сангобо" (1903), "Вихара Маха Дева" (1916) и др., построенные по законам санскритской драмы. Его пьесы были поставлены проф. труппами "Агуя субодха натья сабха" и "Виджая ранга сабха". В 20-30-е гг. появились пьесы, написанные на социальную тему ("Иранама", "Хадиси Винискайя" Б. Джейманна, и др.), в к-рых рассказывалось о гор. тружениках.

Установление независимости Ш.-Л. (1948) способствовало возрождению и развитию нац. традиций. Возникли новые театр, формы, в т. ч. балет, синтезирующий традиционное и нар. танц. иск-ва. В 1944 созданы школа и труппа (с 1955 Цейлонский балет Читрасены), руководимые Читрасеной, первым проф. танцовщиком и балетмейстером Ш.-Л. В репертуаре труппы балет "Триумф мира",поев, борьбе за мир, "Кардия" ("Солёная вода") - о жизни рыбаков, "Наль и Дамаянти" - по мотивам др.-инд. эпоса "Махабхараты" (в 1960 и 1963 труппа гастролировала в СССР). В 1973 начал работать гос. Ансамбль нац. танца Ш.-Л. (рук. Пани Бхарата; в 1974 гастролировал в СССР). В республике много любит, театр, коллективов, известностью пользуется коллектив при ун-те в Коломбо; в его репертуаре пьесы совр. сингальского драматурга Э. Саратчандры "Манаме" и "Синхабаху", а также А. П. Чехова, О. Уайльда и др.

M. П. Котовская.

Лит. Силва де С. Ф., География Цейлона, пер. англ., M., 1955; Cooray P. G., An introduction to the geology of Ceylon, Colombo, 1967; Минаев И. П., Очерки Цейлона и Индии, ч. 1 - 2, СПБ, 1878; Талмуд Э. Д., История Цейлона. 1795-1965, M., 1973; е ё же, Очерки новейшей истории Цейлона, M., 1960; History of Ceylon, v. 1 (pt 1-2) -3, Colombo, 1959- 1973; Kearney R. N., The politics of Ceylon (Sri Lanka), Ithaca - L., 1973; L u d ow у k E. F. C., The story of Ceylon, 2 ed., L., 1967; Mend is G. C h., Ceylon today and yesterday, 2 ed., Colombo, 1963; Wilson A. J., Politics in Sri Lanka, L., 1974; Бонифатьева Л. И., Цейлон, М., 1970; Ефремов Ю. К., Остров вечного лета, M., 1959; Цейлон. Проблемы и перспективы экономики, M., 1972; Республика Шри Ланка: экономика и политика, M., 1974; Цвет чая. Рассказы писателей Цейлона, M., 1964; Сома. Новеллы современных писателей Цейлона, M., 1968; В ы х у х ол е в В. В., Сингальская литература, M., 1970; Wickramasinghe M., Sinhalese literature, Colombo, 1949; его же, The buddhist jataka stories and Russian novel, Colombo, 1956; SarathchandraE. R., The Sinhalese novel, Colombo, 1950; [T юл я е в С.], Современная живопись Цейлона. [Альбом], M., 1958; Тюляев С. И., Б о нгард-Левин Г. M., Искусство Шри-Ланка, M., 1974.

ШРИФТ (нем. Schrift, от schreiben - писать), графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения Ш. различают след, его осн. виды: р у к о п и сн ы й, написанный пером или др. инструментами на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге и др.; см. Палеография); рисованный, нанесённый кистью или др. инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах переплётов, обложек, титульных листов и др. элементов изданий; гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или др. твёрдом материале, используется для надписей на памятниках, архит. сооружениях (эпиграфика) или на гравюрах; наборный, составленный из отд. литер и др. элементов и предназначенный для ручного или механизированного набора текста, воспроизводимого при печати гл. обр. на бумаге (такие Ш., за исключением Ш. набарио-пишущих машин и фотонаборных машин, наз. типографскими). В узком смысле типографским Ш. наз. комплект типографских литер, предназначенных для набора. Типографские, рисованные и гравированные Ш., а также Ш. наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые печатным способом, наз. печатными Ш.

В соответствии с назначением типографские Ш. подразделяются на текстовые - для текстового набора; титульные - для набора обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т. п.).

По контрастности (отношение толщин осн. и соединит, штрихов букв), наличию и форме засечек различают в основном 7 групп типографских Ш. (рис. 1). В особую группу входят Ш., к-рые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в т. ч. рукописные, имитационные (напр., Ш. пишущих машин) и др.

Рис. 1. Графические признаки основных групп (гарнитур) шрифта: / - литературная (бывшая латинская), банникоаская, типа гарамон; 2 - типа баскервилль; 3 - обыкновенная новая, елизаветинская, типа бодони; 4 - академическая, школьная, бажановская; 5 - типа Телингатера; 6 - брусковая газетная, типа Мемфис; 7 - журнальная рубленая, типа универс.

В зависимости от начертания, определяемого в основном наклоном очка, его шириной и насыщенностью (отношение толщины штриха к ширине внутрибукв. просвета), типографские Ш. бывают прямые, курсивные, наклонные; нормальные, узкие, широкие; светлые, полужирные, жирные. Ш. одного и того же начертания делятся на Ш. разных кеглей; Ш., разные по кеглю и начертанию, но одинаковые по характеру рисунка, объединяются в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет наименование, напр, елизаветинская, банниковская, школьная и т. д. Ассортимент гарнитур Ш., применяемых в типографиях СССР, регламентирован стандартами.

Рисунок первых типографских Ш. создавался на основе рукописных Ш., напр, рукописного полуустава (рис. 2, а, 1)- рус. Ш., готич. Ш. (готического письма) (рис. 2, а, 2) - лат. Ш. Первоисточником совр. рус. типографского Ш. является гражданский шрифт, утверждённый Петром I в 1708 (рис. 2, а, 3); первоисточником совр. лат. Ш.- Ш. антиква (рис. 2, а, 4), возникший в эпоху Возрождения в кон. 15 в. Нек-рые гарнитуры Ш., появившиеся ещё в нач. 20 в., применяются в типографиях СССР до сих пор: литературная (ранее называвшаяся латинской), елизаветинская, академическая (рис. 2, б, 5-7).

К числу гарнитур, разработанных в СССР с кон. 40-х гг., относятся: обыкновенная новая (рис. 2, б, 8), банниковская, Лазурского (рис. 2, б, 9, 12) - для литературно-художеств. изданий и книг по искусству (в основе - гражд. Ш. петровского периода и Ш. эпохи Возрождения); школьная (рис. 2, б, 10) - для школьных учебников и изданий для детей; новая газетная - для газет; журнальная рубленая - для журналов (рис. 2, б, 11); Рерберга, акцидентная Телингатера, бажановская, Кузаняна (рис. 2, б, 13-16) - для титульных элементов (в основе - рисованные Ш. сов. художников) и MH. др. Часто одним и тем же Ш. (обычно классич. образца) могут быть набраны издания политич., науч., художеств., детской и уч. литературы.

MH. рисунки совр. лат. Ш., широко применяемых в зарубежных странах, созданы на основе классич. образцов, напр.

Рис. 2. Некоторые образцы шрифтов и гарнитур: а - исторических; б - современных русских; в - современных латинских; 1 - рукописный полуустав; 2 - готический; 3 - гражданский; 4 - антиква; 5 - литературная; 6 - елизаветинская; 7 - академическая; 8 - обыкновенная новая; 9 - банниковская; 10 - школьнал; // - журнальная рубленая; 12 - Лазурского; 13 - Рерберга; 14 - акцидентная Телингатера; /5 - бажановская; 16 - Кузаняна; 17 - баскервилль; 18 - бодони; 19 - гарамон; 20 - универс; 21 - Мемфис.

гарамон (Франция, 30-е гг. 16 в., рис. 2, в, 19), кезлон (Великобритания, нач. 18 в.), баскервилль (Великобритания, сер. 18 в., рис. 2, в, 17), бодони (Италия, нач. 19 в., рис. 2, в, 18) и др.; к оригинальным образцам совр. лат. Ш. относятся Ш. типа египетских (с очень малой контрастностью, с засечками прямоугольной брускообразной формы) - Мемфис (рис. 2, в, 21), бэтон, типа гротесковых (без засечек) - футура, гилл-санс, универс (рис. 2, в, 20) и др.

Лит.: Шицгал А. Г., Русский рисованный книжный шрифт советских художников, M., 1953; его же, Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения, M., 1974; С пиров H. А.,

Проектирование и производство типографских шрифтов, M., 1959; Большаков M. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г., Книжный шрифт, M., 1964; Тоотс В., Современный шрифт, M., 1966; Воронецкий Б. В., Кузнецо в Э. Д., Шрифт, 2 изд., Л., 1975; Upike D. В., Printing types. Their history, forms and use, v. 1-2, Camb., 1962; K a p r А., Schriftkunst, Dresden, 1971. А. Г. Шицгал.

ШРИФТОЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (быв. словолитное производство), изготовление типографского шрифта для ручного набора и других наборных материалов способом литья. Ручная отливка шрифта для набора и печати была впервые разработана ок. 1440 И. Гутенбергом. В 1838 Д. Брюс (США) создал первую шрифтолитейную машину с ручным приводом, а в 1862 И. Джонсон (Великобритания) предложил универсальную шрифтолитейную машину с механич. приводом. Шрифт для набора и др. наборные материалы обычно изготовляют на шрифтолитейных з-дах и частично непосредственно на крупных полиграфич. предприятиях. Однако в связи с использованием наборно-отливных и фотонаборных машин и автоматов производство шрифта непрерывно сокращается.

Технология изготовления новых шрифтов состоит из след. осн. процессов (см. рис.): разработки и утвержден