БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ед-юнионов.

С переходом к империализму стала всё более возрастать эксплуатация Ш. англ, монополистич. капиталом. На ней особенно сильно сказалась утрата Великобританией мировой пром. монополии. В Ш., как и во всей Великобритании, началось оживление рабочего движения, к-рое переросло в подъём 1907-12. В период 1-й мировой войны 1914-18 в Ш. в пром. р-не на р. Клайд большой размах получило движение шоп-стюардов (см. Фабричные старосты), позднее распространившееся по всей Великобритании. В. И. Ленин характеризовал движение шоп-стюардов как глубоко пролетарское и массовое (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 266). В 1915-16 шоп-стюарды возглавили ряд стачек на Клайде. В 1916 Дж. Маклин, У. Галлахер и некоторые др. руководители шоп-стюардов были арестованы и брошены в тюрьму, А. Мак-Мание выслан из р-на Клайда. Новому подъёму борьбы рабочих Ш. способствовала Великая Окт. социалистическая революция. В Ш. развернулось массовое движение под лозунгом "Руки прочь от России!", проходившее в условиях революционного подъёма, охватившего всю страну. Стачка в р-не Клайда в янв.- февр. 1919 охватила св. 100 тыс. рабочих (см. Клайдская стачка 1919). MH. участники шотл. рабочего движения вступили в созданную в 1920 Коммунистич. партию Великобритании. Рабочие Ш. активно участвовали в стачке горняков (май - нояб. 1926), во Всеобщей стачке 1926 в Великобритании и др. стачках 20-30-х гг. Ослабление позиций Великобритании на мировом рынке после 1-й мировой войны 1914-18 резко ухудшило положение экспортных отраслей брит, пром-сти, в т. ч. текст., угольной, су достроит., к-рые получили большое развитие в Ш. В 1931-35 имели место массовые демонстрации безработных. 15-17 сент. 1931 в порту Инвергордон (сев. побережье Щ.) произошло восстание воен. моряков (см. Инвергордонское восстание 1931). После 2-й мировой войны 1939-45 на положение Ш., наряду с общим ослаблением экономич. и политич. позиций британского империализма, большое влияние оказывало изменение "индустриального облика" Великобритании. В условиях быстрого роста новых и новейших отраслей пром-сти - автомобильной, электротехнич., электронной, химич., атомной - ещё более снизилось значение старых, традиционных для Ш. отраслей - текстильной, угольной, судостроительной. В Ш. развивались и наиболее совр. отрасли пром-сти (химич., электроника, нефтепереработка), однако именно они в значит, мере оказались под контролем иностр., прежде всего амер., капитала. Амер. компании контролировали в 60- 70-х гг. разведку и разработку богатых запасов нефти и газа на континентальном шельфе Северного м. у сев.-вост. побережья Ш. В течение MH. лет уровень безработицы в Ш. значительно выше, чем в остальной Великобритании. Особенно велика безработица в угольной пром-сти. В результате в послевоенные годы вдвое увеличилась эмиграция из Ш. В 60-70-х гг. активизировалась деятельность Шотл. нац. партии (ШНП; созд. в 1928), бурж. руководство к-рой использовало в своих интересах рост нац. самосознания шотл. народа. Если на парламентских выборах 1959 за ШНП голосовал лишь 1% избирателей и она не получила представительства в парламенте, то в окт. 1974 за ШНП было подано 30,4% голосов (партия получила 11 мест в палате общин из 71, приходившегося на Ш.). В нояб. 1976 лейбористское пр-во Великобритании внесло в парламент т. н. законопроект о деволюции, предусматривающий, в частности, создание в Ш. выборной ассамблеи при сохранении нынешнего представительства Ш. в брит, парламенте, а также вето пр-ва Великобритании на решения шотл. властей. В февр. 1977 было объявлено о решении пр-ва вынести окончательный текст проекта на референдум населения Ш.

Ш. продолжала оставаться одним из гл. центров рабочего движения Великобритании. В 1971-72 рабочие Верх. Клайда в течение неск. месяцев осуществляли управление судоверфями, владельцы к-рых пытались закрыть их; при поддержке профсоюзов всех р-нов Великобритании рабочие Верх. Клайда вынудили пр-во принять решение не закрывать верфи. Характерной чертой рабочего движения Ш. (как и всей Великобритании) в 50-70-х гг. была его тесная связь с борьбой за мир. Широкий резонанс получило движение за ликвидацию амер. воен. баз. Усилились культурные и др. связи Ш. с СССР; этому содействует созданное в 1945 об-во "Шотландия - СССР". Активное участие в борьбе шотл. трудящихся за свои права принимают коммунисты. В спец. резолюции 31-го съезда компартии Великобритании (нояб. 1969) подчёркивалось, что народ Ш. имеет право сам решать свою судьбу. Компартия высказалась за создание автономных парламентов для Ш. и Уэльса. В то же время компартия выступает против бурж.-сепаратистских лозунгов полного отделения Ш., против попыток лидеров ШНП увести нац. движение в сторону от решения классовых и социальных задач, стоящих перед трудящимися Ш. Коммунисты неоднократно подчёркивали, что гл. задачей остаётся совм. борьба всех трудящихся Великобритании против монополий, за демократию и социализм. л. А. Зак.

Литература. Развивается на англ, и шотл. языках. Самые ранние из сохранившихся поэтич.. памятников датируются 14 в., но зародилась лит-pa раньше. Не позднее 13 в. возникла нар. баллада, достигшая расцвета в 15 в. и литературно фиксируемая с 16 в. в печатных листовках. Поэт и хронист Эндрю из Уинтона (15 в.) приписывал поэмы "Великие деяния Артура", "Авантюры Гавейна" и "Послание о нежной Сусанне" Хухону (14 в.), к-рый одним из первых использовал аллитерационный стих. Успехи шотландского народа в борьбе за независимость от Англии (кон. 13 - нач. 14 вв.) вызвали к жизни патриотическую поэзию: эпическая поэма "Брюс" (изд. 1571) Дж. Барбора (ок. 1316-95), поэма "Уоллес" (изд. модернизированного текста 1722) Гарри Слепого (Гарри Менестрель, 1470-92). Шотл. поэзия 15-16 вв. отражает круг идей, общий для европ. лит-ры в период зарождения и утверждения гуманизма: поэма "Книга короля" (1423) лирич. поэта и короля Якова I (1394-1437), басни и поэма "Завещание Крессиды" (опубл. 1593) P. Хенрисона (ок. 1430-1506), поэмы и сатиры У. Данбара (1460 - ок. 1517). Провозвестник Возрождения - поэт Г. Дуглас (ок. 1474-1522, перевод "Энеиды" Вергилия, поэма "Король Сердце", 1516). Яркие образцы гуманистич. лирики создали А. Скотт (1525?-85?) и А. Монтгомери (1556?-1610?). Объединение Ш. с Англией отразилось и на развитии литературы. Лит-ра 17 в. полна отголосков политич. и религ. борьбы, но она значительно уступает лит-ре предшествующего периода. В 18 в. MH. писатели-шотландцы пишут на англ, яз., сохраняя при этом нац. колорит (Дж. Хоум, 1722-1808, У. Уилки, 1721-72, и др.).

Противоречия бурж. развития в Ш и утрата ею нац. независимости пробудили в лит-ре Ш. ностальгию об ушедшем прошлом, что обусловило интерес к фольклору и ср.-век. лит-ре. А. Рамзей (1686- 1758) и P. Фергюсон (1750-74) в стихах на шотл. яз. воспроизвели особенности нар. поэзии, её жизнерадостность и вольнолюбие. Общеевроп. резонанс имели "Сочинения Оссиана" (1765) Дж. Макферсона (1736-96), стилизованные в духе древней гэльской поэзии; полные меланхолии, они стали одним из важнейших проявлений предромантизма. В глубоко демократич. и самобытной поэзии P. Бёрнса (1759-96, сб. "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте", 1786) воплотился свободолюбивый дух народа, его мечты о справедливости и равенстве. Берне воспел шотл. природу, сел. жизнь и крест, труд. Писавший на англ. яз. Вальтер Скотт (1771-1832), создатель жанра ист. романа в лит-ре нового времени, начал творч. путь как собиратель нар. шотл. поэзии ("Песни шотландской границы", 1802), написал ряд романтич. поэм на ср.-век. сюжеты. Его ист. романы запечатлели картины шотл. жизни 16-18 вв. ("Уэверли", 1814, и др.). Большую роль в развитии лит-ры Великобритании сыграли в эпоху романтизма журналы "Эдинбург ревью" ("Edinburgh Review", 1802-29) и "Блэквудс мэгэзин" ("Blackwood's Magazine"). Среди поэтов-романтиков заслуживает упоминания Джон Вильсон (1785-1854), чей " Чумной город " (1816) был использован А. С. Пушкиным в "Пире во время чумы". Мировую известность приобрёл представитель позднего романтизма, создатель авантюрных и ист. романов P. Л. Стивенсон (1850-94). Натуралистич. проза писателей т. н. огородной школы (Дж. Макдональд, 1824- 1905; Дж. Уотсон, 1850-1907, и др.) свидетельствовала о повороте лит-ры к совр. темам. Дж. Браун (1869-1902) в романе "Дом с зелёными ставнями" (1901) обличал стяжательство и корысть.

В 1-й пол. 20 в. возник социальный роман. Д. Аллан ("Марш голодных", 1934), А. Макартур (1901-47, "Неплохой город", 1935), Дж. Блейк (1893-1961, "Кораблестроители", 1935), обратившись к индустриальной тематике, отразили Ш. в период мирового экономич. кризиса, показали классовую борьбу в Ш. Л. Грэссик Гиббон (1901-35) создал эпич. трилогию "Шотландская тетрадь" (1932-34), изобразив судьбы шотл. фермеров на фоне ист. событий нач. 20 в. В 1920-е гг. начинается т. н. шотландское Возрождение - расцвет новейшей шотл. поэзии на родном языке, происшедший под влиянием творчества выдающегося поэта Хью Макдиармида (наст. фам.- К. M. Грив, р. 1892), автора двух "Гимнов Ленину" (1931, 1935), создателя школы совр. шотл. поэзии. Э. Мюир (1887-1959, "Собрание стихотворений", 1960), Дж. Брюс (р. 1909, сб. "Морские беседы", 1944), P. Тодд (р. 1914, "Венок зимнему солнцестоянию", 1962), У. Сутар (1898-1943, "Избранные стихи", 1948), Э. Юнг (1885-1971), С. Г. Смит (р. 1915, "Орфей и Эвридика", 1955), А. Скотт (р. 1920, "Избранные стихи 1943-74", 1975), А. Мак-Ки (р. 1925, "Клитак", 1972) следовали поэтике У. Одена и англ, поэзии 30-х гг., но в их творчестве прослеживаются и шотл. лит. традиции. Из совр. прозаиков наиболее значительны P. Дженкинс (р. 1912, романы "Военные гости", 1956, "Оборотень", 1958), Дж. M. Браун (р. 1921, "Календарь любви", 1967, и др.), И. К. Смит (р. 1928, "Подумайте о лилиях", 1968, "Потерянное лето", 1969), Мюриел Спарк (р. 1918, "Расцвет мисс Джин Броди", 1961, и др.). Драма получила сравнительно малое развитие. По-английски писали Джеймс Барри (1860-1937, "Восхитительный Крейтон", пост. 1902, "Питер Пэн", 1904, "Что каждая женщина знает", 1918), Джеймс Брайди (наст. фам.- Г. О. Мейвор, 1881-1951, "Солнечная соната", 1930, "Товий и его ангел", 1931, "Доктор Ангелус", 1950, и др.). Социальные мотивы особенно значительны в пьесах Джо Корри (1894-1968, "Время борьбы", 1929), У. Д. Хома (р. 1912), Юэна Мак-Кола и др. А. А. Аникст.

Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе родового строя относятся остатки пастушеских поселений с кам. хижинами, кам. валы и цилиндрич. башни ("брохи"). С иск-вом Ирландии тесно связаны раннехрист. шотл. церкви, а также кам. кресты, украшенные изображениями языч. и христ. характера, сочетающимися со сложным геометрич. и растит, орнаментом.

С 12 в. в Ш. возводились романские, с 13 в.- готич. постройки, обычно отмеченные строгой простотой образов (наряду с нервюрными в шотл. готике широко применялись и цилиндрич. своды), в т. ч. многочисл. замки (тип шотл. замка - вздымающаяся прямо от земли, обычно 4-гранная башня-донжон). В 15-16 вв. замки превращались в "дворцы с башней" т. н. баронского стиля, постепенно впитавшего отд. черты франц. Возрождения. В 17-18 вв. лучшие архитекторы-шотландцы (Дж. Ванбру, Дж. Гиббс, У. Чеймберс, братья Адам) мало строили на родине, предпочитая быстро растущие пром. центры Англии; однако шотл. классицизм породил не только MH. интересные постройки, но и примечат. образцы градостроительства (реконструкция Эдинбурга по проекту Дж. Крэга, 2-я пол. 18 в.). С эпохой романтизма (когда в шотл. зодчестве широко распространилась ложная готика) связан расцвет нац. изобразит, иск-ва (в живописи - портреты Э. Геддеса, Г. Рёберна, пейзажи А. и П. Несмитов, Дж. Томсона, жанровые композиции Д. Уилки).

Дом Джона Нокса в Эдинбурге. 16 в.

Нац.-романтич. веяния нашли продолжение в деятельности Б. Скотта и др. мастеров, создавших в кон. 19 - нач. 20 вв. новые типы коттеджа и оформления жилого интерьера. Одним из крупнейших архитекторов "модерна" явился шотландец Ч. P. Макинтош. В 20 в. шотл. архитектура развивается в общем русле совр. англ, зодчества (возведение городов-спутников в 1950-60-е гг. и т. д.); в массовой жилой застройке преобладают невысокие многоквартирные дома, несколько суровые по силуэту, но соединённые в живописные комплексы.

В шотл. изобразит, иск-ве 20 в. выделяются близкие импрессионизму произв. живописцев У. Макгрегора (и др. мастеров "школы Глазго"), У. Мак-Таггарта, экспрессионистич. полотна "шотл. колористов" С. Пепло, Л. Хантера, Дж. Максуэлла. В 1950-70-е гг. традиц. для совр. шотл. иск-ва связи с франц. художеств, течениями ослабевают (что показывают произведения Дж. Эрдли, P. Филипсона и др.).

Для нар. иск-ва Ш. характерны текстильные изделия (шерстяные ткани - твид, шевиот и клетчатая ткань тартан), резьба по дереву, плетёные изделия.

Илл. см. также на вклейке, табл. XXVI (стр. 512-513).

Лит.: Hardie W., Scottish painting. 1837-1939, L.. 1976.

Музыка. Истоки музыкального искусства Ш. восходят к нар. песенно-танцевальной культуре племён, населявших страну (кельтов, скоттов, скандинавов и др.). Музыка издавна занимала важное место в быту рыбаков, пастухов, землепашцев, а также сукновалов и др. ремесленников, слагавших трудовые, любовные, шуточные и др. песни. Странствующие кельтские нар. певцы-сказители барды (с древнейших времён до 19 в.), позднее менестрели и лютнисты были носителями и хранителями самобытного нац. эпоса; они слагали и исполняли эпич., героич. песни, саги и баллады, а также любовные и др. песни. Для шотл. песенности характерны пентатоника и натуральные лады. В мелодиях часто встречаются скачки на большие интервалы; их метроритмич. особенности (т. н. ломбардский ритм, скоч снэп) связаны со спецификой нар. танцев рил, стретспей, флинг (см. Экосез). Пение и танцы сопровождались игрой на арфе (с 12 в.), волынке (с 15 в. осн. нац. инструмент Ш.; существуют воен. оркестры из волынщиков), Фиделе, позднее виоле, скрипке. Проф. церк. и светская придворная музыка развивалась с 12 в. В 13 в. возникли певческие школы, в к-рых изучали григорианский хорал, а также игру на органе и др. инструментах. Первые органы установлены в церквах в 1440-х гг. В 15 в. выдвинулись органисты и композиторы Дж. Мэлисон, Дж. Фети, Дж. Блэк, П. Дейвидсон, А. Мелвилл, Л. де Франс. С сер. 15 в., когда столицей Ш. стал Эдинбург, здесь была создана королевская капелла, при дворе работали MH. иностр. музыканты. Сохранившиеся рукописные муз. сб-ки 16 в. содержат церк. (мессы, мотеты, энсземы, псалмы и др.) и светские (танцы, попурри) вокальные и инструм. произв. Среди композиторов Ш. 1-й пол. 16 в.- P. Карвер, P. Джонсон, Д. Пиблс, P. Дуглас, А. Блэкуэлл. Распространение идей Реформации и утверждение пресвитерианства затормозило развитие музыки в Ш. Подъём муз. иск-ва начался в 17 в. О высоком развитии шотл. музыки при Стюартах (с 1603) свидетельствует ряд рукописей (в т. ч. т. н. Скинская рукопись, 1615-35), содержащих записи мелодий песен, танцев, арий и инструм. соч. в лютневой табулатуре. Нац. шотл. мелодии использовали в своих соч. Г. Пёрселл, Г. Плейфорд (соч. для вёрджинела) и др. англ, композиторы, позднее - Ф. Мендельсон ("Шотландская симфония"), M. Брух ("Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром) и др. В 18 в. создавались проф. муз. об-ва, хоровые, оркестровые и оперные объединения и ассоциации. Возрос интерес к нар. шотл. музыке в Ш. и Англии. Были опубликованы многочисл. фольклорные муз. сб-ки, в т. ч. "Каледонский Орфей" (1726), "Шотландский музыкальный музей" (1787- 1803). На основе шотл. нар. песен написана 1-я шотл. балладная опера А. Рамзея "Благородный пастух" (1725), послужившая образцом для др. шотл. и лнгл. произв. этого жанра, а также оказавшая влияние на нем. зингшпилъ. В 18-19 вв. высокого проф. уровня в Ш. достигло исполнительское иск-во. Развивалось муз. образование - в 1838 при Эдинбургском ун-те создана кафедра музыки, в 1890 основана Королевская шотл. академия музыки. Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись композиторы T. Эрскин, Дж. Фергус, В. Макгиббон, Д. Доу, H. Хоу. В 1929 организована Шотл. нац. академия музыки в Эдинбурге. Основатель совр. композиторской школы - А. Макензи (кон. 19 - 1-я треть 20 вв.; автор 5 опер, ораторий, кантат, фантазий, фп. концерта и др. соч.); в числе его последователей - X. Мак-Кунн, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Дж. Скотт, Л. Драйсдейл. Среди современных композиторов - С. Дейви, P. Кроуфорд, T. Масгрейв. В III. работали нем. и англ, дирижёры X. Г. фон Бюлов, Ч. Халле, Дж. Барбиролли; музыковеды Дж. Томсон, P. Бишоп, Ф. Нике, Д. Тови. С 1947 проводится ежегодный междунар. фестиваль муз., драм, и балетного иск-ва в Эдинбурге, где имеется консерватория, симф. оркестр, хоры. Муз. центром является также Глазго. И. В. Розанов.

Драматический театр. Драм, театры в Ш. появились в сер. 18 в. Первый патент на "концертный зал" в Эдинбурге был выдан в 1767. К сер. 18 в. были сооружены три театральных здания в Глазго, но их сожгли религ. фанатики. В 1769 актёр и антрепренёр Д. Росс создал в Эдинбурге театр "Ройял", где ставил пьесы англ, авторов; здесь играли преим. англ, актёры. В 1883 открылся театр "Лицеум". Вначале в театре играли лучшие англ, труппы (Г. Ирвинга и др.), выступления к-рых оказывали значит, влияние на формирование нац. театр, иск-ва (в 1964 "Лицеум" был приобретён Эдинбургской корпорацией и с 1965 стал репертуарным театром, худ. рук. К. Перри). В 1782-1863 в Глазго работал "Данлоп стрит тиэтр", в 1805-29- "Куин стрит тиэтр", в 1842-48 - театр "Адельфи", в 1845 - "Сити тиэтр", затем "Куинс тиэтр" и "Принс тиэтр". В 1909 создан "Репертуарный театр Глазго" во главе с реж. А. Уэрингом. Театр просуществовал всего пять сезонов, но сыграл заметную роль в формировании нац. театр, иск-ва. Наряду с пьесами англ, и иностр. авторов было пост. неск. произв. шотл. драматургов, в т. ч. с наибольшим успехом "Кэмпбелл из Килмори" Дж. Фергюсона. 1-я мировая война 1914-18 прервала деятельность этого театра. Оставшиеся материальные средства были потрачены на организацию в 1921 труппы "Шотландские нац. актёры", для поощрения шотл. драматургов. Когда из-за финансовых трудностей в нач. 30-х гг. труппа прекратила существование, её деятельность продолжил "Кёртн тиэтр" в Глазго (1933-40). В 1939 был успешно проведён первый шотл. театр, фестиваль. С этого времени "Скотиш комьюнити драма ассошиэйшен" устраивает фестивали ежегодно (принимают участие все проф. и любительские коллективы Ш.). В 1943 в Глазго был основан репертуарный Гражданский театр ("Глазго ситизенс тиэтр"). В 70-е гг. интересные пост, осуществляют экспериментальные театры "Траверс тиэтр клаб" (Эдинбург) и "Клоуз студиа тиэтр" (Глазго). Репертуарные театры работают в Перте, Данди, Питлохри, Сент-Андрусе. Театры получают субсидии от Шотландского совета иск-в и от гор. советов иск-в. С 1947 проходят ежегодные Эдинбургские междунар. фестивали музыки и драмы. ф. M. Крымко.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 249-59, 272-76, 322, 333-35, 339-40, 362, 419, 430, 464, 467 - 70, 473; т. 4, с. 141-42; т. 8, с. 522-28; т. 21, с. 130, 133-34; т. 23; т. 25, ч. 1 - 2; Л енин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 113-14; т. 41, с. 63-65, 200-01; Скотт В., История Шотландии, пер. с англ., ч. 1 - 3, СПБ, 1831; GaIIaс her W., Revolt on the Clyde, L., [1949]; The Edinburgh history of Scotland, v. 2-4, Edin.- L., 1965-74; A new history of Scotland, v. 1-2, L. [a. o.], 1962; Donaldson G., Scotland, the shaping of a nation, Newton Abbot, 1974; История английской литературы, т. 1, в. 1, М.- Л., 1943; M i 1lar J. H., A literary history of Scotland,

L., 1903; Reid J. M., Modern Scottish literature, Edinburgh - L., 1945; W i tt i e K., The Scottish tradition in literature. Edinburgh - L., 1958; Cr a i g D., Scottish literature and the Scottish people, L., 1961; Speirs J., The Scots literary tradition, L., 1962; Henderson Th. F., Scottish vernacular literature, 3 ed., Detail, 1969; Lindsay M., History of Scottish literature, L., 1977; F inlay J., Scottish art, L., [1946]; его же, Scottish crafts, L., 1948; E 1 s о m J., Theatre outside London, L, 1971; Farmer H. G., A history of music inSc9tland, L., [1947]; Rubsamen W. H., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в кн.: Festschrift H. Besseler zum sechzigsten Geburtstag, Lpz., 1961, p. 259 - 84; The Scots musical museum originally published by James Johnson, v. 1 - 2, Hatboro, 1962; Hancock P. D., A bibliography of works relating to Scotland, 1916-1950, pt. 1 - 2, Edinburg, 1959-60; Reader's guide to Scotland. A bibliography, L., 1968.

ШОТЛАНДКА, ткань, вырабатываемая из хл.-бум., шерстяной пряжи, различных химич. нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей нац. шотландской одежды. Ш. используют для пошива платьев и верхних мужских сорочек.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия "здравого смысл а", возникла и получила распространение в 60- 80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах. Её основатель - T. Рид, виднейшие представители -Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт. Ш. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Д. Юма; она отвергала также философию Дж. Беркли. Основанием непреложных для "здравого смысла" истин является, согласно учению Ш. ш., непосредственная интуитивная достоверность, заложенная в самой природе человека и имеющая божеств, происхождение. По существу философия "здравого смысла" закрепляла "общепринятые" убеждения и предрассудки, делая их фундаментом науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала основанные на "непосредств. познании" доводы в пользу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир, опровергала феноменалистич. теорию восприятий ("идей"). Одним из "фундаментальных законов познания", по учению Ш. ш., является уверенность, что материальный мир существует независимо от сознания. Однако главное для Ш. ш.- признание самоочевидности религ. "истин" и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в "моральном чувстве". Именно поэтому её представители боролись против сенсуализма Дж. Локка и материализма Д. Гартли и Дж. Пристли, а впоследствии - Д. Дидро; в свою очередь материалисты (в частности, Пристли) подвергли острой критике Ш. ш. Наиболее активным пропагандистом философии "здравого смысла" в США был Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учении П. Руайе-Коллара.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 269 - 73; M ас С osh J., The Scottish philosophy, biographical expository, L., 1875; Pattison-Pringle A. S., Scottish philosophy, Edin., 1884; La u r i e H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Harrison F., The philosophy of common sense, L., 1907; Grave S. A., Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; The story of Scottish philosophy, ed. D. S. Robinson, [N. Y.], 1961. Б. Э. Быховский.


А. В. Шотман. Дж, Б. Шоу.


ШОТЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, язык гэлов, населения сев. Шотландии; см. Гэлъский язык.

ШОТЛАНДЦЫ, нация, населяющая сев. половину о. Великобритания и прилегающие о-ва. Числ. в Великобритании св. 5,2 млн. чел. (1975, оценка). К Ш. нередко причисляют и гэлов - остатки кельтоязычного населения горных р-нов страны. Ш.-иммигранты и их потомки живут также в США (250 тыс. чел.), Канаде (св. 200 тыс. чел.), Австралии (св. 150 тыс. чел.), Новой Зеландии (св. 50 тыс. чел.). Ш. го