БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321векообразные обезьяны. Ш. используются в медико-биологич. и психофизиологич. экспериментах. Численность мала. Карликовый Ш. внесён в Красную книгу Междунар. союза охраны природы и естеств. ресурсов.

Лит.: Лавик-Гудолл Дж.,В тени человека, пер. с англ., M., 1974; Kins M. -С., Wilson A. С., Evolution at two levels in humans and chimpanzees, "Science", 1975, v. 188, №4184, p. 107-16.

T. Д. Гладкова.

ШИMПЕР (Schimper) Андреас Франц Вильгельм (12.5.1856, Страсбург,- 9.9. 1901, Базель), немецкий ботаник. Сын В. Ф. Шимпера. Окончил Страсбургский ун-т (1878). Проф. Боннского (1886) и Базельского (1898) ун-тов. Совершил многочисл. путешествия с целью изучения тропич. растений. Обосновал и развил эколого-физиол. направление в географии растений, выделил пять физиолого-геогр. типов растительности. Выяснил генетич. связи различных типов пластид, изучил процесс образования крахмальных зёрен.

Соч.: Pflanzengeographie auf physiologischer Grundlage, 3 Aufl., Bd 1 - 2, Jena, 1935. Лит.: S с h е n k H., A. F. Wilhelm Schimper, "Berichte der Deutschen botanischen Gesellschaft", 1901, Bd 19, H. 1 (лит.).

ШИМПЕР (Schimper) Вильгельм Филипп (12.1.1808, Доссенхейм,- 20.3.1880, Страсбург), немецкий ботаник. Окончил Страсбургский ун-т (1832). С 1835 сотрудник Страсбургского естественноисторич. музея (с 1866 директор). Проф. Страсбургского ун-та (с 1862). Осн. труды по флоре мхов Европы и ископаемым растениям (один из основоположников палеоботаники). Чл. Парижской АН (1854). Соч.: Traite de paleontologie vegetale ou Ia flore du monde primitif..., v. 1 - 3, P., 1869 - 74; Synopsis muscorum europaeorum, 2 ed., v. 1 - 2, Stuttg., 1876.

Лит.: De Вагу A., Wilhelm Philipp Schimper, "Botanische Zeitung", 1880, Jg. 38, № 26 (лит.).

ШИМУШИР, о-в в Большой Курильской гряде (Курильские о-ва); см. Симушир.

ШИНА, народность в Сев. Пакистане. Населяют долину р. Гилгит и прилегающие горные р-ны. Числ. св. 100 тыс. чел. (1975, оценка); 9,9 тыс. Ш. живут в Индии (1971, перепись). Говорят на одном из дардских языков. Офиц. религия - ислам; значительны пережитки древних анимистич. верований. Занятия - земледелие, садоводство, отгонное скотоводство, охота, торговля, ремёсла. Многие Ш. работают носильщиками и проводниками.

Лит.: Народы Южной Азии, M., 1963.

ШИНА, см. Шины пневматические.

ШИНА электрическая, медный, алюминиевый, реже стальной проводник (обычно прямоугольного или круглого сечения), используемый для больших токов (напр., в электрич. распределит, устройствах).

ШИ НАЙ-АНЬ, Ши Цзы-ань (1296, Дунду, ныне г. Янчжоу,-1370, Синхуа,окр. Янчжоу), китайский писатель. Сведения о нём скудны и б. ч. легендарны. Автор авантюрно-героич. эпопеи, осн. на нар. сказаниях и драмах, "Речные заводи" ("Шуйху чжуань"), в к-рой воспевается крестьянское восстание под рук. Сун Цзяна (12 в.). Наибольшее распространение роман получил в обработке Цзинь Шэн-таня (17 в.), с к-рой переведён на рус. и др. европ. языки. Герои его варианта эпопеи порывают с обществом и создают своеобразную вольницу, царство равенства и братства. Ближе к подлиннику, видимо, варианты, состоящие из 100 и 120 глав. MH. эпизоды и сцены, написанные живым разговорным языком, стали излюбленной темой уличных рассказчиков. Композиция и художеств, манера весьма точно воспроизводят приёмы устного нар. сказа.

Соч. в рус. пер.: Речные заводи, т. 1-2, 2 изд., M., 1959; то же, сокращённый рус. пер., M., 1968.

Лит.: Манухин В. С., Художественное обобщение в первых китайских романах, "Филологические науки", 1959, № 4; X э Синь, Шуйху яньцзю, Шанхай, 1954; Янь Дун-и, Шуйху чжуань-ды яньбянь, Пекин, 1957; Тюкоку-но хати дай сёсэ-цу, Токио, 1965.

ШИНАКАНЫ (букв.- селяне, крестьяне), название осн. трудящегося населения раннесредневековой Армении, первоначально юридически свободного. В арм. источниках 4-5 вв. Ш. противопоставлены азатам как привилегированному сословию. Штраф за нарушения церк. правил для Ш. был ниже, чем для азатов, но, в отличие от последних, они подвергались телесным наказаниям. Старейшины Ш. имели право присутствовать на общегос. сословных соборах Армении. Ш. платили царский налог. В процессе развития феод, отношений осн. часть Ш. попала под гнёт нахараров. Термин "Ш." наряду с термином "рамик" стал названием зависимых крестьян, стоявших на различных ступенях феод, зависимости.

Лит.: Новосельцев А. П., П а ш ут о В. Т., Ч е р е п н и н Л. В., Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика), M., 1972; А р у т юн я н Б. M., Социально-экономическое положение крестьян в Армении XII в. по Судебнику Мхитара Гоша, "Вопросы истории", 1952, № 8.

ШИНАСИ (§inasi) Ибрахим (1826, Стамбул,-13.9.1871, там же), турецкий писатель, публицист. Родоначальник новой тур. лит-ры. Видный представитель эпохи Танзимата. Образование получил во Франции; принимал участие в Революции 1848. В 1853 вернулся в Стамбул. В 1860 издавал там газ. "Терджумани ахвал" ("Tercuman-i ahval"), в 1862- 1865 - первую тур. светскую газ. "Тасвири эфкяр" ("Tasviri efkar"), ставшую трибуной западнич. идей тур. писателей-просветителей. В публицистич. статьях пропагандировал идеи политич. независимости, призывал к европеизации тур. лит-ры, к введению новых лит. форм, к очищению тур. языка и обращению к живому нар. творчеству. Ему принадлежат: первое в тур. лит-ре драматургич. произв.- одноактная сатирич. комедия "Женитьба поэта" (1860), первые переводы Ж. Расина, А. Ламартина, Ж. JIaфонтена и др., собранные в кн. "Переводы" (1859), один из первых сб-ков тур. пословиц и поговорок (1863), а также сб. касыд и газелей (1862). Портрет стр. 405.

Соч.: Muntahabat-i tasvir-i efkar, с. 1-2, 1st., 1885; Makaleler, 1st., I960; Muntahabat-i es'ar, 1st., 1960.

Лит.: Гордлевский В. А., Избр. сочинения, т. 2, M., 1961; Кямилев X., У истоков современной турецкой литературы, M., 1967; А ль к ае в а Л. О., Б а б а е в А., Турецкая литература. Краткий очерк, M., 1967, с. 33-34; К a b a k 1 i A., Turk edebiyati, с. 2, 1st., 1968; Dizdaroglu H., Sinasi, 1st., 1970; S ест en H., Sinasi, Ankara, 1972. А. А. Бабаев.

ШИНГАРЁВ Андрей Иванович [1869- 7(20). 1.1918, Петроград], русский политич. деятель, кадет. Окончил физико-матем. (1891) и мед. (1894) ф-ты Моск. ун-та. С 1895 земский врач, в 1899-1903 зав. земской больницей. В 1903-07 зав. сан. отделением Воронежской губернской земской управы, одновременно в 1905- 1907 ред. газ. "Воронежское слово". Деп. 2-й, 3-й и 4-й Гос. дум, товарищ пред, кадетской фракции; автор кадетской агр. программы. B l-м составе бурж. Врем, пр-ва (март - май 1917) - мин. земледелия, во 2-м (май - июль) - мин. финансов и зав. продовольствием. После ухода кадетов из пр-ва 2(15) июля - лидер кадетской фракции в Петрогр. гор. думе, чл. Предпарламента; избран в Учредит, собрание. В нояб. за антисов. деятельность арестован. Убит в Мариинской больнице матросами-анархистами.

Соч.: Вымирающая деревня, 2 изд., СПБ, 1907.

ШИНГУ (Xingu), река в Бразилии, прав, приток Амазонки. Дл. 1980 км, пл. басе. 513 тыс. кл2. Берёт начало на В. плоскогорья Мату-Гросу под назв. Кулуэни. Пересекает сев. часть Браз. плоскогорья, представляет собой мощный бурный поток с порогами и водопадами. Минуя последний порог Кашуэйра-Гранди, Ш. выходит на Амазонскую низм. и образует устье эстуарного типа (дл. 160 км, шир. 8-12 км), доступное для судов. Гл. приток - Ирири (леи.). Питание дождевое. Подъёмы уровня воды с октября до апреля - мая. Cp. расход воды 16 тыс. м3/сек. Судоходна на 190 км от fустья.

ШИНДЕ (Chinde), город в Мозамбике. 25,6 тыс. жит. (1960). Порт в дельте Замбези, на рукаве Шинде. Произ-во и вывоз сахара.

ШИНКАЙ (Sincai) Георге (11.3.1754, Рычу, Трансильвания,-2.11.1816, Шинка, там же), румынский историк и просветитель; доктор теологии и философии. Обучался в уч. заведениях Рима, Вены и др. городов. В 1782-94 директор униатских нач. школ в Трансильвании. В ист. трудах ("Хроника румын и других народов", т. 1-3, 1853-54, и др.) отстаивал автохтонность румын на населённых ими терр., выступал против крепостничества. Составил учебники "История природы" и "Естественное учение об изживании суеверий народа", в к-рых изложены достижения науки с позиций метафизич. материализма.

Соч.: Opere, v. I, [Вис.], 1967.


ШИНКЕЛЬ (Schinkel) Карл Фридрих (13.3.1781, Нёйруппин, Бранденбург,- 9.10.1841, Берлин), немецкий архитектор, живописец и график. Учился в берлинской Академии архитектуры (1798- 1800) у Ф. Жилли. Работал гл. обр. в Берлине. Первоначально занимался преим. живописью и графикой, создавая в духе романтизма пейзажи, панорамы, театр, декорации, рисунки, литографии. Виднейший представитель позднего классицизма в нем. зодчестве 19 в., Ш.

К. Ф. Шинкель.

стремился к лаконической монументальности композиций [Новая караульня (ныне памятник жертвам фашизма и милитаризма), илл. см. т. 3, табл. XVIII, стр. 304- 305; Драматич. театр, илл. см. т. 3, стр. 240; Старый музей, илл. см. т. 6, табл. VIII, стр. 384-385; все - в Берлине]. Романтич. веяния проявились также в псевдого-тич. постройках Ш. (часовня в Петродворце, 1831-33). В последние годы жизни Ш., отказавшись от форм классицизма и готики, предвосхитил некоторые принципы рационализма (здание Строительной академии в Берлине, 1831-35). Выступал также как теоретик архитектуры.

С о ч.: Grundlage der praktischen Baukunst, 4 Aufl., Tl 1-4, В., [185O]; Briefe, Tagebiicher, Gedanken, В., [1922].

Лит.: Rave P. О., Karl Friedrich Schinkel, В., [1948]; Karl Friedrich Schinkel's Lebenswerk, Bd 1-7, 9-13-, В.- Munch., 1939-69-; Pundt H. G., Schinkel's Berlin, Camb. (Mass.), 1972.

ШИНКУБА Баграт Васильевич [р. 29. 4(12.5). 1917, с. Члоу, ныне Очамчирского р-на Абх. АССР], абхазский советский писатель, гос. и обществ, деятель, народный поэт Абхазии (1967). Чл. КПСС с 1946. Окончил Сухумский пед. ин-т (1939). Печатается с 1935. Автор романов в стихах "Мои земляки" (1950) о жизни послевоен. колх. крестьянства и "Песня о скале" (1965, рус. пер. 1967; фильм ч Белый башлык") о революц. событиях в Абхазии в 1905-07; повести "Чанта приехал" (на рус. яз. 1969); ист. романа "Последний из ушедших" (1974, рус.пер. 1976). С 1976 чл. Ревизионной комиссии КП Грузии. С 1958 канд. в чл. ЦК КП Грузии и пред. Президиума Верх. Совета Абх. АССР. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Иалкаау иеымтакуа, т. 1-2, Акуа, 1967-68; в рус. пер.-Избранное. [Предисл. К. Симонова], M., 1976.

Лит.: Ц в и н а р и а В. Л., Творчество Б. В. Шинкуба, Тб„ 1970.

ШИНФЕЙНЕРЫ, члены созданной в 1905 ирл. политич. организации Шин фейн (ирл. Sinn Fein, букв.- мы сами), объединившей патриотически настроенных представителей мелкой и ср. буржуазии, радикальной интеллигенции. Выступали за освобождение Ирландии от англ, колон, господства. В 1919 после успеха на выборах в брит, парламент (Ш. получили 73 места из 105, принадлежавших ирландцам) Ш. собрали в Дублине ирл. парламент, к-рый провозгласил независимость Ирландии. Однако в дальнейшем правые лидеры Ш заключили компромиссный англо-ирландский договор 1921, что привело к расколу ирл. нац.-освободит, движения и гражд. войне 1922-23. После поражения в этой войне часть Ш., отказавшаяся признать договор, ушла в подполье. Лишь в 50-е гг. Ш. вновь вышли на политич. арену, воссоздав партию, выдвинувшую антиимпериалистич. программу объединения Ирландии. В нач. 70-х гг. Ш. раскололись на два крыла - -"официальное", выступающее за воссоединение Ирландии политич. средствами, и -"временное", придерживающееся методов вооруж. террористич. борьбы. В янв. 1977 "офиц." крыло приняло назв. Шин фейн - Рабочая партия.

ШИНШИЛЛА СОВЕТСКАЯ, порода кроликов мясо-шкурковой продуктивности. Выведена в зверосовхозах Московской, Саратовской, Пермской, Новосибирской и др. областей скрещиванием пород шиншилла (порода кроликов, разводимая в США, Великобритании, Дании, ФРГ, ГДР и др. странах) и белый великан. Утверждена в 1957. Взрослые кролики весят ок. 5 кг, молодняк в 3-месячном возрасте - 2,5 кг. Плодовитость 7-8 крольчат за окрол. Шкурка серебристо-серо-голубая, по окраске сходна с мехом южноамер. грызуна шиншиллы; на груди, спине, боках и крупе окраска более тёмная, на шее, животе, ниж. части хвоста, внутр. стороне ног - почти белая, на затылке характерный светло-серый клин с тёмным основанием. Распространена Ш. с. в различных зонах СССР.

ШИНШИЛЛОВЫЕ (Chinchillidae), семейство млекопитающих отр. грызунов. Дл. тела от 22 до 66 см, хвоста - от 7,0 до 32 см. 3 рода: шиншиллы, вискаши (с 1 видом - вискаша) и пушаки. Распространены в Юж. Америке. Объект промысла. Численность сокращается. Шиншиллы находятся под охраной.

ШИНШИЛЛЫ (Chinchilla), род грызунов сем. шиншилловых. Дл. тела 22- 38 см, хвоста 7-15 см. Голова крупная, глаза большие, уши округлые (5-6 см), усы длинные. Задние конечности четырёхпалые, вдвое длиннее передних пятипалых. Зубов 20, в т. ч. 16 коренных, растущих в течение всей жизни. Мех густой, ровный, до 3 см длины, очень мягкий, на спине и боках голубовато-серый с тёмной вуалью, на брюшке белый. Сезонный и половой диморфизм отсутствует. Два вида: длиннохвостая Ш. и короткохвостая Ш. Распространены в пустынном высокогорье Анд в Чили, Перу, Боливии и Аргентине. Живут колониями в расщелинах скал. Деятельны ночью в течение всего года. Питаются травами, кустарниками и кактусами. Самка рождает 1-3 раза в год, в среднем по 2 детёныша (от 1 до 6). В нач. 20 в. из-за высокой ценности меха Ш. были почти истреблены; охраняются законом. Ш. разводят в небольшом количестве на фермах во многих странах.

Длиннохвостая шиншилла.

В СССР - с 1960 на опытной ферме ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства под Кировом; имеются у любителей в 40 областях страны. Начаты опыты по акклиматизации Ш. на Памире и в Закавказье.

И. Б. Кирис.

ШИНЫ (нем., ед. ч. Schiene) (мед.), приспособления для обездвиживания (см. Иммобилизация) повреждённых частей тела. Наложение Ш.- шинирование- проводится гл. обр. при переломах, вывихах, обширных травмах мягких тканей, а также при воспалит, заболеваниях конечностей, ожогах, после операций на костях, сосудах и нервах конечностей. Различают Ш транспортные и лечебные. Транспортные Ш. накладывают при оказании первой помощи пострадавшим до их перевозки в мед. учреждение; цель трансп. иммобилизации -· создание покоя в зоне повреждения, профилактика развития травматич. шока,

Транспортные шины. А - деревянная шина Дитерихса: / - общий вид; 2 - наложенная шина. Б - лестничная проволочная шина Крамера: / - вид отмоделированной шины; 2 - шина, покрытая ватой; 3 - наложенная шина. В - пневматическая шина (на молнии), наложенная на стопу, гвлень и бедро.

усиления кровотечения при движении костных отломков. Транспортные Ш. (они могут быть деревянными; проволочными, к-рые выпускаются неск. типов, размеров, дл. 75-100 см, шириной 6-10 см, хорошо моделируются по рельефу конечности, применимы при повреждениях различной локализации; пластмассовыми, пневматич., вакуумными), выпускаемые промышленностью, наз. стандартными (рис.). При отсутствии стандартных Ш. для транспортировки используют импровизированные Ш. из подручного материала - досок, лыж, фанеры, прутьев и др. Осн. правило наложения трансп. Ш.- иммобилизация двух сегментов, соседних с повреждённым. Напр., при переломах костей голени Ш. фиксируют бинтами к стопе, голени и бедру, при переломах плеча - к предплечью, плечу и грудной клетке. Для профилактики пролежней от давления Ш. последние должны быть закрыты мягкой прокладкой.

Лечебные Ш. применяются для длительной иммобилизации (на срок, необходимый для сращения перелома). К ним относятся, напр., металлич. Ш., используемые при скелетном вытяжении. В стоматологии Ш. из проволоки или быстроотвердевающей пластмассы, а также Ш. в виде спец. аппаратов или дуг применяются для иммобилизации отломков при лечении перелома верхней или нижней челюстей, после костнопластических операций на челюсти.

В. Ф. Пожариский.

ШИНЫ пневматические, в автомобилях и др. колёсных машинах выполняют след, основные функции: создают необходимое сцепление колёс с поверхностью дороги и амортизируют возникающие при движении машины динамич. нагрузки на колёса. Благодаря этому обеспечиваются возможность управления машиной, её проходимость в трудных дорожных условиях, устойчивость, комфортабельность при езде. Ш. существенно влияют на длину тормозного пути, расход топлива и MH. др. эксплуатац. и экономич. характеристики автомобиля. В зависимости от назначения Ш. подразделяют на легковые (для легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъёмности); грузовые (для остальных грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов); с.-х. (для тракторов и др. с.-х. машин); строительно-дорожные (для строительных, дорожных и подъёмно-трансп. машин); мотошины (для мотоциклов, мотороллеров, мопедов); велосипедные. К Ш. спец. назначения относятся авиационные, для монорельсового транспорта и др.

Ш.- многослойные резино-текст. изделия,наизготовление к-рых расходуется ок. 50% потребляемого каучука, а также значит, доля хим. волокон и др. армирующих, материалов. В 1976 на произ-во Ш. во, всём мире было израсходовано ок. 7 Млн. т каучуков; выпуск Ш составил 780 млн. шт.

Конструкция. Общий элемент Ш. всех типов - покрышка (рис. 1), обеспечивающая сохранение заданной формы Ш при действии внутр. давления. Основа покрышки - каркас, придающий ей прочность и эластичность. Он состоит из неск. слоев обрезиненного текстильного (в нек-рых случаях металлич.) корда (кордной ткани). В диагональных Ш. нити корда в соседних слоях каркаса перекрещиваются, а угол между направлением нитей и меридиональной (проходящей через ось вращения) плоскостью Ш. составляет 50-55°. В радиальных Ш. (шинах P) нити всех слоев корда располагаются в меридиональной плоскости. Число слоев корда в этих Ш. примерно в 2 раза меньше, чем в диагональных, и поэтому каркас шин P отличается большей гибкостью.

Брекер (подушечный слой) Ш., предназначенный для создания прочной связи между каркасом и наружным резиновым слоем Ш. (протектором), изготовляют из неск. слоев обрезиненного текст, или металлич. корда (реже из резины). В брекере диагональных Ш. нити корда располагаются под тем же углом, что и в каркасе; в брекере радиальных - под углом 70-85 , образуя нерастяжимый пояс, к-рый воспринимает осн. часть усилий, возникающих в Ш. под действием внутр. давления и внеш. нагрузок. Благодаря сочетанию гибкого каркаса и жёсткого брекерного пояса шины P отличаются от диагональных большей долговечностью, меньшими потерями на преодоление сопротивления качению и др. эксплуатац. преимуществами.

Протектор Ш., образующий одно целое с её боковинами, защищает каркас от механич. повреждений и воздействия влаги. Наиболее массивная часть протектора - беговая дорожка - имеет ч рисунок" (выступы и углубления различных размеров и формы, рис. 2), определяющий сцепление Ш. с дорогой, сопротивление качению, износостойкость, проходимость, шум при езде, удобство управления машиной и др. Борт покрышки обеспечивает плотную посадку и Крепление Ш. на ободе колеса. На бортовых кольцах закрепляются слои каркаса Ш.

Важный конструктивный признак Ш.- способ герметизации, по к-рому их подразделяют на камерные и бескамерные.

Рис. 1. Схемы покрышек диагональной (а) и радиальной (б) шин: / - беговая дорожка протектора; 2 - боковина; 3 - каркас; 4 - брекер; 5 - носок борта; 6 - пятка борта; 7 - борт; 8 - бортовая лента; 9 - крыльевая лента; 10 - бортовое кольцо; // - дополнительное металлокордное крыло; 12 - лента для обёртки бортового кольца; 13 - резиновый шнур.

Рис. 2. Примеры "рисунков " беговой дорожки протектора грузовых шин: а - дорожный (для дорог с усовершенствованным покрытием, напр, асфальтобетонным); б - универсальный (для различных дорожных условий); в - повышенной проходимости (для мягких грунтов и др. условий бездорожья); г - карьерный (для скалистых и каменистых грунтов).

В полость камерных Ш. помещают ездовую камеру - кольцеобразную резиновую трубку с вентилем, удерживающую в Ш. сжатый воздух. В бескамерных Ш. воздух удерживается благодаря применению специальных уп-лотнительных бортовых лент, посадке Ш на обод под большим натяжением, а также наложению на внутр. полость покрышки резинового герметизирующего слоя. Преимущества бескамерных Ш.- большая безопасность движения вследствие незначит. утечки воздуха при проколе, меньшая масса, простота обслуживания и ремонта. Однако для герметичной посадки этих Ш. на обод необходимы специальное монтажное оборудование, а та-кже повышенная точность изготовления ободов. Выбор конструкции Ш. определяется их назначением. Напр., для легковых Ш., к-рые должны обеспечивать безопасность движения и комфортабельность при езде на высоких скоростях, наиболее целесообразна бескамерная конструкция.

Рабочие характеристики. На неподвижную Ш. действуют силы внутреннего давления и статич. нагрузки на колесо, при качении Ш., кроме того,- динамич. нагрузки, а также нагрузки от перераспределения массы машины между осями и колёсами. Под действием этих сил Ш. испытывает при качении непрерывные циклич. деформации, величина и направление к-рых в различных зонах Ш. различны. Число циклов деформации Ш. за время её амортизац. пробега может достигать неск. десятков миллионов. Вследствие этих деформаций происходит саморазогрев Ш. (теплообразование) до 60-90 0C.

Важнейшие эксплуатац. характеристики Ш.- грузоподъёмность, долговечность, сцепление с дорогой, сопротивление качению, амортизац. ,способность. Грузоподъёмность (максимальная допустимая статич. вертикальная нагрузка на Ш.) зависит гл. обр. от габаритов Ш., внутреннего давления, числа слоев корда и его типа, а также от эксплуатац. условий. Долговечность характеризуется пробегом Ш. до износа выступов рисунка протектора (по условиям безопасности движения, а также для предохранения каркаса от повреждений минимальная остаточная высота выступов должна быть 0,5 мм для грузовых и 1,5 мм для легковых Ш.). Долговечность снижается при ухудшении дорожных и климатич. условий, превышении грузоподъёмности, увеличении скорости движения, отклонениях внутреннего давления в Ш. от оптимального для данных условий эксплуатации (это давление составляет от 0,1 Мн/м2, или 1 кгс/см2, для легковых Ш. до 2 Мн/м2, или 20 кгс/см2, для авиационных Ш При снижении внутреннего давления увеличивается амплитуда деформаций Ш. и повышается теплообразование, что приводит к ускоренному усталостному разрушению Ш., а при его повышении возрастают напряжения в Ш., увеличивается опасность разрыва каркаса при наезде на препятствие и ускоряется износ протектора из-за увеличения давления в контакте Ш. с дорогой. Средний пробег легковых Ш. лежит в пределах 40-60 тыс. км, грузовых Ш.- в пределах 60-100 тыс. км.

Сцепление с дорогой - один из важнейших факторов, обеспечивающих безопасное движение автомобиля. Недостаточное сцепление - причина 25- 40% дорожно-трансп. происшествий на мокрых дорогах и 5-10% - на сухих. Помимо "рисунка" протектора на эту характеристику влияют свойства протекторной резины.

Сопротивление качению в значит, степени определяет расход топлива кол