БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ап. Европе Ш. согласилась на ж.-д. транзит нем. солдат-отпускников в Норвегию и обратно, переориентировала на Германию ок. 1/2 своего экспорта. В сент. 1940 Ш. заключила торг, и первое кредитное соглашения с СССР. III. сохраняла экономич. связи и с Великобританией и США (зафрахтовавшими 1/3 швед. мор. транспорта). После нападения фаш. Германии на СССР помощь Ш. фаш. блоку усилилась (разрешён пропуск нем. войск и вооружений в Финляндию и пр.). После побед Сов. Армии под Сталинградом, а затем Курском Ш в авг. 1943 прекратила нем. воинский транзит, осенью 1944 - торговлю с Германией. В мае 1945 Ш. порвала дипломатич. отношения с Германией. За годы 2-й мировой войны в швед, обществ, мнении произошёл значит, сдвиг влево, среди масс усилилось влияние КПШ, к-рая на парл. выборах 1944 впервые получила во 2-й палате риксдага 15 мандатов.

Ш. после 1945. Пром. произ-во в Ш. увеличилось с 1937 по 1945 на 13%. Вместе с тем в стране развивались инфляция, безработица (3,3% чл. профсоюзов в 1946), снизился жизненный уровень населения. В условиях подъёма рабочего движения (5-тысячная забастовка металлистов в февр.- июне 1945 и др.) предприниматели были вынуждены пойти на повышение с кон. 1945 заработной платы трудящимся. В июле 1945 на смену коалиц. пр-ву пришло однопарт. с.-д. пр-во во главе с Ханссоном (после его смерти в окт. 1946 премьер-мин. Ш. и пред. СДРПШ стал T. Эрландер), к-рое определило основой своей деятельно сти осуществление принятой в 1944 СДРПШ и ЦОПШ "Послевоен. программы рабочего движения" (радикальные социально-экономич. и политич. реформы, ч преобразование общества в социалистич. направлении"). Опираясь на большинство представителей рабочих партий в риксдаге, пр-во провело ряд прогрессивных мер: в 1946 введено всеобщее страхование по болезни (осуществлено в 1955), в 1947 утверждена программа жилищного стр-ва, в 1949 принят закон об охране труда, установлено пособие на каждого ребёнка в семье, повышены пенсии по старости (т. н. народные пенсии), увеличены налоги на доходы состоятельных слоев населения и акц. об-в. К кон. 40-х гг. в обстановке нарастания экономич. трудностей, в атмосфере "холодной войны" с.-д. пр-во свернуло программу реформ, направив осн. внимание на стабилизацию экономики в интересах крупного капитала. В 1948 была принята программа модернизации вооруж. сил страны (воен. расходы увеличились с 860 млн. крон в 1948 до 2026 млн. крон в 1953), Ш. присоединилась к "плану Маршалла" (в 1951 отказалась от получения "помощи" по этому "плану"). В 1951 с.-д., стремясь упрочить парл. базу пр-ва (на выборах 1948 СДРПШ потеряла во 2-й палате риксдага 5 мандатов, а КПШ-8), создали с партией Крест, союз (осн. в 1913) коалиц. пр-во. Прогрессивные силы Ш., в первую очередь -коммунисты, активизировали борьбу против воен. опасности. В 1949 создан Швед. K-T мира. В 1950 в Стокгольме на заседании Постоянного к-та Всемирного конгресса сторонников мира принято воззвание о запрещении ядерного оружия.

Внешнеполитич. курс Ш. после 2-й мировой войны был определён в заявлении пр-ва (25 окт. 1945) как неучастие страны в военно-политич. блоках (с целью сохранения нейтралитета в случае войны). В 1946 Ш. вступила в ООН, в 1948- в Орг-цию европ. экономич. сотрудничества (с 1961 - Орг-ция экономич. сотрудничества и развития), в 1949 - в в Европ. совет. В 1948-49 пр-во Ш. пыталось воспрепятствовать вовлечению соседних сканд. стран в НАТО, предложив создать нейтральный оборонит, союз Ш., Дании и Норвегии. В 1952 Ш. основала совместно с Данией, Норвегией и Исландией Северный совет. Ш. активно развивала отношения с СССР, др. социалистич. странами. В 1946 подписаны торг, и кредитное соглашения между СССР и Ш., способствовавшие росту товарооборота между ними.

В 50-х гг. экономика Ш. переживала отдельные периоды застоя (в 1952-53, 1958), безработица сохранялась на уровне 3,0% рабочей силы. В условиях высокой экономич. конъюнктуры большей части рабочего класса удалось добиться в этот период повышения реальной заработной платы. В 1951 руководимое с.-д. пр-во провело через риксдаг закон об установлении (с 1953) 3-недельного оплачиваемого отпуска, в 1957 - о 45-часовой рабочей неделе (введена с 1960) и др. Главным во внутриполитич. жизни Ш. в кон. 50-х гг. был вопрос о трудовой пенсии. С.-д., поддержанные коммунистами, выдвинули предложение о введении (дополнительно к чнародной") трудовой пенсии всем рабочим и служащим за счёт взносов предпринимателей. Проект с.-д. получил 46% голосов на консультативном референдуме 13 окт. 1957.

Демонстрация в Стокгольме в знак протеста против роста цен. 1972.

Обострение разногласий по пенсионному и нек-рым вопросам экономич. политики привело к развалу правительств, коалиции и созданию 31 окт. 1957 однопарт. с.-д. пр-ва меньшинства во главе с Эрландером. 25 апр. 1958 правительств, законопроект о трудовой пенсии был отклонён бурж. большинством 2-й палаты риксдага, что привело к её роспуску и досрочным выборам (1 июня 1958). СДРПШ и КПШ во 2-й палате риксдага получили вместе большинство в 1 голос. 14 мая 1959 закон о трудовой пенсии был принят, что явилось, несмотря на недостатки реформы (пенсионный возраст- 67 лет, вступление закона в силу полностью - к 1981), важнейшим социальным завоеванием рабочего класса Ш. после 1945.

В сер. 50-х гг. несколько расширился гос. сектор экономики. Ещё в 1949 был принят закон о создании гос. коммерческого Швед, кредитного банка, в 1955 риксдаг принял решение о выкупе находившейся в частных руках половины акций лапландских жел. рудников и др. В дальнейшем СДРПШ всё более отходила от своих проектов ч социализации" экономики и ограничивалась мерами её гос.-монополистич. регулирования в рамках чсмешанной экономики". В 1958 на основе соглашения между СДРПШ и бурж. партиями риксдаг принял новую программу строительства вооруж. сил Ш. (воен. расходы возросли с 2706 млн. крон в 1958 до 3839 млн. крон в 1963); однако, вопреки требованиям военных и бурж. оппозиции, пр-во выступило против оснащения швед, армии ядерным оружием. Большую роль в предотвращении втягивания Ш. в гонку ядерных вооружений сыграла обществ, орг-ция ч Кампания против швед, атомного оружия" (осн. в 1958).

Пр-во Ш. высказывалось в 50-х гг. в пользу внеблоковой политики для всех сканд. стран. В 1956 оно осудило агрессию Великобритании, Франции и Израиля в Египте. Выступая за запрещение испытаний ядерного оружия, создание безъядерной зоны в Центр. Европе, пр-во Ш. не поддержало, однако, предложения Финляндии и СССР (1959) об объявлении С. Европы безъядерной зоной. Офиц. визитом премьер-мин. Эрландера в СССР в 1956 была установлена традиция обмена визитами глав пр-в СССР и Ш.

На парл. выборах 1960 СДРПШ получила во 2-й палате риксдага 114 мандатов из 231 (больше, чем все бурж. партии вместе взятые). С.-д. пр-во продолжило политику реформ: в 1963 риксдаг принял закон о 4-недельном оплачиваемом отпуске (введён с 1965), в 1962 и 1963 повышены "народная" пенсия, ежегодные пособия на детей и т. д. Оставалась нерешённой и всё более обострялась проблема низкооплачиваемых групп трудящихся (к 1967 составляли 1/3 чл. ЦОПШ). Развернувшаяся рационализация производства (закрытие нерентабельных предприятий и др.) обостряла проблему занятости. КПШ, другие левые силы (в профсоюзном движении, в СДРПШ) требовали принятия решит, мер против всевластия монополий, гарантии занятости для рабочих и служащих, прекращения роста цен, повышения заработной платы с особым учётом проблемы низкооплачиваемых групп, сокращения рабочей недели до 40 часов, развития отсталых р-нов страны (прежде всего путём стр-ва крупных гос. предприятий), передачи крупных банков, страховых концернов, торговли нефтепродуктами и медикаментами в собственность гос-ва, органов местного самоуправления или кооперативов. В 1967-68 СДРПШ приняла меры к усилению регулирующей роли гос-ва в экономике (были созданы гос. инвестиц. банк, концерн по управлению гос. пром. предприятиями и др.). На парл. выборах 1968 СДРПШ получила св. 50% голосов избирателей (впервые с 1940). В 1968 и 1969 риксдаг одобрил частичную конституц. реформу (действующая конституция вступила в силу 1 янв. 1975). 1 окт. 1969 новым пред. СДРПШ избран У. Пальме; в окт. 1969 он возглавил пр-во Ш. На рубеже 60- 70-х гг. в Ш оставались нерешёнными сложные проблемы экономич. и социального развития страны. Среднегодовое число полностью безработных в Ш. в 1971-75 было в 3 раза выше, чем в 60-е гг. В результате быстрого роста цен (в 1969-73 в среднем на 7-8% за год, к середине 70-х гг.- на 9-11% за год; существенную роль здесь сыграл введённый в 1969 налог на добавленную стоимость, т. н. момс, к-рый заменил налог с оборота), а также квартирной платы резко затормозилось или фактически прекратилось повышение реальной заработной платы. Усилилась стачечная борьба трудящихся: в 1969 в Ш. бастовало 9 тыс. чел. и было потеряно 112 тыс. рабочих дней, в 1970 - 27 тыс. чел. (156 тыс. рабочих дней), в 1971 - 63 тыс. чел. (839 тыс. рабочих дней). Наряду с экономическими бастовавшие выдвигали такие политич. требования, как гарантия занятости, отмена антирабочего законодательства, восстановление полного права на забастовки, ограничение власти капитала на предприятиях. На парл. выборах 1970 СДРПШ лишилась абс. большинства в риксдаге, но вместе с ЛПК сохранила его. В 1970 с.-д. пр-во приняло решение (срок действия его впоследствии неоднократно продлевался) о врем, замораживании цен на ряд продуктов питания, что несколько затормозило рост стоимости жизни. В 1971-73 были снижены налоги для лиц с низкими и средними доходами, приняты законы, улучшающие систему страхования по болезни, утверждён законопроект о назначении гос. представителей в правления частных банков. В 1972-73 пр-во провело через риксдаг законы: о представительстве рабочих и служащих в правлениях предприятий, об охране труда, о гарантии занятости, содержащий нек-рые ограничения прав администрации в вопросах найма, увольнения и перемещения рабочей силы, была улучшена система страхования по безработице. ЛПК поддерживала пр-во в проведении этих мероприятий, встречавших сопротивление бурж. партий, критикуя, однако, их половинчатый характер и уступки пр-ва крупному капиталу. На парл. и коммунальных выборах 1973 СДРПШ получила 43,5% голосов избирателей. 25% голосов получила Партия центра (с 1957 назв. партии Крест, союз), расширившая свою социальную базу за счёт мелкой и части средней гор. буржуазии, служащих, рабочих. В риксдаге установилось равновесие сил между СДРПШ и ЛПК с одной стороны, бурж. партиями - с другой. С.-д. пр-во, оставшееся у власти с ослабленной парл. базой, пошло на сотрудничество с бурж. партиями (Народной партией, осн. в 1934; Партией центра). По договорённости с ними проводились мероприятия, стимулирующие экономич. конъюнктуру, налоговая политика и т. д. В 1974 риксдаг принял закон о снижении пенсионного возраста до 65 лет. ЛПК выступила (в 1976) с требованием снизить пенсионный возраст до 60 лет для горняков и рабочих др. профессий с тяжёлыми условиями труда. Принятая в 1975 новая программа СДРПШ обосновывает реформистскую концепцию "третьего пути", или "демократич. социализма", содержит вместе с тем некоторые прогрессивные социально-экономич. требования. В 1974-76 пр-во провело через риксдаг законы о снижении прямых гос. налогов для лиц со средними и низкими доходами за счёт увеличения взносов предпринимателей. В июне 1976 риксдаг принял закон о "соучастии" рабочих и служащих в управлении предприятиями, к-рый заменял законы о посредничестве в трудовых конфликтах (1920), о коллективных договорах (1928), о профсоюзах (1936). Новый закон обязывает предпринимателей вести переговоры с представителями рабочих и служащих по важным вопросам деятельности предприятия; однако он в определённой степени ограничивает право трудящихся на забастовки, не содержит точных определений форм "соучастия".

В 1976 бурж. партии, стремившиеся к смене пр-ва и учитывавшие ослабление позиции с.-д. в риксдаге, развернули ширекую демагогич. кампанию (под лозунгом "социальные реформы без социализма") против "социализации" Ш. На парл. выборах 1976 СДРПШ собрала 42,8% голосов и потеряла ещё 4 мандата в риксдаге (ЛПК лишилась 2 мандатов). Бурж. партии получили большинство в 11 мандатов. Впервые с 1932 в Ш. было создано чисто бурж. коалиц. пр-во (Партия центра, Умеренная коалиц. и Народная партии) во главе с лидером Партии центра T. Фельдином. В правительств, декларации (окт. 1976) было дано обещание продолжить социальные реформы, заявлено также, что политика нейтралитета Ш. остаётся неизменной. В февр.- марте 1977 произошёл раскол ЛПК в результате разногласий по вопросам пролетарского интернационализма, классового характера партии. В марте 1977 создана Рабочая партия - коммунисты (РПК).

Во 2-й пол. 70-х гг. Ш. охватил мировой экономич. кризис. Пром. произ-во сократилось в 1975 на 1,8%, в 1976 - на 1,9%, в 1977 - почти на 5%. Число безработных составляло в 1977 90-100 тыс. чел., ок. 150 тыс. чел. были заняты на спец. работах для безработных; приостановилось проведение социальных реформ, политика пр-ва была направлена на стабилизацию экономики за счёт снижения жизненного уровня и ухудшения социального положения трудящихся.

В 60-70-х гг. ещё более возросло значение внеш. политики. В 1961 пр-во Ш. обратилось к неядерным гос-вам с призывом отказаться от произ-ва, приобретения и хранения ядерного оружия. В 1963 Ш. подписала Моск. договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах, в 1968 присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия. Швед, представители с 1961 участвуют в работе женевского К-та ООН по разоружению. Эффективно развивалось сотрудничество Ш. со странами Сев. Европы. В 1976 был учреждён Сев. инвестиц. банк с участием капитала Ш., Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии. Ш. участвовала в основании (1960) Eвроп. ассоциации свободной торговли. Несмотря на нажим бурж. оппозиции, с.-д. пр-во не пошло на включение Ш. в Европ. экономич. сообщество (ЕЭС); в 1972 Ш. подписала соглашение о свободной торговле с ЕЭС. Успешно развивались в 60-70-х гг. отношения Ш. с СССР и др. социалистич. странами. С 1970 стали заключаться 5-летние соглашения о торговле, товарооборот между Ш. и СССР увеличился в 1968-75 со 160 до 545 млн. руб. Заключён ряд сов.-швед. межправительств. соглашений, в т. ч. Консульская конвенция (1967), об экономич. и научно-технич. сотрудничестве и сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (1970), подписаны программа развития экономического, промышленного и научно-технич. сотрудничества на 1975-85 (1975) и др.

В 60-70-х гг. Ш. расширяла связи с развивающимися странами. Экономич. помощь им со стороны Ш. в 1976 составила 2853 млн. крон (1% валового нац. продукта). В 1969 Ш. первой из капиталистических гос-в признала ДРВ, швед, экономич. помощь ей в 1976 составила 225 млн. крон. В 1967 Ш. осудила агрессию Израиля против араб, стран. В кон. 1975 в Стокгольме было открыто информац. бюро Организации освобождения Палестины (ООП). Щ. заявила (в 1969) о признании существующих границ по Одеру-Нейсе; в 1972 она установила дипломатич. отношения с ГДР. После фаш. переворота 1973 в Чили пр-во Ш. выступило в поддержку чилийских патриотов. 1 авг. 1975 в Хельсинки премьер-министр Пальме подписал от имени Ш. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ш. поддерживала (в 1977) дипломатические отношения со 115 государствами.

Лит.: M а р к с К., Бернадот, M а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14; Энгельс Ф., Марка, там же, т. 19; Л е н и н В. И., О праве наций на самоопределение, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25; его ж е, Речь на совещании со шведскими левыми социал-демократами, 31 марта (13 апр.) 1917 г., там же, т. 31; его же, Письмо К. Я. Брантингу 6(19) апр. 1901 г., там же, т. 46; его же, Письмо А. Г. Шляпникову 14(27) окт. 1914 г., там же, т. 49; его ж е. Письмо A. M. Коллонтай 20 февр. (5 марта) 1917 г., там же; Андерссон И., История Швеции, пер. со швед., M., 1951; История Швеции, M., 1974; Ковалевский С.Д., Образование классового общества и государства в Швеции, M., 1977; Форстен Г., Акты и письма к истории балтийского вопроса в XVI и XVII столетиях, в. 1 - 2, СПБ, 1889 - 1893; его же, Балтийский вопрос в XVI и XVII ст., ч. 1-2, СПБ, 1893-94; Русско-шведские экономические отношения в XVII веке, M., 1960; Сванидзе А., Ремесло и ремесленники средневековой Швеции, M., 1967; Шаскольский И., Столбовский мир 1617 г. и торговые отношения России со шведским государством, M., 1964; H е к р ас о в Г. А., Русско-шведские отношения и политика великих держав в 1721-1726 гг., M., 1964; Бекстрём К., История рабочего движения в Швеции, пер. со швед., M., 1966; К а н А., Новейшая история Швеции, M., 1964; Чернышева О. В., Рабочее движение в Швеции накануне второй мировой войны (1929 - 1939 гг.), M., 1971; Carlss о n S., R о s е n J., Svensk historia, bd 1-2, Stockh., 1961-62; H е с k sc h е г E. F., Sveriges ekonomiska historia fran Gustaf Vasa, d. 1 - 2, Stockh., 1935-49; его же, Svenskt arbete och liv, Stockh., 1971; H о j er K. J., Svensk socialpolitisk historia, Stockh., 1952; Nqrborg L. А., Kallor till Sveriges historia, Lund, 1968; Den svenska utrikespoliti" kens historia, d. 1 - 5, Stockh., 1952-59; R o" berts M., Essays in Swedish history, L., 1967; Carlsson St., Standssamhalle och standspersoner 1700 - 1865, 2 uppl., Lund, 1973; Samhalle och riksdag, d. 1-2, Stockh., 1966-67; Hadenius St., Sverige efter 1900, Stockh., 1967; Has tad E., Sveriges historia under 1900-talet, 7 uppl., Stockh., 1966; HermanssonC. H., Monopol och storfinans, Stockh., 1971; De 50 aren. Sverige 1900-1950, v. 1 - 4, Stockh., 1950; Carlg r e n W. M., Svensk utrikespolitik 1939 - 1945, Stockh., 1973.

Библиография. Svensk historisk bibliografi, Stockh., 1881-; Sveriges statskalender, Stockh., 1813 - ; Br ing S., Bibliografisk handbok till Sveriges historia, Stockh., 1934. А. С. Кан (Ш. до 1945). E. А. Ворожейкин (Ш. после 1945).

VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации

Политические партии. Социал-д емократич. рабочая партия

Ш. (СДРПШ) (Sveriges Socialdemokratiska Arbetarepartiet), осн. в 1889, ок. 1 млн. чл. (1975). Объединяет преим. рабочих и служащих, часть представителей ср. слоев населения. Входит в Социалистич. интернационал. Партия центра (Centerpartiet), осн. в 1913 (до 1957 - Крестьянский союз), 125 тыс. чл. (1975).

Объединяет мелких и ср. фермеров, часть мелкой и ср. гор. буржуазии, а также служащих и рабочих. Умеренная коалиц. партия (Moderata Samlingspartiet), осн. в 1904 (до 1969 - Правая партия), ок. 200 тыс. чл. (1975). Объединяет представителей различных слоев буржуазии, высш. чиновничества, интеллигенции. Представляет интересы крупной пром. и финанс. буржуазии. Народная партия (FoIkpartiet), осн. в 1934, 69 тыс. чл. (1975). Объединяет представителей мелкой, ср. и крупной буржуазии, служащих, некоторую часть рабочих. Христианско-демократич. союз (Kristen Demokratisk Samling), осн. в 1964. Выражает интересы правых клерикальных кругов. Левая парти я-коммунисты (Vansterpartiet kommunisterna), осн. в 1917 (в 1917-21 - Левая с.-д. партия Ш., в 1921-67 - Коммунистич. партия Ш.). Объединяет рабочих, служащих, интеллигенцию. Рабочая партия - коммунисты (Arbetarpartiet kommunisterna), осн. в 1977 в результате выхода из ЛПК части её членов.

Профсоюзы и другие общественные организации. Центральное объединение проф с о ю з о в Ш., осн. в 1898, св. 1 918 тыс. чл. (1976), объединённых в 25 отраслевых профсоюзах. Тесно связано с СДРПШ, входит в Meждунар. конфедерацию свободных профсоюзов. Центральная ор г-ц и я профсоюзов служащих, осн. в 1944, св. 969 тыс. чл. (1976), объединённых в 24 отраслевых профсоюзах. Центральная организация профсоюзов лиц с высшим образованием и гос. служащих, осн. в 1947, 166 тыс. чл. (1976). Кооперативный союз Ш., осн. в 1899, св. 1,5 млн. чл.-пайщиков (1975). Рабочий просветительный союз, осн. в 1912, ок. 4,5 млн. чл. (1975), действует под руководством СДРПШ. Социа л-д емократический союз молодёжи Ш., осн. в 1917, ок. 70 тыс. чл. (1975). Молодёжный союз Умеренной коалиц. партии, осн. в 1934, ок. 40 тыс. чл. (1975). Молодёжный союз Народной партии, осн. в 1934, ок. 25 тыс. чл. (1975). Коммунистич. молодёжь, осн. в 1973 (вместо существовавшего с 1958 Левого союза молодёжи), молодёжная орг-ция ЛПК. Коммунистич. союз молодёжи Ш., осн. в 1977, молодёжная орг-ция РПК. Шведский комитет мира, осн. в 1949. Союз обществ "Ш веция - Советский Союз", осн. в 1935.

E. А. Ворожейкин.

VII. Экономико-географический очерк

Общая характеристика экономики. Ш. принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных капиталистич. стран Зап. Европы, отличающихся интенсивным с. х-вом и широкими внешнеэкономич. связями. Имея лишь 0,3% населения капиталистич. мира, Ш. выпускает более 1% пром. продукции капиталистич. стран, а её доля в мировом капиталистич. экспорте превышает 2%. По размеру валового нац. продукта на душу населения (8400 долл. в 1975) страна занимает одно из первых мест в мире. Высокий уровень экономич. развития был достигнут благодаря исключительно благоприятному сочетанию историч. условий (Ш. не только более полутора веков живёт без войн, но и сумела обогатиться во время двух мировых войн) и природных ресурсов (крупнейшие в Зап. Европе запасы древесины и жел. руды, обильные запасы гидроэнергии). Отрасли, связанные с переработкой леса и жел. руды, составляли вплоть до сер. 20 в. основу пром. произ-ва и экспорта. В совр. экономике лес, жел. руда и вырабатываемые из них полуфабрикаты играют уже второстепенную роль, уступив ведущее место машиностроению, особенно судо-, авто-, авиастроению, электротехнике и электронике. Однако Ш по-прежнему остаётся одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров жел. руды, качественной стали, пиломатериалов и целлюлозно-бум. товаров. В пром-сти создаётся (1974) 32% валового нац. продукта, в с. х-ве (включая лесное X-BO и рыболовство) лишь 6%. Одна из важнейших особенностей экономики Ш.- её ярко выраженная экспортная направленность; на внешнем рынке реализуется 1/4 валового нац. продукта и более 1/3 пром. продукции. Одновременно страна сильно зависит от импорта, за счёт к-рого покрывается до 1/4 потребности Ш. в товарах и услугах. Кризисные явления в мировом капиталистич. х-ве болезненно сказываются на хоз. конъюнктуре, вызывают частые спады деловой активности, сопровождающиеся снижением занятости. В условиях экономич. трудностей усиливается экспорт капитала крупнейшими швед, монополиями (прямые инвестиции швед, фирм за границей в 1961-77 превысили 24 млрд. крон). Происходит отчётливо выраженный процесс переориентации пром. монополистич. компаний с экспорта товаров на экспорт капиталов. Если в нач. 1960-х гг. стоимость продукции заграничных предприятий швед, фирм составляла примерно 1/2 стоимости экспорта товаров из Ш., то к сер. 1970-х гг. она превысила 9/10 стоимости экспорта. Рост заграничных капиталовложений приводит к перемещению нац. богатства за пределы Ш. в интересах монополистич. капитала. К сер. 70-х гг. стоимость продукции заграничных предприятий швед, фирм достигла 1/5 валового национального продукта.

Экономике страны свойственна высокая степень концентрации произ-ва и капитала. В ведущих отраслях пром-сти, судоходстве, банковском и страховом деле господствует небольшое число крупных концернов, многие из к-рых превратились в многонациональные монополистич. объединения. Концерны "С