БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321>ШАХИ-ЗИНДА (перс., букв.-живой царь), уникальный памятник ср.-век. архитектуры Cp. Азии в Самарканде. Ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Начал складываться в 11-12 вв. на вост. склоне городища Афрасиаб (раскопками выявлены остатки мавзолеев, деревянного портика и минарета). В совр. виде в основном восходит к 14- 15 вв. Вдоль узкой улицы расположены группы мемориально-культовых построек с пышным многоцветным декором из резной поливной терракоты, керамич. расписных облицовок и наборных мозаик: Кусама ибн Аббаса (1334, орнаментальные настенные росписи, изразцы), портально-купольные мавзолеи самаркандской знати - Шади-Мульк (1372, зодчие Шамседдин, Бареддин и Зайнуддин Бухари), Ширин-бека-ака (1385) и др.; комплекс Туман-ака (нач. 15 в., чартак, поминальная мечеть и мавзолей с резной деревянной дверью), т. н. мавзолей Кази-заде Руми (1-я треть 15 в.) и др.; поминальные мечети (сер. 15 в.). Илл. см. т. 22, табл. XLIII (стр. 528-529). Лит.: Ансамбль Шахи-Зинда, Таш., 1970 (Зодчество Узбекистана, в. 2).

ШАХИМАРДАН, климатич. курорт в Узб. CCP, в 52 км от Ферганы. Расположен на высоте 1540-1570 м. Лето жаркое сухое (ср. темп-pa июля 22 0C), зима мягкая (ср. темп-pa янв. -3 0C); осадков ок. 350 мм в год. Санатории для больных активными формами туберкулёза лёгких.

ШАХИН TAHИУC (1815-1895), глава крест, восстания в Кесруане (Сев. Ливан) в 1859-60. Кузнец. В янв. 1859 возглавил восстание, в ходе к-рого феод, владельцы Кесруана были изгнаны и установлена крест, власть. Продержался у власти до сер. 1860, когда восстание было подавлено.

Лит.: СмилянскаяИ. M., Крестьянское движение в Ливане в первой половине XIX в., M., 1965, с. 161-93.

ШАХИНШАХ, шаханшах (перс., букв.- царь царей), титул правителей Ирана со времени Сасаниоов. Восходит, вероятно, к титулу Ахеменидов "хшайатия хшайатиянам" (царь царей).

ШАХИНШАХСКИЙ БАНК, английский акц. банк в Иране, осн. в 1889 по концессии, полученной от иран. шаха сроком на 60 лет. Пользовался исключительным правом эмиссии банкнот в Иране (до 1930), а также выполнял функции Гос. банка. В 1935 банк изменил название на "Имперский банк Ирана". С авг. 1949 в связи с истечением срока концессии название банка, деятельность к-poro и раньше распространялась за пределы Ирана, было изменено на " Британский банк Ирана и Среднего Востока". До 1952 банк сотрудничал с Англо-Иранской нефтяной компанией. В 1952 деятельность банка в Иране была запрещена. С июля 1952 он реорганизован в "Британский банк Среднего Востока". В янв. 1960 св. 99,5% акций банка было приобретено Гонконгско-Шанхайской банковской корпорацией, но банк продолжал функционировать под прежним названием. С июля 1973 весь капитал банка перешёл к корпорации. Гл. контора - в Лондоне. Банк имеет 66 отделений (гл. обр. в странах Cp. Востока и Сев. Африки) и два дочерних банка. Сумма баланса на кон. 1976 (в млн. ф. ст.) 1571, капитал и резервы 42, текущие счета и вклады 1413, ссуды и учёт векселей 1112.

ШАХЛИН Борис Анфиянович (р. 27.1. 1932, Ишим Тюменской обл.), советский спортсмен-гимнаст, засл. мастер спорта (1955), судья междунар. категории (1964), тренер. Чл. КПСС с 1964. Абсолютный чемпион Олимп, игр (1960), мира (1958), Европы (1955), СССР (6 раз в 1954- 1963); чемпион Олимп, игр (6 раз в 1956, 1960, 1964), мира (3 раза в 1958), Европы (5 раз в 1955-63), СССР (13 раз в 1957- 1963) в отдельных видах многоборья. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Моя гимнастика, M., 1973.

ШАХЛИЧА, шахлыча, шахлич, чувашский духовой нар. муз. инструмент. Род продольной флейты. Существуют открытая и свистковая разновидности. Открытая III. сходна с молд. флуером. Изготовляются из древесины клёна, липовой коры, тонкой жести. Количество игровых отверстий - 5 или 6 (у открытой) и 2,4 или 7 (у свистковой). На Ш. играют только мужчины (гл. обр. молодёжь); исполняются импровизационные лирич. или танц. наигрыши. Звук Ш. нежный, мягкий.

Лит.: И л ю хи н Ю., Музыкальная культура Чувашской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, M., 1957, с. 308.

ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, особая область творч. деятельности в шахматах: составление задач - искусств, позиций с заданием дать мат в указанное число ходов, а также этюдов - позиций, близких к игровым, в к-рых требуется найти путь к выигрышу или ничьей. Этюд как самостоят, род Ш. к. сложился к сер. 19 в. Первый со. этюдов - Б. Горвица и И. Клинга (1851). Основоположником совр. художеств, этюда был А. А. Троицкий (1866-1942), с 1928- засл. деят. иск-в РСФСР, к-рый в 1894- 1900 заложил основы этюдной эстетики, а в последующие годы развил их. Его ближайшими последователями были: И. Зеверс, В. H. и M. H. Платовы, Л. И. Куббель (Россия) и Г. Ринк (Франция). И в дальнейшем развитии этюдной композиции ведущую роль играли сов. шахматные композиторы. Первые задачи (мансубы) появились в ср. века. Совр. художеств, требования (выразительность замысла, экономия средств) определились в сер. 19 в., а к концу его формулируются принципы осн. за дачных школ в трудах проблемистов: американских - С. Лойд (США), А. Макензи (Ямайка); немецких - К. Байер и И. Бергер; чешских - Я. Добруский и И. Поспишил; английских - Ч. Планк и Б. Лоус. Из русских проблемистов 19 в. наиболее известны А. Д. Петров, И. С. Шумов, А.. В. Галицкий. Последующие этапы развития задач (20 в.) связаны с именами И. Котца и В. Хольцхаузена (Германия), M. Гавеля и Э. Палькоски (Чехословакия), А. Уайта (США), А. Эллермана (Аргентина), M. M. Барулина и Л. А. Исаева(СССР). По Ш. к. (составление задач и этюдов) проводятся междунар. и нац. соревнования: конкурсы, матчи. В СССР проводятся первенства личные (с 1929, систематически с 1947) и командные (с 1956). На основе результатов соревнований по Ш. к. присваиваются спортивные звания. По отбору произведений в "Альбомы ФИДЕ" (офиц. сборники этюдов и задач Междунар. шахматной федерации) в 30-70-е гг. звания междунар. гроссмейстера были удостоены: Э. Виссерман (Нидерланды), К. Мансфилд (Англия), Д. Парош (Венгрия), H. Петрович (Югославия), И. Фритз и В. Пахман (ЧССР), В. А. Брон, Г. M. Каспарян, В. А. Корольков, Л. И. Лошинский (СССР). E. И. Умное.

ШАХМАТНАЯ ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ, форма отражения и периодич. обобщения бухгалтерских записей в разрезе корреспондирующих синтетич. счетов. Содержит итоговые суммы однородных по экономич. содержанию хоз. операций. Представляет собой таблицу, горизонтальные строки к-рой отведены для записей по дебетуемым счетам, а вертикальные колонки - для записей по кредитуемым счетам. В местах пересечения колонок и строк приводятся итоговые суммы (обороты) всех операций по указанным корреспондирующим счетам. Однократной записью осуществляется двойное отражение операций.

В отличие от оборотной ведомости простой формы, Ш. о. в. содержит не только суммы оборотов каждого счёта, но и слагаемые этих оборотов. Это позволяет проверить полноту и правильность записей по счетам, а также видеть экономич. сущность операций, отражённых по дебету и кредиту каждого счёта, и выявить ошибки в корреспонденции счетов. Иногда в Ш. о. в. включают, кроме оборотов, и остатки по синтетическим счетам; в этих случаях её называют также шахматным балансом.

Ввиду нек-рой громоздкости и сложности составленияШ. о. в. применяется не при всех формах бухгалтерского учёта, однако принцип шахматной записи широко используется для построения учётных регистров. Так, при журналъно-ордерной форме счетоводства все осн. регистры строятся по шахматной форме, что позволяет значительно сократить учётную работу.

ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ, предназначены для отсчёта времени, к-рое затрачивает каждый из играющих на обдумывание ходов при регламентированной продолжительности шахматной партии. Обычно Ш. ч. состоят из 2 идентичных часовых механизмов в общем корпусе с 2 циферблатами и стрелочной индикацией (рис.). Механизмы кинематически связаны друг с другом т. о., что в любой момент времени работает только один из них. Пуск одного и (одновременно) остановка другого механизма осуществляются поочерёдно нажатием кнопок в верхней части корпуса Ш. ч. После того как шахматист сделал очередной ход, он нажатием кнопки останавливает свои часы и пускает часы противника; т. о. достигается раздельное суммирование игрового времени шахматистов. За 2-3 мин до истечения установленного регламентом времени минутная стрелка Ш. ч. начинает поднимать сигнальный флажок; как только стрелка достигает цифры 12, флажок падает, сигнализируя, что время игры истекло. Иногда Ш. ч. снабжают счётчиками сделанных ходов (по числу нажатий кнопки). Известны Ш. ч. с одним постоянно действующим механизмом и переключающимися (при нажатии кнопки) стрелочными индикаторами, а также Ш. ч., механизмы к-рых размещены в отд. корпусах. Точность хода Ш. ч. 60 сек в сутки. Разрабатываются (1978) электронные Ш. ч. с цифровой индикацией времени.

До сер. 19 в. при игре в шахматы для отсчёта времени пользовались песочными часами. Механич. Ш. ч. появились в Великобритании в сер. 19 в.; впервые на междунар. турнире были применены в Лондоне в 1883. Б. M. Чернягин.

ШАХМАТНЫЙ БАЛАНС, см. в статьях Шахматная оборотная ведомость, Баланс межотраслевой.

ШАХМАТОВ Алексей Александрович [5 (17). 6. 1864, Нарва, - 16. 8. 1920, Петроград], русский языковед, исследователь рус. летописания, акад. Петерб. АН (1894). Окончил Моск. ун-т (1887), приват-доцент там же (1890). Профессор Петерб. ун-та (с 1910), пред. Отделения рус. яз. и словесности АН (1906- 1920). Ш. - основоположник ист. изучения русского лит. яз.; выявил древние койне - общие устные языки, отличные от живых говоров; изучал проблему образования рус. народности и слав, этногенеза, вопросы прародины и праязыка. Проследил историю др.-рус. летописания 11-16 вв. В области летописания впервые применил сравнительно-ист, метод. Заложил основы текстологич. изучения летописей и текстологии как науки. Широко использовав диалектные данные для интерпретации письменных источников, Ш. обратил внимание на древние орфографич. системы, мешавшие отражению на письме особенностей живой речи. Изучал совр. олонецкие, калужские и рязанские говоры, создал программы изучения говоров, обрабатывал и печатал многочисл. ответы на них. Исследовал слав, акцентологию, вопросы сравнит, фонетики и грамматики слав, языков, древние и совр. индоевропейские языки, фин. и морд, языки; разработал ист. морфологию рус. языка. Его учение о грамматич. формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса - важный вклад в теоретич. языкознание. Ш.- редактор выпусков академич. "Словаря русского языка" (1891 -1916).

А. А. Шахматов.

Под руководством Ш. Отделение рус. языка и словесности АН стало центром филологии в России. Им было организовано изучение мн. памятников письменности, совр. диалектов, составление словарей, подготовка многотомной ч Энциклопедии славянской филологии"; возобновлено издание "Полного собрания русских летописей". Организовал издание серии памятников старослав. и рус. языков, мировой лит-ры, сыграл большую роль в реформе рус. правописания.

Соч.: Общерусские летописные своды XIV и XV вв., "Журнал Министерства народного просвещения", 1900, т. 25, №9,11; 1901, №11; Разыскания о древнейших русских летописных сводах, СПБ, 1908; Очерк древнейшего периода истории русского языка, П., 1915; Введение в курс истории русского языка, ч. 1, П., 1916; Синтаксис русского языка, в. 1 - 2, Л., 1925- 1927; Обозрение русских летописных сводов XIV-XVlвв., М. -Л., 1938; Очерк современного русского литературного языка, 4 изд., M., 1941; Историческая морфология русского языка, M., 1957.

Лит.: Известия Отделения русского языка и словесности российской АН, т. 25, П., 1922 (том посвящён А. А. Шахматову); А.А.Шахматов. 1864-1920, Л., 1930; Обнорский С. П., Академик А. А. Шахматов, "Вестник АН СССР", 1945, № 10-11; А. А. Шахматов. Сборник статей и материалов, М. -Л., 1947; Лихачёв Д. С., Шахматов-текстолог, "Известия АН СССР", Серия литературы и языка, 1964, т. 23, в. 6; Л у р ь е Я. С., Общерусские летописи XIV- XV вв., Л., 1976; Славянское языкознание. Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1918 по 1960, [ч. 1 - 2], M., 1963 (ч. 1, № 546-609; ч. 2, № 332-341); то же, с 1961 по 1965, M., 1969 (№ 427-445); то же, с 1966 по 1970, M., 1973 (№ 406-411). Л. П. Жуковская.

ШАХMATЫ (от перс, шах мат - властитель умер), игра спец. фигурами на 64-клеточной доске для 2 партнёров; воспроизводит действия сражающихся (по определённым правилам) сил, органически сочетает черты искусства, науки и спорта. Игра в Ш. способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, умению быстро и точно рассчитывать возможные продолжения (серии ходов за себя и противника), воспитанию воли к победе и др. моральных качеств. При игре в Ш. ярко проявляются черты характера, способности человека; поэтому Ш. используются для различных психологич. тестов, в кибернетике - для изучения возможностей ЭВМ. Теория Ш. изучает принципы стратегии и тактики игры, расположения и взаимодействия фигур, типичные приёмы, схемы разыгрывания начальной и заключит, стадий шахматных партий. Особая область иск-ва и спорта, сложившаяся на основе Ш.,- шахматная композиция.

В игре участвуют с каждой стороны 8 фигур (король, ферзь, две ладьи, по два слона и коня) и 8 пешек.

Ходы фигур и правила игры. Ходы в Ш. делаются поочерёдно; взятие фигур необязательно, за исключением того случая, когда нет иного хода для защиты атакованного короля.

Ходы фигур на свободной доске: король - на любое соседнее поле вокруг себя, ферзь - на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали, ладья - на любое поле по вертикали и горизонтали, слон - на любое поле по диагонали; конь движется буквой "Г" (на одно поле по вертикали или горизонтали и на другое по диагонали, он -единственная фигура, к-рая может передвигаться через поля, занятые фигурами и пешками); пешки - только вперёд по вертикалям на одно поле (из начального положения имеют право двойного хода). Если на пути движения фигуры стоит пешка или фигура противника, она может быть взята - снята с доски, а фигура, к-рой берут, поставлена на её место. Взятие пешкой производится ходом на одно поле по диагонали; после взятия она движется уже по др. вертикали. Пешка, продвинутая на последнюю горизонталь, заменяется по желанию играющего любой фигурой, кроме короля. Если пешка, делая двойной ход, проходит мимо поля, находящегося под ударом пешки противника, она может быть взята этой пешкой "на проходе"; взявшая пешка передвигается по диагонали на поле, пройденное взятой пешкой. Один раз в партии, если король и ладья ещё не ходили, поля доски между ними свободны и король не атакован (ему не объявлен шах), может быть сделан одновременный ход короля и ладьи - рокировка: король передвигается в сторону ладьи через поле (соответственно вправо или влево), а ладья переносится через короля и ставится рядом с ним. Цель игры - дать королю противника мат (такое нападение на короля, от к-рого нет защиты). Игра заканчивается вничью: если соотношение сил на доске таково, что мат сделать невозможно; если у одной из сторон при её очереди ходить нет ни одного возможного хода, но её король не атакован (положение пата); если король одной из сторон не может укрыться от шахов (вечный шах). В партии различаются 3 стадии: начальная (дебют), середина (мительшпиль), конечная (эндшпиль).

Историческая справка. Родиной Ш. считается Индия, где не позднее 5 в. сложилась древнейшая форма Ш.- чатуранга - игра на истребление фигур противника. Позднее (предположительно, в регионе Кушанского царства или гос-ва эфталитов) целью игры стал мат. В Иране Ш. называлась "чатранг" (шатранг), в странах араб. Востока - шатрандж. В шатрандже слон (араб, альфил) передвигался по диагонали через одно поле, но мог перепрыгивать через фигуры, как и конь. Ферзь (араб, фирзан - советник) ступал лишь на одно поле по диагонали. В 8-9 вв. шатрандж распространился в странах Араб, халифата; возникли первая форма записи партий, теоретич. разработки. В халифате шатранджисты делились на пять классов; высший составляли алин - гроссмейстеры. Многие алии прославились и как авторы шахматных трактатов (напр., таджик Абульфатх, 12 в.).

Народы Cp. Азии познакомились с Ш. не позднее 7-8 вв. Первые упоминания о Ш. в Грузии и Армении относятся к 12 в.

В Зап. Европе Ш. впервые упоминаются в нач. 11 в., однако есть данные, что они появились ещё в 9-10 вв. из араб, стран, гл. обр. через Испанию (возможно, и через Италию). Скандинавию и Брит, о-ва с Ш. ознакомили викинги (норманны). К 13-14 вв. Ш. - одно из распространённых развлечений феод, знати, упомянуты в ряде лит. произведений ("Песнь о Роланде", "Тристан и Изольда" и др.), входили в программу рыцарского воспитания. В Зап. Европе доска для игры в Ш. стала двухцветной (на Востоке одноцветная); появилась особая лит-ра о III. - назидательные соч. (т. н. моралите), в к-рых Ш. использовались как средство нравств. поучения.

В сер. 15 в., по-видимому, на Пиренейском п-ове была проведена реформа Ш.- ферзь и слон стали передвигаться так, как современные; игра стала быстрой, динамичной. В кон. 15 в. в Испании появились первые книги по теории новых Ш. (1495- Ф. Висента, 1497- Л. Рамиреса де Лусены). В 1512 португалец Дамиано да Одемира опубликовал в Риме книгу о Ш., неоднократно переиздававшуюся; она во многом способствовала распространению Ш. в Зап. Европе.

Развитие теории игры в Ш. Первым теоретиком совр. Ш. следует считать лучшего шахматиста Испании 16 в. P. Лопеса де Сегуру ("Книга об изобретательности и искусстве игры в шахматы", 1561). В кон. 16 - нач. 17 вв. сложилась итал. школа Ш., осн. положения к-рой: атака на короля противника с начала партии, не считаясь с потерями; гл. фигура - ферзь. Итал. школа разработала оригинальные по замыслам комбинации, развила эстетич. сторону Ш. Её наиболее известные представители - Дж. Леонардо, П. Бои, Дж. Полерио, А. Сальвио, П. Каррера, Дж. Греко (1600-34), труд к-рого в течение почти ста лет считался лучшим руководством по Ш.

С 18 в. центром шахматной жизни стала Франция. В книге Ф. Стаммы (Париж, 1737) появилась алгебр, шахматная нотация, усовершенствованная в кон. 19 в. Возникла франц. школа Ш. во главе с Ф. А. Филидором, автором кн. "Анализ шахматной игры" (1749). Основа теории Филидора - ведущая роль пешек и пешечной структуры в захвате пространства, атаке и защите. Филидор поставил проблему общей оценки позиции, проанализировал ряд эндшпильных позиций и разработал принципы их разыгрывания; в нач. 19 в. нек-рые его идеи были развиты А. Д. Петровым. В 1836 в Париже начал издаваться первый шахматный журнал "Паламед". Большой вклад в теорию игры в открытых позициях Ш. внёс П. Морфи. В его творчестве органически сочетались стратегич. построения и тактич. удары; его комбинации и атаки строились на прочном позиционном фундаменте. Общую теорию позиционной игры разработал в 80-х гг. 19 в. В. Стейниц. План игры, по Стейницу, должен вытекать из общей оценки позиции. Сущность позиционной игры - накопление мелких преимуществ, овладение центром доски, открытыми линиями, пунктами, достижение перевеса в развитии и т. п.; добившийся преимущества обязан атаковать. Против нек-рых догматич. сторон этой теории выступил M. И. Чигорин, доказавший, что общие принципы не могут заменить конкретного расчёта вариантов.

Теоретические положения Стейница развивали 3. Тарраш (1862-1934), А. И. Нимцович (1886-1935), А. А. Алёхин, P. Рети (1889-1929), А. К. Рубинштейн (1882-1961).

Шахматные соревнования. Сведения об отд. встречах шахматистов разных стран содержатся в различных средневековых источниках. Первым междунар. турниром иногда наз. соревнование испанцев P. Лопеса и А. Серона с итальянцами Леонардо и Бои (1575, при дворе йен. короля Филиппа II). В кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. во MH. странах Европы начали проводиться матчи. Центрами шахматной жизни в это время являются кафе, затем клубы (во Франции с нач. 18 в. кафе Режанс, Париж). Выдвигаются шахматисты: во Франции - К. Легаль (1702-92), Филидор, А. Дешапель (1780-1847), Л. Лабурдонне (1795-1840), П. Сент-Аман (1800-1873), в Великобритании - А. Макдонелл (1798-1835) и Г. Стаунтон (1810-74), в Германии -Т. Лаза (1818- 1899), А. Андерсен (1818-79), Л. Паульсен (1836-90), И. Цукерторт, в США - Морфи, в Австро-Венгрии - Стейниц. Сильнейшими шахматистами сер. 19 в. были признаны Андерсен, а затем победивший его (1858) Морфи. Первым офиц. чемпионом мира был провозглашён Стейниц после победы в 1886 в матче с Цукертортом. В 1894, выиграв матч у Стейница, чемпионом стал Э. Ласкер. В 1921 Э. Ласкера победил X. P. Капабланка, проигравший в 1927 матч Алёхину. В 1935, выиграв матч у Алёхина, чемпионом стал M. Эйве, но в 1937 Алёхин вернул звание (он умер чемпионом). Первенство мира по Ш. среди женщин проводится с 1927. Первая чемпионка мира - В. Менчик.

Первый междунар. турнир состоялся в Лондоне в 1851 (победил Андерсен); в 1879-1914 каждые 2 года междунар. шахматные турниры проводил Герм, шахматный союз; крупные соревнования по Ш. приурочивались также к пром. выставкам (Лондон, 1862; Париж, 1867 и 1900; Вена, 1873; Прага, 1908, и др.). В 70-80-х гг. возникшие во MH. городах шахматные об-ва и клубы также организуют междунар. турниры (Вена, 1882 и 1903; Лондон, 1883 и 1899; Нью-Йорк, 1889; Гастингс, 1895; Петербург, 1896, 1909, 1914). С нач. 20 в. ряд соревнований проводится на курортах (Монте-Карло, 1901-04; Кембридж-Спрингс, 1904; Остенде, 1905-07; Карлови-Вари, 1907, 1911, 1923, 1929; Сан-Себастьян, 1911 и 1912; Сан-Ремо, 1911, 1930, и др.). В 1920-39 состоялось ок. 50 крупнейших междунар. турниров, в т. ч. в Москве (1925, 1935, 1936). С 1919 ежегодно - традиц. турниры в Гастингсе; в 1927-39- 8 "турниров наций" (см. Олимпиада). В этот период в ряд сильнейших выдвинулись Эйве, Э. Грюнфельд, С. M. Флор, M. M. Ботвинник, С. Решевский, P. Фаин, П. П. Керес, Г. Штальберг, В. В. Рагозин, Г. Я. Левенфиш, П. А. Романовский, P. Шпильман, M. Видмар и др. После 2-й мировой войны 1939-45 в социалистич. странах Ш. стали органич. частью культуры. Ш. распространяются в странах Азии и Африки. Происходит дальнейшее развитие шахматной теории и Opганизац. перестройка нац. шахматных объединений.

В 1948 состоялся матч-турнир пяти признанных сильнейшими шахматистов Европы и Америки, победитель к-рого Ботвинник был провозглашён чемпионом мира. С этого времени соревнования на первенство мира проводятся регулярно раз в три года по системе: зональные, межзональные турниры, матчи претендентов, матч с чемпионом. В 1951 и 1954 Ботвинник удержал звание, сведя вничью матч с Д. И. Бронштейном (род. в 1924) и В. В. Смысловым, к-рому проиграл второй матч в 1957, но в 1958 выиграл матч-реванш; в 1960 Ботвинник проиграл M. H. Талю, но в 1961 вернул звание в матче-реванше; в 1963 он проиграл T. В. Петросяну. С этого времени матчи-реванши были отменены. В 1966 Петросян защитил звание, выиграв у Б. В. Спасского; в 1969 в следующем цикле борьбы за первенство мира Спасский завоевал звание чемпиона, но в 1972 проиграл P. Фишеру. В 1975 Фишер уклонился от матча с A. E. Карповым (род. 1951, СССР), к-рый стал чемпионом мира. С 1950 также разыгрывается регулярно звание чемпионки мира; первенство мира выигрывали: Л. В. Руденко (чемпионка в 1950-53), E. И. Быкова (1953-56, 1958-62), О. H. Рубцова (1956-58), H. T. Гаприндашвили (с 1962