БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321R>590

510

621

459

ствии с постановлением ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР" (1974) в Ч. ведётся стр-во животноводч. комплексов, гос. и межхоз. комбикормовых з-дов.

Гос. закупки в 1976 составили: зерна 194,9 тыс. т, картофеля 158 тыс. т, овощей 30,3 тыс. т, хмеля 1952 то, махорки 684 т, скота и птицы (в живом весе) 83,2 тыс. т, молока 218 тыс. т, яиц 107,3 млн. шт., шерсти 958 т.

Транспорт. Эксплуатац. длина жел. дорог 429 км (1976). Осн. ж.-д. линии пересекаются в Канаше, образуя крупный ж.-д. узел: Канаш - Алатырь, Канаш - Арзамас, Канаш - Казань, Канаш-Чебоксары. Протяжённость автодорог 9,1 тыс. км (1976), из них с твёрдым покрытием 2,1 тыс. км. Судоходство по Волге (крупный порт Чебоксары) и Суре. По терр. Ч. проложено неск. нефте- и газопроводов из Зап. Сибири и Cp. Поволжья в направлении Центр, и Сев.-Зап. экономич. р-нов.

Ч. поставляет в др. районы СССР продукцию машиностроения, хим. индустрии, ткани, одежду, хмель и др.; получает из др. районов пром. оборудование, с.-х. технику, металлы, топливо и др. Экономич. карту Ч. см. к ст. Волго-Вятский экономический район.

Внутренние различия. Северный р-н - осн. индустриальный р-н Ч. Маш.-строит. и металлообр., хим., текст., деревообр., пищ. отрасли. Индустриально-строит. комплекс, обслуживающий всю республику. Посевы зерновых, картофеля, конопли; хмелеводство, овощеводство и садоводство пром. типа. Молочно-мясное скотоводство, свиноводство в специализированных комплексах, птицефабрики. Города: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Шумерля, Козловка, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин. Юго-Восточныйр-н - с преобладанием земледелия, значит, произ-вом товарного зерна. Молочно-мясное скотоводство, свиноводство. Пром-сть текст., пищ., ремонт с.-х. техники. Ю г о - 3 апад с Присурьем - маш.-строит., пищ., лесная и деревообр. пром-сть. Осн. пром. центр - г. Алатырь. Рекой Сурой делится на степное Засурье с преобладанием земледелия зернового направления и лесное Присурье. Возделываются махорка, конопля, картофель.

Благосостояние населения Ч. систематически повышается. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1976 была в 1,6 раза больше, чем в 1965, а оплата труда колхозников - в 2 раза. Розничный товарооборот гос. и кооп. торговли, включая обществ, питание, за 1966-76 вырос в 2,6 раза и достиг 872 млн. руб. Объём бытовых услуг, оказываемых населению, превысил в 1976 уровень 1965 в 5 раз, а в сельской местности - в 8,5 раза. За счёт средств гос-ва, колхозов и населения ежегодный ввод общей площади жилых домов составляет около 600 тыс. м2.

П. А. Сидоров.

Здравоохранение. В 1913 работало 40 врачей и 74 ср. мед. работника; было 19 больниц на 486 коек (0,6 койки на 10 тыс. жит.). За годы социалистич. строительства резко снижена заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидированы распространённые прежде трахома, оспа и др. К 1977 функционировало 118 больничных учреждений на 14,0 тыс. коек (10,9 койки на 1 тыс. жит.; 3 тыс. коек, т. е. 2,8 койки на 1 тыс. жит., в 1940). Работал 2901 врач (1 врач на 442 жит.; 351 врач, т. е. 1 врач на 3,1 тыс. жит., в 1940) и 11744 ср. мед. работника (2,4 тыс. в 1940). Врачей готовят на мед. ф-те Чуваш, ун-та, ср. мед. персонал - в 2 мед. уч-щах (в Чебоксарах и Канаше). На терр. Ч. 6 санаториев для детей и взрослых.

Осн. туристские маршруты по Волге, Суре; туристская гостиница в Чебоксарах, турбаза на р. Суре.

Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/15 уч. г. на терр. республики имелось 463 общеобразоват. школы (29,9 тыс. уч-ся) и 2 ср. спец. уч. заведения (140 уч-ся). В 1976/77 уч. г. в 787 общеобразоват. школах всех видов обучалось 276,6 тыс. уч-ся, в 26 проф.-технич. уч. заведениях - св. 13,2 тыс. уч-ся, в 24 ср. спец. уч. заведениях - 23,2 тыс. уч-ся, в вузах (Чувашском университете, с.-х. и пед. ин-тах и на заочном ф-те Моск. кооп. ин-та в Чебоксарах)- ок. 15,2 тыс. студентов. В 1976 в 346 дошкольных учреждениях воспитывалось 48,3 тыс. детей. На 1 янв. 1977 работало 714 массовых библиотек (8,4 млн. экз. книг и журналов); музеи: Чуваш, респ. художеств, галерея, Чуваш, респ. краеведческий музей в Чебоксарах (с музеем В. И. Чапаева на правах отдела и лит. музеем на правах филиала), Канашский краеведческий музей; 1,1 тыс. клубных учреждений; св. 1,2 тыс. стационарных киноустановок, 60 внешкольных учреждений. См. также разделы Музыка, Драматич. театр.

Научные учреждения. Все науч. учреждения созданы за годы Сов. власти. Среди них H.-и. ин-т языка, лит-ры, истории и экономики (осн. в 1928), Всесоюзный н.-и. проектно-конструкторский технологический ин-т релестроения (1961), Чуваш, лаборатория (1972) НИИ нац. школ Мин-ва просвещения РСФСР, Чуваш, гос. с.-х. опытная станция (1925) и др. Науч. работа ведётся на кафедрах Чуваш, гос. университета им. И. H. Ульянова, Чуваш, гос. педагогического ин-та им. И. Я. Яковлева, Чуваш, сельскохозяйственного ин-та.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1976 Чуваш, книжное изд-во выпустило 212 книг и брошюр тиражом 2,3 млн. экз. Издаются респ. газеты "Коммунизм ялавё" ( "Знамя коммунизма", на чуваш, яз., с 1918), "Советская Чувашия" (с 1917), "Молодой коммунист" (с 1925), "Пионер сасси" ("Клич пионера", на чуваш, яз., с 1931). Выходит 7 журнальных изданий, в т. ч. альманах "Дружба" (с 1941). Транслируются 3 программы Всесоюзного радио (60 ч в сутки). Программы местного радиовещания ведутся на чуваш, и рус. яз. 2,5 ч в сутки. Передачи Центр, телевидения ретранслируются в объёме 22,6 ч в сутки. Передачи местной студии ведутся на чуваш, и рус. яз. 3 ч.

Литература. Устная нар. чуваш, поэзия содержит эпич. сказания, историч. и бытовые песни и предания, сказки, легенды. Первые записи образцов чуваш, фольклора относятся к 18 в. В сер. 19 в. развернулась деятельность первого писателя - историка, фольклориста и этнографа - С. M. Михайлова (1821-61). В 70-х гг. 19 в. на основе заложенной просветителем И. Я. Яковлевым (1848-1930) новой письменности зародилась оригинальная нац. лит-ра. Первые её деятели - И. И. Иванов (1848-85), И. H. Юркин (1863-1943)- выступали в основном как бытописатели. Одним из зачинателей лит. языка, представителем критико-реалистич. направления в лит-ре был поэт M. Ф. Фёдоров (1848-1904).

В нач. 20 в. зарождается революционно-демократическая поэзия. С янв. 1906 по июль 1907 выходила первая чувашская газета "Хыпар" ("Вести"), в которой сотрудничали сатирик и драматург M. Ф. Акимов (1884-1914), поэт-революционер Тайр Тимки (T. С. Семёнов, 1889-1916), H. И. Полоруссов-Шелеби (1881-1945), Г. А. Коренков (1884-1958) и др. Высшим достижением дореволюц. нац. поэзии является поэма классика чуваш, лит-ры К. В. Иванова (1890-1915) "Нарспи"(1908; инсценирована; на её сюжет создана опера), содержащая критику патриархально-феод. обществ, устоев жизни. По мотивам нар. сказов H. Шубоссинни (H. В. Васильев, 1884-1942) создал реалистич. поэму "Молва о Янтраке" (1908).

Свободное развитие чуваш, лит-ры стало возможным лишь после победы Окт. революции 1917. Реформатором стиха выступил основоположник чуваш, сов. поэзии поэт-коммунист M. Сеспель (M. К. Кузьмин, 1899-1922); гл. его темы - победа Октября, возрождение чуваш, народа. Боец-революционер, солдат Гражданской войны становятся героями лирики И. E. Ахаха (1898-1920), Г. В. Тал-Мрзы (1895-1921). Сатирич. мотивы проявляются в эпич. поэзии И. E. Тхти (1889-1938) и рассказах И. И. Мучи (1895-1946). Основы нац. драматургии закладывают Ф. П. Павлов (1892-1931), M. Ф. Акимов-Аруй (1895- 1972), H. С. Ефремов (р. 1895); их традиции развиваются в пьесах И. С. Максимова-Кошкинского (1893-1975) и П. H. Осипова (р. 1900).

С сер. 20-х гг. развивается проза: рассказы и повести Д. В. Исаева (1905- 1930), M. Д. Трубиной (1888-1956),

С. Ф. Фомина (1903-36), M. H. Данилова-Чалдуна (1894-1944) и др., в к-рых отражены революц. обновление деревни, рождение нового быта и новой морали, становление типа общественно-активной женщины.

С 1924 издаётся ежемесячный лит.-художеств. и обществ.-политич. журн. "Сунтал" [("Наковальня"), с 1946 - под назв. "Ялав" (Знамя")], где опубликованы значит, произв.: поэмы "Под гнётом" (1931) С. В. Эльгера (1894-1966), "Двадцать шесть" (1930) П. П. Хузангая (1907-70), повесть "Деревня в пламени" (1929) Исаева, социально-бытовые пьесы Осипова, рассказы Фомина, Данилова-Чалдуна, стихи H. T. Baсянки (р. 1903), И. С. Тукташа (1907- 1957), В. E. Митты (1908-57) и др.

Чуваш, лит-pa 30-х гг. характеризуется движением к социалистич. реализму; углубляется художеств, анализ происходящих в стране социалистич. преобразований. В лит-ру приходят талантливые молодые авторы: Я. Г. Ухсай (р. 1911), Л. Я. Агаков (1910-77), А. Ф. Талвир (р. 1909), А. Д. Калган (р. 1911), И. H. Ивник (1914-42), А. А. Эсхель (р. 1914), M. Уйп (M. Д. Шумилов, 1911-70), A. E. Алга (1913-77)и др. Индустриализация страны отражена в поэме-очерке Хузангая "Магнит-гора" (1933), в пьесах H. С. Айзмана (1905-67) "Шум" (1931) и Агакова "Мощь" (1932); коллективизации чуваш, деревни посв, роман "В гору" (1929-64) В. И. Краснова-Асли(р. 1900), повесть "Бычий лог" (1931) Тукташа, пьесы "Новая волна" (1933) Осипова, "Идёт" (1930) Трубиной. Историч. и историко-революц. темы раскрыты в повестях Эльгера "На заре" (1940) и Краснова-Асли "Борьба с белыми" (1929); в пьесах "Садур и Илем" (1933) Максимова-Кошкинского, "Айдар" (1937) Осипова, "Тудимер" (1940) Ухсая. Оживляется детская лит-ра.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 созданы патриотич. лирико-эпич. произв.- поэмы "Таня" (1942) Хузангая, "Мать солдата" (1943) Уйпа, "Пионер из Киева" (1944) С. !Павлы (1910- 1976), "Орёл" (1944) Эсхеля, повесть "Партизан Мурат" (1943) Агакова; пьесы Айзмана и Максимова-Кошкинского.

В послевоен. годы чуваш, лит-pa обогатилась значит, произв. о боевых и трудовых подвигах сов. людей: поэмы Ухсая "Дед Кельбук" (1951), "Перевал" (1952) и "Звезда моего детства" (1973), Хузангая "Семья Аптрамана" (1957), Алги "Мои земляки" (1959); романы и повести К. С. Турхана (р. 1915) "Деревня в ветлах" (1951), В. Л. Садая (р. 1926) "Лётчики" (кн. 1-2, 1952-57), В. С. Алендея (р. 1919) "Пчёлка золотая" (1964), Д. А. Кибека (р. 1913) "Герои без вести не пропадают" (1968), А. С. Артемьева (р. 1924) "Саламби" (1954), Агакова "Солдатские дети" (1961) и "Надежда" (1971), В. В. Ухли(р. 1914)"Шургельцы" (1957) и др. Изданы повести и романы об историч. прошлом народа: "На Буинском тракте" (1954) Талвира, "Чёрный хлеб" (1962) H. Ф. Ильбекова (р. 1915), "Свияга впадает в Волгу" (1960-67) Турхана, "Тенета" (1952) Ф. E. Уяра (р. 1914), "Мост" (1964-66) В. Паймена (1907-73), "Век прожить - не поле перейти" (ч. 1-4, 1959-71) H. Ф. Мраньки (1901-73); пьесы В. T. Ржанова (р. 1915) "Энтип" (1958), Калгана "Волна Октября" (1957) и др. Ленинской теме и теме дружбы народов поев, поэмы Хузангая

"Дом в Горках" (1952) и "Великое сердце" (1960), стихи Ухсая, Алги, А. А. Воробьёва (1922-76), Г. А. Ефимова (р. 1928), В. И. Давыдова-Анатри (р. 1917), А. А. Галкина (р. 1928), пьеса H. T. Teрентьева (р. 1925) "Волны бьют о берег" (1969). Романы А. В. Емельянова (р. 1932) "Разлив Цивиля" (1966), Талвира "Фундамент" (1964), Г. В. Краснова (р. 1936) "Молодость бывает однажды" (1972) и рассказы A. H. Лазаревой (р. 1917), И. Г. Григорьева (р. 1924), M. H. Юхмы (р. 1936) отражают жизнь совр. рабочего класса и тружеников деревни.

Критика и литературоведение представлены трудами M. Я. Сироткина (1908-70), И. Д. Кузнецова (р. 1906), В. А. Долгова (р. 1906), В. Я. Канюкова (р. 1926), E. В. Владимирова (р. 1922), Г. Я. Хлебникова (р. 1932), H. С. Дедушкина (р. 1915) и др. Mн. произв. чуваш, писателей переведены на языки народов СССР и иностр. языки. В 1934 организован СП Чувашии.

H, С. Дедушкин, В. Я. Канюков.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. На терр. Ч. открыты архсологич. памятники (стоянки), нек-рые из них восходят к эпохе палеолита, городища, селища с остатками землянок, срубов, глинобитных домов, могильники, курганы фатьяновской культуры, срубной культуры и абашевской культуры. Исследованы поселения (10-12 вв.) волжских болгар (замок в дер. Тигашево, селища в басе, рек Була, Цивиль, Сура, городок у с. Б. Таяба).

После добровольного вхождения края в состав Рус. гос-ва (сер. 16 в.) рус. укреплённые пункты - Алатырь, Чебоксары, Цивильск, Ядрин - постепенно выросли в города, застроенные по типу русских. В Чебоксарах были построены 5-главый Введенский собор (1657), жилые здания (дом Зелейщикова, 17 в.; дом Соловцова, сер. 18 в.). Влияние рус. нар. зодчества в деревне заметно со 2-й пол. 19 в. Для нар. крест, жилища в Ч. характерна клеть с отд. входом и "лась" - летнее жилище, позднее превратившееся в кухню. Наличники и ставни окон, столбы ворот и калиток, карнизы украшались глухой, рельефной, накладной и ажурной резьбой с геом. и растит, узорами. В сов. время возведены крупные обществ, здания [Дом Советов, 1940, арх. M. M. Базилевич; с.-х. ин-т, 1957, арх. E. E. Калашникова; Чуваш, муз.-драматич. театр, 1961, арх. А. П. Максимов; Дворец культуры "Электрик", 1964, арх. А. П. Корольков (где применён декор по мотивам чуваш, нар. орнамента) и др.- все в Чебоксарах]. В Чебоксарах и Новочебоксарске возникли большие новые р-ны массового жил. стр-ва с многоэтажными крупнопанельными домами. В сёлах строят совр. типа жилые и хоз. постройки, обществ, здания.

Мотивы чувашского орнамента.

Для нар. иск-ва характерны узорное ткачество (двухцветное с красным ромбовидным орнаментом на белом поле и многоцветное на красном поле), вышивка, украшающая одежду и обрядовые предметы [головные повязки ("масмак") и полотенце ("сурбан"), поясные подвески ("cap", "яркач"), наплечье ("хульчи"), покрывало невесты, платки, к-рые вышивались плотным швом ("набор"), рубахи: "косой стёжкой" и контурным швом ("роспись"); осн. цвета-чёрный (контур) и красный с вкраплениями жёлтого, зелёного, синего], низание бисера (головные уборы, ожерелья, кисти поясов, кошельки), резьба (в т. ч. трёхгранно-выемчатая и скульптурная) на утвари (ковшах, дугах, донцах прялок и др.), мебели. В сов. время появилось изобразит, иск-во, его зачинателями были живописцы M. С. Спиридонов, H. К. Сверчков, Ю. А. Зайцев, скульптор Г. С. Спиридонов, художник театра К. M. Васильев.

Особенно интенсивно чуваш, иск-во развивается с 60-х гг. Тематич. полотна создают H. П. Карачарсков, H. В. Овчинников, P. Ф. Фёдоров и др., портреты - П. Г. Григорьев, пейзажи - E. А. Вдовичева, В. С. Турин и др., натюрморты - P. M. Ермолаева, В. Л. Немцев. В станковой и книжной графике работают В. И. Агеев, И. T. Григорьев, В. E. Емельянов, А. А. Ефейкина и др., в жанре плаката - О. И. Филиппов и др. Развивается скульптура (Ю. И. Ксенофонтов и др.), монументально-декоративное и театрально-декорац. иск-во. Традиции нар. вышивки продолжаются E. И. Ефремовой на фабрике художеств, вышивки в с. Альгешево Чебоксарского р-на.

Б. M. Шимарев (архитектура), H. А. Ургалкина (изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

Музыка. Чуваш, нар. песня, одноголосная по складу, отличается богатством жанров. В старинный фольклор входят

1. Девичий головной убор (тухья), вышитый бисером и бляшками. 2. Вышивка на женской рубахе. 18 в. 3. Резные деревянные ковши и черпаки для пива.

песни: бытовые (колыбельные, детские, лирич., застольные, шуточные, плясовые, хороводные), обрядовые, трудовые, социального содержания, исторические. В сов. время наибольшую популярность получили песни о новом быте и колхозной жизни, лирич. молодёжные и др. Ладовая основа чуваш, музыки - пентатоника; встречаются песни с диатонич. звукорядами, включающими полутоны. В метроритмике широко применяется свободный переменный размер. Среди нар. инструментов: шахлич (дудка), волынка двух видов - шапар (из бычьего пузыря) и сарнай (из козьей кожи), кесле (гусли), вархан и палнай (язычковые), параппан (барабан), ханкарма (бубен), вошли в быт скрипка и гармонь. Записи чуваш, нар. музыки впервые были опубликованы в Казани ("Музыка чувашских песен" В. А. Мошкова, 1893), затем появились 2 сб. в Симбирске ("Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним", 1908, 1912). Из сов. изданий наибольший интерес представляют сб-ки С. M. Максимова ("Песни верховых чуваш", 1932; "Чувашские народные песни", 1964). Много песен собрали В. П. Воробьёв, Г. Г. Дисков, T. П. Парамонов, Ю. А. Илюхин и др. Среди известных нар. певцов - Г. Ф. Фёдоров и И. Г. Вдовина, напевшие по 800-900 песен (опубликованы: "Чувашские народные песни, 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова", 1969).

Проф. муз. иск-во в Ч. зародилось после Окт. революции 1917. Первые чуваш, композиторы Ф. П. Павлов, Максимов, В. П. Воробьёв, Дисков. В 30-е гг. Г. В. Воробьёв написал симфонию (1939, завершена H. И. Пейко) и сюиты для фп. Для развития чуваш, музыки много сделали рус. музыканты И. В. Люблин, С. И. Габер, особенно В. M. Кривоносов (первая муз. комедия "Радость", 1935; кантаты, оркестровые и камерные сочинения). Первую чуваш, симфонию (1936) и оперу "Нарспи" (1940) написал ленингр. композитор В. Г. Иванишин.

Лучшие достижения в чуваш, вокальной музыке (песни, хоры, обработки) связаны с именами Ф. M. Лукина, Г. Я. Хирбю, Г. С. Лебедева, А. Г. Орлова-Шузьма, A. H. Тогаева. В вокально-симф. жанрах созданы: оратории "Самана" ("Эпоха Октября", 1965), "Ленин на Волге" (1970), сюита "Фронтовые эскизы" (1975) Ф. С. Васильева, оратория "Ленин" (1952), поэма "Памяти поэта" (1957) А. В. Асламаса, "Патриотическая оратория" Хирбю на стихи M. Сеспеля (1970), кантаты "Песнь славы" В. А. Ходяшева (1950), "Песнь о Чувашии" А. А. Петрова (1971), "Иван Яковлев" T. И. Фандеева (1968) и др. Симф. музыка послевоен. лет представлена произв. A. M. Токарева (в т. ч. 3 симфонии - 1967, 1970, 1974), Фандеева (в т. ч. симфония, 1954), M. А. Алексеева (3 симфонии - 1961, 1964, 1971; "Чувашское каприччио", 1962), Ф. С. Васильева ("Военная симфония", 1975; симфониетта, 1953; поэма "Айдар", 1970), А. А. Петрова (симфония, 1962), Асламаса ("Космическая симфония", 1974), Хирбю, Ходяшева, А. Г: Васильева. Они же написали ряд значит, инструм. произв., концертов с оркестром и камерных соч.

В 1959 драм, театр был преобразован в Чуваш, муз.-драм, театр. В 1969 труппа разделилась на два коллектива-муз. и драматический. Муз.-драматический, а позднее Муз. театр поставил оперы: "Шывармань" ("Водяная мельница", 1960), "Хамаръял" ("Земляки", 1962) Ф. С. Васильева, "Прерванный вальс" (1963), "Сеспель" (1971), "Священная дубрава" (1976) Асламаса, "Нарспи" Хирбю (1967), "Звёздный путь" Орлова-Шузьма (1969), балеты "Сарпиге" (1970), "Арзюри" ("Призрак", 1975) Ф. С. Васильева, муз. комедии и оперетты " Когда расцветает черёмуха" Орлова-Шузьма (1949), "Три свадьбы" (1953), "Счастье" (1963) Фандеева. Написаны также оперы "Певица" (1971), "Саламби" (1974) Асламаса, "Чакка" А. Г. Васильева (1972), "Нарспи" И. Я. Пустыльника (1952), балеты "Улине" Алексеева (1960), "Зора" Токарева (1960), "Чудесная вышивальщица" Ходяшева (1971).

Среди исполнителей: певцы - И. В. Васильев, засл. артисты Чуваш. АССР А. И. Токсина, А. Г. Казакова, засл. артисты РСФСР и нар. артисты Чуваш. АССР T. И. Чумакова, M. И. Денисов; хоровые дирижёры - Ф. П. Павлов, засл. деят. иск-в Чуваш. АССР В. П. Воробьёв, нар. арт. РСФСР Ф. M. Лукин, засл. деят. иск-в РСФСР Г. С. Лебедев, засл. арт. РСФСР, нар. арт. Чуваш. АССР А. Г. Орлов-Шузьм и др. В Чуваш. АССР работают (1977): Чуваш, муз. т-р, филармония (1936), Гос. ансамбль песни и танца Чуваш. АССР (1924), хор Чуваш, радио и телевидения (1943), Дом нар. творчества (1936), Союз композиторов Чуваш. АССР (1940), Чебоксарское муз. уч-ще (1929), 40 муз. школ. Ю. А. Илюхин.

Драматический театр. До Окт. революции элементы драматич. иск-ва чувашей были представлены в устном нар. творчестве, в играх и обрядах. Профессиональный театр зародился в первые годы Сов. власти. В 1918 в Казани группой студентов, красноармейцев и служащих был пост, спектакль "Не так живи, как хочется" A. H. Островского; этот коллектив получил назв. Чувашского сов. передвижного театра. В его труппу входили И. С. Максимов-Кошкинский (позже драматург, видный театр. деятель), П. H. Осипов, О. И. Ырзем, К. M. Васильев и др. Рождение театра способствовало созданию нац. драматургии - были поставлены первые чуваш, пьесы "Безвременная смерть" M. Ф. Акимова-Аруя (1918), "В суде" Ф. П. Павлова (1919) и др. Развитие нац. театра тесно связано с освоением реалистич. традиций рус. театра и драматургии. Ставились пьесы A. H. Островского, H. В. Гоголя, Л. H. Толстого, Мольера, Ф. Шиллера, В. Гюго. В период борьбы с интервентами (1919) действовали чуваш, драматич. коллективы в Симбирске, Уфе, Казани. После образования Чуваш. АО (1920) театр из Казани был переведён в Чебоксары, им были пост, пьесы: "В деревне" Павлова (1922), "Нарспи" по поэме К. В. Иванова (1923), "Кужар" П. H. Осипова (1926) и др. Во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. в спектаклях "Проклятое племя" Осипова (1927), "Идёт" M. Д. Трубиной (1931), "Садур и Илем" Максимова-Кошкинского (1933), "Аристократы" H. Ф. Погодина (1934), "Чудесный сплав" В. M. Киршона (1935), "Платон Кречет" A. E. Корнейчука (1935) формировался образ современника - борца за новую жизнь. Из чуваш, муз.-театр, техникума в театр пришли актёры: И. О. Молодов, Л. Ф. Семёнов, Б. А. Алексеев, E. В. Шорникова и др. В 1933 театру присвоено звание академического. Этапные спектакли 30-40-х гг.: "Айдар" Осипова (1935), "Как закалялась сталь" по H. А. Островскому (1937), "На дне" M. Горького (1938), "Отелло" У. Шекспира (1943), "Лиза Короткова" H. С. Айзмана (1943). В 1947 впервые на чуваш, сцене создан образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьём" Погодина (в роли В. И. Ленина - Б. А. Алексеев). В эти годы режиссёрами театра были E. А. Токмаков, Г. В. Парне, К. И. Иванов. Труппа периодически пополнялась выпускниками нац. студий - ГИТИСа и Ленингр. театр, ин-та им. Островского. В 1959 театр был преобразован в Чувашский муз.-драм, театр и ему присвоено имя поэта К. В. Иванова. В 1969 из его коллектива выделился Муз. театр, а драматический стал именоваться Чувашским академич. театром драмы им. К. В. Иванова. Среди спектаклей разных лет: "Энтип" В. T. Ржанова (1950), "Что же такое счастье?" (1957), "Кукушка всё кукует" (1960) и "Волны бьют о берег" (1971) H. T. Терентьева, "Тополёк мой в красной косынке" по Ч. Айтматову (1965), "Старик" Горького (1968), "Двенадцатая ночь" Шекспира (1970), "Солдатская вдова" H. П. Анкилова (1972), "Кровавая свадьба" Ф. Гарсии Лорки (1974), "Телей и Илем" И. А. Петровой (1977). В 1974 театр гастролировал в Москве. В Ч. работают также рус. драматический театр (осн. в 1922), чуваш. ТЮЗ (осн. в 1933), театр кукол (осн. в 1943). В труппе драматич. театра (1977): нар. арт. СССР А. К. Ургалкин, нар. арт. РСФСР В. К. Кузьмина, засл. деят. иск-в РСФСР В. H. Яковлев, засл. арт. РСФСР О. И. Ырзем, E. H. Никитин, В. И. Родионов и др. Гл. реж. (в 1941-47 и с 1969) - нар. арт. Чуваш. АССР Л. H. Родионов. ф. А. Романова.

Лит.: Чувашская АССР. Очерки о природе, Чебоксары, 1952; Российская Федерация. Центральная Россия, M., 1970 (серия "Советский Союз"): История Чувашской АССР, т. 1 - 2, Чебоксары, 1966-67; К ах о в с к и й В. Ф., Происхождение чувашского