БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321Хубэй и Хунань. Пользовалась финанс. поддержкой англ, и амер. империалистов. В 1920-24 держала контроль над пр-вом в Пекине (в 1920-21 совместно с фынтянъской кликой). В период Северного похода 1926-27 Нац.-революц. армия разгромила войска У Пэй-фу, после чего Ч. к. сошла с политич. арены.

ЧЖИЛИЙСКИЙ ЗАЛИВ, залив в Жёлтом м. См. Бохайванъ,

ЧЖИЛИЙСКИЙ ПРОЛИВ, пролив в Жёлтом м. См. Бохай.

ЧЖОУ, название кит. династии и эпохи в истории Др. Китая [1027-256 (по цр. данным, 249) до н. э.]; делится на Зап. Ч. (1027-771 до н. э.) и Вост. Ч. [770- 256 (по др. данным, 249) до н. э.]. Династия Ч. была основана У Ваном, вождём племени чжоусцев, к-рый в 1027 разгромил раннее гос-во Инь и объединил все племена и территории Сев. Китая. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в к-рых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент, и поэтому её господство имело своим следствием не только социальный, но и племенной гнёт. Борьба уделов с центр, властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению нек-рых из них и появлению новых царств - независимых или полузависимых гос-в. С 8 в. до н. э., в период Чунъцю, власть чжоуских ванов ослабела, в 7-6 вв. до н. э. в стране фактически господствовали поочерёдно правители наиболее могущественных царств - "гегемонов". В период Чжанъго (5-3 вв. до н. э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровшихся между собой за господство в стране. Династия Ч. утратила власть, распространяя её лишь на родовые владения Ч.; последние были завоёваны царством Цинь в 256-249 до н. э.

В период Ч. с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъёму производит, сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Ч. ознаменовалась образованием ряда филос. школ (конфуцианства, даосизма, фацзя и др.), развитием лит-ры, изобразит, и муз. иск-ва.

Лит.: История Китая с древнейших времён до наших дней, M., 1974; Васильев Л. С., Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI-VlI вв. до н. э.), M., 1961;

Л. С. Васильев, Л. И. Думан.

ЧЖОУ ДУНЬ-И, Ч ж о у - ц з ы (1017- 1073), китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства. Написал филос. трактаты: "Объяснение диаграммы великого предела" и "Книга постижения". Основываясь на нек-рых идеях даосизма и положениях "Книги перемен" (см. "И цзин"), Ч. Д.-и выдвинул понятие "тай-цзи" ("великий предел") как первоосновы мира. "Тай-цзи", двигаясь, порождает ян (в понимании Ч. Д.-и - движение), а находясь в покое,- инь (в понимании Ч. Д.-и - покой). Взаимодействие ян и инь производит пять элементов (вода, огонь, дерево, металл, земля), к-рые в таинственном союзе с "тай-цзи", инь и ян и через посредство мужского (Небо) и женского (Земля) начал порождают множество вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (гуманность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Ч. Д.-и выдвинул также идею о том, что понятие "чэн" (искренность, честность), тождественное бездействию, является основой моральных качеств и источником всякой деятельности.

Лит. см. при ст. Чжу Си.

ЧЖОУКОУДЯНЬ, стоянка эпохи раннего палеолита в пещере Коцетанг близ одноим. ж.-д. станции (ок. 45 км от Пекина), где обнаружены останки синантропа.

ЧЖОУ ЛИ-БО (р. 1908, у. Иян, пров. Хунань), китайский писатель. Чл. Коммунистич. партии Китая с 1934. Учился на экономич. ф-те Шанхайского ун-та. За участие в революц. движении был заключён гоминьдановцами в тюрьму. В 1934-36 участвовал в работе Лиги левых писателей Китая, затем - в рядах кит. Красной армии. С 1939 преподавал на лит. ф-те Академии лит-ры и иск-ва им. Лу Синя в Яньане. Печатается с 1938. Романы Ч. Л.-б. "Ураган" (1948, рус. пер. 1951; Гос. пр. СССР, 1952), "Большие перемены в горной деревне" (ч. 1-2, 1958-60; рус. пер.- 1-я ч. под назв. "Весна приходит в горы", 1960; 2-я ч.- "Чистые ручьи", 1962) изображают социалистич. переустройство с. х-ва. О рабочем классе повествует роман "Сталь хлынула" (1955, рус. пер. под назв. "Стальной поток", 1957). Писал рассказы, очерки, критич. статьи. Перевёл на кит. яз. повесть А. С. Пушкина "Дубровский" и роман M. А. Шолохова "Поднятая целина". Гос. пр. СССР (1951).

Соч.: Чжоу Ли-бо сюаньцзи, Пекин, 1959; Хэчан шан, Шанхай, 1960; Саньвэнь тэсе сю-ань (1959 - 1961), Пекин, 1963.

Лит.: Э и д л и н Л. 3., О китайской литературе наших дней, M., 1955; Федоренко H. Т., Китайская литература, M., 1956; Сорокин В., Эйдлин Л., Китайская литература, M., 1962.

ЧЖОУ СИНЬ-ФАН (1895, пров. Чжэ-цзян,- 1966, Пекин), китайский актёр и театральный деятель. Выступал в жанре кит. традиц. театра - пекинской муз. драме. Сценич. деятельность начал в 1902 как исполнитель амплуа пожилого героя (лаошэн); первые успешно сыгранные спектакли - "Застава Вэньчжаогуань", "Месть рыбака". Пробовал себя и в драматич. театре. В 20-30-е гг. значительно расширил репертуар ("Пятая госпожа Чжао", "Беседка свежего ветра", "Зал чёрного дракона", "Четыре чиновника", "Сун Цзяо-жэнь" и др.). Участвовал в патриотич. движении против япон. интервенции. После образования КНР был одним из реформаторов традиц. репертуара. Создал свою исполнит, школу, к-рую отличают высокое вокальное мастерство, сдержанность и лаконичность выразительных средств, основанных на нац. традиц. технике. С 1954 был деп. Всекит. собрания нар. представителей, с 1955 директором Шанхайского театра пекинской муз. драмы. Гастролировал в СССР (1956) и др. странах.

Лит.: Чжоу Синь-фан утаи ишу (Сценическое искусство Чжоу Синь-фана), Пекин, 1961; Серова С., Пекинская музыкальная драма (сер. XIX - 40-е годы XX в.), M., 1970.

ЧЖОУШАНЬ, группа островов в Вост.-Китайском м., у берегов Китая, при входе в заливы Ханчжоувань и Сяншаньган. Пл. 1554 км2 (самый крупный остров - Чжоушань). Вые. до 500 м. Кустарниковая растительность. Рыболовство. На Ч.- гг. Чжоушань, Шэньцзямынь.

ЧЖОУ ЭНЬ-ЛАЙ (5. 3. 1898, у. Шаосин, пров. Чжэцзян,-8.1.1976, Пекин), китайский гос. и политич. деятель. Из семьи помещика. Будучи студентом Нанькайского ун-та в Тяньцзине, участвовал в антиимпериалистич. движении "4 мая" (1919). В 1920-24 работал и учился во Франции и Германии. С 1922 чл. Коммунистич. партии Китая (КПК). В 1924-26 нач. политотдела офицерской школы Хуанпу, нач. политотдела 1-го корпуса Нац.-революц. армии. С 1927 чл. ЦК КПК. Один из организаторов и руководителей Нанъчанского восстания 1927. С авг. 1927 кандидат в члены Политбюро ЦК КПК. С 1928 чл. Политбюро ЦК КПК. В 1928 на 6-м конгрессе Коминтерна был избран канд. в чл. ИККИ. В 1927-30 зав. орготделом ЦК КПК. В 1931-34 возглавлял бюро ЦК КПК Центр, сов. р-на. В 1934- 1956 секретарь ЦК КПК. В 1934-35 один из руководителей Северо-западного похода. В 1935 на 7-м конгрессе Коминтерна избран чл. ИККИ. В 1937-45 представитель ЦК КПК при гоминьдановском пр-ве в Нанкине, а затем в Чунцине. В 1949-54 премьер Гос. адм. совета КНР. В 1949-58 мин. иностр. дел КНР. С 1954 премьер Гос. совета КНР. С 1956 чл. Постоянного к-та Политбюро ЦК КПК. В 1956-66 и с 1973 зам. пред. ЦК КПК. В политич. отчёте ЦК КПК 10-му съезду КПК (1973) и докладе о работе пр-ва на сессии ВСНП (1975), с к-рыми выступил Ч. Э.-л., отстаивались маоистские установки во внутр. и внешней политике кит. руководства. В. И. Елизаров.

ЧЖУАНСКИЙ ЯЗЫК, один из языков тайской группы, распространённый в КНР, Гуанси (см. Тайские языки).

ЧЖУАН-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.), автор древнекит. классич. даосского трактата "Чжуан-цзы" (ок. 300 до н. э.). О жизни Ч.-ц. известно мало; установлено, что он принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей. Трактат написан в виде притч, коротких новелл и диалогов, полемически направленных против конфуцианства и учения Мо-цзы и проповедующих слияние с дао - некоей невыразимой цельностью вселенской жизни. Природа, в к-рой воплощено дао, противопоставляется Ч.-ц. человеку и созданному им миру - основанным на насилии гос-ву, культуре, нравственности. См. Даосизм.

Соч.: Чжуан-цзы цзи ши, в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 3, Пекин, 1957; в рус. пер. - Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, M., 1967.

ЧЖУАНЫ, ч ж у а н (самоназв.- б у чж у а н, б у б у, буи, б у н у н), народ в КНР. Населяет гл. обр. Гуанси-Чжуанский авт. р-н. Числ. ок. 10 млн. чел. (1975, оценка). Язык Ч. относится к тайским языкам. По религии Ч.- анимисты, распространён также даосизм. Ч.- один из древнейших народов Юж. Китая, предки к-рого создали древнее гос. образование Наньюэ (207-111 до н. э.). Ч. активно участвовали в Тайнинском восстании 1850-64, в создании ряда советских р-нов (1927-37, см. Советы в Китае) в междуречье Цзоцзян и Юцзян, в формировании 7-й и 8-й Красных армий. Исконное занятие Ч. - земледелие (гл. обр. заливное рисосеяние), часть занята в тяжёлой пром-сти. Ч. имеют свою письменность (в ср. века иероглифическую, с 1958 - латинизированную), богатую нац. лит-ру.

Лит.: Народы Восточной Азии, M. - Л., 1965; Итс P. Ф., Этническая история юга Восточной Азии, Л., 1972.

ЧЖУГЭ ЛЯH (181-234), китайский воен. и гос. деятель периода Саньго. Из мелких помещиков. В 207 поступил на службу к Лю Бэю, боровшемуся за власть в стране с Цао Цао и основавшему в 221 царство Шу. Будучи первым советником Лю Бэя (с 221), Ч. Л. вёл борьбу с царством Вэй, в то же время поддерживая дружественные отношения с царством У; проводил политику покорения юго-зап. племён. Воен. подвиги Ч. Л. прославляются в кит. классич. романе "Троецарствие" (14 в.).

ЧЖУ ДЭ (6.11.1886, у. Илун, пров. Сычуань,-6.7.1976, Пекин), китайский воен., гос. и политич. деятель. Из крестьян. Окончил воен. уч-ще в г. Куньмин. В 1909 вступил в революц. орг-цию Тунмэнхой. Участник Синъхайской революции 1911-13. В 1922-25 учился в Германии, там же в 1922 вступил в Коммунистич. партию Китая (КПК). В 1925- 1926 находился в СССР. Один из организаторов и руководителей Нанъчанского восстания 1927. С 1930 канд. в чл. ЦК КПК; с 1931 главнокоманд. Красной армией Китая; с 1934 чл. ЦК н чл. Политбюро ЦК КПК; в 1934-36 один из руководителей Северо-западного похода. С 1937 команд. 8-й армией. В 1945-56 секретарь ЦК КПК. В 1945-54 главнокоманд. Народно-освободительной армией Китая. В 1949-54 зам. пред. Центрального народного правительственного совета КНР. В 1954-59 зам. пред. КНР. В 1955-65 имел звание маршала КНР (в 1965 воинские звания в КНР отменены). В 1956-69 и с 1973 чл. Постоянного к-та Политбюро ЦК КПК. В 1956-66 зам. пред. ЦК КПК. С 1959 пред. Постоянного к-та Всекит. собрания нар. представителей. В период "культурной революции" подвергался нападкам хунвэйбинов. В. И. Елизаров

ЧЖУРЧЖЭНИ, чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи, племена тунгусского происхождения, населявшие с древних времён вост. часть совр. Сев.-Вост. Китая (Маньчжурии) и Приморья. До 10 в. были независимыми, имели связи с Китаем и Кореей. В 10-11 вв. находились в зависимости от киданей. В нач. 12 в. племена Ч. были объединены Агудой, к-рый в 1114 поднял восстание против киданей. В результате Ч. создали независимое гос-во Цзинь (1115-1234), уничтоженное монг. завоевателями. В период монг. господства Ч. вновь распались на ряд племенных групп и до 16 в. не играли значит, роли в истории Вост. Азии. С кон. 16 в. у одной из групп Ч.- т. н. нюйчжи Цзяньчжоу, получивших своё наименование по назв. местности, выдвинулся родовой старейшина Нурхаци, к-рому удалось в течение 1583-1625 объединить не только племена Цзяньчжоу, но и целый ряд других, получивших впоследствии назв. маньчжуров.

Лит.: Воробьев M. В., Чжурчжэни и государство Цзинь. (X в. - 1234). Исторический очерк, M., 1975.

ЧЖУРЧЖЭНЬСКИЙ ЯЗЫК, язык чжурчжэней. Принадлежит к маньчжурской ветви тунгусо-маньчжурских язы-

ков. Представлен памятниками чжур-чжэньского "большого письма" (создано в 1119, по-видимому, путём приспособления киданьского письма к Ч. я.; не расшифровано) и чжурчжэньского "малого письма" (памятники 12-16 вв.; создано в 1138 из графич. элементов кит. письма, содержит слоговые знаки и идеограммы). Среди памятников "малого письма" есть билингвы (с кит. переводом и транскрипцией), позволившие расшифровать "малое письмо" и получить представление о Ч. я.: материально и структурно он близок к маньчжурскому языку, к-рый является потомком Ч. я. См. Тунгусоманьчжурские языки.

Лит.: Сравнительный словарь тунгусоманьчжурских языков, т. 1, Л., 1975; G г vibe W., Die Sprache und Schrift der Jucen, Lpz., 1896; Y am aj i H., A Jucen-Japanese-English glossary, Tokyo, 1956.

ЧЖУ СИ, Чжу-цзы (1130-1200), китайский философ, историк, комментатор классич. книг; самый видный представитель неоконфуцианства. Написал св. 20 науч. трактатов, в т. ч. по юриспруденции, воен. делу, астрономии, географии. Будучи в 1179-83 нач. обл. Нанькан (пров. Цзянси), Ч. С. создал широко известную тогда в Китае школу Бай-лу дун ("Пещера белого оленя"). Ч. С. обобщил осн. идеи конфуцианских мыслителей - от Конфуция до Чжоу Дунъ-и, Чжан Цзая и братьев Чэн И и Чэн Хао. В трудах Ч. С. развивается дуалистич. концепция двух взаимосвязанных и неразделимых начал: идеального - "ли" ("закон", "принцип", "правило"), предшествующего всему и возвышающемуся над всем, и материального - "ци" ("вещество", "материальная сила"). "Ли" нуждается в прикреплении к определ. "ци" и в то же время необходимо для "ци" как закон его существования. Оба эти начала соединяются в бесформенном "тай-цзи" ("великом пределе", "великом праначале"), к-рый существует во всех вещах, взятых как целое, и в каждой в отдельности, и к-рый как высший принцип объединяет принципы, действительные и возможные, всех вещей и существ. Неоконфуцианский синтез Ч. С. стал доминирующим течением в последующей кит. философии, оказав сильное влияние и ца развитие филос. мысли в Корее и Японии. Отобранное и прокомментированное Ч. С. конфуцианское "Четверокнижие" ("Сы шу") являлось гл. предметом гос. экзаменов в Китае с 14 в. до нач. 20 в. Ч. С.- автор ист. труда "Тун цзянь ган му" ("Главные устои всеобщего зерцала") - новой версии известного произведения Сыма Гуана "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее").

Лит.: Конрад H. И., Философия китайского Возрождения. (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток. 2 изд., M., 1972; Вruсе J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; С h а n W i n g-T s i t, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; F о rke A., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938. С. Кучера.

ЧЖУЦЗЯН, Жемчужная, река на Ю.-В. Китая, левый (сев.) рукав дельты р. Сицзян. Впадает в бухту Чжуцзянкоу Юж.-Китайского м., образуя эстуарий Ч. дл. св. 40 км. На Ч., выше эстуария, мор. порт Гуанчжоу. Судоходство, рыболовство, жемчужный промысел. Часто назв. "Ч." распространяют на всю систему р. Сицзян.

ЧЖУЦЗЯHКОУ, Кантонский залив, бухта Юж.-Китайского м. у юж. берега Китая. Дл. 63 км, шир. у входа 31 км. Глуб. до 26 м. Впадает р. Чжуцзян. Многочисленны небольшие острова и отмели. Приливы смешанные, их выс. до 2,5 м. У входа в залив - порт Сянган.

ЧЖУЧЖОУ, город в Китае, в пров. Хунань, на р. Сянцзян (впадающей в оз. Дунтинху). 510 тыс. жит. (1973). Паровозо- и вагоноремонт, пищ. пром-сть.

ЧЖУ ШИ-ЦЗЕ, китайский математик 13 в. В трактате "Яшмовое зеркало четырёх элементов", описав т. н. метод Горнера и приёмы составления уравнений, разработал систему записи уравнений высших степеней с четырьмя неизвестными и решил ряд приводящихся к ним задач.

ЧЖУ ЮАНЬ-ЧЖАН (1328, пров. Аньхой, -1398, Нанкин), китайский император (с 1368), основатель династии Мин. Из семьи безземельного арендатора. В юности был буддийским монахом. В 1352 вступил в отряд гор. богача Го Цзы-сина, поднявшего восстание в Центр. Китае против монг. династии Юань. В 1355 стал гл. руководителем патриотич. восстания в этом р-не. Объединив под своей властью б. ч. Центр., Вост. и Юж. Китая путём присоединения территорий, контролировавшихся др. повстанческими вождями (см."Красных войск" восстание 1351-68), Ч. Ю.-ч. в янв. 1368 объявил себя императором. В том же году его войска овладели столицей юаньской империи Даду (Пекин) и низложили монг. династию. В годы царствования Ч. Ю.-ч. был принят ряд мер, направленных на восстановление экономики страны и прежде всего с. х-ва. Внутр. политика Ч. Ю.-ч. характеризовалась также широкой борьбой со злоупотреблениями чиновничьего аппарата и массовыми репрессиями против всех, проявивших недовольство новой династией.

Лит.: Боровкова Л. А., Восстание "Красных войск" в Китае, M., 1971; С в ис т у н о в a H. П., Аграрная политика Минского правительства во второй половине XIV в., M., 1966. H. П. Свисту нова.

ЧЖЭН ХЭ (1371 - ок. 1434), китайский путешественник, флотоводец, дипломат. Совершил (в 1405-07, 1407-09, 1409- 1411, 1413-15, 1417-19, 1421-22 и 1431-33) мор. воен.-торг, экспедиции в страны Индокитая, Индостана, Аравийского п-ова и Вост. Африки.

Лит.: БокщанинА. А., Китай и страны южных морей в XIV -XVI вв., M., 1968; С в е т Я. M., За кормой сто тысяч ли, M., 1960.

ЧЖЭНЧЖОУ, город в Сев. Китае, адм. ц. пров. Хэнань. 1 млн. жит. (1974). Трансп. узел и значит, пром. центр. Хл.-бум., пищ., хим. пром-сть, текст, машиностроение. Ун-т.

Ч.- древний кит. город. В течение мн. веков Ч. являлся уездным центром. Быстрое развитие город получил после постройки Пекин-Ханькоуской ж. д. (1906) и особенно в 50-х гг.; с 1953 адм. ц. пров. Хэнань. В 1952 близ Ч. были открыты памятники шан-иньского времени (см. Инь) - городище, окружённое глинобитной стеной (2 X 1,7 км), ремесл. мастерские (металлургич., костерезные, гончарные), а также многочисл. погребения. Стратиграфически выделено 4 периода. Позднейший синхронен времени существования иньской столицы 13- И вв. до н, э. близ Сяотуня (см. Аньян). Ч. более раннего времени предположительно отождествляют с Ao - столицей иньского вана Чжун Дина. Находки остатков литейных мастерских (тигли, керамич. формы для литья и др.) позволяют восстановить основные особенности металлургического произ-ва в среднем Инь. Установлено, что в костерезном ремесле широко применялись бронзовые орудия труда. Ниж. слои Ч. соответствуют, по-видимому, начальному периоду существования в басс. Хуанхэ шан-иньской этнополитич. общности. Нек-рые исследователи, однако, связывают их с культурой племени ся.

ЧЖЭН ЧЖЭНЬ-ДО (19.12.1898, г. Вэнь-чжоу, пров. Чжэцзян, -17.10.1958), китайский литературовед, писатель, обществ, деятель. Окончил Пекинский ин-т ж.-д. транспорта. Редактор прогрессивных журналов. Участник движения "4-го мая" (1919). В 1921 - один из основателей "Общества изучения литературы" (см. Китай, раздел Литература). С 1931 преподавал в Пекинском и Шанхайском ун-тах. Директор Ин-та лит-ры и Ин-та археологии АН КНР. Автор сб-ков стихов, рассказов и очерков. Выступал за изучение кит. лит-ры в сопоставлении её с мировой лит-рой. Изучал лит. жанры, к-рые до него не привлекали внимания историков лит-ры. Автор работ "Иллюстрированная история китайской литературы" (1932), "История простонародной китайской литературы" (1938), "Проблема периодизации истории китайской литературы" (1958). Перевёл на кит. яз. "Чайку" А. П. Чехова, "Бедность не порок" A. H. Островского, "Рейнеке-Лис" И. В. Гёте, стихи P. Тагора и др.

Соч.: Чжунго вэньсюэ яньцзю, т. 1 - 3, Пекин, 1957; Чжэн Чжэнь-до вэньцзи, т. 1 - 2, Пекин, 1959-63.

Лит.: Э и д л и н Л. 3., Чжэн Чжэнь-до и наука о китайской литературе, в сб.: Движение "4 мая" 1919 в Китае, M., 1971.

ЧЖЭН ЧЭН-ГУН (в европ. лит-ре- Коксинга) (1624-1662), китайский полководец. Из купцов. С 1646 участвовал в борьбе против маньчжурской династии Цин, распространившей в это время свою власть почти на весь Китай. Укрепившись на мор. побережье в р-не пров. Фуцзянь, Гуандун и Чжэцзян, Ч. Ч.-г. отвоевал у маньчжуров значит, часть терр. Юго-Вост. Китая, но в 1659 потерпел поражение под Нанкином. В 1661-62 изгнал голл. колонизаторов с о. Тайвань и превратил его в базу антицинской борьбы. Его сын и внук правили Тайванем до 1683, когда остров был захвачен цинскими войсками.

ЧЖЭНЬЦЗЯН, город в Вост. Китае, в пров. Цзян-су. Св.200 тыс. жит. (1953). Трансп. узел и пром. центр. Порт на прав, берегу р. Янцзы, при пересечении её Великим каналом.Произ-во лесохозяйств. машин, бум., шёлкообрабат., рисоочистит., мукомольная промышленность. В р-не Ч.- рисоводство и шелководство; добыча мрамора.

ЧЖЭЦЗЯН, провинция в Вост. Китае, на побережье Вост.-Китайского м. Пл. 100 тыс. км2. Нас. 30,2 млн. чел. (1976). Адм. центр - г. Ханчжоу. Б. ч. поверхности-горы (ср. выс. ок. 1000 м, наибольшая 1859 м над ур. м.), расчленённые речными долинами. На С., в р-не оз. Тайху, а также вдоль мор. берегов-равнины. Берега сильно расчленены. У побережья много о-вов. Климат субтропич., муссонный. Cp. темп-pa янв. 5°С, июля 270C. Среднегодовое кол-во осадков св. 1000 мм. Ч.- зона прохождения тайфунов. Многочисл. реки имеют гл. обр. горный характер; наиболее крупные - Фучуньцзян и Оуцзян. В горах субтропич. леса.

В экономике преобладает с. х-во, в к-ром занято 3/4 самодеят. населения. Обрабатывается 1/4 терр., ок. 80% обрабатываемых земель орошается. Гл. культура - поливной рис. Возделывают батат, пшеницу, кукурузу. Садоводство (цитрусовые и нек-рые др. субтропич. культуры). Из технич. культур выращивают джут (1-е место среди провинций КНР; осн. посевы в р-не Ханчжоу), тонковолокнистый хлопчатник (на Нинбо-Шаосинской равнине) и сах. тростник; в р-нах гг. Ханчжоу, Шаосин, Суйчуань, Вэньчжоу - пронз-во чая (1-е место среди провинций КНР). Животноводство имеет подсобный характер; разводят кр. рог. скот, свиней, овец; птицеводство. Шелководство. Лесной промысел и рыболовство.

Пром-сть Ч. даёт 3,5% валовой пром. продукции КНР (1971). Добыча флюорита, алунита, серного колчедана, литографского камня и жел. руды. Ч.- крупный поставщик соли, выпариваемой из мор. воды. Произ-во электроэнергии гл. обр. на ГЭС на pp. Синьаньцзян, Оуцзян и др. Наиболее развиты отрасли лёгкой и пищ. пром-сти: шёлковая, джутовая, хл.-бум., чаеобрабатывающая. Представлены нек-рые отрасли машиностроения: текст., с.-х., су до- и станкостроение. Работают ф-ки: фарфоровая (г. Вэньчжоу) и бумажные (гг. Ханчжоу, Цзясин). Осн. пром. центры - гг. Ханчжоу, Нинбо, Цзясин - расположены на С. провинции и тяготеют к шанхайскому пром. узлу. Мор. порты: Ханчжоу, Чжэньхай (аванпорт Нинбо) и Вэньчжоу.

И. M. Фёдоров.

Терр. Ч. в древности заселяли племена мань. E 6-4 вв. до н. э. часть её входила в состав царств У, Юэ и Чу. В 4-6 вв. усилилось заселение терр. Ч. китайцами. В 7-8 вв. она входила в состав обл. Цзяннань, в 9-11 вв. - в состав областей Чжэдун и Чжэси. В 1127-79 Хан чжоу являлся столицей империи Юж. Сун. В 12-13 вв. терр. Ч. входила в состав области Цзянчжэ. В 13 в. она была соединена Вел. каналом с р-ном Пекина. Своё нынешнее назв. Ч. область получила в 14 в., в сер. 17 в. она была превращена в провинцию Ч. В течение длит, времени Ч. играл важную роль в мор. торговле, рыболовстве и произ-ве шёлка в Китае. После поражения Китая в англо-кит. войне 1840-42 началось проникновение ино