БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321есни Я. Сейделя. Важное идеологич. значение имели выступления и статьи 3. Неедлы ("О реализме истинном и псевдореализме", 1948; "Учитесь говорить музыкой" и др.), к-рые помогали преодолеть наметившиеся в творчестве нек-рых чеш. и словацких композиторов противоречия между художеств, правдой и узко понимаемой проблемой народности. В кон. 40-50-х гг. в муз. театрах Ч. и др. стран были поставлены произв. чеш. композиторов П. Боржковца (опера "Палечек", 1947), Я. Доубравы (балет "Дон Кихот", 1955); словацких - Сухоня (опера "Водоворот", или "Крутнява", 1949; опера "Святоплук", 1959), Циккера ("Яношик", 1953; "Бег Баязид", 1956; "Мистер Скрудж" по Диккенсу, 1958, и др.). В области инструм. музыки работали Я. Ржидкий (7 симфоний, камерно-инструм. произв.), И. Крейчи, Добиаш и др. Интенсивно развивалось многообразное по жанрам и стилям, обогатившее европ. иск-во творчество Б. Мартину; живя долго за границей, он не порывал связей с Родиной и внёс большой вклад в музыку Ч. В числе его соч. (ок. 400) - оперы "Жюльетта" (1937), "Женитьба" (По Гоголю, телевизионная, 1952), "Мирандолина" (1954), "Греческие страсти" и "Ариадна" (Обе 1958), балеты "Мятеж" (1925), "Суд Париса" (1935), "Душитель" (1948) и др., 6 симфоний. В кон. 50- 70-х гг. появляются опера И. Пауэра "3узана Войиржова" (1959), 1-я симфония С. Гавелки, "Вокальная симфония" Соммера, "Симфония мира" В. Калабиса, "Ренессансная симфония" и "Революционная симфония" И. Валека, соч. Л. Железного, О. Флосмана, И. Богача, И. Ирно, В. фелиха, И. Матея и др. чеш. композиторов, а также произв. словацких музыкантов - оперы "Воскресение" (1961), "Игра любви и смерти" (1968), "Кориолан" (1973) Циккера; "Мартин и солнце" T. Френьо (1972); "Симфония 1945" Циккера (1975); соч. Сухоня, А. Оченаша, Д. Кардоша и мн. др. Развитию оперного иск-ва в 50-70-е гг. способствовало открытие в Чехии, а также в Моравии (1954) и в Словакии ряда оперных театров. Созданы симф. и камерные оркестры, хоровые коллективы, струнные квартеты - им. Сметаны, Яначека, струнное трио им. Сука и др., ансамбль Чехосл. нар. армии, ансамбли песни и танца, в т. ч. Чехосл. гос. ансамбль песни и танца, словацкие -"СЛУК" и "Лучница", а также ряд самодеятельных коллективов. В числе видных исполнителей дирижёры В. Нойман, В. Сметачек, Я. Кромбгольц, Л. Словак; пианисты И. Моравец, И. Паленичек; клавесинистка 3.цРужичкова; органисты И. Рейнбергер, И. Ропек; скрипачи А. Плоцек, Й. Сук; виолончелисты И. Вечтомов, M. Садло, И. Хухро; певицы M. Тауберова, В. Соукупова, Г. Бенячкова и певцы Б. Блахут, И. Жидек, В. Беднарж, Э. Гакен.

Среди муз. журналов: чешские - "Hudba a skola" (1928-33, 1940 и с 1960), "Hudebni rozhledy" (с 1948), "Hudebni veda" (с 1964); словацкие - "Hudobnovedne studie" (с 1955), "Slovenska hudba" (1957-71), "Hudobny zivot" (c 1966). Лит.: Чехословацкая музыка. [Сб. ст.], Прага, 1946; Ваницкий Я., Йиранек Я., Карасек Б., О чешской музыке, [пер. с чеш.], M., 1965; H е 1 f е г t V., Geschichte der Musik in der Tschechoslovakischen Republik, 2 Aufl., Praha, 1938; К а г a s е k В., Cesta soudobe ceskoslovenske hudby, в кн.: Patnact Prazskych jar, Praha, 1961; S m о 1k a J., Ceska hudba naseho stoleti, Praha, 1961; Jiranek J., К а г a s е k^ В., Тгаdice а soucasnost v ceske hudbe, Praha, 1964; Ceskoslovenska vlastiveda dl 9, sv. 3, Praha, 1971. См. также лит. при статьях Словакия и Чехия. H. А. Симакова.

XVI. Балет

После образования бурж. Чехосл. республики (1918) были созданы первые балетные труппы (помимо ранее существовавшей в Праге) в Братиславе, Брно, Остраве, Оломоуце, открылись частные балетные школы. В репертуар стали включать балеты на музыку чеш. композиторов: Б. Мартину ("Иштар", 1924, Нац. театр, Прага; "Кто на свете всех сильнее", 1925, балетная труппа в Брно); В. Новака ("Никотина", 1930, "Синьорина Джовенту", 1933, Нац. театр, Прага). Известность получили чеш. танцовщики и балетм. И. Енчик, И. В. Псота. В 1945, после освобождения страны от нем.-фаш. захватчиков, начали работать балетные театры в Пльзене, Опаве, Koшице, Ческе-Будеёвице, Кладно, Усти над Лабой. В 1946 в Праге, Братиславе и Брно при консерваториях были созданы хореографич. отделения. В 1949 начала работать кафедра теории и истории хореографии при Академии иск-в (Прага). Труппой Нац. театра в Праге руководил С. Махов (1946-Sl), труппой. Театра оперы и балета им. Яначека в Брно - Псота (1947-51). Для чехосд. балета характерны реализм, чёткая драматургич. разработка сценария, выразительность исполнит, иск-ва. По стилю и творческой манере балетные спектакли разнообразны, отличаются высокой культурой сценич. оформления ("Философская история" по А. Ирасеку, 1949, худ. В. Фридрихова, "Викторка" по книге Б. Немцовой "Бабушка", 1950, худ. В. Росман и Я. Кропачек, оба пост, балетм. Маховым совм. с Я. Реймозером, комп. 3. Востржак). В Нац. театре были поставлены: "Славянские танцы" на муз. А. Дворжака (1956), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1957), "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1963), "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (1976) и др. Ведущие танцовщики: О. Скалова, M. Кура (с сер. 70-х гг. руководит труппой Нац. театра), M. Дротнерова, M. Пешикова, В. Гарапес;балетмейстеры: А. Ланда, И. Блажек, Й. Немечек (руководил труппой в 1957-70), Э. Габздил. Один из лучших коллективов - Словацкий нац. театр в Братиславе. Здесь поставлены спектакли "Красный мак" P. M. Глиэра (1954), "Платочек" E. Кенешшеи (1955), "Весна священная" И. Ф. Стравинского (1964), "Героическая трилогия" на музыку разных композиторов (1975). Среди солистов: Г. Старостова, Г. Херенёва, В. Коларова, Ю. П. Плавник; балетмейстеры И. Зайко, Б. Словак (руководит труппой с 1973). В репертуаре Театра оперы и балета им. Яначека (Брно) балеты "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1938), "Славянские танцы" Дворжака (1951), "Баллада о моряке" 3. Кржижека (1961), "Отедло" Я. Гануша (1974). Ведущие танцовщики: В. Вагнерова, К. Грацерова, Я. Баржинкова и др.; с 1974 труппой руководит Немечек. В 1964-70 под руководством балетмейстера Л. Огоуна и П. Шмока работал коллектив "Новый балет Праги", использовавший в хореографии, спектаклях новые формы и средства танц. выразительности (в 1965- 1969 и 1970 был на гастролях в СССР). Лит.: Schmidov.a L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. H. E. Шереметьевская.

XVII. Драматический театр

Театр Ч. развивался на основе традиций театр, иск-ва Чехии и Словакии (см. раздел Театр в этих статьях). После образования бурж. гос-ва (1918) театр отражал этапы острой классовой борьбы. К Нац. театру и гор. Театру на Виноградах в Праге, Нац. театрам в Брно и Пльзене прибавились новые - Гор, театр в Брно (1919), Словацкий нац. театр в Братиславе (1920), Гор. театр в Оломоуце (1920) и др. Росла сеть театр, самодеятельности. Значит, для обществ, и театр, жизни Ч. была деятельность критиков-коммунистов Ю. Фучика, M. Майеровой, К. Конрада, Б. Вацлавека, 3. Неедлы и др. Прогрессивные театр, деятели создавали антибурж. по направленности спектакли, пропагандировали в них человечность и прогресс. В Нац. театре в Праге были пост.: "Из жизни насекомых" (1922) и "Белая болезнь" (1937) К. Чапека, "Дитя" Ф. К. Шальды (1930), "Ромео и Джульетта" (1924), "Гамлет" (1930), "Юлий Цезарь" (1936) У. Шекспира; в Театре на Виноградах наряду с пьесами Ф. Ведекинда, Я. Гильберта, П. Клоделя и др. шли "Зори" Э. Верхарна, "Гуситы" А.Дворжака (оба в 1920), "Средство Макропулоса" К. Чапека (1922, 1927), "Фауст" И. В. Гёте (1932) и др. Возникали новые проф. и полупроф. революц. театры: в 1925 - Освобождённый театр (режиссёр этого театра И. Гонзль ставил антибурж. политич. ревю, их гл. исполнителями и авторами были актёры И. Восковец и Я. Верих, музыку писал комп. Я. Ежек); в 1933 - театр "Д-34" (его руководитель Э. Ф. Буриан стремился пропагандировать принципы пролет, театра, осваивать опыт сов. иск-ва). Развитие актёрского иск-ва характеризовалось психологич. раскрытием сценич. образов, интересом к внеш. рисунку роли. Этим отличалось творчество В. Выдры, 3. Балдовой, Я. Прухи, Л. Досталовой, О. Шейнпфлуговой, 3. Штепанека. В 20-е гг. происходило формирование словацкой актёрской школы, к-рую возглавляли Я. Бородач, А. Багар, О. Бородачова-Орсагова. В развитии словацкой режиссуры принимали участие чеш. реж. В. Шульц и Я. Ямницкий. Лучшие спектакли Словацкого нац. театра в 1930-е гг.: "Кутерьма" И. Г. Тайовского, "Приключение при обжинках" Я. Паларика, "Подкидыш" И. Заборского, "Ирод и Иродиада" П. О. Гвездослава, "На дне" M. Горького.

Развитие чеш. режиссуры связано с приходом молодых театр, деятелей: И. Фрейки, О. Стибора и др. Формировалось и театрально-декорационное иск-во, оно становилось активным компонентом спектакля в творчестве В. Гофмана, Ф. Трестера, Ф. Киселы, ф. Зеленки и др. В 1939-45, в период фаш. оккупации, труппы театров сокращались, репертуар подвергался строгой цензуре. Передовые деятели вели борьбу с фашизмом, создавая полупрофессиональные театры-студии ("Театр 99 мест" Гонзля и др.). Словацкий театр в спектаклях "Вильгельм Телль" Ф. Шиллера, "Танец н,ад плачем" П. Звона выражал сценич. средствами активный протест народа против фаш. режима. Возникший в 1944 в Мартине Камерный театр с начала Словацкого нац. восстания (авг. 1944) был фронтовым театром, а с 1945 получил , название - Театр им. Словацкого нац. восстания.

После освобождения Ч. от фаш. оккупации чеш. и словацкий театры активно участвовали в строительстве социалистич. культуры. Были ликвидированы частные антрепризы, принят "Закон о театре" (1948), создавались новые коллективы, ставившие целью идейно-политич. воспитание трудящихся: Реалистич. театр (позднее им. 3. Неедлы, Прага), Театр трудящихся (Готвальдов), учебный театр "Диск". Первые спектакли, посв, теме труда,- "Бригада шлифовальщика Каргана" В. Кани (1949, театр "Д-34"), острой классовой борьбе - "Сельская любовь" M. Стеглика (Театр им. С. К. Неймана). В 1957 был осн. Союз творческих работников театра (работал с перерывом; с 1972 - Союз творческих работников театра, кино и телевидения). Успехи реалистич. иск-ва Чехии проявились в творчестве актёров среднего поколения: И. Петровицкой, И. Шворцовой, В. Maтулова, И, Ветровеца, В. Вейражки, M. Ружека, В. Власаковой, Б. Голишевой; оно связано с осмыслением ими традиции чеш. актёрской школы, представленной старшим поколением корифеев сцены:

Прухи, Штепанека, Досталовой, Л. Пешека, Б. Загорского, В. Шмераля, К. Xёгepa, И. Догнала, С. Амортовой, Ф. Смолика, Я. Курандовой и др. Развитие режиссуры связано с деятельностью К. Палоуша, M. Махачека, 3. Мики и др. Рядом со старейшими коллективами успешно работают созданные в конце 50-х гг. театры малых форм: "На Забрадли", "Семафор", "Чиногерни клуб", "Рококо" (Прага), и в 70-е гг.- "На провазку" ("На верёвке", Брно), "Эпсилон" (Либерец). Сценографич. иск-во Ч. характеризуется высокой культурой. Среди художников - И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж и др., завоевавшие всеобщее признание.

Одним из ведущих коллективов Ч. стал Словацкий нац. театр. Его спектакли имели большое значение в становлении художеств, культуры ЧССР. В Словакии работают театр. коллективы - Новая сцена и Поэтическая сцена (Братислава), Театр им. Тайовского (Банска-Бистрица и Зволин), Театр в Кошице, Театр им. Заборского (Прешов). Из театров нац. меньшинств наиболее популярны Укр. нац. театр в Прешове, Венг. областной театр в Комарно. Режиссёрское иск-во представляют: И. Будский, П. Гаспра, П. Микулик, T. Раковский, театрально-декорационное - гл. художник Словацкого нац. театра Л. Выходил, создавший нац. школу театр, художников, M. Гложек, В. Суханек и др. Ведущие актёры: О. Бородачова-Орсагова, M. Преховска, M. Краловичова, H. Гейна, 3. Груберова, В. Стрнискова, Б. Турзонова, E. Ваша-риева, M. Вашариева, M. Губа и др. Среди спектаклей театров Ч. в 70-е гг,: "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (Драматич. театр, Острава), "Меридиан" Я. Соловича, "Соло для часов с боем", О. Заградника (оба - Словацкий нац. театр, Братислава), "Мариша" А. и В. Мрштиков, "Человек со стороны" И. M. Дворецкого, "Мещане" M. Горького и "Влюблённые из киоска" В. Незвала (Нац. театр, Прага), "Май" H. Йирсиковой (Театр им. Буриана, Прага).

Театр, кадры готовят Академия иск-в в Праге, Высшая театр, школа в Братиславе. Издаются в Словакии - журн. "Slovenske divadlo" (с 1953), в Чехии - "Amaterska scena" (с 1955). Еженедельник "Scena" (с 1976), посв, вопросам текущей жизни чеш. театра, кино и телевидения.

Лит.: Солнцева Л. П., Театр Чехии и Словакии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, M., 1972; е ё ж е, Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, M., 1976; Kapitoly z dejin slqvenskeho divadla od najstarsich cias po realizmus, Brat., 1967; Dejiny ceskeho divadla, dl 1-3, Praha, 1968-77.

Л. П. Солнцева.

Цирк. С 1920-х гг. проф. цирк Ч., сложившийся на рубеже 19-20 вв., развивался в труппах Э. Беранека, Ш. Слезака, К. Клудского (сына родоначальника цирковой династии А. В. Клудского). В 1951 частные цирки были национализированы. С 1961 действует Цирковой центр в Праге, имеющий 2 манежа и подсобные помещения для подготовки новых и совершенствования старых номеров. Работают цирки-шапито "Прага", "Интернационал" и "Умберто". Среди старейших мастеров: дрессировщик Л. Бероусек-Берозини, эквилибристы и жонглёры Кнокс. Ведущие артисты 60-70-х гг.- велофигуристы Валло, дрессировщики Я. Валашек, К. Малек, P. Цргак, А. Шупка, жонглёры Бремловы, клоуны и эксцентрики Бедалек, Венцин и Вики, И. Лёфлёр, прыгун Еничек, воздушная гимнастка M. Рихтерова.

Лит.: M и л е ц Б., Цирк в Чехословакии, "Советский цирк", 1958, № 6 (9); К 1 u ds k у К., Zivot v manezi, Praha, 1970.

XVIII. Кино

В 1896 в Праге состоялся первый киносеанс. С 1898 снимались документальные ленты и игровые сюжеты. Систематич. произ-во фильмов возникло перед 1-й мировой войной. После образования независимой бурж. Чехосл. республики (1918) была создана первая постоянная киностудия. Репертуар её составляли салонные мелодрамы, приключенч. и детективные фильмы, комедии, испытавшие сильное влияние амер. кино; мистич. и фантастич. драмы, на к-рые влиял нем. экспрессионизм; псевдонар. комедии под собират. назв. "конделиковщины" ("Отец Конделик и жених Вейвара", 1926). Попытки создать нац. самобытное киноиск-во были связаны прежде всего с жанром ист. фильма: "Чешское небо" (1918, реж. Я. А. Палоуш), "Через тернии к славе" (1919, реж. P. Ф. Бранальд), с экранизацией классиков нац. лит-ры: "Бравый солдат Швейк" по Я. Гашеку (1926, реж. К. Ламач), "Горная деревня" по Б. Немцовой (1928, реж. M. Крнянский), а также с картинами, затрагивавшими социально-критич. темы: "Батальон" (1927, реж. П. Пражский), "Такова жизнь" (1929, реж. К. Юнгханс), "Виселица" (1930, реж. К. Антон). В немом кино начинали режиссёры - Антон, M. Фрич, С. Иннеман, Крнянский, Ламач. Г. Махаты, В. Кубасек, И. Ровенский; актёры - В. Буриан, P. Дейл (старший), Э. Фиала, Ф. Футуриста, К. Хашлер, А. Ондракова, И. Струна, Э. Штепанек.

В 1930 был создан первый звуковой фильм "Когда плачут струны" (нем. реж. Ф. Фехер). Появлялись работы с оригинальным пластич. и сюжетным решением - "Перед аттестатом зрелости" (1932, реж. В. Ванчура и Иннеман), чРевизор" по Гоголю (1933, реж. Фрич; Хлестаков - В. Буриан и Городничий - Я. Марван), "Экстаз" (1933, реж. Махаты). В 1934 на 2-м Междунар. кинофестивале в Венеции программа фильмов Ч. была удостоена премии города Венеции за лучшую режиссуру. Сотрудничество писателей В. Незвала, К. Чапека, И. Ольбрахта и др. укрепило прогрессивное направление киноискусства. В 1936 были созданы первый чешско-словацкий фильм "Яношик" (реж. Фрич) и лирич. лента "Река" (реж. Ровенский). В кино пришли режиссёры - В. Борский, M. Цикан, О. Вавра и др. Первый словацкий фильм - "Яношик" (1921, реж. Я. Сиакел, Ф. Горливы) поставлен по мотивам нар. легенд; документальные картины Словакии снимал К. Плицка. В 1933 под Прагой (в Баррандове) построена студия "Баррандов-фильм" - одна из самых мощных в Европе (в предвоен. годы выпускала св. 40 фильмов в год). Во время фаш. оккупации значительно расширился прокат нем. картин. И всё же нац. кинематографистам удалось создать несколько картин патриотич. направленности ("Бабушка" по Немцовой, реж. Ф. Чан, чАдвокат бедных", реж. В. Славинский, оба - 1940; "Майская сказка", 1942, реж. Вавра).

После установления народно-демократич. строя (1945) кинопром-сть Ч. была национализирована. Помимо фильмов, воссоздающих героич. страницы истории страны ("Сирена", реж. К. Стеклы по M. Майеровой), были поставлены ленты, посвящённые коренным переменам в жизни общества, проблемам коллективизации, классовой борьбы в деревне: режиссёров И. Крейчика ("Фрона", 1954), Вавры ("Наступление", 1952), И. Маха ("Родная земля", 1954) и др. В кон. 50 - нач. 60-х гг., преодолевая схематизм и упрощённую трактовку диалектически сложных процессов в формировании нового общества и новой социалистич. личности, чехосл. кинематографисты старались запечатлеть новую жизнь во всей её многообразной полноте и сложности, а также отразить события 2-й мировой войны. Таковы фильмы режиссёров И. Секвенса ("Бегство из тени", 1958), В. Гайера ("Кролики в высокой траве", 1962), А. Кахлика ("Июньские дни", 1961), И. Новака ("Зелёные горизонты", 1962), 3. Брыниха ("Транспорт из рая", 1962) и др. Комедийный жанр представлен самыми разными фильмами - от сатирических, включающих элементы гротеска и фантастики, до бытовой комедии. Успешно работали в этом жанре реж. О. Липский, Б. Земан, В. Ворличек, 3. Подскальский, Мах и др. В 60-е гг. начали работать кинематографисты: III. Угер, В. Хитилова, Я. Иреш, И. Менцель и др. Сложная идеология, и политич. борьба, происходившая в ЧССР в кон. 60-х гг., проявилась и в области кино, найдя отражение в ряде фильмов, носивших ярко выраженную антисоциалистич. направленность. Борьба за укрепление социалистич. позиций в киноиск-ве принесла уже в нач. 70-х гг. свои положит, результаты. Были созданы картины, развивающие лучшие традиции социалистич иск-ва: "Я снова скачу по лужам" (1970, реж. К. Кахиня), "Ключ" (1971, реж. В. Чех), "...и передаю привет ласточкам" (1972, реж. Я. Иреш), "Хроника жаркого лета" (1973, реж. Секвенс), "Дни предательства" и "Соколове" (оба-1974) и "Освобождение Праги" (1976) - все три - реж. Вавра, "Трое мужчин в пути" (1973, реж. Липский), "Бегемот" (1974, реж. Стеклы), "Любовники первого года" (1973, реж. Я. Балик), "Двадцать девятый" (1975, реж. Кахлик). Mн. из этих фильмов посвящены актуальным проблемам обществ, жизни, сложным процессам духовного становления совр. героя. В 70-е гг. словацкие режиссёры создали фильмы: "Медная башня" (1970, реж. M. Голлы), "Вполне порядочные парни" (1972, реж. И. Режуха), "Большая ночь, большой день" (1975, реж. Ш. Угер). Крупный вклад в развитие мирового мультипликационного кино внесли мультипликаторы И. Трнка, К. Земан, Г. Тырлова. Среди ведущих актёров: Я. Марван, Ф. Смолик, И. Бек, И. Kaчиркова, P. Грушинский, И. Абрхам, В. Бродский, P. Ружек, M. Вашариова, В. Фиалова, Ф. филиповский, В. Меншик, И. Кронер, Ш. Квиетик, И. Совак. В Ч. работают (1976): студии художеств, фильмов - "Баррандов-фильм" и "Братислава-Колиба", Студия детских фильмов в Готвальдове, Студия короткометражных фильмов в Праге, Студия кинохроники и Студия Чехосл. нар. армии. В 1976 выпущено 68 полнометражных художеств, фильмов. Тпорч. кадры готовятся на кино- и телевизионных ф-тах пражской Академии ис.к-в, осн. в 1946. H.-и. деятельностью занимается Чехосл. киноин-т, при к-ром существуют киномузей и фильмотека. С 1946 проводятся Междунар. кинофестивали в Марианске-Лазне (до 1949), с 1950 в Карлови-Вари (с 1958 - 1 раз в 2 года), с 1948 - кинофестивали дет. фильмов. Издаются журналы - "Film a doba" (Praha, с 1955), "Kino" (Praha, с 1946), "Film a divadvo" (Brat., с 1959).

Лит.: Комаров С., Чехословацкое кино, M., 1961. Л. П. Ермилова.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (ЧСАН; Ceskoslovenska Akademie ved, CSAN), высшее науч. учреждение ЧССР и Чешской Социалистич. Республики. Находится в Праге. Часть ЧСАН - Словацкая академия наук (САН). ЧСАН осн. в 1952. Её предшественниками были Чешское королевское об-во наук (1790), Чешская академия наук и искусств (1890), др. науч. учреждения. Восприняла передовые традиции чешской и словацкой науки. ЧСАН объединяет (1976) св. 150 чл. В её составе 19 науч. коллегий, ответственных за развитие соответств. отраслей науки, 135 н.-и. ин-тов (в т. ч. 60 ин-тов САН). В области физико-математич., геологич. и географич. наук работают 23, технич. наук - 15, химич. наук - 11, биологич., мед. и с.-х. наук - 33, обществ, наук - 34 науч. учреждения. ЧСАН действует как науч.-консультативный орган пр-ва ЧССР. Первым пред. ЧСАН был 3. Неедлы; с 1970 пред. - акад. Я. Кожешник (иностр. чл. АН СССР с 1971).

Академия разрабатывает общую концепцию развития чехосл. науки, проекты гос. планов осн. исследований, координирует и контролирует выполнение этих планов, готовит науч. работников, представляет чехосл. науку за границей. В системе ЧСАН занято (1974) св. 13 тыс. работников, в т.ч. ок. 5,5 тыс. с высшим образованием.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ (ЧИП; Ceskoslovenska strana lidova), осн. в февр. 1948, после реорганизации существовавшей с 1918 одноим. бурж. партии. Объединяет в основном граждан христ. мировоззрения (часть крестьян, ремесленников, интеллигенции, рабочих, нек-рые слои, принадлежавшие ранее к мелкой буржуазии); действует в Чеш. Социалистич. Республике (ЧСР). Входит в Нац. фронт ЧССР, признаёт руководящую роль компартии Чехословакии, поддерживает программу строительства социализма в ЧССР. Представлена в Федеральном собрании ЧССР, пр-ве ЧСР, Чеш. нац. совете, местных нац. к-тах. Высший орган ЧНП - съезд (1 раз в пять лет); в перерывах между съездами деятельностью партии руководят ЦК (избирается съездом), Президиум и Секретариат ЦК. Пред. ЧНП - P. Петера. ЦО - газ. "Лидова демокрацие" ("Lidova demokracie").

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (ЧСДРП; Ceskoslovenska socialne demokraticka strana delnicka), осн. в апр. 1878 (до кон. 1918 наз. Чехославянская с.-д. рабочая партия) в Бржевнове у Праги на съезде чеш. с.-д. как составная часть С.-д. партии Австрии (входила в неё до 1893). В кон. 19 - нач. 20 вв. возглавляла экономич. и политич. выступления чеш. пролетариата. В 1910-11 в партии произошёл раскол на "автономистов" и "централистов" (выступали за единство проф. движения в стране). В годы 1-й мировой войны 1914-18 оппортунистич. руководство "автономистов" занимало социал-шовинистскую позицию. После создания в 1918 бурж. Чехосл. гос-ва партия объединилась со словацкими с.-д. и стала наз. ЧСДРП (в марте в неё вошли "централисты"), во главе её стояли оппортунистич. лидеры А. Немец, В. Тусар и др. В дек. 1919 в ЧСДРП консолидировалась революц. оппозиция, т. н. Марксистская левая (Б. Шмералъ, И. Гибеш, А. Запотоцкий), ставшая основой созданной в 1921 компартии Чехословакии (КПЧ). В 1919-38 (с перерывом в 1926-29) представители ЧСДРП участвовали во всех коалиц. бурж. пр-вах Чехословакии. После Мюнхенского соглашения 1938 лидеры ЧСДРП объявили о самороспуске партии. В 1945 ЧСДРП (пред, партии - представитель её левого крыла 3. Фирлингер) возобновила деятельность. В нояб. 1947 руководство ЧСДРП захватили правые (пред, партии- Б. Лаушман), активно содействовавшие подготовке контрреволюц. февральских событий 1948. В июне 1948 ЧСДРП, очистив свои ряды от реакционных элементов, объединилась на основе принципов марксизма-ленинизма с КПЧ.