БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321., и словацкие революц. писатели.

В 30-е гг. видное место заняла гражд. и антифаш. лирика Неймана, Завады (сб. "Дорога пешком", 1937), Галаса (сб. "Торс надежды", 1938), Горы, Лукача (сб. "Молох", 1938), Новомеского (сб. "Святой за околицей", 1939). В прозе больших успехов достиг роман социалистич. реализма: "Поле невспаханное" (1932) Илемницкого, "Сирена" (1935) Майеровой, "Люди на перепутье" (1937) M. Пуймановой (1893-1958), "Ботострой" (1933) T. Сватоплука (1900-72), "Три реки" (1936) Ванчуры, "Тернистый путь" (1934) Краля. Междунар. известность получили антифаш. произв. Чапека (сатирике филос. роман "Война с саламандрами", 1936; драмы "Белая болезнь", 1937, и "Мать", 1938). В этот период критики-марксисты и писатели-коммунисты были инициаторами создания единого фронта культуры против фашизма. В защиту республики и демократии выступил Конгресс словацких писателей (1936).

Гитлеровская оккупация Ч. (1939-45) нанесла тяжёлый урон чехосл. лит ре. В фаш. тюрьмах и лагерях погибли Ванчура, Фучик, Конрад, Вацлавек,

Кратохвил, Урке и др. Жестокие преследования не сломили единства передовых сил лит-ры Ч. В поэзии Галаса, Неймана, Завады, Незвала, в прозе Ванчуры (художеств, хроника "Картины из истории чешского народа", т. 1-3, 1939-48), в произв. подпольной чеш. лит-ры ("Репортаж с петлей на шее" Фучика, опубл. 1945) определяющими стали идеи антифаш. Сопротивления. В словацкой лит-ре этих лет были распространены нелегальные произв. (стихи Есенского, Hoвомеского, Смрека, Краля). Язык символов, аллегорий стал средством выражения нар. сопротивления профаш. режиму: героико-романтич. поэма Поничана "Странный Янко" (1941), поев. Революции 1848; произв. лиризованной прозы - повести "Свинцовая птица" (1940) Фигули, "Дракон возвращается" (1943) Хробака. Антимилитаристский пафос характерен для MH. произв. "надреалистов" - P. Фабри (р. 1915), В. Рейсела (р. 1919), П. Бунчака (р. 1915), Ю. Ленко (р. 1914), а также П. Горова (1914-75) и др. Трагич. мотивами пронизана лирика воен. времени Лукача, В. Беньяка (1894-1973).

После 1945 центральное место в литературе занимала тема борьбы и победы над фашизмом, благодарности сов. народу-освободителю: поэзия Ф. Грубина (1910-71), Незвала, В. Голана (р. 1905), Галаса, Есенского, Краля, А. Плавки (р. 1907), Поничана, M. Лайчака (р. 1926); проза Я. Дрды (1915-70; сб. рассказов "Немая баррикада", 1946), Илемницкого (роман "Хроника", 1947), И. Марека (р. 1914), Я. Боденека (р. 1911), И. Горака (1907-74) и др. Вместе с тем ещё сохранили свои позиции представители нек-рых группировок бурж. лит-ры и лит. критики. Писатели-коммунисты вели борьбу с подновлёнными концепциями "чистого искусства" и стремились объединить вокруг КПЧ широкие круги прогрессивных деятелей культуры. Эта линия получила широкую поддержку на 1-м съезде словацких деятелей науки и иск-ва (1945) и на съезде чеш. писателей (1946).

В февр. 1948, после окончат, разгрома буржуазии, начался новый этап борьбы за социалистич. лит-ру, ярко продемонстрировавший единение прогрессивных лит. сил чехов и словаков. Важное значение для социалистич. ориентации лит-ры имел Съезд нац. культуры (апр. 1948). В марте 1949 состоялся 1-й съезд чехосл. писателей; созданный на нём Союз чехосл. писателей принял в качестве своей программы концепцию социалистич. реализма. Его теоретич. разработкой занимались Неедлы, Штолл, Тауфер, И. Гаек (р. 1919), M. Хорват (р. 1910) и др.

В 50-е гг. социалистич. реализм стал ведущим направлением. В лит-ре Ч. обозначилось тяготение к крупным эпич. полотнам, посв, переломным моментам в истории страны. Были созданы произв., с марксистских позиций показывающие историч. судьбы народов Ч., их путь к социализму: последние 2 тома трилогии "Игра с огнём" (1948) и "Жизнь против смерти" (1952) Пуймановой, романы-хроники А. Запотоцкого (1884-1957; "Встанут новые бойцы", 1948, "Бурный 1905 год", 1949, "Красное зарево над Кладно", 1951), романы Ф. Гечко (1905-60; "Красное вино", 1948, и др.). Строительству новой жизни посвящены романы "Наступление" (1951) и "Битва" (1954)

В. Ржезача (1901-56), "Без шефа" (1953) Сватоплука, "Крестьянин" (т. 1-2, 1955-58) Б. Ржиги (р. 1907), "Вчера и завтра" (1949) В. Минача (р. 1922), "Деревянная деревня" (1951) Гечко, "Осиное гнездо" (1953) К. Лазаровой (р. 1914) и др. Всемирную известность получили новые произв. Незвала (поэма "Песнь мира", 1950, и др.). К лучшим поэтич. произв. этих лет принадлежат также стихи Завады, Грубина, И. Кайнара (1917-71), Я. Костры (1910-75), Горова, В. Мигалика (р. 1926), Ш. Жары (р.1918).

Освоение тематики социалистич. строительства не обошлось без издержек, приводивших порой к появлению поверхностных и схематич. произв. в прозе, связанной с производств, тематикой, лозунговости в поэзии, упрощенчества в критике. В сер. 50-х гг. развернулась борьба с нормативными антихудожеств, тенденциями. Появились произв., в к-рых писатели стремились показать реальную сложность и противоречивость ист. процесса и движения современности: романы "Гражданин Брих" (1955) Я. Отченашека (р. 1924), "Если покинешь меня" (1957) 3. Плугаржа (р. 1913), "Картотека живых" (1956) H. Фрида (1913-76), сб. рассказов "Часы и минуты" (1956) А. Беднара (р. 1914). Выдающимся достижением социалистич. реализма в словацкой прозе стали трилогия "Поколение" (ч. 1-3, 1958-61) Минача, роман "Мёртвые не поют" (1961) P. Яшика (1919-60), новые стихи и поэмы Новомеского, поэзия Кайнара, M. Валека (р. 1927) и др.

К сер. 60-х гг. в лит-ре Ч. стали нарастать нигилистич. тенденции, нередко переходившие в отрицание социалистич. действительности, усилилось влияние зап. модернизма - "нового романа", драмы абсурда, "конкретной" поэзии. В лит. печати получили распространение реакционно-модернистские, неоавангардистские, структуралистские и пр. теории. Во время политич. кризиса (1968) Союз чехосл. писателей, руководство к-рого заняло ревизионистские позиции, как творч. организация фактически прекратил существование. "...В области культуры и искусства... наблюдалась открытая капитуляция перед буржуазной идеологией" ("Уроки кризисного развития...", M., 1971, с. 41). После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) развернулась борьба за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и лит-ры. Были созданы Союз словацких писателей (1969) и Союз чеш. писателей (1972), полностью поддерживающие политич. и культурную линию КПЧ и воспринявшие как свою гл. задачу объединение лит. сил Ч. на базе социалистич. реализма.

В нач. 70-х гг. в лит-ре Ч. была восстановлена преемственность с лучшими традициями предшествующего периода. Дальнейшее развитие получила социалистич. поэзия, представленная творчеством Завады, Плавки, И. Рыбака (р. 1904), Тауфера, И. Скалы (р. 1922), Мигалика, M. Флориана (р. 1931), M. Руфуса (р. 1928), И. Мигалковича (р. 1935), В. Гонса (р. 1938) и др. В жанре ист. романа выступили Ржига, M. В. Кратохвил (р. 1904), И. Томан (1899- 1977), В. В. Нефф (р. 1909), Г. Зелинова (р. 1914), в мемуарно-автобиографическом и историко-эссеистском - Плавка ("Влюблённый в жизнь", 1971), Минач ("Раздувая родные очаги", 1970, и "Споры И. M. Гурбана", 1974). Антифаш. теме посвящены повести и романы И. Кршенека (р. 1933; "Дички", 1973), Плугаржа ("Один сребреник", 1974), Я. Паппа (р. 1929; "Люби время, которое придёт", 1974), В. Швенковой (р. 1937; "Кедровый бор", 1974), Э. Дзвоника (р. 1933; "Пепелища", 1976), В. Шикулы (р. 1936; "Мастера", 1976). Острые морально-этич. и обществ, проблемы современности поставлены в романах "Мой мальчик и я" (1974) Я. Коларовой (р. 1919), "Святой Михал" (1971), "Белый жеребец" (1975) и "Гнездо аиста"(1976) Я. Козака (р. 1921). О новом пути чехосл. деревни после 1945 в лирич. ключе написан роман "Пастушок из долины"(1977) Л. Фукса (р. 1923). Социалистич. преобразованиям словацкого села посв, роман Я. Йонаша (р. 1919) "Одиннадцатая заповедь" (1975). Производств, тема - в основе повестей "Трудности равнин" (1975) и "Солёный снег" (1976) M. Рафая (р. 1934), романа "Авария" (1976) И. Швейды (р. 1950). Новизной идейно-эстетич. подхода к проблематике социалистич. действительности отмечено творчество прозаиков П. Яроша (р. 1940), И. Габая (р. 1943), Л. Баллека (р. 1941), В. Клевиса (р. 1933), И. Навратила (р. 1939); И. Костргуна (р. 1942), Л. Штепана (р. 1943). Заметное место в развитии совр. драматургии принадлежит И. Буковчану (1921-75), Я. Соловичу (р. 1934), О. Заграднику (р. 1932).

С дек. 1977 в Ч. действует Союз чехосл. писателей.

Развитие литературоведения в межвоен. период характеризуется борьбой различных направлений.Историю чеш. лит-ры с позиций офиц. бурж. идеологии разрабатывал А. Новак (1880-1939), методологии позитивизма придерживался А. Пражак (1880-1956), концепцию лит. структурализма выдвинули Я. Мукаржовский (1891 -1975) и M. Бакош (1914-72). Общедемократич. направление представляли Ф. К. Шальда (1867-1937), Ш. Крчмеры (1892-1955) и Ф. Вотруба (1880-1953). В формировании марксистского направления большую роль сыграл 3. Неедлы. Существ, вклад в разработку марксистской методологии литературоведения и науч. изучение истории отечеств, лит-ры внесли критики-марксисты 20-30-х гг. (Б. Вацлавек, "Чешская литература XX века", 1935, и др.). Широкое движение за марксистскую перестройку литературоведения развернулось после 1948. Были подвергнуты критике концепции Новака, с критикой идеалистич. основ структурализма выступили Мукаржовский и Бакош и т. д. Были созданы новые литературоведч. центры, академич. ин-ты (Ин-т чеш. и мировой лит-ры ЧСАН в Праге и Ин-т литературоведения САН в Братиславе), начата работа над академич. историей чеш. и словацкой лит-р, проблематикой чехосл.-сов. лит. связей. В 60-e гг. вновь оживились структуралистские и др. идеалистич. концепции. Преодоление последствий кризиса привело к укреплению позиций марксистской эстетики и методологии. В литературоведении и критике 70-х гг. наряду с критиками-марксистами старшего поколения (Штоллом, Тауфером, В. Пекарском, р. 1907, А. Матушкой, 1910-75, и др.) активно выступали С. Шабоук (р. 1933), В. Достал (1930-75), Г. Грзалова (р. 1929), Ш. Влашин (р. 1924), В. Рзоунек (р. 1921) - в Чехии; К. Розенбаум (р. 1920), И. Куси(p. 1921), С. Шматлак (р. 1925), M. Томчик (р. 1922), Я. Штефчек (р. 1929) - в Словакии. Существ, вклад в осмысление ист. судеб нац. лит-ры внесли А. Мраз (1904-64), И. Грабак (р. 1912), M. Пишут (р. 1908) и др.

Осн. литературоведч. журналы: "Ceska literatura" (с 1953), "Slovenska literatura" (с 1954), "Literarni mesicnik" (с 1972), "Romboid" (с 1965), "Slovenske pohl'ady" (с 1884).

Лит.: Петрмихль Я., Пятнадцать лет чешской литературы (1945 - 1960), M., I960; Очерки истории чешской литературы XIX- XX вв., M., 1963; Бернштейн И. А., Литература социалистической Чехословакии, M., 1965; История словацкой литературы, M., 1970; M а р к о в Д. Ф., Генезис социалистического реализма (из опыта южнославянских и западнославянских литератур), M., 1970; Формирование марксистской литературной критики в зарубежных славянских странах, M., 1972; Шерлаимова С. А., Чешская поэзия XX в. 20-30-е гг., M., 1973; Новые явления в литературе европейских социалистических стран. Художественная проза 70-х годов, M., 1976; V аclavek В., Ceska literatura XX stoleti, Praha, 1935; Dejiny slovenskej literatury, Brat., 1962; T о m с a k M., Slovenska literatura 20 storocia, Praha, 1966; B u r i an e k F., Ceska literatura 20 stoleti, Praha, 1968; S toll L., Umeni a ideologicky boj, sv. 1 - 2, Praha, 1972; e г о ж e, Basnik a nadeje, Praha, 1975; Hr aba k J., J e r ab e fc p., T i с h a Z., Pruvodce po dejinach ceske literatury, Praha, 1976; Hrzalova H., Spoluvytvaret skutecnost. K vyvoji ceske socialisticke kritiky a prozy v letech 1945 - 1975, Praha, 1976.

С. А. Шерлаимова, Ю. В. Богданов.

XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное иск-во Ч. развивались на основе художеств, традиций Чехии и Словакии (см. соответствующий раздел в этих статьях), издавна поддерживавших тесные культурные связи. Образование независимого гос-ва Ч. (1918) способствовало культурному подъёму в обеих ист. областях, их дальнейшему сближению. На развитие иск-ва Ч. в 1920-30-х гг. оказали большое влияние Великая Окт. социалистич. революция 1917, кратковременное существование Венг. и Словацкой сов. республик (1919), усиление коммунистич. и рабочего движения. В условиях бурж. гос-ва процесс развития художеств, культуры Ч. протекал противоречиво. Демократич. и социально-критич. тенденции, поиски самобытного художеств, стиля сочетались с обращением к течениям европ. авангардизма. В борьбе с модернистскими тенденциями складывалось и укреплялось прогрессивное нац. направление. В архитектуре 1920-30-х гг. после кратковрем. распространения неоклассицизма сложилась нац. школа функционализма (постройки Й. Гочара, К. Гонзика, И. Гавличека - в Чехии, Э. Беллуша - в Словакии). Наряду с сооружением пром. предприятий делались первые опыты жилой застройки, основанной на типизации и индустриализации стр-ва, велись поиски рациональной планировки жилых ансамблей (г. Злин, ныне Готвальдов, ансамбли домов в Братиславе и Кошице). Однако жилищное стр-во было в этот период ограниченным. На окраинах городов разрастались районы трущоб. Для изобразит, иск-ва 1920- 1930-х гг. характерно усиление реалистич. и демократич. тенденций. К жизни народа, к совр. действительности обращаются художники различных направлений, использующие в своих произведениях отд. приёмы кубизма, экспрессионизма и фовизма (живопись и графикаВ. Бенеша, И. Чапека, В. Рабаса, P. Кремлички, скульптура О. Гутфрёйнда - в Чехии, живопись и графика M. Бенки, M. А. Базовского, Я. Алекси,M. Галанды - в Словакии). Ряд художников стремится приблизиться к художеств, приёмам нар. иск-ва (графика И. Чапека, И. Лады - в Чехии, живопись Л. Фуллы - в Словакии). Сохраняют своё значение и нац. реалистич. традиции кон. 19 - нач. 20 вв. (пейзажи В. Рабаса, В. Седлачека, В. Новака, гравюры M. Швабинского, иллюстрации В. Бруннера, Ф. Киселы, портреты и статуи К. Котрбы, К. Покорного, Я. Лауды - в Чехии). В 1920-х гг. формируется социально-критич. направление (живопись К. Голана, П. Котика, графика В. Силовского, Я. Рамбоусека). Важная роль принадлежала объединению революционных художников "Деветсил" (осн. в 1920), ставившему целью создание пролет, иск-ва. Однако творч. установки художников этой группировки отличались противоречивостью. К жизни рабочего класса обращаются в 1920-е гг. графики В. Машек, Ф. Бидло - в Чехии, К. Сокол - в Словакии, живописец К. Бауэр - в Словакии. В период наступления фашизма в едином антифаш. фронте объединились художники различных направлений. Окрепла политич. графика (Бидло, И. Чапек - в Чехии). В кон. 1930-х - нач. 1940-х гг. драматически-экспрессивное, а порой и героич. начало нарастает в антивоенных по направленности композициях, а также в картинах, отражающих борьбу и страдания народа Ч. в условиях фашистской оккупации (работы В. Сихры, В. Титтельбаха - в Чехии, В. Гложника, Я. Желибского, Ю. Немчика, Ц. Майерника - в Словакии). Ряд художников прибегает порой к иносказанию и зашифрованности образов. Особое политическое звучание приобретает тема Родины в нац. пейзажах и крестьянских сценах В. Рабаса, В. Рады, Б. Дворского - в Чехии.

После освобождения Ч. от фаш. оккупации (1945) и установления нар.-демократич. строя получают развитие лучшие традиции демократич. нац. культуры. Сооружаются крупные совр. пром. предприятия (металлургич. комбинат в Кошице), плотины и гидроэлектростанции на pp. Лаба, Влтава, Орава. Закладываются новые пром. города (Млада-Болеслав, Острава-Поруба, Гавиржов и др.). На окраинах городов вырастают новые благоустроенные жилые массивы (в Праге, Братиславе, Готвальдове, Оломоуце, Нитре, Кошице и др.), стр-во к-рых ведётся на индустр. основе. Создаются выразительные по художеств, решению обществ, постройки и транспортные сооружения (Ин-т макромолекулярной химии и здание Федерального собрания в Праге, комплекс с.-х. ин-та и студенческий городок в Нитре, Мост Словацкого нац. восстания в Братиславе, и др.). В изобразит, иск-ве в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. сохраняют значение реалистич. традиции 1-й пол. 20 в. Произведения мн. художников наполняются новым, социалистич. содержанием. Индустр. пейзажи, композиции на темы труда и нац.-освободит, борьбы создают живописцы и графики Э. Филла, И. Брож, В. Седлачек - в Чехии, В. Гложник, О. Дубай,

Я. К у л и х. Скульптурная группа памятника павшим советским воинам на перевале Дукля. Гидроналий. 1960-64.

P. Дубравец, Я. Желибский, Б. Гофштадтер - в Словакии. Новый расцвет переживают портретная графика (M. Швабинский - в Чехии) и скульптура (Я. Лауда, К. Лидицкий, К. Гладик - в Чехии), пейзажная живопись (работы Я. Славичека, Б. Дворского, Ф. Йироудека - в Чехии). Поэтически-обобщённые картины народной жизни создают живописцы Я. Алекси, M. А. Базовский, Л. Фулла, графики В. Хмель, M. Чехова - в Словакии. Получают широкое развитие монументально-декоративное иск-во (мозаики В. Сихры, сграффито А. Забранского, фрески В. Титтельбаха - в Чехии) и декоративно-прикладное иск-во (стекло, ткани, керамика, медальерное иск-во). Особые успехи достигнуты в создании мемориальных комплексов в честь Победы и в память погибших в борьбе с фашизмом (работы В. Маковского, К. Лидицкого, К. Покорного - в Чехии, Я. Кулиха, T. Бартфая, И. Костки - в Словакии). Высокого уровня достигает книжная графика (Ц. Боуда, Забранский, А. Пельц, К. Сволинский, А. Стрнадел - в Чехии, В. Гложник, Л. Фулла - в Словакии). С кон. 1950-х гг. в творчестве ряда художников нарастает стремление к символико-поэтич. истолкованию образов, усиливается внимание к формально-пластич. исканиям. Выступление антисоциалистических элементов в конце 1960-х гг. нанесло урон развитию художественной культуры Ч. В иск-во проникло влияние модернистских течений Запада. Получили распространение экспрессионизм, неокубизм, сюрреализм, абстракционизм, "оп-арт" и др. направления. С нач. 1970-х гг. ведётся борьба за возрождение демократич. традиций нац. художеств, культуры. Памятники в честь событий нац. истории, освободит, и революц. борьбы создают Я. Кулих, T. Бартфай, И. Кузма - в Словакии, M. Гана, В. Добровольный, И. Малейовский, Я. Симота - в Чехии, полотна наисторико-революц. темы - Забранский, К. Соучек, P. Коларж и др.- в Чехии.

Лит. см. при статьях Словакия и Чехия.

XV. Музыка

Муз. иск-во Ч. развивалось на основе муз. традиций Чехии и Словакии (см. соответствующий раздел в этих статьях), формировавшихся в процессе взаимовлияния их муз. культур. После образования в 1918 независимого гос-ва Ч. усилилась борьба за сохранение и развитие реалистич. традиций отечеств, муз. классики. В то же время ориентация бурж. руководства на культуру Зап. Европы способствовала проникновению в музыку Ч. модернистских влияний. В 1920 возникли Об-во современной музыки и об-во "Пршитомност". Один из ведущих представителей чеш. муз. авангардизма 20-30-х гг.- А. Хаба, создатель т. н. четвертитоновой системы, а также 1/6-тоновой системы в музыке. В те же годы крупнейшие композиторы старшего поколения (они же ведущие педагоги) продолжали развивать реалистич. нац. традиции; среди них - Л. Яначек, Й. Б. Фёрстер, В. Новак, Й. Сук, видный учёный 3. Неедлы, который отстаивал в своей науч. и обществ, деятельности художеств, принципы чеш. муз. классики, стремился к сближению с культурой Сов. Союза (содействовал созданию об-в связей с СССР). Вокруг него объединились прогрессивные музыканты О. Острчил, В. Гельферт, О. Еремиаш, Э. Аксман и др. Дирижёр и художеств, руководитель оперной труппы Нац. театра в Праге Острчил поставил в 1923-31 мн. оперы Б. Сметаны, 3. Фибиха, А. Дворжака, Фёрстера, Новака, Яначека. Инструм. произв. нац. репертуара пропагандировали оркестр Чеш. филармонии (с 1894; в 1919-31 и 1934-41 руководитель В. Талих), Чеш. квартет (с 1891), квартет имени Шевчика (с 1900), Пражский квартет (с 1920); квартет им. Ондржичека (с 1928), Пражский духовой квинтет (с 1928), Чеш. нонет (с 1924).

Среди композиторов 19 в., заложивших основы проф. словацкой музыки, традиции к-рой получили дальнейшее развитие в 20 в.,- Я. Л. Белла, В. Фигуш-Бистри, M. Шнайдер-Трнавский, M. Мойзес, творчество к-рых связано с нац. муз. фольклором, позднее - Новак и его ученики Э. Сухонь, Я. Циккер и А. Мойзес. В числе наиболее значит, произв. словацких композиторов 30-х гг. - 2-я симфония, оркестровая сюита "Вниз по Вагу", программные увертюры, кантата "Псалом земли Подкарпатской " Сухоня и оркестровые соч. Циккера. Среди словацких муз. коллективов и организаций - хор "Зора" (1919), инструм. ансамбль Радио (1928); оперная труппа Словацкого нац. театра. (1920), Муз. школа (1919; с 1928 Муз. и драматич. академия, с 1941- Консерватория). В 30-е гг. появились мн. произв., посв, революц. борьбе рабочего класса, в т. ч. 2-я и 3-я симфонии В. Неедлы, "Песня о Гренаде" И. Станислава, кантата "Коммунистический манифест" Э. Шульгофа. С рабочими организациями и Коммунистической партией Ч. была связана музыкальная секция Союза чехословацких любителей театра. Композитор и режиссёр Э. Ф. Буриан (основавший театр "Д-34", 1933) считал задачей искусства служение рабочему классу. Антифаш. тематика получила отражение в опере "Иванушкино царство" Острчила (1934). В годы оккупации Ч. в период 2-й мировой войны (1939-45) были созданы патриотич. соч. "Йиржи из Кунштата и Подебрад" О. Хлубны, "Симфония Свободы" (1941) Э. Шульгофа,"Красноармейская симфония" И. Станислава, оперы "Пламя" Я. Гануша, "Ян Гус" К. Горкого, кантаты "О родной земле" О. Еремиаша, "Сватовацлавский триптих" Новака, пьеса для оркестра "Памятник Лидице" (1943) и 3-я симфония (1944) Б. Мартину. MH. композиторы прибегали к зашифровке своих муз. мыслей, криптограммам, аллегориям, цитатам из широко известных патриотич. нар. произв., в т. ч. из гуситских песен. Исполнители включали в свои программы революционные, гуманистические по духу классич. произв. В Движении Сопротивления участвовали словацкие музыканты Я. Циккер, И. Кресанек, T. Андрашован; в годы оккупации погибли мн. прогрессивные музыканты - P. Карел, Я. Текли, Э. Шульгоф, Г. Клейн, П. Хас и др. После победы над фашизмом (1945), с установлением в Ч. нар.-демократич. строя организованы: синдикаты - чешских, затем словацких композиторов, новый оперный театр "Большая опера им. 5 мая" (в 1948 слилась с Нац. театром), Академия иск-в (1946). Открыты высшие уч. заведения в Братиславе и Брно, учреждён междунар. фестиваль "Пражская весна" (1946). Музыка 2-й пол. 40-х гг. отражает всесторонний подъём в стране; оптимизмом проникнуты "Майская симфония" чеш. композитора В. Новака, кантата "1945" и триптих кантат " Завещание Ю. Фучика" Я. Сейделя, симф. трилогия "Воскресение" А. Оченаша, симф. поэмы "О жизни", "Утро" и др. соч. Я. Циккера. После победы над бурж. реакцией в 1948, когда развернулось социалистическое строительство в стране, начала усиленно развиваться демократич. муз. культура. На основе синдикатов чеш. и словацких композиторов организован Союз чехосл. композиторов (1949). Соч. 50-х гг. связаны со строительством новой жизни, прославлением свободного труда, мира на земле. Эта тематика наиболее широко разработана в кантатах и массовых песнях. Выделяются кантата "Строй родину - укрепишь мир", массовые песни "Идите к нам в бригаду" и др. В. Добиаша, песни И. Станислава, оратория-кантата "Люди, будьте бдительны!" и п