БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321очётным академиком в 1900, он вместе с В. Г. Короленко в 1902 отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком.

В произв. Ч. отразилась большая полоса рус. жизни - пореформенной и предреволюционной. Уже в первые годы лит. деятельности он создал юморески, к-рые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту ранних рассказов всё более явственно проступают осн. темы: человек и его чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона. Большая группа ранних рассказов Ч. показывает торжество меркантильного духа. Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности - казённой и обывательской. Все эти "толстые и тонкие>, "хамелеоны", "свистуны", "господа обыватели", "женихи и папеньки", "интеллигенты-кабатчики" и не пытаются противопоставить себя окружаю

А. П. Чехов. "Дом с мезонином". Илл. Д. Дубинского. 1954.

щей среде. Творческий перелом, пережитый Ч. в сер. 80-х гг., состоял и в том, что появлялись новые действующие лица, противопоставленные среде, страдающие именно в силу своей человечности ("Переполох", "Анюта", "Тоска"). В творчестве зрелого Ч. конца 1880 - нач. 1900-х гг. явственно обозначается осн. направление: устремлённость к анализу того, что H. Г. Чернышевский называл влиянием "...общественных отношений и житейских столкновений на характеры" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 422-23). Ч. становится своеобразным исследователем души совр. человека. Отсюда его гл. тема - человеческое равнодушие, "сонная одурь", своего рода испытание героя, к-рый или пробуждается от духовной спячки или, махнув на всё рукой, подчиняется ей.

В пору зрелости внимание художника концентрируется на двух осн. сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. И тема равнодушия развивается по двум разным руслам: герой - либо образованный человек, душевно успокоившийся, замкнувшийся в "футляре", либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. "Футляр" становится у Ч. символом жизни, построенной на лжи, насилии, на утробной сытости одних, голоде и страданиях других. Рассказ "Студент", герой к-рого студент Иван Великопольский нашёл путь к душам двух крестьянок, Василисы и Лукерьи, открывал собой два ряда произв. 1890 - 1900-х гг. За героем рассказа "Студент" следуют персонажи повестей "Три года" (1895), "Дом с мезонином", "Моя жизнь" (оба -1896), маленькой трилогии ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"), рассказов "Ионыч" (1898), "Дама с собачкой" (1899), "Невеста"·; за Василисой и Лукерьей -"мужики" из одноим. повести и рассказа "Новая дача" (1899), сотский ("цоцкай") из рассказа "По делам службы" (1899), герои повести "В овраге" (1900).

Разобщённость интеллигенции и народа - одна из сквозных тем творчества Ч., тесно связанная с темой "футляра". Решая её, Ч. в эти годы создаёт своеобразные циклы, "художественные исследования" жизни. Наряду с "интеллигентским" и "мужицким" циклами он пишет ряд произв., изображающих купеч. царство, торгашеский "амбар", нечеловечески тяжёлый фабричный быт: "Три года",

"Бабье царство" (1894), "Случай из практики" (1898).

В произв. последних лет (рассказ "У знакомых", 1898; пьеса "Вишнёвый сад") развивается мотив оскудения и гибели "дворянских гнёзд". T. о., тема человеческого равнодушия решается не только в нравств.-психологич. плане, но и в разных социальных аспектах.

Чеховский образ "человека в футляре" вырастает в обобщающий символ бездушия и казёнщины, одновременно запугивания и запуганности. В. И. Ленин часто обращался к этому сатирич. образу-символу.

Одна из заметок в записных книжках Ч. -"Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть" (Полн. собр. соч. и писем, т. 12, 1949, с. 270) передаёт суть размышлений писателя о вере в человека и о правде его художественного изображения. Ч. исходит из веры в возможность обновления человека, его победы над "футляром". У Ч. идёт постоянная проверка веры в человека суровой правдой жизни. Есть в чеховской записи ещё одна важная сторона: лит-ра должна показывать человеку его самого, не уговаривая, не прибегая к возвышающему обману, к общим рассуждениям, авторским попыткам растрогать его.

Художеств, манера Ч. находится в глубокой, органичной связи с идейной направленностью его творчества, стремлением пробудить "душу живу" в совр. человеке. Писатель утверждает принцип сдержанного, внешне не выявленного авторского повествования: чем объективнее, тем сильнее впечатление. Чеховский принцип лаконизма, сжатости, конденсированности повествования ("Краткость - сестра таланта", там же, т. 14, 1949, с. 342) вырастал из уверенности в читательской активности, в способности читателя улавливать скрытый и сложный смысл произведения. С этим связана повыш. роль деталей, на первый взгляд мелких, малозначащих, но глубоко неслучайных, психологически и эмоционально насыщенных подробностей. У Ч. деталь оказывается не только намёком на важное и характерное, но и носителем внутр. движения рассказа, повести, пьесы. Таковы зонтик Юлии в повести "Три года"; экипаж, в к-ром ездит доктор Старцев ("Ионыч"); убитая птица в "Чайке".

А. П. Чехов. "Злоумышленник".Илл. К. Рогова. 1929.

Перенося центр тяжести на внутр. сюжет, историю души героя, скрытую динамику его борьбы с обстоятельствами, средой, тиной обывательского существования, зрелый Ч. отказывается от напряжённого действия, интриги, внеш. занимательности. Трагич. смысл мн. произв. Ч. именно в том, что ничего не происходит, всё остаётся по-старому. Острая интрига, игравшая важную роль в новелле-анекдоте Антоши Чехонте, в произв. зрелого Ч. оттесняется. События "растворяются" в повседневном течении жизни, в психологии. В этом - сходство сюжетного построения в прозе и драматургии Ч.

Неотъемлемой чертой Ч.-художника является углублённое понимание трагического не как страшного, исключительного, из ряда вон выходящего, но как будничного, повседневного и обыденного. "Прозаическая трагедия" тем более опасна, что губит героя незаметно, усыпляя, приучая к мысли, что иной жизни, не прозаической, быть не может. Для Ч. страшно - нестрашное, губительно - несмертельное, бескровное. С этим связана и эволюция чеховского юмора. Развитие писателя состояло не в том, что он переходил от смешного к серьёзному, но в том, что углублялось его понимание смешного как трагикомического, соединяющего улыбку, иронию и печаль. Мало у кого из рус. писателей-сатириков был такой сложный - при внеш. простоте - сплав смеха и серьёзности, сатиры и лирики, как у Ч. Его смех - не отдельная сторона художеств, дарования, это сама атмосфера произв., сложная гамма чувств - от обличения, осмеяния, "снижения" всего уклада Жизни до раскрытия грустной неприкаянности, человечности "душ" и "душечек".

А. П. Чехов. "Дама с собачкой". Илл. Кукрыннксов. 1945 - 46.

Новые пути проложил Ч. для развития рус. и мировой драматургии. Он отказывается от деления персонажей на "ангелов" и "злодеев", на односторонне изображённых носителей добра и зла. Так же, как в прозе, писатель отказывается от сюжета-интриги и переносит центр тяжести на скрытый, внутр. сюжет, связанный с душевным миром героя. Сюжет возникает не как цепь событий, но как история устремлений человека к действию, его попыток вырваться из круговорота будней, из оков "прозаической трагедии".

Пьесы Ч. строятся как многоплановое развёртывание мн. мотивов и лейтмотивов, связанных с разными человеческими судьбами. В чеховской драматургии получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутр. связей между людьми. Персонажи чеховских пьес отделены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружён в своё состояние. Диалог в чеховских пьесах тяготеет к монологизации - каждая реплика строится как своего рода "микромонолог". Однако общая лирич. атмосфера объединяет казалось бы разрозненных героев.

Уже в первых пьесах Ч. не ограничивался воссозданием бытовых реалий. Новый шаг делает он в "Чайке"; сквозь всю пьесу проходит образ, возведённый до символа, переливающийся разными значениями: образ "чайки" символизирует мечту Треплева и Нины Заречной о новом иск-ве, чистом и смелом; с этим же образом связана тема любви - раненой и трагической. Есть и другой аспект многогранного образа: чучело птицы как символ бездушного, неживого, ремесленнического иск-ва. Тяжело пережив неуспех "Чайки", Ч. неск. отступает от подобных приёмов. Однако в "Вишнёвом саде" он снова к ним возвращается. Новым содержанием наполнилось у Ч. и понятие драматургии, жанра. Автор назвал "Чайку" и "Вишнёвый сад" комедиями. Но комедийные элементы в этих пьесах неотделимы от трагедийных. Опыт рус. и мирового театра свидетельствует, что терпят поражение режиссёры, к-рые пытаются увидеть в Ч. "только сатирика", одно лишь водевильное начало или, наоборот, идут к лирич. раскрытию пьес вне их комедийной природы. Сейчас наступает время целостного и многостороннего истолкования Ч.- драматурга в его диалектической сложности, неповторимом сплаве лирического и сатирического мотивов.

Ч. выступил как преемник и продолжатель лучших реалистич. традиций рус. лит-ры. Определение Л. H. Толстого - "Чехов - это Пушкин в прозе" ("Ежемесячный журнал для всех", 1905, № 7, с. 427) помогает понять ту роль, к-рую сыграли поэтич. уроки А. С. Пушкина, его стремление к гармонич. целостности и ясности, музыкальности, его совершенное чувство ритма, по-своему преломлённое Ч.- прозаиком и драматургом. Глубокое воздействие оказало на Ч. творчество M. Ю. Лермонтова, автора "Думы" и романа "Герой нашего времени", писавшего об "остылости" души совр. человека. Лермонтовская "Тамань" для Ч.- непревзойдённый образец прозы. Отмечалось также, что в пьесах И. С. Тургенева были подготовлены нек-рые особенности драматургии Ч. с её скрытым лиризмом.

Гл. место среди предшественников и современников в творч. сознании Ч. занимал Лев Толстой, гениальными художеств, созданиями к-рого он неизменно восхищался. Ч. испытал известное влияние толстовской философии, однако в конце 90-х гг. усилились идейные расхождения между двумя писателями. Толстовская идея непротивления злу насилием вызывает противодействие Ч. Толстой упрекал Ч. в отсутствии последоват. нравств. позиции, иначе говоря,- в скептич. отношении к вере. Вместе с тем он высоко оценивал писательский дар Ч., называл его "несравненным художником". "...Благодаря своей искренности,- сказал Толстой,- Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде" (цит. по кн.:Сергеенко П., Толстой и его современники. Очерки, M., 1911, с. 226).

Ч. оказал большое влияние на развитие рус. и мировой лит-ры - прозы и драмы. У него учились молодой Горький (особенно в драматургии), Бунин, Куприн, отчасти Л. H. Андреев. О Ч.- учителе сов. драматургов писали К. А. Тренёв, A. H. Арбузов. О роли Ч. в иск-ве 20 в. говорили мн. писатели Европы и Америки. В 1919 Б. Шоу опубл. пьесу "Дом, где разбиваются сердца", написанную под явным влиянием Ч. Автор назвал её "фантазией в русском стиле на английские темы" (Избр. произв., т. 2, M., 1956, с. 286). О благотворном влиянии Ч. на англ, лит-ру писал Дж. Голсуорси. О воздействии чеховского творчества говорили А. Вюрмсер, Ф. Мориак, Э. Триоде, франц. реж. Ж. Л. Барро и Ж. Вилар. T. Манн в "Слове о Чехове" глубоко раскрыл своеобразие его идейно-творч. позиции, скромное и самоотверженное стремление служить людям неприкрашенной художеств. правдой.

Ч.- один из самых популярных драматургов совр. сов. и зарубежного театра. MH. его произв. экранизировались для кино и телевидения ("Свадьба", "Дама с собачкой", "Чайка", "Дядя Ваня", "Вишнёвый сад", юношеская драма "Безотцовщина" и др.).

Рус. дореволюц. и сов. чеховедение накопило большой опыт исследоват., текстологич. и комментаторской работы. Уже в дореволюц. годы появлялись статьи, в к-рых проза и драматургия Ч. получали глубокое истолкование (статьи M. Горького, В.Г. Короленко, H. К. Михайловского, Ф. Д. Батюшкова, Д. H. Овсянико-Куликовского, критиков-марксистов В. В. Воровского, А. А. Дивильковского). В сов. время развернулась огромная работа по собиранию и публикации лит. наследия Ч., по изучению его жизни и творчества (работы А. В. Луначарского, С. Д. Балухатого, Ю. В. Соболева, А. Б. Дермана, А. И. Роскина, К. И. Чуковского, И. С. Ежова, Г. А. Вялого, E. H. Коншиной, H. И. Гитович, M. Л. Семановой, В. В. Ермилова, Г. П. Бердникова и др.). К 100-летию со дня рождения Ч. вышли новые труды и публикации ("Литературное наследство", т. 68, и др.). Институт мировой лит-ры им. A. M. Горького издаёт академич. Полное собр. соч. и писем Ч. в 30 томах. На основе этого издания выходит серия научно-исследоват. сб-ков-спутников (1-й в. - "В творческой лаборатории Чехова", 1974; 2-й в. - "Чехов и его время", 1977; 3-й в. "Чехов и Лев Толстой" готовится к печати).

Музеи Ч. имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Ч. жила в 1886- 1890-х гг.), Мелихове, с. Лука (Сумской обл.), Ялте.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-23, СПБ, 1903-16; Поли. собр. соч., [под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого], т. 1 - 12, M. - Л., 1930-33; Поли. собр. соч. и писем, т. 1 - 20, M., 1944 - 51; Поли. собр. соч. и писем в 30 томах (издаётся с 1974).

Лит.: Биография, воспоминания, переписка: Измайлов А., Чехов. Биографич. набросок, M., 1916; Соболев Ю., Чехов, M., 1934; Д е р м а н А. Б., А. П. Чехов, M., 1939; Ермилов В., Чехов, 3 изд., M., 1951; P о с к и н А. И., Чехов. Биографич. повесть, M., 1959; Бердников Г. П., Чехов, M., 1974.

А. П. Чехов и В. Г. Короленко. Переписка, M., 1923; Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, т. 1-2, M., 1934-36; Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова, M., 1939; M. Горький и А. П. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. Сб., M., 1951; Ч е х о в a M. П., Письма к брату А. П. Чехову, M., 1954; её же, Из далёкого прошлого. Запись H. А. Сысоева, M., 1960; Б ун и н И. А., О Чехове, Собр. соч., т. 9, M., 1967; А. П. Чехов в воспоминаниях современников, [M.], 1960; Чехов M. П., Вокруг Чехова, 4 изд., [M.], 1964; Книппер-Чехова О. Л., [Воспоминания и переписка], ч. 1, M., 1972.

Основная критич. литература: Боровский В. В., Лишние люди, Соч., т. 2, M., 1931; Луначарский А. В., Чехов и его произведения как общественное явление, в его кн.: Классики русской литературы. (Избр. статьи), M., 1937; Овсяник о-К у л и к о вс к и й Д. H., Этюды о творчестве А. П. Чехова, Собр. соч., т. 5, 3 изд., M., 1923; Д е рм а н А. В., Творч. портрет Чехова, M., 1929; Соболев Ю. В., Чехов, M., 1930; Б алухатый С. Д., Чехов-драматург, Л., 1936; С т а н и с л а в с к и и К. С., А. П. Чехов в Московском худож. театре, M., 1947; Ермилов В., Драматургия Чехова, M., 1954; Семанова M. Л., Чехов в школе, 2 изд., Л., 1954; е ё ж е, Чехов и сов. лит-ра. 1917 - 1935, M. - Л., 1966; Леонов Л., Речь о Чехове, Собр. соч., т. 5, M., 1954; Строева M. H., Чехов и Худож. театр, M., 1955; Бердников Г., Чехов-драматург, Л. - M., 1957; е г о ж е, А. П. Чехов. Идейные и творч. искания, 2 изд., Л., 1970; Голубков В. В., Мастерство А. П. Чехова, M., 1958; П а п е р н ы й 3., А. П. Чехов, 2 изд., M., 1960; его же, Записные книжки Чехова, M., 1976; Александре в Б. И., А. П. Чехов. Семинарий, М.-Л., 1964; Эренбург И., Перечитывая Чехова, Собр. соч., т. 6, M., 1965; Ш а х-А з из о в а Т. К., Чехов и западноевроп. драма его времени, M., 1966; Катаев В. Б., Герой и идея в произв. Чехова 90-х годов, "Вестник МГУ. Филология", 1968, № 6; Берковский H. Я., Чехов: от рассказов и повестей к драматургии, в его кн.: Лит-pa и театр, M., 1969; Чуковский К., О Чехове, M., 1971; Чудаков А. П., Поэтика Чехова, M., 1971; Скафтымов А., Нравственные искания рус. писателей. Статьи и исследования о рус. классиках, M., 1972; А н и к с т А., Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, M., 1972; Белкин А., Читая Достоевского и Чехова. Статьи и разборы, M., 1973; Б я л ы и Г. А., Рус. реализм конца XIX в., Л., 1973; Чеховские чтения в Ялте. Сб., M., 1973; Чеховские чтения в Ялте. Чехов и театр. Сб., M., 1976; Л а кш и н В. Я., Толстой и Чехов, 2 изд., M., 1975.

Зарубежная литература: D и с 1 о s H. В., Antone Tchekhov, Ie medecin et 1'ecrivain, P., 1927; G a s p а г i n i E., Il teatro di Cechov, Mil., 1940; Triolet E., L'histoire d'A. Tchekhov. Sa vieson oeuvre, P., 1954; L a ff i t t e S., Tchekhov par lui-meme. Images et textes, P., 1955; MagarshackD., Chekhov the dramatist, N. Y., 1960; его же, The real Chekhov. An introduction to Chekhov's last plays, L., 1972; Ee km a n T. (ed.), A. Cechov. Some essays, Leiden, 1960; D и w e 1 W., A. Tschechow. Dichter der Morgendammerung, Halle/Saale, 1961; P i с с h i о R., I Racconti di Cechov, Torino, 1961; Winner T., Chekhov and his prose, N. Y., 1966; Mae g d-S о e p C. d e, Oe vrouw in het werk en het !even van A. P. Tsjechov, [Brugge - Utrecht, 1968]; Sliwowski R., Czechow w oczach krytyki s'wiatowej, Warsz., 1971.

Справочные и библиографич. работы: М ас а нов И. Ф., Чеховиана, в. 1, M., 1929; Фридкес Л. M., Описание мемуаров о Чехове, M. - Л., 1930; Архив А. П. Чехова. Аннотированное описание писем к А. П. Чехову, в. 1-2, M., 1939-41; Гитович H.И., Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, M., 1955; А. П. Чехов. Рукописи. Письма... Описание материалов ЦГАЛИ СССР, M., 1960; Полоцкая Э. А., Библиография воспоминаний о Чехове, в кн.: Лит. наследство, т. 68, M., 1960. 3. С. Паперный.

ЧЕХОВ Михаил Александрович [16(28).8. 1891, Петербург,- 30.9.1955, Беверли-Хилс, Калифорния], русский актёр, режиссёр, педагог. Засл. арт. Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. В 1911 окончил Театр, школу А. С. Суворина в Петербурге; работал в театре Суворина (Фёдор-"Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого). В 1913 вступил в труппу MXT, участвовал в работе 1-й Студии MXT. Peтающее влияние на Ч. оказали театр, и этич. идеи К. С. Станиславского, Л. A. Cyлержицкого и E. Б. Вахтангова. Обострённое восприятие мира, эмоциональная заразительность, блестящий дар импровизации, виртуозное мастерство выдвинули Ч. в число крупнейших рус. актёров. Среди его лучших работ: Фрезер ("Потоп" Бергера), Мальволио ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Эрик XIV ("Эрик XIV" Стриндберга), Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Аблеухов ("Петербург" Белого), Хлестаков ("Ревизор" Гоголя).В 1919-22 Ч. руководил студией ("Чеховская студия "1. В 1924 стал во главе 1-й Студии MXT, преобразованной в том же году во MXAT 2-й. Однако разногласия внутри театра, а также противоречия в мировоззрении Ч. привели его в 1928 к уходу из MXATa 2-го. В том же году Ч. уехал за границу. Чуждые театр, среда и язык пагубно отразились на творчестве Ч. (создал лишь два значительных сценич. образа: Иоанн Грозный -"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, Фома Опискин - "Село Степанчиково" по Достоевскому). Попытки Ч. организовать репертуарные театры в Париже, Праге, Нью-Йорке кончались неудачей. Он руководил студиями в Литве, Латвии (1932-34), Великобритании, группой "Экторс лаборатори" в Голливуде (1940-е гг.). Снимался в кино. Среди его учеников: англ, актёр П. Роджерс, амер. киноактёры Г. Пек, Ю. Бриннер и др.

Автор книг "Путь актёра" (1928) и "О технике актёра" (1953).

Лит.: Дикий А, Д., Повесть о театральной юности, M., 1957; M а р к о в П. А., Первая студия MXT (Сулержицкий - Вахтангов - Чехов), в его кн.: Правда театра, M., 1965; Г р о м о в В., Михаил Чехов, M., 1970; Моров А., Трагедия художника, M., 1971.

ЧЕХОВ Николай Владимирович [15(27). 6.1865, Петербург,-8.11.1947, Москва], советский педагог, профессор (с 1923); доктор пед. наук (с 1940), засл. деят. науки РСФСР (с 1940), действит. чл. АПН РСФСР (1944). После окончания в 1888 историко-филологич. ф-та Петербургского ун-та - учитель в школах Тульской и Московской губ., Екатеринославской ж. д., Твери, Петербурга и Москвы, деятель земской школы (см. Земские школы), просветитель-демократ, организатор ряда учительских обществ, курсов и съездов. В годы Революции 1905- 1907 - один из руководителей Всерос. союза учителей и деятелей по нар. образованию (см. Всероссийский учительский союз). С 1910 председатель совета Моск. жен. пед. курсов им. Д. И. Тихомирова.

После Окт. социалистич. революции 1917 на ответств. работе в Наркомпросе РСФСР, преподавал педагогику и методику рус. яз. на пед. ф-те 2-го МГУ, Высш. научно-пед. курсах, вёл науч. работу в Ин-те детского чтения, Ин-те науч. педагогики. Осн. труды по истории рус. школы, организации дет. чтения, методике преподавания рус. языка в школе. Награждён орденом Ленина (1945).

Соч.: Народное образование в России с 60-х годов XIX в. [Сборник], M., 1912; Введение в изучение детской литературы, M., 1915; Типы русской школы в их историческом развитии, M., 1923; Картинный словарь русского языка. Наглядное учебное пособие для учащихся нерусских начальных школ, ч. 1, 10 изд., ч. 2, 9 изд., M., 1961 (совм. с M. Ф. Робинсон и X. Г. Хакимовым).

Лит.: Медынский E. H., Старейший советский педагог H. В. Чехов, "Советская педагогика", 1945, № 9; Седельниковa M. В., H. В. Чехов - видный деятель народного просвещения, M., 1960. С. Ф. Егоров.

ЧЕХОВ (до 1954 - Л о п а с н я), город областного подчинения, центр Чеховского р-на Московской обл. РСФСР. Расположен на автомагистрали Москва - Симферополь. Ж.-д. станция в 77 км от Москвы. 43 тыс. жит. (1974). 3-ды: энергетич. машиностроения, регенератный, "Гидростальконструкция"; полиграфич. и мебельный комбинаты, комбикормовый з-д, кондитерская ф-ка. Переименован в честь А. П. Чехова. В 12 км от города, в Мелихове,- Лит.-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.

Лит.: П р о к и н А., Соловьёв Ю., Город Чехов и его окрестности, M., 1977.

ЧЕХОВ (до 1947 - Нода), город в Холмском р-не Сахалинской обл. РСФСР. Расположен на зап. побережье юж. части о. Сахалин, на берегу Японского м. (Татарский пролив). Ж.-д. станция. 3-ды: целлюлозно-бумажный, судоремонтный, винно-водочный, молочный. Рыболовецкий колхоз.

ЧЕХОВИЧ (Czechowicz) Юзеф (15.3. 1903, Люблин,- 9.9.1939, там же), польский поэт. Учительствовал. В 1924-25 издавал журн. "Рефлектор" ("Reflektor"). Творчество Ч. (сб-ки стихов "Камень", 1927; "Баллада с той стороны", 1932; "Человеческий голос", 1939, и др.), воссоздающее атмосферу жизни польской провинции и отразившее предчувствие неизбежной ломки бурж. мира, развивалось от формальных экспериментов к всё более ясной реалистич. поэтике. Погиб при бомбардировке Люблина гитлеровцами.

С о ч.: Wiersze wybrane, Warsz., 1967; Poezje wybrane, Warsz., 1968; Wybor poezji, Wr., 1970; Wyobraznia stwarzaja.ca. Szkice literackie, Lublin, 1972.

Лит.: W у k a K., J. Czechowicz, в его кн.: Rzecz wyobrazni, Warsz., 1959; G r a 1 e ws k i W., Stalowa tecza. Wspomnienia о J. Czechbwiczu, Warsz., 1968; Spotkania z Czechowi-czem, Lublin, 1971.

ЧЕХОВСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, крупнейшее полиграфич. журнальное предприятие СССР. Находится в г. Чехове Моск. обл. Стр-во начато в 1959, в 1966 вступила в строй 1-я очередь комбината, а в 1972 - 2-я очередь. С 1975 Ч. п. к.- головное предприятие производств, объединения "Периодика". Комбинат оснащён совр. высокопроизводит. оборудованием и применяет передовую технологию высокой, офсетной и глубокой печати, а также фотонабор и автоматич. линии для изготовления книг и брошюр. В 1975 на комбинате печаталось 235 наименований