БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

219703182355219854932152), M. Майеровой (1882-1967). С. В. Никольский.

Образование Чехословацкой республики (1918) и подъём рабочего движения в стране положили начало новому периоду развития лит-ры. Большое воздействие на формирование прогрессивной чешской лит-ры оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. В 20-е гг. в чеш. лит-ре зарождается революц. направление (3. Неедлы, 1878- 1962; Нейман, Ольбрахт, Майерова, объединение молодых писателей и художников "Деветсил" и др.). В нач. 20-х гг. возникло пролет, течение в поэзии, теоретиками к-рого были Нейман, И. Гора (1891- 1945), И. Волькер (1900-24). Революц. мотивами пронизан сб. "Город в слезах" (1921) Я. Сейферта (р. 1901); поэтич. сб-ком "Красные песни" (1923) Нейман утверждал новые жанры гражд. и агитац. лирики. Творчество Волькера (сб. "Час рождения", 1922) воплотило идеалы революц. гуманизма, а в плане поэтики ознаменовало усиление метафоричности и поиски новых форм свободного стиха. В поэме В. Незвала (1900-58) "Удивительный кудесник" (1922) своеобразно преломились революц.-романтич. тенденции. В сер. 20-х гг. "Деветсил" отказался от программы пролет, поэзии и выдвинул авангардистскую концепцию поэтизма, согласно к-рой единственно революц. иск-вом является "чистый лиризм" (теоретик К. Тейге, 1900-51; поэты Незвал, Сейферт, К. Библ, 1898-1951). Однако, вопреки декларациям, лучшие произведения поэтистов продолжали пролет, традиции. Новаторским достижением революц. искусства явилась поэма Незвала "Эдисон" (1928). Проза 20-х гг., связанная с пролет, направлением, представлена антимилитаристским сатирич. романом Гашека "Похождения бравого солдата Швейка во время второй мировой войны" (1921- 1923, не окончен), реалистич. романами Майеровой "Лучший из миров" (1923), Ольбрахта "Анна-пролетарка" (1928), романом-притчей В. Ванчуры (1891-1942) "Пекарь Ян Маргоуль" (1924) и др. Линию критич. реализма продолжали A. M. Тилыпова (1873-1957), К. Новый (р. 1890), Б. Кличка (1897-1943) и др. Своеобразным явлением, сочетающим элементы антибуржуазной сатиры и социальной утопии, были романы и пьесы К. Чапека.

В 30-е гг. критики-марксисты Ю. Фучик (1903-43), Б. Вацлавек (1897-1943), К. Конрад (1908-41), Л. Штолл (р. 1902) разрабатывали теоретич. проблемы социалистич. реализма. В рамках Левого фронта (создан в 1930) велась полемика с группой сюрреалистов, образованной Незвалом в 1934. На базе социалистич. реализма было создано объединение "Блок" (1935), в к-рое вошли и словацкие писатели. Прогрессивный лагерь противостоял католич. писателям (Я. Дурих, 1886-1962, и др.), рурализму, отражавшему идеологию реакц. Аграрной партии, и др. Видное место занимала гражд. и филос. лирика Неймана, пролет, поэзия Я. Ноги (1908-66), И. Тауфера (р. 1911), Ф. Нехватала (р. 1905). Незвал наряду с сюрреалистическими создавал злободневные политич. стихи. Социальная направленность отличает поэзию В. Завады (р. 1905); борющейся Испании поев, стихи Неймана, Ф. Галаса (1901-49). С др. стороны, в поэзии Галаса и В. Голана (р. 1905) проявились экзистенциалистские тенденции; к "чистой лирике" обратились Гора и Сейферт. Перед угрозой гитлеровской агрессии передовые чеш. поэты объединились в русле антифашистской патриотич. лит-ры. Проза 30-х гг. ознаменовалась расцветом романа социалистич. реализма. Социальная направленность сочетается с глубоким психологизмом в романах "Сирена" (1935) Майеровой; "Люди на перепутье" (1937; 1-я часть трилогии) M. Пуймановой (1893-1958); "Ботострой" (1933) T. Сватоплука (1900-72); "Истоки" (1924-33, не завершён) Я. Кратохвила (1885-1945); "Три реки" (1936) Ванчуры. Ольбрахт в романе "Никола Шугай - разбойник" (1933) органично включил в художеств, ткань реалистич. произв. мотивы нар. легенд. В жанре очерка и репортажа работали Фучик и Пуйманова, создавшие книги об СССР. Междунар. признание получил антифашистский сатирико-филос. роман "Война с саламандрами" (1936) Чапека. Значит, достижением драматургии стали также его антифашистские пьесы "Белая болезнь" (1937) и "Мать" (1938). От отвлечённо-философской к реалистич. драме эволюционировал Ванчура.

Авангардистскую критику представлял в эти годы Тейге; "академическую" - пражские структуралисты (см. Пражский лингвистический кружок); общедемократической ориентации придерживался Шальда.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в фаш. тюрьмах и концлагерях погибли Ванчура, Фучик, Конрад, Кратохвил, Вацлавек и др. Определяющими в лит-ре были идеи антифаш. Сопротивления: "Картины из истории чешского народа" (т. 1-3, 1939-40) Ванчуры, "Репортаж с петлёй на шее" (опубл. 1945) Фучика, поэзия Галаса, Неймана и др.

В первые послевоен. годы центр, темой стала нар.-освободит, борьба и победа над фашизмом: поэзия Ф. Грубина (1910- 1971), Незвала, Голана, Неймана, Галаса, Пуймановой; проза Я. Дрды (1915- 1970) и др. Вместе с тем ещё сохраняли позиции представители бурж. идеологии. После победы над реакцией в февр. 1948 начался новый этап в борьбе за социалистич. лит-ру.

В 50-е гг. проза тяготела к крупным эпич. полотнам. Историч. судьбы чеш. народа, его путь к социализму показаны в романах Пуймановой ("Игра с огнём", 1948; "Жизнь против смерти", 1952), А. Запотоцкого (1884-1957) и др. Социалистич. строительству поев, романы "Наступление" (1951) и "Битва" (1954) В. Ржезача (1901-56), "Без шефа" (1953) Сватоплука, "Крестьянин" (т. 1-2, 1955-58) Б. Ржиги (р. 1907). К сложным конфликтам современности обратились Я. Отченашек (р. 1924; роман "Гражданин Брих", 1955), 3. Плугарж (р. 1913) и др. Актуальной оставалась тематика антифашистской борьбы: "Хромой Орфей" (1964) Отченашека, "Картотека живых" (1956) H. Фрида (1913-76). В жанре историч. романа выступили В. Нефф (р. 1909), И. Томан (1899-1977) и др. Мировую известность получила поэма "Песнь мира" (1950) и др. произв. Незвала. Духовный мир современника, антимилитаристский пафос воплощены в поэзии Завады, Грубина, Тауфера, И. Скалы (р. 1922). Широко представлена интимная и пейзажная лирика (M. Флориан, р. 1931, и др.). Психологич. пьесы из совр. жизни создал Грубин ("Хрустальная ночь", 1961, и др.), антивоенную филос.-фантастич. драму - Незвал ("Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой", 1956).

К сер. 60-х гг. в лит-ре стали нарастать нигилистич. тенденции, особенно проявившиеся во время политич. кризиса (1968) и нередко переходившие в отрицание социалистич. действительности, усилилось влияние зап. модернизма - "нового романа", драмы абсурда, "конкретной" поэзии. После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) развернулась борьба за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и лит-ры. Союз чешских писателей (май 1972) объединил лит. силы Ч. на базе социалистич. реализма. В нач. 70-х гг. восстановлена преемственность с лучшими традициями предшествующего периода, наступил новый подъём социалистич. лит-ры Ч. Значит, поэтич. произв. создали Завада (сб. "На пороге", 1970), Тауфер, Скала, И. Рыбак (р. 1904), Флориан, В. Гонс(р. 1938; поэма "Февраль", 1973). Проблемы строительства нового общества и социалистич. морали поднимают романы "Святой Михал" (1971) и "Гнездо аиста" (1976) Я. Козака(р. 1921), "Доктор Мелузин" (1973) Ржиги, "Мой мальчик и я" (1974) Я. Коларовой (р. 1919) и др. В области лит. критики активно выступили Штолл, Тауфер, И. Гаек (р. 1919), В. Достал (1930-75), Ш. Влашин (р. 1924), Г. Грзалова(р. 1929), В. Рзоунек (р. 1921) и др. С. А. Шерлаимова.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В Ч. сохранились палеолитич. скульптура, керамика эпохи неолита (каннелированная, с "ленточным", "шнуровым" и др. орнаментами), памятники иск-ва протославян, галъштатской культуры и латенской культуры. К 7 в. относится др.-слав, керамика (сосуды т. н. пражского типа), к 8-10 вв.- остатки слав. городищ с бревенчатыми укреплениями (в Праге, Старе-Место близ Угерске-Градиште), ювелирные изделия из серебра, золота и бронзы. После принятия католичества строились кам. церкви, близкие как византийским (остатки храма близ Старе-Место, 9 в.), так и западноевропейским, гл. обр. каролингским, образцам (храм-ротонда св. Вита в Праге, ок. 930). В 11-13 вв. сложился романский стиль (строгие по формам базилики св. Вита, 11 в., и св. Ииржи, 12 в.- в Пражском Граде). С ростом городов, возникавших близ замков феодалов, началось стр-во кам. домов и укреплений. В изобразит, иск-ве 11-13 вв. скрещивались воздействия Германии и Византии ("Вышеградский кодекс", 1085; росписи с изображениями представителей рода Пржемысловичей в ротонде св. Kaтержнны в Зноймо, 1134). Выразительностью упрощённых форм отличаются рельефы, украшавшие базилику св. Йиржи в Пражском Граде (12 в.), и др.

В сер. 13 - 1-й пол. 15 вв. укрепление феод, гос-ва, подъём гор. культуры, мощные обществ, движения, вылившиеся в гуситские войны, вызвали расцвет готич. иск-ва. Строгая величественность форм, сдержанность нарядного конструктивно ясного декора характерны для построек 14 в. [вост. часть собора св. Вита в Праге с изящными сетчатыми сводами, с 1344, продолжен в 1356-99 Петром Парлержом (гм. Парлер), ратуша Старе-Место и Карлов ун-т, 14 в.,- в Праге]. Смелостью арочных конструкций отличаются мосты 13-14 вв. в Праге (Карлов мост, 1357-78, П. Парлерж), Писеке, Роуднице. В 14-15 вв. перестраиваются старые и сооружаются новые города (Hoве-Место в Праге), приобретающие регулярную планировку и прямоугольную центр, площадь (Ческе-Будеёвице, Тельч, Чески-Крумлов и др.). Замки феодалов в 13-16 вв. состояли из "града" и "предградья" и обычно имели донжон и часовню, внутр. дворы с готич. аркадными галереями, парадные помещения с сетчатыми сводами (замки в Кршивоклате, 13-16 вв., Звикове, 13 в., и др.). Естеств. связью с ландшафтом, ритмич. стройностью композиции отличается замок Карлштейн. Во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. в архитектуре усиливается декоративное начало, усложняются узоры сводов (Владиславский зал в Пражском Граде, арх. Б. Рейт; храм св. Барбары в Кутна-Горе). Базиликальные храмы сменяются зальными (храм Вознесения Марии в г. Мост, 1-я пол. 16 в.). Разделённые на нефы зальные помещения приобретают и нек-рые из ратуш (ратуша в Таборе, 14-16 вв.).

"Крумловская мадонна". Дерево. Конец 14 в. Реплика. Национальная галерея. Прага.



В изобразит, иск-ве 14 в. творчески осваиваются художеств, традиции Франции, Германии и Италии. В скульптуре канонически-строгие образы ("Мадонна из Страконице", сер. 14 в.) сменяются тяготением к лиризму и изяществу изображений (статуи Мастера Михельской Мадонны, 2-я четв. 14 в.). Для живописи характерны сочетание изысканной графичности рисунка с попытками пластич. моделировки форм ("Роудницкая пределла", ок. 1340), поиски жизненной убедительности композиции, звучность колорита (Мастер Вышебродского алтаря, сер. 14 в.). Реалистич. тенденции эпохи готики достигают вершины во 2-й пол. 14 в., в эпоху правления короля Карла IV (скульптурные портреты трифория собора св. Вита в Праге, 1374-85, П. Парлерж, отмеченные яркостью характеристик, ясностью пластич. формы; живописные изображения святых для часовни замка Карлштейн, ок. 1357-67, мастер Теодорик, отличающиеся монументальностью, смелой наблюдательностью, мягкостью моделировки форм).

Мастер Вышебродского алтаря. "Рождество". Середина 14 в. Национальная галерея. Прага.

В живописи Мастера Тршебоньского алтаря (4-я четв. 14 в.) нарастает драматизм, образы приобретают острую характерность, цветовая гамма - эмоциональную напряжённость. В кон. 14 в. распространяется "мягкий стиль". С нач. 15 в. в изобразит, иск-ве укрепляется светское начало, а порой и антиклерикальная направленность (миниатюры Йенского кодекса, нач. 16 в.). В 14-15 вв. переживают расцвет миниатюра ("Житие аббатисы Кунгуты", до 1320, и др.) и декоративно-прикладное иск-во Ч. (художественное стекло, шитьё серебром и золотом, ювелирное иск-во, витражи, мозаики).

После утверждения в Ч. господства династии Габсбургов (1526) в иск-ве усиливается светское начало.

Мастер Тршебоньского алтаря. "Воскресение Христа". 4-я четверть 14 в. Национальная галерея. Прага.

В зодчестве распространяется стиль ренессанса, принесённый гл. обр. итал. архитекторами (окружённый изящной арочной галереей дворец Бельведер, ок. 1535-63, зал для игры в мяч в королев, саду, 1560-е гг., Шварценбергский дворец - все в Праге). В духе ренессанса перестраиваются замки, в к-рых появляются галереи с ордерными аркадами, лоджии, парадные залы (замки в Пардубице и Йиндржихув-Градце). Своеобразное преломление стиль ренессанса получает в сер. 16 - нач. 17 вв. в гор. стр-ве, где он сталкивается с живучими готич. формами. Дома богатых горожан украшаются узорными фронтонами и аттиками, арочными галереями, эркерами, росписями сграффито (ансамбли домов в Таборе, Тельче, Пардубице, Литомержице и др.).

В кон. 15-16 вв. веяния ренессанса проникли в алтарную живопись (Мастер Литомержицкого алтаря). Развились светские жанры (декоративное убранство из стукко, росписи сграффито, надгробия с упрощёнными портретными изображениями умерших). На рубеже 16 и 17 вв. Прага становится одним из последних центров европ. маньеризма. При дворе Рудольфа II работают крупные итал., нидерл. и нем. мастера (Б. Спрангер, Дж. Арчимбольдо, А. де Врис).

К. Ш к р е т а. "Портрет мужчины с длинными волосами".1635-45. Деталь. Национальная галерея. Прага.



Новый подъём архитектуры начинается со 2-й пол. 17 в. Стиль барокко получает распространение в дворцовом зодчестве. Постройки этого времени в Праге, оригинально преломляющие формы итал., австр. и франц. зодчества, отличаются композиц. гибкостью, праздничным великолепием, изяществом декора (Чернинский дворец, 1669-1750; дворцы Кинских, с 1755, арх. К. И. Динценхофер и др., Клам-Галласов, ок. 1713, арх. И. Б. Фишер фон Эрлах). С дворцами связаны богатые садово-парковые комплексы. В готич. силуэты городов внесли новые акценты барочные церкви - однонефные или центрические, с величеств, куполами, многоярусными башнями, нарядным пластическим декором (храм св. Микулаша на Мала-Стране в Праге, 1704-55, проект арх. К. И. Динценхофера).

Для изобразит, иск-ва эпохи барокко (17-18 вв.) свойственны реалистич. и демократич. тенденции (портреты и настенные росписи К. Шкреты, П. Брандля; величественные, экспрессивные фрески и пейзажи В. В. Рейнера; портреты Я. Купецкого, гравюры В. Голлара, натюрморты Я. P. Биса, Я. В. Ангермайера). В скульптуре выделялись M. Б. Браун и Ф. M. Брокоф (исполненные выразит, пластичности статуи Карлова моста в Праге, кон. 17 - нач. 18 вв.). В сер. 18 в. появились веяния рококо и классицизма (скульптура И. Ф. Платцера, изящные жанровые сцены живописца H. Грунда). В 17-18 вв. высокого уровня достигали художеств, стекло, обработка металла, вышивка.

В кон. 18 - нач. 19 вв. (период т. н. Чешского возрождения) с развитием нац.-освободит, движения в чеш. землях иск-во включается в борьбу за нац. самоутверждение. В архитектуре после кратковременного и ограниченного распространения классицизма с сер. 19 в. утвердилось направление "нац. романтики" со свойственными ему тенденциями эклектизма. Парадной монументальностью и богатством убранства отличались в 1860-90-х гг. постройки в духе неоренессанса и необарокко (Нац. театр, 1868-83, арх. И. Зитек, И. Шульц, т. н. Рудольфинум, 1876-84, Нац. музей, 1885-90,- все в Праге). В кон. 19- нач. 20 вв. стиль "модерн" сменяется тенденциями рационализма (постройки Я. Котеры в Градец-Кралове, Простеёве, О. Новотного в Праге)

Б. Браун. "Св. Иуда Тадеаш". Дерево. 1712. Деталь. Национальная галерея. Прага.


На развитие изобразит, иск-ва оказало влияние основание "Патриотич. об-ва друзей иск-ва" (1796) и AX (1799) в Праге. В 1-й пол. 19 в. наряду с распространением классицизма и романтизма наметились реалистич. тенденции. Ряд художников обратился к темам нац. истории, образам современников (офорты Л. Коля, литографии и портреты A. Maхека).

"Портрет кузнеца Иеха". 1860. Национальная галерея. Прага.

Актуальное значение приобрёл пейзаж, для к-рого было свойственно поэтич. истолкование мотивов нац. природы (К. Постль, А. Косарек, А. Манес). Свободой и изысканной лёгкостью манеры выделялись жанровые сцены и натюрморты И. Навратила. В период Революции 1848-49 большое значение приобрела тема народа. Наиболее яркое воплощение она нашла в творчестве И. Манеса, отмеченном чертами романтизма. Наряду с опоэтизиров. сценами нар. жизни, обобщёнными панорамами природы он создавал меткие по наблюдениям портреты, лирич. иллюстрации к нар. песням. В произв. Я. Чермака воспевалась освободит, борьба слав, народов. В кон. 1850-60-х гг. демократич. реализм был представлен портретами и натюрмортами К. Пуркине, отличающимися энергичной и материально-сочной манерой живописи. В последней трети 19 в. существенную роль играло т. н. поколение Нац. театра во главе с живописцем M. Алешем, продолжавшим традиции И. Манеса. Он обращался к нар. преданиям, событиям нац. истории, к иллюстрированию нар. песен и утверждал демократич. начала и лирико-эпическую тенденцию в иск-ве. В работах последователей И. Манеса (Ф. Женишек, И. Тулька), а также в историч. композициях В. Брожика проявлялось воздействие академизма. Монументальные эпич. пейзажи создавал Ю. Mapжак. К пленэрной живописи обращался с 1880-х гг. пейзажист А. Хиттусси. Ведущим скульптором был в кон. 19 в. И. В. Мысльбек.

Иск-ву нач. 20 в. свойственны противоречивые черты. Прогрессивное направление складывалось в борьбе с декадентскими тенденциями.

Я. П рейс л е р. "Наездники". 1910 - 1913. Национальная галерея. Прага.

Ведущую роль в пейзажной живописи играли ученики Ю. Маржака - Ф. Каван, Б. Дворжак, А. Кальвода. Эпич.-обобщённые образы родной природы создавал художник-импрессионист А. Славичек. Лирико-поэтич. начало преобладало в пейзажах А. Гудечека, в живописи M. Йиранека. Красочные сцены крест, жизни выполняли И. Упрка и Jl. Куба. Социально-критич. тенденции проявились в монументально-суровых картинах и офортах К. Мысльбека. Черты символизма были свойственны мечтательным, исполненным смутной тревоги картинам и росписям Я. Прейслера, композициям и карикатурам Ф. Купки. В картинах и гравюрах M. Швабинского символизм сочетался с ярким жизнеутверждением. Высокого уровня достигла графика (офорты З. Браунеровой, T. Ф. Шимона), развивавшаяся гл. обр. в рамках стиля "модерн" (гравюры В. Прейссига, плакаты А. Мухи, А. Хофбауэра, книжное оформление И. Лады, А. Кашпара, А. !Лайнера). В скульптуре на рубеже веков выделялись работы С. Сухарды, И. Маржатки, Я. Штурсы и О. Шпаниеля, а также Л. Шалоуна и Ф. Билека. К нач. 20 в. относятся опыты синтеза иск-в (творч. содружество арх. Я. Котеры и живописца Я. Прейслера). Многие художники (Ф. Билек, А. Муха, С. Cyхарда) уделяли внимание развитию декоративно-прикладного иск-ва (стекла, керамики, оформления интерьеров). В кон. 1900-10-х гг. обращение к европ. авангардизму (живопись в духе фовизма и кубизма Б. Кубишты, Э. Филлы, В. Новака, А. Прохазки) сочеталось с попытками его нац. истолкования (живопись и графика В. Шпалы, И. Чапека, Я. Зрзавого, P. Кремлички). Национальным художеств, традициям следовали живописцы В. Рабас, В. Рада, В. Седлачек.

Образование независимого бурж. Чехословацкого гос-ва (1918) способствовало новому подъёму художеств, культуры, на развитие к-рой начало оказывать всё большее влияние коммунистическое и рабочее движение. В архитектуре 1920- 1930-х гг. сложилась нац. школа функционализма, крупнейшими представителями к-рой были И. Гочар, К. Гонзик, И. Гавличек. Наряду с сооружением вилл и обществ, зданий (постройки И. Гочара в Градец-Кралове) осуществлялись первые опыты рациональной жилой застройки и типизации стр-ва (г. Злин, ныне Готвальдов). В большей же части городов Ч. до сер. 20 в. преобладала ср.-век. застройка, на их окраинах вырастали р-ны трущоб. Важными событиями явились завершение зап. части собора св. Вита в Праге (1929) и сооружение Нац. памятника Освобождения на горе Витков (с 1929, арх. Я. Зазворка).

В изобразит, иск-ве 1920-30-х гг. в обстановке сложной идейно-художеств. борьбы укрепились реалистич. и демократич. тенденции. Многие художники-авангардисты обратились к традициям реализма (пейзажи, натюрморты, жанровые сцены В. Новака, О. Неедлы, О. Kyбина и др.) В творчестве И. Чапека, В. Шпалы, И. Лады усилилось нар. начало. В пейзажах и сценах нар. жизни В. Рабаса, В. Рады, В. Седлачека продолжали развиваться нац. традиции реализма. В 1920-30-х гг. складывается т. н. социальное искусство, правдиво отражающее жизнь и борьбу рабочего класса. В творчестве его представителей (живописцы К. Голан, П. Котик, M. Голи, графики В. Силовский, Я. Рамбоусек, К. Штика, скульпторы К. Котрба, К. Покорный, Я. Лауда, О. Гутфрёйнд) усиливается драматизм, используются отдельные приёмы экспрессионизма и примитивизма. В работах ряда художников, примыкавших к коммунистическому движению (К. Тейге, Ф. Музика, И. Шима), проявляются тенденции конструктивизма и т. н. поэтизма. В период наступления фашизма крепнет антифашистская политическая, карикатура (Ф. Бидло, А. Пельц, И. Чапек). Новое развитие получает социальное иск-во (К. Штех). Произведения, утверждающие мужество пролетариата и красоту труда, создаёт К. Покорный. Тема родины обретает новое звучание в пейзажах и крест, сценах В. Рабаса, В. Рады, Б. Дворского. Антивоенная и антифаш. направленность свойственна исполненным трагизма композициям Э. Филлы, И. Чапека, В. Сихры, В. Титтельбаха, Ф. Музики, к-рые прибегают к символам и иносказанию, а порой и к сюрреалистич. зашифрованности образов.

И. В. Мысльбек. Памятник ев. Вацлаву в Праге. Бронза. 1912- 1913.

Прогрессивные нац. традиции сохранялись и в период немецкой оккупации. Многие художники погибли в концлагерях.

Освобождение Чехословакии от фаш. гнёта (1945) и победа нар.-демократии, строя открыли перед иск-вом новые перспективы. Достижения в области типизации и индустриализации стр-ва получили широкое развитие. В 1948 были сооружены новые жилые р-ны в Праге, Готвальдове, Горни-Литвинове, Оломоуце, Зноймо и др. городах со школами, больницами, спортивными сооружениями, обществ, центрами. Были созданы гидростанции на Лабе и Влтаве, выросли новые города (Млада-Болеслав). В кирпичных жилых зданиях нач. 1950-х гг. применялись нац. орнаменты. С сер. 1950-х гг. распространились строгие по формам дома из крупных блоков и панелей. Периметральная застройка сменилась гибкой свободной планировкой. Для обществ, построек 1960-х гг. характерны рациональная простота и строгое изящество форм, тонкое использование выразительности совр. материалов (стекла, алюминия, пластиков). С нач. 1970-х гг. начались поиски пластич. выразительности и индивидуального облика зданий (Федеральное собрание в Праге, 1970-73, арх. К. Прагер).

После 1945 к антифашистской и историко-революц. темам, темам социалистич. строительства обращаются живописцы и графики Э. Филла, И. Брож, 3. Сейдль, А. Падерлик, В. Седлачек, Л. Шимак и др. Памятники в честь Победы, героев пражского восстания, сов. воинов, деятелей чеш. культуры создают В. Маковский, _К. Лидицкий, К. Покорный, И. Вагнер, И. Малейовский. Новый подъём переживает творчество старейших мастеров-реалистов (M. Швабинского, В. Рабаса, Л. Кубы, В. Седлачека, Я. Зрзавого, В. Новака и др.). Получает развитие монументально-декоративное иск-во (мозаики В. Сихры, M. Швабинского, сграффито А. Забранского, фрески В. Титтельбаха), книжная графика (К. Сволинский, Ц. Боуда,В. Фиала,