БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 отменила в нарушение союзного договора 1805 с Россией свободный пропуск рус. кораблей через проливы. Вслед за тем во время рус.-тур. войны 1806-12 Великобритания навязала Турции договор (1809), к-рый под видом -"древнего правила Османской империи" воспрещал пропуск через Ч. п. воен. кораблей любой иностр. державы (см. в ст. Англо-турецкие договоры). Ункяр-Искелесийский договор 1833, фактически восстановив русско-тур. союз, обязал Турцию закрывать по требованию России Дарданеллы для прохода воен. кораблей др. гос-в. Однако уже Лондонская конвенция 1840 возродила якобы всегда существовавшее "древнее правило Османской империи".

Первое многостороннее междунар. соглашение о Ч. п.- Лондонская конвенция 1841 подтвердила "древнее правило" и превратила его в междунар. обязательство. T. о., Турция и Россия утратили принадлежавшее им право самостоятельно, двусторонними соглашениями регулировать порядок допуска воен. судов в Чёрное м. и выхода из него. Русский воен. флот оказался запертым в Чёрном м. Запрещение же воен. кораблям нечерноморских гос-в проходить в Чёрное м. не представляло для России значит, ценности, тем более, что оно предусматривалось конвенцией 1841 лишь на мирное время. Между тем Турция, попадая во всё большую зависимость от зап.-европ. держав, нередко делала для них исключения из "древнего правила". Это явилось одним из важных побудит, мотивов, толкнувших царскую Россию в 1853 на войну с Турцией (см. Крымская война 1853- 1856). Завершивший эту войну Парижский мирный договор 1856 воспретил России под видом обязательства поддерживать "нейтрализацию" Чёрного м. проведение эффективных мер для защиты своего Черноморского побережья. В 1870 рус. пр-во отказалось признавать статьи Парижского договора о "нейтрализации" Чёрного м.; Лондонская конвенция 1871 санкционировала отмену этих статей.

Однако режим Ч. п. был определён в этой конвенции почти на той же основе, что и в 1841. Та же система была сохранена Берлинским трактатом 1878 (см. в ст. Берлинский конгресс 1878).

Вплоть до 1-й мировой войны рус. дипломатия тщетно пыталась изменить невыгодный для России режим Ч. п. Бывали случаи, напр, в 1891 и 1894, когда тур. султан выдавал фирманы на проход русских воен. кораблей через Босфор и Дарданеллы (без вооружения и без вооруж. охраны), но нечерноморские державы затрудняли получение таких разрешений, а в период рус.-япон. войны 1904-05 Великобритания устроила воен.-мор. демонстрацию вблизи Дарданелл, чтобы воспрепятствовать пропуску русских воен. судов из Чёрного м. в Средиземное и появлению их на Д. Востоке. Междунар. надзор над Ч. п. был невыгоден и для Турции, т. к. нарушал её суверенитет, содействовал превращению Турции в полуколонию империалистич. держав, создавал опасное для неё обострение отношений с Россией. В кон. 19 - нач. 20 вв. наибольшим экономич. и политич. влиянием в Турции пользовались Великобритания и Франция. Но в годы, непосредственно предшествовавшие 1-й мировой войне, значительно укрепились и позиции Германии. После вступления Турции в 1-ю мировую войну на стороне Германии было подписано секретное англо-франко-русское соглашение 1915, предусматривавшее включение Константинополя (Стамбула) и Ч. п. в состав Российской империи. Это соглашение было призвано сохранить заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией до победного конца.

После победы Великой Окт. социалистич. революции Сов. Россия объявила об отказе от тайных договоров царского пр-ва, от соглашения о Константинополе и Ч. п. Напротив, империалистич. державы поставили в порядок дня захват Ч. п. По подписании Мудросского перемирия 1918 воен.-мор. флот держав Антанты вошёл в Ч. п. В 1920 Стамбул был оккупирован войсками Антанты. Своё господство над Стамбулом и зоной Ч. п. империалистич. державы использовали для осуществления вооруж. интервенции на юге Сов. России, а также (при посредстве греч. армии) для интервенции против Турции. Согласно подписанному султанским пр-вом Севрскому мирному договору 1920, вопрос о Ч. п. разрешался в пользу империалистич. держав.

Севрский договор не вступил в силу, т. к. англо-греч. интервенция в Турции потерпела поражение. Принципы решения вопроса о проливах, отвечавшие интересам как Сов. России, так и Турции, были разработаны В. И. Лениным. Они были зафиксированы в Московском договоре от 16 марта 1921 между РСФСР и Турцией, предусматривавшем выработку междунар. статута Чёрного м. и Ч. п. конференцией "...из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю". Идентичные статьи были включены в Карсский договор 1921 и в украинско-тур. договор 1922. На Лозаннской конференции 1922-23 сов. делегация вела настойчивую борьбу за справедливое решение вопроса о проливах. Лозаннская конвенция о проливах, подписанная 24 июля 1923, установила, что зона Ч. п. демилитаризуется и объявляется открытой для прохода любых военых кораблей. Такой режим ставил черноморские страны под угрозу агрессии, поэтому Советский Союз не ратифицировал Лозаннскую конвенцию. В апр. 1936 тур. пр-во, рассчитывая на поддержку Великобритании, заинтересованной в вовлечении Турции в орбиту своей средиземноморской политики и использовании турецких воен.-мор. баз, предложило державам - участницам Лозаннской конференции 1922-23 провести переговоры для заключения новой конвенции о Ч. п. В июне 1936 в Монтрё открылась междунар. конференция по вопросу о Ч. п. (см. Монтрё конференция 1936), к-рая завершилась подписанием 20 июля 1936 новой конвенции о Ч. п. В ней учитывались, хотя и не полностью, интересы черноморских стран. Им разрешалось проводить через Ч. п. любые свои корабли при соблюдении установленных правил прохода, в то время как допуск воен. кораблей нечерноморских держав ограничивался тоннажем, классом и сроком пребывания в Чёрном м.; проход воен. кораблей воюющих держав воспрещался; Турция, в случае своего вступления в войну или находясь под угрозой войны, имела право разрешать или запрещать проход через проливы любых воен. судов.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 Турция, объявив после нападения Германии на СССР о своём нейтралитете, предоставляла фаш. агрессорам возможность использовать Ч. п. в своих целях. В свете этих обстоятельств Потсдамская конференция 1945 признала, что конвенция, заключённая в Монтрё, должна быть пересмотрела. В 1946 СССР приступил к переговорам с Турцией, но тур. пр-во отвергло сов. предложения. В 1953 Сов. пр-во заявило пр-ву Турции, что оно пересмотрело своё прежнее мнение относительно указанных предложений. T. о., конвенция 1936 остаётся междунар. актом, регулирующим судоходство в Ч. п. Лит.: Ленин В. И., Интервью корреспонденту "Обсервер" и "Манчестер Гардиан" M. Фарбману, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; Уляницкий В. А., Дарданеллы Босфор и Черное море в XVIII в., M., 1883; Горяи н о в С. M., Босфор и Дарданеллы, СПБ, 1907; Проливы. [Сб.], M., 1923; Дранов Б. А., Черноморские проливы. Международно-правовой режим, M., 1948; Миллер А. Ф., Турция и проблемы проливов, M., 1947; Альтман В. В., Из истории борьбы за проливы после первой мировой войны, в сб.; Из истории общественных движений и международных отношений, M., 1957; Живкова Л., К вопросу о пересмотре Лозаннской конвенции о режиме проливов в англо-турецких отношениях в 1933- 1935 гг., в сб.: Проблемы британской истории. 1973, M., 1973; Dascov ic i N., La question du Bosphore et des Dardanelles, Gen., 1915; Fu ad AIi, La question des Detroits, P., 1928; Howard H., The partition of Turkey, N. Y., 1966; PuryearV. J., England, Russia and the straits question 1844-1856, Berk., 1931; Irtem Suleyman Kani, Bogazlar meselesi, 1st., 1936; Abrevaya J., La conference de Montreux et Ie regime des Detroits, P., 1938; B r e m о у G. de, La conference de Montreux et Ie nouveau regime des detroits, P., 1939; S hot well J. T., D e a k F , Turkey at the straits. A short history, N. Y., 1940. А. Ф. Миллер.

ЧЕРНОМОРСКИЙ, посёлок гор. типа в Северском р-не Краснодарского края РСФСР. Расположен на автодороге Краснодар - Новороссийск, в 3 км от ж.-д. станции Хабль. 3-д железобетонных изделий. Близ Ч.- добыча нефти.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, в Херсонской и Николаевской обл. УССР. Расположен на сев. побережье и островах в Тендровском и Ягорлыцком заливах Чёрного м. Площадь (1976) 64 806 га. Создан в 1927 для охраны зимующих, перелётных и гнездящихся птиц и среды их обитания. Включает отд. разрозненные участки солончаковых и песчаных степей, дубовые, берёзовые, осиновые и черноольховые рощи, косы, солёные и пресные озёра, акватории заливов. Многочисленны на гнездовании чайки, крачки, кулики, утки, пастушковые, голенастые. В заливах - место массовой зимовки лебедей (кликуна и шипуна), уток, куликов, пастушковых. На пролёте много гусей (особенно белолобого), куликов, воробьиных и др. птиц. На лесостепных участках встречаются на гнездовании малочисленные и редкие виды, такие, как дрофа, орлан-белохвост, нерегулярно встречается стрепет. Хорошо акклиматизировался пятнистый олень, завезённый в 1957 из Аскании-Нова. В водах обитают кефаль, глосса (подвид речной камбалы), бычки.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, высшее оперативное объединение, составная часть ВМФ СССР на Чёрном м. Осн. в 1783 после присоединения к России Крыма. Созданию Ч. ф. предшествовало строительство воен. кораблей на Азовском м. и в Херсоне (с 1778). 2 мая 1783 в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии, к-рые составили ядро нового флота. В 1785 был утверждён первый штат Ч. ф. в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 трансп. судов, личного состава - 13,5 тыс. чел. Для управления флотом в Херсоне было создано Черномор, адмиралтейство.

На протяжении всей своей истории Ч. ф. успешно выполнял стоявшие перед ним задачи. В ходе рус.-турецкой войны 1787-91, несмотря на числ. превосходство флота противника, рус. моряки нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), в Керченском морском сражении 1790, у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В войне ярко проявилось флотоводч. искусство адм. Ф. Ф. Ушакова, командовавшего эскадрой, а в 1790-98 - Ч. ф. В 1789 в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь и сюда из Херсона переведено Черномор, адмиралтейство. В 1804 гл. воен. портом Ч. ф. стал Севастополь. Во время войны с Францией эскадра Ч. ф. под командованием Ушакова вела в 1798-1800 боевые действия в Средиземном м., освободила Ионические о-ва, штурмом овладев о. Корфу (см. Керкира). В 1806-07 эскадра под командованием вице-адм. Д. Н. Сенявина, действуя в Эгейском м., разгромила тур. флот в Дарданеллъском сражении 1807 и Афонском сражении 1807. В 1816 гл. командиром Ч. ф. и портов стал вице-адм. А. С. Грейг, деятельность к-рого привела к повышению боевой мощи флота: совершенствовалось вооружение кораблей, ежегодно проводились манёвры, улучшилось навигационно-гидрографич. обеспечение. Большое внимание уделялось подготовке офицеров, в 1822 в Севастополе была создана Мор. библиотека. В рус.-тур. войне 1828-29 Ч. ф. содействовал наступлению войск на Балканском и Кавк. театрах воен. действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг "Меркурий", одержавший победу в бою с 2 тур. линейными кораблями. В 1831 на Ч. ф. был создан штаб гл. командира флота. В 1832 нач. штаба был назначен контр-адм. М. П. Лазарев, к-рый в 1833 стал гл. командиром Ч. ф. (до 1851). Под его руководством обновился корабельный состав, были приняты на вооружение мощные бомбические орудия, в Севастополе были построены адмиралтейство и казематные батареи. К сер. 19 в. Ч. ф. был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Во время Крымской войны 1853-56 эскадра под командованием вице-адм. П. С. Нахимова разгромила турецкую эскадру в Синопском сражении 1853. Во время Севастопольской обороны 1854-55 черномор. моряки под руководством адм. В. А. Корнилова, Нахимова и В. И. Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали арт. поддержку сухопутным войскам. По Парижскому мирному договору 1856 Россия была лишена права иметь воен. флот на Чёрном м. Это ограничение суверенных прав России на Чёрном м. было отменено лишь в 1871. Возрождение Ч. ф. как парового броненосного флота в кон. 19 в. связано с именами Г. И. Бутакова и С. О. Макарова. В 1881 была принята кораблестроит. программа для Чёрного м. К нач. 20 в. в составе Ч. ф. было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.

В нач. 20 в. с ростом революц. движения в стране начались революц. выступления Черномор, моряков. Большую роль в пробуждении политич. сознания среди матросов Ч. ф. сыграли ленинская "Искра* и активная деятельность первых с.-д. организаций, созданных на Ч. ф. в 1901-02. В апр. 1904 в Севастополе был образован Центральный флотский к-т воен. организации РСДРП ("матросская централка"), установивший связь с большевистскими к-тами Севастополя, Николаева, Харькова и др. В июне 1905 на Ч. ф. вспыхнуло восстание на броненосце "Потёмкин", а в нояб.- Севастопольское восстание 1905 на крейсере " Очаков ", к-рые были жестоко подавлены царским пр-вом. Имена героев восстаний Г. Н. Вакуленчука, П. П. Шмидта, А. И. Гладкова, С. П. Частника, Н. Г. Антоненко навечно вошли в историю революц. борьбы.

К нач. 1-й мировой войны 1914-18 в составе Ч. ф. имелось 6 линейных кораблей (додредноутов), 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. В ходе войны Ч. ф. пополнился 3 линейными кораблями (один из них погиб в 1916), 9 эсминцами, 10 подводными лодками, 2 гидроавиатранспортами и др. Ч. ф. активно участвовал в боевых действиях на Чёрном м. против герм.-тур. сил, содействовал сухопутным войскам Кавк. фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника.

Победу Февр. революции 1917 моряки Ч. ф. встретили с большим подъёмом. Несмотря на засилье соглашательских партий в Советах и матросских к-тах, шёл процесс большевизации флота. ЦК РСДРП(б) направил в Севастополь опытных парт, работников-Ю. П. Гавена, Н. А. Пожарова и др. На флоте, как и в Советах, шла упорная борьба с меньшевиками, эсерами, укр. бурж. националистами, анархистами. 16 дек. 1917 в Севастополе был распущен соглашательский Совет и создан Военно-революц. к-т, к-рый взял власть в свои руки. С помощью моряков-черноморцев в янв. 1918 Сов. власть была установлена в Феодосии, Керчи, Евпатории, Ялте, Одессе, Ростове. В годы Гражд. войны 1918-20 черноморцы сражались в составе Днепровской, Азовской и Волжской флотилий и различных частей Красной Армии. Среди героев Гражд. войны моряки-черноморцы А. В. Мокроусов, А. В. Полупанов, И. А. Назукин и др. В связи с оккупацией герм.-австр. войсками Украины и Крыма В. И. Ленин дал указание о перебазировании Ч. ф. в Новороссийск. Революц. корабли Ч. ф. в апр.-мае 1918 выполнили ленинское указание. Однако ввиду угрозы их захвата герм, интервентами, появившимися на Тамани, по призыву Сов. пр-ва 18 июня 1 линейный корабль, 9 эсминцев и другие суда были затоплены в районе Новороссийска и Туапсе. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены герм, интервентами и укр. националистами. В мае 1919 Сов. власть в Крыму была восстановлена, но вскоре Крым был захвачен белогвард. войсками ген. А. И. Деникина, и Ч. ф. оказался в их руках. В мае 1920 по приказу РВСР были созданы Мор. силы Чёрного и Азовского морей, к-рые участвовали в боевых действиях против белогвард. флотилии. При бегстве войск ген. П. Н. Врангеля из Крыма они увели в Бизерту св. 130 кораблей и судов. X съезд РКП(б) (1921) принял решение о восстановлении Ч. ф. В 1922 на Ч. ф. были отремонтированы 2 эсминца, 5 канонерских лодок, 2 подводные лодки, неск. тральщиков и минных заградителей. К 1928 восстановление Ч. ф. было в основном закончено и началась его технич. реконструкция. Зимой 1929-30 в Севастополь были переведены из Кронштадта линейный корабль "Парижская Коммуна" (позже "Севастополь") и крейсер "Профинтерн" (позже "Красный Крым"). В 1936 Мор. силы Чёрного и Азовского морей были переименованы в Ч. ф. За 1-ю и 2-ю пятилетки (1929-37) Ч. ф. получил св. 500 новых боевых кораблей. В 1938-39 на Ч. ф. появились новые лидеры ("Москва", "Харьков"), эсминцы типа "Гневный", достраивались новые крейсера ("Ворошилов") и др. корабли, были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. Нач. Мор. сил Чёрного и Азовского морей (с 1935 командующими Ч. ф..) были: А. В. Домбровский (1920), Э. С. Панцержанский (1920-21, 1925- 1926\ А. С. Максимов (1921-22), А. К. Векман (1922-24), М. В. Викторов (1924), В. М. Орлов (1926-31), И. К. Кожанов (1931-37), П. И. Смирнов (1937), И. С. Юмашев (1938-39), Ф. С. Октябрьский (с авг. 1939).

К нач. Великой Отечеств, войны 1941-45 на Чёрном м. был создан хорошо оснащённый по тому времени флот в составе 1 линейного корабля, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, неск. дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны.

Высокая боевая готовность Ч. ф. сорвала попытку врага вывести из строя осн. силы флота в первые дни войны. Авиация Ч. ф. нанесла удары по Констанце, Сулине, Плоешти. Ч. ф. активно участвовал в Одесской обороне 1941 и героич. Севастопольской обороне 1941-42; командующий Ч. ф. возглавлял Севастопольский оборонит, р-н. Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция 1941-42, проведённая при активном участии Ч. ф. В 1942-43 Ч. ф. участвовал в битве за Кавказ, Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и мор. пехота сражались за Новороссийск и в р-не Туапсе. Героич. страницами в истории Ч. ф.стали десанты в р-не Юж. Озерейки и Станички (в р-не Мысхако) в февр. 1943, оборона "Малой земли", Новороссийска-Таманская операция 1943, Керченско-Элътигенская десантная операция 1943. Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Ч. ф., своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского м. Корабли и части Ч. ф. участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции 1944. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Ч. ф., прошла с боями от низовьев Дуная до Вены. Во время войны гвард. звания были удостоены 18 кораблей, частей и соединений; 59 кораблей, частей и соединений были награждены орденами СССР. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Сов. Союза. За боевые заслуги Указом Президиума Верх. Совета СССР от 7 мая 1965 Ч. ф. был награждён орденом Красного Знамени. Командующими Ч. ф. во время войны были Ф. С. Октябрьский (авг. 1939 - апр. 1943, март 1944 - нояб. 1948), Л. А. Владимирский (апр. 1943 - март 1944), чл. Воен. совета - H. M. Кулаков (май 1940 - дек. 1943), И. И. Азаров (1941 - март 1943, февр. 1944 - май 1947), нач. штаба - И. Д. Елисеев (апр. 1941 - янв. 1944) и И. Ф. Голубев-Монаткин (февр. 1944- дек. 1945).

В 50-60-х гг. произошли количеств, и качеств, изменения во всех родах сил Ч. ф. Пополнение флота новыми кораблями, оснащение новейшей боевой техникой, вооружение ракетным оружием, радиоэлектронными средствами различного назначения позволили поставить перед Ч. ф. совершенно новые задачи. Корабли Ч. ф. совершают дальние плавания и походы в Средиземное м. и различные р-ны Мирового океана, во время к-рых отрабатывают задачи боевой подготовки и обеспечивают защиту гос. интересов СССР на море. Ч. ф. показал высокое воинское мастерство в ходе учений чОкеан" (1970) и "Юг" (1971), десятках походов в различные страны Средиземноморья и Атлантики. Высоких показателей в боевой учёбе добивались экипажи крейсеров "Михаил Кутузов", "Дзержинский", противолодочного крейсера "Ленинград", ракетного крейсера "Грозный", большого десантного корабля "Воронежский комсомолец", эсминцев "Напористый", "Пламенный", "Находчивый" и др. В послевоен. период Ч. ф. командовали адмиралы H. E. Басистый (1948-51), С. Г. Горшков (1951-55), В. А. Касатонов (1955-62), С. E. Чурсин (1962-67.), В. С. Сысоев (1968-74), H. И. Ховрин (с 1974).

Лит.: Черноморский флот, M., 1967; История русской армии и флота, т. 5, 8, 9, M., 1911 - 13; Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г., M., 1948; В ь ю н е н к о H. П., Черноморский флот в Великой Отечественной войне, M., 1957; Гречко А. А., Битва за Кавказ, 2 изд., M., 1969; Боевой путь Советского Военно-морского флота, 3 изд., M., 1974.

H. И. Ховрин.

ЧЕРНОМОРСКОЕ, б. Ак-Мечеть, посёлок гор. типа, центр Черноморского р-на Крымской обл. УССР. Расположен в 64 км от ж.-д. ст. Евпатория (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Джанкой - Севастополь). 3-ды: торг, оборудования, комбикормовый; промкомбинат.

ЧЕРНОМОРСКОЕ ВОССТАНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ФЛОТЕ, восстание в апреле 1919 на кораблях франц. военно-мор. флота, участвовавших в интервенции против Сов. гос-ва; самое значительное революц. выступление в войсках интервентов. Большую роль в подготовке восстания сыграли подпольные коммунистич. орг-ции, к-рые вели революц. пропаганду в иностр. войсках, в частности - франц. группа Иностранной коллегии (Ж. Ля-бурб и др.) при Одесском обкоме большевистской партии. Вслед за отказом ряда франц. сухопутных частей бороться против Сов. власти 16 апр. начались волнения на франц. судах. 19 апр. восстали матросы линкора "Франс" и флагманского корабля "Жан Бар", к к-рым присоединились матросы линкора "Жюстис" и др. судов, стоявших близ Севастополя. На кораблях были подняты красные флаги, моряки высадились на берег и совместно с рабочими Севастополя организовали демонстрацию. Восстание распространилось на др. франц. корабли в Чёрном м. 27 апр. восстали матросы крейсера "Вальдек-Руссо", стоявшего на внешнем рейде Одессы. Матросы и солдаты требовали немедленной отправки на родину и прекращения антисов. интервенции. Франц. пр-во вынуждено было заявить об эвакуации своих вооружённых сил из Сов. России. К началу мая 1919 весь франц. военно-мор. флот покинул Чёрное м. Франц. командование жестоко расправилось с участниками восстания, значительная часть их была арестована и брошена в тюрьмы. Восстание явилось ярким выражением солидарности междунар. пролетариата с Сов. Россией. Амнистирование участников Черномор, восстания в 20-е гг. было одним из требований франц. рабочего движения.

Г. П. Драгунов.

ЧЕРНОМОРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙCKO, создано на Ю. Украины в 1787 (оформлено указом в янв. 1788) из б. запорожцев по инициативе Г. А. Потёмкина под назв. "Войско верных казаков". Участвовало под командованием атаманов С. Белого и 3. Чепеги в рус.-тур. войне 1787-91, было переименовано в Ч. к. в. и получило земли между Юж. Бугом и Днестром. В 1792-93 в целях закрепления терр. на Сев. Кавказе было переселено на Кубань в составе 40 куреней (до 25 тыс. чел.) с центром в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Ч. к. в. занимало оборонит, линию по прав, берегу р. Кубань от её устья до р. Лаба. В нём сохранялись нек-рые внеш. признаки Запорожской Сечи (формальная выборность войскового пр-ва, наз-в. куреней и др.). В 1-й пол. 19 в. в его состав вошло до 70 тыс. переселенцев - б. запорожцев, вернувшихся из Турции, и казаков упразднённых укр. казачьих войск (Усть-Дунайского, Азовского, Бугского, Екатеринославского и др.). К 1860 население Ч. к. в. насчитыва