БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ти борьбу с Венецией и Османской империей. В 1396-1443 приморскими городами Ч. овладела Венеция; в 1479 тур. войска захватили г. Скадар и утвердились в равнинной части страны. В 1499 терр. Ч. была официально включена в состав Османской империи, но черногорцы упорно не признавали власти османских завоевателей. Уровень развития феодализма в стране был низким; значит. часть земли находилась в руках больших семей - задруг; задруги объединялись в братства, последние - в племена. Власть находилась в руках племенных старейшин-кнезов и воевод. Отстаивая свою независимость, черногорцы участвовали на стороне Венеции в венециано-тур. войне 1645-69 и в войне (1683-99) "Священной лиги" с Османской империей. Митрополит (владыка) Данило Петрович Негош (правил в 1697-1735) - основатель династии Негошей, частью перебил, частью изгнал из Ч. феодалов-потурченцев (черногорские феодалы, принявшие ислам). В 1713 был создан общий для Ч. суд. орган - "Суд владыки Данилы". При Даниле произошло сближение Ч. с Россией. В 1711 черногорцы по призыву Петра I участвовали в войне против Османской империи. По Пожаревацкому мирному договору 1718, завершившему войну (1714--18) Османской империи с Австрией и Венецией, последняя получила ряд приморских общин и лишила Ч. доступа к морю. В правление Петра I Петровича Негоша (у власти в 1781-1830) связи Ч. с Россией особенно укрепились. В ходе австро-рус.-тур. войны 1787-91 победой 22 сент. 1796 над войсками скадарского визиря Махмуда-паши Бушатли в битве при Крусах черногорцы положили начало своей фактич. независимости. В период наполеоновских войн и подъёма нац.-освободит, борьбы серб. народа (1804-15) Ч. выступала (соответственно) на стороне России и Сербии. В 1813 черногорцы овладели Бокой Koторской, однако по решению Венского конгресса 1814-15 она вновь отошла к Австрии. При Петре II Петровиче Heroine (правил в 1830-51) укрепилась в Ч. центр, власть, в 1831 был учреждён Правительствующий сенат. Преемник Петра II - Данило (правил в 1851- 1860) провозгласил в 1852 Ч. наследственным княжеством. Во время герцеговинско-боснийского восстания 1875-78

Ч. оказывала воен. и материальную помощь повстанцам, а в 1876 вступила вместе с Сербией в войну против Османской империи (см. Сербо-черногорско-турецкие войны 1876-78). В результате рус.-тур. войны 1877-78 признана независимость Ч., что подтверждалось решениями Берлинского конгресса 1878. К ней присоединялись р-ны с гг. Подгорица, Колашин, Никшич, Жабляк, Бар, Улцинь. Однако терр., отходившая к Ч. по Сан-Стефанскому мирному договору 1878, значительно сокращалась. В последней трети 19 в. ускорилось в Ч. капиталистич. развитие, начавшееся в 1-й пол. 19 в. Произошли нек-рые изменения и в надстройке: в 1879 вместо Сената были созданы Гос. совет, кабинет министров и Верх, суд; в 1888 принят "Имущественный законник Ч.", вводивший нек-рые нормы бурж. права. В 1903 осн. 1-я орг-ция рабочих Ч.- Рабочий союз. Под влиянием рус. Революции 1905-07 усилилась оппозиция самодержавному режиму кн. Николая (правил в 1860-1918), оформившаяся в 1906 в Нар. партию (см. Клубаши). В 1905 была принята конституция; скупщина стала постоянно действующим органом. В 1910 Ч. провозглашена королевством. Ч. примкнула к Балканскому союзу 1912 и приняла участие в Балканских войнах 1912-13. В 1-й мировой войне 1914-18 Ч. воевала на стороне Антанты. В янв.-февр. 1916 была оккупирована австро-венг. войсками (освобождена осенью 1918). Большинство бурж. эмиграции, ориентировавшейся на Россию и Францию, создало (в марте 1917) Черногорский K-T нац. объединения, присоединившийся в авг. 1917 к Корфской декларации.

Под влиянием Окт. революции 1917 в России в Ч. поднялось массовое движение за нац. и социальное освобождение, за объединение с Сербией на демократич. принципах. В нояб. 1918 в Подгорице Великая нар. скупщина приняла решение об объединении под эгидой серб. короля. 1 дек. 1918 Сербия, Ч. и югославянские области распавшейся Австро-Венгрии объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). В новом гос-ве Ч. представляла собой отсталую аграрную окраину; правящая великосерб. верхушка искусственно тормозила экономич. развитие Ч., стремилась к её сербизации. После гос. переворота 1929 и установления в Югославии военно-монархич. диктатуры Ч, перестала существовать как самостоят, адм. единица. В апр. 1941 терр. Ч., как и вся терр. Югославии, была захвачена фаш. войсками. Итал. оккупанты превратили Ч. в "губернаторство". В развернувшейся под руководством компартии Югославии (осн. в 1919) Народно-освободительной войне в Югославии 1941-45 Ч. стала одним из очагов вооруж. борьбы. 13 июля 1941 в Ч. вспыхнуло вооруж. восстание против оккупантов (отмечается как День восстания народа Ч.). 21 июля 1941 в Ч. создан орган нар.-демократич. власти - нар.-освободит. K-T. В нояб. 1943 в г. Колашине образовано Краевое антифаш. вече нар. освобождения Ч. и Боки (в июле 1944 преобразовано в Антифаш. скупщину нар. освобождения Ч.). 31 дек. 1944 Ч. была окончательно освобождена Нар.-освободит. армией Югославии от фаш. оккупантов и их пособников. В апр. 1945 создано Нар. пр-во Ч., образован высший орган законодат. и исполнит. власти - Нар. скупщина Ч.

С провозглашением 29 нояб. 1945 ФНРЮ Ч. стала одной из 6 нар. республик в её составе. Положение и суверенные права Нар. Республики Ч. (НРЧ) как равноправного члена федерации закреплены конституцией ФНРЮ (янв. 1946) и конституцией НРЧ (дек. 1946). В Ч., как и во всей Югославии, были проведены глубокие социально-экономич. преобразования, обеспечившие ей вступление на путь строительства социализма. Достижения в социалистич. строительстве на основах самоуправления (см. Югославия, разделы Экономико-географический очерк, Исторический очерк) закреплены конституциями СФРЮ и Социалистич. Республики Ч. (СРЧ) в 1963, а затем в 1974. Ведущей идейной и политич. силой СРЧ является Союз коммунистов Ч., действующий в качестве составной части Союза коммунистов Югославии. Как составная часть Социалистического союза трудового народа Югославии функционирует Социалистич. союз трудового народа Ч. A. E. Москаленко (до кон. 18 в.), И. Г. Яну.

Хозяйство. На долю Ч. (2,6% от населения СФРЮ) приходится (1975) 1,8% нац. дохода, 1,5% валовой пром. и 1,5% с.-х. продукции Югославии. В пром-сти и стр-ве занято (1971, перепись) 21,3% экономически активного населения (ок. 3% в 1939), в с. х-ве, лесном х-ве и рыболовстве - 43,3% (св. 80%). Пром-сть даёт св. 1/2 нац. дохода республики, с. х-во1/6. За 1945-74 пром. произ-во Ч. выросло в 14 раз.

Пром-сть связана б. ч. с добычей и обработкой минерального сырья, переработкой с.-х. продукции. Добывают бокситы (вблизи г. Никшич; ок. Vs общеюгосл. продукции), свинцово-цинковые руды (р-ны Плевли и Иванграда), бурый уголь, соль (на побережье). На р. Зета - каскад ГЭС. Имеются металлургич. комбинат в Никшиче (сталь, прокат), алюм. комбинат в Титограде, деревообр. комбинаты в Мойковаце, Иванграде и Титограде, электротехнич. з-ды в Цетине, судоремонтные верфи в Которе, текст., пищ. и таб. предприятия в Титограде, Которе и Баре.

Гл. отрасль с. х-ва - горно-пастбищное животноводство, разведение овец (св. 0,5 млн. голов - более 6% поголовья страны), а также малопродуктивного крупного рог. скота. Горные пастбища и луга составляют 40% пл. Ч. Обрабатывается всего 6% пл. Ч. В Скадарской озёрной котловине, долинах рек и межгорных котловинах посевы кукурузы, пшеницы, ячменя, картофеля. Плодоводство - слива, инжир, гранат, миндаль, апельсины (ок. 4/3 сбора в СФРЮ), мандарины (свыше 2/3 сбора), лимоны (1/2 сбора). Насаждения олив и виноградники.

Мор. порты - Бар и Котор. Гл. ж.-д. магистраль Белград - Бар (пущена в эксплуатацию в 1976), значительная сеть автодорог. Главный аэропорт в Титограде. Приморские курорты и туризм.

С. H. Раковский.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1975 грамотность населения составляла 97% . Осн. вид школы - восьмилетка. В 1974/75 уч. г. в 643 школах обучалось ок. 91,5 тыс. уч-ся. Полное ср. образование дают гимназии. В 1974/75 уч. г. в 16 гимназиях обучалось св. 9,4 тыс. уч-ся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, технич. и др. спец. школы (в 1974/75 уч. г. св. 15,7 тыс. уч-ся). В 1974/75 уч. г. в 5 вузах Ч. обучалось ок. 5,5 тыс. студентов. Ун-т в Титограде (осн. в 1973).

Большинство науч. учреждений находится в Титограде: высшее науч. учреждение республики - Академия наук и искусств Ч. (осн. в 1976), Историч. ин-т, Ин-т геологич. и химич. исследований, Гидрометеорологич. ин-т, Сейсмологич. станция; в Которе - Ин-т биологии моря.

В 1975 в Ч. насчитывалось 11 науч. и спец. б-к, 19 нар. и 476 школьных б-к, 1 музей, 4 театра (1 профессиональный, 2 детских и 1 самодеятельный), 30 кинотеатров. В Титограде работают радиостанция, студия телепередач.

В Ч. издавались (1975): 46 газет (общий тираж 5077 тыс. экз.), 15 журналов (общий тираж 229 тыс. экз.), 140 наименований книг и брошюр (общий тираж 552 тыс. экз.).

В области здравоохранения работали (по данным на 1974): 8 больниц, 94 амбулатории, 52 зубных кабинета, 13 противотуберкулёзных диспансеров, 24 жен. консультации, 20 поликлиник для детей младшего возраста, 14 поликлиник для школьников, 31 аптека.

Морские курорты: Херцегнови, Бар.

Литература. Проблемы, связанные с развитием нац. лит-ры Ч., недостаточно разрешены и освещены в югосл. литературоведении. Существуют различные точки зрения: одними учёными лит-pa Ч. рассматривается как составная часть серб, лит-ры, другими - отстаивается концепция обособленности её развития. В целом черногорская лит-pa развивалась в тесном взаимодействии с др. югосл. лит-рами, особенно с сербской, чему способствовали этнич. и языковое родство, общность историч. и культурных традиций, взаимосвязи деятелей культуры и лит-ры Ч. и Сербии. Однако на разных этапах лит. процесса в черногорской лит-ре то преобладала тенденция к автономности (2-я пол. 19 в.), то её взаимодействие с серб, лит-рой носило более слитный характер (1-я пол. 19 в.; период между двумя мировыми войнами). В условиях социалистич. Югославии процесс развития лит-ры Ч. характеризуется дальнейшей консолидацией нац. лит. сил при одновременном усилении разносторонних контактов с др. югосл. лит-рами.

В Ч. издавна бытовал богатый фольклор. От средневековья сохранились религиозные произведения, жития святых, требники и др. Известны рукописи А. Змаевича (1624-49), И. А. Ненадича (1709-84); "История Черногории" (1754) В. Петровича (1709-66), -"Послания" Петра I Петровича Негоша (1747-1830) и др.

Большинство исследователей относят начало развития новой черногорской лит-ры к кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Её основоположник - поэт и гос. деятель Петр II Петрович Негош (1813-51), творчество к-рого продолжало героич. традиции нар. эпоса. В своих произв. Негош создал поэтич. картину жизни Ч., воспел борьбу черногорцев и сербов за освобождение от османского ига; вершина его поэзии - драматич. поэма-эпопея "Горный венец" (1847), проникнутая идеей единения юж. славян. Негош сыграл также видную роль в развитии раннего романтизма в серб, лит-ре.

Со 2-й пол. 19 в. до 1-й мировой войны 1914-18 ведущее место занимала романтич. поэзия (творчество С. Петровича-Цуцы, 1830-57; Николы I Петровича, 1841-1921; M. Шобаича, 1836-1917, и др.). Прозаич. жанры были развиты слабо и представлены этнографически-описат. "Рассказами черногорскими и приморскими" (1875) С. Митрова Любиши (1824-78), мемуарами M. Милянова (1833-1901) "Примеры доблести и геройства" (1901) и др. Появилась историч. драма: "Балканская царица" (1884) Николы I Петровича; "Царев Лаз" (1894) P. Рогановича Црногорца (1859-1900). Лит-pa этого периода носила в основном фольклорно-романтич. характер, была проникнута культом патриархального образа жизни, историч. прошлого, героизма.

Несмотря на наличие нац. противоречий в условиях установленной (в янв. 1929) в Югославии военно-монархич. диктатуры, происходил численный рост творч. интеллигенции Ч. Расширились жанровые и тематич. рамки лит-ры, интенсивное развитие получила проза. В нач. 30-х гг. в лит-ре Ч., как и во всех югосл. лит-pax, возникло течение "социальный реализм", принявшее осн. принципы реализма и опиравшееся на революц. идеологию. Наибольшего развития в русле "социального реализма" достигла поэзия: сб-ки "Кулак" (1936), "Огненные голуби" (1937), поэма "Пришельцы" (1937) P. Зоговича (р. 1907); сб-ки "Леса" (1938), "Огненные утра" (1941) M. Баневича (1905-68); сб. "Две реки" (1938) Я. Джоновича (р. 1909); поэма "Сквозь голубые сумерки" (1929), сб. "Земля" (1934) M. Вуковича (1910-46). В эти годы также обогатилась социальная и психологич. палитра прозы; появился роман. Реалистич. картину жизни черногорского народа создали P. Раткович (1903-54; роман "Невидбог", 1933), Д. Джурович (р. 1901; сб. рассказов "Среди горцев", 1936; роман "Страна Дукля", 1939), H. Лопичич (1909-45; сб. рассказов "Крестьяне", 1939).

Многие писатели Ч. участвовали в Нар.-освободит. войне 1941-45 в Югославии.

После освобождения терр. Ч. от фаш. оккупантов и их пособников (31 дек. 1944), установления в 1945 нар. строя (с 1963 Ч.- социалистич. республика) лит-pa вступила в наиболее плодотворный период развития. В послевоен. годы происходит интенсивный рост и дальнейшая консолидация лит. сил Ч. Начали выходить лит. журналы "Ствараае" (1946), "Народна культура" (1951) и др. В 1956 было создано Оо-во черногорских писателей.

Центр. фигура в лит-ре 50-70-х гг.- M. Лалич (р. 1914), в романах к-рого наиболее ярко отразилась тема нар.-освободит. борьбы и революции: "Свадьба" (1950), "Ненастная весна" (1953), "Разрыв" (1955), "Облава" (1960), "Лелейская гора" (1962). К истории Ч., к нац. проблемам кон. 19 - нач. 20 вв. обратился Лалич в романе "Военное счастье" (1973). Прозаики А. Асанович (р. 1931; сб-ки рассказов "Долгие мгновения", 1956; "Игра с огнём", 1966), Ч. Вукович (р. 1920; романы "Намертво - глубокое", 1959; "Водораздел", 1968, и др.), Бр. Щепанович (р. 1937; сб. рассказов "Перед истиной", 1961; повесть "Рот полон земли", 1974) наряду с событиями народно-освободительной войны изображают современную жизнь страны, обращаются к морально-этическим и психологическим проблемам.

Осн. достижения поэзии связаны с творчеством Зоговича (сб-ки "Упрямые строфы", 1947; "Артикулированное слово", 1965; "Лично, совсем лично", 1971), Джоновича (сб-ки "Горные ручьи", 1947, "Жажда дорог", 1961), Баневича (поэма "Сутеска", 1946, сб. "До искры", 1961), Д. Костича (р. 1917; сб-кн "Стихи", 1947; "Сети", 1955; "Забытые снега", 1958, и др.), P. Вешовича (р. 1921; сб-ки "Вихри", 1950; "Ленты в долине", 1955). Для поэтов M. Краля (р. 1933), С. Перовича (р. 1932), Бл. Щепановича (1934-66), E. Брковича (р. 1933) характерны поиски новых тем и форм.

Совр. драматургия представлена пьесами Брковича, В. Ивановича, Ж. Koманина (р. 1935), В. Радовича и др.

В области лит. критики работают Б. Милачич (р. 1920), M. Стойович (р. 1927), P. Роткович (р. 1931) и др.

Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе неолита относится керамика со скромным лепным узором или расписным геом. орнаментом, близкая памятникам Сербии и Румынии (находки в Црвена-Стене), к концу эпохи бронзы и началу эпохи железа - укреплённые поселения и некрополи иллирийцев. В период греч. и рим. завоеваний

Руины г. Дукля (Диоклея). 4-7 вв.

Ч. включается в орбиту антич. культуры, традиции к-рой в упрощённом варианте сохраняются в визант. период (6 в. н. э.) и после появления славян (7 в.) - остатки укреплений, домов, базилики, архитектурных фрагментов с нарядным резным декором в г. Дукля (Диоклея), близ Титограда.

Церковь монастыря Морача. 1252. Киворий в соборе св. Трипуна в Которе. Мрамор. 1362.

В ср.-век. период Ч. испытывала воздействие культуры Италии и Далмации, к-рое скрещивалось с влиянием Сербии и Византии. В 9-10 вв. сооружались скромные однонефные, крестообразные и триконховые церкви из тёсаного и ломаного камня. Появившиеся в 11 в. церкви в романском стиле сохраняли связь с дороманским зодчеством. В приморских р-нах в 12-13 вв. строились 3-нефные базилики с плоским дерев, потолком или крестовыми сводами (собор св. Трипуна в Которе, с 1166), а также однонефные постройки с полуциркульным сводом (церковь св. Павла в Которе, 1263-66), иногда с куполом на низком барабане, опирающемся на тромпы или пандативы (церковь св. Луки в Которе, кон. 12 в.). Такие церкви, покрытые двускатными черепичными кровлями, часто имели глухие стены, арочную звонницу на зап. фасаде, тщательно профилированный зап. портал и "розу" над ним. Алтарная часть отделялась от храма кам. преградой с нарядной резьбой, в к-рой многообразные мотивы плетёнки сочетались с зооморфными и растит. узорами, несущими отголоски антич. традиций (постройки в Улцине, Баре и др.). В период вхождения Ч. в гос-во Неманичей в её внутр. р-нах ощущалось воздействие архит. школы Рашки (см. Сербия). В 12- 13 вв. здесь сооружались строгие по формам однонефные церкви с боковыми пристройками в виде пониженного трансепта и с куполом на кубич. основании (церковь монастыря Морача, 1252). Архитекторы Ч. строили и на терр. Сербии (Вит из Koтора - автор церкви монастыря Дечани). В 14-16 вв. в постройках приморских р-нов появились отд. готич. детали (очертания окон и сводов), к-рые сочетались с романскими формами (церкви и дома в Сваче, Баре, Которе).

Наиболее ранние образцы монумент., живописи Ч. (фрески церкви св. Михаила близ Стона, 11-12 вв., с портретами князей Зеты) отражают воздействие иск-ва "Каролингского возрождения". Для изобразит, иск-ва 13-14 вв. характерно сочетание элементов романского и готич. стилей с мотивами визант. иконографии ("Вуканово евангелие", 1202; киворий в соборе св. Трипуна в Которе, 1362). Фрески этого времени (в церкви монастыря Морача, 1252) близки серб, иск-ву и отличаются изысканной и выразит, линеарной манерой.

Османское нашествие и многовековой нац. гнёт отрицательно сказались на развитии культуры Ч. Большинство городов вплоть до 20 в. сохранило скученную малоэтажную кам. застройку. Ренессанс и барокко не получили развития в светском зодчестве и проявились лишь в деталях отд. построек (дворцы в Которе, Баре, Перасте и Доброте). Стиль барокко получил наибольшее распространение в 17-18 вв. в церковном зодчестве Боки Которской, где работали гл. обр. итал. архитекторы (церковь в Прчане, начата в 1790). В постройках местных архитекторов (церковь монастыря Савина близ Херцегнови, 1777-99, H. Форетич) барочные черты сочетались с романскими и визант. традициями. Среди живописцев в 15-16 вв. выделяются Ловро Маринов и Вицко Добричевичи (работавшие гл. обр. на терр. Далмации), творчество к-рых отмечено ренессансными тенденциями, T. Вукович и др. Скульптура эпохи барокко (рельефы и статуи алтарей) представлена гл. обр. работами иностр. мастеров. Среди местных живописцев в 17-18 вв. выделяются Дж. Митрофанович, А. Вуичич, а также T. Koколя, автор стенных росписей, картин и портретов в духе позднего венецианского Возрождения.

Форетич. Церковь монастыря Савина близ Херцегнови. 1777 - 99.
И. Ш об а и ч. "Курящий трубку". Акварель.

В работах живописцев из семьи Рафайловичей поздневизантийские традиции сочетались с отдельными барочными приёмами. Поздневизантийским канонам вплоть до 19 в. следовала и миниатюра Ч.

После освобождения Ч. от османского ига (1878) в городах появляются парадные постройки черногорской знати в духе позднего ампира (т. н. Данилов двор в Цетине, 1894-95). В 1870-е гг. сооружается г. Подгорица (ныне Титоград) с прямоугольной сеткой улиц. Появляются постройки в стиле эклектики (церковь св. Николая в Которе, 1910, неовизант. стиль). В городах продолжают строиться простые и суровые 2-3-этажные жилые здания из нетёсаного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами и дверьми.

В изобразит. иск-ве 2-й пол. 19 - 1-й трети 20 вв. формировалось нац. направление. В портретах, композициях на темы нац. истории, жанровых сценах П. Почека, А. Бокарича, M. Греговича, акварелиста И. Шобаича сосуществовали наивно-реалистич. и академич. черты. В 1920-30-е гг. нац. пейзажи и жанровые сцены в духе постимпрессионизма создавали M. Милунович, П. Лубарда.

Город-отель Свети-Стефан. Основан в 15 в. Реконструирован в 1952-60.

Социально-критич. тенденции проявились в линогравюрах и картинах И. Новаковича. В скульптуре выделялись работы P. Стийовича, отмеченные стилизов. обобщёнными формами.

Коренной поворот в истории культуры Ч. наступил после установления нар. власти. На руинах разрушенного в годы 2-й мировой войны г. Подгорица была создана новая столица Ч.- г. Титоград. Началась разработка планов застройки городов, типовых проектов жилых зданий. В ней принимали участие и архитекторы др. республик Югославии. В кон. 1950-60-х гг. развернулось жил. стр-во (5-этажные секционные панельные здания в Титограде). Сооружаются школы, больницы, учреждения бытового обслуживания. В стр-ве используются сборные железобетонные каркасы. На побережье Адриатич. моря реконструируются старые и сооружаются новые города, в к-рых создаются благоустроенные курортные комплексы (Будва, Трстено, Яз, Могрен и др.). Расположенный на острове древний г. Свети-Стефан превращается в город-отель. Успехи достигнуты в стр-ве гостиниц, мотелей, адм. зданий, отличающихся гибким использованием типовых конструктивных звеньев (гостиницы в Цетине, Херцегнови, адм. здание в Которе, универмаг "Веко" в Титограде). Поиски нац. своеобразия характерны для построек арх. С. Радевич, отмеченных пластич. выразительностью деталей, фактурными контрастами (сочетание бетона с местным камнем и речной галькой), органич. связью с ландшафтом (гостиница "Подгорица" в Титограде). В изобразит, иск-ве выделяются свободные по манере нац. пейзажи и натюрморты M. Милуновича, В. Лековича, А. Прийича, памятники Л. Томановича, В. Станича, полные динамики и красочной экспрессии пейзажи и историч. композиции П. Лубарды.

Музыка. До кон. 19 в. в Ч. развивалась только нар. муз. культура. Сохранились древние традиции исполнения нар. эпич., героич. (в сопровождении нар. инструмента гусле), лирич. и обрядовых песен. Драматич. экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские - т. н. тужбалицы; поэтичны лирич. "пейзажные" (пастушеские). Распространены различные виды нар. танца (коло) в сопровождении пения (местное назв.- оро). Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаич. попевок в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмич. строение; типично многоголосие (часто с секундовыми диссонансами). Mуз.-обществ. opг-ции и исполнит. коллективы начали возникать в Ч. в последней четв. 19 в.; были созданы: воен. оркестры (осн. А. Шульцем, 1871, и Ф. Вимером, 1889), хоровые об-ва"Бранко" в Подгорице (ныне Титоград, 1892), "Негош" (Цетине, 1908), "Захумле"(Никшич, 1898). Один из первых проф. музыкантов - композитор И. Иванишевич (кон. 19 в.), получивший образование в Праге (ученик 3. Фибиха). Первая муз. школа работала в Цетине (1924-25 и 1932-41), После 2-й мировой войны 1939-45 открылся ряд муз. школ - в Цетине (начальная школа "Негош", 1947; преобразована в 1948 в ср. муз, школу), им. M. Милянова в Титограде (1950), в Которе (1951) и др. городах. Организованы симф. оркестр и смешанный хор Радио в Титограде, гос. ансамбль нар. песни и