БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные действия, подчас носившие магич. характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки мн. цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными предметами. Груз, воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирич. направленность. Участники этих сценок применяли приёмы гротеска, буффонады, Создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотёпа и т. д.) утверждались постепенно как в Ц., так и в смежных иск-вах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков, комиков были известны ещё в Др. Египте, Др. Греции, Др. Риме, Византии. В Др. Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11 в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами, музыкантами, эквилибристами с першем, дрессировщиками диких зверей и наездниками.

С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, к-рые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для воен. действий и для турниров. В этих школах проводились показат. выступления, постепенно они переносились на гор. площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К сер. 18 в. в Европе получили известность мн. мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, гл. обр. англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.

В 1772 англ, предприниматель Ф. Аст-лей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в к-рые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея -первый в мире стационарный цирк в совр. понимании.

С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели Франкони работали гл. обр. в области конного Ц. и пантомимы. В 1807 они открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп X. де Бах, Б. Карре, Б. Фур-ре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А. Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия цирками.

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 - в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, гл. обр. мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли мн. деятели Ц.-немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В сер. 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 франц. спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтич. видов циркового иск-ва. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий - сооружения сферич. купола, на колосниках к-рого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технич. приспособления.

В 1873 амер. предприниматель Т. Бар-нум открыл большой передвижной цирк ("сверхцирк"-), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил Ц. с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена к-рого в течение неск. минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в т. ч. хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Кон. 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) - выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, ро-ликобежцев. В 1904 в петерб. цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену Ц. япон., кит., перс., араб, артисты.

С кон. 19 в. бурж. Ц. переживал творч. кризис. Отд. номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (напр., т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотич. военных пантомимах восхвалялась империали-стич. экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирич. направленность, строилась на грубых шутках и трюках. Ц. теряли зрителей, ориентировались в значит, мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные Ц. отсутствуют в США, нет их в Лат. Америке, Африке, Австралии. В Зап. Европе работают 5-6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных уч. заведений.

После 2-й мировой войны цирковое иск-во социалистич. стран получило значит, развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также уч-ща и студии циркового иск-ва.

В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали передвижные цирковые труппы. Англ, наездник Я. Бейтс соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765). В 1827 франц. предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное здание, вскоре перешедшее к дирекции имп. театров; в 1849 здесь же был открыт кам. Ц. (императорский). При Петерб. театр, уч-ще начал действовать цирковой класс. В 18 и 1-й пол. 19 вв. в Ц. артисты продолжали широко использовать в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).

В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский -в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.

В рус. цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публици-стич. клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники - П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычёв, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты - И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др.

Советский многонациональный Ц. унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и ор-ганизац. успехов. На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократич. направленности циркового иск-ва. Главным в обновлённом Ц. стал показ физич. красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства Ц. было создано единое гос. управление. В 1926 открылась Мастерская циркового иск-ва (с 1961 - Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва, ГУЦЭИ), к-рая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С сер. 30-х гг. крупнейшие Ц. получили художеств, руководителей. К работе в Ц. привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематич. представлений - пантомим, посвящённых историко-революц. тематике и современности: чМосква горит" (1930), ч Трое наших" (1942), чКарнавал на Кубе" (1962) и мн. др.

В сов. Ц. выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых, клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер, И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио, И. К. Символоков. В становлении сов. цирка значит, роль сыграли: режиссёры-В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники-С. Т. Конёнков, Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А. Су-дакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы-И. О. Дунаевский, М. И. Блантер, 3. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо совр. сов. цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М. Зи-скинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, Э. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значит, вклад в теорию и историю циркового иск-ва внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленингр. музей циркового иск-ва, обладающий богатейшими документальными материалами.

В СССР работает (1976) 61 стационарный Ц., действуют 14 нац. цирковых коллективов, а также 15 передвижных Ц.; "Цирк на воде", 2 "Цирка на льду"; 55 коллективов "Цирк на сцене"; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих сов. Ц. участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также 24-й том БСЭ, книга II - "СССР", раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках в томах БСЭ. Ю. А. Дмитриев.

Илл. см. на вклейках, табл. XXIX-XXXI (стр. 384-385).

ЦИРК (от лат. circus, букв.- круг), здание для цирковых представлений. В Др. Риме - эллипсовидная арена с трибунами, на к-рой проводились соревнования (гонки) колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты, эквилибристы, дрессировщики, комики и др. артисты. Большой Ц. Рима вмещал до 50 тыс. зрителей. В Испании, Мексике и нек-рых др. странах арена, окружённая амфитеатром (для зрителей), служ'ит для проведения боя быков. Совр. Ц. имеет круглую арену (манеж) диаметром 13-14 м (в нек-рых Ц.- от 9 до 17-л), обнесённую жёстким барьером, и сферич. купол, необходимый для исполнения номеров возд. акробатики, а также расположенные амфитеатром места для зрителей. Многие сов. стационарные Ц., построенные в 50-70-е гг. в Москве, Сочи, Ташкенте и других городах (св. 50), имеют вместит, зрительные залы (до 3,5 тыс. мест), оснащённые самой передовой цирковой техникой, располагают обширными закулисными помещениями для артистов и обслуживающего персонала, благоустроенными конюшнями для животных, репетиционными манежами и залами с кондиционированием воздуха; для зрителей имеются удобные фойе и гардеробы.

Илл. см. на вклейках, табл. XXIX, XXX (стр. 384-385), а также т. 11, табл. XV, стр. 160-161, рис. 9; т. 22, табл. XXV, стр. 304-305, рис. 4). См. также СТ. Шапито. Ю. А. Дмитриев.

ЦИРК ГОРНЫЙ, то же, что кар.

ЦИРКАДНЫЕ РИТМЫ (от лат. circa -около и dies - день), околосуточные, или циркадианные, рит-м ы, циклич. колебания интенсивности различных биологич. процессов с периодом примерно от 20 до 28 ч. Часто к Ц. р. относят и суточные ритмы, наблюдающиеся у организмов в естеств. условиях. В изолированном же помещении, где поддерживаются постоянные освещение или темнота, темп-pa и т. д., у растений, животных и человека период ритма, как правило, отклоняется от суточного. Если условия не изменяются, период Ц. р. стабилен. Чаще всего у животных, активных преим. в конце дня, вечером и ночью, период Ц. р. наиболее короток в темноте и тем продолжительнее, чем выше уровень постоянной освещённости. У животных, более активных в начале и середине дня, наблюдается обратное соотношение. Наиболее признана теория, согласно к-рой Ц. р. (независимо от его периода) рассматривают как собственную спонтанную (эндогенную) и генетически закреплённую цикличность биол. процессов в организме (см. "Биологические часы"); этот ритм превращается в суточный под влиянием цикличности внешних условий. Согласно др. теории, Ц. р. возникают как артефакт из наследуемых суточных под влиянием принудительных постоянных условий, неестественных для организма. Напр., если постоянные условия благоприятны для жизнедеятельности, животное становится активным раньше обычного времени; если же условия неблагоприятны, время активности ежедневно запаздывает; соответственно период исходного 24-часового ритма ежесуточно укорачивается или удлиняется. Ц. р. могут влиять как на поведение целого организма (напр., откладка яиц насекомыми, изменение положения листьев у растений), так и на отдельные фи-зиол. процессы. В постоянных условиях периоды Ц. р. этих функций часто различны (напр., при постоянной освещённости у человека изменяются периоды ритма температуры тела, сна и бодрствования). Такое их рассогласование во времени приводит к патологич. состоянию организма, что имеет большое значение для медицины, в частности в связи с космич. полётами человека и животных. По-видимому, аналогичным образом годичные эндогенные ритмы в постоянных условиях теряют стабильность своего периода и превращаются в окологодичные (чирканные) ритмы.

Лит.: Циркадные ритмы человека и животных, Фр., 1975; см. также лит. при статьях Биологические ритмы, физиологические ритмы и Хронобиология. В. Б. Чернышев.

ЦИРКЕЛЬ (Zirkel) Фердинанд (20.5. 1838, Бонн,-11.6.1912, там же), немецкий геолог и петрограф. Окончил Боннский ун-т (доктор философии, 1861). С 1863 проф. Львовского ун-та, в 1870-1909 проф. минералогии в Лейпциге. Изучал магматич. горные породы в Исландии, Шотландии, Италии, Франции, Сев. Америке, Индии, на Цейлоне. Первым применил кристаллоонтич. метод для микроскопич. изучения горных пород и их диагностики. Ц.- автор учебника по петрографии (1893-94), выдержавшего несколько изданий и способствовавшего дальнейшему развитию петрографии.

С о ч.: Untersuchung uber die mikroskopi" sche Zusammensetzung und Struktur der Ba" saltgesteine, Bonn, 1870.

ЦИРКОН (нем. Zirkon; первоисточник: перс, заргун - золотистый), минерал из класса островных силикатов, Zr[SiO.i]. По содержанию примесей выделяют след, разновидности Ц.: альвит - с Hf и Th, оямалит - с TR и Р, х а г а т а л и т - с TR, Nb, наэгит - с TR, Th, Nb, Та и др. Метамиктные (см. Метамиктные минералы) дипирамидаль-ные Ц., содержащие Th, U, Н2О (Th > U), наз. малаконами, призматические (Th < U ) - циртоли-т а м и. Прозрачный Ц. медово-жёлтого, красно-бурого, розового цвета наз. гиацинтом; метаколлоидный, колломор-фный - аршиновитом. Кристаллизуется в тетрагональной системе, образуя столбчатые или короткопризмати-ческие, реже дипирамидальные кристаллы. Часты закономерные срастания с ксенотимом YPO4. Цвет коричневато-жёлтый до коричневого, сероватый, красный, розовый; иногда бесцветен. Прозрачный до просвечивающего. Спайность обычно отсутствует. Тв. по мине-ралогич. шкале 7-8; плотность 4680-4710 кг/л3 (у метамиктных разностей твёрдость и плотность ниже ).

Ц.- характерный акцессорный минерал гранитов, нефелиновых сиенитов и их эффузивных аналогов, а также различных метаморфических и терригенно-осадочных пород, крупные его выделения встречаются в гранитных и щелочных пегматитах. В пром. количествах концентрируется иногда совместно с пирохлором в зонах альбитизации щелочных пород. При выветривании пород переходит в россыпи. Большие запасы Ц. заключены в прибрежно-морских россыпях Тихоокеанского побережья США (Флорида), на о. Шри-Ланка, в Вост. Австралии. Ц.- осн. источник получения Zr и Hf, двуокиси циркония. Чисто цирконовые пески применяются в формовочном литье, а также в качестве сырья для получения огнеупоров, спец. керамики. Гиацинт и прозрачные жёлтые и зелёные Ц. используются в ювелирном деле (драгоценные камни II класса). А. И. Гинзбург.

ЦИРКОНИЕВЫЕ СПЛАВЫ, сплавы на основе циркония. До нач. 50-х гг. 20 в. Ц. с. изучались мало и практически не применялись, а полученная в то время информация об их свойствах во мн. случаях была недостоверной, вследствие использования для исследовании недостаточно чистого циркония и несовершенных методов приготовления сплавов. Положение резко изменилось, когда в нач. 50-х гг. удалось получить цирконий, очищенный от примеси гафния, и было обнаружено, что такой металл имеет малое поперечное сечение поглощения тепловых нейтронов.

Механические свойства циркониевых сплавов

Сплав

Полуфабрикат (состояние)

При 20 °С

При 300 °С



предел прочности

относительное удлинение 8,%

предел прочности

относительное удлинение
6, %



Мн/м2

кгс/мм2

Мн/м2

кгс/ммг



Циркалой-2

Листы (отожжённые)

480

48

22

200

20

35



Zr2,5Nb

То же

450

45

25

300

30

23



Циркалой-2

Трубы (холоднокатаные)

690

69

22

400

40

19



Zr2,5Nb

То же

790

79

27

560

56

23




Это позволило рассматривать цирконий (при наличии других благоприятных свойств) как весьма перспективный материал для конструкций энергетических ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Однако, как показали первые исследования, использовать для этой цели нелегированный цирконий не представлялось возможным в первую очередь из-за нестабильной коррозионной стойкости его в нагретой воде. Это обстоятельство стимулировало начало интенсивных исследований Ц. с., в результате чего были разработаны пром. сплавы, нашедшие широкое применение в ядерной энергетике. Ц. с. используются для элементов конструкции активной зоны ядерных реакторов на тепловых нейтронах -оболочки тепловыделяющих элементов (твэлов), каналы, кассеты, дистанционные решётки и др. Наибольшее применение Ц. с. получили в реакторах с пароводяным теплоносителем. Ц. с. наряду с малым поперечным сечением поглощения тепловых нейтронов обладают высокой и стабильной коррозионной стойкостью в воде и паре высоких параметров и в других агрессивных средах, хорошей пластичностью и удовлетворит, прочностными характеристиками. К легирующим элементам Ц. с. предъявляется комплекс требований: одни из них должны значительно ослаблять (подавлять) вредное влияние азота на коррозионную стойкость циркония (при допустимом содержании азота в сплавах менее 0,01%), другие - ощутимо не увеличивать поперечное сечение поглощения тепловых нейтронов, не снижать радиац. стойкость, повышать прочностные характеристики и при этом существенно не уменьшать пластичность (сплавы должны быть пригодны для изготовления из них особо тонкостенных труб и листов, обладать хорошей свариваемостью). Поэтому выбор легирующих добавок ограничен сравнительно небольшим числом элементов при невысоком содержании их в сплавах. Для легирования используются Nb, Sn, Fe, Cr, Ni, Си и Mo, к-рые вводятся в количествах от долей процента до 2-3% (в сумме). Из большого числа исследованных Ц. с. практич. применение нашли лишь немногие. За рубежом наибольшее распространение получил амер. сплав циркалой-2 (1,5% Sn, 0,1% Fe, 0,1% Cr, 0,05% Ni и не более 0,01% N). Используется также сплав циркалой-4 (отличается от циркалоя-2 пониж. содержанием никеля- 0,007%). Сплав циркалой-2 специально разрабатывался и был сначала использован для оболочек твэлов реактора первой американской атомной подводной лодки "Наутилус", затем нашёл применение во многих энергетич. реакторах атомных станций для твэлов и каналов, работающих в воде и пароводяных смесях с темп-рой 250-300 °С. В СССР разработаны и применяются оригинальные сплавы, не содержащие олова, - ZrlNb и Zr2,5Nb (соответственно с 1 и 2,5% Nb). Сплав ZrlNb впервые был применён для твэлов реактора атомного ледокола "Ленин", а сплав Zr2,5Nb - для кассет реактора Ново-Воронежской АЭС. В сер. 70-х гг. сплавы ZrlNb и Zr2,5Nb используются для оболочек твэлов, кассет и каналов реакторов большинства атомных электростанций СССР и социалистич. стран. Кроме того, сплав Zr2,5Nb применён в ряде реакторов в Канаде. По коррозионной стойкости сплав Zr2,5Nb сопоставим со сплавами типа циркалой, однако он имеет меньшую склонность к наводорожива-нию, не подвержен снижению сопротивления коррозии под облучением и обладает большей прочностью, в частности более высоким сопротивлением ползучести. Несмотря на высокую темп-ру плавления циркония (1852 °С), его известные сплавы не отличаются высокой жаропрочностью и практически пригодны для работы в пароводяных средах при темп-pax не выше 400 °С. При более высоких темп-pax наряду со снижением прочности Ц. с. происходит сильное окисление их с растворением кислорода, приводящее к потере пластичности и наводо-роживанию, к-рое вызывает охрупчива-ние в результате образования гидридов. Механич. свойства Ц. с. типа циркалой и цирконий-ниобиевых сплавов по уровню прочности и пластичности (при крат-коврем. испытаниях) одного порядка (см. табл.) и зависят, как и для других метал-лич. материалов, от структурного состояния, обусловленного термической и деформационной обработкой.

Ц. с. выплавляют в дуговых вакуумных печах с расходуемым электродом и электроннолучевых печах. Используется цирконий т. н. ядерной чистоты (значительно очищенный от гафния и др. примесей с большим поперечным сечением поглощения тепловых нейтронов). Полуфабрикаты из Ц. с. изготовляются на обычном оборудовании, применяемом для многих цветных металлов. Отжиг проводится в вакуумных печах. Если в ядерной энергетике Ц. с. получили широкое распространение, то в др. областях техники они практически не нашли применения; в частности, как конструкционный и коррозионностойкий материал они уступают более прочным, лёгким и дешёвым титановым сплавам.

Лит.: Металлургия циркония, пер. с англ., М., 1959; Труды второй Международной конференции по мирному использованию атомной энергии, Женева, 1958. Доклады советских ученых, т. 3, М., 1959, с. 486;
Ривкин Е. Ю., Родченков Б. С.Филатов В. И., Прочность сплавов циркония, М., 1974; Дуглас Д., Металловедение циркония, пер. с англ., М., 1975 (лит.).

А. А. Киселёв.

ЦИРКОНИЙ (лат. Zirconium), Zr, хим. элемент IV гр. периодич. системы Менделеева; ат. н. 40, ат. м. 91,22; серебристо-белый металл с характерным блеском. Известно пять природных изотопов Ц.: 90Zr(51,46%),91Zr(ll,23%),92Zr(17,ll%), 94Zr (17,4%), 96Zr (2,8%). Из искусственных радиоактивных изотопов важнейший 95Zr(Т1/2 = 65 сут); используется в качестве изотопного индикатора.

Историческая справка. В 1789 нем. химик М. Г. Клапрот в результате анализа минерала циркона выделил двуокись Ц. Порошкообразный Ц. впервые был получен в 1824 И. Бер-целиусом, а пластичный - в 1925 нидерл. учёными А. ван Аркелом и И. де Буром при термич. диссоциации иодидов Ц.

Распространение в природе. Среднее содержание Ц. в земной коре (кларк) 1,7- 10~2% по массе, в гранитах, песчаниках и глинах несколько больше (2-10-2% ), чем в основных породах (1,3-10-2%). Макс, концентрации Ц.- в щелочных породах (5-10~2 %). Ц. слабо участвует в водной и биогенной миграции. В мор. воде содержится 0,00005 мг/л Ц. Известно 27 минералов Ц.; пром. значение имеют бадделеит ZrO2, циркон. Осн. типы месторождений Ц.: щелочные породы с малаконом и цитролитом; магнетит-форстерит-апатитовые породы и карбонатиты с бадделеитом; прнбрежно-морские и элювиа