БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 и развитие лит-ры до кон. 19 в. проходило под сильным влиянием инд. лит-ры, что обусловлено определяющей ролью буддизма в обществ, и культурной жизни страны. Ср.-век. классич. лит-pa, особенно ранняя, носила гл. обр. апологетико-религиозный характер и находила выражение почти исключительно в стихотворно-поэтич. форме. Её образцами служат эпич. поэма "Великая жизнь" (1482), ставшая непременным атрибутом тайской религ. литургии, безымянная поэма на историч. тему "Поражение юанов" (15 в.) и др. Большое развитие на фоне офиц. лит-ры получила лирика. Наиболее ранним и известным произв. этого рода является лиро-эпич. поэма "Прало" (15-16 вв.). Высоким мастерством в лирич. жанрах обладали поэты Сипрат, Махаратчакру (оба - 2-я пол. 17 в.) и Тамматибет (1732-55). Заметное место в лит-ре занимают обрамлённые повести: сб-ки "50 джатак", "Книга птиц", "Двенадцать углов" и др., а также "Рамаяна" (в тайской версии "Рамакиян").

В кон. 18 в. начался постепенный поворот от религ. тематики к светской. Наблюдается демократизация языка лит-ры. Появились первые произв. в прозе: переводные историч. романы "Рачатират" (1785) и "Троецарствие" (1802). Крупнейшими произв. лит-ры 19 в. стала лиро-эпич. поэма "Кун Чанг и Кун Пэн", феерич. поэма-сказка "Пра Апаймани" (ок. 1850) Сунтона Пу (1786-1855), драматич. поэма "Инао" короля Рамы II (правил в 1809-24), сатирич. поэма "Принц Ландай" (2-я четв. 19 в.) Махамонтри.

После гос. переворота 1932 в лит-ре Т. утвердился реализм как осн. метод изображения действительности. Господствующее положение заняла проза в форме рассказа, новеллы, романа. В лит-ре обозначились два гл. направления: натуралистическое и социально-реалистическое. Для представителей первого характерно увлечение психологич. конфликтами, идеализация действительности: писательница Докмайсот (серия романов и рассказов об "образцовом" таиландце: "Добропорядочный", 1947, "Благородный", "Три мужчины", "Это мир"); писательница Ко Сурангкананг (р. 1911; романы гл. обр. из жизни высшего общества: "Златопесчаный дом", 1950, "Падшая", 1937, "Размышление"); Сот Кунмарохит (р. 1908; социально-бытовые романы "Наша земля", "Райя"); Малай Чупинит (1906-63; социально-бытовые романы "Великое поле", "Её имя женщина"). В творчестве писателей второго направления нашла отражение жизнь народа: Сибурапа (1905-74; роман социального звучания "Лицом в будущее", 1955); Лао Камхом (р. 1930; серия рассказов, посвящённых крестьянам: сб. "Бог не в помощь", 1955); Ачин Панчапан (р. 1927; сб-ки рассказов о рабочих: "На рудниках", "Зов с рудников", оба 1965); Сени Саувапонг (р. 1918; остро социальный роман "Дьявол", 1957); Манат Тьянрайонг (р. 1907; сб-ки рассказов из жизни низов общества: "Простой смертный", "Бродяга", "Заросли"); Итсара Амантакун (1920-69; романы "Жёлтый тигр", "Тигр прячет когти", с критич. позиций рисующие картину совр. общества); писательница Тамаянти разоблачает пороки высшего общества в романах "Скверна", "Наложница". Лит.: К о р н е в В., Литература Таиланда, М., 1971; Schweisguth P., Etude sur la .literature Siamoise, P., 1951.

Л. H. Mopee.

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

Памятники художеств, культуры Т. восходят к неолиту и бронз, веку (керамика из погребений в долине р. Квай, наскальные росписи в Сев.-Зап. Т.). В первые века н. э. на терр. Т. развивались монское (гос-во Дваравати) и кхмерское (Кхмерская империя) искусства (храмы в Лампуне, Чиангмае, массивные с ювелирно тонкими деталями статуи Будды), послужившие основой тайской художеств, культуры. Формирование нац. иск-ва под эгидой буддизма началось с 13 в. с образованием гос-ва Сукотаи. Сложился собственно тайский тип культового комплекса ("вата") со святилищами "пранг" или "пра-пранг" (с башнеобразной закруглённой вершиной) и "чеди" или "пра-чеди " (с колоколообразным покрытием и шпилем) и храмами ("веханами") -"ваты" Чанг Лом в Саванкхалоке (кон. 13 в.), Махатат в Сукотаи (Сукхотхай, 1345). В скульптуре выработались характерные для Т. графичные вытянутые формы.

Храм Махатат в Лопбури. Конец 12 в.

В период расцвета Сиамского гос-ва (14-19 вв.) традиции Сукотаи получили дальнейшее развитие. Появились города с прямоугольной планировкой, обнесённые кирпичными стенами с зубцами оригинальной формы в виде листов лилии. Велось большое стр-во сложных no формам и богато украшенных многоцветной мозаикой, росписью и резьбой "ватов" и дворцов (в Бангкоке, Аютии и др. центрах), создавались многочисл. произв. скульптуры, пластич. выразительность которой постепенно терялась из-за внеш. декоративности. С 14 в. известна стенная живопись темперой - росписи на темы жизни Будды в храмах Аютии (15 в.), сцены из "Тосачаты" и "Рамаяны" в храмах Бангкока (18-19 вв.). С кон. 19 в. в Т. проникают зап.-европ. и амер. художеств, традиции. Интенсивное стр-во по европ. и амер. образцам ведётся в Бангкоке, где выросли здания многочисл. банков, офисов, гостиниц в духе совр. "интернациональной" архитектуры, правильно распланированные кварталы жилых домов. Во 2-й пол. 20 в. прогрессивные художники (живописцы Фуа Харабитак, Тави Нандакван, скульптор Хъен Йимсари, график Манита Пу Ари), следуя европ. реализму, стремятся сохранить традиц. особенности нац. иск-ва.

В декоративно-прикладном нар. иск-ве Т. осн. место занимают лаковая живопись (с 17 в.), изготовление изделий из лака, буйволовой кожи, резьба по дереву, чеканка по серебру, ткачество, плетение. Илл. см. на вклейке, табл. XVII (стр. 192-193).

Лит.: Ожегов С. С., Архитектура, Таиланда, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л. -М., 1971; В о w i е Th. (ed.) Arts of Thailand, Bloomington, 1961. С. С. Ожегов.

Храмовой комплекс Ват По в Бангкоке. 19 в.

XIV. Музыка

С древних времён в Т. каждый религ. обряд, сел. праздник, свадьба, рождение ребёнка и др. сопровождаются пением и музыкой. Для тайской музыки характерно отсутствие полутонов. Музыкальные произведения обычно имеют простой ритм (с небольшими вариациями), исполняются чаще в быстром темпе. Основную мелодию музыканты заучивают на слух и разнообразят её во время исполнения импровизацией. В оркестре дирижёр отсутствует, его заменяет исполнитель на маленьких цимбалах - чинге. Разнообразен инструментарий, преобладают ударные инструменты. Один из древнейших инструментов - пинай напоминает шотл. волынку. Из струнных распространены род скрипки - ку сау сам сай (из скорлупы кокосового ореха с грифом из слоновой кости и тремя шёлковыми струнами), тьакау, похожий на большую гитару, играют на нём преим. женщины. Оркестр обычно состоит из инд. тимпана, называемого в Т. таионом, и двух кит. барабанов - клонг тьад. Популярны небольшие ансамбли (16 гонгов, подвешенных на круглой раме -гонг вонг йай, ксилофон - ранад ек, в форме речной ладьи). Большие оркестры включают струнные: сау сам сай (одним из прославленных мастеров игры на этом инструменте был король Рама II-нач. 19 в.), кит. скрипки сау дуанги сау о, печальные звуки к-рых тайцы любят слушать в сольном исполнении. В кон. 19 в. стали проникать европ. муз. инструменты, а с ними европ. музыка. Композиторы Т. стремятся освоить приёмы европ. муз. техники. В Бангкоке и др. крупных городах имеются европ. оркестры. В. И. Корпев.

XV. Театр

Классич. театр Т. ведёт своё происхождение от инд. эпоса "Рамаяна", к-рый получил известность в стране в 15 в. в тайской версии "Рамакиян". По мотивам "Рамакиян" сложились три вида классич. представлений: кон, нанг, лакон. Упоминания о коне и нанге содержатся в хрониках сер. 15 в. К о н - театр пантомимы с масками, все роли исполняют мужчины. Маски (св. 100) определяют характер и функции героев: яркозелёная - Рама, золотая - Лаксман, белая - Хануман, красная - Сугрива. Актёры не произносят текста, его читают за сценой. Разыгрываются эпизоды из "Рамакиян"; каждый жест и движение актёра имеют символич. значение. Представление сопровождается нар. оркестром и хором. Нанг - теневой театр. Фигуры персонажей, вырезанные из кожи буйвола, бывают чёрными и цветными. Чёрными манипулируют за подсвеченным экраном при вечерних представлениях; цветными - перед экраном во время дневных. Спектакль сопровождается декламацией актёров, объясняющих поступки героев. Часто разыгрываются бытовые эпизоды. Л а к о н - тайская классич. драма. Сюжеты черпались из буддийских "джатак" (повестей). Лакон, ставившийся во дворце (2-я пол. 15 в.), был известен как лакон най, роли исполняли женщины; представления вне дворца - лакон нок, исполнители мужчины и женщины. Текст произносится актёрами. Небольшой хор играет вспомогат. роль (поясняет действие, даёт характеристику героям). Осн. элемент лакона - танец (т. н. сиамский танец), в к-ром пластика пальцев рук доведена до совершенства.

В представлениях латсона сочетаются традиционно-классич. эпизоды с нар. комедией, близкой к балагану. Разновидности лакона лнкэ и нора - совр. нар. представления. В Т. ^нет постоянного театра. При департаменте изящных иск-в (1975) имеется любительская труппа (100-150 чел.). В. И. Корнев.

ТАИНСТВА, в христианстве магич. культовые действия, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает людям сверхъестественную чудодейственную силу - "божественную благодать". Корни Т. восходят к дохристианским мистериям. Т. вводились постепенно с созданием и укреплением христ. церк. организации. Первыми в христ. лит-ре упоминаются Т. крещения и причащения (кон. 1-2 вв., Послания апостолов, "Деяния апостолов"). В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438-45) католическая, а также православная церкви приняли семь Т.: 1) крещение (погружение новорождённого в воду у православных, обливание - у католиков, окропление - у протестантов), совершаемое над человеком в знак приобщения его к церкви, очищающее якобы от грехов; 2) миропомазание - "освящение" человека путём смазывания его ароматич. смесью (миро); 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие, согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило,- лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние) - раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения ("отпущение грехов") от имени Христа; 5) церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). Т, может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий, по учению церкви, в роли посредника между богом и людьми. Т. о., церк. учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви.

У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь - крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич. акты. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения (вместе с тем допускает нек-рое послабление в отношении формы их совершения). В совр. протестантизме также наблюдается тенденция к подчёркиванию значения Т. как средства укрепления религ. веры.

Лит.: Р а н о в и ч А., Происхождение христианских таинств, М. - Л., 1931; Е м ел я x Л. И., Происхождение христианских таинств, М., 1956. Б.Я.Рамм.

ТАИРОВ Александр Яковлевич [24.6 (6.7).1885, Ромны,-25.9.1950, Москва], советский режиссёр, нар. арт. РСФСР

(1935). Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 - режиссёр. В 1913 поставил в Свободном театре "Жёлтую кофту" Хезельтона-Фюрста и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера на музыку Дохнаньи. В 1914 вместе с А. Г. Косней и группой молодых актёров основал Камерный театр, к-рый возглавлял до конца жизни. Первые спектакли этого театра - "Сакунтала" Калидасы (1914), "Фамира Кифаред" Анненского (1916) и др. обнаружили склонность Т. к изысканно красивым сценич. формам, к прославлению чистых и могучих страстей легендарных героев. После Окт. революции 1917 Т. и ведущие актёры его театра, гл. обр. Коонен, доказали способность выражать созвучные революции темы величия свободной личности. "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легуве (1919), "Федра" Расина (1922), ряд пьес О'Нила знаменовали переход режиссёра к реализму. Большое значение имели творческие поиски Т. в области муз. спектакля ("Жирофле-Жирофля" Лекока, 1922; "Опера нищих" Брехта-Вейля, 1930, и др.). Вершиной творческой деятельности Т. стал спектакль "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1933) с Коонен в роли Комиссара. Среди лучших спектаклей также "Мадам Бовари" по Флоберу (1940), "Старик" Горького (1946).

А. Я. Таиров.

Сцена из спектакля "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легуве. 1919. Режиссёр А. Я. Та и р о в.

Соч.; Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970.

Лит.: Марков П., О театре, т. 1 - 2, М., 1974; Державин К.. Книга о Камерном театре, Л., 1934; Головашенк о Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970. К. Л. Рудницкий.

ТАИТИ (Tahiti), вулканич. остров в Тихом ок., самый большой в группе Общества острова. Владение Франции. Пл. 1042 км2. Нас. 84,5 тыс. чел. (1970). Административный центр и главный порт -г. Папеэте... Большинство населения Т. составляют таитяне; ж'ивут также китайцы (св. '/5 жителей острова), французы (включая близких к ним по культуре франко-таитянских метисов -"так называемых demis) и др. По религии основная масса населения - христиане (главным образом кальвинисты, часть -католики). Официальный язык - французский.

Остров состоит из двух горных массивов (вые. до 2241 л), соединённых узким (до 2 км) перешейком. Сложен базальтами, окружён коралловыми рифами. Климат тропический морской. Осадков 1400 мм в год. Влажнотропич. леса. На береговой низменности - плантации кокосовой пальмы, бананов, сах. тростника, ванили, ананасов. Разведение таро, ямса, батата. Добыча жемчуга; рыболовство. Вывоз копры, ванили, перламутра. Туризм.

Деревня на острове Таити.

Гавань Папеэте острове Таити.

ТАИТЯНЕ, один из самых значительных аборигенных полинезийских (см. Полинезийцы) народов Океании. Общая числ. 68 тыс. чел. (1971, оценка). Осн. масса Т. (ок. 65 тыс.) живёт во Франц. Полинезии, гл. обр. на о. Таити и других Общества о-вах. Говорят на одном из полинезийских языков. По религии большинство Т.- христиане (гл. обр. кальвинисты, часть - католики). Осн. занятие - земледелие (кокосовая пальма, сах. тростник и др.), в меньшей степени рыболовство и др. отрасли х-ва. Т. в значит, мере сохраняют самобытную культуру.

Лит.: П у ч к о в П. И., Население Океании. Этногеографический обзор, М., 1967; Равва H. П., Полинезия. Очерк истории Французских колоний (конец XVIII -XIX в.), М., 1972.

ТАИТЯНСКИЙ ЯЗЫК, один из вост.-полинезийских языков; см. Полинезийские языки.

ТАИФ, Э т - Т а и ф, город на Ю.-З. Саудовской Аравии, в горах Хиджаза,

на вые. 2 тыс. м. 54 тыс. жит. (1963). Соединён шоссе с Эр-Риядом и Меккой. Аэродром. Торг, центр с.-х. р-на (животноводство, садоводство и овощеводство). Кустарное текст, произ-во. Летняя резиденция пр-ва.

ТАЙ, народность в КНР; расселены в пров. Юньнань, гл. обр. в авт. окр. Сишуанбаньна и Дэхунском авт. окр. народностей Т. и цзинпо. Числ. 700 тыс. чел. (1973, оценка). Т. близко родственны народам группы mmi. Язык Т. относится к тайским языкам; письменность-на основе староинд. графики. По антропологич. типу-юж. монголоиды. Религия - буддизм. Осн. занятие - плужное земледелие.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.- Л., 1965.

ТАЙБАЙШАНЬ, вершина в Китае, наиболее высокая в хр. Циньлин (4107 м); имеет куполообразную форму, сложена гранитами.

ТАЙБУГА, легендарный основатель династии сиб. ханов, вышедший из местной знати, не связанной с родом чингисидов. После убийства шейбанида Ибака в 1495 Мамет (Махмет) из "Тайбугина рода" возглавил политич. союз тат. улусов (см. Сибирское ханство). В 1-й пол. 16 в. ханы из династии Т. установили брачные связи с казанскими ханами. Ханы Едигер и Бекбулат признали себя вассалами Москвы (1555). В 1563 сиб. престол захватил шейбанид Кучум, и династия Т. прекратилась.

Лит. см. при ст. Сибирское ханство.

ТАЙБЭЙ, город в Китае, в сев. части о. Тайвань, на судоходной р. Данынуйхэ. Адм. центр пров. Тайвань. 1,8 млн. жит. (1971). Самый крупный город и осн. экономич. центр провинции. Узел ж.-д. и воздушных (аэропорты Суншань и Таоюань имеют междунар. значение) сообщений; внешним мор. портом для Т. является Цзилун, с к-рым Т. образует единый транспортно-пром. комплекс. В Т. разнообразная пром-сть: металлургия, машиностроение, в т. ч. судостроение и электронное произ-во; цем., хим., деревообр., бум., парфюмерно-фармацевтические (переработка камфоры и др.), пищ. (сахарные, чаеобрабатывающие, овоще-, плодо- и рыбоконсервные) предприятия. В окрестностях Т. - добыча угля. Т.- местопребывание (1976) гоминьдановской администрации.

ТАЙВАНЬ, Формоза, остров в Тихом ок., у восточных берегов материковой части Китая, от к-рой отделён Тайваньским прол. С о-вами Пэнху образует провинцию КНР Тайвань. Вытянут с С. на Ю. на 394 км, ширина до 140 км, пл. ок. 36 тыс. км2, нас. 15,6 млн. чел. (кон. 1973). Берега изрезаны слабо, восточные часто обрывисты, западные пологи. Вдоль всего острова протягиваются Тайваньские горы (вые. до 3997 м); на С.- группа потухших вулканов, на 3. - прибрежная равнина. Часты землетрясения. Месторождения кам. угля (Синьчжу), горючего газа (Нюшань), нефти, золота. Климат на С. субтропический, на Ю. тропический муссонный. Темп-pa в янв. 15-20 °С, в июле 25-30 °С; осадков на равнинах 1500-2500 мм, в горах местами св. 5000 мм в год (максимум - летом). В августе и сентябре часты тайфуны. Реки горные, многоводные, богаты гидроэнергией, широко используются для орошения. Св. '/г терр. Т. покрывают леса (гл. обр. на краснозёмах и бурых лесных почвах), отличающиеся большим видовым разнообразием (более 3000 видов, из к-рых св. 1500 эндемичны). В ниж. частях склонов - влажные вечнозелёные леса из панданусов, пальм, бамбуков, лиан; выше - широколиственные листопадные и смешанные леса из камфарного лавра, кипариса, ели, пихты, древовидных папоротников, псевдотсуги и др. На вые. 3300 м леса замещаются поясами кустарника рододендрона и высокогорными лугами. Прибрежные равнины заняты полями риса, батата, плантациями сах. тростника, ананасов и др. Вдоль побережий - местами мангровые леса. В. Т. Зайчиков.

Экономика имеет индустриально-агр. характер. В небольших количествах добывают природный газ и каменный уголь (3,3 млн. т). Произ-во электроэнергии 19,8 млрд. кет-ч (1973). Обрабат. пром-сть базируется б. ч. на местном с.-х. сырье, импортных полуфабрикатах и топливе. По стоимости пром. продукции основные отрасли: текст., радиоэлектронная (преимущественно сборка), , судостроение, пищ. (гл. обр. сахарная - 900 тыс. т в 1974), хим. и нефтехим. (св. 1,4 млн. т удобрений), нефтеперерабат. (св. 10 млн. т нефти), цем. (6 млн. т цемента), лесоперерабатывающая, выплавка стали (св. 1 млн. т) и алюминия (35 тыс. т в 1973). Гл. пром. центры - Тайбэй и его аванпорт Цзилун, Гаосюн, Тайчжун. Лесозаготовки. Т.- крупнейший в мире производитель и экспортёр камфоры.

Обрабатывается ок. '/< терр. острова, гл. обр. в зап. части. Св. 1/2 площади под рисом (2 урожая в год; сбор 2,3 млн. т в 1973), с. х-во специализируется на выращивании сах. тростника (7,5 млн. т), батата, тропич. фруктов (ананасы, бананы, мандарины), чайного куста (28,6 тыс. т чая). В животноводстве преобладает свиноводство (3,6 млн. голов). Рыболовство.

Историческая справка. В древности терр. Т. была заселена племенами гаошанъ. Первая воен. экспедиция китайцев на Т. отмечена в 230. В 13 в. Т. был официально включён в карту кит. империи. В 1360 на нём создано Управление по надзору - первый кит. орган местной власти. Коренные жители Т. вытеснялись кит. переселенцами в горные р-ны. С кон. 16 -нач. 17 вв. начались вторжения на Т. европ. колонизаторов. В 1590 на остров проникли португальцы, давшие ему назв. Формоза (Прекрасный). В 1624 Т. захватили голландцы. В 1661-62 голландцы были изгнаны с Т. отрядами кит. патриота Чжэн Чэн-гуна, превратившего остров в базу 22-летней борьбы с маньчжурами, завоевавшими материковый Китай. Власть маньчжурской династии Цин утвердилась на Т. с 1683. В 1886 он был выделен в отд. провинцию Цинской империи. В результате англо-франко-китайской войны 1856-60 цинский Китай был вынужден открыть порты Т. для иностр. держав. В 1884, во время франко-кит. войны, остров пыталась захватить Франция. В результате японокитайской войны 1894-95 Т. и о-ва Пэнху по Симоносекскому договору 1895 отошли к Японии. Население Т., возглавляемое Тан Цзин-суном, оказало героич. сопротивление япон. захватчикам, создало в мае 1895 "Тайваньскую Республику" (держалась неск. месяцев).

После разгрома япон. милитаризма во 2-й мировой войне Т. 25 окт. 1945 в соответствии с решениями Каирской (1943) и Потсдамской (1945) конференций и Актом о капитуляции Японии был возвращён Китаю. После образования в окт. 1949 КНР Т. стал прибежищем для остатков гоминьдановской группировки Чан Кай-ши и его армий, разгромленных Нар.-освободит, армией Китая в ходе гражд. войны. Ещё в 1947 на Т. было избрано т. н. Нац. собрание, а в 1948 -Законодат. совет (сроки их полномочий затем были продлены на неопределённое время). Чанкайшисты ввели на Т. всеобщую воинскую повинность и создали свои вооруж. силы, насчитывавшие 530 тыс. чел. (1975), в т. ч. в сухопутных войсках 375 тыс. (20 дивизий, 2 бригады и др. части), в ВВС 80 тыс. (св. 400 самолётов) и в ВМС 75 тыс. (19 эсминцев, 2 подводные лодки, 13 сторожевых кораблей и др., 2 дивизии мор. пехоты). Вооружение - гл. обр. амер. произ-ва.

2 дек. 1954 пр-во США, поддерживающее дипломатич., политич. и экономич. отношения с гоминьдановским режимом на Т., заключило с ним т. н. договор о взаимной безопасности, по к-рому взяло на себя обязательство защищать Т. и о-ва Пэнху. До окт. 1971 Т. незаконно занимал в ООН место КНР.

В амер.-кит. коммюнике о визите президента США Р. Никсона в КНР (февр. 1972) позиция амер. стороны по тайваньскому вопросу была сформулирована следующим образом: "Американская сторона заявила: Соединенные Штаты признают, что все китайцы по обе стороны тайваньского пролива считают, что существует только один Китай и что Тайвань является частью Китая. Она подтвердила свою заинтересованность в мирном урегулировании тайваньского вопроса".

Пр-во КНР, продолжая считать Т. неотъемлемой частью кит. территории, ставит условием установления отношений с КНР признание Т. частью Китая и разрыв с Т. дипломатич. и политич. связей. В то же время КНР пошла на установление дипломатич. связей с отдельными странами, в т. ч. с Японией, ФРГ, при сохранении последними транспортных, торговых, экономич. связей с Т. В. H. Барышников.

ТАЙВАНЬСКИЕ ГОРЫ, горы на о. Тайвань, в Китае. Протягиваются вдоль оси острова на 270 км, шир. до 80 км. Сложены вулканич. и кристаллич. породами, известняками. Состоят