БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321транить от участия в выборах неугодных лиц.

В результате классовой борьбы трудящихся во главе с рабочим классом в совр. бурж. гос-вах провозглашено всеобщее избирательное право, а большинство Ц. и. отменено, однако различные законо-дат. препятствия для участия в выборах сохраняются. Так, напр., в законодательстве штатов США существует ок. 50 Ц. и. (отстранение от выборов военнослужащих, чиновников нек-рых гос. учреждений, ценз оседлости от Злее до 1 года и т. д.). Во Франции установлен ценз оседлости ( 6 мес в данном месте жительства). Жёсткие расовые цензы, полностью отстраняющие от участия в выборах африканцев, действуют в ЮАР и Юж. Родезии. Несмотря на провозглашение всеобщего избират. права, высокие возрастные цензы сохраняются для предоставления пассивного избират. права, устанавливаются требования залога избирательного для выставления своей кандидатуры на выборах; для избрания на ответственные гос. посты предъявляются, кроме
того, требования религ. характера, прирождённого гражданства и т. п.

В социалистич. гос-вах нет Ц. и., кроме возрастного, к-рый, как правило, составляет 18 лет. В Сов. гос-ве в первые годы Сов. власти лишались избират. прав лица, принадлежавшие к эксплуататорским классам. Такого же рода меры проводились в Румынии, Вьетнаме. В СССР все граждане, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установл. законом порядке умалишёнными. В Верх. Совет СССР могут быть избраны граждане СССР, достигшие 21 года. Б. А. Страшун.

ЦЕНКОВСКИЙ Лев Семёнович [1(13). 10.1822, Варшава,-25.9(7.10).1887, Лейпциг], русский ботаник, прртозоолог и бактериолог, чл.-корр. Петерб. АН (1881). По национальности поляк. Окончил Петерб. ун-т (1844). Проф. Демидовского лицея в Ярославле (1850-54), Петербургского (1854-59), Новороссийского в Одессе (1865-71) и Харьковского (1872-87) ун-тов. Один из основоположников онтогенетич. метода в изучении низших растений и низших животных, развивал представление о генетич. единстве растительного и животного мира. Пропагандировал учение Ч. Дарвина. Предложил методы получения эффективной сибиреязвенной вакцины. Способствовал организации в Харькове (1887) пастеровской станции. Создал школу ми кробиологов.

Лит.: Метелкин А. И., Л. С. Ценков-ский. Основоположник отечественной школы микробиологов, М., 1950 (лит.); Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 4, М.- Л., 1959.

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ, а к с и о л о г и я, филос. учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологич. устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - осн. вопрос общей Ц. т. В античной и ср.-век. философии ценностные (этико-эстетиче-ские и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеали-стич. рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоят, область филос. исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Гл. задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к чфактам" реальности. В подходе к аксиологич. проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: на-туралистич. психологизм, трансцендентализм, персоналистич. онтологизм, культур-но-историч. релятивизм и социологизм.

К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И, Льюиса. Общим для них являются утверждения о том, что источник ценностей - в био-психологи-чески интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфич. факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер рассматривал ценности как некие чтретичные качества" (наряду с первичными и вторичными качествами). Значит, роль в аксиологич. психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределённо понимаемой "полезности", или чинструмен-тальности". С др. стороны, интерпретация ценности как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.

Для аксиологич. трансцендентализма, развитого баденской школой неокантианства (В. Винделъбанд, Г. Риккерт), ценность - это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся нес эмпирическим, а с ч чистым", трансцендентальным, или чнормальным", сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний; возникает проблема онтологич. природы чнормативного сознания". Идеальное бытие должно опираться на реальность; но тут возможны два варианта: либо вернуться к субъективному эмпи-рич. сознанию, идеализирующей абстракцией от к-рого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий члогос". Это последнее решение избирает персоналистич. онтологизм, наиболее видным представителем к-рого был М. Шелер. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована чвневременной аксиологи-ческой серией в боге", несовершенным отображением к-рой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, к-рая и образует онтологич. основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религ. предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Для культурно-историч. релятивизма, у истоков к-рого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологич. плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью историч. метода. По существу, это означало критику самой программы общей Ц. т. как абстрагирования от культурно-историч. контекста и произвольного увековечивания к.-л. одной чподлинной" системы ценностей. При этом для мн. последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (напр., у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.). М. Вебер в своей чпонимающей социологии" воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия к-рой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа Т. Пар-сонса понятие ценности приобрело обобщённо методологич. смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются обществ, противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеческой деятельности.

Историч. материализм рассматривает ценности в их социально-историч., эко-номич. и классовой обусловленности. Анализ ценностей широко используется марксистами при изучении истории культуры, науки, обществ, сознания и личности.

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Ч у хина Л. А., Феноменологическая аксиология М. Шелера, в сб.: Проблема ценности в философии, М. - Л., 1966; Laird J., The idea of value, Camb., 1929; К r a u s O., Die Werttheorien. Geschichte und Kritik, Briinn, 1937; В e-с k е г Н., Through values to social interpretation, Durham, 1950; Les sciences humaines et le probleme des valeurs, La Have, 1972; R i n t e 1 e n F. J. von,Values in European thought, Pamplona, 1972; S a u e r E., Axiologie, Gott.- Z., 1973. См. также лит. при ст. Ценность. М. А. Кисселъ.

ЦЕННОСТЬ, термин, широко используемый в философской и социологич. лит-ре для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, обществ, отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве чпредметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества). Способы и критерии, на основании к-рых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в обществ, сознании и культуре как ч субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. чПредметные" и чсубъектные" ценности являются, т. о., как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены ч предельные" ориентации знаний, интересов и предпочтений различных обществ, групп и личностей. Развитие рационального познания общества, в т. ч. исследование природы и генезиса ценностей, воздействует на всю сферу ценностных отношений, способствуя освобождению её от метафизич. абсолютизации. Отвергая идеалистич. представления о внеистори-ческой и надсоциальной природе ценностей (см. Ценностей теория), марксизм подчёркивает общественно-практич. сущность, историчность и познаваемость Ц., идеалов, норм человеческой жизни.

Каждая исторически конкретная обществ, форма может характеризоваться специфич. набором и иерархией ценностей, система к-рых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе к-рых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие обществ, институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности (интернализация ценностей) составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция, внутр. противоречивость и динамизм обществ, систем находят своё выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные обществ, группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентации личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам обществ, структуры и самим ценностям; субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Эмпирич. изучение ценностных ориентации занимает существенное место в социологич. исследованиях воспитания, проф. выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем. Ценностные системы формируются и трансформируются в историч. развитии общества; поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и др. изменений. Так, эстетич. ценности античности сохранили своё значение и после гибели породившей их цивилизации, известна длительность воздействия гума-нистич. и демократич. идеалов европ. Просвещения, истоки к-рых берут начало в античных и эллинистич. культурах. Воззрения на историю общества как реализацию системы "вечных ценностей" или как последоват. смену одного типа ценностей другим (напр., трансцендент-но ориентированных - светскими, а безусловных - конвенциональными) равно неприемлемы для материалистич. понимания истории. В то же время кон-кретно-историч. анализ генезиса и развития ценностных систем составляет важную сторону всякого науч. исследования истории общества и культуры.

Лит.: Василенко В. А., Ценность и оценка. К., 1964; Проблема ценности в философии. [Сб. ст.], М.- Л., 1966; Д р о б-н и ц к и и О. Г., Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия, М., 1967; Любимова Т. Б., Понятие ценности в буржуазной социологии, в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970; Тугаринов В. П., Теория ценностей в марксизме. Л., 1968; Столович Л. Н., Природа эстетической ценности, М-, 1972. О. Г. Дробницкий.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ, документы (акции, облигации, аккредитивы, векселя, чеки, коносаменты и др.), выражающие к.-л. имуществ. право, условием реализации к-poro является обязательное их предъявление. Подразделяются на именные, составленные на имя определённого лица, ордерные, выписанные на имя первого приобретателя и "его приказу" (это означает, что указанное в Ц. б. лицо вправе передать её путём индоссамента), предъявительские, не содержащие имени лица, к-рому Ц. б. выдана. С утратой Ц. б., как правило, утрачивается и возможность осуществить выраженное в ней право. Но в нек-рых случаях предусматриваются меры охраны прав управомоченного лица. Так, сов. законодательство устанавливает порядок восстановления прав при утрате сберегательной книжки на предъявителя.

В капиталистич. обществе гл. видами Ц. б. являются акции и облигации капиталистич. предприятий и облигации гос. займов. Особая разновидность облигации - закладные листы, выпускаемые ипотечными банками под залог зем. участков, домов и других недвижи-мостей. Ц. б. являются свидетельством участия в капитале предприятия или предоставления денег в ссуду и дают право на регулярное получение дохода в виде дивиденда или процента. Выпуск Ц. б.- одна из важнейших операций финанс. капитала, используется монополиями в целях извлечения макс, прибыли (напр., огромная учредительская прибыль от выпуска Ц. б. вновь организуемых акц. компаний). В связи с тем что Ц. б. приносят доход своим владельцам, они являются предметом купли-продажи на фондовой бирже по определённому курсу.

ЦЕНОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (правильнее металлоценовые соединения, металлоцен ы), дицик-лопентадиенильные производные переходных металлов (М) общей формулы (С5Н5)2М, имеющие структуру "сэндвича"- металл в степени окисления + 2 расположен между С5Н3-кольцами и связан со всеми десятью атомами углерода ковалентными связями (см. Валентность). Ц. с. известны почти для всех переходных металлов. Наиболее устойчивы Ц. с., имеющие у атома металла электронную оболочку инертного газа. Это -ферроцен, физ. и хим. свойства к-рого наиболее широко изучены, рутеноцен и осмоцен; они проявляют ароматич. свойства. Ц. с. таких металлов, как титан, ниобий, тантал и др., неустойчивы и выделены лишь в виде производных (С5Н5)2МХn, где п = 1,2 или 3; X = С1, Br, H и другие. В отличие от других Ц. с., манганоцен имеет ионное строение (C3H5)2Mn2+, а структура, напр, хромо-цена (CsHs)2Cr и ванадоцена (CsHs)2V, частично ионная.

Ц. с.- интенсивно окрашенные кри-сталлич. вещества, хорошо растворимые в органич. растворителях; легко окисляются до металлоцениевых катионов (С5Н5)2М+, к-рые существуют обычно в кислых водных растворах, по свойствам напоминают крупные однозарядные катионы металлов, напр, цезия (Cs+); осаждаются в виде кремневольфрамата, хло-роплатината, тетрафенилбората и др. Катион кобальтоцения (С5Н5)2Со+ не разрушается концентрированными серной и азотной к-тами даже при нагревании.

Ц. с. получают действием солей или ацетилацетонатов переходных металлов на циклопентадиенид натрия (CsH5)~Na+ либо на циклопентадиенилмагнийгало-генид C3HsMgBr, а также действием циклопентадиена на соль (в присутствии основания) или карбонил переходного металла.

Ц. с. используются как сокатализаторы в гомогенных каталитич. реакциях, напр. (CsHs^TiCb, как лекарственные препараты (производное ферроцена-ферроце-рон С5Н5FеС5H4СОС6H4СООNа-орто-4Н2О- применяется для лечения заболеваний, вызванных дефицитом железа в организме). Э. Г. Перевалова.

ЦЕНОГЕНЕЗ (от греч. kainos - новый и ...генез), приспособление организма, возникающее на стадии зародыша (плода) или личинки и не сохраняющееся у взрослой особи. Примеры Ц.-плацента млекопитающих, обеспечивающая у плода дыхание, питание и выделение; наружные жабры личинок земноводных; лицевой зуб у птиц, служащий птенцам для про-

бивания скорлупы яйца; органы прикрепления у личинки асцидий, плавательный хвост у личинки трематод -церкария и др. Термин "Ц." введён в 1866 Э. Геккелем для обозначения тех признаков, к-рые, нарушая проявления палингенезов, т. е. повторений далёких этапов филогенеза в процессе зародышевого развития особи, не позволяют проследить в ходе онтогенеза совр. форм последовательность этапов филогенеза их предков, т. е. нарушают биогенетический закон. В кон. 19 в. Ц. стали называть любое изменение свойственного предкам хода онтогенеза (нем. учёные Э. Менерт, Ф. Кейбель и др.). Совр. понимание термина "Ц." сформировалось в результате работ А. Н. Северцова, сохранившего за этим понятием лишь значение провизорных приспособлений, или эмбрио-адаптаций. См. также Филэмбриогенез.

Лит.: Лебедкин С. И., Биогенетический закон и теория рекапитуляции, "За марксистско-ленинское естествознание", 1932, [№] 3-4; Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.- Л., 1939; Иванова-Казас О. М., Срав-. нительная эмбриология беспозвоночных животных, Новосиб., 1975; Haeckel E., Generelle Morphologic der Organismen, Bd 1 - 2, В., 1866. А. С. Северцов.

ЦЕНОЗ (от греч. koinos - общий), то же, что биоценоз.

ЦЕНОКАРПИЯ (от греч. koinos - общий и karpos - плод), образование гинецея (см. Пестик) в результате срастания плодолистиков (мегаспорофиллов). Срастание может захватить часть завязи (чернушка), завязь целиком (гвоздичные), стилодии (с формированием столбика -лилейные) и,наконец,рыльце (первоцвет). В результате Ц. образуются гинецеи различных типов: синкарпные (лилейные, яблоневые), паракарпные (камнеломковые) и лизикарпные (многие гвоздичные). Типы гинецея имеют значение в систематике растений, для выделения типов плодов и создания их морсЬогенетич. классификации. См. также Синкарпия, Лизикарпия, Апокарпия.

ЦЕНОЛЕСТОВЫЕ, крысовидные опоссумы (Caenolestidae), семейство млекопитающих отряда сумчатых. Дл. тела 9-14 см, хвоста 6-13 ел. По внешнему облику напоминают крыс. Волосяной покров плотный, буроватого цвета. Голова удлинённая, глаза и уши небольшие. Хвост покрыт короткими редкими волосами. Выводковая сумка имеется только у молодых зверьков. Конечности пятипалые. В верхней челюсти 4 пары резцов, в нижней 3-4 пары, из них первая пара очень крупная. Головной мозг очень примитивный, с крупными обонятельными долями. Ц.-промежуточная группа между многорезцовыми и двурезцовыми сумчатыми. В семействе 3 (или?) видов, относящихся к 3 родам: эквадорские ценолесты (Caenolestes), перуанские ценолесты (Lestores) и чилийские ценолесты (Rhyncholestes). Распространены на западе Юж. Америки от юж. части Венесуэлы до юж. части Чили. Обитают в лесных районах, поднимаются в горы до высоты 4,2 тыс. м. Ведут наземный образ жизни; активны ночью. Питаются беспозвоночными животными. Численность невысока.

Лит.: Жизнь животных, т. 6, М., 1971; Соколов В. Е., Систематика млеколитакн щих, М., 1973.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.
В досоциалистич. формациях Ц. осуществляется стихийно, через рынок, в процессе конкуренции между товаропроизводителями. Под воздействием закона стоимости, спроса и предложения рыночные цены товаров постоянно отклоняются от стоимости. При капитализме изменения в стоимости товаров и стоимостных пропорциях оказывают определяющее влияние на динамику цен. Рост производительности труда, уменьшение затрат живого и овеществлённого труда на единицу потребит, стоимости выступает осн. фактором удешевления товаров: "если отвлечься от отдельных противодействующих влияний..., то тенденция и результат капиталистического способа производства состоит в том, чтобы постоянно повышать производительность труда и, следовательно, постоянно... раскладывать вновь присоединенный труд на большую массу продуктов и понижать таким образом цену отдельного товара, или вообще удешевлять товарные цены" (М арке К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 49, с. 15). В погоне за избыточной прибавочной стоимостью капиталисты стремятся уменьшать индивидуальные издержки произ-ва, снижать цены для вытеснения конкурентов и расширения рынка сбыта своих товаров. При быстром росте технич. уровня и качества машин цена их физич. единицы может увеличиваться, однако относительно, с учётом повышения их эффективности, они дешевеют: "Под относительным удешевлением машин, -отмечал К. Маркс,-я понимаю такое положение вещей, когда абсолютная стоимость применяемой массы машин увеличивается, но не в такой степени, в какой увеличивается масса этих машин и их эффективность" (там же, т. 26, ч. 3, с. 228, прим.).

С помощью механизма Ц. в условиях домонополистич. капитализма стихийно регулируются пропорции общественного произ-ва (при постоянном их нарушении) путём увеличения произ-ва товаров, спрос на к-рые не удовлетворяется и цены повышаются, и сокращения произ-ва при падении цен вследствие относительного перепроиз-ва тех или иных товаров; поддерживаются через периодич. кризисы перепроиз-ва пропорции обществ, воспроиз-ва (снижение цен в результате •збн/зидкж&я основного капитала и сокращения издержек - один из элементов механизма выхода из кризиса, приспособления произ-ва к новым условиям); реализуется закон относит, прибавочной стоимости (удешевление товаров и услуг, приобретаемых рабочими вследствие роста производительности труда, служит основой для снижения стоимости рабочей силы, сокращения необходимого и увеличения прибавочного рабочего времени).

На стадии империализма в механизме капиталистич. Ц. происходят существенные изменения. Монополии заключают картельные соглашения о ценах, устанавливают монопольно высокие цены на реализуемые ими товары и монопольно низкие на приобретаемое сырьё, противодействуют снижению цен при сокращении издержек произ-ва и на стадии выхода из кризиса. Государственно-монополистическое регулирование способствует поддержанию монопольных цен. Господствующей тенденцией становится инфляционный рост цен, к-рый приобрёл скачкообразный характер в 1-й пол. 70-х гг. (табл.1).

Табл. 1. - Инфляционный рост цен в некоторых капиталистических странах и на мировом рынке



1950

1960

1965

1970

1975

1976
Индексы потребительских цен
(1963 = 100)


















США

79

97

103

127

176

186
Великобритания

61

91

108

135

249

290
Франция

53

92

106

131

200

219
ФРГ

77

92

106

120

162

169
Италия

65

87

111

12