БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ательное уч-ще. В 18 в. в академии изучался в основном историч. жанр; в 19 в. в ней стали развиваться портретные пейзажные жанры. В сер. 19 в. в Академии художеств назрел конфликт между реакц. руководством, насаждавшим рутинный академизм, и передовыми художниками, стремившимися к реализму и демократической идейности. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов академия сохраняла своё значение как школа высокого проф. мастерства. В 19 в. в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. А. Федотов, а также ставшие активными участниками передвижных выставок (см. Передвижники) -Н. Н. Те, В. М. Васнецов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в академии получили подготовку выдающиеся мастера пластики - М. М. Антокольский, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин и др.; зодчие В. И. Баженов, А. Д. Захаров, И. Е. Старов, А. В. Щусев и др. В 1893 проведена реформа академии, в результате к-рой уч. программа приблизилась к жизни, к преподаванию были привлечены крупнейшие художники-передвижники, в т. ч. Репин.

В 19 в. в России появились ср. художеств, школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе. Её основатель воспитанник Академии художеств А. В. Ступин построил систему обучения на академич. принципах. За 40 лет существования школы в ней получили X. о. св. 150 молодых художников. Крупную роль в X. о. сыграла школа, созданная в 20-е гг. 19 в. А. Г. Венециановым в дер. Сафон-ково Тверской губ. В 1832 в Москве открылась рус. художеств, школа - Художеств, класс (в 1843 преобразован в Уч-ще живописи и ваяния, в 1865, после открытия при нём архит. отделения, -в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества). Среди учеников моек, школы были выходцы из народа (часто из крепостных). В 19 в. из его стен вышли художники: А. К. Саврасов, Н. В. Неврев, В. В. Пу-кирёв, В. Г. Перов, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, М. В. Нестеров, С. В. Малютин и др. В разное время в уч-ще преподавали Саврасов, И. М. Прянишников, А. М. Васнецов и др. В нач. 20 в. в уч-ще получили образование художники К. Ф. Юон, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др. С 1839 при Обществе поощрения художеств в Петербурге открылась рисовальная школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин и др.) продолжал обучение в Академии художеств. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художеств.-пром. школа в Екатеринбурге, рисовально-технич. классы в Пскове, художеств, уч-ща в Одессе, Пензе, Тбилиси и др.

В 19 в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного иск-ва. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал "Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам" (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т. д. Уч-ще объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в пром-сть. Близким по профилю к школе Строганова было Уч-ще технич. рисования, осн. А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной).

После Окт. социалистич. революции 1917 во всех союзных республиках созданы художеств, вузы, уч-ща и школы. В основу развития сов. иск-ва и X. о. положен метод социалистич. реализма. Обучение рассматривается как единый процесс идейного воспитания, формирования образного мышления и овладения проф. реалистич. мастерством путём глубокого изучения натуры.

Учащиеся, окончившие 4 класса обще-образоват. школы и проявившие способности к изобразит, иск-ву, принимаются в детские художеств, школы (в 1977 -ок. 680). Продолжая учиться в общеоб-разоват. школе, дети получают здесь в продолжение 4 лет общее эстетич. воспитание и начальное X. о. Занятия в этих школах ведутся 2-3 раза в неделю. Среднее художеств, и общее образование на базе 4 классов общеобразоват. школы дают средние художеств, школы (в 1977 их было 7) при крупнейших художеств, вузах. Специалистов со средним X. о. (художников-исполнителей, мастеров по различным художеств, специальностям, учителей рисования) готовят художеств, уч-ща (51 в 1977): Московское памяти 1905 года, Ленинградское им. В. А. Серова, Пензенское, Казанское, Ярославское, Ростовское, Одесское, Тбилисское, Ташкентское, Алма-Атинское, Таджикское (Душанбе), Туркменское (Ашхабад), Якутское и др. художеств.-пром. (6) уч-ща, уч-ща (техникумы) декоративно-прикладного иск-ва (9), в т. ч. художеств.-пром. уч-ща: Московское им. М. И. Калинина, Абрамцевское и Загорское (Моск. обл.), Красносельское (Костромская обл.); Киевский художеств.-пром. техникум, Каунасский техникум прикладного иск-ва и др. В 66 художеств, средних спец. уч. заведениях в 1977 обучалось 15 тыс. чел. В художественных средних специальных учебных заведениях представлены след, специальности: скульптура, художеств, роспись, театрально-декорац. иск-во, преподавание черчения и рисования, художеств, ткачество, художеств, оформление, художеств, обработка металла, дерева, кости, камня, стекла, художеств, керамика, пром. эстетика и др. Срок обучения 4 года. Высококвалифицированных рабочих архитектурно-отделочного профиля и мастеров декоративного иск-ва выпускают художеств, проф.-технич. уч-ща (см. Профессионально-техническое образование) и проф.-технич. художественные школы - Федоскинская, Мстёрская и др. (с 2-4-летним сроком обучения).

Художников высшей квалификации готовят художественные высшие учебные заведения (академии, ин-ты, высшие художеств.-пром. училища; в 1977 - 14), а также в архит., театр.-художеств., театр., полиграсрич., текст, и технологич. ин-тах, во Всесоюзном ин-те кинематографии, нек-рых ин-тах искусств (см. Искусств институты) - Азербайджанском им. М. А. Алиева, Уфимском и др. (см. Архитектурное образование, Искусствоведческое образование, Театральные учебные заведения^ Полиграфические институты, Лёгкой и текстильной промышленности институты, Кинематографии институт). Художеств, вузы и художеств, ф-ты др. вузов принимают окончивших художеств, средние спец. уч. заведения и художеств, средние общеобразоват. школы, готовят художников-живописцев, мастеров декоративно-прикладного и пром. иск-ва, графиков, художников театра и кино, скульпторов, художников-архитекторов, искусствоведов, преподавателей. Срок обучения 5-6 лет. Учителей рисования для средних общеобразоват. школ готовят на художеств.-графич. ф-тах пед. ин-тов (в 1977 - 27). Обучение спец. дисциплинам ведётся под руководством профессоров - художников соответств. профиля. Крупнейшие сов. художники отдали и отдают много творч. сил воспитанию и образованию молодёжи в художеств, уч. заведениях. Это М. К. Аникушин, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. М. Грицай, У. М. Джапаридзе, Т. Э. Залькалн, Э. Ф. Калнынь, Е. А. Кибрик, Г. М. Коржев, И. М. Кузминскис, М. Г. Манизер, Е. Е. Моисеенко, Д. С. Моор, Д. К. Мо-чальский, А. А. Мыльников, Ю. М. Непринцев, Я. И. Николадзе, Э. К. Окас, В. М. Орешников, В. Б. Пинчук, Т. Т. Салахов, В. А. Серов, Н. В. Томский и др. Выпускники художеств, вузов получают звание художника соответств. специальности и, кроме того, право преподавания художественных дисциплин в средних художеств, уч. заведениях и общеобразоват. школе. Науч. кадры в области изобразит., декоративного и прикладного иск-ва, архитектуры, пром. эстетики готовятся в аспирантуре Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград), Моск. художеств, ин-та им. В. И. Сурикова, Тбилисской академии художеств, Моск. архит. ин-та, Ленингр. и Моск. высших художеств.-пром. уч-щ, Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, в н.-и. ин-тах Мин-ва культуры СССР и др. В развитии X. о. большую роль играет Академия художеств СССР.

Лит.: Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования, ч. 1-3, СПБ, 1864 - 66; Савинов А. Н., Академия художеств. [К 190-летию со дня основания. 1757-1947], М.-Л., 1948; Дмитриева Н. А., Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, М., 1951; Вопросы художественного образования. Доклады, прения и постановления, М., 1957 (Академия художеств СССР. 8 сессия. 26-31 марта 1957); Зотов А. И., Академия художеств СССР. Краткий очерк, М., I960; Вопросы художественного образования. Тематические сб. научных трудов, [отв. редактор И. А. Бартенев], в. 1 - 20, Л., 1971-1977.

О. В. Заславская, А. Л. Каганович.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ, публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматич. отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Иск-во декламации культивировалось в Др. Риме. Так, напр., в эпоху Франц. революции 1848 актриса Рашель прославилась исполнением ч Марсельезы". Её традиции продолжала актриса Агар. В жанре X. ч. выступали выдающиеся зап.-европ. актёры --„бр. Кок-лен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др. Выразительное устное слово составляло основу иск-ва рус. сказочников, скоморохов, арм. ашугов, казах, акынов. Особое место в X. ч. занимают т. н. а в т о р-ские чтения. Замечательными исполнителями своих произв. в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, позднее С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др.

Основоположником проф. иск-ва X. ч. в России был М. С. Щепкин (вечера лит. чтений стихов Пушкина, Т. Г. Шевченко). Большой популярностью пользовались выступления импровизатора-рассказчика И. Ф. Горбунова. Героич. приподнятостью, эмоциональностью отличалось чтение М. Н. Ермоловой (гражд. лирика Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Выдающимся чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с именем к-рого связано появление на эстраде инсценировок-композиций по произв. Ф. М. Достоевского, Гоголя.

В сов. время X. ч. стало самостоят, видом эстрадного иск-ва, обогатилось новыми формами. Первым проф. мастером был А. Я. Закушняк, выступавший с "Вечерами интимного чтения", "Вечерами рассказа". Его традиции блестяще развивал В. Н. Яхонтов, основатель особого вида X. ч. -"Театра одного актёра". К выдающимся чтецам принадлежали В. К. Серёжников, А. И. Шварц, В. Н. Аксёнов, А. Н. Глумов, Э. И. Ка-минка. Эпич. творения мировой лит-ры, иск-во чтеца-сказителя культивирует С. А. Кочарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л. Андроникова, автора-исполнителя устных рассказов, поев, писателям, актёрам, учёным. X. ч. занимало видное место в творчестве мн. драм, актёров. Мастерами этого жанра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, Д. Н. Орлов и др. Среди совр. исполнителей - Д. Н. Журавлёв, И. В. Ильинский, С. М. Балашов, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский, Г. М. Сорокин и др.

Особой разновидностью X. ч. является мелодекламация.

Лит.: Верховский Н., Книга о чтен цах, М.-Л., 1950; Аксёнов В., Искусство художественного слова, 2 изд., М., 1962; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], М., 1965.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Kunsthistorisches Museum; правильнее - Музей истории искусств) в Вене, крупнейший художественный музей Австрии. Размещён в здании, сочетающем элементы ренессанса и австр. барокко (1872-1881, арх. Г. Земпер, К. Хазенауэр). Создан в 1891 на базе коллекций дома Габсбургов. Включает собрания вост., антич. древностей, скульптуры и декоративного иск-ва, монет, медалей, печатей, оружия, экипажей, муз. инструментов, музей австр. культуры, богатейшую картинную галерею [произв. Джорджоне, Тинторетто, Тициана, Д. Велас-кеса, А. Дюрера, П. Брейгеля Старшего (лучшее в мире собрание его работ), Рембрандта, П. П. Рубенса и др.].

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят художников, архитекторов-художников и искусствоведов высшей квалификации по след, специальностям: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное иск-во, художеств, оформление и моделирование изделий текст, и лёгкой пром-сти, интерьер и оборудование, пром. иск-во, монументально-декоративное иск-во, теория и история изобразит, иск-ва.

В 1976 в СССР действовали высшие художеств, уч. заведения (и факультеты при др. вузах иск-в): Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, Киевский художеств, ин-т (1917), Художеств, ин-ты Литов. ССР (1951, Вильнюс) и Эст. ССР (1951, Таллин); Московское (б. Строгановское, 1825) и Ленинградское им. В. И. Мухиной (1876) высшие художеств.-пром. уч-ща; Ле-нингр. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1757); Харьковский художеств.-пром. ин-т (1927); Львовский ин-т прикладного и декоративного иск-ва (1946); Белорусский (в Минске, художеств, ф-т, 1953) и Ташкентский им. А. Н. Островского (художеств, ф-т, 1954) театр.-художеств, ин-ты; Тбилисская академия художеств (1922) и Академия художеств Латв. ССР (1919, Рига); Ереванский художеств.-театр, ин-т (1945 как художественный ин-т, в 1953 объединён с театральным институтом).

Кроме того, художеств, ф-ты разного профиля имеются: в Моск. полиграфич. ин-те, Всесоюзном ин-те кинематографии (Москва), Дальневосточном пед. ин-те иск-в (Владивосток), Азербайджанском ин-те иск-в им. М. Алиева (Баку), в нек-рых пед. и др. ин-тах, на архит. ф-тах при вузах разного профиля (инж.-строит., политехнич. и др.). В нек-рых вузах организованы вечерние отделения по специальностям - пром. иск-во, интерьер и оборудование, декоративно-прикладное иск-во. Заочная подготовка осуществляется в ряде вузов по специальности история и теория изобразит, иск-в.

В Моск. и Ленингр. высших художеств.-пром. уч-щах, Моск. и Киевском художеств, ин-тах скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Тбилисской академии художеств, Ереванском художеств.-театр, и Белорус, театр.-художеств, ин-тах имеется аспирантура.

Право приёма к защите кандидатских и докторских диссертаций по искусствоведению предоставлено Ленингр. ин-ту живописи, скульптуры и архитектуры; кандидатских диссертаций - Моск. художеств, ин-ту и Моск. высшему художеств.-пром. уч-щу. См. Художественное образование.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ, исследовательские и научно-просветительные учреждения искусствоведч. профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразит, и декоративно-прикладного иск-ва. История возникновения X. м. восходит к древности, их прообразом были собрания произв. иск-ва в термах Др. Рима, в церквах и монастырях ср.-век. Европы. Систематич. коллекционирование памятников иск-ва началось в эпоху Возрождения: к 16 в. восходит история создания старейших X. м. (Прадо в Мадриде, Лувр в Париже и др.). Формирование осн. европ. музеев завершилось к 19 в., когда они стали доступны для широкой публики. В России хранилищами произв. иск-ва издавна были ризницы церквей, соборов и монастырей (напр., Троице-Сергиевой лавры). С 16 в. создавалась коллекция Оружейной палаты в Москве. В 17 в. художеств, произв. коллекционировали образованные бояре - В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. В начале 18 в. Пётр I положил начало организации музеев, в к-рых (напр., в Кунсткамере в Петербурге) коллекция художеств, произв. не отделялась от предметов естеств.-науч. характера. Обширные собрания картин и статуй создавались в 18 в. во дворцах царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге) и знатных дворян (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В 19 в. наряду с частными коллекциями Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатёнкова, П. М. и С. М. Третьяковых, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве, полностью или частично доступными для публики, начали функционировать открытые для всех X. м.: Эрмитаж, отделение изящных искусств при Румянцевском музее в Москве, Третьяковская галерея, Русский музей, Радищевский музей в Саратове. В 1912 открылся Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразит, искусств им. А. С. Пушкина). После Великой Октябрьской социалистической революции X. м. значительно пополнились за счёт национализации частных собраний, были открыты мн. новые X. м. Структура, организация и деятельность X. м. определяются характером коллекций. В СССР X. м. разделяются по составу коллекций на музеи рус. иск-ва (Третьяковская галерея, Русский музей), музеи нац. иск-ва союзных республик (Музей укр. изобразит, иск-ва в Киеве), музеи зарубежного иск-ва (Музей изобразит, иск-в им. Пушкина), музеи нар. иск-ва (Музей нар. иск-ва в Москве); имеются музеи художеств, промыслов (в Палехе, Мстёре), а также музеи, хранящие произв. одного художника (Каунасский художеств, музей им. М. К. Чюрлениса, Музей скульптуры С. Т. Конёнкова в Смоленске). Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, наряду с произв. иск-ва обладает коллекциями предметов материальной культуры, оружия, костюма и пр.

Осн. задачи науч. деятельности X. м. в СССР - изучение и систематизация коллекций - находят отражение в публикациях полных каталогов произв., хранящихся в музее, и др. изданиях. X. м. организуют науч. сессии, посвящённые итогам науч. работы, знаменат. датам, выставкам. В 60-70-е гг. широко развивается выставочная деятельность X. м. Выставки, подготовленные совм. с др. музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами, имеют значит, науч. интерес, способствуют укреплению дружеских связей между народами [напр., выставка из мекс. музеев Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней - в Музее изобразительных иск-в им. Пушкина в Москве в 1960, "Сокровища гробницы Тутанхамо-на" из собрания Египетского музея в Каире - в 1973 в Эрмитаже, Музее изобразит, иск-в им. Пушкина, Музее укр. изобразит, иск-ва в Киеве, выставка "Русская деревянная пластика с древнейших времён до наших дней" (Мин-во культуры СССР)-в Париже в 1973, выставка "Русский реализм 2-й пол. 19 в. " (из собраний Третьяковской гал. и Рус. музея) - в ФРГ в 1972-73].

В задачи X. м. по эстетич. воспитанию входят различные формы науч.-популя-ризац. работы [экскурсии, лекции, беседы на предприятиях, работа со школьниками (кружки, изостудии, показ уч. фильмов по иск-ву)]. Науч.-популяри-зац. работа охватывает широкие массы трудящихся; напр., в Эрмитаже за 1975 было проведено св. 35 тыс. экскурсий, прочитано ок. 1300 лекций. В СССР насчитывается 147 X. м. (с филиалами), посещаемость к-рых постоянно возрастает. 4 крупнейших X. м. СССР - Третьяковская галерея, Музей изобразит, иск-в им. Пушкина, Эрмитаж и Рус. музей - в 1975 приняли св. 8 млн. посетителей.

X. м., как комплекс специально оборудованных помещений и науч.-вспомогат. отделов, должен включать экспозиц. залы, запасники - хранилища фондов, выставочный зал, реставрац. мастерские, библиотеку с читальным залом, фототеку и фотолабораторию и др. Экспозиция X. м. строится, как правило, по хронологии и по нац. школам иск-ва, нередко она имеет комплексный характер - в одних залах вместе экспонируются произв. живописи, скульптуры и прикладного иск-ва (как, напр., в Эрмитаже, за рубежом -в Нац. музее в Праге, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке). В нек-рых музеях экспозиция строится частично (напр., в Лувре) или полностью по отд. коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

В ряде европ. стран X. м. бывают размещены в старинных зданиях (дворцах, монастырях), к-рые , приспосабливают к совр. требованиям музейной экспозиции. В зданиях X. м., построенных в 1960-70-е гг., применяются разнообразные архит. решения, к-рые, напр., позволяют установить скульптуры (преим. 19-20 вв.) на открытом воздухе или в вестибюлях и холлах, имеющих большие остеклённые проёмы, что даёт возможность связать произв. с окружающей средой (напр., Музей Лембрука, Дуйсбург, ФРГ). Окраска или отделка (иногда имитирующая различные материалы) стен и перегородок создаёт фон для экспонатов. Во мн. X. м. применяется искусств, верх, освещение с подсветом отд. произв., вечерняя подсветка скульптуры.

Лит. см. при ст. Музеи. О. Д. Никитюк.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ, государственные, общественные или частные коллекции произведений иск-ва, имеющие художеств, ценность. В зарубежных странах словосочетание "X. о - нередко собств. название (или составная часть полного названия) музея или комплекса музеев.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизи-ров. сведения по теории, истории и практике пластич. иск-в (архитектура, изобразит, и декоративно-прикладное иск-во), о художниках и архитекторах. Предшественниками энциклопедий по иск-ву были антич. и ср.-век. описания художеств, памятников, систематич. трактаты архитекторов и художников, но собственно справочные издания по иск-ву появились с формированием искусствознания в 16-18 вв. Рост обществ, престижа иск-ва вызвал возникновение таких сборников сведений о художниках, как "Сообщения о нюрнбергских художниках и ремесленниках" И. Нёйдёрфера (N e u d б r f f е г J., Nachrichten von nurnberger Kiinst-lern und Werkleuten, Nurnberg, 1546). Жанр "жизнеописаний", начало к-рому в 16 в. положили итальянец Дж. Вазари и нидерландец К. ван Мандер, предшествовал биографич. словарям, первые из к-рых были составлены в 18 в.: "Портативный словарь изящных иск-в" Ж. Ла-комба (L а с о m b e J., Dictionnaire por-tatif des beaux-arts, P., 1752), "Всеобщий словарь художников" И. Р. Фюсли (Fus s 1 i J. R., Allgemeines Kiinstler-Lexicon, Z., 1763), "Словарь изящных искусств, основанных на рисунке" Ф. Милиции (М i 1 i z i a F., Dizionario delle belle arti del disegno, v. 1-2, Bassano, 1797). В 17-18 вв. начали издаваться терминологич. словари, знакомившие читателей с эсте-тич. и профессионально-художеств. лексикой: "Тосканский словарь искусства, основанного на рисунке" Ф. Бальдинуччи (В а 1 d i п и с с i F., Vocabolario to-scano dell'arte del disegno..., Firenze, 1681), "Словарь терминов" А. Фелибьена (F ё 1 i b i e n A., Dictionnaire des termes propres, в кн.: Des principes del'architecture, de la sculpture, de la peinture et des autres arts qui en dependent, P., 1676). В 19 в. вышли известные биографич. словари - "Новый всеобщий словарь художников" Г. К. Наглера (N a g 1 e r G. К., Neues allgemeines Kunstler-Lexicon, Bd 1-22, Munch., 1835-52; Die Monogrammisten..., Bd 1-5, Munch., 1858-79), словари Мюллера - Зингера и Майера в Германии, в нач. 20в.- словари Брайена в Англии, Сире во Франции. Сохранили своё значение биографич. словари Э. Бенези и Тиме - Беккера [В ё n ё z i t E., Dictionnaire critique et documen-taire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps..., v. 1-3, P., 1911-23; T hie me U., Becker F. (Hrsg.), Allgemeines Lexikon der bilden-den Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart, Bd 1-37, Lpz., 1907-50 (с дополнением об архитекторах и художниках 20 в. - V о 1 1 m e r H., Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler des XX. Jahrhunderts, Bd 1-6, Lpz., 1953-62)]. Среди терминологич. словарей 19-20 вв. выделяются: Adeline J., Lexique des termes d'art, P., 1884; S p e m a n n W., Kunstlexikon, B. -Stuttg., 1905; Jahn J., Worterbuch der Kunst, В., 1957; Pa-row R., Kunststile-Lexikon der Stil-begriffe, Munch., 1957; Stownik termi-nologiczny sztuk pieknych, Warsz., 1969. В собств. смысле X. э., содержащие разностороннюю информацию, выходят с 18в.:"Методическая критически обоснованная энциклопедия изящных искусств" П. Дзани (Z a n i P., Enciclopedia meto-dica critico-ragionata delle belle arti, v. 1-8, Parma, 1794). Среди позднейших X. э.: Demmin A. F., Encyclopedic historique, archeolo