БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321д жизни, художеств, произ-во долго оставалось на уровне изготовления ремесл. изделий.

С упрочением капиталистич. производств, отношений индустр. пром. методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли X. п. Пром. переворот 18 - нач. 19 вв. сопровождался значит, демократизацией ассортимента художеств, изделий (наряду с произ-вом дорогих шёлковых и парчовых тканей бурно развивались хл.-бум. произ-во и ситцепечатное дело). Однако качество художеств, вещей резко снизилось: изделия фабричной X. п., вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художеств, ремесла, в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных ручным способом, отличались эклектичностью стилевых решений.

Во 2-й пол. 19 в. отд. художники и теоретики, напр. Дж. Рескин и У. Моррис в Великобритании, рассматривая машинное произ-во как враждебное иск-ву, выдвинули утопич. идею улучшения качества художеств, изделий путём возврата к ремесл. культуре ср. веков. В кон. 19 - нач. 20 вв. на смену нигилистич. отношению к проблеме "машины и иск-во" пришли тенденции к широкому вовлечению художеств, сил в пром-сть (деятельность художеств.-пром. союзов типа Немецкого Веркбун-да и др.), к-рые привели к зарождению ранних форм художественного конструирования (дизайна), создавшего предпосылки для преодоления антагонизма между художеств, творчеством и машинным производством.

После 1-й мировой войны 1914-18 изделия X. п. испытывали значит, воздействие функционализма (художеств, предметы, создаваемые в мастерских "Баухауза" и т. д.). В сов. X. п. 1920-х гг. конструктивизм (и идеи производственного искусства) связывались с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, "пролетарский" стиль художеств, изделий. Партийная критика программы и практики Пролеткульта открыла в СССР дорогу культуре, социалистич. по содержанию и нац. по форме, что отразилось также и в X. п.

К сер. 20 в. технич. прогресс вновь (как и в 1920-е гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна декоративному иск-ву, к отрицанию нац. декоративно-орнаментальных культур, пропаганде и внедрению в X. п. упрощённых рационализиров. форм: стеллажной мебели, гладких поверхностей, резких геометрич. членений; художеств, стекло повторяло формы аптекарской посуды; фарфор "очищался" от декора и т. д. Однако с кон. 1960-х гг. идейная содержательность, пластич. разнообразие и декоративное звучание изделий X. п. восстанавливаются в своём значении. Усиливается тенденция к имитации приёмов старинного ремесла средствами совр. машинного произ-ва (при этом стилизаторское, ретроспективистское направление постоянно сосуществует с поисками новых функциональных форм).

Сов. X. п. - одна из важных областей социалистич. художеств, культуры, гл. задачей к-рой является внедрение иск-ва в повседневный быт. Изделия сов. X. п. отражают многие процессы, характерные для сов. и мирового декоративно-прикладного иск-ва. В совр. сов. X. п. ведутся интенсивные поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим значит, внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных преим. для оформления обществ, интерьеров). Богатые эстетич. возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологич. процесса, раскрываются в различных видах керамики, художеств, стекла, металлич., текст, изделиях и т. д. Среди важнейших предприятий совр. сов. X. п.-фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевской хрустальный завод, Дятъ-ковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла, Люберецкий ковровый комбинат и др. Успешно развивается и совр. X. п. др. социалистич. стран, сочетающая богатейшие нац. традиции с задачами совр., функционально обоснованного художеств.-прикладного творчества.

Илл. см. на вклейках, табл. XXIV-XXV (стр. 384-385).

Лит.: Русское декоративное искусство, т. 3, М., 1965; Искусство и промышленность. Сб. статей, М., 1967; Макаров К. А., Советское декоративное искусство, М., 1974; Hirzel S., Kunsthandwerk und Manufaktur in Deutschland seit 1945, В., 1953; S e Г-le G., Jugendstil und Kvmst-Industrie, Ra" vensburg, [1974]. H. И. Каплан.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, одна из форм народного творчества. Включает в себя создание в исполнение художеств, произв. силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, нар. театры)или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).

В дореволюц. России любители иск-ва объединялись в кружки и об-ва при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, нар. театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.

После Окт. революции 1917 в X. с. были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеят. кружков носил агитац. характер (состоял из обозрений, лит. монтажей, концертных номеров, сатирич. частушек и др.). Большое распространение получили коллективы "Живая газета", "Синяя блуза", "Красная рубаха" и др. В сер. 20-х гг. зародилось движение ТРАМов (см. Театр рабочей молодёжи). КПСС и Сов. пр-во создали все условия для развития творч. сил народа. Огромное значение имели выступления В. И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП(б)"О пролеткультах" (1920), постановление СНК РСФСР "Об улучшении театрального дела" (1930), предлагавшее усилить взаимодействие проф. и самодеят. театра, обеспечить постоянную помощь X. с. Самодеят. коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, уч. заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т. д. К середине 30-х гг. X. с. достигла высокого идей-но-художеств. уровня. Многие мастера проф. иск-ва (В. В. Барсова, И. М. Москвин, М. М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеят. коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центр, дом самодеят. иск-ва, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом нар. творчества (с 1939-им. Н. К. Крупской), а в 1958 в Центр, дом нар. творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома нар. творчества организованы во всех республиках, краях и областях. В 30-е гг. в различных союзных и авт. республиках появились самодеят. нац. хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразит, и прикладного иск-ва. С кон. 30-х гг. в репертуар театр, коллективов начали входить лучшие пьесы сов. драматургов, классич. произв. В 1937 на моек, смотре художеств, самодеятельности были показаны спектакли: "Укрощение строптивой" (клуб "Каучук") и "Ромео и Джульетта" (клуб "Авиахим") Шекспира, "Мещане" (Дом культуры им. Горбунова) и "Васса Железнова" (Клуб им. Кухмистерова) Горького, "Очная ставка" бр. Тур (клуб "Красный деревообделочник") и др. В 1940-41 проведён Всесоюзный смотр театр, самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских). Во время Великой Отечеств, войны гл. место в репертуаре X. с. заняла воен.-патриотич. тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной пром-сти и т. д. На Всесоюзных смотрах в кон. 40-х -нач. 50-х гг. был продемонстрирован ряд значит, спектаклей: "Ревизор" Гоголя (Ленингр. ун-т), "Шторм" Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), ч Егор Булычев и другие" Горького (Вы-боргский дом культуры, Ленинград), "Аттестат зрелости" Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачёва, Москва) и др. С кон. 50-х гг. наиболее зрелые самодеят. коллективы получили звания народных театров. Среди них: нар. театры при домах культуры Автозавода им. Лихачёва, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры з-да "Большевик" в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо дра-матич., работают также и муз. театры -оперные (при Центр, доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпед-ский оперный нар. театр, Нар. оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Моск. нар. театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве). Распространение получили различные самодеят. ансамбли (Ансамбль нар. танца Ашхабадского с.-х. ин-та, рижский танц. ансамбль "Гатве"), оркестры, цирковые (напр., в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Нар. хор АН Латв. ССР, Тартуский муж. хор "Гаудеамус", Хоровая капелла Старокраматорского маш.-строит, з-да). На базе самодеятельности выросли мн. проф. драматич. и муз. театры, ансамбли. За счёт талантливых участников X. с. пополняются крупнейшие проф. коллективы. К руководству X. с. привлекаются мастера проф. иск-ва. X. с. играет большую роль в деле эстетич. воспитания трудящихся. Обогащение художеств, сокровищницы социалистич. общества достигается на основе сочетания массовой художеств, самодеятельности и проф. иск-ва. Новым свидетельством внимания партии к развитию художеств, культуры сов. народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий Мин-ва культуры СССР, Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР и Гос. комитета Совета Министров СССР по проф.-технич. образованию "О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся" (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) поев. 60-летию Окт. революции 1917. В коллективах X. с. в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с к-рыми работало 150 тыс. штатных и св. 500 тыс. обществ, руководителей. Число коллективов, удостоенных звания "народный" (театров, цирков, филармоний и т. п.), составляло св. 4500. См. 24-й том БСЭ, книга II-"СССР", раздел Художественная самодеятельность в статьях о союзных республиках, а также статьи Народный театр. Клубные учреждения, Культурно-просветительная работа в соответствующих томах БСЭ.

Широкий размах самодеят. иск-во получило и в др. странах социализма, где были созданы благоприятные условия для развития X. с. В 1950-е гг. возникли спец. методич. центры по руководству X. с. (Центр, орган по делам X. с. в Чехословакии, Центр, дом нар. творчества в ГДР, Ин-т нар. иск-ва в Венгрии).

Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии в 1956-74 проведено 4 респ. фестиваля X. с.; в 1973 здесь было св. 15 тыс. коллективов X. с. (более 500 тыс. участников), к-рые дали св. 68 тыс. спектаклей, обслужив более 21 млн. зрителей. В Венгрии в X. с. участвует 8-10% населения (12-18% молодёжи). В Чехословакии в 1974 насчитывалось ок. 23 тыс. ансамблей (ок. 4 млн. чел.). В 1975 в ГДР в X. с. участвовало ок. 1,4 млн. чел.; 20 тыс. самодеят. коллективов Польши дают ежегодно 120 тыс. представлений для 35 млн. зрителей. Социалистич. страны обмениваются опытом работы в области X. с. В Кракове (1975) состоялось совещание представителей нац. центров X. с. социалистич. стран.

Коллективы X. с. (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) имеются и в капиталистич. странах. Они существуют на средства отд. частных лиц, обществ, орг-ций. В нач. 30-х гг. в Германии, Австрии одной из форм объединения трудящихся были Олимпиады рабочих коллективов, в создании и деятельности к-рых участвовали видные прогрессивные деятели культуры. Любительское хоровое исполнительство распространено во Франции; важное значение приобрела деятельность Нар. муз. федерации. В 1956 в Париже состоялась Междунар. хоровая олимпиада. Многочисл. хоровые объединения имеются в Финляндии, Швейцарии ("Швейцарский союз рабочих певцов" и др.). В Швеции функционируют св. 60 любительских оркестров. В США работают студенч. оркестры (духовой оркестр Мичиганского ун-та и др.), хоры, вокальные ансамбли, театр, труппы. Лит.: Художественная самодеятельность Ленинграда, Л.-М., 1957; Народные таланты. Художественная самодеятельность профсою-зов, М., 1958; Гудовичев В. Н., Художественная самодеятельность, М., 1964; Записная книжка участника художественной самодеятельности, М., 1965; Массовость и мастерство. Проблемы и практика художественной самодеятельности, М., 1966; Е в-к и н С. И., Шехтман Л. Б., Художественная самодеятельность России, М., 1967; Баякунов О., Самодеятельное искусство Киргизии, Фр., 1967; Шехтман Л., Искусство миллионов, М., 1968; Фольклор и художественная самодеятельность, Л., 1968.

А. С. Иванов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, часть эстетического воспитания; формирование средствами искусства эстетич. восприятия действительности, развитие художественно-творч. способностей в различных областях иск-ва и потребностей вносить прекрасное в жизнь.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиц. связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетич. и эксплуатац. характеристик. X. к. (часто отождествляемое с дизайном)- неотъемлемая составная часть совр. процесса создания пром. продукции, предназначенной для непосредств. использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности произ-ва. В условиях социализма X. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

X. к. осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты науч. исследований в различных областях науки и техники, знающий совр. пром. произ-во, его технологию и экономику.

X. к. опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод X. к. складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функциональ-но-эргономич. и конструктивно-техноло-гич. анализ, композиц. анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе к-рого ведётся функционально-эргономич. поиск, работа над композицией изделия). Для X. к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответств. масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиц., цветографич., эргономич. и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода X. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, к-рая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом X. к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод X. к. включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т. п.

Возникновение X. к. относится к нач. 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному произ-ву, к-рый повлёк за собой "...полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера..." (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инж. идеи и его эстетич. неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художеств, значения. Осознание этого противоречия в сер. 19 в. приняло вначале форму романтич. призыва к возрождению ср.-век. ремесл. традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность к-рого вскоре стала очевидной.

Основы зап.-европ. X. к. закладывались в теоретич. и практич. работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), X. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и "Баухауза". В 1930-40-е гг. центр X. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преим. в форме т. н. коммерч. дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Амер. пром. фирмы создают отделы X. к., возникает большое кол-во проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950-1960-е гг. очагами теоретич. мысли в области X. к. становятся нек-рые дизайнер-ские вузы Европы и США. Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают гос. и обществ, орг-ции, ставящие своей задачей содействие развитию X. к.,-нац. советы по дизайну, дизайн-центры и проф. ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Междунар. совет орг-ций по художеств, конструированию (ИКСИД).

Для практики X. к. капиталистич. стран характерно создание пром. изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отд. примеры успешного использования X. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения X. к. в 1960-70-х гг. стало создание т. н. фирменного стиля для крупных пром. предприятий и корпораций, к-рый охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств, признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетич. уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рек-ламно-коммерч. соображениями.

В СССР предшественниками X. к. явились деятели иск-ва (создавшие, напр., центры художеств, ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители рус. инж. школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Окт. революции 1917 важной вехой на пути к совр. X. к. стало создание Вхутемаса, с деятельностью к-рого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоен. годы X. к. развивалось преим. в отраслях пром-сти, связанных с трансп. машиностроением. Первой специализированной орг-цией по X. к. было созданное в 1946 Архит.-художеств, бюро Мин-ва трансп. машиностроения СССР, к-рое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пасс, судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т. п.

Развитие сов. X. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Сов. Мин. СССР "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования" (1962) и "Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве" (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд спец. художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях пром-сти, в 1960-1970-х гг.-большое кол-во художественно-конструкторских подразделений на пром. предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут науч. разработку вопросов методик X. к., его эргономич. основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов пром. изделий, методич. руководство работой художников-конструкторов в пром-сти. С 1964 издаётся ежемесячный информац. бюллетень "Техническая эстетика", освещающий вопросы теории, методики и практики X. к., выпускаются "Труды" ВНИИТЭ, биб-лиографич. и обзорные издания, ведётся пропаганда X. к., организуются выставки достижений сов. и зарубежного X. к., осуществляется информац. обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ - член Междунар. совета орг-ций по X. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён междунар. конгресс по дизайну и X. к.

Одна из осн. тенденций развития совр. сов. X. к.-расширение проектно-конст-рукторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отд. изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В X. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности произв. объединений и целых отраслей пром-сти.

В др. социалистич. странах X. к. также находит широкое применение, оно используется в решении важных нар.-хоз. задач (в особенности тех, к-рые связаны с повышением качества пром. продукции, культуры произ-ва) и развивается планомерно при содействии гос-ва; создаются отраслевые и межотраслевые центры X. к., н.-и. орг-ции, гос. координирующие органы.

Илл. см. на вклейках, табл. XXVI, XXVII (стр. 384-385).

Лит.: Краткая методика художественного конструирования, М., 1966; Художественное конструирование в СССР. 1966 - 1967, М., 1969; Основы методики художественного конструирования, М., 1970; Д и ж у р А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971; Художественное конструирование в СССР. 1968 - 1969, М., 1971; Соловьев Ю Б., Художественное конструирование в США, "США", 1972, № 8; Художественное конструирование в СССР. 1970-1973, М., 1975; Drey-fuss Н., Designing for people, N. Y., 1967; Ashford F., The aesthetics of engineering design, L., 1969; К e 1 m M., Produktionges-taltung im Sozialismus, В., 1971; D о г f-1 e s s G., Introduzione al disegno industriale, Torino, 1972; Archer L. .В., Design awareness and planned creativity in industry, Ottawa-L., 1974; Papanek V., Design for the real world, St. Albans, 1974.

Ю. Б. Соловьёв.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в СССР, система подготовки мастеров изобразит., декоративно-прикладного и пром. иск-ва, архитекторов-художников, искусствоведов, художников-педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В 17 в. центром иконописного и резного мастерства стала Оружейная палата в Москве. В 18 в. положит, роль в развитии X. о. в России сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петерб. типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры. Крупной художеств, школой в 1-й пол. 18 в. стала т. н. живописная команда "Канцелярии от строений". В ней работали и учились мн. известные рус. мастера живописи - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов и др. В сер. 18 в. возникла Рисовальная палата при Академии наук, а также классы художеств при разночинном отделении гимназии Моск. ун-та.

Крупнейшим центром X. о. в России стала осн. в 1757 в 1/етербурге Академия художеств (см. Академии художественные), сыгравшая в 18 - 1-й пол. 19 вв. прогрессивную роль в развитии рус. иск-ва. В ней учились представители мн. народов России. В нач. 70-х гг. 18 в. окончательно сложилась академич. пед. система, которая строилась на изучении образцов античного иск-ва. На всех стадиях обучения гл. роль отводилась рисунку. Одним из основателей рус. художеств, педагогики был живописец А. П. Лосенко, утвердивший в преподавании строгую программность и разработавший методику преподавания рисунка. При академии существовало Воспит