БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 э. развивается амирабадская культура (9-8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преим. скотоводч. х-вом, носители к-рой были всё же теСно связаны с земледельч. оазисами [см. Тагискен. (Северный)]. На основе этой культуры позднего бронз, века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён [см. Тагискен (Южный), Уйга-рак], на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7-6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагет-ским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Ср. Азию и часть Вост. Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в басе. Мургаба и Герируда. В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригац. земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорез-мийской государственности. В сер. 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошёл в состав гос-ва Ахеменидов. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые сообщает др.-греч. автор - Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кю-зели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, X. вместе с Парфией, Хорезм. 1. Калалы-Гыр. Раскопки дворцового здания. Рубеж 5-4 вв. до н. э. 2. Аяз-Кала-2. Развалины крепости. Сер. 1-го тыс. н. э. 3. Топрак-Кала. Фрагмент монументальной скульптуры из алебастра. 3 в. н. э. 4. Топрак-Кала. Древнехорезмийский документ на дереве. 3 в. н. э.

Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии гос-ва Ахеменидов. Анализ ан-тич. соч. позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404-358) X. стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени вост. похода Александра Македонского X. уже независим: весной 328 до н.э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.

В 4-3 вв. до н. э. X. переживает эко-номич. и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросит, системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и иск-во. В кон. 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с ист. судьбами Кангюя. Многочисл. находки кушанских монет, стиль нек-рых памятников изобразит, иск-ва позволяют предположить, что в первых веках н. э. X. находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмий-ской эры, начало к-рой приходится на сер. 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в X. до 8 в. Господствующей формой религии в X. был местный вариант зороастризма. На нек-рых поселениях обнаружены "храмы огня".

В иск-ве древнего X., к-рое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художеств, традиции, постоянно сохранялись отд. черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4-3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художеств, культура X. В изобразит, иск-ве первых вв. н. э. проявились эл-линистич. влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличит, черты архитектуры др. X.- массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора - обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны кам. базы в форме горшка на 3-ступен-чатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр; илл. см. т. 14, с. 74). В отд. кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5-4 вв. до н. э., Топрак-Кала, 2-3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисл. комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (ок. 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрич. храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4-3 вв. до н. э.; илл. см. т. 12, стр. 393). Сел. дома, обычно пахсовые, имели жилые и хоз. помещения, располож. по сторонам коридора или дворика.

Живопись и скульптура X. развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные рас-краш. статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамич. оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э.- первые вв. н. э.; илл. см. т. 18, стр. 579) - условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображённой в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в "скифской" одежде. В 4-3 вв. до н. э. изготовлялись керамич. фляги с барельефами мифологич. содержания.

Бируни сообщает о воцарении в X. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ совр. г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматич. данные и нек-рые письм. источники подтвердили точность его списка для кон. 7-8 вв.). 4-6 вв.-время начавшейся феодализации и формирования новой, афршидской культуры, характерной для раннефеод. X. вплоть до 8 в. На её складывание значит, влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригац. сеть, господств, типы поселений этого времени - феод. усадьба, усадьба-замок (укреплённый, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с "гофрированными" стенами) и общинный дом, к-рые группируются вокруг относит, крупных феод, центров. Из произведений изобразит, иск-ва этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6-8 вв. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.

В 712 X. завоевали арабы. Араб, полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Сев. X.- Ургенч, правитель к-рого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил X. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет X.; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 X. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 -сельджуки. В кон. 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия - т. н. великих хорезмшахов, представитель к-рой Атсыз (1127-56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю сев.-зап. часть Ср. Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172-1200) освободил X. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (1200-20) гос-во великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от сев. берегов Каспия до Персидского зал. и от Кавказа до Гин-дукуша.

В иск-ве X. после араб, завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура). Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном стр-ве). Ср.-век. зодчие X. разработали оригинальные шат-рово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архит. декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художеств, достоинствами отличается поливная керамика X.

В 1220, в результате нашествий BOVCK Чингисхана, гос-во хорезмшахов распалось, X. вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-Й пол. 14 в. X. переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамич. поливным декором (наборная резная мозаика), напр, мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым (илл. см. т. 16, табл. XXVII, стр. 432) и др. Правители X. приобрели фактич. независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хо-резмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь X. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоор-дынскими ханами за обладание X. В 1505 X. попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в X. пришла узб. династия, восходившая к Джучи; она правила до кон. 17 в. Позднее фактич. правителями X. были военачальники из узб. рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С нач. 17 в. столицей X. стала Хива. Её архит. ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном иск-ве позднефеод. Хорезма. Термин "Хивинское ханство" употреблялся, однако, только в рус. и зап.-европ. литературе; в местной офиц. терминологии X. продолжал наз. Хорезмским гос-вом, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.

Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "Известия Государственной академии истории материальной культуры", 1930, т. 6, в. 2; Т о л с т о в С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По следам древнехореэ-мийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этногра-фической экспедиции, т. 1 -10, М., 1952-77; Материалы Хорезмской археолого-этногпа-фической экспедиции, в. 1 - 10, М., 1959 -1975; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в сб.: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970; П ь я н-ков И. В., Хорасмия Гекатея Милетского, "Вестник древней истории", 1972, № 2.

М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.

ХОРЕЗМИ (гг. рожд. и смерти неизв.), узбекский поэт 14 в. О его жизни нет достоверных сведений. Автор поэмы "Повесть о любви" ("Мухаббат-наме", 1353). Сохранилось два списка поэмы: ранний, выполненный уйгурским письмом в 1432, и второй, переписанный в 1508-09 араб, письмом. Уйгурский список состоит из 10 писем-стихотворений на староузб. яз. Список, сделанный араб, письмом, включает 11 "писем", из них 8 - на староузб. яз., 3 - на фарси. Обе рукописи хранятся в Британском музее. Лирика, к-рую высоко оценил поэт Кемал Худжанди, не сохранилась.

Тексты: Щербак А. М., Огуз-няме, Мухаббат-наме, М., 1959; Уз5ек адабиётп, т. 1, Тошкент, 1959, с. 161-76.

ХОРЕЗМИ, Мухаммед бен Муса, узбекский математик и астроном 9 в. Родом из Хивы. Автор арифметич. трактата, к-рый в 12 в. был переведён с араб. на лат. якак и по к-рому в Европе познакомились' с инд. позиционной системой счисления. В алгебраич. труде X. "Китаб аль-джебр валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении") алгебра впервые рассматривается как самостоятельная отрасль математики, вводятся правила действий с алгебраич. количествами и решаются уравнения 1-й и 2-й степени. Этот трактат в лат. переводе 12 в. долгое время служил осн. руководством по алгебре в странах Европы. Назв. операции "аль-джебр", состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака, впоследствии стало назв. раздела математики (алгебра). Имя аль-Хорезми (латинизированное - Algorithmi) вошло в математику как обозначение арифметики с помощью инд. чисел, а затем как общее назв. всякой системы вычислений, выполняемых по строго определённым правилам (см. Алгоритм). X. принадлежат также соч. по астрономии, им написаны работы о солнечных часах, астролябии, составлены астрономич. таблицы. С 1878 известна географич. рукопись X.- "Изображение земли".

Соч.: Математические трактаты, [пер. с узб.], Таш., 1964.

Лит.: Юшкевич А. П., История мате" матики в средние века, М., 1961.

ХОРЕЗМИЙСКИЙ ЯЗЫК, язык населения древнего Хорезма. Относится к вост. подгруппе иранских языков. Известен в основном по словам и фразам, встречающимся в арабоязычной лит-ре 10-13 вв. в араб, графике с добавочными знаками, и по отд. надписям на сосудах (с 4-3 вв. дон. э.), монетах, по документам на дереве и коже (с 3-4 вв.) в арамейской графике. Для фонетики характерны два ряда аффрикат с, j и с, з, наличие щелевых в, о. В морфологии в именной парадигме прослеживаются три, в отд. подсистемах четыре падежа, два рода и числа, артикли. В глаголе -архаичное флективное образование прошедшего времени (в ряде глаголов -с аугментными элементами) и инновационное аналитич. построение перфекта, плюсквамперфекта, будущих времён и ряда модальных форм. Для синтаксиса характерны препозиция определения, тяготение глагола к концу предложения.

Лит.: Фрейман А. А., Хорезмийский язык, [ч.] 1, М.- Л., 1951; Боголюбов М. Н., Местоимения в хорезмийском языке, "Краткие сообщения Ин-та народов Азии", 1963, в. 67; Н е n n i n g W. В., The structure of the Khwarezmian verb, "Asia Major", new series, 1955, v. 5, p. 1; HumbachH., Neue chwaresmologische Arbeiten, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft", 1973, Bd 123, H. 1. Д. И. Эделъман.

ХОРЕЗМИЙЦЫ, назв. др. народа Ср. Азии, входившего в массагетский союз племён (см. Массагеты) и населявшего Хорезм. Говорили на языке иран. языковой группы. Впервые упом. в Бехи-стунскои надписи.

ХОРЕЗМСКАЯ НАРОДНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ХНСР), совет-екая республика в Ср. Азии в 1920-24. Образована в февр. 1920 в результате победы в Хивинском ханстве антифеод., антиимпериалистич. нар. революции, поддержанной частями Красной Армии. Пл. ок. 62,2 тыс. км2, население свыше 600 тыс. чел., в основном узбеки, туркмены, каракалпаки, казахи и др. ХНСР граничила с Туркестанской АССР и Бухарской народной советской республикой. Столица - г. Хива.

Победа Великой Окт. социалистич. революции в Туркестане оказала революционизирующее влияние на трудящиеся массы Хивинского ханства, правители к-рого проводили реакц. внутр. и внеш. политику. В нач. 1919 возникла первая хивинская Коммунистич. группа в г. Пет-роалександровске (ныне г. Турткуль). В нояб. 1919 трудящиеся Хивы под руководством коммунистов подняли восстание. Коммунистич. партия Туркестана, Туркестанская комиссия ВЦИК и СНК РСФСР и ЦК РКП(б) оказывали помощь хивинским революционерам в подготовке революции. Сов. пр-во, учитывая просьбы революционеров Хивы о вооруж. помощи и стремясь покончить с прово-кац. нападениями на Сов. Туркестан, оказало вооруж. поддержку в борьбе с Джунаид-ханом. Войска Красной Армии совместно с хивинскими революц. отрядами к нач. февр. 1920 разгромили контр-революц. силы Джунаид-хана. 2 февр. в Хиве состоялся массовый митинг. По требованию народа хан отрёкся от престола. Власть перешла в руки Врем, революц. к-та.

Хива представляла собой более отсталый, чем Туркестан, край, поэтому на первом этапе была установлена власть нар. Советов, выполнявших функции революционно-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. В ходе революции сложился широкий антифеод., антиимпериалистич. блок, в к-ром наряду с трудящимися участвовала узб. торг, и кустарно-пром. буржуазия в лице младо-хивинцев (партия нац. буржуазии), а также нек-рые феод.-племенные вожди. Объединение этих сил облегчило свержение власти хана. По характеру, движущим силам и результатам революция была антифеодальной и вместе с тем носила антиимпериалистич. характер, т. к. была направлена против англ, и др. империалистов , пытавшихся в годы Гражданской войны 1918-20 превратить Хивинское ханство в контрреволюц. плацдарм для наступления на Сев. Туркестан.

26 апр. 1920 открылся 1-й Всехивин-ский съезд Советов. Почётным пред, его был избран В. И. Ленин. Съезд провозгласил образование нар. сов. республики, к-рая стала называться Хорезмской, и принял первую конституцию. Отражая особенности ХНСР, она сохраняла частную собственность на землю, осн. орудия и средства производства; предоставляла избират. права части эксплуататорских классов и др.; избират. прав лишались крупные феодалы.

ХНСР явилась своеобразным переходным народно-демократич. гос-вом, призванным решать задачи революц.-демократич. преобразований, т. е. ликвидировать феод.-патриархальные отношения и подготовить экономич. и политич. условия для вступления республики на социалистич. путь развития, минуя капи-талистич. стадию. Политич. и культурная отсталость, наличие нац. и религ. предрассудков требовали осторожного и постепенного проведения социальных преобразований. Вначале сохранялись суды, осн. на своде мусульм. права -шариате, старометодные школы, вакф, родовые старейшины (аксакалы) и др. Процесс укрепления Сов. власти проходил в условиях ожесточённого сопротивления баев, мусульм. духовенства и правых мла дохивинцев, к-рые при участии иностр. агентов и рус. белогвард. орг-ций создавали басмаческие банды, активно действовавшие на терр. ХНСР. Большое значение в укреплении внутр. и между-нар. положения ХНСР имели союзный договор и воен.-политич. соглашение с РСФСР, заключённые в Москве 13 сент. 1920 и основанные на принципах пролет, интернационализма и уважения гос. суверенитета. РСФСР оказала народам Хорезма экономич., дипломатич. и воен. помощь, содействовала укреплению его междунар. положения, развитию дипломатич. отношений с др. гос-вами. Опираясь на помощь РСФСР, пр-во ХНСР ликвидировало крупное землевладение, крепостничество, сословия; началось развитие пром-сти, культурное строительство. Укрепление обществ, орг-ций (комсомольских, профсоюзных, кооперации, союза Кошчи) сыграло важную роль в классовом сплочении трудящихся. 10-11 дек. 1921 в г. Хиве состоялся 1-й съезд Хорезмской коммунистич. партии, принявший решения по экономич. и нац. вопросам. В нач. 1922 Хорезмская коммунистич. партия была принята в состав РКП(б). Для ликвидации экономич. разрухи, восстановления и развития нар. х-ва Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик в марте 1923 по решению 1-й экономич. конференции Туркестана, Бухары и Хорезма произошло экономич. объединение-трёх республик и образован единый экономич. центр - Среднеазиат. экономич. совет (САЭС). Уже в 1923 посевная площадь под хлопчатником достигла в ХНСР 32 776 га против 8740 в 1922; поднялась урожайность с.-х. культур; увеличилось поголовье скота; создавались кооперативные х-ва. Нек-рые успехи были достигнуты и в области пром-сти. Достижения в политич., экономич. и культурном развитии создали предпосылки для преобразования ХНСР в социалистич. республику. 3-й съезд Коммунистич. партии Хорезма (июль 1923) наметил программу борьбы за социализм. 4-й Всехорезмский съезд Советов (17-20 окт. 1923) провозгласил Хорезм Советской социалистич. республикой (ХССР) и принял новую-конституцию, к-рая законодательно закрепила завершение народно-демокра-тич. этапа и переход к этапу социалистической революции. 5-й Всехорезмский съезд Советов (29 сентября - 2 октября 1924), исходя из права наций на самоопределение и выражая волю народов Хорезма, принял решение предоставить-им право войти в состав вновь образованных Узб. ССР, Туркм. ССР и Каракалпакской АО. В процессе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии ХССР была ликвидирована.

Лит.: НепесовГ., Из истории Хорезмской революции. 1920-1924 гг., Таш., 1962; Саматова X. С., Ишанов А. И., Образование Хорезмской и Бухарской Народных Советских Республик, в кн.: История советского государства и права, т. 1, М., 1968; Саматова X. С., Преобразование-Хорезма в социалистическую республику, там же, т. 2, М., 1968; Великий Октябрь и победа народной революции в Хорезме, Таш., 1971; История Бухарской и Хорезмской Народных Советских Республик, М., 1971; 13та м а-н о в С., От освободительных идей к советской государственности в Бухаре и Хиве, А.-А., 1976; История Хорезмской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.). Сб. документов, Таш., 1976. X. С. Саматова.

ХОРЕЗМСКАЯ ОБЛАСТЬ, в составе Узбекской ССР. Образована 15 янв. 1938. Расположена в сев.-зап. части республики, по левобережью нижнего течения Амударьи. Пл. 4,5 тыс. км2. Нас. 688 тыс. чел. (на 1 янв. 1977). Разделена на 9 районов. Имеет 3 города и 2 посёлка гор. типа. Центр - г. Ургенч. X. о. награждена орденом Ленина (12 дек. 1963) и орденом Трудового Красного Знамени (7 янв. 1971). (Карту см. на вклейке в т. 29.)

Природа. Поверхность X. о.- низменная равнина (ок. 100 м вые.), часть древней дельты Амударьи; на 3. и Ю.-З. примыкает к пустыне Каракумы. Климат резко континентальный. Зима умеренно холодная, малоснежная, лето жаркое, сухое. Ср. темп-pa января -5 °С, июля 27,3 0С. Осадков выпадает 80-90 мм в год (преим. в марте - апреле). Безморозный период ок. 240 сут. Река Амударья в пределах области имеет широкую пойму и низкие берега, часто затопляемые в половодье; для предохранения от затопления возводятся земляные дамбы. Воды Амударьи широко используются для орошения. На Ю. области множество небольших солёных озёр, болот и солончаков, образовавшихся в результате заполнения летом водой из каналов и грунтовыми водами.

Большая часть X. о. занята культурно-поливными почвами. Естеств. растительность сохранилась в пойме Амударьи (тугаи с тополем-турангой, лохом, гребенщиком и др.) и на песках (сообщества саксаула, узколистных и безлистных кустарников). В Амударье водятся сом, жерех, усач, лещ, сазан. В водоёмах акклиматизированы ондатра и нутрия.

Население - узбеки (92,1%, по переписи 1970), русские (2,4%), казахи (1,6%), татары (1,3%), корейцы (1,2%)
и др. X. о.-одна из густонаселённых областей в республике. Ср. плотность 153 чел. на 1 км2 (на 1 янв. 1977). Гор. населения 20% (на 1 янв. 1977). Города: Ургенч, Хива, Дружба.

Хозяйство. X. о.- одна из хлопководческих областей Узбекистана с развитым животноводством, рисоводством, шелководством и пром-стью по переработке местного с.-х. сырья.

В пром-сти преобладают лёгкая и пищ. отрасли. Наиболее развита хлопкоочис-тит. пром-сть (з-ды в Ургенче, Хиве, Ха-зараспе, Ханке, Гурлене, Шавате, Янги-арыке, Янгибазаре, Кошкупыре, Багате). В Ургенче - шёлкомотальная и швейная ф-ки, в Хиве - ковровый комбинат. Пищ. пром-сть представлена маслобойным, ви-нодельч., кондитерским, мясо-молочно-маслодельным (Ургенч) и др. предприятиями. Развивается пром-сть стройматериалов (Ургенч, Хива, Дружба и др.). Работают ремонтные з-ды, мебельная фабрика (Ургенч). Основную часть потребляемой электроэнергии область получает от Тахиаташской ГРЭС (Каракалп. АССР). С 1963 в X. о. поступает природный газ.

С.-х. угодья составляют (на нояб. 1976) 411,6 тыс. га, в т. ч. пашня 166,6 тыс га, пастбища 237,8 тыс. га. На кон. 1976 имелось 89 колхозов и 16 совхозов. Общая посевная пл. 165,3 тыс. га в 1976 - вся орошаемая. Оросит, каналы: Ташсакинский, Палван-Газават, Шават, Клычбай и др. Недалеко от границы X. о., на терр. Туркм. ССР, создаётся (1977) Тюямуюн-ский гидроузел. 62,7% (103,7 тыс га) посевов занято технич. культурами (хлопчатник). В 1976 собрано 378 тыс. т хлопка-сырца. Урожайность хлопчатника 36,5 ц/га (1976) - самая высокая в республике. Под зерновыми культурами 18,9 тыс. га (в т. ч. под