БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ека в бурж. мире. Анархо-индивидуалистич. течение, провозгласившее бунт против бурж. морали и культуры, представляли поэты А.Б.Шимич (1898-1925; "Преображения", 1920) и Т. Уевич (1891-1955; "Вопли раба", 1920, "Ожерелье", 1926). Через увлечение анархо-индивидуалистич. иск-вом прошли Крлежа и А. Цесарец (1893-1941). Основанный ими журн. "Пламен" ("Plamen", 1919) положил начало революц. направлению в лит-ре X. и югославских лит-pax. Цикл новелл Крлежи "Хорватский бог Марс" (1922) и рассказы Цесарца (сб. "В поисках нового пути", 1926), обращённые к темам войны и революции, близки экспрессионизму, но уже в них проявились черты социально-психологич. реализма. С сер. 20-х гг. экспрессионизм перестал существовать как направление. В поэзии 20-30-х гг. сильны тенденции импрессионизма. Близок в эти годы к нему и Назор (сб-ки "Нитка кораллов", 1922; "Стихотворения о четырёх архангелах", 1927).

Во 2-й пол. 20-х гг. всё более укреплялись позиции реализма. Обновление тематики, углубление социальной критики принесли в лит-ру С. Колар (1891-1963), Д. Цесарич (р. 1902) и др. С сер. 30-х гг. реализм стал ведущим направлением во всех жанрах. Больших успехов добилась проза. Утрата эпич. широты, свойственной литературе прошлого, восполнялась в эти годы углублением социально-пси-хологич. анализа, философского осмысления жизни. Центр, фигура прогрессивной литературы - Крлежа, создавший произв. общеюгосл. звучания: романы "Возвращение Филиппа Латиновича" (1932), "На грани рассудка" (1938), "Банкет в Блигве" (кн. 1-2, 1938-39), сб. "Баллады Петрицы Керемпуха" (1936), цикл пьес "В агонии", "Господа Глембаевы" (обе -1928), "Леда" (1932).

В 30-е гг. заметное место в лит. процессе заняло направление "социального реализма", опиравшееся на революц. идеологию. Его представляли писатели Цесарец, Галогажа (1893-1944), X. Кикич (1905-42), Н. Симич (р. 1906), М. Фельдман (1899-1976) и др., обратившиеся к проблемам нар. жизни и показавшие перерастание стихийного протеста в осознанную борьбу. Получили распространение новелла, репортаж, очерк. В жанре романа выделяются "Взяли!" (1936) и "Буковые деревья" (1938) Кикича.

В период фаш. оккупации мн. прогрессивные писатели X. активно участвовали в народно-освободит. войне в Югославии 1941-45. Ведущими жанрами были поэтические. Поэма И. Г. Ковачича (1913-43) "Яма" (1943, опубл. в 1944) получила всемирную известность.

После освобождения X. и провозглашения ФНРЮ (1945; с 1963-СФРЮ) начался новый период в развитии хорв. лит-ры. В первые послевоен. годы преобладала поэзия, осн. содержание к-рой - антифаш. борьба (Ю. Каштелан, р. 1919; Вл. Попович, р. 1910; Г. Витез, 1911-66) и строительство новой жизни (М. Франичевич, р. 1911; В. Парун, р. 1922). Проза представлена рассказом, очерком, репортажем (И. Хорват, р. 1915; В. Калеб, р. 1905, и др.).

С сер. 50-х гг. осн. жанром стал роман. К реалистич. анализу довоен. действительности обратились И. Дончевич (р. 1909; "Миротворцы", 1956), Симич ("Братья и кумиры", 1955), М. Божич (р. 1919; "Курланы, нижние и верхние", 1952, "Невыплаканные", 1955); к событиям нар.-освободит, борьбы -Ю. Франичевич-Плочар (р. 1918; трилогия "Немые колокола", 1956, "Трещины", 1957, "Бей в набат", 1961), В. Калеб (роман-баллада "Прелесть пыли", 1954). Со 2-й пол. 50-х гг. в творчестве ряда писателей усилились элементы камерного психологизма и рефлексии, проявившиеся ещё в кон. 40-х гг. (П. Шегедин, р. 1909; "Дети божьи", 1946, "Одинокие", 1947) и развитые затем в творчестве Р. Маринковича (р. 1913) и В. Десницы (1905-67). Одновременно появился интерес к универсальным обществ, проблемам, к-рые ставились в абстрактно-аллегорич. форме я решались не без влияния экзистенциализма (А. Шолян, р. 1932; И. Сламниг, р. 1930; И. Кушан, р. 1933). В поэзии после непродолжит. периода"интимизма", культивировавшего пейзажную и любовную лирику, распространились неоэкспрессио-нистич., сюрреалистич. тенденции, "абстрактный интеллектуализм". Гуманис-тич. звучанием в эти годы проникнута поэзия Паруна ("Коралл, возвращённый морю", 1959, и др.), Витеза ("Доверие к жизни", 1957,"Как листья и трава", 1960), М. Славичека (р. 1929), Н. Мили-чевича (р. 1922) и др.

В кон. 60-нач. 70-х гг. заметно расширилась сфера социально-психологич. исследования обществ, проблематики} романы С. Новака (р. 1924) "Запахи, золото и ладан" (1968), Франичевича-Плочара "Мир" (1974) и "Водоворот" (1974) и др. Особое место занимает роман-эпопея Крлежи "Знамёна" (т. 1-5, 1962-1968), в к-ром показаны личные судьбы героев и события нац. истории, связанные с периодом 1-й мировой войны, революц. движением и его влиянием на духовную жизнь страны. М. Матковвч (р. 1915) стремится к решению острых мо-рально-этич. проблем совр. жизни ("Ярмарка снов", 1959), обращаясь при этом и к мифологич. сюжетам, к образам и мотивам антич. драмы (драматич. трилогия "Боги тоже страдают", 1962, и др.).

Для совр. лит. критики и литературоведения X. характерно наличие разньш течений эстетич. мысли. Преимуществ, развитие получили эссеистское рассмотрение лит. проблем (М. Маткович, Г. Крклец, Ш. Вучетич) и историко-лит. анализ с особым вниманием к вопросам стиля, связанным с лит. процессом в целом (И. Франгеш, А. Флакер, 3. Шкреб), а также структуральное освещение проблем поэтики (Б. Донат, Т. Ладан). Теории стиха и истории дубровницкой лит-ры поев, работы М. Франичевича, рус.-хорв. лит. связям - И. Бадаличл.

Г. Я. Ильина.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В X. обнаружена неолитич. керамика с прямоугольными и криволинейными геом. узорами (гравированными и расписными), отражающая центральноевроп. и средиземноморские влияния. Сохранились остатки укреплённых поселений, изделий из металла иллирийцев и кельтов, руины многочисл. античных, гл. обр. римских, городов на побережье Адриатич. м. (Салона, ныне Солин, Сполатум, ныне Сплит, Пола, ныне Пула, и др.) с остатками форумов, триумфальных арок, храмов, амфитеатров, терм и вилл (в т. ч. дворец Диоклетиана в Сплите, ок. 300

Римский саркофаг с изображением Ипполита и Федры. Из Салоны. Мрамор. Археологический музей. Сплит.

Перистильный двор дворца Диоклетиана в Сплите. Ок. 300. Храм Августа в Пуле. 1 в. н. э.

Трогире и др.). Их отличают тщательность кладки, стройные пропорции, скупость резного декора (преобладающим является мотив "плетёнки"). Строились также княжеские дворцы с небольшими капеллами (в Биячах близ Сплита). В кон. 12 в. в X. из Сев. Италии и Центр. Европы проник романский стиль. Наиболее широкое стр-во велось в богатых торг, городах Далмации (Сплите, Порече, Трогире, Задаре), где сооружались дома, здания гор. коммун, базиликальные церкви (св. Кршевана, 1175, и св. Стошия, 1285,-обе в Задаре). Фасады церквей украшались рядами ложных аркад и аркатур, придающих их облику ритмич. стройность и парадность. Как и в Италии, близ церквей воздвигались многоярусные башни-ко юкольни. Романские постройки в Ce X. (собор в Загребе, 13 в.) позже перестраивались. Высокого расцвета достигла в Далмации в 13 в. романская скульптура (резные деревянные двери собора в Сплите с рельефными многофигурными панно, включёнными в богатый растит, и геом. орнамент, 1214, мастер Андрей Бувина). Рельефная резьба портала собора в Трогире (1240, мастер Радован), включающая фигуры святых, евангельские и наивно-выразит. жанровые сцены, носит отголоски поздне-антич. иск-ва. Первые произв. хорв. живописи (фресковые росписи в церкви св. Марии в Задаре, сакристии собора в Загребе, кон. 13 в.) отражают воздействие визант. иск-ва.

В 13 в. в архитектуру X. проникло влияние готики. В Далмации она не сложилась в целостную систему и проявилась гл. обр. в декоративном убранстве зданий. Мотивы венецианского готич. иск-ва, отражающиеся в узорных завершениях и обрамлениях окон и порталов, часто сосуществуют с романскими чертами (материальной весомостью кладки, приземистостью пропорций). Готич. постройки в Сев. X. тяготеют к центрально-европ. кругу. Здесь сооружались 3-неф-ные базиликальные, позже зальные церкви с крестовыми сводами и обширными хорами (собор, 13-15 вв., и церковь св. Марка, 14-15 вв.,- в Загребе; обе постройки обновлены в 17-19 вв.). В 15-16 вв. усиливается рост городов, в связи с угрозой османского нашествия сооружаются новые кам. укрепления. Города Адриатич. побережья сохранили унаследованный от античности регулярный план. В Сев. X. города, выраставшие близ замков феодалов, имели иррегулярный характер и скученную малоэтажную застройку.

Андрей Бувина. Двери собора в Сплите. 1214. Фрагмент.

Собор в Загребе. 13 - 19 вв. Интерьер.

15 - нач. 16 вв.- период расцвета иск-ва Дубровницкой республики, в к-ром совершался переход от готики к
Возрождению. Был сооружён гор. ансамбль Дубровника, включающий наряду с мощными укреплениями и храмами жилые и обществ, постройки, фонтаны-бассейны. Выделились крупные местные архитекторы (Юрам Далма- н. э.). На терр. городов найдена первоклассная антич. скульптура (саркофаги с рельефными многофигурными композициями, статуи, рельефы), мозаики, сосуды и др. К 5-6 вв. относятся христ. базилики, нередко украшенные мозаичными изображениями (в Порече, Салоне и др. городах), к 6-7 вв.-произв. иск-ва аваров и древних славян (поясные бляшки, фибулы, серьги со стилизованными растит, и зооморфными узорами).

Летний дворец Соркочевича в Дубровнике, 1518 - 20.

В период существования независимого хорватского гос-ва (кон. 9-нач. 12 вв.) -воздвигались многообразные по формам кам. церкви, отражающие как центральноевроп., так и визант. влияния (крестообразная церковь в Нине, ротонда св. Доната в Задаре, базилики в Задаре, Никола Флорентинец и др.), к-рые возводили постройки и в др. городах Далмации (собор в Шибенике, 1431-1505, со стройным и величественным фасадом, расчленённым пилястрами и завершённым трёхлопастным фронтоном). Ренессансные элементы и формы (лоджии, галереи, колоннады, ордерные обрамления порталов) уживаются в архитектуре Далмации с отд. декоративными мотивами готики. Высокого расцвета достигла в Далмации ренессансная скульптура (индивидуально-выразительные головы на вост. фасаде собора в Шибенике работы Юрая Далматинца, скульпт. убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире работы Николы Флорентинца, А. Алеши, И. Дукновича) и станковая живопись (работы Н. Божидаревича, М. Хамзича и др.). С кон. 16 в. иск-во Дубровника, утрачивавшего своё торг, и политич. значение, постепенно приходит в упадок. В архитектуре Центр. X. ренессансные формы не получили распространения. Черты Ренессанса здесь проявлялись гл. обр. в редких образцах алтарной живописи, развивавшейся под воздействием Юж. Германии и Нидерландов (триптих в сакристии собора в Загребе). Своеобразная живописная школа сложилась на п-ове Истрия. Близкая живописи Словении, она соединяет ренессансные тенденции с наивно-реалистич. чертами (красочные, полные жизненной непосредственности многофигурные фресковые росписи церкви в Бераме, 1474, живописец Винцент из Каствы).

В. Б е ц и ч. Портрет М. Кра-левипа. Современная галерея. Загреб.

Замок в Велики-Таборе. 15 - 16 вв.

В 15-16 вв. в Сев. X. велось широкое стр-во замков, обычно имевших план в виде неправильного многоугольника и массивные стены с округлыми и прямоугольными приземистыми башнями (замок в Вараждине). Во 2-й пол. 16-18 вв. стр-во на терр. X. резко сократилось в связи с османским нашествием и постоянными австро-тур. войнами. Итал. и австр. зодчие принесли в X. стиль барокко. В сер. 17 - нач. 18 вв. были сооружены новые укреплённые города (Карловац), храмы (св. Екатерины в Загребе, св. Марии в Дубровнике). В 18 в. стиль барокко распространился и в светском зодчестве (дворцы Оршич-Раухов в Загребе, Пататичей в Вараждине). Обычно 2-этажные, с пластически выделенным центр, ризалитом барочные дворцы X. отличаются относительной интимностью и сдержанностью облика. В кон. 17 - 18 вв. распространились пышная алтарная скульптура и живопись в стиле барокко. Выделялись алтарные образы Ф. Бенковича и Б. Бо-бича, иллюзионистич. фресковые росписи И. Рангера. Расцвета достигли в 15-18 вв. резьба по дереву, художеств, ткачество, обработка металла, мебельное произ-во.

В нач. 19 в. в X. появились здания в стиле классицизма (дворцы арх. Б. Фелбингера в Загребе), не получ.ив-шем, однако, широкого распространения. С развитием нац.-освободит. движения в сер. 19 в. оживилась художеств, жизнь. В изобразит, иск-ве складывались светские жанры. В формировании нац. школы живописи важную роль играло творчество живописца В. Караса, автора наивно-непосредственных портретов и мифологич. композиций в духе бидер-меиера. Во 2-й пол. 19 в. развивалась ист. живопись на нац. темы, отмеченная чертами академич. романтизма (работы Ф. Кикереза, В. Буковаца, Ц. Медови-ча). Идеализированное изображение нар. быта характерно для творчества живописца Н. Машича. Стремление к более непосредств. воссозданию натуры, колористич. искания свойственны жанровым композициям и пейзажам М. К. Цричича.

Развитие промышленности во 2-й пол. 19 в. обусловило интенсивный рост городов, на окраинах к-рых появились р-ны трущоб. В кон. 19 - нач. 20 вв. по единому плану было начато стр-во южных р-нов Загреба (периметральная регулярная застройка с особняками и доходными домами в духе эклектики). Гл. обр. иностр. архитекторами были сооружены помпезные обществ, здания в духе неоренессанса и необарокко (Юго-славянская академия наук и искусств в Загребе, 1879-80; театры в Загребе, Сплите, Дубровнике и др.). В нач. 20 в. окрепли нац. кадры архитекторов, начала складываться нац. архит. школа. Возникшие в 1920-е гг. тенденции неоклассики (биржа в Загребе, 1923-27, арх. В. Ковачич) постепенно сменились принципами функционализма (камерные по размерам дома, виллы и отели архитекторов С. Гомбоша, Д. Иблера и др. в Загребе и Дубровнике). Однако новое жилищное стр-во велось гл. обр. в Загребе. Остальные города X. до сер. 20 в. сохраняли скученную ср.-век. застройку.

В нач. 20 в. в творчестве живописцев М. Кралевича, И. Рачича, графика Т. Криэмана (портреты, жанровые сцены и пейзажи, выполненные в обобщённой, драматически-выразит. манере) были заложены основы хорватской школы живописи 20 в. Скульптуру, развивающуюся с кон. 19 в. (портреты Р. Вальдеца, монументы Р. Франгеша-Михановича), подняло на новый уровень творчество И. Мештровича. Он выполнял монументы, статуи, портреты, отмеченные му-жеств. героикой и пафосом нац. утверждения, целостностью стилизованных объёмов. Традициям Мештровича следовали А. Августинчич, Ф. Кршинич, В. Радауш и др.

Образование в 1918 самостоят, гос-ва-Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) - способствовало подъёму нац. культуры X. Усилился интерес художников к родной природе и нар. быту. Живописцы "Группы трёх" (осн. в 1929; В. Бецич, Л. Бабич, И. Мише) сочетали колористич. приёмы постимпрессионизма с поисками материальной пластичности форм. Черты сезашшзма проявились в строгих, ритмически упорядоченных пейзажах Дж. Тильяка, жанровых сценах М. Тар-тальи, натюрмортах М. Трепше. Красочные нац. пейзажи и жанровые сцены в духе фовизма создавали О. Глиха и И. Йоб. Обращение к крест, жизни, стремление возродить нар. иск-во характерно для живописцев и графиков группы ч Земля" (осн. в 1929 К. Хегеду-шичем). Созданная ими художеств, группа включала ряд талантливых крест, художников-примитивистов (И. Генера-лич, М. Вириус, Ф. Мраз). Их работам на крест, темы свойственны декоративная красочность, наивная поэтичность образов, черты гротеска, а порой и ноты драматизма. В 1930-е гг. в обстановке обострения социальных противоречий в стране в иск-ве X. сложилось социально-критич. направление (рис. и гравюры примыкавших к группе "Земля" графиков О. Постружника, М. Детони).

Ф. Мраз. "Пахарь". Акварель. 1932. Галерея примитивистов. Загреб.

Мн. художники X., принявшие участие в Нар.-освободит, воине в Югославии 1941-45, оставили выразит, зарисовки. После утверждения в Югославии нар. строя (1945) стр-во переводится на индустриальную основу. Начинается сооружение пром. предприятий, новых жилых р-нов, создаются планы реконструкции городов. Для совр. архитектуры X. характерны творческое развитие традиций функционализма, тяготение к строгости и отточенности форм, использованию выразит, возможностей совр. строит, материалов. При реконструкции древних городов любовно сохраняется их историч. облик, но улучшается благоустройство (Дубровник, Трогир). В ряде случаев близ историч. ансамблей возводятся совр. многоэтажные здания, к-рые вносят дополнит, акценты в сложившуюся гор. панораму (Сплит, Шибеник, Пула). Новые жилые р-ны обычно возводятся на окраинах городов. Для них характерна гибкость пространств, организации, сочетание вертикальных и горизонтальных объёмов (р-н Турнич в Риеке, р-ны Трнско и Сопот в Загребе и др.).

О. Постружник. 3 листа из цикла "Линогравюры". 1934.

Обществ, постройки отличает выразит, сопоставление компактных объёмов, контраст целостных поверхностей бетона с деталями из алюминия и стекла (научный центр "Руджер Бошкович", 1950-65, арх. К. Ост-рогович, аэропорт, 1965-1967, арх. И. Ухлик, -оба в Загребе; отель "Марьян", 1965, арх. Л. Перкович, универмаг "Прима", 1960-е гг., арх. А. Шатара,- оба в Сплите, и др.). Совр. постройки органически вписываются в природную среду (ниспадающее по рельефу ступенчатое здание отеля "Палас" в Дубровнике, 1973, арх. А. Чичин-Шаин, 3. Винцек).

В изобразит, иск-ве нар. X. получают развитие прогрессивные нац. художеств, традиции. Исполненные мужеств. героики и драматизма монументы и станковые композиции, поев. нар.-освободит, борьбе, создают скульпторы

А. Августин-ч и ч. "Переноска раненого партизана". Гипс. 1946. Современная галерея. Загреб.

А. Авгус-тинчич, Ф. Кршинич, графики и живописцы М. Детони, Ф. Мраз, 3. Прица. Правдивые, пластически-выразит. портреты и поэтически-обобщённые образы женщин и детей выполняют скульпторы П. Перич, В. Радауш. Новое развитие получает живопись примитивистов. С кон. 1950-х гг. усиливается воздействие модернистских течений Запада. К абстракционизму обращаются живописцы

Башенные дома в районе Южного Загреба. Конец 1960-х гг.

Э. Муртич, И. Войводич и др. Черты сюрреализма появляются в ряде работ К. Хегедушича, в проникнутых болезненно-мистическим началом композициях М. Станчича. В творчестве ряда скульпторов преобладают формальные, абстрактно-фактурные искания (работы В. Ба-кича, Д. Джамони и других). С конца 1960-х гг. композиции на фольклорные мотивы создают Е. Прица и др. В развитии декоративно-прикладного иск-ва X. в 20 в. большую роль сыграли керамика X. Юхна, изделия из кованого железа Ц. Печара, резьба по дереву С. Сабляка, художеств, ткани Д. Брёс-лер и М. Ковачевич.

Илл. см. на вклейках, табл. XXII, XXIII (стр. 384-385).

Музыка. В муз. культуре X. важное место занимает нар. иск-во, зародившееся в обрядах древних слав, племён, поселившихся на Балканах в 6-7 вв. Сохранились ритуальные, эпич., плясовые, лирич. и др. нар. песни, имеющие областные различия, связанные с итал., венг. и др. влияниями (в зависимости от географич. положения р-нов). Для нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника и ладовая переменность, синкопы, переменные размеры. Первые образцы проф. музыки - культовые произв. (10 в.), созданные в монастырях Далмации. Связанная с Италией и не испытавшая османского ига (подобно др. областям X.), Далмация с 16 в. была средоточием муз. жизни, особенно развитой в Дубровнике (см. Дубровницкая республика), где ставились пасторали, драматич. игры с пением, пьесы с муз. номерами. Среди далматинских композиторов -А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич; выделялась деятельность И. Лукачича (сохранился его сборник мотетов "Священные песнопения", изданный в 1620 в Венеции). В 18 в. музыканты X. были известны за пределами страны, в т. ч. Н. Стьепан (по прозванию Спадина), скрипач-виртуоз, автор сочинений для скрипки И. М. Ярнович, концертировавший в европ. странах (жил в Англии, России), Ю. Баямонти, Л. и А. Соркочевичи. В 30-40-е гг. 19 в. в период т. н. иллиризма, вызванного обществ.-политич. и культурным подъёмом, центр музыкальной жизни переместился на север X., в Загреб. В 1827 здесь создано первое в X. муз. об-во "Музикферайн" (позднее и ныне "Хрватски глазбени завод") с муз. школой (осн. в 1829) и оркестром. Возникли певческие об-ва, в т. ч. Народное иллирийское хоровое об-во (1839). Пробудился интерес к нар. творчеству и нац. истории, развернулась муз.-просветительная работа (гл. обр. через хоровые об-ва). Ф. Ливадич, Ф. Покоряй и др. музыканты писали массовые патриотич. песни, марши. В1834 построено спец. театр, здание (позднее назв. Хорв. нац. театр), где выступали итал. оперные труппы. Первый хорватский нац. муз. спектакль - героич. зингшпиль "Юран и Софья" И. Кукулевича-Сакцинского с музыкой Ливадича (пост. 1840). Основу хорв. муз. иск-ва заложил В. Лисинский - автор опер "Любовь и злоба" (пост. 1846) и "Порин" (1851, пост. 1897), оркестровых, хоровых, фп. и др. соч. После подавления революционных выступлений 1848-1849 австр. власти закрыли некоторые хоровые об-ва, развитие нац. хорватского музыкального иск-ва тормозилось насильственной германизацией. Лишь в нач. 60-х гг. возобновляют работу хоровые об-ва, возникают новые объединения в разных городах ("Зора" в Карловаце, "Коло" и "Венец" в Загребе и др.). В кон. 19 в. появились также рабочие хоровые об-ва ("Свобода", "Слога" и др.). Большой вклад в муз. культуру X. внёс Ф. Кухач, заложивший основы югосл. фольклористики. В 1878-81 он опубликовал 4 сб-ка южнослав. нар. песен; ему принадлежит и ряд музыковедч. работ, поев. нац. музыке. Для развития хорв. музыки последней трети 19 в. важное значение имела деятельность дирижёра и композитора И. Зайца - основателя (1870) и руководителя оперной труппы Хорв. нац. театра (он был также преподавателем и руководителем муз. школы, до 1908). В этом театре ставились многие произведения классич. и совр. оперного репертуара, муз.-сценич. сочинения хорв. композиторов, в т. ч. оперы и оперетты Зайца (выделялась его нац.-патриотическая опера "Никола Шубич Зриньский", 1876). Расцвет оперного театра (90-е гг.) связан с деятельностью дирижёра Н. Фаллера. В 1909 была создана постоянная оперная труппа; её солисты - 1-1. Строцци, И. Крижай, М. Вушкович. Мн. хорв. певцы кон. 19 - нач. 20 вв. завоевали известность за рубежом, в т. ч. М. Ма-лингер, М. Трнина, позднее С. Юринац. В нач. 20 в. хорв. композиторы продолжали развивать оперный жанр (оперы "Огонь" Б. Берсы и "Возвращение" И. Хатце не свободны ещё от влияния итал. веризма). Лишь после образования 1 дек. 1918 единого гос-ва - Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929-Югославия) утвердилась хорв. цац. композиторская школа. Её формированию способствовало развитие муз. образования. Консерватория (так называлась с 1916 муз. школа при муз. об-ве "Хрватски глазбени завод") стала в 1920 государственной, в 1922 превращена в Муз. академию. Открылись средние муз. школы - в Загребе ("Лисинский", 1927) и в др. городах. Организованы Загребский струнный квартет (1919), Загребская филармония (1920) с симф. оркестром, любит, оркестр "Меркур" (1929), работали оркестры при "Хрватски глазбени завод", а также при Муз. академии. С кон. 30-х гг. выступал Загребский камерный оркестр; работали Загребский струнный квартет, "Загребские мадригалисты" и мн. хоровые оо-ва. Выходил