БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321рной поэзии, всё глубже отражали социальнообществ. запросы времени. Лирич. поэзия находила развитие и в кругах гор. ремесленников. В нар. жанре четверостишия (рубай) получила своё воплощение вольнодумно-филос. и гедонич. лирика Омара Хайяма (ок. 1048- после 1122).

В нач. 13 в. завоевание Чингисхана нанесло тяжёлый удар развитию лит-ры, в первую очередь - на терр. Ср. Азии, подвергшейся наиболее жестокому и опустошит, набегу. Почти на 2 столетия лит. жизнь здесь замерла. Персоязычная лит-pa продолжала развиваться в уцелевших или же мало пострадавших от нашествия областях: на севере Индии (Амир Хосров Дехлеви), на юге Ирана (Муслихаддин Саади и его современники), в М. Азии (Джалаледдин Руми). Эта лит-pa выполнила великую ист. миссию, сохранив и пронеся идеи гуманизма сквозь годы монг. владычества и завоеваний Тимура. В 15 в. лит. жизнь в Ср. Азии постепенно восстанавливалась. Крупным центром культурной и лит. жизни становится Герат, где во время правления последних Тимуридов были сосредоточены лучшие поэты и писатели не только Ср. Азии, но и др. областей Ирана и Афганистана. Во главе лит. движения стояли тадж. поэт Абдуррахман Джами (1414-92) и узб. поэт Алишер Навои (1441-1501), к-рые своим творчеством не только выражали передовые идеи времени, но и способствовали взаимосвязи и взаимообогащению тадж. и узб. лит-р.

В 16 - нач. 19 вв. тадж. лит-pa развивалась самостоятельно, выделившись из общего течения персоязычной лит-ры. В 17-18 вв. она сравнительно тесно связана с персоязычной лит-рой Индии; наибольшее влияние оказал на тадж. лит-ру поэт Мирза Абдулкадир Бедиль (1644-1721). Этот период не отмечен созданием крупных, широких по замыслу произв., но мн. поэты, вышедшие из среды ремесленников, отражали в своём творчестве тяжёлую долю угнетённых, ратовали за справедливость, обличали социальные пороки феод, общества: поэтткач Сайидо Насафи (кон. 1-й пол. 17 в.-между 1707 -11), Фитрат Зардуз (1657-нач. 18 в.), Мирза Садык (ум. 1819) и др. 2-я пол. 19 - нач. 20 вв. характеризуются возникновением в тадж. лит-ре просветит, течения, в значит, мере явившегося следствием прогрессивного влияния рус. культуры после присоединения Ср. Азии к России. Во главе этого течения стоял Ахмад Дониш (1827-97). Он критиковал деспотич. строй Бухарского ханства, выступал против ср.-век. схоластики и религ. догм, пропагандировал изучение светских наук, выдвигал программу переустройства гос. системы по типу европ. стран. В идейном отношении особенно близки Донишу были поэты и писатели Рахматулла Возех (1818-94), Шамсиддин Шахин (1859-93) и Мухаммад Хайрат (1878-1902). Тадж. просветит. лит-pa отличалась реалистич. направленностью, она ввела новые жанры в поэзию и прозу (реалистич. рассказ, филос.-романтич. повесть и др.) и сделала серьёзный шаг к демократизации лит. языка. В нач. 20 в. такие писатели, как Садриддин Айни (1878-1954), Тошходжа Асири (1864-1916), Мирза Сирадж (1877-1913) не только продолжили лучшие традиции просветит, лит-ры 2-й пол. 19 в., но и сделали многое для сближения лит-ры с жизнью народа; они реалистически изображали обществ.-социальные противоречия времени, изобличали эксплуататоров, пропагандировали знания среди народа.

Таджикская советская литература. Великая Окт. социалистич. революция открыла новую страницу в многовековой истории таджикской литературы. С первых дней революции она стала на путь служения делу освобождения угнетённого народа от эксплуатации, делу установления Советской власти в Т. История этой лит-ры открывается "Маршем свободы" (1918), написанным Айни - основоположником тадж. сов. лит-ры. В первые послереволюц. годы в лит-ру вошло поколение писателей, творчество к-рых было связано с социальными преобразованиями, осуществлёнными в кон. 20-х гг.: Пайрав Сулаймони (1899-1933), Мухамеджан Рахими (1901-68), Джалол Икрами (р. 1909), Сухайли Джавхари-заде (1900-64), Мухиддин Аминзаде (1904-66). Заметное место занимает в поэзии 20-х гг. революц. поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887-1957), иммигрировавший в 1922 в СССР и ставший одним из зачинателей тадж. сов. поэзии. Осн. тематика лит-ры этих лет в поэзии связана с воспеванием революц. духа народа, призывами к борьбе со старым миром, с врагами Сов. власти, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщин. В это же время появились первые крупные прозаич. произв. Айни - повесть "Одина" (1924, под назв. "Приключения одного бедняка таджика") и роман "Дохунда" (1930). 30-е гг. стали годами переустройства всей жизни республики. В нач. 30-х гг. тадж. лит-pa пополнилась именами Мирзо Турсун-заде (р. 1911), Абдусалома Дехоти (1911-62), Рахима Джалила (р. 1909), Хакима Карима (1905-42), Мирсайда Миршакара (р. 1912), Сатыма Улуг-зода (р. 1911) и др. Тадж. писатели создавали образы новых людей - строителей социалистич. общества. В лит-ре утвердился метод социалистич. реализма.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 тадж. лит-pa, как и все лит-ры СССР, мобилизовала силы на борьбу против фашизма. На фронтах сражались писатели Хабиб Юсуфи (1914-45), Карим, Лютфулло Бузург-заде (1909-43), Фатех Ниязи (р. 1916), Боки Рахимзаде (р. 1910) и др. В публицистич. статьях, очерках, стихотворениях, поэмах и драмах, рассказах и фронтовых записках тадж. писатели показывали и прославляли героизм сов. воинов, партизан, труд колхозников и рабочих тыла, писали о героич. прошлом народа, об интернационализме и дружбе народов, о сов. патриотизме. Таковы статьи и очерки Айни, поэмы "Победа Тани" (1942) Лахути, "Сын Родины" (1942) Турсун-заде, стихи Дехоти, Миршакара, Рахими и др.

В послевоен. годы поэзия сохраняет ведущее положение в лит-ре, однако всё более уверенно развиваются проза и драматургия. С кон. 40-х гг. центр, темой во всех видах и жанрах лит-ры является создание характера современника - человека труда, строителя коммунизма. Уже в 1-е послевоен. десятилетие ряд произв. тадж. лит-ры обретает общесоюзное признание: цикл стихов Турсун-заде "Индийская баллада" (1947-48) и его поэма "Хасан-арбакеш" (1954), поэмы Миршакара "Непокорный Пяндж" (1949) и "Ленин на Памире" (1955), роман Ф. Ниязи о войне "Верность" (ч. 1-2; 1949-58), романы "Обновлённая земля" (1949-53) Улуг-зода и "Шураб" (1959-1965) Джалила. Выходят "Воспоминания" Айни (ч. 1-4, 1949-54), где отражена история тадж. народа за неск. десятилетий.

В 60-70-е гг. тематич. диапазон тадж. лит-ры становится шире, сохраняя и развивая интернационалистич. направление. Герой эпич. поэмы Турсун-заде "От Ганга до Кремля" (1969-70) проходит огромный путь из Индии в Москву, к Ленину, в поисках правды и справедливости. В прозе наряду с произв. на совр. темы появляются книги ист. плана: романы "Двенадцать ворот Бухары" (1967-68)

Икрами, "Восе" (1967) Улуг-зода, повести Расула Хади-заде (р. 1928) и др. Совершенствуют мастерство пришедшие в лит-ру в годы войны и первые послевоен. годы поэты Аминджан Шукухи (р. 1923), Файзулло Ансори (р. 1931), Гаффор Мирзо (р. 1929), Мухиддин Фархат (р. 1924), прозаики Фазлиддин Мухаммадиев (р. 1928), Хабибулло Назаров (р. 1907). Со своими темами, своей манерой вступают в лит-ру Мумин Каноатов (р. 1932), Лоик Шералиев (р. 1941), Кутби Киром (р. 1932), Сорбон (р. 1940), Джума Одинаев (р. 1930) и др.

Тадж. драматургия родилась в 30-е гг., когда на сцене нац. театра были поставлены пьесы "Враг" (1933) Икрами, "Приговор" (1934) Турсун-заде, "Краснопалочники" (1941) Улуг-зода, и др. В годы войны шли дилогия Икрами "Сердце матери" (1942) и "Дом Надира" (1943, в соавторстве с А. Файко), драма Улуг-зода "В огне" (1944). С 50-х гг. тадж. драматургия охватывает всё более разнообразные и значит, темы. Жизни сов. интеллигенции поев, пьеса Миршакара "Мой город" (1951), истории культуры - пьеса Улугзода "Рудаки" (1958), становлению Сов. власти в республике - драма Гани Абдулло (р. 1912) и Шамси Киямова (р. 1920) "Ураган" (1957), пьесы Гани Абдулло "Пламя свободы" (1964) и "Солдаты революции" (1970).

Тадж. детская лит-pa прошла немалый путь, начиная с написанных в 20-е гг. стихов Айни и Лахути. В этой области плодотворно работают Миршакар, Абдумалик Бахори (р. 1927), Гульчехра Сулейманова (р. 1928) и др.

Возникновение тадж. сов. литературоведения связано с именем Айни, в 20-е гг. опубликовавшего ряд лит.-критич. очерков. Проблемами развития классич. и совр. тадж. лит-ры занимались Е. Э. Бертельс (1890-1957), Носирджон Масуми (1915-74), продолжают заниматься А. H. Болдырев (р. 1909), И. С. Брагинский (р. 1905), Абдулгани Мирзоев (р. 1908), Шариф Хусейн-заде (р. 1907), Халик Мирзозаде (р. 1911), Сахиб Табаров (р. 1924), Мухаммад Шукуров (р. 1926), Шавкат Ниязи (р. 1928), Атахон Сайфуллаев (р. 1933) и др. Науч. работа ведётся в Ин-те языка и лит-ры им. Рудаки АН Тадж. ССР, Ин-те востоковедения АН Тадж. ССР, Тадж. ун-те.

Многообразны и широки связи тадж. лит-ры с лит-рами др. народов СССР, а также с зарубежными лит-рами. Произв. поэтов-классиков переведены на мн. языки мира. Широко известны не только в СССР, но и в др. странах произв. сов. писателей Айни, Турсун-заде, Икрами, Миршакара. Особенно тесны связи тадж. литературоведения с иран. литературоведением в разработке проблем истории классич. лит-ры.

Союз писателей Тадж. ССР создан в 1934; 1-й съезд писателей республики состоялся в 1934, 2-й - в 1947, 3-й -в 1954, 4-й - в 1959, 5-й - в 1966, 6-й - в 1971, 7-й - в 1976.

Лит.: М и р з о е в А. М., Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы, Душ., 1954; Брагинский И. С., Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956; его же, Из истории персидской и таджикской литератур, М., 1972; Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, М., 1960; Очерки истории таджикской советской литературы. М., 1961; История персидской и таджикской литературы, под ред. Яна Рипка, М., 1970; Айн и С., Собр. соч., т. 6. Очерки и статьи, М., 1975; Ca фа 3., Та'рих-е адабийат дар Иран, дж. 1-3, Техран, 1339-42, с. г. x. (1960-1963); А м о н о в Р., Лирикаи х.алкии тоцик, Душанбе, 1968; Ходизода Р., Адабиёти TO4JHK дар нимаи двуввуми асри XIX, кит. 1, Душанбе, 1968; Шукуров М., Диди эстетикии халк ва насри реалиста, Душанбе, 1973; К а р и м о в У., Адабиёти точик дар нимаи дуввуми асри XVIII ва аввали асри XIX, Душанбе, 1974. Р. Хади-заде.

XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

На терр. Т. сохранились памятники культуры древнейшего ср.-азиат, коренного оседлого вост.-иран. населения и кочевых племён. Для развития древнего и ср.-век. иск-ва Т. имело большое значение его местоположение на торг, путях между В. и 3., культурно-экономич. связи с Ираном, Индией, Вост. Туркестаном, Китаем, странами Средиземноморья, а также племенами и народами евразийских степей. Древнее население Т. внесло большой вклад в искусство Бактрии, Кушанского царства, Cor да, Тохаристана и Ферганы, а также в художеств, культуры соседних народов (напр., иск-во Вост. Туркестана сложилось и развивалось под сильным воздействием согдийского и тохаристанского), таджики средневековья - в иск-во гос-в Саманидов и Тимуридов. Художеств, культура тадж. народа развивалась как часть историко-культурного процесса ср.-азиатского региона и тесно связана с культурой других народов Ср. Азии (особенно узбеков), поэтому многие памятники древнего и ср.-век. иск-ва являются их общим культурно-художеств. наследием (напр., архит. памятники Бухары и Самарканда, миниатюры, произв. декоративно-прикладного иск-ва). В данной статье названы лишь памятники, находящиеся в пределах Тадж. ССР.

Искусство древнего периода. На терр. Т. обнаружены древнейшие памятники изобразит, иск-ва (наскальные росписи охрой в гроте Шахты, в 40 км к Ю.-З. от пос. Мургаб, Вост. Памир), к-рые восходят к мезолиту (15-10-е тыс. до н. э.); поселения неолитич. гиссарской культуры на городищах близ r. Нурек (Туткаул, Сай-Саёд, оба - 6-5-е тыс. до н. э.) и пос. Дангара (Куй-Бульен, поздний неолит). Эпохой развитой и поздней бронзы (сер. 2 - нач. 1-го тыс. до н. э.) датируются многочисл. поселения (иногда пл. до 10 га) со следами жилищ (дл. до 20 м, шир. 12-15 м) в урочище Кайраккум, грубая лепная керамика с геом. узором, а также простейших форм ювелирные изделия (все - Сев. Т.). На юге Т., в Вахшской и Бишкентской долинах, в могильниках кочевых скотоводческих племён эпохи бронзы найдена лепная и гончарная ангобиров. керамика (горшки, миски, цилиндрич. сосуды, середина - 2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), бронзовые ножи, кинжалы, зеркала, булавки. 2-м тыс. до н. э. датируется примитивная схематическая глиняная скульптура человека из погребения эпохи бронзы в местности Тандыр-Ёл (близ Регара). Из сооружений эпохи Ахеменидов обнаружены остатки древнебактрийского жилого здания из сырцового кирпича с прямоугольными в плане помещениями (6-4 вв. до н. э., городище Калам-Мир в пос. им. Насира Хисрава). Об изобразит, иск-ве этого времени дают представление золотые и серебряные ювелирные изделия т. н. Амударытского клада. Неотъемлемой частью художеств, культуры Т. этого времени явилось иск-во кочевых племён саков (бронз, котлы со скульптурным декором, литые фигурные бляхи с изображениями животных, находки в курганных погребениях Памира; петроглифы - Сев. и Центр. Т., Зап. Памир).

Из описаний антич. авторов известно о существовании в 4-3 вв. до н. э. на терр. Т. городов эллинистич. типа с оборонит, стенами и регулярной планировкой. К греко-бактрийскому (3-2 вв. до н. э.) и кушанскому (1-4 вв. н. э.) времени восходят руины городов в Юж. Т. (городища Саксан-Охур, Шахринау, Мунчак-Тепе, Яванское, Кей-Кобад-шах, Кухна-Кала), к-рые во многом сохранили черты эллинистич. строит, культуры, а также памирские крепости Кахкаха, Ямчун и др. на терр. Горно-Бадахшанской АО. Находки кам. 4-гранных капителей с витками волют и листьями аканта, баз и стволов колонн (Саксан-Охур, Мунчак-Тепе и др.) свидетельствуют о применении ордерной системы, основанной на ассимиляции эллинистич. элементов в местной строит, традиции. В целом иск-во этого периода на терр. Т. представляет собой сложный сплав местных художеств, традиций и эллинистич. элементов. На это указывают вскрытые раскопками остатки архит. сооружений (дворцово-храмовой комплекс в Саксан-Охуре, ср.-азиатский по планировке - двор с 4-колонным айваном и обходным коридором, и эллинистический по деталям архит. ордера), произв. архит.декоративной скульптуры (капители с горельефными изображениями людей и животных с городища Шахринау), торевтики (серьга в виде протомы сфинкса и медный золочёный медальон с горельефным бюстом Диониса с Душанбинского городища), коропластики и керамики (терракотовые статуэтки и ангобиров. керамич. сосуды с городищ Саксан-Охур, КейКобад-шах, Узбекон-Тепе, Яванского). Об иск-ве кочевых племён этого времени дают представление находки из Тулхарского могильника в Бишкентской долине (2-1 вв. до н. э.; серьги в форме амфор, подвески-птицы). В могильнике Иттифок близ Пархара найдена вышивка с изобразит, и орнаментальными мотивами.

Храм древнего Пенджикента. 7 - 8 вв. Реконструкция В. Л. Ворониной.

Искусство 5 - нач. 20 вв. В 5 - нач. 8 вв. на терр. Т. возникли города, основу которых составлял укреплённый стенами с башнями шахристан, регулярно поквартально застроенный домами, сливающимися в большие жилые массивы (Пенджикент). Богатые дома разделялись на жилые комнаты и парадную часть с 4-столпным украшенным настенной живбписью и резьбой по дереву залом, к-рый освещался через люк брусчатого куполарузана. Дворцы отличались большими парадными залами с тронными айванами, украш. живописью и резьбой (колонны, балочные перекрытия, двери; Пенджикент, городище и замок Калаи-Кахкаха в Шахристане - предполагаемом ср.-век. г. Бунджикате). На линии гор. стен либо вне города ставилась цитадель. В сел. местности вырастали отд. укрепл. загородные усадьбы, караульно-сторожевые сооружения, замки - кёшки (МунчакТепе, Чильхуджра, Тирмизак-Тепе, Уртакурган, Калаи-Муг, Гардани-Хисор). В культовом зодчестве раннесредневекового Т. различаются типы сооружений, принадлежащих разным верованиям (храмы в Пенджикенте, монастырь Аджина-Тепе, буддийский храм в крепости Калаи-Кафирниган около пос. Исамбай Ленинского р-на).

Раннесредневековое изобразит, иск-во Т., к-рое развивалось в русле художеств. культур Согда, Уструшаны и Тохаристана, характеризуется формированием местных стилей на основе локальных вариантов раннефеод. культуры, переосмысления эллинистич. и кушанских традиций и связей с иск-вом Сев. Индии и Афганистана. Эти черты в разных вариантах проявились в скульптуре Аджина-Тепе, пластике Пенджикента (в обоих памятниках -лепные глиняные, часто окрашенные статуи и горельефы, размещённые в нишах или вдоль стен), в скульптурном резном дереве городищ Шахристана, Пенджикента, крепости Калаи-Кафирниган. В живописи (нанесённые клеевыми красками на лёссовую штукатурку или ганчевую подгрунтовку настенные росписи) сильнее, чем в скульптуре, сказались местные ср.-азиат, традиции. Для Согда (Пенджикент) характерны размещённые ярусами многофигурные фризовые композиции, в к-рых повествовательности и плоскостной линеарностн изображений соответствует тщательная прорисовка деталей, а изобразит, канва предельно насыщается декоративными элементами. Буддийская стенопись Тохаристана (Аджина-Тепе, Калаи-Кафирниган) больше тяготеет к росписям храмов Афганистана и Вост. Туркестана. Живопись Уструшаны, отчасти впитавшая сев.-афг. и вост.-туркестанские традиции, отличается притлуш. палево-голубым колоритом, тончайшим линеарным рисунком, полутоновой объёмной моделировкой.

После араб, завоевания и распространения ислама в архитектуре Т. постепенно складываются новые типы сооружений, связанных с мусульм. культом,- мечети, минареты, медресе, мавзолеи, ханака. На смену небольшим городам приходят крупные торг.-ремесл. гор. образования, развивающиеся, как правило, за счёт обрастания старого шахристана и цитадели новым торг.-ремесл. пригородом - рабадом. В крепостных (Калаи-Боло близ Исфары), дворцовых (Хульбук, 10-12 вв.) и мемориальных сооружениях долго сохраняются местные раннесредневековые черты, наиболее ярко воплощённые в бухарском Исмаила Самани мавзолее. Осн. стройматериалами остаются сырец (минареты в селениях Верх. Зеравшана - Айни, Рарз, Фатмев) и пахса. С 9-10 вв. употребляется жжёный кирпич (мощение полов, облицовки). В архит, декоре зданий со сводчато-купольными конструкциями (мавзолеи: Ходжа Нахшран близ Регара, 11-12 вв., и Хаджа-Машад в сел. Саят) широко используется узорная кирпичная кладка, резная терракота и раскраш. резной стук. Уникальный образец архит. декора - резной глиняный михраб 10-11 вв. из мечети в сел. Ашт. В постройках с плоскими перекрытиями применялся местный дерев, ордер, основу к-рого составляла колонна, либо прямоствольная с выполненным глубокой наклонной резьбой орнаментом, либо фигурная, с пластич. желобчатой резьбой (резные дерев, детали колонн 9-12 вв. найдены в селениях Верх. Зеравшана -Оббурдон, Рарз, Фатмев, Урмитан). Резной декор, покрывавший сплошным ковром почти все элементы ордера, включал отражавшие местные доисламские верования изобразит, мотивы, растит, узоры, эпиграфич. фризы (портик мавзолея Хазрати-бобо в с. Чорку близ Исфары, 12 в.). О достижениях тадж. монументального зодчества 14 в. свидетельствует портал Мухаммеда Башшара мавзолея с пышным декором (резная поливная терракота и др.). В кон. 14-15 вв. монументальное зодчество Т., как и др. областей Ср. Азии, пережило высокий расцвет, наиболее ярко воплощённый во всемирно известных памятниках тимуридской архитектуры Самарканда, Шахрисабза и др. городов. Одно из уникальных сооружений ср.-век. Т.- мавзолей Мир-Сеид-Хамадани (14-17 вв.) в Кулябе, первоначально 3-портальный с купольным залом и усыпальницей и резным декором (позднее обстроен неск. купольными помещениями). В 16-17 вв. строятся культовые сооружения в виде одного или неск. квадратных в плане купольных залов, иногда охваченных Г-образной купольной галереей (мечеть Абдулла-хана типа намазга в с. Наугилем, в 2 км к В. от Исфары; мечеть-мавзолей шейха Муслехеддина в Ходженте, ныне Ленинабад; мавзолей Махдуми Азама в Гиссаре; мечеть Кок-Гумбез, мавзолей Баба-Таго, мавзолей и здание Аджинахана в ансамбле Сари-Мазар в Ура-Тюбе и др.).

В 18 - нач. 19 вв. города в основном сохраняют структуру, сложившуюся в 12 в.; культовые здания строятся по традиц. плану, но скромны по масштабам и декору (медресе в Гиссаре). Черты нац. тадж. зодчества находят развитие в архитектуре массовых обществ, зданий (квартальные и сел. мечети, бани) и нар. жилище. Дома Сев. Т. (2-комнатные, с передней и колонным айваном) отличаются повышенной декоративностью интерьера (резьба и роспись по ганчу и дереву, ниши с фестончатыми арочками). Для домов юж. р-нов характерны глиняные оштукатур. стены, травяные 2-скатные крыши и айваны на простых столбах. Жилища горцев - квадратная в плане постройка с люком-дымоходом в бревенчатом уступчатом куполе на столбах.

В изобразит, иск-ве мусульм. времени происходит процесс орнаментализации; изображение, теряя значение самостоят, художеств, образа, становится элементом орнаментальной композиции, в к-рой повышенное развитие получают растит., геом. и эпиграфич. мотивы. В нек-рых памятниках сохраняются традиции раннесредневекового изобразит, иск-ва (горельефная фигура льва с городища Саят, Кулябская обл., стук, 9-10 вв.; резной стук из Хульоука с вплетённым в орнамент, канву изображением фантастич. существ и зверей, 11 -12 вв.; резные деревянные: капитель колонны из с. Оббурдон, 9-10 вв., и михраб из с. Искодар, 10-11 вв.). Новый расцвет изобразительности связан с развитием в 15 в. гератской школы, а в 16-17 вв. ср.-азиат, школ миниатюрной живописи в Бухаре и Самарканде (Махмуд Музаххиб, Мухаммед, или Ходжа, Муким, Аваз Мухаммед, Мухаммед Мурад Самарканди и др., см. в ст. Узбекская ССР). Иск-во миниатюры, как показывают отд. поздние памятники, вероятно, получило развитие в горном Т. (миниатюры рукописи "Юсуф и Зулейха", 1797-98, из Дарваза, Эрмитаж, Ленинград).

Декоративно-прикладное иск-во ср.век. Т., развивавшее местные традиции, обогатилось соприкосновениями с художеств, культурами стран мусульм. Востока, особенно Ирана и Афганистана. Широкое развитие получили: керамика поливная (саманидские изделия 9-10 вв.) или со штампов, орнаментом (сосуды 11 -12 вв. из Лагмана - Вахшская долина, Хульбука, Исфары и Ходжента), художеств, изделия из металла (преим. бронзы; клады из Калал-Баланда близ Ура-Тюбе, Узуна-Гиссарская долина, Лагмана и Шахристана) и стекла, ювелирное дело, ткачество. В монументальнодекоративном иск-ве преобладали резной расписной стук, резьба по дереву (колонны, подбалки, двери), резная неполивная и поливная терракота, орнаментальная роспись яичной темперой по дереву и ганчу и живописно-пластич.роспись "кундаль" (нанесение красок с позолотой и серебром на рельефную глиняную основу; широко применялась в архитектуре 17-нач. 20 вв.).

Колонна из селения Оббурдон. Долина Зеравшана. Резьба по дереву. 9-10 вв.

Народное искусство таджиков: 1. Женский головной убор. 19 в. Серебро, бирюза, цветное стекло. 2. Лицевая занавеска-рубанд. 19 в. Горный Таджикистан. 3. Керамическая ваза с подглазурной росписью. 19 в. Ходжент (Ленинабад). Все - Музей искусства народов Востока. Москва.

Мавзолей Мухаммеда Башшара. 14 в. Капитель пилястры портала.

18 - нач. 20 вв. отмечены повсеместным развитием художеств, ремёсел. В керамике сев. р-нов, украшенной прекрасной подглазурной росписью, преобладают изображения цветов