БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321рную лит-ру по общей, неорганич., физич., органич., аналитич. химии, химии высокомолекулярных соединений и химич. технологии, по экономике и организации химич., нефтехимии, и нефте-перерабат. пром-сти, охране окружающей среды, охране труда и технике безопасности. Издаёт научно-технич. журналы: "Химическая промышленность", "Пластические массы", "Химия в сельском хозяйстве" и др. В 1975 выпущено ок. 200 названий книг тиражом ок. 2,4 млн. экз. Я. С. Машкевич.

"ХИМИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ", ежемесяиный научно-технич. журнал, орган Мин-ва химич. пром-сти СССР и Мин-ва с. х-ва СССР. Издаётся в Москве с 1963. Рассчитан на агрономов, зоотехников колхозов и совхозов, работников химич. пром-сти, агрохимии, лабораторий и др. Публикует материалы по вопросам произ-ва и применения в с. х-ве минеральных удобрений, химич. средств защиты растений от болезней, вредителей, сорняков; минеральных подкормок для с.-х. животных и т. п. Тираж (1977) 16,3 тыс. экз.

"ХИМИЯ И ЖИЗНЬ", ежемесячный научно-популярный журнал АН СССР. Издаётся в Москве с 1965. Освещает важнейшие события настоящего и прошлого естественных, в первую очередь хим. и биол., наук, рассказывает о проблемах химической науки и технологии, защиты окружающей среды и о способах разрешения этих проблем. Журнал печатает статьи как советских, так и иностр. авторов. Тираж (1977) 300 тыс. экз.

ХИМКИ, город (с 1939) областного подчинения, центр Химкинского р-на Московской обл. РСФСР. Расположен у пересечения канала им. Москвы Октябрьской ж. д. 106 тыс. жит. в 1977 (23 тыс. в 1939), Моск. ин-т культуры, вечерний ф-т Всесоюзного заочного маш.-строит. ин-та, Моск. культурно-просветительное уи-ще.

ХИМКИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, на р. Химки (приток р. Москвы) на терр. г. Москвы и Московской обл. Образовано в 1937 Химкинским (Тушинским) гидроузлом. Одно из звеньев водохранилищ водораздельного бьефа канала им. Москвы (см. Москвы имени канал). Пл. 4 км2, объём 29 млн. м3, дл. 9 км, наибольшая шир. 800 м, ср. глуб. 7 м. На X. в.- Северный репной порт, Химкинский репной вокзал и водноспортивные комплексы.

ХИМОЗИН, то же, что реннин.

ХИМОТРИПСИН, фермент класса гидро-лаз, расщепляющий белки и пептиды; содержится в секрете поджелудоиной железы животных и человека. Вместе с трипсином участвует в расщеплении белков пищи в тонком кншеинике. Синтезируется в клетках поджелудоиной железы в виде профермента химотрипсиногена, к-рый под действием трипсина превращается в кишеинике в активный X. Процесс активации включает расщепление одной строго определённой пептидной связи в молекуле химотрипсиногена, в результате него происходит конформац. перестройка молекулы белка и окониат. формирование активного центра X. Описаны различные формы X. (напр., А, В и С у нек-рых млекопитающих), к-рые различаются физико-химич. свойствами и отчасти субстратной специфичностью. X. А быка получен в кристал-лич. виде амер. химиками М. Кунитцем и Дж. Нортропом в 1935, его мол. масса 25 000. Молекула состоит из 245 аминокислотных остатков и свёрнута в компактную глобулу с размерами полуосей 33 и 16,5 А. Трёхмерная структура X. (см. рис.) установлена англ, учёным Д. Блоу с сотрудниками в 1967 с помощью рент-геноструктурного анализа. Множеств, формы X. могут образовываться также в процессе активации химотрипсиногена (я, S, сс-формы X. А быка). X. относится к группе т. н. сериновых протеиназ. В состав его активного центра входят остатки серина, а также аспарагиновой к-ты и гистидина, образующие т. н. систему переноса заряда. В результате переноса протона с остатка серина на гистидин и с последнего на остаток аспарагиновой к-ты появляется отрицат. заряд на остатке серина, к-рый приобретает способность атаковать карбонильный углерод гидролизуемой пептидной связи. X. действует в щелочной среде (рН 7,0-8,5) и расщепляет в белках и пептидах преим. связи, образованные ароматич. аминокислотами - тирозином, фенилаланином, триптофаном. X. способен свёртывать молоко. Ферменты типа X. обнаружены у низших позвоночных животных и насекомых.

Трёхмерная структура формы химотрипсина А быка по Блоу: I - остаток серина активного центра с присоединённой тозил-группой; II - остаток гисти-дина активного центра. Арабские цифры-номера аминокислотных остатков. МНз и СО2 обозначают концы трёх полипеп-тидных цепей (А, В и С), образующих молекулу а-Х.

Лит.: Н о р т р о п Д., К у н и т ц М., Херриотт Р., Кристаллические ферменты, пер. с англ., М., 1950; Мосолов В. В., Протеолитические ферменты, М., 1971.

В. В. Мосолов.

ХИМУС (позднелат. chymus, от греч. chymos - сок), жидкое или полужидкое содержимое тонких кишок животных и человека, состоящее из смеси продуктов переваривания пищи в желудке, жёлчи, секрета поджелудочной и кишечных желез, десквамированного (слущивающегося) эпителия и микроорганизмов. X. содержит ферменты поджелудочного сока (протеазы, а-амилазу, липазу и др.) и собственно кишечные (энтерокиназу, карбогидразы, пептидазы, моноглице-ридлипазу, фосфатазы и др.). Состав X. зависит от характера питания и состояния секреторной деятельности пищеварит. аппарата. У человека за сутки из тонкой кишки в толстую переходит ок. 400 г X. Вследствие моторной деятельности кишечника X. перемешивается, что спо-собетвует лучшему перевариванию и всасыванию пищ. веществ. Специально приготовленный X. обладает леч. свойствами: его применяют при нек-рых нарушениях пищеварения и обмена веществ у с.-х. животных.

Лит.: физиология пищеварения, Л., 1974 (Руководство по физиологии).

Н. М. Тимофеева.

ХИМЬЯРИТСКОЕ ЦАРСТВО, древнее гос-во, возникшее в кон. 2 в. до н. э. на Ю.-З. Юж. Аравии. В нач. 1 в. до н. э. им были захвачены все пункты мор. торговли на юго-зап. побережье Юж. Аравии. X. ц. овладело частью побережья Вост. Афр;"ки и значит, частью терр. Сабы. К кон. 2 в. н. э. объединённым силам Сабы, Аксума и Хадрамаута удалось разбить армию X. ц. и превратить его в зависимое от Сабы. В нач. 4 в. вся Юж. Аравия снова попала под власть X. ц. В нач. 6 в. терр. X. ц. была завоёвана эфиопами, в 70-х гг. 6 в.-Саса-нидами.

ХИН ЯПОНСКИЙ, порода декоративных собак. Выведена в древние времена в Китае, откуда завезена в Японию; с 19 в. известна в Европе. Маленькая собачка (рост 18-20 см) нежной конституции. Туловище квадратное, голова шаровидная, с выпуклым лбом, приплюснутым носом и большими выпуклыми глазами. Уши небольшие, висячие, хвост часто заброшен на спину, не образуя кольца. Шерсть длинная, особенно на ушах, хвосте и конечностях, шелковистая, прямая. Окраска белая с симметричными чёрными, рыжими и коричневыми пятнами. Распространена порода во всём мире.

ХИНАЛУГЦЫ, хиналуги (само-назв. кеттитурдур), малочисленная этнич. группа, живущая на С.-В. Азерб. ССР в с. Хиналуг (Хыналыг) Кубинского р-на. Язык - хиналугский; относится к дагестанским языкам; лит. язык - азербайджанский. Верующие X.- мусульмане-сунниты. Осн.занятия-животноводство и земледелие. X. консолидируются с азербайджанцами.

ХИНАЯНА [санскр., букв.- малая колесница или малый (узкий) путь], наряду с махаяной одно из двух осн. направлений буддизма. Возникла в нач. н. э. вскоре после появления буддизма, понятие X. введено сторонниками маха-яны в нач. 1-го тысячелетия н. э. X. включает в себя ряд школ: тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники X. склонны отождествлять её с учением тхеравады ("школы старейших"). В ходе своего развития и распространения X. утвердилась в юж. странах (Цейлон, Лаос, Таиланд и др.), получив назв. южного буддизма. Осн. тексты: "Типи-така" (см. "Трипитака"), "Абхидхар-макоша" Васубандху и др.

Характерная для всего буддизма проповедь личного совершенствования для достижения "освобождения" (нирваны) приняла в X. форму провозглашения нравств. и интеллектуального развития личности, совершенно не зависимого от к.-л. внешних по отношению к человеку сил (и прежде всего божественных). При этом для X. характерны относительно строгие и одновременно негативные нравств. принципы. Идеалом X. является архат, лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и практически мало заботящееся о совершенствовании других. В филос. плане это связано с непризнанием души и бога как самостоят, сущностей и утверждением в качестве единственно существующего отд. психофизич. элементов - дхарм, определённых единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром. Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное и находятся в непрерывном движении.

Будда в X.- историч. личность, отличающаяся от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божеств, властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.

Культ и ритуал в X. хотя и заменены в принципе жизнью в монашеской общине (сангхе), однако сохраняют определённое значение, поскольку практически в странах южного буддизма развился своеобразный политеизм.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; La ValleePoussinL. de, Bouddhis-me, P., 1909; В a r e a u A., Lessectes bouddhi-ques du petit Vehicule, Saigon, 1955; L a m о t-te E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958. См. также лит. при ст. Буддизм.

В. П. Лучина.

ХИНГАМИН, резохин, хлоро-х и н, лекарственный препарат, применяемый для лечения малярии, аутоиммунных и др. заболеваний. Назначают внутрь в таблетках и внутримышечно или внутривенно в растворе.

ХИНГАН БОЛЬШОЙ, горы в Китае и МНР; см. Болъцюй Хинган.

ХИНГАН МАЛЫЙ, горы в Китае и СССР; см. Малый Хинган.

ХИНГАНСК, посёлок гор. типа в Облу-ченском р-не Еврейской авт. обл. Хабаровского края РСФСР. Расположен на склонах хребта М. Хинган, на р. Хинган, в 18 км к С.-В. от ж.-д. ст. Облучье. Добыча олова (комбинат "Хинганолово").

ХИНГАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК расположен на левобережье Амура, между pp. Урилом и Мутной. Сев. граница -Транссибирская ж.-д. магистраль. Площадь 58,9 тыс. га (1976). Создан в 1964 для сохранения природных ландшафтов ср. Приамурья. Прилежащая к Амуру юж. часть занята травянистыми заболоченными лугами, центр, и сев. части -отроги М. Хингана. Преобладают леса с участием дуба монгольского, берёзы
даурекой и плосколистной. В горах господствует пихта даурская. Встречаются кедр корейский, ель аянская, лиственница даурская, липа амурская, ясень маньчжурский, клён мелколистный и зелёный, элеутерококк колючий, актинидии, виноград, лимонник китайский. Из животных обычны представители приамурского и таёжного типов фауны -изюбрь, лось, косуля, кабан, бурый и чёрный медведи, рысь, соболь, колонок, харза, енотовидная собака, маньчжурский заяц, бурундук, рябчик, кедровка, голубая сорока, узорчатый и амурский полозы, сибирская лягушка.

Лит.: Заповедники Советского Союза, М., 1969; Банников А. Г., По заповедникам Советского Союза, 2 изд., М., 1974.

ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль (16.11. 1895, Ханау,-28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, муз. теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфур-та-на-Майне (классы композиции и скрипки). В 1915-23 концертмейстер оперного театра там же, в 1921-29 альтист струнного квартета Л. Амара - П. Хиндемита, в 1927-37 проф. Высшей муз. школы в Берлине. Творчество X. включает оперы, балеты и симфонии, соч. камерных жанров, произв. сложнейших форм и простые инструктивные пьесы для любителей музыки. В своём творчестве X. утверждал высокие этические принципы, в течение всей жизни оставался верен идеям христианского гуманизма. Он был убеждённым антифашистом; композитор полагал, что муз. иск-во помогает преодолеть отчуждение между странами и нациями. Сложной была эволюция стиля X. В ранних произв. заметно воздействие И. Брамса и М. Регера. После 1-й мировой войны 1914-18 он испытал влияние совр. урбанизма. В сер. 1930-х наметился перелом в его творчестве. X. стремился возродить традиции И. С. Баха - Л. Бетховена - А. Брукнера, его музыка стала более уравновешенной, гармоничной, сдержанной, не утратив при этом динамичности. Вместе с тем возросло его мастерство как композитора-полифониста. Произв. X. 20-х гг. не лишены эпатирующих, гротесковых черт. Таковы одноактные оперы "Убийца, надежда женщин" и "Нуш-Нуши" (пост. 1921, Штутгарт), фортепьянная сюита "1922", серия "Ка-мерных музык" для солистов и камерного оркестра, струнные квартеты. Зрелость стиля обнаруживают вокальные циклы "Молодая служанка" на тексты Г. Трак-ля (1922) и "Житие Марии" на тексты Р. М. Рильке (1923), концерт для оркестра (1925) и одно из центр, произв. 20-х гг. опера "Кардильяк" (по мотивам повести Э. Т. А. Гофмана ч Мадемуазель де Скю-дери", пост. 1926, Дрезден; 2-я ред. 1952). X. активно участвовал в организации фестивалей совр. музыки (с 1921 -в Донауэшингене, Баден-Бадене, Зальцбурге, Берлине), а также был одним из вдохновителей движения "гебраухс-музик" (Gebrauchsmusik - "бытовая музыка"), ставившего своей целью пропаганду новой музыки в любительских кругах. В кон. 20-х гг. и нач. 30-х гг. X. создал комич. оперу "Новости дня" (пост. 1929, Берлин) с элементами социальной критики и сатиры, музыку к "Поучительной пьесе" Б. Брехта (1929, Баден-Баден), муз. игру "Мы строим город" (1930, Берлин), "Бостонскую симфонию" (1930), ораторию "Бесконечное" на текст Г. Бенна (1931), "Филармонический концерт" (1932). Из-за политич. преследований, а также запрета исполнения оперы "Художник Матис" (была поставлена в 1938, Цюрих; на материале этой оперы X. написал одноим. симфонию) X. эмигрировал из фащ. Германии, жил в Швейцарии, с 1939 в США, где в 1946 получил амер. гражданство, вёл педагогич. работу в ун-тах и колледжах, выступал как дирижёр. В США были исполнены его крупные сочинения 40-х гг.: "Симфония in Es" (1940), балет с солирующим фп. "Четыре темперамента" (пост. 1946, Нью-Йорк), "Симфонические метаморфозы тем К. М. Вебера" (1943), симфония "Серена" (1946), реквием на текст У. Уитмена "Когда перед домом цвела этой весною сирень" (1946). С 1953 X. жил в Швейцарии, продолжая интенсивную деятельность дирижёра, выступая на многочисл. муз. фестивалях в Европе и США, пропагандируя свои муз.-теоре-тич. и эстетич. взгляды в устных выступлениях и печатных трудах. В своём учении о композиции X. выступал как защитник тонального принципа, на к-ром, по его убеждению, зиждется дальнейшее развитие муз. иск-ва. Он создал оперу "Гармония мира" (пост. 1957, Мюнхен) и одноим. симфонию, основанную на муз. материале этой оперы, "Питсбургскую симфонию" (1958), оперу "Долгая рождественская трапеза" (по пьесе Т. Уайл-дера, 1961, Мангейм), кантату "Песнь к надежде" по заказу ЮНЕСКО (1953), концерт для органа и оркестра (1962) и мессу a cappella (1963). Автор книг "Руководство по композиции" (т. 1-3, 1937-70), "Мир композитора" (1952) и статей. Лауреат Баховской пр. (ФРГ), пр. Сибелиуса. В Швейцарии (г. Блоне) после смерти X. учреждён "Фонд Хиндемита" - центр собирания и изучения его наследия.

Соч. в рус. пер.: Монолог П. Хиндемита, чСоветская музыка", 1962, № 3; Мир композитора. [Фрагменты из книги], там же, 1963, № 4, 5; Умирающие воды, там же, 1967, № 5; Иоганн Себастьян Бах. Обязывающее наследие, там же, 1973, № 11.

Лит.: Беляев В., Пауль Хиндемит, Л., 1927; Г л е 6 о в И. [Асафьев Б. В.], Элементы стиля Хиндемита, в кн.: Новая музыка, в. 2, Л., 1927; Левая Т. Н., Л е о н т ь-е в а О. Т., Пауль Хиндемит, М., 1974; Strobel Н., Paul Hindemith, 3 Aufl., Mainz, 1948; Briner A., Paul Hindemith, Z.- Mainz, 1971. О. Т. Леонтъева.

ХИНДИ, государственный язык Индии; один из осн. лит. языков. Распространён гл. обр. в центр, областях Сев. Индии (штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, союзная терр. Дели, частично штаты Раджастхан, Химачал-Прадеш, Бихар). Число говорящих на X.- св. 153 млн. чел. (1971, оценка). Относится к индоарийской ветви (группе) индоевропейских языков. Различаются лит. X. и две группы родств. диалектов. Зап. диалекты: кхари боли, бангару (или хариани), брадж, канауджи, бундели. Вост. диалекты: авадхи, багхели, чхат-тисгархи. Лит. X. опирается на диалект кхари боли, отличающийся от др. диалектов фонетич. и грамматич. признаками; сформировался к кон. 18 - нач. 19 вв. (ранее - поэзия на диалектах брадж и авадхи). Фонетич. черты, общие для всех новоинд. языков. Гласные краткие и долгие, ччистые" и носовые, дифтонги. Согласные простые и придыхательные (глухие и звонкие), задне- и среднеязычные, какуминальные (церебральные), зубные, губные, фарингальный (h). В лит. произношении заимствованных слов - переднеязычные (s, z) и губной (f). Морфологич. строй аналитический с элементами флексии (в формах наклонения глагола, общекосвенного падежа имени) и элементами новой (вторичной) флексии (в личных формах будущего времени). Обычный порядок слов: обстоятельство, подлежащее, дополнение, сказуемое. Определение предшествует определяемому. Лексика характеризуется высокой долей санскритизмов - прямых заимствований из санскрита и слов, образованных на санскритской основе. Имеет место частичная эргативная конструкция предложения (при нек-рых формах сказуемого). X. использует письмо осванагари.

Лит.: Баранников А. П., Хиндустани. (Урду и хинди), Л., 1934; Гуру К., Грамматика хинди, пер. с хинди, ч. 1-2, М., 1957-62; Катенина Т. Е., Язык хинди, М., 1960; Бархударов А. С., Словообразование в хинди, М., 1963; Чернышев В. А., Диалекты и литературный хинди, М., 1969; 3 о г р а ф Г. А., Индоарий-ские языки, в кн.: Языки Азии и Афри-ки, т. 1, М., 1976; Чаттерджи Су-нити Кумар, Введение в индоарийское языкознание, пер. с англ., М., 1977; Хинди русский словарь, т. 1-2, М., 1972; В a h г I Н а г d e v, Hindi Semantics, Allahabad, 1959; Т i v a r I Uday Narayan, Hindi Bhasa ka udgam aur vikas, Prayac, 1961; P 1 a-t t s J. Т., A dictionary of Urdu, classical Hindi and Engish, v. 1-2, L., 1884.

А, С. Бархударов.

ХИНДИ ЛИТЕРАТУРА, одна из литератур Индии. Развивается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (кон. 1-го тыс. н. э.) представлен фрагментами стихов религ.-филос. содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, к-рые выступали против ортодоксального индуизма и кастовой системы. В условиях господства традиций религ.-филос. и художеств, лит-ры на языке санскрит X. л. складывалась как нар. лит-pa, что определило её связь с радикальными обществ, тенденциями. В 10-14 вв. на диалектах хинди развивалась феод, героико-эпич. поэзия. Придворные поэты, воспевая воинские подвиги и романтич. похождения своих покровителей, создавали в их честь поэмы (чрасо"). В поэме чПритхвирадж-расо" Чанда Бардаи (2-я пол. 12 в.) отражены эпизоды борьбы делийского князя Прит-хвираджа против мусульм. завоевателей. Поэма чБисальдеве-расо" Нарпати Нальха (ок. 13 в.) близка романтич. балладе. чРасо" долго сохранялись лишь в устной передаче, что привело к многочисл. интерполяциям, модернизации языка и появлению вариантов.

Охватившее Сев. Индию в 15-17 вв. религ.-реформаторское движение бхак-ти, идеи к-рого выражали протест против сословно-кастового гнёта и стремление к социальному равенству, наполнило X. л. демократич. содержанием и вызвало к жизни новые лит. формы. Поэт и философ Кабир (ок. 1440 - ок. 1518) в песнях и стихотв. изречениях на диалекте брадж и вост. диалектах хинди резко осуждал ортодоксальный индуизм, ислам и кастовый строй. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя сикхизма Нанака (1469-1539), излагавшего свои взгляды в стихах на языке панджаби и зап. диалектах хинди, Дадудайала (1544-1603), Сун-дардаса (1596-1689) и др. Концепции движения бхакти нашли отражение также в лирико-аллегорич. поэмах на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфизм, Суфийская литература) на основе нар. сказаний. Малик Мухаммад Джаяси (гг. рожд. и смерти неизв.) в поэме "Падмават" (ок. 1540) синтезировал традиции перс, и инд. лирики. Особую популярность в этот период приобрели соч., где идеи бхакти сочетались с нар. истолкованием образов Кришны и Рамы - воплощений бога Вишну. Лирич. стихи Биддепоти (или Видьяпати; 1370-1440) на диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской лирике. Фольклорные представления о боге Кришне, к-рый в облике пастуха живёт среди крестьян, даруя им радость и счастье, ярко воплотились в стихах, гимнах и песнях Сурдаса (ок. 1483 - ок. 1563) на диалекте брадж, составивших книгу "Море поэзии Сурдаса". Гимны в честь Кришны слагали поэтесса Мира Баи (1499-1547), поэты Нандадас (16 в.), Раскхан (16-17 вв.) и др. Выдающийся представитель рамаитской (прославляющей бога-воина Раму) поэзии бхакти Тулсидас (ок. 1532-1624) в эпич. поэме чРамача-ритаманас" на диалекте авадхи затронул широкий круг социальных, политич., религ.-филос. и моральных проблем.

С сер. 17 в. X. л. утратила демократии, дух и стала приспосабливаться к вкусам феод, аристократии. Осн. темой поэзии, развивавшейся гл. обр. на брадже, стало описание женской красоты и любовных наслаждений, а главным её достоинством признавалась изысканная утончённость поэтич. формы. Распространились сти-хотв. трактаты, авторы к-рых излагали георетич. вопросы традиц. инд. поэтики и иллюстрировали их своими примерами. Выделялись изящные и лаконичные двустишия Бихарилала Чаубе (1603-63). Бхушан (1614 - ок. 1716) в традиц. рамках героич. поэзии воспел полководца Шиваджи, нац. героя маратхов. Индивидуальностью отмечены стихи Матирама (17 в.), Дева (1673 - ок. 1764), Гхана-нанда (1689-1739), Падмакара (1753-1833) и др.

В 1-й пол. 19 в. на основе диалекта кхари боли стала складываться проза. Появились переводы религ. и светских книг с санскрита и английского, возникла пресса на хинди. Новый период открылся деятельностью выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры (1850-85). В его социальных пьесах и публицистике отразился рост нац. самосознания народа, стремление к независимости. Творчество Харишчандры создало предпосылки для дальнейшего развития совр. реалистич. X. л. В последние десятилетия 19 в. появились оригинальные повести и романы, поэтич. произв. на кхари боли, несколько позднее - рассказы, начали развиваться критика и литературоведение. В нач. 20 в. в связи с ростом нац.-освободит, движения X. л. приобрела ярко выраженное патриотич. звучание. Идеями борьбы за свободу родины пронизаны стихи Майтхилишарана Гупты (1886-1964), Макханлала Чатурведи (1889-1968), Балкришны Шармы Навина (1897-1960), Рамдхари Синха Динкара (р. 1908). Жизнь народа (особенно крестьян) - тема социальных романов и рассказов Премчанда (1880-1936), к-рый явился основателем критич. реализма в X. л. и лит-ре урду. Его последователями были Сударшан, Каушик, Угра. Поэзия 20-30-х гг. развивалась под влиянием романтич. направления "чхая-вад", к-рое возглавляли Сумитранандан Пант (р. 1900), Джайшанкар Прасад (1889-1937), Сурьякант Трипатхи Ни-рала (1896-1961) и поэтесса Махадеви Варма (р. 1907).

В 30-е гг. во всех жанрах X. л. наметился поворот к актуальной обществ, тематике. Этому способствовали нарастающее нац.-освободит. движение, распространение марксизма, влияние прогрессивной зарубежной лит-ры (особенно советской). В 1936 при участии Премчанда была создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии, положившая начало мощному лит. движению чпрагативад", под воздействием к-рого развиваются нац. лит-ры народов Индии. Творчество Яшпала (1903-76), Упенд-рана