БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ппированы по темам и зафиксированы в 6 рукописных сб-ках. Этот свод получил назв. "Сунна" и стал одним из источников мусульм. права. Каждый X. состоит из осн. текста (матн), передающего его фактич. содержание, и "опоры" (иснад), где перечисляются лица, через к-рых этот текст дошёл до составителя. Из 6 канонич. сб-ков X. наиболее авторитетными считаются два т. н. ч Достоверных", составленных аль-Бухари (810-70) и ан-Нишапури (817-74). X. оказали значит, влияние на развитие араб, лит-ры.

Лит.: Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1, 2 изд., М., 1904; Шмидт А. Е., Очерки истории ислама как религии, в сб.: Мир ислама, т. 1, № 1, с. 32-55; № 2, с. 185-202; № 4, с. 562-81, СПБ, 1912.

В. М. Борисов.

ХАДКЕВИЧ Тарас Константинович [23. 2(7.3). 1912, дер. Шайтарёво, ныне Верхнедвинского р-на Витебской обл., -14.8. 1975, Минск], белорусский советский писатель. Печатался с 1926. Повести "Братство" (1948), "Эхо в горах" (1951, рус. пер. 1952) посвящены борьбе сов. воинов за освобождение Чехословакии от фашизма. В повести "Веснянка" (1949), романе "Даль полевая" (1959, рус. пер. 1959) изображена послевоен. жизнь белорус, деревни. Роман "Песня Двины" (1973)- о людях крупной респ. новостройки. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Выбранае, Мшск, 1970; в рус. пер.-Братство. Эхо в горах. Веснянка, Минск, 1975.

Лит.: Бурян Б., Сустрэчы з цудоуными людьзьми, "Беларусь", 1967, № 4; Шсьмен-шк1 Савецкай Беларусь Карот Миск, 1970.

ХАДОНГ (На Dong), город во Вьетнаме, в дельте р. Хонгха, в 30 км от Ханоя. Адм. центр (с 1976) провинции Хашон-бинь (включает б. провинции Хоабинь и Хатай). Св. 200 тыс. жит. (1974). Центр рисопроизводягцего и скотоводческого р-на. Преим. пищевая пром-сть.

ХАДРАМАУТ, историч. область на Ю. Аравийского п-ова. На рубеже 2 -1-го тыс. до н. э. здесь возникло гос-во X. со столицей в Шабве. Упоминания о нём встречаются в Библии, Сабей-ских надписях 6-5 вв. до н. э., у антич. авторов. Гос-во X. время от времени выступало как союзник гос-ва Сада. В 1 (или 3) в. н. э. царь X. заключил с царём Сабы союз против Аксумского царства. Известно о союзе X. с Сабой и Аксумом против Химьяритского царства во 2 в. В 4 в. гос-во X. пало под ударами химьяритов и было включено в Химьяритское царство. После прихода на терр. X. арабов здесь получили распространение араб. яз. и ислам (1-я пол. 7 в.). X. был одним из первых р-нов распространения движения хариджитов (7-8 вв.). До сер. И в. находился под властью Омана, затем входил в состав йеменских roc-в. В нач. 19 в. подвергался нашествию ваххабитов. В 1888 Великобритания установила протекторат над крупнейшим княжеством на терр. X.-Куайти, в 1918 - над княжеством Касири. В кон. 30-х гг. X. был включён в состав брит. Вост. протектората Аден. В результате вооруж нац,-освободит. борьбы народа Юж. Йемена X. был в 1967 освобождён и вошёл в независимую Нар. Республику Юж. Йемена (с 1970- Народная Демократич. Республика Йемен).

ХАДЫЖЕНСК, город (с 1949) в Апше-ронском р-не Краснодарского края РСФСР. Расположен на р. Пшиш, в 7 км от ж.-д. станции Хадыженская (на линии Туапсе - Армавир). Узел автодорог. 18 тыс. жит. (1974). Маш.-строит. з-д, лесокомбинат, леспромхоз, плодово-ягодный совхоз. Бальнеологич. курорт. Хлоридно-натриевая вода с содержанием йода и брома используется для ванн при лечении заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферич. нервной системы. Санаторий, ванное здание. Турбаза.

XAДЫKA Владимир Мартынович [21. 12.1904(3.1.1905)- 1.7.19401, белорусский советский поэт. Род. в дер. Титва, ныне Пуховичского р-на Минской обл. Батрачил, работал учителем нач. школы. Печатался с 1926. Автор сб-ков стихов "Землянички" (1926), "Избранные стихи" (1932) и "Радостные будни" (1935), ли-рич. тема к-рых-становление и рост нового человека, преодоление индиви-дуалистич. сознания.

С о ч.: [Вершы, Мшск], 1969.

Лит.: Бярозкн Р., Уладзмр Хадыка, в его кн.: Постащ, Мшск, 1971;

ХАЗАРАДЖАТ, назв. Среднеафганских гор, в Афганистане.

ХАЗАРЕЙЦЫ, хазара, народность монг. происхождения, населяющая центр, горную часть Афганистана (Хазараджат). Общая числ. ок. 1,5 млн. чел. (1975, оценка). Говорят на особом диалекте тадж. языка (хазарагй) с большой долей монг. и тюрк. слов. По религии - мусульмане-шииты. Осн. занятия - земледелие (бо-гарное и орошаемое) и скотоводство; из ремёсел развито ткачество. В связи с малоземельем, разложением сел. общины и развитием капиталистич. отношений усиливается батрачество и приняло массовый характер отходничество в города. X. долго сохраняли независимость; в 1892 афг. эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-афганцев, к-рым он отвёл там летние пастбища.

Лит.: Народы Передней Азии, М.-Л., 1957; Давыдов А. Д., Афганская деревня, М., 1969.

ХАЗАРИЯ, 1) область кочевания хазар. Границы: зап. побережье Каспийского м. до р. Сулак в Сев. Дагестане, низовья р. Дон до места наибольшего сближения с Волгой, нижнее течение Волги, часть Северо-Каспийской низменности. 2) Территория, подчинённая хазарам. После падения в 10 в. Хазарского каганата назв. "X." долго сохранялось за Вост. Крымом.

ХАЗАРСКИЙ ГОРИЗОНТ (по назв. народности - хазары), стратиграфич. подразделение среднего и верхнего плейстоцена области Каспийского моря. Установлен рус. геологом Н. И. Андрусовым; описан П. А. Православлевым (1913). Представлен песками, глинами, ракушечниками, отлагавшимися в солоноватовод-ном изолированном бассейне. Подразделяется на нижнехазарские (гюргянские) слои с Didacna subpyramidata, D. paleo-trigonoides, D. nalivkini (средний плейстоцен) и верхнехазарские слои с D. su-rachanica (низы верхнего плейстоцена). Распространён на всех берегах Каспия, в долине Маныча, в Ниж. Поволжье. Гюргянские слои связаны с неск. трансгрессиями Каспийского моря и отвечали прохладным и влажным эпохам среднего плейстоцена. Воды трансгрессий покрывали Прикаспийскую, Зап.-Туркменскую, Куринскую низм. и через долину Маныча попадали в Азово-Черноморскую впадину. Верхнехазарские слои отвечают небольшой трансгрессии во 2-й пол. последнего межледниковья.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, раннефеод. гос. образование, возникшее в сер. 7 в. на терр. Ниж. Поволжья и вост. части Сев. Кавказа в результате распада Зап.-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат). Столицей X. к. до нач. 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Ниж. Волге. Во 2-й пол. 7 в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей X. к. К нач. 8 в. хазары владели Сев. Кавказом, всем Приазовьем, б. ч. Крыма, а также степными и лесостепными терр. Вост. Европы до Днепра. В 735 в земли X. к. через Каспийский проход и Дарь-ял вторглись арабы и разгромили армию кагана. Каган и его приближённые приняли мусульманство, к-рое, однако, получило распространение только среди части населения каганата. В 1-й пол. 8 в. часть хазар Сев. Дагестана приняла иудаизм. Осн. видом хоз. деятельности населения X. к. оставалось кочевое'Скотоводство. В долине Ниж. Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в т. ч. транзитной) торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части сев.-кавк. алан возникли оседлые поселения. Началось складывание раннефеод. отношений. Фактич. власть в гос-ве сосредоточилась в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превратился в почитаемого, но безвластного владыку.

В течение 8 в. у X. к. сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на терр. X. к. митрополию, в к-рую входило 7 епархий. В кон. 8 - нач. 9 вв. ставший во главе каганата Обадия объявил гос. религией иудаизм. В кон. 9 в. Сев. Причерноморье захватили печенеги и изгнали (895) зависимых от X. к. мадьяр к Дунаю. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала натравливать на хазар окружавших их кочевников. Но гл. силой, противостоявшей X. к., стало Древнерус. гос-во. Ещё в 9 в. рус. дружины проникли в Каспийское м. В 913-14 и 943-44 рус. войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 60-х гг. 10 в. рус. кн. Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил X. к. Были разорены гг. Итиль, Семендер, захвачен г. Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й пол. 10 в. спасти положение с помощью Хорезма. В кон. 10 в. X. к. перестал существовать .

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; П л е т н е в а С. А., От кочевий кгородам, М., 1967; ЗаходерБ. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1 - 2, М., 1962-67; Плетнева С. А., Хазары, М., 1976.

ХАЗАРСКИЙ ЯЗЫК, язык хазар. Известен по собственным именам в др.-евр., араб, и европ. источниках и по одной надписи енисейско-орхонскими буквами в др.-евр. письме, предположительно 10 в. (слово oqurum -"я прочёл"). Принадлежит к тюркским языкам. Точное место X. я. среди этих языков не установлено. Нек-рые учёные на основе свидетельства араб, географа Бальхиса и этимологии названия хазарского г. Саркел считают, что X. я. близок к булгарскому языку. Рус. учёные В. В. Григорьев, В. В. Бартольд, А. А. Куник и др., относя X. я. к языкам тюрк, группы, отмечали его генетич. связь с совр. чувашским языком. Лит.: Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в X веке, Л., ,1932; Т h .U-г у В. J., A khazar isa meltosagnevrol, "Keleti szemle", 1903, t. 4; В e л z i n g J., Das Hun-nische, Donaubplgarische und Wolgabolga-rische, в кн.: Philologiae Turcicae fundamenta, Aquis Mattiacis, 1959.

ХАЗАРЫ, кочевой тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. X. были покорены Тюркским каганатом. С сер. 7 в. создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых народов.

Лит.: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962.

ХАЗЕНКЛЕВЕР (Hasenclever) Вальтер, немецкий писатель; см. Газенклевер В.

ХАЗЕНКЛЕВЕР, Газенклевер (Hasenclever) Иоганн Петер (18.5.1810, Рем-шейд, Сев. Рейн-Вестфалия,- 16.12.1853, Дюссельдорф), немецкий живописец. Учился в дюссельдорфской АХ (с 1827). Работал в Мюнхене и Италии (1838-1842) и Дюссельдорфе (с 1842). Участник Революции 1848-49 в Германии. Один из ведущих представителей бидермейера, писал жанровые сцены ("Кабинет для чтения", илл. см. т. 3, стр. 315), портреты; создал ряд рисунков и акварелей. Лит.: С о h e n W., J. P. Hasenclever, [Dusseldorf, 1925].

ХАЗМОГАМИЯ, хасмогамия (от греч. chasma - зияние, зев и gamos-брак), опыление в цветках с раскрытым околоцветником; приспособление к перекрёстному опылению. У мн. растений с хазмогамными цветками всё же наблюдается самоопыление: напр, у гороха и др. мотыльковых в бутонах перед распусканием цветка, у иван-чая - в конце периода цветения в качестве резервного опыления на случай, если нормальное перекрёстное опыление не произошло. Самоопыление перед раскрыванием цветка является начальной стадией перехода к клейстогамии, когда функция уже изменилась (растение перешло к самоопылению), а структура осталась ещё старая (открытый околоцветник).

ХАЗМОФИТЫ (от греч. chasma - зияние, глубокая расселина и phyton - растение), растения, произрастающие в расщелинах скал; относятся к литофитам.

ХАЗНАДАР Мухаммад аш-Шадли (1881 - 1954), арабский поэт (Тунис). Зачинатель совр. тунисской поэзии. Получил хорошее образование. Выступал против франц. колон, политики, примыкал к партии "Дестур" до нач. 30-х гг., позднее (до 1946) - к партии "Старый Дестур". Часто подвергался репрессиям, но продолжал политич. борьбу. Первый диван опубл. в 1923. Творчество X. формально относится к традиц. школе, но многие его произв. созвучны течению мусульм. модернистов - салафийа. X. идеализировал прошлое арабов (стих. чПризыв") и в особенности деяния правоверных халифов, без к-рых он не представлял совр. прогресс.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избранные произведения, т. 3, М.- Л., 1956, с. 341; ПантучекС., Тунисская литература, М., 1969; Современные литературы Африки, М., 1973, с. 99. Ю. Н. Завидовский.

ХАЗРАТИШОХ, Хозретиши, горный хребет на Ю. Тадж. ССР, примыкает к зап. части Дарвазского хр. Дл. ок. 55 км. Вые. до 4088 м. Сложен конгломератами. На склонах - степная растительность и заросли полуксерофильных кустарников.

ХАИЛЬ, город на С. Саудовской Аравии, в оазисе. Ок. 20 тыс. жит. Соединён автодорогами с городами Эр-Рияд и Медина. Торгово-ремесленный центр.

ХАИН Виктор Ефимович [р. 13 (26).2. 1914, Баку], советский геолог, чл.-корр. АН СССР (1966). Чл. КПСС с 1943. После окончания Азерб. индустр. ин-та (1935) работал в геол. учреждениях Азербайджана (1935-54). Проф. Азерб. индустр. ин-та (1949-54) и Моск. ун-та (с 1961). С 1957 ст. науч. сотрудник Ин-та геохимии и аналитич. химии АН СССР, с 1972 - Геол. ин-та АН СССР. Осн. труды по региональной геологии (Кавказ, Карпаты и др.), тектонике, геологии нефти, истории геол. наук. Предложил классификацию тектонич. движений и осн. структурных элементов земной коры и уточнил нек-рые общие закономерности геосинклинального процесса; разрабатывает проблему осн. этапов эволюции земной коры. Зам. гл. редактора атласов литолого-палеогеографич. карт Русской платформы и её обрамления, а также СССР; составитель (совместно с А. Б. Ро-новым) первых карт литологич. формаций материков. Руководитель работ по составлению междунар. тектонич. карт, зам. председателя Комиссии по междунар. тектонич. картам (с 1971). Почётный доктор Парижского ун-та, почётный чл. геол. об-в Болгарии и Франции. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Геотектонические основы поисков нефти, Баку, 1954; Региональная геотектоника. Северная и Южная Америка, Антарктида и Африка, М., 1971; Общая геотектоника, 2 изд., М., 1973.

Лит.: Виктор Ефимович Хаин. (К 60-летию со дня рождения), "Вестник МГУ. Серия 1У. Геология", 1974, № 2. В. В. Тихомиров.

ХАЙАЛИА (Hialeah), город в США, на Ю.-В. шт. Флорида, сев.-зап. пригород Майами. 137 тыс. жит. (1975). Пищ., хим., металлообр., радиоэлектронная пром-сть.

ХАЙАСТАН, А и а с т а н, название Армении; букв, значение - страна хайев (хай - самоназвание армян).

ХАЙБЕРСКИЙ ПРОХОД, горный проход в хр. Сафедкох (Спингар) к Ю. от ущелья р. Кабул, близ границы между Афганистаном и Пакистаном. Дл. 53 км, шир. 15-130 м. Гл. перевал находится на вые. 1030 м. По X. п. проложена жел. дорога, проходящая со стороны Пакистана до афганской границы, и на разных уровнях - шоссе и караванная дорога Пешавар - Кабул. В прошлом имел важное воен.-стратегич. значение.

ХАЙБОВАНЬ, город в Китае, в авт. р-не Внутр. Монголия, на р. Хуанхэ. 100 тыс. жит. (1972). Трансп. узел на Баоланьской (Баотоу - Ланьчжоу) ж. д. Металлургич., маш.-строит., хим., пищ. и кож. предприятия. В р-не - добыча угля и оловянных руд.

ХАЙГЕТСКОЕ КЛАДБИЩЕ, расположено в сев. части Б. Лондона, на терр. быв. предместья Хайгет (Highgate). 17 марта 1883 на X. к. был похоронен К. Маркс; там же похоронена его жена Женни Маркс. В 1903 могилу Маркса посетили В. И. Ленин и др. делегаты 2-го съезда РСДРП. В 1954 могила была перенесена в др. часть кладбища; туда же была перенесена урна с прахом дочери Маркса Элеоноры Маркс (Эвелинг). В 1956 на могиле установлен памятник Марксу (работа скульптора Л. Брэдшоу).

На X. к. погребены также Г. Спенсер, М. Фарадей, Дж. Элиот и др. выдающиеся деятели английской науки и культуры.

ХАЙДАР АЛИ (1722 - 7.12.1782, ок. Читтура, Карнатик), правитель индийского гос-ва Майсур, организатор сопротивления англ, завоевателям на Ю. Индии. Будучи начальником воен. отряда, X. А. восиользовался междоусобной борьбой (в 1758-60) раджи Майсура с главнокомандующим майсурской армией в захватил власть в Майсуре, низведя раджу до положения номинального главы гос-ва. X. А. реорганизовал и централизовал армию: отменил систему джагиров, ввёл выплату жалованья солдатам из казны, создал обученные по европ. образцу пехотные части, усилил артиллерию. Укрепление армии X. А. проводил за счёт повышения налогов и увеличения дани с вассальных князей, что вызывало многочисленные восстания. В 1761-64 X. А. значительно расширил владения Майсура. В 1-й англо-майсурской войне 1767-69 (см. Англо-майсурские войны) X. А. подошёл к стенам Мадраса и продиктовал мир, по к-рому англичане обязывались оказывать X. А. помощь в случае войны (однако в 1770 при нападении на Майсур маратхов англичане отказали X. А. в помощи). В последующие годы X. А. отбил неск. нападений маратхов и Хайдарабада. В 1780 X. А. заключил с ними союз, ставивший целью уничтожить англ. господство в Индии. Во 2-й англо-майсурской войне 1780-84 X. А. сначала захватил у англичан почти весь Карнатик, но с сер. 1781 стал терпеть поражения, что помогло англичанам отколоть от Майсура его союзников. X. А. продолжал борьбу в одиночку. Умер в разгар войны. К. А. Антонова.

ХАЙДАР АМУОГЛЫ, X а и д а р-х а н, Гайдар-хан, Таривердиев [20.12.1880, Урмия (Резайе), - 15.10. 1921, близ Фоумена], деятель рабочего и нац.-освободит, движения Ирана. В 1886 вместе с семьёй выехал в Россию. По профессии электрик. В 1898 вступил в РСДРП. В 1900-03 работал техником в Баку. В 1903 вернулся в Иран. Работал на электростанции в г. Мешхед, затем в Тегеране. В 1905 создал в Тегеране первый с.-д. кружок. Активно участвовал в Иранской революции 1905-11. После поражения революции эмигрировал сначала в Ирак, затем в Западную Европу. После Февр. революции 1917 в России приехал в Петроград. С нояб. 1920 ген. секретарь ЦК Иранской коммунистич. партии. В мае 1921 добился восстановления единого фронта коммунистов с др. антиимпериалистич. силами в Гилянской республике(1920-21). X. А. и его товарищи, прибывшие по приглашению Кучекхана в местечко Пасихан для участия в заседании ревкома, были предательски убиты по его приказу.

Лит.: Агахи А. М., Распространение идей марксизма-ленинизма в Иране, Баку, 1961, с. 27 - 28; Иванова М. Н., Национально-освободительное движение в Иране в 1918 -1922 гг., М., 1961; Т а р и - В е р д ы М. А., Магерамов А. И., Хайдархан Аму-оглы, "Народы Азии и Африки", 1971, № 5.

ХАЙДАРАБАД, в 1724-1950 одно из крупнейших княжеств в Индии, в 1950-1956 штат (в 1951 пл. 215005 км2, нас. 18,7 млн. чел.). Княжество X. включало терр., населённые национальностями телугу, маратхи, каннара и др. Возникло в результате распада державы Великих Моголов; в 1724 наместник мо-гольских владений Биджапур и Голконда, носивший титул низам-уль-мульк ("устроитель гос-ва"), провозгласил себя независимым правителем. В 1798 он вынужден был подписать "субсидиарный" договор с Ост-Индской компанией (см. "Субсидиарные договоры"), в результате чего княжество потеряло право на самооборону, самостоят, дипломатич. связи. В княжество был назначен англ, резидент. С провозглашением независимости Индии (1947) низам после нек-рого сопротивления под давлением масс подписал соглашение о включении X. в Индийский Союз. В соответствии с конституцией в 1950 княжество X. было преобразовано в штат, главой исполнит, власти (радж-прамукхом) назначен низам. В 1956 по адм. реформе штат X. был ликвидирован. Терр. вошла в штаты Андхра-Прадеш, Майсур, Бомбей (в 1960 разделён на шт. Гуджарат и Махараштра). Ни-заму были сохранены недвижимое имущество, сокровища, назначена пенсия (в нач. 70-х гг. пенсии князьям были отменены).

Лит.: Девяткина Т. Ф., Ликвидация княжеств в современной Индии, М., 1961; White paper on Indian states, New Delhi, 1950; M e n о n V. P., The story of the integration of the Indian states, Bombay, 1956.

ХАЙДАРАБАД, город в Индии, расположен на р. Муси. Адм. ц. штата Андхра-Прадеш. 1,8 млн. жит. (1971). Торг.-трансп. узел и пром. центр Юж. Индии. Текст., кож., пищ., фармацевтич., стекольная, табачная, бумажная пром-сть; машиностроение (паровозо- и вагоно-строит. з-ды в предместье). Кустарное изготовление предметов домашнего обихода, тканей, художеств, изделий. Османский ун-т. X. основан после 1589 как столица Голконды. С 1724 по 1956 был столицей одноимённого княжества и резиденцией низамов, затем адм. ц. штата Хайдарабад, с 1956 - штата Андхра-Прадеш. Среди арх. пам.: гл. мечеть Мекка-Масджид (17 в.). В 20 в. сооружены комплекс Османского ун-та (с 1918, достройки 1960-х гг.), театр (1962, арх. М. Файязаддин и др.), многие пром., деловые, торговые и жилые здания. К 3. от X.- крепость Голконда (16-17 вв.) с комплексом купольных мавзолеев правителей Голконды. Музей Салар Джанг (европ. и вост. иск-во), археол. музей (местные древности).

Хайдарабад. Триумфальные ворота Чар-Минар. 1591.

ХАЙДАРАБАД, город в Пакистане, на р. Инд. Адм. ц. в провинции Синд. 624 тыс. жит. (1972). Крупный узел жел. и шосс. дорог, речной порт; газопровод Суй-Хайдарабад. Центр текст, пром-сти. Кож.-обув., хим., пищевкусовые предприятия; с.-х. машиностроение и судостроение. Ремёсла (ткацкое, ювелирное, гончарное). Синдхский ун-т.

ХАЙДАРКЕН, посёлок гор. типа во Фрунзенском р-не Ошской обл. Кирг. ССР. Расположен на сев. склонах Алай-ского хр., на вые. 2000 м, в 83 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Фергана. Добыча ртутных руд.

ХАЙДАР-ХАН, Хайдар Амуоглы (1880-1921), деятель рабочего и нац.-освободит, движения Ирана. См. Хайдар Амуоглы.

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26.9. 1889, Мескирх, Баден, - 26.5.1976, там же), немецкий философ-экзистенциалист. Учился во Фрейбургском ун-те у Г. Риккерта. С 1916 ассистент Э. Гуссерля. Проф. Марбургского (1923-28) и Фрейбургского (1928-51, в 1933-34 - ректор) ун-тов. В 1945 был уволен за сотрудничество с нацистами.

В мировоззрении раннего X. слились различные тенденции идеалистич. философии кон. 19 - нач. 20 вв.: феноменология Гуссерля и М. Шелера, философия жизни В. Дилътея, отд. мотивы диалектической теологии. В соч. "Бытие и время" (1927) X. ставит вопрос о смысле бытия, к-рый, по его мнению, оказался "забытым" традиц. европ. философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, X. хочет раскрыть "смысл бытия" через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия ("открыто" бытие). По X., онтологич. основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия. X. стремится переосмыслить европейскую фил ос. традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого "неподлинного" понимания бытия X. видит в абсолютизации одного из моментов времени - настоящего, "вечного присутствия", когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов "теперь", в физическое (по X., "вульгарное") время. Осп. пороком совр. науки, как и европ. миросозерцания вообще, X. считает отождествление бытия с сущим, с эмпирич. миром вещей и явлений.

Переживание временности отождествляется у раннего X. с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем даёт личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что "мир вещей", мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Такие понятия, как "страх", "решимость", "совесть", "вина", "забота" и т.п., выражают у X. духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность. В дальнейшем, с сер. 30-х гг., на смену им п