БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ентирование звуковой и графич. "оболочек" текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций; фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, матем. знаков). В живописи (близкой в некоторых приёмах франц. кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, лит. подосновой) динамику мира призваны были выразить "вызванные движением" совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся "силовым" линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг "обтекаемых" или угловатых объёмов. Ряд фантастич. проектов "городов будущего" оставили архитекторы-футуристы.

Жёсткий механицизм эстетики Ф., по-литич. "активизм" группы Маринетти (в т. ч. милитаристская и щовинистич. пропаганда) привели в 1913-15 к расколу движения. В 20-е гг. нек-рые его участники пришли к апологии фаш. режима, видя в нём воплощение мечты о великом будущем Италии; другие же вообще отказались от принципов Ф.

В России движение Ф. отчётливо проявилось в лит-ре и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной - петерб. "Гилей" (Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц; первые издания-сб-ки "Садок судей", 1910, "Пощёчина общественному вкусу", 1913), петерб. "Ассоциации эгофутуристов" (И. Северянин, К. К. Олимпов и др.; первое издание-"Пролог эгофутуризма" Северянина, 1911), промежуточных моек, объединений "Мезонин поэзии" (В. Г. Шерше-невич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренёв) и "Центрифуга" (С. П. Бобров, И. А. Аксёнов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристич. групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси. Лит-pa Ф. была связана с "левыми" течениями в изобразит, иск-ве (особенно тесными были контакты "Гилей" с группой М. Ф. Ларионова "Ослиный хвост" и петерб. "Союзом молодёжи"). Сходство идейных и эстетич. взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творч. интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии), их частые совместные выступления закрепляли название "Ф." за "левыми" течениями в живописи. Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок ("Мишень", 1913, "№ 4", 1914, "Трамвай Б", "О, 10", 1915, и др.), Ф. не выразился в рус. живописи ни в итал. варианте (исключение - отд. работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни к.-л. другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: "постсе-заннизм" ".Бубнового валета", декоративный нац. вариант кубизма, поиски, созвучные нем. экспрессионизму и франц. фовизму или же близкие примитивизму, "беспредметничеству", дадаизму.

Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократич. настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, рус. Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие бурж. действительности, протест против подавления личности совр. механистич. цивилизацией, так и анархич. бунт ради бунта, нигили-стич. отрицание всех культурных и лравств. ценностей "старого мира". В Ф. соединялись как требование демократизации иск-ва, презрение к иск-ву "элиты", так и крайний индивидуализм, провозглашение абсолютной автономности творчества. Столь же противоречивой была и практика рус. Ф. Наряду с программным освоением новейших сфер человеческого опыта, урбанистич. видениями, глобальными масштабами поэтич. предчувствий, наряду с воинствующим антиэстетизмом и эпатажем, демонстративным разрушением художеств, традиций рус. футуристы отдавали дань историко-культурным реминисценциям, фольклорности и архаике, интимизму и чисто лирич. эмоциональности. Приняв своё "видовое имя" от итал. Ф., рус. футуристы, называвшие себя также "будет-лянами" (круг "Гилей"), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. Рус. футуристы, особенно "гилейцы", настойчиво утверждали самобытность генезиса рус. Ф. ("Нам незачем было прививаться извне - мы бросились в будущее от 1905 года"-Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью рус. футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914).

Поэты "Гилей", ведущей группы рус. Ф., отождествили поэтич. слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физич. данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естеств. или искусств, структурой. Т. о., поэтич. слово мыслилось ими универсальным "материальным" средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая осн. критерием стихотворного текста "затруднённость" его восприятия, "гилейцы" следовали в создании поэтич. конструкции логике пространств, иск-в (прежде всего новейших течений в живописи - кубизма и др.; отсюда их название -"кубофутуристы"), стремились к семантич. "уплотнённости", к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластич. характеристики -"плоскость", "фактуру", "сдвиг" и т. п. Это вело к поискам "самовитого слова", т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к обилию поэтич. неологизмов и пренебрежению грамма-тич. законами, в конечном итоге - к зауми. В контекст поэтич. значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографиров. издание). Отождествление слова с фактом, программная ориентация на современность и антиэстетич. реальность вводили в поэтич. ткань материал, прежде чуждый поэзии,- вульгарную лексику, прозаиз-мы гор. быта, проф. жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, "кубофутуризм" смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исто-рич. перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи.

Наряду с общей разнородностью ответвлений Ф. в 10-е гг. происходило расслоение и внутри отд. группировок. Так, внутри "Гклеи" контрастировали социальный пафос Маяковского (не случайно особо отмеченного М. Горьким) и замкнутое в абстракциях словотворчество Кручёных; эгофутуризм со временем оказался представленным творчеством одного Северянина, варьировавшего же-манно-экзотич. мотивы ранних "поэз",

Политич. позиция рус. Ф.,обозначившаяся в годы 1-й мировой войны в антивоен. выступлениях Маяковского, Хлебникова, Асеева, ясно проявилась после Октября.

Приняв установление Сов. власти, большинство футуристов активно участвовало в её политико-агитац. начинаниях; исключит, роль принадлежит здесь Маяковскому. Однако претензии нек-рызв футуристов на "государственное искусство", усилившееся в революц. период нигилистич. отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП(б) ' "О пролеткультах" (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы "150000000" Маяковского. Мн. поэты, ранее входившие в футуристич. группы, объединились в ЛЕФ. В 20-е гг. отд. тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. Нек-рые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак).

Лит.: Тастевен Г., Футуризм, М., 1914; Луначарский А. В., Футуристы..., Собр. соч., т. 5, М., 1965; П е т р о-ч у к О., Футуризм, в сб.: Модернизм, М., 1973; dough R. Т., Futurism, N. Y.,1961; Poeti futuristi. A cura di G. Ravegnani, Mil., 1963; Baumgarth Chr., Geschichte des Futurismus, Reinbek i Hatnb., 1966; ll futurismo, в кн.: L'arte moderna, v. 13 - 14, Mil., 1967: Rye J.. Futurism, L., 1972: Luci-ni G. P., Marinetti. Futurismo. Futuristi, Bologna, [197.5].

Ф. в России: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Л у н а ч а р с к " и А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, т. 7, М., 1967; Горький М., О футуризме, "Журнал журналов", 1915. № 1; Ч у к о в с кий К., Футуристы. П., 1922; Горлов Н., Футуризм и революция..., М., 1924 К р у ч ё н ы х А., 15 лег русского футуризма, М., 1928; Литературные манифесты..., 2 изд., М., 1929; Манифесты и программы русских футуристов, hrsg. von V. Markov, Munch., 1967; Тимофеева В. В., Поэтические течения в русской поэзии 1910-х гг., в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969) В о wr а С. М., The creative experiment, L., 1949; Tschizewskij D. Anfange des rus-" sischen Futurismus, Wiesbaden, 1963; Baum" garth С h., Geschichte des Futurismus, Bd 2, Hamb., 1966; Markov V., Russian futurism: a history, [L., 1969].

Е. Ю. Сапрыкина (Ф. в итал. лит-ре), В. А. Марков.

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum ~ будущее и... лог ия), вшироком значении-• совокупность представлений о будущем Земли и человечества, в узком - область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики. В СССР термин "Ф." большей частью употребляется для обозначения совр. немарксистских концепций будущего (бурж. Ф.). Термин "Ф." предложил в 1943нем. социолог О. Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой "философии будущего", к-рую он противопоставлял идеологии и утопии. В нач. 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле "истории будущего", "науки о будущем", призванной монополизировать прогностические (предсказатель-ные) функции существующих науч. дисциплин. Но так как перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин "Ф." ввиду многозначности и неопределённости с кон. 60-х гг. вытесняется термином "исследование будущего", к-рый подразумевает совокупность теории и практики прогнозирования. Понятие Ф. на Западе сохранилось преим. в виде образного синонима "исследования будущего". С 1973 существует Всемирная федерация исследований будущего, в к-рую входит ряд прогностич. науч. об-в, в т. ч. Исследовательский комитет по Ф. Междунар. социологич. ассоциации. В бурж. Ф. можно выделить неск. течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. господствовало открыто апологетическое, к-рое опиралось на разного рода технологические теории (см. также "Постиндустриальное общество") и пыталось доказать жизнеспособность гос.-моно-полистич. капитализма, возможность его модернизации [Д. Белл, Г. Кап (США), Р. Арон, Б. де Жувенель (Франция)]. Представители реформистского течения доказывали необходимость "конвергенции" капитализма с социализмом [Ф. Ба-аде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), И. Галтунг (Норвегия)], леворадикального - неизбежность катастрофы "зап. цивилизации" перед лицом науч.-технич. революции [А. Уоскоу (США) и др.]. С кон. 60-х гг. бурж. Ф. переживает кризис. В нач. 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, к-рое выступило с концепцией неизбежности "глобальной катастрофы" при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом сложном, апологетическом по своей сути течении приобрёл т. н. Римский клуб, включающий видных зап. учёных, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось "глобальное моделирование" перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. При этом участники этих исследований разделились на два осн. направления: одни из них развивают идеи социального пессимизма [Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Гейл-броунер (США)], другие ("технооптими-сты") пытаются обосновать возможность избежать катастрофы с помощью "оптимизации" гос.-монополистич. капитализма [А. Тофлер, М. Месарович, Э. Лас-ло (США), Э. Пештель (ФРГ), К. Фри-мен, В. Феркисс (Великобритания), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эррера (Аргентина) и др.]. Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной Ф. противостоит марксистско-ленинское науч. предвидение, к-рое опирается на теоретич. положения диалектич. и историч. материализма. См. Научный коммунизм, Предвидение научное.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Л е-н и н В. И., О научном коммунизме. [Сб. ст.], М., 1963; Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964; Э д е л и н г Г., Прогнозирование и социализм, пер. с нем., М., 1970; Будущее человеческого общества, М., 1971; Ожегов Ю. П., Проблема предвидения в современной буржуазной идеологии, Новосиб., 1971; его же, Социальное прогнозирование и идеологическая борьба, М., 1975; Араб-О г л ы Э. А., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Лавалле Л., За марксистское исследование будущего, пер. с Франц., М., 1974; J u n g k R., Die Zukunft hat schon begonnen, Hamb., 1964; J о и v e-nel des Ursins B. de, L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Flechtheim О. К., Futurologie. Der Kampf urn die Zukunft, Koln, 1970; Toffler A., Future shock, N. Y., 1970; В e 1 1 D., The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting, N. Y., 1973; The limits to growth, N. Y., 1972; Mesarovic M., Pestel E., Mankind at the turning point, N. Y., 1974.

И. В. Бестужев-Лада.

ФУТШТОК (от нем. FuBstock), рейка (брус) с делениями, установленная на водомерном посту для наблюдений уровня воды в море, реке или озере. Основные морские Ф. служат для изучения изменения уровня в данном месте, определения среднего уровня моря и установления начального уровня для исчисления высот и глубин. Материалы наблюдений на основных Ф. совместно с материалами нивелирования между Ф. используются для определения разности уровней разных морей и изучения вертикальных движений земной поверхности. На вспомогательных морских Ф., а также на речных и озёрных Ф. проводятся наблюдения для решения местных технич. задач, возникающих, напр., при строительстве портов и различного рода гидро-технич. сооружений. От нуля Кронштадтского Ф. в СССР измеряют абсолютные высоты.

ФУЦЗЯНЬ, провинция в Вост. Китае, преим. на побережье Вост.-Китайского моря и Тайваньского прол., б. ч. в басе, р. Миньцзян. Рельеф гористый (вые. до 2158 м -г. Уишань). Пл. 120 тыс. км2. Нас. 17,5 млн. чел. (1975). Адм. ц.-г. Фучжоу.

Основа экономики - с. х-во, преим. земледелие. Обрабатываемые земли (св. 12% терр. провинции) сосредоточены гл. обр. на приморских низменностях и в речных долинах; на горных склонах -террасированные поля. Орошается более 70% возделываемой площади. За год собирают 2 урожая продовольств. культур (на юге -3 урожая). Осн. продовольств. культуры - рис и батат; технич. культуры - сах. тростник, табак, масличная камелия, арахис. Тропическое плодоводство (цитрусовые, лунъ-янь, личжи, бананы и др.) и чаеводство (Ф.-один из гл. р-нов произ-ва чая в стране). Животноводство, в т. ч. шелководство. Заготовка древесины коры камфарного дерева, плодов лакового дерева, бамбука. Один из гл. р-нов рыболовства в Китае. Добыча жел. руды, кам. угля, марганцевой руды, алюминиевого сырья, соли (из морской воды). Осн. отрасли обрабат. пром-сти: пищ. (чаеобр., сах. и др.), де-ревообр., текст, (произ-во шёлковых тканей), бум. Имеются предприятия чёрной и цветной металлургии, машиностроения. Кустарная пром-сть и ремёсла (фарфоровые изделия, лаковые, бамбуковые изделия и др.). Б. ч. пром-сти провинции размещается в р-нах гг. Фучжоу (судостроение, деревообработка, чаеобработ-ка) и Сямынь [(Амой); металлообработка и пищ. пром-сть], а также в гг. Наньпин, Чжэнчжоу, Цю-аньчжоу. Судоходство по р. Миньцзян; гл. речные порты - Наньпин и Фучжоу. Гл. мор. порт - Сямынь. К.Н.Черножуков.

С глубокой древности терр. совр. Ф. заселяли различные некитайские племена. В 3-2 вв. до н. э. она входила в состав гос-ва, известного под назв. Минъюэ, а на рубеже н. э. была захвачена кит. правителями. В 7-10 вв. терр. Ф. стала усиленно заселяться кит. переселенцами, к-рые ассимилировали местное коренное население. При династии Тан (7-9 вв.) эта терр. получила назв. Ф. Во 2-й пол. 17 в. терр. Ф. явилась одним из р-нов активного народного сопротивления маньчжурским завоевателям Китая. Пров. Ф. была создана при маньчжурской династии Цин в кон. 17 в. По Нанкин-скому договору 1842 порты Сямынь и Фучжоу в Ф. были открыты для иностр. торговли. В 1853 в Ф. произошло крупное антицинское нар. восстание под рук. тайных об-в. С кон. 19 в. Ф. стала "сферой влияния" Японии. В 1929-30 в зап. и сев. частях Ф. были созданы два советских р-на (см. Советы в Китае). В нояб. 1933 в Ф. произошло восстание 19-й гоминьдановской армии против пр-ва Чан Кай-ши (подавлено в нач. 1934). В 1937-45 прибрежные р-ны Ф. находились под япон. оккупацией. Нар.-освободит, армия Китая освободила Ф. от власти гоминьдановцев в авг.-окт. 1949. В. П. Илюшечкин.

ФУЧЖОУ, город на В. Китая, на р. Миньцзян, близ её впадения в бост.-Китанское м. Адм. центр пров. Фу-цзянь. 740 тыс. жит. (1975). Крупный торг, порт (аванпорт Мавэй, доступный для морских судов); вывоз чая, леса, камфары, фруктов, бумаги, изделий из лака. Пищ. (чаеобр., сах.), дерево-обр., бум., металлургич. и металлообр. пром-сть. Судоверфь(в пригороде Мавэй). Один из крупнейших центров рыболовства и мор. промысла страны. Ф.-центр производства художественных лаковых изделий, расписных или украшенных резьбой и инкрустацией (чайные, кофейные сервизы, вазы, ширмы, столы), фарфора, изделий из бамбука и кожи.

Ю. Фучик.

ФУЧИК (Fucik) Юлиус (23.2.1903, Прага,- 8.9.1943, Берлин), деятель чехословацкого коммунистического движения, писатель, критик, журналист. Нац. герой ЧССР. Член КПЧ с 1921. Учился на филос. ф-те Пражского ун-та. С 20-х гг. один из ред. печатных органов КПЧ -газ. "Руде право> ("Rude pravo"), журн. "Творба" ("Tvorba"). Репортажи и очерки Ф. были выдающимися образцами парт, публицистики тех лет. В центре лит.-кри-тич. интересов Ф.- разработка концепции социалистич. иск-ва. В 1930 и 1934-1936 был в СССР, к-рому посвятил кн. "В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём" (1932) и обширный цикл художеств, очерков. Многообразная деятельность Ф. 2-й пол. 30-х гг. проникнута духом антифаш. борьбы. По заданию партии писал боевые статьи, в к-рых призывал народ к отпору фаш. захватчикам (вошли в сб. "Мы любим свой народ", 1948). В период гитлеровской оккупации Чехословакии опубл. под псевдонимом цикл патриотич. статей и эссе о лучших представителях демокра-тич. культуры (Б. Немцовой, К. Гавличе-ке-Боровском, Я. Неруде и др.). С 1941 Ф.как член нелегального ЦК КПЧ руководил подпольными изданиями партии, в к-рых были опубл. его обращения к чеш. народу. В апр. 1942 арестован гестапо, летом 1943 увезён в Германию и казнён.

Находясь в застенках пражской тюрьмы Панкрац, создал кн. "Репортаж с петлей на шее" (опубл. в 1945; рус. пер. под назв. "Слово перед казнью", 1950, переведена ещё на 70 языков)- документаль-но-художеств. свидетельство о героизме борцов антифаш. Сопротивления, одно из значит, произв. социалистич. реализма в чеш. лит-ре. В книге суммированы размышления Ф. о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. Междунар. пр. Мира (1950, посмертно). В ЧССР учреждена Союзом журналистов премия им. Ф.

Соч.: Dilo, sv. 1 - 12, [s pfedmluvami G. Fucikove a L. Stolla], Praha, 1945-63; в рус. пер. - Избранное. Предисл. Н. Николаевой, М., 1973; О театре и литературе. Сб. статей, М. - Л., 1964.

Лит.: Вановская Т. В., Юлиус Фучик. Очерк жизни и творчества, Л., 1960; Богданов Ю. В., Юлиус Фучик, в кн.: Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., М., 1963; ФучиковаГ., Воспоминания о Ю. Фучике, 3 изд., М., 1973; F u-с 1 k о v a G., Zivot s Juliem Fucikem, [Praha, 1971]; Dostal y., Smer Wolker li-terarniho kritika Julia Fucika..., Praha, 1975. Ю. В. Богданов,

ФУШЕ (Fouche) Жозеф (21.5.1759, Ле-Пельрен, близ Нанта, - 25 или 26. 12.1820, Триест), французский политич. и гос. деятель. Получил духовное образование. В 1791 стал чл. Якобинского клуба (в Нанте). Избранный в 1792 в Конвент, сначала был близок к жирондистам, затем примкнул к якобинцам. Голосовал за казнь Людовика XVI. Будучи комиссаром Конвента в ряде департаментов Франции, проявил крайнюю жестокость при подавлении контрреволюц. мятежей, казня подчас невиновных; активно проводил политику дехристианизации. Сблизился с эбертистами. Исключён из Якобинского клуба в июле 1794. Был одним из организаторов и руководителей термидорианского переворота (27-28 июля 1794). В период Директории (1795-99) занимал дипломатич. посты; в августе 1799 был назначен мин. полиции. Изменив Директории, оказал поддержку Наполеону Бонапарту в осуществлении гос. переворота 18 брюмера (9-10 ноября 1799). Оставшись на посту мин. полиции, создал разветвлённую систему политич. разведки, провокаций и шпионажа, стал одним из влиятельных деятелей гос-ва. Наполеон, обеспокоенный могуществом Ф., ликвидировал в 1802 министерство полиции, но Ф. активно участвовал (используя личную полицию) в раскрытии антинаполеоновского заговора Кадудаля. В 1804 министерство было восстановлено, и министром вновь стал Ф. В 1809 получил титул герцога Отрантского и значит, поместье. Усомнившись в прочности империи, Ф. вступил в тайные переговоры с Великобританией; уличённый Наполеоном в двойной игре, в 1810 был уволен в отставку. В 1813-14 Ф. - губернатор Иллирийских провинций. После крушения империи Наполеона оказался в рядах горячих приверженцев Бурбонов, что не помешало ему в период "Ста дней" (1815) снова перейти на сторону Наполеона и принять от него в третий раз пост мин. полиции. После вторичного отречения Наполеона возглавил Исполнительную комиссию Временного пр-ва и, предавая Наполеона, ревностно занялся подготовкой 2-й реставрации Бурбонов. По возвращении к власти Людовика XVIII (1815) был назначен мин. полиции, но по требованию ультрароялистов был снят с этого поста в том же году и направлен посланником в Дрезден (Саксонское королевство). После декрета 1816 об изгнании из Франции "цареубийц" (действие к-рого распространялось и на Ф.) Ф., потерявший место посланника, уехал в Триест, где, приняв австр. подданство, провёл конец жизни.

Соч.: Memoires, v. 1 - 2, P., 1967.

Лит.: Цвейг С., Жозеф Фуше, Избр. произв., пер. с нем., т. 2, М., 1957; М a d е-1 i n L., Fouche, 2 ed., P., 1955; К a m m a-с h е г L., J. Fouche, P., 1962.

В. А. Дунаевский.

ФУШУНЬ, город в Сев.-Вост. Китае, в пров. Ляонин, на р. Хуньхэ. 1080 тыс. жит. (1974). Один из важнейших центров тяжёлой пром-сти страны. Коксохимич. пром-сть, произ-во минеральных удобрений, кислот, синтетического горючего; чёрная металлургия, выплавка алюминия, цем. пром-сть, горное и электротехнич. машиностроение. В р-не - крупная добыча кам. угля и горючих сланцев, жел. руды и алюминиевого сырья.

ФУЭГО (Fuego), действующий вулкан в Центр. Америке, на Ю. Гватемалы, вблизи древней столицы Гватемалы -г. Антигуа. Вые. 3763 м. Извергался в 1880.

ФУЭНТЕОВЕХУНА (Fuenteovejuna, Fuente Obejuna), город на Ю. Испании, в Андалусии, в пров. Кордова. 9,2 тыс. жит. (1970). Предприятия пищ. (муко-молье, виноделие, произ-во оливкового масла), кож. пром-сти. В районе Ф. -добыча угля, свинца и ртути.

ФУЭНТЕС (Fuentes) Карлос (р. 11. 11. 1928, Мехико), мексиканский писатель. Получил юридич. образование. В 1954 выступил со сб. рассказов "Замаскированные дни". Романы "Область наипро-зрачнейшего воздуха> (1958), "Чистая совесть" (1959) и "Смерть